Правление Михаила Романова
Так как правление Михаила Федоровича началось, когда ему было 16 лет, говорить о каком-то опыте царя не приходится. Его не воспитывали с прицелом на управление государством, и, по слухам, молодой монарх едва умел читать. Поэтому в молодости политика Романова зависела больше от решений Земского собора. Когда же в Москву вернулся его отец, патриарх Филарет, он стал фактическим соправителем сына. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.
Внешняя политика Михаила Романова была направлена на прекращение разорительных войн с западными странами. Он остановил кровопролития со шведами и поляками, хотя и за счет потери некоторой части территории, в том числе выхода к Балтийскому морю. Собственно, из-за этих территорий через много лет Петр I будет участвовать в Северной войне.
Царь Михаил Федорович Романов /
Внутренняя политика также была направлена на стабилизацию жизни и централизацию власти. Михаилу Федоровичу удалось привнести гармонию в светское и духовное общество, восстановить сельское хозяйство и торговлю, уничтоженные в Смутное время, основать первые в стране заводы, преобразовать налоговую систему в зависимости от размера земель.
Также стоит отметить такие новшества первого царя династии Романовых, как впервые проведенную в стране перепись населения и имущества, которая и позволила стабилизировать налоговую систему, а также поощрение государством развития творческих талантов. Михаил Романов распорядился принять на службу художника Иоанна Детерса и поручил ему обучать живописи способных русских учеников. Именно при нем в Москве появилась Немецкая слобода, где селились иностранные инженеры.
В целом царствование Михаила Федоровича характеризуется улучшением положения России. К концу его правления были устранены последствия Смутного времени и созданы условия для будущего расцвета страны.
После смерти
После воцарения на престол рода Романовых в 1613 году ныробские места были объявлены святыми, а его жители были освобождены от государственных налогов. Сам же Ныроб стал местом паломничества, куда из многих районов России стекались богомольцы, чтобы помолиться на местах страданий мученика и прикоснуться к его цепям. Царский приказ исправно выполнялся на протяжении трехсот лет, вплоть до 1927 года , но с ужесточением антицерковной политики государства храм был использован не по назначению и едва не разрушен. Новая жизнь стерла воспоминания о невинном человеке из царского рода Романовых , принявшем мученическую смерть по оговору. На месте, где сидел Михаил Романов, была поставлена часовня, в которую поместили кандалы страдальца.
По сей день одной из главных ныробских святынь являются цепи, в которые некогда был закован Михаил Никитич и в которых он принял мученическую кончину. При Императоре Николае II была предпринята попытка прославления боярина Михаила Никитича Романова в лике святых, но помешала революция, арест и убийство Царской Семьи.
Ранние годы
Династия Романовых (до Петра III) |
||||||||||||||||||||||||
|
Детские годы Михаил Никитич провел в усадьбе на Варварке, в Китай-городе, где позже воспитывался родоначальник царской династии Михаил Федорович Романов . Михаил Никитич подрастал и укреплялся в вере. С детства он выделялся добродетельным нравом и красивым, богатырским телосложением. Продолжая традицию своего рода, Михаил Никитич Романов поступил на службу к государю, а в г. ему был пожалован государственный чин — окольничего (чин ниже боярского). Борис Годунов , вступивший в том же г. на царский престол, поначалу с почтением относился к детям Никиты Романовича, тем более что боярин на смертном одре именно ему поручил заботу о своих детях, и Годунов дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение». Первые два года правления Борис Годунов был очень милостивым царём.
Но со временем (по версии некоторых историков, из-за опасений роста политического влияния Романовых) его отношение к роду Романовых изменилось. Особенно опасным Годунову представлялся добрый и благочестивый Михаил Никитич. Он казался соперником, от которого необходимо было избавиться.
