Газопромышленный комплекс
На Урале сформировался и продолжает развиваться Оренбургский газопромышленный комплекс. Развитию Оренбургского газопромышленного комплекса способствовало его выгодное географическое положение на транспортных путях, связывающих центральные и восточные районы, а также наличие местных природных ресурсов — газового конденсата, железных и медных руд, углей. Вблизи комплекса выделяется по своему качеству Гайское месторождение медных руд.
В соседнем Орско-Халиловском промышленном районе сосредоточена крупная горнодобывающая промышленность, представленная горно-обогатительным комбинатом, нефтеперерабатывающая, черная и цветная металлургия, а также здесь имеются предприятия тяжелого машиностроения, станкостроения, электротехнического машиностроения, химической промышленности, получила развитие легкая и пищевая промышленность. Одновременно с ростом ведущих отраслей тяжелой промышленности росла и строительная индустрия. Район имеет мощную базу промышленности строительных материалов.
Оренбургское газоконденсатное месторождение считается самым крупным в европейской части России. Оренбургский газ содержит конденсат и серу. Состав газа представлен тяжелыми углеводородами. Помимо метана в нем имеется этан, пропан, бутан, а также другие углеводороды и сероводород, газовая сера, гелий, азот. Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200—1800 м. Газовый конденсат высокого качества, содержит нафтеновые и ароматические углеводороды и насыщен сернистыми соединениями.
Состав газа и конденсата требует комплексной переработки, отделения газа от сероводорода, извлечения углеводородов, получения в промышленных масштабах метана и серы. Уже в настоящее время здесь добывается 30 млрд. м3 газа, а в перспективе его добыча возрастет до 45 млрд. м3 в год. Главными потребителями оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам:
- Оренбург — Самара;
- Оренбург — Заинек;
- Оренбург — Стерлитамак;
- Оренбург — Новопсковск.
Построен газопровод от Оренбурга к западной границе, и оренбургский газ поступает в европейские страны.
В Оренбурге размещается крупное производство тяжелого органического синтеза. Создана мощная углеводородная сырьевая база для получения синтетического каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений; налажено производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки; построен газоперерабатывающий завод.
Оренбургский газ дает возможность для создания в районе мощной энергетической базы. Газ используется на Ириклинской и Оренбургской ГРЭС. На территории комплекса открыт ряд нефтяных месторождений, что позволит в перспективе создать здесь нефтяную промышленность.
Примечания
- . Московская биржа (27 марта 2019). Дата обращения: 1 мая 2021.
- ↑ . Дата обращения: 31 августа 2017.
- ↑
- . Дата обращения: 1 июля 2018.
- . Дата обращения: 1 июля 2018.
- ↑ Дмитриев А. А. Летопись губернского города Перми с 1845 до 1880 года, из книги «Очерки из истории губернского города Перми.», Типография П. Ф. Каменского, Пермь, 1889
- А. М. Нечаев. . Энциклопедия «Пермский край».
- . Археология и краеведение Урала.
- ↑ .
- ↑ . Дата обращения: 1 июля 2018.
- ↑ . Дата обращения: 1 июля 2018.
- . Дата обращения: 24 августа 2017.
- . Дата обращения: 30 августа 2017.
- . Дата обращения: 30 августа 2017.
- . Коммерсантъ (17 декабря 2022). Дата обращения: 24 декабря 2022.
- . Портал машиностроения (25 мая 2010). Дата обращения: 19 февраля 2022.
История
Пермские пушечные заводы до революции
Панорама Мотовилихинского завода, вторая половина XIX века. Справа видно здание 50-тонного молота
План Пермских Пушечных заводов, 1911
Медеплавильный завод
В 1723 году у деревни Егошихи на берегу речки Егошиха Василий Татищев начинает строительство медеплавильного завода, получившего название Егошихинский медеплавильный завод. Уже на следующий год завод начинает производство. Спустя 10 лет, в 1736 году, рядом с Егошихинским заводом начинается строительство Мотовилихинского медеплавильного завода. Длительное время заводы работали вместе, но в 1788 году Егошихинский завод закрывают. Мотовилихинский медеплавильный завод продолжает работу до 1863 года, когда и он закрывается. Сегодня от этих заводов остался Мотовилихинский пруд на речке Большая Мотовилиха и здание заводоуправления, которое в наше время занимает хлебозавод.
