Введение
2017
Шёл напряжённый 2017 год. Столица Татарстана проводит матчи Кубка конфедераций по футболу.
Страна, в целом, продолжает небезуспешную борьбу с финансовым кризисом путём санации банков и успешно завершает «Специальную военную задачу на территории Сирийской Арабской Республики».
Начало реновации в Москве.
Из-за допингового скандала Международный олимпийский комитет (МОК), на основании полученных положительных тестов, лишает сборную России 13-ти наград, проведённой в 2014 году сочинской Олимпиады и пожизненно отстраняет часть спортсменов от соревнований. В результате членство Олимпийского комитета России в МОК приостанавливается, а сборную России отстраняют от участия в XXIII Олимпийских играх 2018 года в Пхенчхане (Южная Корея).
В Каталонии проведён референдум о независимости от Испании. Однако королевство вовремя вмешалось и «пресекло это безобразие».
Волна терактов прокатывается через Турцию в Западную Европу и, далее в США.
Илон Маск презентовал миру свой первый электрический грузовик «Tesla Semi», а Голливуд сотрясали сексуальные скандалы. Сложное было время.
А в это время в Курган прибывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во время своего визита Патриарх совершил священный обряд освящения закладного камня в основание собора. Собора, который должен был послужить священным символом восстановления исторической справедливости. Ровно 60 лет назад на этом месте была до основания разрушена старейшая Троицкая Церковь — первый храм города Кургана. И вот сейчас наступило время возрождения святыни. Финансовую поддержку строительства организовал общественный и политический деятель Сергей Николаевич Муратов. Собор решено было построить рядом с историческим местом — там, где сегодня располагается областная филармония.
Внешний вид и убранство церкви
Проект для строительства разработал архитектор Сергей Юрьевич Рябоштанов. Изначально храмовое здание построили в виде креста, но с увеличением количества прихожан встал вопрос и об увеличении помещения. По проекту Игоря Камышова, к основному строению достроили площадь, размером 70 кв. м, и церковь «заиграла» по-новому. Теперь увеличилось не только внутреннее пространство, но и появились сени с двумя крылечками по бокам, и собор стал чем-то похож на теремок.
Храм одноэтажный, выложен из кирпича, оштукатурен и покрашен в светлые тона. Внешние стены вверху обрамлены зубчатыми поясками. Традиционное завершение – крыша с куполом в центре, в дополнение к которому небольшие луковицы по бокам здания. Звонница стоит отдельным строением.
По традиции над входом размещена икона. На ней изображена Живоначальная Троица. Атмосфера тут умиротворяет. Здесь тихо, уютно, чувствуется Божья благодать.
Стены выкрашены в светлые тона, на них размещены разнообразные иконы. Убранство Свято-Троицкого прихода преобразилось в 2017 г., когда временный иконостас заменили новым – дубовым резным, который изготовили в мастерской прихода св. Александра Невского (г. Ростов-на-Дону). В дополнение к нему сделаны такие же киоты для больших образов.
Храм сегодня
Сегодня храм Святой Троицы посещают не все жители района «Русское поле», но большинство из них любуется и прекрасным церковным комплексом, и благоустроенным периметром вокруг него. Для прихожан же он стал не только уголком молитвы, но и общим домом, где совершаются добрые дела.
Троицкий приход ведет активную социальную деятельность. Для подрастающего поколения города здесь открыла свою дверь воскресная школа. Дети развиваются всесторонне, школа обустроена библиотекой и видеотекой, студиями церковного пения и иконописи. Также тут действует кружок изучения греческого языка. Все занятия проходят бесплатно. Для подростков создан военно-патриотический клуб «Пересвет», где молодежи прививают любовь к Отечеству, к здоровому образу жизни.
На территории храмового двора сестры милосердия и волонтеры ежегодно проводят благотворительную ярмарку «Белый цветок», ее цель – возродить традицию празднования в России дня благотворительности и привлечь к делам милосердия таганрожцев. В этот день предлагается приобрести (за пожертвование) живые цветы и различные поделки, выполненные воспитанниками воскресной школы. Все средства, полученные на ярмарке, используются для реализации социальных проектов храма.