Край земли
Деревенька Ныробка (Ныроб) считалась в 16 веке краем земли — дальше шли непроходимые места и топи, где люди уже не жили. Да и были ли ныробцы людьми? Жили в землянках, заросшие, неухоженные. Они больше напоминали лесных зверей, чем людей.
Именно сюда в сентябре 1601 года привезли Михаила. Несколько месяцев в пути измотали и узника, и стрельцов, которые сопровождали его. Оглядев деревеньку, Михаил рассердился: «Вот он — край земли!»
Но его судьбы была предрешена. Начальник охраны Роман Тушин приказал вырыть посреди Ныроба яму — метра полтора губиной. Сверху её закрыли бревнами, оставив продушину для поступления воздуха. В яме установили столб, за который и приковали узника: за ноги, руки и пояс. В результате Михаил не мог выпрямиться в полный рост, не мог ходить, а только сидеть или лежать. Естественно, яма не отапливалась и не было предусмотрено отхожее место. Так и жил Михаил как зверь на цепи.
Цепь с замком, которыми был прикован Михаил Никитич Романов
Роману Тушину было дано указание возвращаться в Москву вместе с другими стражниками только после смерти узника. Охранники мечтали, чтобы князь побыстрее скончался и они могли воссоединиться со своими семьями. Поэтому вскоре они перестали его кормить. Наступила морозная зима…
Детство и юность
Будущий царь Михаил Романов, биография которого берет отсчет с 1596 года, появился на свет в семье боярина Федора Никитича и его супруги Ксении Ивановны. Именно отец был относительно близким родственником последнего монарха из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича. Но так как Романов-старший был пострижен в монахи и стал патриархом Филаретом, то о престолонаследии ветви Романовых через него речь уже не шла.
Этому способствовали следующие обстоятельства. При царствовании Бориса Годунова на семью Романовых был написан донос, который «обличал» Никиту Романова, деда будущего царя Михаила Федоровича Романова, в колдовстве и желании умертвить Годунова и его семью. Последовал незамедлительный арест всех лиц мужского пола, поголовный принудительный постриг в монахи и ссылка в Сибирь, где почти все члены семьи погибли.
Когда на престол взошел Лжедмитрий I, он приказал помиловать сосланных бояр, в том числе и Романовых. К тому моменту возвратиться смогли только патриарх Филарет с женой, после пострига ставшей инокиней Марфой, и сыном, а также его брат Иван Никитич.
Как найти информацию о родственнике- участнике ВОВ. Краткая памятка
Данная памятка поможет вам найти своего родственника — участника Великой Отечественной войны по фамилии, узнать данные о его наградах, воинских званиях, военной службе и его судьбе.
1. Соберите максимально возможную информацию об интересующем вас лице
Расспросите родных и близких, разберите семейные архивы и запишите всю информацию, которую узнаете
Особое внимание обратите на письма и официальные документы с фронта — в почтовом штампе зашифрован номер войсковой части
Перечень информации, которую желательно иметь:— Фамилия, имя и отчество;— Дата рождения;— Место рождения;— Род войск и воинское звание;— Партийность; (партийная принадлежность иногда помогает обнаружить дополнительные сведения по документам партийных организаций)— Дата и место призыва;— Ф.И.О. ближайших родственников и их адрес на момент призыва;— Номер воинской части или полевой почты по последнему письму с фронта;
2. Проведите поиск к общедоступных базах данных
В первую очередь проверьте электронные архивы:«Подвиг народа»«Память народа»Обобщенный банк данных «Мемориал»
Если ничего не нашли — попробуйте различные варианты написания имени, фамилии и места рождения. Регулярно проверяйте базы данных — они постоянно пополняются и может появится новая информация о вашем солдате.Проверьте Книги памяти — они хранятся в военкоматах, архивах, краеведческих музеях. Сведения о солдатах вносились в книги по трем признакам: место рождения, место призыва и место захоронения.