Пермский пушечный завод
В середине 1860-х годов рядом с медеплавильным заводом были построены сталепушечный и чугуннопушечный заводы. В 1871 году их объединили, образовав Пермский пушечный завод.
29 июня 1866 года, «в праздник Петра и Павла, когда большая часть заводских жителей ушла в город на ярмарку, в Мотовилихе произошел в 11 часов утра страшный пожар от неосторожного обращения с огнем. В течение дня сгорело до 200 домов в центральной части завода, одна фабрика, училище, казенный дом с обширным садом, лаборатория и громадный склад древесного угля
Последний горел несколько недель, не поддаваясь никакому тушению. Жертвою этого пожара сделалась седьмая часть всего заводского селения».
В 1876 году на заводе была пущена первая на Урале мартеновская печь и начала работать первая на Урале электростанция.
В 1888 году Горным начальником завода Славяновым Н. Г. была изобретена и опробована первая в мире электросварка расплавляемыми электродами.
В конце XIX — начале XX веков, в условиях подготовки Российской империи к мировой войне, на заводе развернулось производство новых артиллерийских систем, в том числе 9-дюймовой береговой мортиры системы Н. В. Маиевского и др.
В Первую мировую войну Пермские «Мотовилихинские заводы» поставили Русской армии пятую часть артиллерийского вооружения.
Три боковые пушки на крейсере «Аврора» были произведены в Перми.
СССР
Национализирован постановлением ВСНХ 2 октября 1918 года. Именовался Мотовилихинский механический завод. Осуществлял ремонт паровозов, автомобилей и тракторов, изготавливал сельскохозяйственные машины, двигатели внутреннего сгорания, артиллерийские орудия и снаряды. С 1921 года именовался Мотовилихинский орудийный завод, с 1927 года Мотовилихинский машиностроительный завод. В 1934 году завод переименован в Государственный союзный завод № 172 им. В. М. Молотова. В 1957 году завод переименован в Пермский машиностроительный завод им. В. И. Ленина.
В 1941 году завод был награжден орденом Ленина, в 1944 году — орденом Трудового Красного Знамени, в 1945 году — орденом Отечественной войны I степени.
За годы Великой Отечественной войны Пермские «Мотовилихинские заводы» изготовили четверть всех артсистем Красной армии.
Первый выстрел по территории нацистской Германии 2 августа 1944 года был произведён из 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 № 3922, сделанной в Перми на «Мотовилихинском заводе», а первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года — из 122-мм корпусной пушки А-19 № 501, также изготовленной в Перми.
Российская Федерация
Распоряжением правительства РФ 5 декабря 1992 года предприятие было преобразовано в АО «Мотовилихинские заводы». В 1993 году Фонд имущества Пермской области провёл чековый аукцион по продаже акций АО «Мотовилихинские заводы». На тот момент на заводе работало более 20 тысяч человек. Завод перешёл под контроль директора завода Юрия Булаева.
В 2002—2003 годах завод поменял собственников, перейдя под контроль ЗАО «Финансовый дом „Русь“». В 2011 году крупный пакет акций приобрела АО Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», через которую компания перешла в госкорпорацию Ростех.
Распоряжением Правительства РФ 20 августа 2009 года ПАО «Мотовилихинские заводы» было включено в перечень стратегических организаций.
В 2013 году в отношении бывшего акционера Марата Загидуллова было заведено уголовное дело по факту мошенничества, нанесшего Мотовилихинским заводам ущерб на сумму 1,2 млрд руб.
В начале августа 2017 года предприятие вошло в процедуру банкротства — суд Пермского края ввёл в отношении завода процедуру наблюдения.
Транспорт и экономические связи
Важнейшая роль среди видов транспорта Урала принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск — Владивосток. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга, Орска.
Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывающих на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное — Орск; параллельно ей идет дорога Серов — Челябинск. На Западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск — Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель — Обь.
