Выстрел в спину, или подлое убийство 6000-летней давности
В 1988 году в гроте (позже он получит название пещера Шамана) на Дождевом камне тагильским археологом Ю.Б. Сериковым было найдено два захоронения – в одном лежала женщина, в другом нашли мужчину.
Захоронение женщины было найдено недалеко от входа в грот. Оно, к сожалению, сохранилось лишь частично. Одежда ее была богато украшена: семьдесят три клыка выдры, два зуба северного оленя, два резца лося, зуб медведя. Учитывая всю неординарность в выборе убранств, ученые пришли к выводу, что найденная женщина – помощница шамана.
Захоронение мужчины, находящееся внутри грота, оказалось еще более интересным. Оно принадлежало самому шаману, возраст которого варьировался от 40 до 45 лет. Мужчина лежал на спине в скрюченном положении. На голове была надета шапка с клыком лисы, на поясе висели костяной гарпун и десять зубов бобра, а на штанах и сапогах были костяные подвески. На груди его красовался шлифованный нож, а рядом лежали колчан со стрелами, керамические черепки, сумка с орудиями и расколотые кости животных. Исследования показали, что останкам около 6,5 тысяч лет. Интересно, что смерть шамана была неестественной – между шейными позвонками мужчины был найден наконечник каменной стрелы.
Причиной убийства древними людьми шамана могла заключаться в старости и приближении смерти «посланника богов» (считается, что смерть была ритуальной). В те времена у некоторых народов существовал закон, запрещающий шаману умирать своей смертью – считалось, что связанные с ним миры погибнут вслед за ним. Орудие убийства тоже было выбрано не случайно – культ лука и стрелы занимал особое место в жизни древнего человека, подразумевая силу. Так, душа убитого стрелой шамана по ее оперению переходила в мир иной, и он уже не влачил бы прежнее дряхлое существование, а обрел бы прежнюю силу.
Помощница же была убита вслед за шаманом, и похоронена у входа, чтобы не дать душе убитого покинуть пещеру.
Клозет алакульской культуры
Раскопки на Урале ведутся регулярно и обычно их результатами становятся орудия труда, оружие, фрагменты керамики, украшения, кости и другие предметы культуры древних людей. Однако летом 2012 южноуральские археологи нашли предмет более приземленный, а именно туалет эпохи бронзы (кто бы мог подумать, что уже тогда люди были столь цивилизованы).
Изначально археологи обнаружили колодец. У колодца полностью сохранилась оплетка из березовых прутьев, что участники экспедиции посчитали большой удачей. А в верхней части сооружения они обнаружили коричневую рыхлую структуру. И только после того, как археологи набрали полный мешок окаменелых человеческих экскрементов, стало ясно, что колодец скрывает в себе нечто большее. Обычно подобные бытовые моменты остаются за рамками исследований.
Находка была сделана в поселении Чебаркуль-3, на месте бывшего проживания алакульской культуры.
Синеглазовские курганы
Копейская округа была обжита нашими древними земляками ещё в каменном веке. В раннем железном веке в этих местах обитали саки, савроматы и сарматы, их курганы исследованы возле озера Синеглазово.
В начале 20 века археолог Н.К. Минко собрал сведения более чем о тысяче курганов в окрестностях Челябинска, преимущественно в восточной, озерной части, в том числе и на территории Копейска, и раскопал не менее 110 из них.
На сегодня государством охраняются 35 археологических памятников вблизи озер Смолино, Синеглазово и Первое. Особую ценность представляют средневековые курганы на озере Синеглазово, 14 из них успели раскопать до их уничтожения, 10 из которых Н.К. Минко в 1908-1909 годах отнес к могилам угров, возможно, мадьярского союза, часть которого ушла на Дунай и основала там современную Венгрию.
В глубокой древности местные озера были рыбными, поэтому в каменном веке на их берегах и заселялись люди. Летом в 1925 году была сильная засуха, Смолино обмелело на 3,5 метра, тогда и обнаружили останки мастерской пяти тысячелетней давности. Нашли множество кремневых орудий и целые кучи сколов и отщепов. Похоже здесь находилась мастерская каменного века. Часть ножей, скребков найдена недоделанными, здесь же кремневые осколки – «отходы производства», все равно, что стружка в токарном цехе.
В смолинских захоронениях и на древних стоянках найдено немало лошадиных костей, больше, чем костей других животных. В то время наши земляки не только охотились на диких лошадей( охота в эпоху рыболовства была подспорьем). Они тогда уже одомашнивали степных скакунов. Раскопки заставляют предполагать ,что лошадь была впервые приручена в степях Евразии.