Богослужения тут проходят ежедневно, поэтому даже в будние дни можно насладиться тихой службой и пением хора, обратить мысли к Богу. Поистине это благодатное место, которое с каждым днем становится более посещаемым.
Архитектурный образ
1937
Разные эпохи
Строительство и ремонт Троицкого храма со времён закладки камня в основание носил перманентный характер меняющий образ.
На рубеже веков в храме начались очередные строительные работы.
В 1830 году появляется кирпичная ограда, а в 1864 году она была расширена.
В 1885 году территория облагораживается и высаживаются деревья.
В 1890 году курганский архитектор Александр Прокопьевич Юшков впервые составил подробный план церкви, принятый в качестве проекта. Однако Александр Юшков не имел аттестата на выполнение строительных работ и не был официально назначен в качестве архитектора. Но по натуре своей человек он был деятельный и городская дума назначила его исполняющим обязанности городского архитектора. Обязанности эти он выполнял достаточно долго. В этом же году был выстроен каменный коридор, соединяющий притвор с церковными воротами. Переделан купол церкви, а на следующий год на кресты была нанесена поталь (имитация сусального золота), позже все главы и кресты вызолотили. В последний раз это сделал А.Е. Краснов в 1914 году.
В 1901 году над входными воротами появляется икона Святой Троицы, образ, пронесённый через годы, будет повторён в возрождённом современном храме, а на самих воротах навешаны 5 спаянных из белой жести крестов, изготовленных курганским мещанином М.А. Головизниным. Периметр здания был освещён электрическим освещением (подробнее в «Электроэнергетика. Курганская область»)
В этом же году выполнялся ремонт и укрепление фундаментов под алтарями. А по завершении этих работ в храме началась роспись стен и освящение алтарей после ремонта.
Одновременно с меняющимся экстерьером, постоянно менялся и интерьер храма. Каждый этап строительных работ приводил к необходимости выполнения новой или восстановлению действующей росписи стен. В разные годы в купол церкви были нанесены изображения Всевидящего Ока Божия с шестью херувимами, а позже образ Бога Саваофа.
Иконостас Троицкой церкви тоже претерпевал изменения. Последний раз в 1901 году в церкви были установлены три новых иконостаса, выполненных по канонам в специализированной екатеринбургской иконостасно-иконописной мастерской известного мастера Павла Феоктистовича Короткова. Главный иконостас имел высоту 12 метров, а придельные — 6 метров. Демонтированный иконостас был перенесён в село Колесниково (Коробейниково) и установлен в Симеоновской церкви (ныне не сохранилась).
Троицкая церковь. Курган, 1895 год
Троицкая церковь. Курган, 1895 год
Троицкая церковь. Курган, 1910 год
Троицкая церковь. Курган, 1895 год
Святой источник
Еще одной достопримечательность монастыря и магнитом для посетителей является источник, освещенный в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Находится он в помещении самого монастыря в колодце, под небольшим установленным храмиком.
Источник фотографии: Свято-Троицкий Всецарицынский мужской монастырь
По традиции, набранной из источника водой, необходимо полить себя, предварительно прочитав молитву. Сделать это можно здесь же в специальном помещении – обливочной.
Недалеко от Свято-Троицкого монастыря находятся еще 3 святых источника, о которых подробно можно узнать из предыдущей статьи «Нашего Урала».
Справочники по населенным пунктам и приходам
В Российской империи регулярный документооборот между епархией и приходами позволял издавать статистические сборники. Поскольку единого стандарта не было, то каждая губерния или епархия выпускала справочники на свое усмотрение. По этой причине названия справочников могут отличаться.
- “Справочник по административно-территориальному делению” за каждый год. Их легко найти в интернете, на сайтах электронных библиотек (бесплатно). В списке будет указано крупное село, в котором находилась приходская церковь. Все мелкие населенные пункты в округе относились к ней.
- “Списки населенных мест по губернии” составлялись раз в несколько лет. Отсюда вы узнаете название населенного пункта, волость, уезд и самое главное — церковный приход.
- «Православно-церковный календарь», с описанием приходов церквей.
Описание приходов Екатеринбургской епархии за 1902 год. Кобринский уезд.
- Клировые ведомости.
