I
Первые известные раскопки, предпринятые в указанном выше районе, принадлежат Р.Г. Игнатьеву, который из произвёл в 1865 году поблизости от Миасса в Троицком уезде Оренбургской губернии. Все курганы Уфимской и Оренбургской губерний по автору одной кольцеобразной (круглой?) формы и слывут в народе под именем Монгольских, Ногайских и Чудских, причём слово чудь автор объясняет от слова чужой, чуждый, чудаки, чужки.
Курганы, раскопанные г. Игнатьевым, расположены в числе 21 на склоне Кавелинской горы; они представляются в виде плоской круглой насыпи диаметром 3-7 аршин, высотой 3-7 четвертей аршина. Раскопано 5 курганов. По снятии дёрна и слоя 2 вершков чернозёма в насыпи были находимы мелкие угли, древесная зола, кости человека, зубы и копыта лошади. Затем глубже те и другие кости встречались перемешанными. В 3 курганах были найдены плиты камня, которыми, по-видимому, была обложена насыпь.
Автор заключает, что курганы были уже расхищены. В центре двух курганов, на глубине 1 сажени, найдены железные стремяна, удила и их обломки и несколько других железных предметов сбруи. В одном неразграбленном кургане найдено 2 скелета, лежавшие ногами крест на крест, головами от востока к западу (на восток?); при скелетах никаких вещей не найдено. В раскопанных курганах найдены главным образом серебряные предметы, как то: обломки браслета, серег, колец и других украшений, гвоздики, бляхи, главным образом разломанные серебряные трубочки, затем золотая серьга, стеклянная синяя бусина, 2 медных наконечника стрел, глиняные черепки.
Затем раскопано 2 из 10 курганов, находящихся в 3 ½ верстах к СВ от Мулдакаевского рудника близ р. Убалы. Насыпь курганов из чернозёма и красной глины, местность – гористая, лесная, при раскопке канавами (траншеями) найдены в кургане кости человеческие и животных, по-видимому, верблюжьи; было погребено 2-3 трупа, вещей никаких не найдено, курган по-видимому расхищен. В другом кургане найдены разрозненные и разломанные человеческие кости, лошади, верблюжьи. Из вещей серебряные – подобные Кавелинским, но никакого оружия, красноглиняные с разводами черепки и т.п. Труп в последнем кургане положен на землю, а не в яму, и сверху насыпан курган.
Предметы из раскопок г. Игнатьева были переданы в Уфимский музей. (Сбор. ст., истор. и археолог. свед. по бывш. Оренб. ныне Уфим. губ., Уфа, 1868 г.).
Затем г. Игнатьев произвёл раскопки в 1864 году в Челябинском уезде (местность точно не обозначена). Он говорит о Чудском боре, на месте коего будто бы в старину стояла чудская деревня. Он разрыл 30 ям, из которых в каждой на глубине 3 аршин находил очаги (каменки), угли и черепки битой посуды (по Нефедову «Археологические исследования в Южном Приуралье», стр. 2, ссылка на Уфим. Губ. Вед., 1876, № 31).
Авары
В VI веке на Урал из Азии вторглись авары. Этот народ представлял собой союз нескольких племен, основная часть которых была тюркоязычными. Хотя некоторые исследователи причисляют аваров, скорее, к монголам. Однако в их составе были и так называемые нирунские роды, чьи представители относились к европеоидной расе.
В сохранившихся летописях Древней Руси представители этого народа названы обрами. Авары были кочевниками-скотоводами. Они ненадолго задержались в приуральских степях, перебравшись в Европу. Между Карпатами и Дунаем был создан Аварский каганат, откуда совершались многочисленные набеги на земли славян, германцев, Болгарию и Византию.
В конце VIII века франки в результате двадцатилетней войны разгромили аваров, впоследствии представителей этого народа ассимилировали венгры и болгары.
«Страна городов»
Масштабные раскопки в Аркаиме развернулись с 1991 года. Группой археологов под руководством Геннадия Здановича была вскрыта примерно половина (около 8000 м²) площади поселения. Изучение памятника производилось с использованием естественно-научных методов – палеопочвоведческих, геолого-минералогических, геолого-морфологических, а также с помощью радиоуглеродного датирования.