Вот два захоронения. Одном - останки женщины с ребенком. Бронзовые заклепки на истлевшей одежде, золотые серьги, голубые и белые бусы, черепки посуды и бронзовый крест – символ огня и солнца. В другом – останки мужчины. Железный меч и колчан – 40 бронзовых наконечников стрел. Яичная скорлупа. Лошадиные кости. Судя по всему, это захоронения ранних сорматов, что обитали в наших местах в первом тысячелетии до нашей эры. Меч воина уже железный, а украшения, предметы обихода, наконечник стрел бронзовые – так называемый ранний железный век — это сарматские захоронения. В могилу воина клали его верного друга – коня. Сарматы считали, что умирая, их сородич переходит в иной мир. Оттого и забота: в захоронениях различные вещи, украшения, остатки горшков – в ник клали пищу.
В 1959 году археолог В.С. Стоколос исследовал 2 кургана Синеглазовского могильника. В одном из них обнаружена могильная яма с останками мужчины, одетого при захоронении в халат из расписного шелка. На запястье левой руки умершего надет серебряный браслет, на безымянном пальце правой руки – серебряный перстень с камнем. В могильной яме найдено оружие, останки конской сбруи , в изголовье серебряная чаша с гравированным орнаментом на дне. Курган датирован IX-X вв.н.э. , могильник предположительно сооружен населением мадьярского и кимако-кыпчакского происхождения.
Последним на озере Синеглазово в 1980 году было исследовано поселение эпохи бронзы на юго-восточном берегу, недалеко от деревни. Вероятно, это последняя находка на берегах озер, все они сегодня заняты строениями и садовыми участками.
Движение – жизнь после жизни
Эта находка была сделана в одном из городищ легендарной Страны городов – Синташте. На сегодняшний день – это самое изученное поселение всей Страны городов. С момента первых раскопок в 1972 году, археологи исследовали более 46% площади.
Источник фотографии: cheltv.ru
Найденные здесь древности дали начало обозначению культуры эпохи бронзового века местной территории – она была названа «Синташтинской культурой», к которой отнесли все городища Страны городов.
Среди этих древностей особенно выделяются могильники, в общей сложности, содержащие 49 захоронений. Мужчины в них были уложены на спину с поднятыми коленями. Однако в могилу их отправляли не в одиночестве – рядом с телами были обнаружены останки лошадей, ноги которых были уложены таким образом, будто они бегут. В целом получалась, хоть и динамичная, но достаточно странная картина.
Также в городище было обнаружено два жертвенника, где сохранились кости и черепа жертвенных животных – быков, лошадей, баранов.
Находки каменного века.
Королев Александр
В Челябинской области насчитывается свыше 3 000 археологических памятников, которые отнесены к каменному, бронзовому и раннему железному веку, Средневековью.
В 1983 году в песчаном карьере близ станции Потанино ковш экскаватора Александра Голощапова захватил булыжничек, отмыв каменный колобок рабочий обнаружил каменную головку человека серо-зеленого цвета, в дальнейшем это открытие называли «двуликим Янусом» или зеленым человечком. Возраст скульптурки – более трех тысячелетий. Голова человека высечена из песчанника мелкими колющими ударами острым предметом, а затем шлифовалась, а так как лежала в глине, то хорошо сохранилась.
Голова явно мужская, вытачивали явно с натуры, половина лица серьезно, половина улыбается. Челябинский археолог профессор Г.Б. Зданович считает, что это портрет божественного предка – родоначальника. Поначалу древние считали таковыми разных зверей и птиц, позднее стали почитать мать-прародительницу, но прошла пора матриархата, наступил патриархат, а с ним время грозных богов мужского пола.
Этот божок именно той спорной поры, когда матриархат сдавал свои позиции патриархату. Жрицы были ещё грозными, жестоко карали мужчин, которые начали набирать силу и утверждать богов своего начала. Происходило это в пору перехода из каменного века в бронзовый. Мужские божества первой поры были маленькими, лишь тысячелетия спустя они выросли в своих размерах. Жрицы строго карали за поклонение новым мужским богам. Мужчины побаивались и устраивали моленья своим идолам на стороне , в глухих урочищах, а после прятали их, поэтому они были и невелики.
