Гамаюн overview

Чувашково

В конце XIX века короткую, но яркую жизнь прожил В.В. Голубцов, участник русско-турецкой войны и перехода через Балканы. Выйдя в 1880 году в отставку, 24-летний боевой гусар посвятил последние 12 лет жизни истории Пермского края.

Историк Голубцов сделал важное открытие при осмотре оружейной коллекции Строгановых. На одной пушечке он разобрал надпись —В граде Кергедане на реце Каме дарю я Максим Яковлев сын Строганов атаману Ермаку лета 7090.Портрет В.В

Голубцова, участника русско-турецкой войны и перехода через Балканы.

Владимир Владимирович сделал важное открытие при осмотре оружейной коллекции Строгановых. На одной пушечке он смог разобрать надпись: «В граде Кергедане на реце Каме дарю я Максим Яковлев сын Строганов атаману Ермаку лета 7090»

Историк-палеограф Владимир Голубцов поселился до конца жизни в фамильном селе. Его предок, пермский воевода Александр Федорович Голубцов в декабре 1780 года основал село Александровское. За 500 рублей им была выкуплена земля Красноуфимского уезда «под Титешною горою по речке Зюрзяге… до старого Черемисского жилища».

Масленица в Чувашково.Автор — пресс-служба администрации Красноуфимского района Свердловской области

Ей владели башкиры по указу царя Алексея Михайловича от 1635 года. И нашлось ведь целых 166 человек из деревень Рахмангулово, Уразаевой и Сабанаковой, которые продали… родовые земли!

Александр Федорович затем был Симбирским вице-губернатором, пока не погорел на масонстве. Он привёз в Александровское крестьян из волжского имения. Они выделялись нравом и обычаями, а более всего говором – певуче акали. Уфимцы за то прозвали их «гамаюнами», птицами певчими.

Знакомый топоним! Поселенцы у мыса Гамаюн на реке Исети, и у камня Гамаюн на хуторе Крутой Лог на берегу Чусовой, часом, не с Волги ли?

Крестьяне с Волги певуче акали. Уфимцы за то прозвали их гамаюнами, птицами певчими.Камень Гамаюн на реке Чусовой.Автор — Михаил Латышев

Старое Черемисское жилище близ Казацких гор позже стало деревней Чувашской, ныне — Чувашково. Оно могло появиться на древнем торговом пути из Сибирского царства в Казань.

От верховьев Чусовой караваны сибирцев выходили к истокам Сылвы и по ней спускались на юг. Поблизости от деревни Чувашской должен был проходить волок к реке Уфе, с берегов Сылвы у Торговища.

Историк-палеограф Владимир Голубцов жил в фамильном селе Александровском.В декабре 1780 года пермский воевода Александр Федорович Голубцов за 500 рублей выкупил землю под Титешною горою по речке Зюрзяге до старого Черемисского жилища.Село Александровское.Автор фото — Наталья Владимировна Змеева

Чтобы выйти к Волге, надо идти по «чёрной реке» Караидели (Уфе) дальше на юг. Затем от её устья идти на север по «белой реке» Агидели (Белой) до устья Камы. Такой азимут по «речному компасу» должен быть у деревни Чувашково.

Снова чувашское название на сибирском пути! Оно напомнило мне юность.

Исторические факты

История Гамаюнщины печальна, поучительна и достойна уважения. Слобода была пожалована Петром I князю-кесарю Фёдору Ромодановскому в вечное владение до прекращения его рода и лишь после этого могла отойти «ко дворцу». Крестьяне Гамаюнщины занимались земледелием, разведением скотины и домашней птицы, рукоделием. Они были оброчными, то есть после уплаты помещику оброка могли выбирать дело по своему усмотрению. Поэтому помимо сельского хозяйства занимались извозом и торговлей. По реке их товары попадали далеко за пределы региона.

В 1739 году Гамаюнщина была продана заводчику Н.Н. Демидову. Всех купленных крестьян он разделил на три части. Одну отправил на Урал, вторую часть — на местные заводы, думиничский и брынский. Третью оставил «на пашне», переведя с оброка на барщину.

На заводах Демидова рабочих часто наказывали кнутом, после чего раны посыпали солью, применяли другие жестокие пытки. Из челобитной: «Ежели б не поблизости тех заводов состояли сёла и деревни, то б все мы, крестьяне, с жёнами и детьми от той тяжкой ево работы могли получить голодную смерть».