Оставшаяся в земле часть объекта была исследована с помощью археомагнитных методов. Здесь впервые в Зауралье был применен метод реконструкции и сделаны рисунки возможного вида поселения. В итоге ученым удалось полностью восстановить планировку городища.
Памятник оказался богат на всевозможные археологические находки. Здесь были обнаружены останки человека (погребения младенцев в стенах жилищ) и домашних животных, сбруя и ремесленные инструменты, формы для отливки изделий из металла и фрагменты колесниц. Кроме этого выявлен водопровод и ливневая канализация.
Хазары
Следующий народ, обосновавшийся на некоторое время в приуральских степях, – это хазары. В VII веке они создали государство, земли которого простирались далеко на запад, охватывая Поволжье, Кавказ, северное Причерноморье и часть Крымского полуострова.
Изначально хазары были тюркоязычными кочевниками-скотоводами, но оседлая жизнь неизбежно привела к развитию земледелия и различных ремесел. В Хазарии возникли крупные города, стала развиваться торговля. В конце IX века, после распада государства, на Южном Урале возобновилось движение по Великому шелковому пути из Китая в Европу. А купцы из племени русов начали наведываться в эти земли ради обмена товаров с местными жителями.
III
Г. Петри в 1889 году произвёл археологические исследования в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии и в Кустанайском уезде Тургайской области.
Первые раскопки были произведены внутри развалин известного древнего здания Кисене близ посёлка Варненского Великопетровской станицы. При удалении мусора из здания найдена теменная кость человека и множество бараньих и лошадиных костей, помеченных красной краской. Кости животных занесены киргизами с целью отвода от себя болезней. Почти весь пол был уже изрыт кладоискателями. Г. Петри произвёл раскопки у северной стены, противоположной входным дверям. Сначала был цементный, крепкий, хотя и не толстый пол; ниже его на ¾ аршин найден уголь и мелкие, по-видимому, обожжённые кости, не человека. На 1 ½ аршинной глубине найдены лубок и доски, обрисовавшие до некоторой степени человеческую фигуру. В лубке, покрывавшем череп, сделаны были отверстия для глаз и для рта. Под этим покровом был найден женский скелет длиной 2 аршина 6 вершков. Вокруг шеи скелета была обмотана шёлковая ткань, отчасти сохранившаяся. При черепе были найдены 2 золотые серьги с двумя жемчужинами и яхонтом на каждой. Подобные серьги, по сообщению местных жителей, до сих пор ценятся у калмыков. На руках найдены 2 золотых перстня с арабесками и зеленовато-голубыми камнями. Череп монгольского склада, не типичный. У западного окна найден цельный череп монгольского типа и бараньи кости. Ближе к центру обломки третьего черепа и обломок небольшой деревянной палицы, окрашенной в малиновый цвет. По показаниям жителей, подобные палицы в настоящее время употребляются при охоте на волков.
Древности из раскопок г. Петри находятся в Историческом музее (Отч. Имп. Археол. Комиссии за 1889 г.).
Город-крепость
Уникальность Аркаима не столько в его древности, сколько в концепции. Археологи утверждают, что город был выстроен по заранее продуманному плану, со сложной и многофункциональной архитектурой.
Аркаим представлял собой деревянную крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. Толщина его стен достигала пяти метров, высота – более восьми метров. Город обладал сложными фортификационными и инженерными сооружениями. Здесь были мастерские литейщиков, где производилась бронза. Однако история происхождения города так и остается загадкой.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, город являлся духовными центром проживавших здесь народностей, здесь жили и вершили обряды жрецы, сюда собирались на священные празднества их соплеменники. В центре городища располагалась площадь, которая и служила храмом под открытым небом.
По словам археологов, Аркаим также выполнял функцию военного гарнизона: во время набегов кочевников под его защиту стекалось все население округи. Помимо культового центра и гарнизона в городе были территории, занятые производственными помещениями. Сколько просуществовал Аркаим – неизвестно. Его стены, по свидетельству ученых, не знали следов штурма. Однако было установлено, что в городе произошел крупных пожар в результате чего Аркаим полностью выгорел.
Людоеды Иртяшских городищ
В окрестностях закрытого города Озерска, на берегах Иртяшской системы озер, исследователями были обнаружены 11 укрепленных поселений раннего железного века. Позже поселения начали именовать Иртяшскими городищами.