Получил развитие трубопроводный транспорт. Через территорию Урала проходят основные магистральные нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири в европейские регионы России и страны Восточной и Западной Европы.
Немалую роль играет и автомобильный транспорт, особенно для внутренних перевозок. Главной широтной дорогой остается старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Подверглись реконструкции Челябинский тракт, соединяющий Екатеринбург с Орском, а также Верхнетурский и Соликамский тракты.
Получил развитие авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний — Екатеринбург.
Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в стране грузопотребления и грузоотправления. Он вывозит топливо, особенно газ, цветные и черные металлы, стальные трубы, разнообразную продукцию машиностроения, нефтепродукты, минеральные удобрения, бумагу, пиломатериалы, строительные материалы. Вывозятся грузы в основном в европейскую часть России. Ввозит Уральский район уголь, железную руду, хлеб, продукцию легкой и пищевой промышленности.
Новости
02.08.2022 12:07:00
2 августа во время рабочей поездки в Мелеузовский район Глава Башкортостана Радий Хабиров ознакомился с ходом благоустройства общественного пространства села Воскресенского «Арт-центр Воскресенский завод».
В 2020 году этот проект стал победителем Всероссийского конкурса создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях и получил федеральную субсидию в размере 65 млн рублей.
***
Концепцию преобразования территории вокруг здания старейшего на Урале медеплавильного завода подготовили специалисты Института развития городов Башкортостана, Московского центра урбанистики, администрации Воскресенского сельсовета совместно с жителями села. Напротив завода у церкви реконструировали купель, построили навес с раздевалками.
Директор Института развития городов Башкортостана Алмаз Фаткуллин пояснил, что на первом этапе благоустройства выровняли площадку, проложили пешеходные дорожки, смонтировали системы освещения и видеонаблюдения, построили сценический комплекс и амфитеатр, встроенный в естественный ландшафт.
Кроме того, на территории возвели инфоцентр и два торговых павильона, где могут разместиться до 12 ремесленников с товарами. В перспективе запланировали обустройство детской площадки и озеленение территории – высадку деревьев, кустарников, цветов.
Второй этап предусматривает благоустройство площадки в районе пруда и земляного вала. На этой территории рассматривают возможность строительства кемпинга и глэмпинга.
Глава Башкортостана поручил ускорить темп работ и закончить первый этап благоустройства территории завода к 1 октября 2022 года.
***
Радий Хабиров осмотрел и сохранившееся здание Воскресенского медеплавильного завода – первого на Южном Урале металлургического комплекса. Его построил купец Иван Твердышев в 1745 году.
Предприятие стало пионером горнозаводской компании Твердышевых-Мясникова – первой в России частной компании по выплавке стратегического сырья – меди.
Воскресенский завод работал до 1902 года. За это время на нём выплавили 27,7 тысячи тонн меди.
Глава Башкортостана отметил, что объём работ по реконструкции объектов в Воскресенском рассчитан не на один год. Нужно привести в порядок Храм Воскресения Словущего, подумать, как сохранить здания завода.
Радий Хабиров дал поручение Минтрансу республики подготовить проект реконструкции семикилометрового участка автодороги, который соединяет Ишимбайский и Мелеузовский районы, чтобы в 2023 году приступить к работам.
***
В Воскресенском Глава республики также посетил сельскую картинную галерею – филиал Башкирского государственного художественного музея имени Нестерова. Это единственное в Башкортостане собрание московской школы произведений живописи, графики и скульптуры 1940–1990 годов. Здание галереи является объектом культурного наследия федерального значения.
Заведующая музеем Елена Баранова рассказала, что галерею основали в 1970 году по инициативе художников Москвы – известных российских живописцев, бывших воспитанников специальной художественной школы при Московском государственном художественном институте имени Сурикова. В годы Великой Отечественной войны их эвакуировали в Мелеузовский район.
Кроме экспозиции советского искусства, в музее организуют различные выставки, в том числе из собрания Башкирского государственного художественного музея имени Нестерова. Также в галерее проводят лекции, беседы, творческие встречи.