Заработная плата была так ничтожна, что рабочим приходилось, чтобы не умереть с голоду, просить подаяние в Калуге и окрестных селениях. Из челобитной видно, что замучены пытками 20 человек, покончили самоубийством и бежали 12 человек, умерли на морозах без одежды и от «прегорькой работы и с голоду» более 200 человек, а всего за 13 лет владычества Демидова не стало 232 человека.

Крестьянам, оставленным «на пашне» и переведённым с оброка на барщину, было нелегко. Барщину несли не только мужчины, но и женщины, девушки и даже старики: «На себя нам пахать давать во время пашни никогда не давает, и сено косить, скоту приготовить во время пары не допущает с работ».

Чудь уходит, но сохраняет присутствие

Место, где происходит действие легенды, прежде населяла чудь. Она обитала здесь с незапамятных времен, но жила иначе, чем обычные люди, занимающие эту территорию сейчас. Своим домом она считала лес, и все ее промыслы так или иначе были с ним связаны. Говорила на незнакомом языке и имела особую внешность.

Как именно это случилось? Согласно первой, «сказочной», версии, чудь удалилась в некую пещеру, не считая необходимым терпеть докучливое соседство. Второй сценарий более реалистичен: в определенный момент весь «старый народ» забрался в огромную яму, над которой были подпорки, подрубил их и оказался под землей. Столь радикальная мера не только экстравагантный способ скрыться от окружающих, но и намек на одну из самых зловещих практик времен борьбы вокруг церковной реформы — самопогребение старообрядцев. И эта отсылка, кажется, возникает не на пустом месте.

Причина такого ухода чуди прозаична: ее пытались крестить. Правда, и здесь возникает несколько вариаций сюжета. По одной из версий, всё население вокруг земель, на которых оставался жить непокорный народец, уже приняло христианство и стало платить дань русскому царю, а чудь до последнего копила богатство и молилась своим богам. И когда светская и духовная власть начала новое наступление на их анклав, весь народ решился на этнический суицид. Трудно отделаться от ощущения, что такие легенды представляют собой просто до крайности мифологизированные воспоминания о событиях эпохи гонений на старообрядчество.

Другая версия с религией никак не связана, но тоже по-своему логична: чуди стало «негде жить», и она ушла, забрав с собой все накопленные богатства и тайны, которые хранят эти земли.

Подобный сюжет мог возникнуть на любой территории, подвергавшейся колониальной экспансии.

Уход «в гору» и продолжение жизни в некоем подземном мире, разумеется, миф, и разглядеть за метафорической дымкой реальные события здесь вряд ли удастся. Скорее всего, в этом случае произошло слияние двух фольклорных сюжетов: распространенных повсюду легенд о духе места в условиях горного региона и рассказах о чуди.

Впрочем, если варианты с самопогребением представляют собой изложение просто трагического факта (этнос предпочел смерть новым порядкам, его больше нет), то в сказаниях об «уходе в гору» чудь становится «особым участником жизни»: ее до сих пор иногда можно встретить! Небольшого роста люди сторонятся обычного человека и сурово наказывают за попытки проникнуть на их территорию — вызывают обвалы горных пород, мелко и часто пакостят — и при этом остаются незамеченными. Конечно, в такой трактовке чудь обретает дополнительные сверхъестественные силы.

Его таинственный собеседник заявляет, что они сулят войну и голод, а потом исчезает в неизвестном направлении, поколебав материалистические убеждения коммуниста. Но подобные легенды весьма малочисленны, а потому их можно считать плодом фантазии, и только. Всё, что остается от чуди, — это загадочные следы (опять же легендарные) и случайные археологические находки.

А еще упоминания в летописях, например в той же «Повести временных лет», слишком уж частые для мифологического народа. Варяги облагают чудь данью, Вещий Олег включает мужчин из этого племени в состав своего войска в походах на Киев и Царьград, да и во время правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого оно нет-нет да и упоминается. Кроме того, на картах можно найти несколько географических названий, этимологически связанных с этнонимом «чудь». Самый очевидный пример — Чудское озеро, известное по битве Александра Невского с незадачливыми крестоносцами. Неужели легендарный народ существовал на самом деле?