Гамаюнский сосуд с городища Шатанов-2 / Источник фотографии: Озерский городской музей
Согласно исследованиям, племена здесь проживающие специализировались на производстве металла, позже их культуру обозначат как иткульскую. Считается, что племена обладали передовой технологией выплавки металла, изделия из которых приходилось постоянно защищать о врагов. Частые набеги и привели к появлению целой системы укрепленных поселений.
Часто поселения иткульцев были основаны на пепле сожженных городищ врага – как правило, воевали они с предками современных ненцев – гамаюнами. Закладка «кирпича» сопровождалась ритуальным захоронением убитых вражеской стороны. В одном из городищ был обнаружен череп со следами боевого ранения, нанесенного палицей.
Существует мнение (или легенда), что жители Иртяшских городищ были достаточно жестоки, если не кровожадны, и многие из своих действий сопровождали смертельными ритуалами. Например, при строительстве печи они обращались за помощью к богам – под основание будущей жаровни складывали топоры из камня, кости и железа и приносили жертву. Иногда в качестве дара богам выступали животные – овца, косуля, однако человеческие жертвы были у них далеко не редкостью. Якобы, в некоторых поселениях были найдены отрубленные конечности и черепа, а в одном из захоронений нашли мужчину с отрубленной головой и медным наконечником стрелы в ключице.
Также существует предположение, что иткульцы были каннибалами. Об этом свидетельствует углубление в плавильной печи, заполненное костями человеческих рук и ног. Якобы, на конечностях были обнаружены следы срезов мягких тканей, нанесенные в ходе трапезы.
VII
В 1897 году Попов произвёл исследование 4 курганов вблизи города Оренбурга. Один курган находится к СЗ от города в 7 верстах, в поемных лугах р. Сакмары, на берегу Шиханного озера, близ реки Каргалки. Размеры кургана: высота 1 ½ сажень, окружность 228 шагов, ров вокруг кургана – 2-3 сажени шириной, глубиной 1 ½ — 2 аршин. Ров на З стороне прерывается, образуя из уцелевшего звена мост или ворота 12 шагов шириной.
В насыпи кургана встречалось много плит красного песчаника, кости лошади, барана, человека, собаки, птиц, грызунов, рогатого скота – большею частью в обломках. На глубине 2 аршин в насыпи, в центре кургана, найден полный скелет крупного рогатого скота, лежавший на левом боку, головой к югу. Под этим скелетом ещё на 2 ½ аршин, почти на уровне материка оказались череп, перед и зад лошади. В насыпи же, от центра к Ю, ЮЗ в 8, 6 аршин, на глубине от поверхности насыпи в 1 ½ аршин найдено 5 скелетов человека, в 2 слоя, в верхнем 2, в нижнем 3 скелета. Скелеты лежали горизонтально, на спине, ногами на В, тесно друг к другу, все мужские; к ним найдено 2 черепа без нижних челюстей, от двух черепов только основные кости, необыкновенно тонко отделённые от черепов, положенные на груди скелетов. К пятому скелету черепа не оказалось. Между центром кургана и скелетами найден разломившийся от тяжести земли горшок ручной работы.
На З от центра кургана в 7-8 аршинах, в насыпи кургана на глубине ½ аршина найдена правая малоберцовая кость человека. Несколько к Ю от этой кости, глубже на 1 аршин найден скелет человека без правой малоберцовой кости, лежавший лицом вниз, горизонтально, ногами на восток. Правая большеберцовая кость найдена на 1 аршин к В от большеберцовой, прямо по линии скелета.
Относительно скелетов человека и скелета быка можно сказать, что они все лежали приблизительно в одном уровне насыпи. Под головным концом последнего скелета человека глубже его на 1 аршин найдены 2 горшка, целые, наполненные землёю. Под насыпью на материке насыпан слой чистого речного песка.
В центре кургана, выше материка на ½ аршина над могилой найдены 2 перекрещивающиеся дубовые плахи. Могильная яма, неправильных очертаний, наполнена чистым речным песком. Здесь найдены истлевшие части человеческого скелета и 2 кусочка краски – бледно-оранжево-красной и чёрной. На В от могилы на материке в 6-7 аршинах найден скелет барана, весьма истлевший, зарытый стоя на подогнутых ногах. На С от этого скелета в 1 ½ аршин обнаружены следы костра. Курган не окончен исследованием.