Радий Хабиров отметил, что нужно проработать вопрос ремонта картинной галереи. Руководитель региона подчеркнул, что этот небольшой музей является архитектурным и культурным украшением Воскресенского.
Лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность
К отраслям рыночной специализации относится также лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность. Основные лесные богатства района находятся на севере, в пределах Пермской и Свердловской областей. Главные центры лесопиления — Ивдель, Пермь, Екатеринбург.
Получила развитие лесохимическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Гидролизные заводы выпускают кормовые дрожжи, этиловый спирт, углекислоту. Лесохимические предприятия имеются в Косьве, Лобве, Ивделе. Целлюлозно-бумажная промышленность развита в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске и др. Крупнейшие лесокомбинаты Урала: Тавдинский, Алапаевский, Нейво-Рудянский и Верхотурский. Создано производство древесноволокнистых и древесностружечных плит.
В межрайонном разделении общественного труда Урал выделяется также развитой промышленностью строительных материалов, которая работает на местном нерудном сырье. Цементные заводы размещены в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Невьянске, Катав-Ивановске, Новотроицке, Еманжелинске и др. Урал — основной производитель асбеста и изделий из него, а также огнеупорного кирпича, облицовочных и других материалов. В Свердловской области введена в эксплуатацию крупнейшая горно-обогатительная фабрика по производству асбеста и осуществлено строительство Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината в Оренбургской области.
История развития
Начало экономическому процветанию Урала было положено еще в 1721 году по указу императора Петра I. Именно он одобрил инициативу В.Н. Татищева, и на берегах реки Исеть заложили крупнейший в России железоделательный завод и крепость. С этих пор значимость Урала для России только возрастала.
В конце XVII — начале XVIII вв. началось строительство железоделательных и чугуноплавильных заводов. В то время Урал снабжал железом не только Россию, но и Западную Европу. Но постепенно уральская промышленность пришла в упадок. Это обусловливалось пережитками крепостничества, кабальным положением уральских рабочих, технической отсталостью Урала, оторванностью от центра России, конкуренцией южной металлургии. По мере того, как вырубались леса, все большее количество уральских заводов закрывалось. Царское правительство во время Первой мировой войны делало попытку возродить уральскую металлургию, но успеха не добилось.
Помимо черной металлургии в промышленности дореволюционного Урала имели некоторое значение выплавка меди, платины и добыча золота. Машиностроение было развито слабо. Преобладало производство простейших машин и оборудования: плугов в Челябинске, инструмента в Златоусте, различных металлических изделий на Кусинском, Нязепетровском и других заводах. Наиболее крупными из машиностроительных заводов были Мотвилихинский, Боткинский, Усть-Катавский.
В 1930-е годы на Урале началось создание крупной уральской металлургии, развитие машиностроения, химической, бумажной и лесной промышленности. Большие работы были осуществлены по созданию топливно-энергетической базы. Для снабжения электроэнергией промышленности Урала осуществлялось строительство на базе местного топлива Челябинской, Егоршинской, Кизеловской и других электростанций, а позднее Белоярской АЭС, Рефтинской, Пермской, Ириклинской ГРЭС и др.
На Урале были построены крупнейшие металлургические предприятия, такие как: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинские металлургический и электрометаллургический и заводы и многие другие. Коренной реконструкции подверглись Чусовской, Серовский, Златоустовский и ряд других заводов, которые стали ведущими предприятиями страны по выплавке качественных сталей для нужд авиационной, автотракторной и инструментальной промышленности. Была создана крупная машиностроительная база.
Значительно выросло производство химических продуктов, в частности серной кислоты, калийных удобрений и т. д. Большое развитие получила лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. Стали развиваться отрасли легкой и пищевой промышленности.
Машиностроение и металлообработка
Отраслями рыночной специализации Урала являются также машиностроение и металлообработка. Среди них такие гиганты, как Уральский завод тяжелого машиностроения в Екатеринбурге (Уралмаш), Челябинский тракторный завод. Екатеринбургский электроаппаратный завод, Челябинский абразивный завод и ряд других. Реконструированы также старые заводы, в том числе Златоустовский инструментальный. Челябинский завод сельскохозяйственного машиностроения, Миасский завод и др.