Ответить на этот вопрос нелегко. С одной стороны, слишком уж велико количество сказаний, чтобы поверить, что чудь не плод мифологического сознания. С другой — всем этим историям можно найти достаточно простое объяснение.

Современные археологи обнаружили на Русском Севере ряд артефактов, не вполне традиционных для здешних мест. Ничего сверхъестественного — просто набор предметов, отличающихся от тех, что типичны для нескольких регионов в районе реки Сухоны: обычные глиняные изделия, подвески из грубо обработанного металла, остатки тканей и утвари. Может, это и есть «наследие» чуди? А как тогда быть с «уходом в землю»?

Объяснение здесь еще более простое: курганы. Подобную технику погребения использовали практически все древние народы, населявшие территорию европейской части России, но постепенно она осталась в прошлом — хотя бы потому, что противоречила христианской традиции. Но курганы сохранились и, вне всяких сомнений, иногда вскрывались.

Как выглядит — фото и описание картины Васнецова

До наших дней дошло множество изображений (картинок) птицы Гамаюн. Судя по образцам, она имела женскую голову и грудь, а туловище от крупной птицы, цепкие ноги с длинными когтями, яркое и выразительное оперение. В некоторых источниках утверждается, что в определенные моменты жизни птица может превращаться в девушку полностью.

Виктор Васнецов, интересовавшийся фольклором и мифологией Древней Руси, и на картины свои перенёс своё видение древнего мира. Яркость красок и четкость линий показывают, с какой верой в сказочные миры и персонажи художник занимался своей работой. Птица Гамаюн на полотне художника изображена сидящей на дереве и смотрящей куда-то вдаль.

Её черные, как смоль, крылья, резко контрастируют с окружающим миром, изображенным в светлых, сияющих тонах. Кажется, что она вот-вот взмахнет ими и взлетит в высоту. Удивительное сочетание умиротворенный природы, буйных красок и диссонирующей Гамаюн.

Вашему вниманию представлены картинки с изображением птицы Гамаюн.

История происхождения

Образ персонажа в русской культуре сложился на базе арабского и иранского фольклора, где существовали представления о волшебной птице хумай. Там это птица-феникс, которая предвещает людям счастье. Если птица хумай отбросит на человека тень, этот человек станет царем. В переводе с персидского имя «Хомаюн» означает «царственный», «счастливый», «благословенный».

Кроме того, в ХVI-ХVIII веке распространены были разные домыслы о райских птицах как о зоологическом семействе, представители которого живут в основном на островах Новой Гвинеи. Чучела этих птиц начали привозить в Европу в XVI веке, и там они вызывали массу удивления, поскольку люди не могли обнаружить у этих чучел крылья и ноги. К этому впечатлению добавились рассказы новогвинейцев о том, что райские птицы прибывают с небес.

На этой почве выросло распространенное заблуждение о том, что райские птицы перемещаются в воздухе при помощи хвоста и на землю никогда не садятся, а для того, чтобы отдохнуть, цепляются хвостом за ветки деревьев. Эти байки охотно поддерживали торговцы, и даже естествоиспытатели тех времен не оспаривали это мнение.

В конце ХVIII века выяснилось наконец-то, что ноги и крылья райским птицам обрезали сами новогвинейцы, когда делали чучела. Однако к тому времени расхожие легенды об этих реально существующих птицах уже повлияли на формирование образа птицы Гамаюн.

Мнение о том, что птица Гамаюн издавна существовала в мифологии и фольклоре славян — ошибочно, хотя и распространено.

Роль в геральдике и искусстве

Было бы удивительно, если бы образ птицы-девы не затронул воображение людей творческих профессий: писателей, поэтов, художников. Так, например:

  • В одном из стихотворений всемирно известной поэтессы Анны Ахматовой Гамаюн (впрочем, сама того не желая) уводит путника с правильного пути, вселяет в сердце его тоску и печаль.
  • Владимир Высоцкий в песне «Купола» свёл всех троих птиц к одному дереву, и показал, что, несмотря на присутствие их, человек волен сам выбирать свой путь, поскольку видит всё собственными глазами.
  • У Блока же всё гораздо мрачнее: объятая ужасом, с запачканным кровью губами, птица поёт о правде и победе над злым игом, голодом и мором.
  • На картинах Васнецова птица Гамаюн прекрасна, но трагична и даже зловеща.
  • А вот на гербе Смоленской области и города Михайловск – более символична. Причем на флагах и гербах Смоленского княжества, области и губернии, городах Вязьмы и Смоленска, Татищевского района Саратовской области и Тербунского района Липецской области, птица Гамаюн изображена без человеческих черт.