Вторые раскопки произведены г. Поповым на Бердинской горе, на С от Оренбурга в 1 ½ верст. Здесь исследовано 3 кургана. В первом кургане (по плану Макаренок № 4) найдено 3 не вполне полных скелета в разнообразных и странных положениях, хотя курган несомненно не разграблен. Например, один скелет был как бы опущен вдоль стены могильной ямы, причём левая нога как бы растянулась и разорвалась и кости её застряли в насыпи на разной высоте, но по направлению трупа. Кроме того в насыпи встречались мелкие отломки костей лошади, барана и человека, черепки, угли. Из предметов найдено: остатки кожаного колчана с 22 медными наконечниками стрел со следами древков, медное зеркало, полный раздавленный горшок и несколько проржавевших предметов из железа, расколотое на 4 части блюдо из кварцевого песчаника с орнаментом на нижней части.
Во втором кургане (на плане Макаренко № 3) найдено 2 погребения, в одном была погребена только правая половина скелета, у черепа не было нижней челюсти; в насыпи встречались в низу ямы отдельные человеческие кости. Курган не разграблен.
В третьем кургане (по плану № 2) найдено одно чрезвычайно истлевшее погребение. С левой стороны головы лежал проржавевший нож или кинжал, под черепом осколок горшка. (Труд. Оренб. Арх. Ком., вып. IV, 1898).
Сарматы
Сарматы (савроматы) мигрировали на Урал, как считают ученые, из земель современной Монголии. Они соседствовали со скифами, то находясь в дружественных отношениях, то непримиримо враждуя. Многие этнографы называют эти племена родственными по происхождению. Античный историк Геродот даже полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с представительницами воинственного племени амазонок.
Между 280-260 годами до нашей эры сарматы вторглись на Урал из донских степей, но полностью поработить местное население не сумели. Длительное соседство привело к тому, что сарматы переняли от скифов многие обычаи и традиции.
В 2007 году недалеко от поселка Кичигино Челябинской области археологи обнаружили удивительные золотые украшения, созданные сарматами. В захоронении знатной женщины оказались: диадема, различные браслеты и бусы, а также бронзовый сосуд. Несмотря на принадлежность к культуре сарматов, эти изделия древних мастеров по технологии изготовления похожи на знаменитое скифское золото.
Позднее сарматы были вытеснены с Урала на запад воинственными гуннами.
Из детского кружка — в науку
В раскопках традиционно принимают участие студенты исторических направлений, проходящие практику, а зачастую и школьники. О роли молодежи в археологических исследованиях спикеров попросила рассказать газета «Губерния».
— Всем, кто впервые приезжает на раскопки, школьникам, студентам-первокурсникам, я говорю: «Эта экспедиция перевернет ваш мир», — рассказывает Елена Куприянова
— Неважно, нравится им археология или нет, этот опыт меняет мировоззрение, и отношение к людям — хорошо знакомые люди в условиях долгой полевой экспедиции раскрываются по-новому.. Как отмечает Куприянова, быстрее остальных к жизни археолога адаптируются те, у кого есть опыт турпоходов, сплавов, выживания в дикой природе.
Как отмечает Куприянова, быстрее остальных к жизни археолога адаптируются те, у кого есть опыт турпоходов, сплавов, выживания в дикой природе.
— Интерес у школьников к археологии часто даже более выражен, чем у студентов, — добавляет Ирина Алаева. — Если взять статистику последних 30 или 40 лет, то мы увидим, что больше половины археологов в детстве занимались в археологических кружках.
— Школьники и студенты почти каждый год участвуют в раскопках на Аркаиме, — говорит Юрий Макуров. — Также к нам приезжают волонтеры, которые интересуются древней историей Южного Урала. Обычно эти волонтеры — взрослые, состоявшиеся люди, которые, например, в отпуске хотят с интересом и пользой провести время. В этом году у нас работало около десяти таких волонтеров. Для них наши двери всегда открыты.
Зачастую помощь археологам оказывают и простые южноуральцы.