Характерным для внутрирайонного размещения уральской машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности является образование четырех крупнейших центров:
- Центр тяжелого машиностроения и электромашиностроения в Екатеринбурге.
- Центр тяжелого машиностроения в Нижнем Тагиле.
- Центр тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения в Челябинске.
- Центр разнообразного машиностроения и судостроения в Перми.
В этих центрах сосредоточено свыше 70% мощностей всего уральского машиностроения. Свердловская область занимает ведущее место по развитию на Урале этой отрасли промышленности.
Большое развитие получило машиностроение Урала в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Оно поднялось на высокий уровень по структуре и по специализации, стало более квалифицированным. Возникли новые отрасли промышленности: автомобилестроение, моторостроение, производство шарикоподшипников, ряд отраслей электромашиностроения, энергетическое машиностроение и станкостроение. Значительно расширена инструментальная промышленность.
Цветная металлургия
Общероссийское значение имеет цветная металлургия. К старым отраслям цветной металлургии относится медеплавильная промышленность. По выплавке меди району принадлежит одно из ведущих мест в стране. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточным склонам Уральских гор.
Многие заводы построены до революции и в советский период были коренным образом реконструированы. Крупнейшие из них:
- Кыштымский медеэлектролитный завод.
- Карабашский медеэлектролитный комбинат в Челябинской области.
- Кировоградский медеплавильный завод в Свердловской области.
Были созданы новые предприятия:
- Медногорский (Оренбургская область) и Красноуральский комбинаты.
- Сред-неуральский завод (Свердловская область).
- На базе Гайского месторождения медных руд работает крупный Гайский горно-обогатительный комбинат.
Большинство медеплавильных заводов специализируется на выплавке черновой меди. В Верхней Пышме вблизи Екатеринбурга работает крупный завод по выпуску рафинированной меди. Медная промышленность Урала, как правило, связана с химической промышленностью, производящей серную кислоту и суперфосфат.
Ведущее место занимает Урал в производстве глинозема и алюминия. Основные центры алюминиевой промышленности: Каменск-Уральский и Краснотурьинск (Свердловская область). Значительное количество глинозема Урал поставляет в другие районы страны. С алюминиевой промышленностью связано криолитовое производство, представленное Кувандыкским (Оренбургская область) и Полевским (Свердловская область) заводами.
Никелевая промышленность представлена Южноуральским комбинатом в Орске (Оренбургская область) и Уфалейским заводом (Челябинская область). Производство магния развито в Соликамске и Березниках (Пермская область). Обработка цветных металлов, изготовление из них фольги, труб, литья производятся в Орске, Каменск-Уральском, Михайловске (Свердловская область).
Рождение города-завода
Ключевым фактором при выборе места под новый завод, ставший почти ровесником Перми, было наличие речки Мотовилихи, крупного притока Камы. Таким образом, говорящее название завода, к сожалению, никак не связано с моторами, а относит нас к финно-угорской истории региона. На этих землях в 1736 году по велению императрицы Анны Иоанновны было основано медеплавильное производство. Здесь по самым передовым технологиям того времени выплавлялась медь высочайшего качества, так называемая «штыковая». Она шла на изготовление монет, посуды и оружия.
Медеплавильный завод на плотине у Мотовилихинского пруда, 1860 год
Спустя 125 лет, когда запасы меди истощились, на мощностях медеплавильного завода в 1863-1864 годах заложили сталепушечный и чугуннопушечный заводы. Когда предприятия вошли в полную силу, им не стало равных во всей Европе по объемам производства артиллерийских орудий, лафетов (опор для орудий) и снарядов. Каждое третье орудие дореволюционной России украшал штамп объединенных Пермских пушечных заводов. Кроме артиллерии в эти годы «Мотовилиха» выпускает пароходы, паровые машины, котлы, прокатные станы и другую технику.