В геральдике птица-дева означает покровительство и защиту от кровопролитных войн, возрождение, стремление к счастью, несмотря на все сложности, чуткость и чудесную силу.

Белые пятна на карте

Более или менее системное освоение земель, сейчас именуемых Россией, началось достаточно поздно. К тому времени уже были вдоль и поперек исхожены Европа и северная часть Африки вместе с Ближним Востоком — многочисленные народы, о которых можно прочитать в учебниках истории, делили мир и стремились занять в нем свое место. Да и в других регионах происходили изменения. Тем не менее к условному X веку белых пятен на карте оставалось предостаточно, и одно из самых крупных начиналось где-то чуть севернее Волги.

Конечно же, эти территории не были абсолютно пустыми и необитаемыми.

Особенно с учетом того, что последние занимались в основном земледелием, а местное население предпочитало другие способы выгодного взаимодействия с природной средой. Вот на этих-то землях и начался один из самых интригующих мифологических процессов — формирование легенд о скрытых народах.

Сам этот фольклорный мотив не то чтобы оригинален. Конечно, степень мифологизации, приписываемые этносу свойства и обстоятельства столкновения с ним могут различаться, но общая идея остается одной и той же: рядом с «нами», живущими здесь и сейчас, постоянно находится кто-то еще, хоть и очень похожий на нас, но совсем другой. Он жил на этой земле до того, как сюда пришли мы, и территория по-прежнему в некотором смысле принадлежит ему.

Просто после нашего появления «кто-то» ушел, но продолжает напоминать о себе.

Легенды об эльфах и феях практически всегда развиваются по похожему сценарию, и люди иногда даже находят экстравагантные подтверждения тому, что в них говорится. Одна из подобных историй вызвала настолько большой резонанс, что сам сэр Конан Дойл мало того что поверил в нее, но и до последнего доказывал, что сделанные двумя девочками фотографии мифического народа никакая не фальсификация, и посвятил этому целую книгу с красноречивым названием The Coming of the Fairies. Другой пример — еще более странное сказание о «зеленых детях», якобы появившихся лет восемьсот назад на поле неподалеку от одной английской деревушки — и описавших «иной» мир. Его населяют «иные» же люди, но иногда он незаметно контактирует с нашим.

Кто такие гамаюны

Из числа нынешних жителей калужского Правобережья мало кто знает, что живут они в местности, народное название которой Гамаюнщина.

В состав калужской Гамаюнщины входило 17 селений: Ромоданово, Квань, Верховая, Покров (Егулино, Некрасово), Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Рождествено, Грачи, Вырка Верхняя, Вырка Нижняя, Еловка, Животинки, Колюпаново, Горенское. Кроме всего перечисленного на правом берегу по Перемышльскому шоссе располагалась деревня Гамаюнка, ныне это Ромодановские Дворики.

Кто же такие гамаюны? По некоторым версиям, это древний славянский народ, который поклонялся Велесу – богу земледелия и плодородия. Птица гамаюн была воплощением бога Велеса, его посланницей. От неё они и получили своё название. Многие в России искали корни Гамаюнщины, и все сходились в одном: истоки названия ведут на правый берег Оки возле Калуги. Живший там народ с акающим говором имел свои неповторимые обряды и обычаи. Это были талантливые, миролюбивые и трудолюбивые люди.

В XVIII – XIX вв. в России слово «гамаюн» приобретает определенное значение. Толковый словарь В.Даля даёт пояснение – так в России называли заботливого, усердного, трудолюбивого работника. В просторечье «гамаюн» — это значит говорливый и шумливый человек, которого знают как хлопотливого, но работящего и рачительного хозяина.

Женское начало

Кроме того, основным образам обрядов во время Троицы, Русальной недели, Масленицы, Коляды, птице гамаюн придавались также женские формы. Так, масленичная кукла в калужской Гамаюнщине представлялась молодой женщиной с подчёркнутыми формами, символизирующими её плодоносящее начало.