3 Отправьте запрос в официальные архивы
На основании составленной вами справки необходимо заполнить бланк запроса в Центральный архив Министерства обороны РФ и отправить его на имя начальника архива.
Также вы можете сделать запрос в Росархив
Сведения о вашем родственнике могут сохраниться:- в метрической книге (хранятся в краевых архивах)- в записях актов гражданского состояния (хранятся в краевых архивах или в отделах ЗАГС)- в похозяйственных книгах (хранятся в архивах районных администраций)- в личном деле (хранятся на предприятиях)
Запросы в другие архивы и организации могут составляться в произвольной форме.
4. Сделайте запрос в военкомат
Сделайте письменный запрос в военкомат призыва — укажите в нем все данные о ветеране, которыми вы располагаете (ФИО, год и место рождения, место призыва, звание и др.).Там могут сохраниться книги регистрации мобилизованных либо иные документы.
5 Узнайте, где служил ваш родственник
6 Найдите место захоронения
Изучив боевой путь подразделения и определив места боев, можно сопоставить их с местами братских захоронений и найти поименные списки братских могил.Списки хранятся в районных военкоматах и в сельских советах территорий России, на которых находятся захоронения.
7 Внесите информацию о вашем родственнике в базу «Бессмертного полка»
Информация о военнопленных и интернированных в Германию во время ВОВ
Научный центр при объединении «Саксонские мемориалы»
На сайте центра документации при Объединении «Саксонские мемориалы» можно проверить наличие сведений о разыскиваемом человеке в базе данных советских военнопленных и интернированных в Германию При необходимости вы можете получить справку о бывших советских гражданах, умерших во время Второй мировой войны в лагерях и рабочих командах на территории бывшего немецкого рейха.
Информация о репрессированных людях
Открытый список
«Открытый список» публикует информацию о людях, репрессированных государством по политическим мотивам в период с октября 1917-го по 1991 гг.
ХОРОШИЕ КНИГИ
Последний император
После отречения Николая Второго от престола за себя и за своего сына Алексея, официально власть в стране перешла к его младшему брату — Михаилу Александровичу, который ранее был официально назначен регентом цесаревича. История повторилась — после революции большевики сослали его в Пермь, где Михаил Александрович и был расстрелян 13 июня 1918 года. Место захоронения палачи тщательно скрыли.
Михаил Александрович Романов
Данные Пермского государственного архива новейшей истории свидетельствуют, что первая попытка найти останки Михаила Романова и его секретаря Джонсона была предпринята в 1921 году, когда в Пермь приехала московская комиссия
Молодой советской власти было важно подтвердить факт смерти Михаила Романова и пресечь слухи о том, что он якобы жив. Но найти останки не удалось
В течение века время от времени эти поиски возобновлялись.
Самые серьезные поиски начались в 2012 году, когда были объединены силы Следственного комитета России, местных пермских властей и международной экспедиции под руководством историка Петра Сарандинаки (США). С тех пор каждое лето, когда приезжает экспедиция, поиски начинаются вновь.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса, начало работ на местности перенесены на сентябрь. В Пермь приедут археологи из Санкт-Петербурга и Ростова, эксперты группы «Necro Search International», которые работают как волонтеры. Также в состав группы вошли судебные эксперты из разных стран, сотрудничающие с полицией, ФБР и Интерполом.
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2021.
- ↑ . Дата обращения: 4 июля 2013.
- Автор-составитель В.В. Богуславский. Славянская энциклопедия XVII век. (в 2-х томах). Том. II. Изд: ОЛМА-Пресс. Красный пролетарий. М. 2004 г. Ныроб. стр. 52. ISBN 5-85197-167-3.
- Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 194
- ↑ Туризм в Пермской области. — Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
- .
- .
- ↑ . Дата обращения: 25 января 2015.
- . Дата обращения: 2 января 2014.
- . Дата обращения: 10 сентября 2014.
- . Дата обращения: 31 мая 2014.
- . Дата обращения: 16 ноября 2013.