Смолино
Смолино
Сообщение Анатолич74 » 02 окт 2006, 11:20
Сообщение kno » 27 ноя 2006, 16:50
Сообщение хок » 18 дек 2006, 20:39
Сообщение Анатолич №2 » 29 янв 2007, 12:34
Сообщение Анатолич74 » 10 фев 2007, 21:11
Сообщение Alex » 12 фев 2007, 10:45
Сообщение Fduch » 03 мар 2007, 20:45
Сообщение Silver » 21 мар 2007, 18:31
Смолино
Сообщение Silver » 26 мар 2007, 21:49
Сообщение kno » 27 мар 2007, 07:23
Смолино
Сообщение Silver » 31 мар 2007, 21:39
Re: Смолино
Сообщение Fduch » 07 апр 2007, 21:42
Сообщение Бордунов Михаил » 20 апр 2007, 07:52
Сообщение Бордунов Михаил » 23 апр 2007, 08:26
Сообщение kapel_7 » 23 апр 2007, 08:28
Сообщение Бордунов Михаил » 23 апр 2007, 08:30
Сообщение Бордунов Михаил » 04 май 2007, 08:13
Смолино
Сообщение Жекка » 14 авг 2007, 16:23
На двух водоемах Челябинска введен временный запрет на пользования плавсредствами. Мимо проходит гостевой маршрут 14.08.2007 13:10 Очередные ограничения ждут жителей Челябинска в связи с проведениями антитеррористических учений стран-участниц ШОС на Южном Урале. С 15 по 17 августа водится временный запрет на пользование плавательными средствами на озерах Первом и Смолино, расположенных в границах Челябинского городского округа.
В эти дни будет нельзя пользоваться не только моторными лодками и катерами, но и скутерами и даже обыкновенными весельными лодками. За соблюдением запрета будет следить инспекция по маломерным судам, чьи наряды в эти дни ждет значительное усиление. Ограничения связаны с тем, что мимо берегов водоемов пролегает так называемый гостевой маршрут, по которым из Челябинска на чебаркульский полигон и обратно проследуют VIP-кортежи.
Озеро — источник питания
Водоем сильно уменьшился в начале прошлого века. В летние месяцы 1925 года, воспользовавшись такой ситуацией, на образовавшихся отмелях начали свои работы археологи. И нашли скребки из кремния, всевозможные пилки, ножики, лезвия. Это было не что иное, как «мастерская» первобытных людей. Здесь они делали разные орудия труда и быта. Тогда же учеными были раскопаны и курганы – несколько древнейших захоронений.
Судя по уникальным найденным вещам, эта местность была густо заселена.
Первые обитатели здешних мест были, конечно же, рыболовами. А чем еще заниматься, если рядом столь простой и никогда не иссякаемый источник питания? Видно, в этом причина того, что около озера Смолино больше всего было стоянок людей.
Ели рыбу. Места ловли, между прочим, называются саймами. Эти самые точки и сегодня знают хорошо челябинские любители посидеть с удочкой. Также древние жители здесь занимались охотой, в округе ягоды собирали, коренья. Разводили скот.
Вид «сверху»
Чтобы увидеть озеро Смолино (Челябинск) «сверху», достаточно взять географическую карту. И станет ясно: вот на юго-востоке изображения – голубое «пятно». Территориально этот оазис «принадлежит» двум районам (Ленинскому, также Советскому). На одном береге расположилась Смольноозерная заимка (поселок). Тут жилые районы, дома. На втором — деревушка и поселок дачников Исаково.
На западе – место, куда любят приезжать челябинцы и туристы. Здесь прекрасный пляж, немало баз отдыха. А сколько спортивных площадок! Кафе тоже достаточно, чтобы не остаться голодным.
И еще момент. У озера Смолино пока, к счастью, нет хозяина – частника. Поэтому любоваться и пользоваться уникальными красотами можно совершенно бесплатно.
Кочевницы с другой планеты, или аркаимская инопланетянка
Летом 2015 года археологи приступили к раскопкам 15 курганов, обнаруженных в нескольких километрах от Аркаима. Работа археологов практически сразу была вознаграждена необычной находкой – скелетом тела женщины-кочевницы с непропорционально вытянутым черепом. Древнюю жительницу Урала тут же окрестили инопланетянкой.
Восстанровленный образ кочевницы/ Источник фотографии: заповедник Аркаим
Ученые, исследовав место захоронения и саму «инопланетянку», пришли к выводу, что останки принадлежат культуре сарматов, а деформация черепа – возможная дань уважения моде того времени, либо отличительный знак принадлежности к конкретной касте. Позже, аркаимская кочевница заинтересовала антрополога Алексея Нечвалода, который вызвался восстановить ее лицо при жизни. Исходя из этой работы, южноуральская инопланетянка – пожилая женщина с морщинами и сединой в волосах.
В следующем году челябинские археологи обнаружили «сестру» аркаимской кочевницы. Ее голова также имела непривычно вытянутую форму. Вокруг останков были обнаружены ритуальные предметы – бусины, инструменты для прядения, небольшой железный клинок.