- «Справочная книга или книжка по губернской епархии «
- «Описание церквей губернской (нужной вам) епархии»
- «Адрес-календарь губернской епархии»
- «Историко-статистическое описание церковных приходов губернии»
- «Губернская епархия: Сборник статистических и справочных сведений»
- «Карты приходов по губернии». На карте обозначены границы приходов, обозначены церкви.
- «Краткие сведения о монастырях и церквях губернской епархии».
Памятная книжка за 1908 год Екатеринославской губернии. Церковных приход, Екатеринославский уезд.
Важно, что в этих справочниках вы не только найдете информацию об отношении места жительства ваших предков к определенному церковному приходу. Вы узнаете историю церкви, в которую годами ходили ваши предки, получите подробное описание прихода
В большинстве справочных книг приводится подробное описание убранства и устройства храма, какие иконы и ценности находились в приходской церкви.
Интересные факты
- 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем». В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
- 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
- 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
- Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Гибель
1957
Советское время
Полное разрушение христианских устоев проводит параллель с последним и самым суровым гонением на христиан в Римской империи 303-313 годов. Вскоре после этого, многовековая империя рухнула.
В 1920 году, сразу после Октябрьской революции и установлении советской власти в городе Троицкую площадь, на волне народовластия, переименовали в «Площадь свободы».
А в 1935 году площадь была переименована в честь Валериана Владимировича Куйбышева — русского революционера, партийного и политического деятеля.
В послереволюционное время, во времена борьбы с религией, Троицкая церковь пережила самые трагические годы своего существования. Первым весомым ударом стал запрет советской власти на проведение богослужений и последующая экспроприация.
25 мая 1937 года прекращение богослужений в церкви.
10 июня 1937 года отъём имущества церкви специальной комиссией во главе Ефросиньей Корниловной Пичуговой. Из 152 единиц изъятого имущества храма, часть «коллекции» была передана местному музею, а часть ушла «частным коллекционерам».
После этого удара кривая жизни православной церкви неуклонно покатилась вниз. Формально пустующее здание началось использоваться для мирских нужд. В годы Великой Отечественной войны в помещении церкви организовали столовую эвакуированного из Сталинграда военного танкового училища. После войны к столовой добавился продуктовый магазин и горком ВЛКСМ. А в 50-х годах складские помещения «Главкинопрокат» и «Охотник». В течение последних лет существования строительная часть церкви начала разрушаться. Проводить постоянные ремонты такого крупного архитектурного сооружения было весьма накладно и нерационально. Здание пришло в аварийное состояние и внутри было уже опасно находиться ввиду опасности обрушения части конструкций стен и потолка.
В 1956 году местными властями, в целях сохранения жизни и здоровья людей, было принято решение о сносе аварийного здания бывшей Троицкой церкви. Начались работы по разбору здания. Высокую колокольню, в целях безопасности работ на высоте, было решено опрокинуть, а затем разбирать. Однако колокольня оказалась весьма крепким сооружением. 24 мая 1957 года рабочие, закрепив проволочные тросы к слуховым окнам, тракторами предприняли попытку сноса. Однако колокольня не поддалась, устояла.
25 мая 1957 года был проведён подрыв колокольни с последующим обрушением. Троицкая церковь перестала существовать.
После разрушения остатков здания Троицкой церкви в этом месте был разбит сквер Декабристов. А позже, в 1961 году, в этом сквере установили памятник Наташе Аргентовской (подробнее в «Сестра Лавра»)
В 1984 году на месте разрушенных торговых рядов «Гостинного двора» была возведена Курганская областная филармония и здание современного «Зауральского торгового дома» — как дань памяти экономическому центру прошлого.
В 2002 году была восстановлена историческая справедливость и официальное название «Троицкая площадь» было возвращено. К этому моменту архитектурное убранство Троицкой площади вобрало в себя областную филармонию, памятник Наташе Аргентовской и часть сквера Декабристов.
Троицкая площадь (г. Курган)
Курганская областная филармония
Курганская областная филармония
Троицкая площадь (г. Курган)
Базы данных
На сайтах архивов существуют информационные системы, которые позволяют узнать сохранность документов по той или иной церкви. Определив принадлежность нужного вам населенного пункта к церковному приходу, вы сможете узнать шифр архивного дела и посмотреть метрические книги с информацией о ваших предках.
Например, на сайте архива Кировской области ГАКО есть такая база данных.
База данных на сайте ГАКО (Кировской области), для определения места хранения метрических книг для конкретного церковного прихода. Перечень метрических книг с указанием архивного шифра, для поиска в архиве.
Начало пешего обхода территории обители
Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.
Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского
Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски
Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.
Расписное житие Сергия Радонежского
Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.
Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.
Взгляд на надвратную церковь
Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.
Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.
Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию
Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.
По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.
Икона Божией Матери «Всецарица»
Оригинальная икона была написана в 17 веке афонским старцем Иосифом Исихаста. На сегодняшний день она находится на святой горе Афон в Греции в соборном храме Ватопедской обители. Изображена на иконе Дева Мария в одеждах багряного цвета, сидящая на царском троне. На руках она держит младенца Иисуса, а позади них стоят два ангела.
Источник фотографии: Свято-Троицкий Всецарицынский мужской монастырь
«Из рассказа старца Иосифа Исихаста известно о первом чуде, произошедшим у образа «Всецарицы». Однажды некий юноша вошел в храм и захотел поклониться иконе. Вдруг лик Богоматери воссиял дивным светом, какая-то невидимая сила отбросила молодого человека, и он упал наземь. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам–инокам и со слезами на глазах признался им, что вел нечестивую жизнь, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Произошедшее у иконы Пресвятой Богородицы чудо навсегда отвратило юношу от колдовства, направило на путь покаяния и вернуло на стезю благочестивой жизни».
Прототип иконы Божией Матери «Всецарица» находится во многих церквях России, в том числе, в Свято-Троицком монастыре в селе Тарасково. Считается, что она способна исцелять от различных болезней – наиболее часто икону упоминают как средство от онкологических заболеваний. Данные свойства привлекают в село Тарасково большое количество паломников как с Урала, так и из зарубежных стран.
История
Изначально в селе Тарасково находилась деревянная церковь, освященная в честь Святого Духа. Однако в 1906 году было решено возвести кирпичный храм, который был освящен во имя Святой Троицы.
Источник фотографии: Свято-Троицкий Всецарицынский мужской монастырьИсточник фотографии: Свято-Троицкий Всецарицынский мужской монастырь
В 1930-х годах церковь попала под антирелигиозную кампанию. Сначала ее пытались взорвать – не удалось. Разрушению подверглись лишь купола. Затем ее пытались разобрать – кладка разборке не поддалась. Тогда в 1934 году церковь просто закрыли, отдав ее под колхозное зернохранилище. Также здание церкви успело побывать сельским клубом и лыжной базой.
Возвращен Русской Православной Церкви храм был лишь в 1989 году. 31 декабря 2002 года при Свято-Троицком Храме была создана Монашеская община, а 6 октября 2003 года Священный Синод благословил открыть в селе Тарасково мужской Монастырь. В ноябре этого же года Монастырь был освящен Архиепископом Викентием.
Дальнейшее развитие Троице-Сергиевой лавры
Сергий руководил Троицкой лаврой почти до смерти в 1392 году. За полгода до кончины игумен передал управление ученику Никону Радонежскому. Смерть духовного лидера и основателя обители не прервала расширение монастыря, который переживал разные периоды в истории. Развитие сменялось упадком и разрушением, а когда отступали «темные» времена, наступала эпоха расцвета.
XV–XVI века
Черной датой в истории монастыря стал 1408 год, когда армия хана Едигея разграбила и сожгла обитель. Удар захватчиков хоть и оказался болезненным для лавры, но власть монголо-татар на Руси таяла, и приближалось время освобождения русских земель. Поэтому следующие два столетия обитель отстраивалась и развивалась.
Монахи Троицкой лавры составляли летописи, переписывали рукописи, создавали иконы. Последователи преподобного написали его житие. Деревянную церковь перенесли восточнее, а на ее месте возвели каменный Троицкий собор. В строительстве участвовали сербские мастера, которые нашли убежище в обители после поражения в битве на Косом поле против турок-османов.
В процессе строительства нового храма обрели мощи преподобного Радонежского. В работе по художественному оформлению собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный. Укрепилось религиозное значение монастыря для правителей в Кремле: Василий III посещал обитель после удачного похода на Псков, Иван Грозный сделал то же самое, когда завоевал Казань.
Во второй половине XV столетия на территории монастыря появилось второе каменное здание – двухэтажная трапезная. В XVI веке развитие обители связано с Иваном Грозным, который вложил в перепланировку и строительство священного объекта 25 тыс. руб.
Царь одобрил возведение нового крупного Успенского собора, но строительство затянулось, в процессе случился пожар, который нанес большой ущерб монастырю. Достроили храм после смерти Ивана Грозного.
XVII – начало XVIII века
Руководство монастыря не поддержало польских ставленников Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, из-за чего лавра оказалась в 16-месячной осаде. Польско-литовская армия пыталась захватить обитель, но защитники мужественно отражали атаки врагов. В стенах монастыря повально болели цингой, которая погубила 2 тыс. человек. Гарнизон сократился до 200 бойцов, но оборона продолжалась до тех пор, пока князь Михаил Скопин-Шуйский не снял осаду.
«Оборона Троице-Сергиевой лавры», картина Сергея Милорадовича / Фото: wikimedia.org
Лавра понесла тяжелые потери и получила крупный материальный ущерб. Но после героической обороны авторитет монастыря в глазах обывателей вырос, увеличились пожертвования. Руководство обители не только отстроило стены, но и возвело новые объекты: колокольню, царские хоромы, двухэтажный корпус келий, больничные палаты и церковь Зосимы и Савватия.
После многомесячной осады обитель вступила в эпоху процветания. Монастырь владел кирпичным заводом, который бесперебойно поставлял стройматериалы. В водоемах, которые окружали обитель, разводили рыбу, по берегам разбили фруктовые сады, построили ветряные мельницы.
Троицкая лавра сыграла ключевую роль в судьбе Петра Великого, который в ходе Стрелецкого бунта укрылся в стенах обители. Руководство монастыря поддержало наследника престола в борьбе за власть. Но правитель впоследствии мало внимания уделял лавре из-за Северной войны и строительства Санкт-Петербурга.
Расцвет
Период выпал на эпоху правления Елизаветы Петровны. При императрице монастырь получил почетное звание лавры. В XVIII столетии построили новую колокольню, для которой отлили царь-колокол весом 66 т. В середине века произошел сильный пожар, который уничтожил деревянные постройки, что ускорило преображение монастыря.
Прочное финансовое положение позволяло обители не только возвести новые строения вместо уничтоженных огнем, но и отчислять деньги в пользу армии. Богатство монастыря основывалось на торговле и пожертвованиях. Троицкая лавра была в числе крупнейших землевладельцев России. На территории, которая принадлежала обители, жило 100 тыс. крестьян.
Начало XX столетия
На старте нового века, который готовил монастырю много испытаний, обитель продолжала отстраиваться. На территории лавры с 1895 года работала типография, в стенах которой печатались труды философов Павла Флоренского, Климента Охридского и других. Работали лавки, гостиницы, мастерские, которые производили кресты, подсвечники, детские игрушки.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в 1890-х годах / Фото: wikimedia.org
В начале XX столетия в лавре жило 400 монахов. Кроме того, к обители приписали ряд небольших монастырей и скитов, в том числе Гефсиманский скит, который основал святитель Филарет Московский.
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.
История становления прихода
Троицкий собор возводили под руководством Осипа Дмитриевича Старцева, московского зодчего из семьи потомственных строителей. Сохранились свидетельства о том, что Петр I присутствовал при освящении храма в 1699 г. С сентября этого же года здесь совершались регулярные богослужения.
События 1917 г. тяжело отразились на судьбах многих церквей. Храм Святой Троицы в Таганроге невероятным образом простоял нетронутым несколько лет. В 1922 г. из него вывезли церковные ценности и запретили службы. Сначала помещение использовалось как крытый рынок, а в 1930 г. его передали под мастерскую. Спустя некоторое время, в 50-е гг., он был разрушен до фундамента, который простоял много лет в ожидании восстановления.
Отправной точкой для возрождения Троицкого прихода стала статья, опубликованная в газете «Таганрогская правда» в 2000 г. В ней автор освещал проблему падения нравственности жителей микрорайона «Русское поле», первоочередно это касалось молодого поколения – будущего полиса. Завершением статьи был призыв к местным властям о создании в этом районе храма, который будет местом молитвы и центром возрождения (реабилитации) духовных ценностей. Под обращением подписались представители городской интеллигенции.
И мэр г. Таганрога, и Православная Церковь России одобрили инициативу воссоздания храма в микрорайоне. На приход назначили настоятелем о. Тимофея (Фетисова). Уже в начале 2001 г. сформировался и начал действовать попечительский совет.
В 2003г. в округе «Русское поле», там, где когда-то стоял первый собор г. Таганрога, совершилось радостное событие – закладка нового прихода. В память о том храме было решено освятить престол в честь Живоначальной Троицы.
Церковь построили в рекордно короткий срок – один год. В мае 2004 г. окончили внутренние работы и установили временный иконостас. В этом же году День Святой Троицы выпал на 30 мая, и после долгих лет запустения святыни здесь опять зазвучала молитва – отслужен молебен с чтением акафиста. А в июле, после освящения престола, совершилась первоначальная литургия.
Как определить приход церкви нужного населенного пункта в сельской местности
- Вы знаете точное название населенного пункта и нужный год события. По умолчанию нужно брать всегда самый поздний известный год. Помните: церковные приходы с годами менялись, поскольку строились новые деревни и церкви.
-
Определите по карте, где находится или находился нужный населенный пункт. Если сегодня такой деревни не существует, то смотрите советские карты или дореволюционные. На сайтах найдете большое количество старых карт:
- retromap.ru
- etomesto.ru
- davidrumsey.com
- Помните, что небольших населенных пунктов с одинаковыми названиями было много. Даже по соседству могли располагаться 2 деревни с одним названием в советские годы. А вот до революции они могли носить другие названия. Если вы сомневаетесь точно ли этот населенный пункт родина ваших предков, то изучите оба.
- Посмотрите ближайшее к нужному вам населенному пункту крупное село по карте. Если таких деревень или сел несколько на примерно одинаковом расстоянии — выписывайте оба названия.
- Откройте справочник по нужной вам губернии. В списке населенных пунктов или приходов найдите название крупного села, которые вы выписали в предыдущем пункте. Просмотрите, какие населенные пункты к нему относились. Если там есть ваше искомое, то приход вы определили. Можно переходить к просмотру метрических книг.
Определить приход церкви для нужного вам населенного пункта можно с помощью справочников. Например «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Приводится оглавление сборника за 1902 год.
Возрождение
2021
Троицкий собор
Восстановление прекратившего своё существование утраченного храма являет собой симбиоз духовной зрелости общества и связи поколений.
В 2017 году, в целях восстановления исторической памяти и возобновления духовной силы единства веры, было решено возродить первую курганскую святыню — исток православия в городе. Закладной камень нового православного собора освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В 2021 году, после окончания строительства, состоялось первое богослужение.
Вновь возведённый Курганский Свято-Троицкий собор был воссоздан по образу и подобию знаменитого храма Покрова на Нерли — выдающегося памятника XII века Владимиро-Суздальской школы русского церковного зодчества.
Курганский собор рассчитан на одновременное пребывание до 200 человек. Снаружи, над входом, выполнена 6-и метровая мозаичная икона Святой Троицы, являющаяся исторической связью с первым утраченным храмом. Иконостас главного престола выполнен в 7-мь ярусов. Иконостас престола, во имя Казанской Чимеевской иконы Божией Матери был выполнен мастерами из Успенского Далматовского мужского монастыря (подробнее о монастыре в «Монастырь на Исети»)
Курганский Свято-Троицкий собор
Курганский Свято-Троицкий собор
Курганский Свято-Троицкий собор
Курганский Свято-Троицкий собор
Завершить повествование о возрождении собора хочу пронзительным высказыванием Патриарха Кирилла:
#слушайсмотримолчи #курганская область #Курган #троицкая церковь #троицкий собор #троицкая площадь #интересныеместа #интересныефакты