- . Дата обращения: 2 августа 2014.
- . Дата обращения: 6 августа 2015.
- (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
- (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
- . Дата обращения: 25 июля 2018.
- . Дата обращения: 31 июля 2019.
- . Дата обращения: 17 октября 2020.
Память народа — найдет информацию где воевал мой дед
Крупный интернет-портал, созданный при поддержке Министерства обороны Российской Федераци, а также корпорации ЭЛАР. Он находится полностью в открытом доступе, поэтому получить информацию о родственника, участвовавшем в ВОВ – не составит проблем. Уже на главной странице можно найти много любопытной и интересной информации. Для этого существуют специальные разделы с соответствующими названиями.
Помните, что для корректной работы с сайтом, нужно использовать современный браузер, обновленный до «свежей» версии.
Чтобы начать поиск, ради которого вы зашли на этот ресурс https://pamyat-naroda.ru/ нужно:
- Перейти в соответствующий раздел;
- Перед вами высветится «Поиск документов о Героях Войны»;
- Введите в графах ФИО и полную дату рождения человека;
- Нажмите кнопку «Найти»;
- При нажатии на найденного человека, вы увидите его документы о потерях, а также разные награждения.
Дополнительно есть раздел под названием «Свободная информация». Там помимо того, что вы найдете, есть число, когда человек был призван, места, в которых он служил, где упоминается.
Можно даже узнать из чего состоял его боевой путь – воинские части, показанные на карте, соединённые линиями между собой.
Если зайти в другой раздел, и установить на графе таймлайн дату, то можно просмотреть за этот промежуток времени все боевые операции, в которых участвовал ваш родственник. Места их также будут отображены на карте. Их можно приближать, чтобы рассмотреть более подробно, а также перемещаться между ними.
Население
Численность населения | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1869 | 1875 | 1926 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2006 | 2007 |
476 | →476 | 896 | 5911 | 5952 | 5526 | 7500 | →7500 | 7300 |
2009 | 2010 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
7234 | 5523 | 5331 | 5291 | 5224 | 5152 | 4945 | 4914 | 4803 |
2019 | 2020 | 2021 | ||||||
4737 | 4643 | 4602 |
По итогам переписи 2002 года население Ныроба составило 7500 человек, из них мужчин 5231 и 2269 женщин (69,7 % и 30,3 % соответственно). Половину населения составляют заключённые исправительной колонии, которые трудятся на лесозаготовке.
По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района.
Роман, повар
Девушка и двое парней – без зонтов, без плащей, как и нет дождя – медленно обходят святыни обители, могилы старцев, Поклонный крест… Но в глаза бросается не то, что они не замечают дождя и не суетятся, а внешний вид, больше напоминающий вид хиппи. Особенно выделяется один парень – длинные светлые волосы, джинсы, рубашка в клетку. Подхожу, знакомимся. Роман – калужанин, но уже 6 лет живет в Казани: там нашел жену (улыбчивая скромная девушка немного отошла от нас, чтобы не мешать беседе), устроился работать. «Я повар, последний год пиццу пек, но уволился перед поездкой сюда», – рассказывает Роман.
– А зачем вы вообще в Оптину приехали?
– Ну как?! – удивляется вопросу Роман. – Спасения хочется… – и, чуть помедлив, добавляет: – спасения всем. Мы за духовным окормлением приехали, и персонально к отцу Никону – поговорить, посоветоваться. Святые места посетить, к тому же. Вот, в Клыково были, сейчас в Шамордино поедем.
За дежурным паломническим объяснением на самом деле скрывалась нетипичная для молодых история. Спустя еще немного времени Роман рассказал:
– Я лично к Богу пришел в зрелом возрасте, ну, относительно зрелом, в 19 лет. До этого вообще был далек от веры, меня в ней не воспитывали, мама до сих пор резко негативно к этому относится. Но ничего страшного, жена зато по-другому смотрит!
У меня друг есть, он к вере пришел немного раньше меня, но не склонял никогда, мы просто разговаривали о Боге. А потом… Я помню этот день очень хорошо… Я сидел и читал новости, про то, что в мире происходит, а там какие-то взрывы, войны, наводнения, где-то детей убили, где-то еще что-то, и я побежал в храм. Увидел в храме батюшку и говорю: я не верю, ну, нет у меня веры, а очень хочу, чтоб была. Что мне делать, с чего начать? Он мне: «Ты молись, чтоб веру тебе дали». Вот и все. Потом пошло-поехало. Воцерковился.
В Оптину мы уже четвертый раз приезжаем. Сюда тянет, к тому же здесь такая история, даже атеисты едут.
Когда Роман произнес слова «история» и «атеисты», я даже, наверное, побледнел.
– Вы думаете, что только история их тянет?
– Искра Божия тянет. Приезжают туристами, а уезжают паломниками. Ну, то есть, они сами не осознают, может быть, в какие места приехали, без каких-то христианских мотивов, а потом, может быть, и срабатывает! История Красной Пасхи многих притягивает, это когда убийство трех монахов произошло здесь в 1993-м году.
– Сегодня молодых именно эта история больше всего, скажем так, «цепляет»?
– Меня больше, да. Но старцы тоже. Когда читаешь изречения, там интересные вещи попадаются: «всяк человек ложь – и я тож». Такие вот коротенькие, красивенькие. А вообще-то, мне кажется, любого человека православного тянет сюда. И это нормально.
Роман с другом и женой уходят в сторону часовни на месте захоронения убиенных в 1993-м году монахов. Дождь по-прежнему льет как из ведра. Но по-прежнему его никто не замечает. Вокруг все как обычно: толпы паломников, окружающие могилы, храмы, кого-нибудь из братии…
Только разве что знаменитые монастырские вороны поутихли.
История
Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году.
Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб — «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов).
В 1601 году царём Борисом Годуновым сюда был сослан (и вскоре здесь умер) Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. М.Н. Романов содержался в железных оковах в душной земляной яме. Жители тайком подкармливали узника, но затем несколько человек из них были пойманы и жестоко наказаны приставом Тушиным, которого Годунов после смерти боярина Романова повысил в чине и отправил на воеводство в Верхотурье. Оковы Романова весом в 2 пуда (32 кг) в царствование его племянника Михаила Фёдоровича были перевезены в Москву и долгое время хранились в столице. Впоследствии, в 1621 году, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).
В «Переписной книге Чердынского уезда переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Аникеева» 1710 года населённый пункт описан как «погост Ныроб на речке Роднике, а в нём церковь каменная во имя чудотворца Николая, другая церковь деревянная во имя Николая чудотворца».
В 1913 году в Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 года до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей) и Михаил Никитич Романова (1601—1602).
В периоды 27 февраля —10 июня 1931 года и 20 октября —4 ноября 1959 года был центром Ныробского района.
Со 2 января 1963 года является посёлком городского типа.
Ныроб входил в Перечень исторических городов России (список 2002 года).
Жив молитвами?
Морозы стояли жестокие — до минус 40 градусов. Стражники замерзали в тулупах возле ямы Михаила Романова. Его нарядный кафтан уже давно истлел, в холодной яме он сидел без еды уже не первый месяц, но из отдушины поднимался пар, свидетельствующий, что узник жив и дышит. А еще из ямы были слышны постоянные молитвы — и днем, и ночью. Стрельцы крестились в сторону ямы: «Святой человек!», но продолжали морить Михаила голодом — уже очень хотелось поскорее вернуться в Москву, к семьям.
Наступила весна — а Михаил продолжал жить в яме: без еды, питья, прогулок, в полулежачем состоянии, высохший, как мумия в тяжелых кандалах, которые стали и вовсе неподъёмными…
Случайно стражникам удалось угадать секрет живучести узника. Оказывается его тайком подкармливали местные жители! Узнав об этом Роман Тушин не на шутку рассердился, виновники были серьезно наказаны — их арестовали и отправили в Казань.
Но князь продолжал жить! Несмотря на жестокое наказание, крестьяне не бросили узника, к которому прониклись глубоким уважением — просто стали действовать по-другому. Мальчишки наполняли полые стволы пиканов молоком, затыкали с обеих сторон хлебным мякишем и тайком кидали в отдушину ямы.
Стрельцы мальчишек поймали, выпороли розгами, крик стоял по всей округе. Орали пацаны, кричали их матери. Но Роман Тушин был неумолим — никакой еды узнику не девать!
Часовня над ямой Романова в Ныробе
Считается, что несчастный Михаил Никитич скончался сам в августе 1602 года. То есть — в таких нечеловеческих условиях он прожил почти год — 11 месяцев! Но есть и другая версия: стрельцы не выдержали и вместе с Тушиным самостоятельно удавили ослабевшего боярина.
Ссылка и смерть
В июне г. Борис Годунов приказал устроить боярский суд над Романовыми . Братьев Романовых (их было пятеро) обвинили в колдовстве.
Так все пять братьев попали под государственную немилость. Старшего брата Фёдора Никитича царь приказал постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарета и приставил к нему пристава со строгим наказом следить за каждым шагом опального и доносить царю о каждом его слове. Жену Фёдора Никитича также постригли в монахини под именем Марфы, сослали в Заозерье и разлучили с детьми. С остальными братьями Борис Годунов расправился гораздо суровее: Василия и Ивана он приказал сослать в Пелым, Александра — на берега Белого моря, а Михаил Никитича царь сослал в деревеньку Ныробку, которая в 1601 г. числилась на территории «Верхнего» стана Чердынского (иначе Пермского) уезда и была крайним северным русским посёлком этих мест. Дальше шли дикие инородцы, объединявшиеся в понятиях русских словом Югра.
В то время леса Чердынского края служили приютом для диких кочевников — остяков, вогул, бывших ранее полными хозяевами края. Ныробцы имели постоянное с ними общение и образ их жизни не мог многим разниться от образа жизни дикарей. И жизнь эта была сурова и преисполнена всевозможных лишений. Тяжелы климатические условия этого дальнего края и требуют большой приспособляемости от человека. Зимние морозы здесь доходят до сорока градусов, а лето слишком коротко, по большей части дождливо, с холодными росистыми, туманными ночами. Только привычные да обтерпевшиеся люди могли существовать в таких условиях.
По преданию, по пути в Ныробку опальный боярин останавливался в деревне на берегу реки Яйва , которая с тех пор носит имя Романово . В Ныробке для помещения изгнанника ничего не было приготовлено, и Тушин распорядился выкопать землянку на том месте, где они остановились. Погода была ненастная, снег валил хлопьями, шесть сторожей принялись копать глубокую яму, и Михаил Никитич, выйдя из кибитки, смотрел на их работу. Он был высокого роста и обладал такой силой, что в порыве горести и ожесточения схватил стоявшую около него кибитку и отбросил её от себя шагов на десять, тогда как шесть сторожей едва могли сдвинуть её с места. Вырыли яму, накрыли её бревнами, вкопали глубоко на дно ямы бревно, верхний конец которого прикрепили к бревнам перекрытия. Для воздуха и подачи пищи оставили отверстие в 20 сантиметров. К столбу приковали боярина за пояс, за ноги и за руки. Цепи были из толстых железных колец: страдалец мог сесть и лечь, но не ходить. Весили эти кандалы почти три пуда (50 килограммов). Стражники, которых деревенское безлюдье угнетало, надеялись на быструю смерть узника. Поэтому паек, состоящий из хлеба и воды, постоянно урезали, а скоро вообще перестали давать ему пищу. Но, питая сострадание к узнику, местные жители подкармливали его, давая своим детям подбрасывать ему трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебными катышками. За помощь узнику пятеро ныробских крестьян были сосланы в Казань, где провели в тюрьме шесть лет. Один из них, не выдержав пыток, скончался.
Проведя около года в тесной, затхлой яме, Михаил Никитич скончался. По одной из версий, он был удушен охранниками, которым надоело ждать его смерти. В позднем Ныробском письменном сказании указано: «…и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной стороне, и где тело его лежало — построена была церковь, и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит» . В 1606 г. его тело было перевезено в Москву и с почетом погребено в Новоспасском монастыре, где вскоре были похоронены три его брата — Александр, Василий и Иоанн. Над местом захоронения своих дядей царь Михаил Федорович построил храм в честь Знамения Божией Матери — родовой святыни Романовых. А на месте первого погребения Михаила Никитича был воздвигнут храм во имя Богоявления Господня.
Ранние годы
Династия Романовых (до Петра III) |
||||||||||||||||||||||||
|
Детские годы Михаил Никитич провел в усадьбе на Варварке, в Китай-городе, где позже воспитывался родоначальник царской династии Михаил Федорович Романов . Михаил Никитич подрастал и укреплялся в вере. С детства он выделялся добродетельным нравом и красивым, богатырским телосложением. Продолжая традицию своего рода, Михаил Никитич Романов поступил на службу к государю, а в г. ему был пожалован государственный чин — окольничего (чин ниже боярского). Борис Годунов , вступивший в том же г. на царский престол, поначалу с почтением относился к детям Никиты Романовича, тем более что боярин на смертном одре именно ему поручил заботу о своих детях, и Годунов дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение». Первые два года правления Борис Годунов был очень милостивым царём.
Но со временем (по версии некоторых историков, из-за опасений роста политического влияния Романовых) его отношение к роду Романовых изменилось. Особенно опасным Годунову представлялся добрый и благочестивый Михаил Никитич. Он казался соперником, от которого необходимо было избавиться.
Венчание на царство
Избрание Михаила Романова на царство стало возможно благодаря объединению московского простого люда с великорусским казачеством. Дворянство собиралось отдать трон королю Англии и Шотландии Якову I, но казаков это не устроило. Дело в том, что они не без оснований опасались, что иностранные правители отберут у них территории, а кроме того, уменьшат размеры хлебного довольствия. В итоге Земский собор выбрал престолонаследником ближайшего родственника последнего русского царя, которым и оказался 16-летний Михаил Романов.
Михаил Романов в молодости /
Ни сам Михаил, ни его мать изначально идее московского царствования не обрадовались, понимая, какое это тяжкое бремя. Но после общения с рязанским архиепископом Феодоритом юноша выехал в столицу. По пути он останавливался во всех крупных городах, например, Нижнем Новгороде, Ярославле, Суздале, Ростове. В Москве он прямиком направился через Красную площадь в Кремль и у Спасских ворот был торжественно встречен крестным ходом. После венчания на царство началась династия Михаила Романова, которая управляла Россией на протяжении последующих трех сотен лет и вывела ее в число великих держав мира.
Исторические места и архитектура
В Ныробе сохранился памятник архитектуры — каменная пятиглавая Никольская церковь (закончена в 1704 году). Церковь имеет традиционное построение — по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Фасад отделан фигурным кирпичом с украшениями барочного типа.
К западу от Никольской церкви находится Богоявленская церковь (). Наружный вид церкви более сдержан и скромен, стены без украшений, однако, внутреннее убранство было богатым. Внутри церкви была гробница и хранились цепи Романова — главная святыня Ныроба.
В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова. Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах.
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха.
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню.
До 1917 года помолиться в яме-темнице и припасть к оковам Романова стремились до 6000 паломников в год. В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.