В 1868 году здесь была отлита 20-дюймовая чугунная «царь-пушка». Пермская пушка на 400 пудов тяжелее бронзовой московской Царь-пушки, всего она произвела 314 выстрелов. Сегодня пушка располагается на открытой площадке Музея пермской артиллерии, у которого в этом году юбилей − ему исполняется 45 лет.
А спустя семь лет на заводе был запущен «царь-молот», удары которого были слышны по всей округе. В 1873-1875 годах был реализован знаковый исторический проект по строительству 50-тонного парового молота. В его разработке принимал участие руководитель завода Николай Воронцов. За эту работу он получил высшую награду на Всемирной промышленной выставке в Вене. А два года спустя молот по этому проекту запустили в работу на «Мотовилихе». Шабот молота весил 600 тонн и стал крупнейшей цельной отливкой в мире. Ученый Дмитрий Менделеев назвал пермский молот «промышленным чудом».
В 1870-е годы в «Мотовилихе» появились первые на Урале мартеновские печи и первая внутризаводская железная дорога, в 1886 году – первая уральская электростанция. А в 1888 году заводчане прославили Пермь на весь мир: выдающийся мотовилихинский инженер Николай Славянов изобрел метод сварки плавящимся электродом, ставший основой современного сварочного производства. На Всемирной выставке 1893 года в США Славянов получил медаль «За произведенную научно-техническую революцию».
Н. Славянов и работники завода у сваренной детали
В 1900-е годы «Пермские пушечные заводы» работали в статусе одного из крупнейших производителей артиллерийских орудий, лафетов и снарядов – не только в России, но и в мире. Здесь ежегодно выпускали по 180–200 орудий различных систем и 140–150 тысяч снарядов разных типов и калибров. «Мотовилиха» в это время представляла собой настоящий заводской город, где работали первые в Перми кинематографы и народный дом с библиотекой и любительским театром.
Легкая и пищевая промышленность
Большое внимание на Урале уделяется развитию легкой и пищевой промышленности, которая в сравнении с тяжелой промышленностью развита пока недостаточно. В район ввозится много товаров широкого потребления и продуктов питания из других районов страны
Для Уральской экономики характерной чертой является слабое развитие отраслей промышленности, работающих на потребителя, т. е. легкой и пищевой. Слабо развита и инфраструктура, особенно социальная
Поэтому основной проблемой реформирования экономики Урала являются структурная перестройка, социологизация, что так важно в условиях становления и развития рыночных отношений
Ближайшие интересные места
1
12 км
Заброшенный медеплавильный завод
Когда на Оренбургских Каргалинских медных рудниках стало нечем плавить медь т.к. сожгли все окрестные деревья,промышленники Твердышев и Мясников решили строить медеплавильные заводы в Башкирии… Вот один из них — в селе Верхотор,сюда на подводах возили медную руду из Каргалинских рудников. Здесь замечательно сохранились корпуса,плотина и водохранилище с красивейшим мостом. Всё это было построено в 1850 ых …
6
21.6 км
Родник «Алтын»
В переводе «Алтын» — «Золотой». Родник интересен тем, что воды врывается из-под земли сильнейшим напором, протекает 2 — 3 метра по земле и исчезает в камнях под дорогой. По информации, был обустроен в 2003 году сотрудниками Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан. Реконструкция произведена 5 июня 2019 года во Всемирный день охраны окружающей среды.
1
22.2 км
Церковь Варвары Скворчихинской
Одноэтажная каменная церковь со звонницей 2010 года постройки, расположенная в селе Нугуш Мелеузовского района Республики Башкортостан. Решение о начале строительства церкви в населенном пункте было принято 17 декабря 2005 года. Освещение и закладку первого камня осуществил архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон в православный праздник 4 ноября 2006 года. Главный купол был установлен в середине …
9
22.4 км
Нугушское водохранилище
Крупнейший рукотворный водоем, образованный в 1967 году на одном из протоков реки Белой — на реке Нугуш. Образование водохранилища было обусловлено строительством Нугушской гидроэлектростанции, общая мощность которой составляет порядка 11 МВт. Протяженность водохранилища составляет около 21 км, максимальная ширина — 5 км. Средняя глубина водоема около 15 метров, а максимальная — 30 м. Нугушское водохранилище …
Загрузить еще
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Урала специализируется на производстве продуктов животноводства, зерна и картофеля. На северо-западе района, в Пермской области и Удмуртии преобладают посевы ржи, кормовых культур, льна и картофеля; животноводство имеет молочно-мясное направление. В Свердловской области сельское хозяйство имеет пригородный характер и специализируется на молочном животноводстве, производстве овощей и картофеля.
Наиболее развиты в сельскохозяйственном отношении южные районы Урала. Главной сельскохозяйственной культурой в Челябинской, Оренбургской, Курганской областях и в Башкортостане является яровая пшеница, а животноводство имеет мясомолочную и овцеводческую специализацию. Эти регионы дают 90% всего производства товарного зерна Уральского района. Значительное место в южной части Урала занимают посевы проса, кукурузы на силос, ячменя и овощебахчевых культур.
Среди пород крупного рогатого скота преобладают высокопродуктивные курганская и тагильская. По надоям молока Урал выделяется среди восточных районов страны. В пригородных зонах на базе пищевых отходов развито свиноводство. На юге разводят тонкорунных и полутонкорунных овец. Урал, особенно Оренбургская область, славится высококачественной козьей шерстью. Здесь сложился центр пухового козоводства и производства знаменитых оренбургских пуховых платков.
В эпоху великих потрясений
Первая мировая война, в народе называвшаяся «германской», стала новым этапом в жизни «Мотовилихи». Немецкие оружейные заводы, которые составляли основную конкуренцию пермским, стали заводами врага, поэтому выпуск оружия в России увеличивается. В Перми проводится модернизация производства, и уже в 1914 году здесь выпускают по пятьдесят трехдюймовых пушек, десятки полевых гаубиц и тысячи снарядов в месяц. Всего в Первую мировую «Мотовилихинские заводы» поставили русской армии пятую часть артиллерийского вооружения.
После революции 1917 года завод снова реконструируется, расширяется гражданское производство. Предприятие осваивает производство продукции для цветной металлургии, дорожного строительства, нефтяной и угольной промышленности. На «Мотовилихинских заводах» изготовлен первый в стране экскаватор. Завод производит драги, землесосные снаряды, врубовые машины, краны и другие механизмы.
Сборка гаубицы – пушки МЛ-20
В Великую Отечественную войну Пермь стала центром производства противотанковых снарядов, и каждое четвертое артиллерийское орудие Красной армии было сделано руками пермских рабочих. В тяжелейших условиях, когда у станков без отдыха и выходных работали даже женщины и подростки, «Мотовилиха» уже во второй половине 1941 года увеличила выпуск военной продукции на 60%.
Во время войны на заводе действовало два конструкторских бюро: КБ под руководством главного конструктора Сергея Гуренко и эвакуированное из Ленинграда Особое конструкторское бюро №172, состоящее из заключенных-инженеров, ведущим конструктором которого стал Михаил Цирульников. Благодаря их работе за военные годы «Мотовилиха» освоила выпуск пяти новых боевых машин. В их числе – знаменитая противотанковая пушка М-42 «Аннушка», громившая танки вермахта, и самоходная артиллерийская установка САУ-152, разработанная за рекордные 10 дней.
Пушка М-42
Всего за годы Великой Отечественной «Мотовилихинские заводы» поставили фронту 48,6 тысячи пушек. Они поражали врага под Курском и Сталинградом, сделали первые выстрелы по Германии и Берлину. Самоотверженный труд многотысячного коллектива «Мотовилихи» был высоко оценен руководством страны: завод 15 раз завоевывал переходящее Красное знамя ЦКВКП (б) и был награжден пятью государственными наградами – орденом Ленина, орденами Красного Знамени и Трудового Красного Знамени, орденами Отечественной войны и Октябрьской Революции. За годы работы «Мотовилихи» 13 работников предприятия стали Героями Советского Союза, среди которых Алексей Гашков, Николай Крисанов, Анатолий Крохалев, Сергей Куфонин, Федор Старцев – их именами названы улицы Перми, 11 заводчан стали Героями Социалистического Труда.