Шигирский идол: древнейшие силы зла
В 1890 году на одном из приисков Шигирского торфяника неподалеку от нынешнего Екатеринбурга золотоискатели извлекли с четырехметровой глубины необычную деревянную скульптуру. Из-за плохого состояния доставать фигуру пришлось по частям, и когда она прибыла в музей УОЛЕ (современный Свердловский краеведческий музей) перед исследователями предстала груда деревянных обломков.
Сегодня эти обломки – уникальнейший памятник археологии, увидеть который стремятся исследователи и просто любопытствующие со всего света. Большой Шигирский идол является самой бкрупной и самой древней скульптурой известной человеку. Более того, достоверно известно, что идол вдвое старше знаменитых Египетских пирамид. Некоторые исследователи, например немецкие ученые, полагают, что Шигирский идол – воплощение злой силы, дьявола.
Согласно данным исследований, идол был создан охотниками-собирателями из цельной лиственницы. Изначально высота Шигирского идола составляла более 5 метров, однако позже практически 200-сантиметровый участок был потерян, так что сегодня исследователи довольствуются оставшимися 3,4 метрами.
Как проехать (добраться)
Далее идёт перечень подъездов (подходов) к водоёму — 2 варианта.
Юго-западный берег (из Челябинска)
- Координаты: 55°03′33″ с. ш., 61°25′07″ в. д.
- Расстояние от Челябинска: 12 км.
- Вариант заброски: любой автомобиль.
- Как проехать: в Челябинске, чтоб добраться до озера, необходимо выехать на Троицкий тракт, далее — проехать в посёлок Смолинский, в котром есть несколько подъездов к водоёму. Также можно продолжить движение по Троицкому тракту дальше — до залива Исаково (появится слева от дороги, через пару километров после посёлка Смолинского).
- Прочие варианты: до Смолинского ходят несколько автобусных маршрутов.
Юго-западный берег (из Екатеринбурга)
- Координаты: 55°03′33″ с. ш., 61°25′07″ в. д.
- Расстояние от Екатеринбурга: 227 км.
- Вариант заброски: любой автомобиль.
- Как проехать: из Екатеринбурга следует ехать в Челябинск, в котором необходимо свернуть на Троицкий тракт, далее — как в предыдущем варианте.
Людоеды Иртяшских городищ
В окрестностях закрытого города Озерска, на берегах Иртяшской системы озер, исследователями были обнаружены 11 укрепленных поселений раннего железного века. Позже поселения начали именовать Иртяшскими городищами.
Гамаюнский сосуд с городища Шатанов-2 / Источник фотографии: Озерский городской музей
Согласно исследованиям, племена здесь проживающие специализировались на производстве металла, позже их культуру обозначат как иткульскую. Считается, что племена обладали передовой технологией выплавки металла, изделия из которых приходилось постоянно защищать о врагов. Частые набеги и привели к появлению целой системы укрепленных поселений.
Часто поселения иткульцев были основаны на пепле сожженных городищ врага – как правило, воевали они с предками современных ненцев – гамаюнами. Закладка «кирпича» сопровождалась ритуальным захоронением убитых вражеской стороны. В одном из городищ был обнаружен череп со следами боевого ранения, нанесенного палицей.
Существует мнение (или легенда), что жители Иртяшских городищ были достаточно жестоки, если не кровожадны, и многие из своих действий сопровождали смертельными ритуалами. Например, при строительстве печи они обращались за помощью к богам – под основание будущей жаровни складывали топоры из камня, кости и железа и приносили жертву. Иногда в качестве дара богам выступали животные – овца, косуля, однако человеческие жертвы были у них далеко не редкостью. Якобы, в некоторых поселениях были найдены отрубленные конечности и черепа, а в одном из захоронений нашли мужчину с отрубленной головой и медным наконечником стрелы в ключице.
Также существует предположение, что иткульцы были каннибалами. Об этом свидетельствует углубление в плавильной печи, заполненное костями человеческих рук и ног. Якобы, на конечностях были обнаружены следы срезов мягких тканей, нанесенные в ходе трапезы.
История
Озеро Смолино является не совсем обычным водоемом. Так, например, на его берегах были обнаружены стоянки древнего человека, относящиеся к периоду каменного века. Возраст этого природного объекта составляет более трех миллионов лет. Здесь расположен древний курганный могильник, который является погребальным археологическим памятником.
С 50 годов XX века в озере Смолино было зафиксировано постепенное повышение уровня воды. Следует отметить, что интенсивность увеличения уровня каждое последующее десятилетие только возрастает. И с 1975 года уровень водоема вырос уже на три с половиной метра.
В начале XX века этот водоем был солоноватым, его минерализация достигала 9,1 г/л. В настоящий момент из-за сточных вод, попадающих в водоем с асфальтированных и иных поверхностей, водоем опреснился до 1,8 г/л.
Топонимика
- Другие названия: Ирендик (древнее арийское), Ирентикуль (после заимствования в башкирский язык), «Челябинское морце» (разговорное, устаревшее).
- Происхождение названия: современное — «Смолино» — пошло от одноимённого казачьего посёлка, располагавшегося в прошлом на берегу озера, который, в свою очередь, получил название от фамилии первых его поселенцев — братьев Смолиных. Однако, до прихода русских и башкир, озеро именовалось совершенно иначе — «Ирендик». Такое название дали ему иранские племена, жившие в далёком прошлом на территории Урала. Переводится оно как «красновато-золотистый» — за цвет почвы и песка на берегах. Впоследствии «Ирендик» был позаимствован пришедшими на смену ариям башкирами и получил характерный суффикс «куль», изменившись до «Ирентикуль». Что же до третьего из старинных названий озера — «Челябинским морцем» его называли за солёную воду и некоторую схожесть с морем.
Рыбалка на озере Смолино
- Виды рыб: ёрш
- окунь
- ротан
- гольян озёрный
- плотва
- лещ
- карась золотой
- карась серебряный
- линь
- карп
- щука
- сиг
- пелядь
- рипус
Искусственное заселение: ранее озеро неоднократно зарыблялось рыбами сиговых пород, а также карпом.
Места рыбалки
По всему водоёму — как с берега, так и с лодки. Второй вариант предпочтительнее, так как позволяет облавливать более глубокие места, где рыбалка чаще всего бывает успешнее.
Особенности ловли
Основу ихтиофауны озера составляют вездесущие плотва и окунь — эти рыбы чаще всего и попадаются рыбакам. Обычно размер вылавливаемых экземпляров не ахти какой, но периодически поклёвывают добрые плотвички и окуньки, вполне годные для жарки.
Третья рыба по частоте ловли — щука. Её на озере тоже достаточно много и достигает она весьма неплохих размеров (до 3-5 кило), но опять же — при подавляющем большинстве «шнурков» не более килограмма. В основном щуку ловят на спиннинг, жерличный лов на озере особо активно не практикуется. Также спиннинг можно использовать и по окуню, правда не стоит рассчитывать на заметное отсеивание мелочи — на воблеры и силиконовые приманки частенько клюёт окушок, размером их едва превышающий.
Изюминкой рыбалки на озере Смолино можно назвать апрельскую добычу проснувшегося от зимней спячки карася. Летом эта рыба привередничает, а по последнему льду её можно поймать в заливах, особенно в районе Сухомесово. Средний размер вылавливаемых экземпляров — под кило и больше. Карась в это время стоит на небольшой глубине, его отлично видно в лунку, чем пользуются недобросовестные рыбаки — попросту багрят рыбу. Тем не менее, для порядочного рыболова такой браконьерский способ не имеет никакого смысла, ибо весенний смолинский карась отлично ловится на мормышку, в т. ч. и безнасадочную. Единственное «но» — пробуждается карась уже практически в самом конце периода последнего льда — когда у берегов начинают оттаивать заросли тростника и появляются первые закраины. А самый пик его клёва приходится на тот момент, когда находиться на льду и вовсе становится опасно. Рыбаку это следует обязательно учитывать.
Находки бронзового века.
Мало что из древностей можно найти в Копейском округе, огромные территории подвергались здесь угледобыче и застройке, поэтому находки последних лет стали очень ценны. Одна из них была сделана на берегу Первого озера, в 350-400 м от деревни Тополевка (в данное время не существует) возле грунтовой дороги.
Находки оказались настолько интересными и так озадачили челябинских археологов, что они обратились за советом в Москву к видному специалисту по древней металлургии и металлообработке Е.Н. Черных. Он подтвердил, что это обломки древних литейных форм. Четыре были предназначены для отливки топоров, три – ножей. Древние литейщики вытесывали в кусках сланца нужные формы, заливали в них расплавленный металл и получали нужные орудия. Трудились они в бронзовом веке, три тысячи лет тому назад.
Ещё одной находкой стали разбитые горшки. Как известно, историки по узорам на черепках безошибочно определяют период и авторов их создания .
Эта посуда принадлежала родственным алакульской и федоровской археологической культурам. Получается, что эти племена и «варили кашу» в горшках, отливали оружие на берегах озер Копейской округи.