— Не все территории хорошо изучены, поэтому местные жители довольно часто оказывают помощь ученым: приносят свои находки, сообщают о чем-то необычном в земле, — говорит Елена Куприянова. — В таких случаях мы выезжаем на место, проводим археологическую разведку и, бывает, находим что-то ценное для науки.
Ранее «Губерния» рассказывала историю священника Сергия Дурылина, который в 1923 году на берегах озера Смолино обнаружил стоянку древнего человека.
Запись пресс-конференции доступна на YouTube-канале «Гранада Пресс».
Поделиться
Другие материалы рубрики
14:20
В Челябинске назначили нового директора парка им. Ю.А. Гагарина
Прежний руководитель, Вадим Шаехов, оставил должность по собственному желанию
10:33
Участники благотворительной акции слепят сотни снеговиков в челябинском парке
Гости мероприятия смогут сфотографироваться со всеми скульптурами из снега, а также принять участие в конкурсах
13:01
60 социальных проектов реализуют в Челябинской области на президентские гранты
Некоммерческие организации получат 81 миллион рублей для реализации своих инициатив
Жилища древних рудокопов, колесницы и «матрешка»
Представители трех вузов Челябинска и заповедника «Аркаим» рассказали, что нового удалось обнаружить в ходе раскопок этого сезона.
— В этом году мы изучали, как именно люди перемещались по Южному Уралу в древности, — рассказывает Андрей Епимахов, заместитель директора по научной работе Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ. — Также мы трудились в Варненском районе, где исследовали могильник Владимировка начала второго тысячелетия до нашей эры. Оттуда происходят довольно редкие находки, связанные с колесницами — бесспорно, одним из символов южноуральской археологии бронзового века.
Напомним, летом этого года южноуральские ученые воссоздали уже вторую колесницу бронзового века. Одним из первых опробовал древнее средство передвижения губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
— У нас сезон еще в разгаре, говорить об итогах еще рано, — говорит Елена Куприянова, директор учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ. — Но летом у нас проходила очень крупная экспедиция. Вместе со студентами мы исследовали большой курган и степное укрепленное поселение. Результаты удивили нас самих: кроме обычных остатков хозяйственной деятельности (пищевых костей, керамики, орудий труда), неожиданно были обнаружены ритуальные объекты, связанные с жертвоприношением животных и погребением людей.
Были у археологов ЧелГУ и другие любопытные находки: например, они нашли керамический сосуд, внутри которого, как в матрешке, находилось еще три сосуда.
— Мы продолжили изучение рудников, — рассказывает Ирина Алаева, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Археологические исследования и школьное археологическое краеведение» ЮУрГГПУ. — Особенно порадовал нас медный рудник бронзового века Воровская яма в Кизильском районе: нам удалось обнаружить там долговременные жилые постройки. Это свидетельствует о том, что уже в то время на Южном Урале были люди, специализирующиеся на добыче металлов.
Раньше в Челябинской области возле рудников никогда не находили построек, пригодных для продолжительного проживания.
— Нам удалось обнаружить ряд ранее неизвестных погребений на, казалось бы, хорошо изученном археологическом комплексе Синташта́; по результатам этих исследований мы планируем сделать выставку, — рассказывает Юрий Макуров, начальник отдела заповедного режима Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим». — Также мы установили границы нескольких поселений аркаимского времени для их включения в реестр выявленных объектов культурного наследия.
Сенсации каждый год?
Перечисленные археологические открытия имеют большое значение для ученых, но не всегда остаются по достоинству оценены широкой публикой, жаждущей сенсаций. «Археология — серьезная наука», — напоминают участники пресс-конференции.
— Археология это многолетний тяжелый труд, — говорит Елена Куприянова. — Это обывательские представления: археологи приехали, откопали что-то и историю теперь надо переписывать. Вовсе нет, наши представления об истории формируют многолетние раскопки и усилия множества людей. Когда от нас каждый сезон требуют сенсационности — это начинает раздражать.
— На Южном Урале хватает и археологических памятников, и сенсаций. Мы можем конкурировать с любой точкой мира в этом смысле, — считает Ирина Алаева. — Но очень многие памятники сильно страдают от посещений «дикими» туристами, а условий для «цивилизованных» туристов не хватает.
Случайная находка
Аркаим, расположенный в Челябинской области, считается одним из самых значимых археологических объектов России, во многом потому, что для ученых он по-прежнему большая загадка. Несмотря на то, что Аркаим называют городом, с виду он совсем неприметный
Его не смогли разглядеть археологи: лишь школьники обратили внимание ученых на необычные рельефы
В 1987 году для нужд местной оросительной системы необходимо было построить водохранилище. Согласно правилам, перед такого плана работами требовалось исследовать местность на предмет археологических находок. Приступив к раскопкам на месте обнаруженных возвышений, ученые поняли, что натолкнулись на что-то весьма примечательное.
Несмотря на бесспорную археологическую ценность находки, зону строительства оросительной системы власти собирались затопить. Лишь благодаря вмешательству директора Эрмитажа Бориса Пиотровского удалось отстоять этот уникальный исторический объект. В 1991 году территорию вокруг городища объявили заповедной зоной, присоединив комплекс к Ильменскому минералогическому заповеднику на правах филиала.
Половцы
Почти одновременно с печенегами на Урал мигрировали половцы. Этот тюркоязычный народ зародился на берегах Иртыша. Половцев принято относить к племенам кыпчаков, которые являются предками части нынешних башкир и казахов.
Многочисленные каменные скульптуры стелообразной формы, найденные учеными на курганах и по берегам уральских рек, были установлены половцами. Считается, что у этого народа существовал культ предков. И скульптуры, которыми отмечались могилы, – это дань памяти покойным родственникам.
В XI веке половцы быстро захватили новые территории, а также юг Восточной Европы. Они совершали частые грабительские набеги на Русь. В XII веке объединенные русские дружины уже смогли дать отпор захватчикам.
Интересно, что известные из русских народных сказок и преданий вражеские цари Тугарин Змеевич и Боняка Шелудивый – это реальные исторические личности: половецкие ханы Тугоркан и Боняк, управлявшие своими племенами в конце XI – начале XII веков.
После усиления Древней Руси, осознав бесперспективность дальнейших набегов, одна часть половцев откочевала за Урал, другая часть – в Закавказье и Приднестровье.
А в XIII веке с войском хана Батыя в приуральские степи попали представители многих покоренных монголами народов. Этот регион вполне можно назвать настоящим плавильным котлом, где оставили свой след различные арийские, тюркские, угро-финские, монгольские, скифские и сарматские племена.
Выстрел в спину, или подлое убийство 6000-летней давности
В 1988 году в гроте (позже он получит название пещера Шамана) на Дождевом камне тагильским археологом Ю.Б. Сериковым было найдено два захоронения – в одном лежала женщина, в другом нашли мужчину.
Захоронение женщины было найдено недалеко от входа в грот. Оно, к сожалению, сохранилось лишь частично. Одежда ее была богато украшена: семьдесят три клыка выдры, два зуба северного оленя, два резца лося, зуб медведя. Учитывая всю неординарность в выборе убранств, ученые пришли к выводу, что найденная женщина – помощница шамана.
Захоронение мужчины, находящееся внутри грота, оказалось еще более интересным. Оно принадлежало самому шаману, возраст которого варьировался от 40 до 45 лет. Мужчина лежал на спине в скрюченном положении. На голове была надета шапка с клыком лисы, на поясе висели костяной гарпун и десять зубов бобра, а на штанах и сапогах были костяные подвески. На груди его красовался шлифованный нож, а рядом лежали колчан со стрелами, керамические черепки, сумка с орудиями и расколотые кости животных. Исследования показали, что останкам около 6,5 тысяч лет. Интересно, что смерть шамана была неестественной – между шейными позвонками мужчины был найден наконечник каменной стрелы.
Причиной убийства древними людьми шамана могла заключаться в старости и приближении смерти «посланника богов» (считается, что смерть была ритуальной). В те времена у некоторых народов существовал закон, запрещающий шаману умирать своей смертью – считалось, что связанные с ним миры погибнут вслед за ним. Орудие убийства тоже было выбрано не случайно – культ лука и стрелы занимал особое место в жизни древнего человека, подразумевая силу. Так, душа убитого стрелой шамана по ее оперению переходила в мир иной, и он уже не влачил бы прежнее дряхлое существование, а обрел бы прежнюю силу.
Помощница же была убита вслед за шаманом, и похоронена у входа, чтобы не дать душе убитого покинуть пещеру.