Анализируя памятники народного шитья Гамаюнщины, можно выделить группу геометрических мотивов орнамента с символом плодородия — ромбом с его вариациями. Отмечается устойчивость ромбического узора на свадебном обряде невесты, в костюме молодой женщины и на свадебных полотенцах.

Ромботочечная композиция и сетчатый узор из ромбов вышивались, как правило, на занавесках, праздничных рушниках, входили в тканый орнамент поневы молодой женщины.

Каков внешний вид птицы Гамаюн?

Как мы видим по многочисленным изображениям, в том числе вошедшим в сокровищницу русской живописи, Гамаюн имеет голову и грудь прекрасной девы, а туловище большой птицы, перья яркие и выразительные. Иногда же человеческих черт в облике Гамаюн нет, это огромная птица. Кое-где встречаются упоминания, что Гамаюн способна к перевоплощению и целиком становится девой. Во многих описаниях указано, что Гамаюн не имеет ног, иногда даже крыльев. Так про нее рассказывают в древней рукописи:

«Гамаюнъ птица инакоже и манкория, еяже и райской птицею именуетъ, величеством поболе врабия хвостъ имать семи пядей, ногу и крылъ у себе не имать, обаче выну непрестанно по воздуху ховстомъ своимъ летаетъ, и никогда не почиваетъ, цветже перия ея велми прекрасенъ естъ, и пожелателенъ видению человеческому».

Таким образом, птица это необычная, неземная.  Способна посетить все уголки Явного Мира, сидит на ветвях в лесу — там ее видят.

Почему Гамаюн — птица вещая? Какие еще у нее способности?

Издавна было поверье про Гамаюн:

«Если Гамаюн крыльями своими повеет кому-нибудь на голову — быть ему владыкой. Если же Гамаюн прервет свой полет — это чревато большими бедами».

Если же падает на землю и погибает, то знак предвещает смерть высокопоставленного лица, князя. Летит с востока — грянет страшная буря. Погоду менять она тоже может: ветер вызывает, дождь кличет.

Содержание песни Гамаюн тоже говорит о будущем, рассказывает волю высших сил. Вообще же, вещей Гамаюн известно все: как произошла земля, люди на ней, птицы, звери. Поговорив с волшебной птицей, можно узнать все эти тайны. Гамаюн может влиять на людей, воздействовать своей силой. Вообще, Гамаюн говорит много, помогает людям праведным, может даже раскрыть секрет. Может научить такая птица волхованию, способности делать предсказание. Ее пение вдохновляет на подвиги, великие свершения.

Опасна ли птица Гамаюн для людей?

Как правило, Гамаюн не нападает на прохожих, злобы к людям не проявляет. Но опасность кроется в другом. По легендам, пение Гамаюн настолько прекрасно, что невольно люди заслушиваются, забывают себя, свои дела, идут за вещей птицей куда глаза глядят. Однако явление Гамаюн — однозначно счастье как в настоящем, так в будущем. К тому же, Гамаюн вдохновляет поэтов, певцов, сказителей — подсказывает им волшебные истории, образы.

Гамаюн — воплощение поэзии, магии, тайных знаний и творчества. Неудивительно, почему образ вещей птицы так популярен среди стихотворцев, художников, писателей. К тому же, Гамаюн воплощает мистическое начало в природе. О ней говорили наши предки. Вспомним о Гамаюн, других таинственных созданиях и мы, изучая славянскую мифологию!

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Подробнее

Подробнее о славянской мифологии:

В культуре

В XVII-ХVIII веках образ птицы Гамаюн воспроизводился в предметах декоративно-прикладного искусства, которые создавались для царского двора. Царь в начале ХVII века купил у одного московского купца сосуд в виде Гамаюна, инкрустированный жемчугом. Персонаж изображался на знаменах и пушках. Изображение птицы Гамаюн верхом на пушке попало на герб города Смоленска.

В XIX-ХХI веках образ персонажа в искусстве романтизируется. Птица появляется в произведениях поэтов и литераторов. Например, у Гамаюн услаждает людской слух пением, похожим на «звон нежных струн», а один из героев называет птицу Гамаюн «сладкоголосой» и мечтает побывать в тех райских местах, где она водится.

В 1897 году появилась знаменитая картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Это полотно дало толчок к формированию нового представления о персонаже в русской культуре. На картине Васнецова Гамаюн мало похожа на уже сложившийся к тому времени книжный образ. Это птица с черными крыльями и лицом женщины, которому приданы детские черты и выражение тревоги, испуга. Эта картина, выполненная в пурпурно-розовых и черно-серых тонах, стала воплощением тревожных предчувствий и апокалиптических настроений, которые доминировали в обществе в то время.

Имя птицы Гамаюн носит персонаж популярного в 80-ые годы ХХ века сериала «Государственная граница» – матрос Иван Трофимович Гамаюн. Роль исполнил актер Александр Денисов.

О Гамаюн
, вещей полудеве-полуптице, слагались былины и песни. Её образ встречается в живописи, искусстве. Есть она и на гербах русских городов. Кто такая Гамаюн? Какова ее роль в славянских мифах и легендах?

Гамаюн — мифическая волшебная птица в русской культуре. Жила она в Светлом Ирие — месте обитания Богов. Образ вещей птицы Гамаюн был столь любим, что ее имя использовалось в качестве личного, имя использовалось как название в топонимике. Само название, возможно, происходит от «гаманить», то есть рассказывать, говорить. Родственно со словом «Гамаюн» знакомое нам слово «гомон».

Поклонение птице

Этническая самобытность крестьян калужской Гамаюнщины, их культура и быт – это исторический факт. Особая роль в них отводилась птице как яркому образу народной и свадебной лирики, семейного быта и любви. Поклонение птицам символизировало тепло, свет, урожай, богатство. В весенних песнях-заклинаниях обращались к жаворонку, ласточке-касаточке, кулику, перепёлочке, синичкам-сестричкам, красногрудым снегирюшкам, чтобы они принесли «весну-красну», «теплу летушку», взяли бы «ключи весенние», «замкнули зиму», «отомкнули лето».

В крестьянской среде почитались петух и курица – символы плодородия. Они считались лучшим подарком, когда гамаюны ходили в гости. Петух к тому же был предвестником зари и солнечного света. Свадебные обряды крестьян Гамаюнщины связаны с ноябрьскими кузьминками, женскими праздниками–складчинами, на которых обязательным ритуалом были куры, принесение нарядных петуха и курицы в дом жениха.

В весенних обрядах особую роль играли куриные яйца. Яйца подкидывали вверх, чтобы рожь росла высоко. Известен обычай разбивать яйцо о лоб выведенного на первую пашню коня.

Изображения птиц на гамаюнских вышивках народные мастерицы называли уточками, петухами, павами, часто использовался арнамент с изображением павлина с хвостом в виде елочки (XVII в.). В них ярко выражены геометрические рисунки с орнитоморфными (изображение птиц) и растительными мотивами.

Соседи чуди: чем дальше в Сибирь — тем больше загадок

В ненецких легендах сииртя прибывают «из-за моря». Сначала они стремятся к изолированной жизни на некоем песчаном острове, но этот клочок земли быстро размывают штормы — и тогда пришлецы переселяются на материк. Здесь происходят их первые контакты с ненцами, но неизвестный народ по-прежнему ведет замкнутый и абсолютно другой образ жизни, да и внешность у новых соседей совершенно особая: землистый цвет кожи, светлые глаза и низкий рост. Финал напоминает историю чуди — собрав все свои богатства, сииртя уходят куда-то в землю, где теперь владеют огромными стадами мамонтов.

Но они продолжают напоминать о себе — ненцы рассказывают об эпизодических встречах с ними (которые считаются удачным знамением), полученных от бывших соседей рекомендациях, предупреждениях (вспомним историю о пророке из дивьих людей и коммунисте) и даже о помощи в борьбе с врагами и злыми силами.

Как бы мы ни трактовали весь этот мифологический пласт, возникает вопрос: а кто такие сииртя? Согласно самой распространенной гипотезе — одни из прямых предков ненецкого населения. Или же перед нами своеобразная версия легенды о происхождении народа, возникшая в результате этнической рефлексии. Что, впрочем, неудивительно.

Если мы продолжим путь вдоль побережья Северного Ледовитого океана, то можем услышать сказания еще об одном загадочном народе — онкилонах. Эти легенды немногочисленны и вызывают намного больше вопросов, чем дают ответов. Первые относящиеся к ним сведения были записаны в XIX веке бароном Врангелем, исследовавшим побережье Чукотки. Местные жители регулярно указывали ему на разбросанные повсюду остатки хижин и землянок, сильно отличавшихся от обычного в тех краях жилья, и демонстрировали находки, связанные, как они считали, с онкилонами.

Этот народ проделал тот же исторический путь, что и чудь или сииртя: некогда он занимал большую территорию, но по мере переселения сюда чукчей его ареал обитания сужался. И в конце концов после конфликта последний предводитель онкилонов собрал своих соплеменников и уплыл с ними куда-то за море, где находится загадочный и неизученный остров, который лишь иногда можно видеть с одного из мысов Чукотки.

На первый взгляд история довольно банальная: два народа борются за территорию в крайне сложных природных условиях, и проигравший (возможно, уступающий по численности или техническому развитию) удаляется прочь

И не важно, где находится это «прочь» — под землей или за океаном, — главное, что «не здесь». Изящная метафора исчезновения

Скрытый смысл песни «Гамаюн» — Ленинград

В новой композиции Сергея Шнурова и группировки «Ленинград» поётся очень мелодичная песня и по совместительству зачитывается рэп про весьма важные темы на этот момент. Скорее всего, новый хит вышеуказанных знаменитостей посвящён всей политической ситуации сложившейся в мире в этом году. Вначале песни мы слышим прекрасный голос Ксении Руденко, который поёт:

Таких припевов будет несколько в песне, и слушатель будет постоянно переключатся с информационного репа Сергея Шнурова и подобных припевов Ксении Руденко. Данный ход посвящает фанатов группы сразу в два направления, которые однозначно связаны друг с другом. Партии Сергея немного информативнее в песне, чем припевы, над куплетами уже надо думать и разбирать их.

В первую очередь Шнуров вопрошает, когда утихнет «рев атак» и мир сможет наслаждаться тишиной.

Слова «два больших крыла» можно как раз ассоциировать с птицей гамаюн, ведь по словам людей того времени птица могла накрывать своей тенью целые города.

Данные строчки можно понимать, как призыв к перемирию:

Эти слова можно интерпретировать, как потерю себя и своей жизненной позиции. Призыв и намёк всем людям планеты на то, что возможно они запутались и им нужно подумать над своим будущем.

Опять же ещё одно упоминание того, что всем нам сейчас не легко в сложившейся ситуации, но нужно приходить в себя и мыслить в правильном для себя русле.

В этих строчках как раз можно понять смысл данного произведения. Оно говорит всем нам, о том, какие серьёзные действия происходят в мире на данный момент, задавая слушателям вопрос «как вы понимаете эту ситуацию и как к ней относитесь? «Сергей Шнуров, как человек, которому небезразлична данная ситуация в мире, нашёл для себя выход, как рассказать свои мысли и переживания своим настоящим, а также будущим фанатам.

В целом как всегда и клип и песня на высоте. Группировка «Ленинград» умело делает свою работу, доказывая другим, что можно писать не просто песни для весёлых дискотек, а создавать хиты с тонким, но читаемым подтекстом. Сергей Шнуров в который раз написал отличную музыку и текст для нее на весьма серьёзную тему в наше время. Надеемся, что каждый поймёт старания автора так, как он бы этого хотел и по-настоящему насладится новым треком группы «Ленинград» «Гамаюн»

Надеюсь, я помог вам найти смысл песни «Гамаюн», а также разобраться в тексте. Если у вас другое видение песни – пишите в комментарии свой вариант.

Гамаюн в мифах и легендах

Впервые персонаж упоминается в появившихся в ХV веке русских переводах «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова, в ряду других вымышленных птиц — финик и харадр. Считалось, что эти птицы чудесно благоухают и летают на мифические восточные острова, расположенные недалеко от Рая. Однако в те времена образ Гамаюна остался незамеченным и в культуру и фольклор не проник.

В следующий раз упоминания о персонаже встречаются в источниках ХVII-ХVIII века, где Гамаюна описывают как райскую птичку размером с воробья. Этот персонаж встречается в литературе под разными именами, может по-разному выглядеть, а местом происхождения райской птички называется то Индия, то Мальдивские острова.

При любом раскладе сохраняются главные черты – эта птичка вечно носится в воздухе, летает, используя только хвост, и либо вообще никогда не приземляется, либо отдыхает на деревьях, зацепившись за них перьями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: