Гора качканар и буддийский монастырь шад тчуп линг (шедруб линг)

Буддийская община Шад Тчуп Линг

История Шад Тчуп Линг (в тибетском произношении «Шеддублинг», тиб. bshad sgrub gling; «Место изучения и осуществления») непосредственно связана с личностью его ламы — Санье Тензин Докшит (Михаила Санникова), который по указанию своего учителя Пем Джанга (Дарма Доди Жалсараева) в середине мая 1995 года прибыл на гору Качканар и заложил там первый камень монастыря.

За 22 года существования на суровых камнях горы монастырь (небольшая оговорка относительно этого ниже) под началом Ламы Докшит постепенно отстроился. Текущее его состояние далеко от вызывающего восхищение — бросается в глаза, что несмотря на героические усилия последователей, нехватка ресурсов сказывается буквально во всем и стройка движется очень медленно. Тем не менее, за прошлый год монахи возвели ряд важных объектов, в том числе, большую статую Будды. Насколько я понял, чтобы община имела право именоваться монастырем она должна возвести 8 ступ — половина уже создана, а оставшуюся часть монахи намерены закончить в 2017 году.

Чтобы поддержать общину, хорошим тоном при ее посещении, будут принесенные с собой стройматериалы или продукты питания. Чтобы выяснить наиболее актуальные вещи, лучше заранее позвонить по телефону общины и уточнить информацию у дежурного по гостям. Никто ни к чему не обязывает, но просто имейте в виду, что вы просто любопытствующий гость в этих стенах. Мы взяли с собой бур для перфоратора и сладости к чаю.

Помимо туристов, община гостеприимна и паломникам, подробную информацию можно получить здесь.

На мой взгляд, наиболее красивым монастырь выглядит зимой, когда ветер и мороз облекает все в толстый слой инея. Однако, чтобы увидеть все это великолепие придется серьезно потрудиться — многокилометровый путь в гору на лыжах тернист.

Уральские горы

Уральские горы считаются одними из старейших горных массивов. Этот природный памятник уникален тем, что распростерся от холодного Северо-Ледовитого океана до пустынь Казахстана. Его длина составляет порядка 2000 километров. Пересекая пять географических зон, он делится на:

  • Полярный Урал;
  • Приполярный Урал;
  • Северный Урал;
  • Средний Урал;
  • Южный Урал.

Такое деление уральского хребта достаточно реалистично. Например, река Хулка делит Полярный и Приполярный Урал. Гора Тельпозис отделяет Приполярный Урал от Северного Урала. Косьвинский и Конжаковский камни создают границу между Северным и Средним Уралом. Средний и Южный Урал разделяет гора Юрма. Восточный склон Уральских гор — своеобразная географическая граница между Азией и Европой. А вот гора Качканар относится к Среднему Уралу.

Убежище от потрясений

– Но ведь воспитание, жизненный опыт и социальная среда всё равно накладывают отпечаток на духовный мир. Почему в Екатеринбурге о буддистах ничего не слышно, а в Качканаре о них знает каждый житель?

– Ответы надо искать в биографии основателя общины «Шедруб Линг» ламы Тендзин Докшита, в миру — Михаила Санникова. По моему мнению, он родом из 90-х, из событий того времени, и причина его многочисленных конфликтов с властью именно в них. После Афганской войны, краха коммунистических идеалов и распада СССР время для него как будто остановилось. Это ведь произошло не только с ним, а со многими инженерами, учёными, военнослужащими, которые десятилетиями были востребованы, а потом страна неожиданно разрушилась, и никто из них оказался ей не нужен. И все эти люди подались в духовные поиски. Когда повсюду кутерьма, человек интуитивно ищет какой-то покой в душе, на небе или где-то в метафизических измерениях. От всей этой суматохи Михаил Санников нашёл убежище на горе Качканар.

– Поэтому он и его единомышленники до последнего не хотели покидать религиозный комплекс?

– В монастыре они обрели покой. Когда Санников и другие монахи начали строить первый храм на горе, для них это было сравнимо с православными монастырями Русского Севера, например, Соловками. Монашеская жизнь там очень тяжёлая: помимо того, что ты с утра до вечера исполняешь различные ритуалы и молишься, ты ещё и вкалываешь физически все дни без выходных. И если кто-то вторгается в тихую размеренную жизнь общины, это несёт для неё самый большой урон. По сути дела, чиновники и промышленники посягнули на их духовную родину – гору Качканар. Это всё равно что человеку из деревни увидеть, как его родной дом сносят вопреки собственной воле. Как он может покинуть этот дом? Санников ведь ни в чью жизнь не вмешивался, когда основал монастырь, и в его жизнь не вмешивались, пока горнодобывающая компания не решила разрабатывать новое месторождение.

– Что подвигло буддистов пойти на уступки и переселиться в посёлок Косья недалеко от горы? Некоторые СМИ писали, что им пригрозили сносом всех построек, которые по документам нигде не зарегистрированы.

– Такое возможно, но не надо забывать, что религия – это всегда балансирование на грани нормальности и ненормальности. У религиозных людей эмоциональное мышление преобладает над рациональным, поэтому с ними нельзя договориться разумно. На взгляд обывателя, буддистам делали хорошие предложения – денежные, экономически выгодные, но на самом деле у них совсем другие ценности, и говорят они на другом языке. Нарушение обязательств для них может вообще ничего не значить. В конфликтологии есть такой подход: чтобы выйти из сложной ситуации, всем сторонам конфликта надо собраться вместе и найти приемлемое решение. Но конфликт здесь в головах лишь у одной стороны – у буддистов этого конфликта нет. Они спокойно продолжат свой монашеский путь, пусть и на новом месте. Скорее всего, они даже не понимают, зачем вся эта шумиха вокруг общины. У них абсолютно другое мировоззрение.


По субботам и воскресеньям монастырь посещают около 300 человек в день Фото: Галина Соловьева

Что можно посмотреть туристу?

Гора Качканар — обязательное место для посещения туристов, путешествующих по среднему Уралу. Что можно увидеть, поднимаясь на вершины Качканара? Основная достопримечательность от природы — скала Верблюд. Это скальный останец, за века своего существования получивший сходство с лежащим верблюдом. Кстати, по некоторым данным, именно эта скала дала название всей горе Качканар, так как с тюрского «качка» переводится как «верблюд», а «нар» — «лысый», то есть получается «лысый верблюд». Есть еще одна необычная скала на горе Качканар — она похожа на профиль великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Об этом, к сожалению, практически не упоминают те, кто поднимался на гору Качканар, путешествуя по Уралу.

«Владимир Высоцкий», «Галактика», «Формула счастья», «Остановись, мгновенье», «Петр Симон Паллас», «Штольня Ободовского», «Аллея поэтов», «Юрий Визбор», «Злая Фея», «Скала Атлантов», «Шуваловская грань». Что объединяет эти такие разные словосочетания? Оказывается, это — названия барельефов, которые с 1980 года на протяжении 10 лет устанавливал на скалах горы Качканар местный энтузиаст Иван Михайлович Соболев. Своими силами с помощниками он изготавливал макеты и отливал барельефы, привозил и устанавливал их на горе. К сожалению, абсолютное большинство этих примечательных памятников любви к своей малой Родине были уничтожены вандалами — отломаны, расстреляны из охотничьих ружей, сброшены и сданы в металлолом.

Еще одним примечательным памятником на горе Качканар является стела со взлетающей ввысь ракетой — памятник первому космонавту Юрию Гагарину.

Особенности горы Качканар

Гора Качканар возвышается между долинами рек Ис и Выя – двух притоков реки Туры. Высота горы Качканар достигает 878,8 м. Среди других вершин Среднего Урала в пределах Свердловской области ему нет равных (но не путайте с более высоким Северным Уралом и не забывайте про гору Ослянку). Она вытянута с северо-запада на юго-восток, имеет две вершины – северную и южную. Они называются Северный рог (878,8 м) и Полуденный рог (874 м). Между ними около 2 км. Каждая из вершин по-своему прекрасна. Склоны горы покрыты лесом, растёт много кедров. Наверху встречаются каменные россыпи и очень красивые скалы самых разных форм и размеров.

Гора Качканар и прилегающие к ней Гусевы горы сложены магматическими породами Качканарского интрузивного массива. Массив сложен горными породами пироксенитами и габбро. Пироксениты состоят из пироксена и титаномагнетита, который обладает магнитными свойствами. 

Туристы посещают главным образом северную вершину. Скалы на ней особенно впечатляют. Тут раскинулся целый каменный город с останцами причудливых форм. Много скал со сквозными отверстиями. Некоторые из скальных останцев имеют свои названия.

Наиболее известна и популярна скала Верблюд, удивительным образом похожая на это животное. Верблюд — излюбленное место для фотосессий. Здесь непременно делают снимки на память все поднимающиеся на гору туристы. А по соседству стоит скала Пушкин. 

Главная вершина горы Качканар внешне малопримечательна. Она находится на одной из небольших скал, отмечена геодезическим туром – бетонным столбом с вертикально торчащей железной трубой. К высшей точке можно дойти по тропе от Верблюда.

Если продолжить путь по тропинке в западном направлении, то можно попасть к скале Ракета (она же пик Гагарина). Здесь установлен металлический памятник в виде ракеты в честь знаменательного полёта Юрия Гагарина. Памятник время от времени красят, но он всё равно постоянно страдает от вандалов, пишущих свои имена. Отсюда хорошо виден посёлок Косья и его окрестности с многочисленными «ранами» от платиновых приисков.

На горе Качканар красиво в любое время года и при любой погоде. И зимой и летом эта вершина по-своему очаровывает. В хорошую погоду сверху открываются красивые виды на окрестности. Но часто вершина оказывается в низких облаках, в тумане разной степени плотности. В это время в каменном городе Качканара возникает особенная, таинственная атмосфера.

На вершине всегда намного холоднее, часто дует пронизывающий ветер. Надёжных источников воды наверху нет, но для приготовления пищи можно набрать воду в ямках-лужицах под скалами. Есть и небольшое озерко в карьере неподалёку от северной вершины.

На склоне горы расположена трасса бывшей горнолыжной базы. Раньше она принадлежала Качканарскому ГОКу, затем предприятие от неё отказалось, передав городу, что привело к закрытию базы. В конце 2000-х – начале 2010-х годов возникал проект с условным названием «Уральский меридиан», подразумевавший строительство горнолыжного курорта и создание на его базе крупного туристического кластера. Чиновники видели в этом шанс диверсификации экономики моногорода, полностью зависящего от одного единственного предприятия. Упор делали на уникальном для Среднего Урала перепаде высот около 600 м, что позволяло проложить трассу порядка 2,5 км. Но как это обычно бывает, всё ограничилось лишь красивыми презентациями, а до дела так и не дошло.

Буддийский монастырь Шад Тчуп Линг (Шедруб Линг)

Первое, что видят туристы при приближении к северной вершине Качканара, – это усеянный камнями-курумами склон горы, над которым виднеются гармонично вписанные в скалы постройки буддийского монастыря Шад Тчуп Линг (недавно его переименовали в Шедруб Линг). Название в переводе с тибетского означает «Место практики и реализации».

Строительство единственного на Урале буддийского монастыря на горе Качканар начал 15 мая 1995 года Михаил Санников. Он называет себя ламой Тингдзин Докшитом. Санников учился в Пермском сельхозинституте, а затем в Ярославской школе КГБ. Попал в Афганистан, где заинтересовался буддизмом. После возвращения к мирной жизни уехал в Иволгинский буддийский монастырь-дацан в Бурятии. После окончания учёбы в дацане, наставник Санникова предложил ему основать на Урале буддийский монастырь. Выбор пал на гору Качканар.

Сначала Санников работал над строительством монастыря один. Постепенно слава о необычном человеке и его идее построить буддийский монастырь разлетелась по округе, а затем и по стране. На Качканар потянулись добровольные помощники.

В настоящее время монастырь «Шедруб Линг» включает в себя следующие постройки и помещения на горе: две ступы Пробуждения (малая и большая), 6-метровая статуя Будды, храмовый (алтарный) зал для проведения обрядов и медитаций, дом йоги, чайный домик, учебный класс, жилые помещения, а также баню, мастерские, гараж, складские помещения, помещения для собак и домашнего скота, огород. Некоторые домики и сооружения встроены прямо в скалы. Также общине принадлежат объекты в посёлке Косья.

Постепенно буддисты неплохо обжились. Есть даже электричество от бензогенератора и солнечных батарей, работает интернет. Воду летом берут из вырытого под скалой водоёма (по суди это дождевая вода), а зимой топят снег и лёд. Дрова возят на собачьих упряжках.

Буддийский монастырь уже давно превратился в главную достопримечательность Качканара. Сюда приезжает множество туристов (в том числе не только с Урала, но и из других регионов страны, а иногда даже из других стран) и их поток с каждым годом увеличивается. Приветливые насельники монастыря никому не отказывают – приглашают в гости, угощают обедом, можно и остановиться на ночь (но об этом нужно договариваться заранее и соблюдать ряд нехитрых правил). В обмен принимаются пожертвования, продукты и стройматериалы, а также помощь по хозяйству. Есть и минус в таком наплыве туристов – здесь уже нет былого покоя и душевности.

Не ожидайте увидеть тут буддийских монахов, подобных известным нам по фильмам – с бритыми головами и в соответствующих одеяниях. Здесь живут обычные с виду люди, решившие по той или иной причине отойти от привычной жизни, никакие не религиозные фанатики. Состав проживающих часто меняется. Некоторые уезжают на учёбу в другие буддийские монастыри.

Актуальную информацию, связанную с монастырём и его посещением, можно получить в его группе ВКонтакте.

Избушки на курьих ножках или может ли жильё стать местом силы

На Урале, как и везде, есть много населенных пунктов, в которых жизнь остановилась уже давно. В некогда оживленных местах, остались только ветхие покосившиеся домишки, чем-то похожие на жилище Бабы Яги. Именно такие места привлекают к себе туристов, потому что здесь часто происходят необъяснимые и немного пугающие явления.

Поселок Бисерть, расположенный в ста километрах от Екатеринбурга, среди эзотериков считается самым загадочным и «сильным» местом. Особенно мощные потоки энергии зафиксированы недалеко от Бисертьского водохранилища. Местные жители отмечают, что вокруг водоема часто можно заметить колеблющиеся в воздухе фигуры, похожие на «выходцев» из параллельных миров.

То самое Бисертское водохранилищ, над которым видят призрачные фигуры

Деревня Герасимовка, Что находится в Тавдинском районе, с полным правом входит в список самых «темных» мест силы на Урале. Среди местных жителей пользуется плохой славой, эзотерики отмечают здесь небывалые всплески темной энергии. Это не удивительно, ведь в деревне много жителей, которые наделены сверхъестественными способностями и имеют репутацию «черных» колдунов. Верить или нет, каждый решает сам. Но туристы часто наведываются сюда и многие отмечают, что «неприятный холодок» пробегает по спине, когда проходишь мимо старых домов.

Вид домов в Герасимовке внушает трепет

Город Качканар славится своим, единственным в Уральской области, буддийским храмом, который находится на горе Качканар. Для возведения таких храмов использовали особые места без энергетического «перекоса». Туристы, посетившие храм, отмечают, что рядом с ним становится спокойно, чувствуется прилив сил, а мысли приводятся в порядок. Может быть, поэтому цивилизации с других планет стали часто наведываться на гору? Местные жители утверждают, что нередко замечали в небе странные светящиеся объекты, похожие на НЛО.

Буддийский храм в Качканаре

  • Деревня Стригановка, которая находится в Иркутской области, считается самым настоящим местом силы, но не в привычном всем понимании. В окрестностях деревни и в близлежащих селах очень много холмов, которые много лет не вызывали интереса. Но не так давно выяснилось, что это рукотворные курганы древних народов, называемых чудь. Но проводить раскопки в этих местах небезопасно. Необъяснимая мистическая сила – княгиня Анна следит за неприкосновенностью этих мест. Все исследовательские попытки заканчивались в первую же ночь, когда всей группе во сне приходил дух Анны и угрожал смертью. Многие не верят в легенду, считая её вымыслом, но старожилы утверждают, что смертельные исходы на раскопках кургана были. А туристы, побывавшие в Стригановке, отмечают не очень уютную атмосферу, а вблизи курганов становится тревожно.
  • А вот уральские Дольмены можно отнести к местам положительной силы. Они представляют собой огромные плоские валуны, составленные между собой наподобие домика. Встретить их можно по всему Уралу. Особенно большие дольмены находятся вблизи озера Тургояк. Исследования ученых не дали ясного ответа об их предназначении, но по одной из версий, это древние склепы, в которых хоронили мудрецов.

Загадочные Уральские дольмены

Но самым древним и загадочным местом силы на Урале является город Аркаим. Это целый археологический комплекс в предгорье. Более 50 памятников разных эпох свидетельствуют о многовековой истории арийского народа. Арийцы всегда были тесно связаны с астрономией, поэтому город построен в виде кольца, ориентированного на созвездия. Исследования эзотериков и экстрасенсов подтверждают наличие потоков положительной энергии. Одной из причин такой энергетической мощи является доисторический палеовулкан. Загадка Аркаима до сих пор притягивает к себе исследователей, а опытные туристы считают древний город самым сильным местом силы не только на Урале, но и в России.

Так выглядели жилища в древнем городище Аркаим

Качканарский ГОК

У буддийского монастыря давний конфликт с компанией «ЕВРАЗ», которой принадлежит Качканарский горно-обогатительный комбинат. В своё время оформить землю под монастырём в собственность буддисты не смогли. Суд признал постройки незаконными и постановил их снести. Судебные приставы несколько лет искали исполнителей для сноса, но никто не захотел браться за это дело. Сами же буддисты категорически отказывались сносить своё детище и покидать гору Качканар.

Снос монастыря требовался для начала разработки нового карьера. На Качканарском массиве расположено богатое месторождение титаномагнетитов. Сейчас «ЕВРАЗом» разрабатывается Западный карьер на Гусевых горах, которые являются предгорьем Качканара, но запасы Гусевогорского месторождения заканчиваются. Кстати, ещё недавно на гору Качканар можно было пройти по территории предприятия, мимо смотровой площадки Западного карьера. Он впечатляет своими размерами. Особенно интересно выглядит в тёмное время суток. Теперь проход по территории закрыт, а туристов-нарушителей задерживают.

С 2019 года начались подготовительные работы для начала разработки Собственно-Качканарского месторождения, уже расчищена площадка. Разработка карьера должна начаться к 2021 году. Запасы железных титаномагнетитовых руд здесь оценивают в 6,87 млрд тонн, а среднее содержание железа — 16,6%. Запасов должно хватить более чем на 100 лет.

Хотя непосредственно под монастырём добывать руду не планируется, он попадает в санитарную зону нового месторождения, которую обязаны очистить от посторонних. После многолетнего конфликта лишь осенью 2019 года «ЕВРАЗу», властям и буддистам удалось прийти к соглашению, вот его основные пункты:

  • выделение буддистам 26 млн рублей из внебюджетных средств на строительство новых сооружений на предоставленном земельном участке в посёлке Косья;
  • реконструкция дороги от Косьи до построек монастыря на горе;
  • сохранение религиозных объектов монастыря на горе и предоставление к ним доступа по согласованию с «ЕВРАЗом», «до момента подхода горных работ к данному земельному участку».

На этих условиях буддисты согласились освободить землю на горе и не препятствовать сносу там зданий и сооружений. Кстати, до этого долгое время рассматривался вариант с переездом на соседнюю гору Мохнатка, но в итоге остановились на посёлке Косья.

Йога и буддизм

– В последние годы среди людей разных возрастов стали популярны занятия йогой. Можно ли её поклонников считать буддистами?

– Нет, буддизм и йога — это совершенно противоположные вещи. Она представляет собой одну из школ в классическом индуизме. Это один из этапов жизни человека: сначала он является учеником, потом он должен жениться и завести детей, а под конец жизни – уйти в лес и заняться изучением Священного Писания. Если сравнивать с православием, то йога для индусов сродни тому, как у нас бабушки начинают ходить в церковь. Йога – это именно усугублённая, сконцентрированная практика, которая предполагает, что человек молится божеству, ищет его в этом мире. Основатель буддизма Гаутама Шакьямуни тоже занимался йогой, но он понял, что она неэффективна, потому что не освобождает от страданий. И Будда решил найти истинный путь. В этом плане он преодолевает йогу, потому что в буддизме не предполагается, что есть какой-то Бог – создатель мира. Мир вообще непонятно по каким законам существует, он безличный. Поэтому между буддистами и индуистами идеологическая пропасть. Если брать истоки, то индуистский йог и буддистский монах – это как христианин и мусульманин.

– Тем не менее у большинства йога ассоциируется именно с буддизмом. Отчего так происходит?

– Обычно люди начинают увлекаться йогой после того, как прочитают какую-нибудь книжку, в частности, Ошо или посмотрят проповеди популярного учителя. Для них это не духовная практика, а обычная гимнастика. Они сидят в обтягивающих костюмах, разминают себе суставы в каких-то позах, может быть, становятся вегетарианцами. Это не имеет никакого отношения к йоге, это просто внешняя мода на некую духовность. То же самое у большинства людей с модой на буддизм. Они думают, что если просто сесть в офисе после суматохи дня и сконцентрироваться на дыхании, то это реально успокаивает. Но это просто одна из конкретных техник, вырванных из общего контекста. Тем, кто в России практикует йогу, не хватает культурной среды, потому что религия не может быть оторвана от традиции. И человек либо рождается в этой традиции, либо нет. А когда человек сам себе выбирает религию, это говорит о том, что он оторван от этой традиции.

– Как Михаил Санников?

– В каком-то смысле да. Его духовные поиски — это признак того, что буддизм для него – настоящая религия, хоть и нетрадиционная. Или взять другой пример – женщин, которые занимаются йогой, чтобы поддержать форму после родов. У них, конечно, глубокой духовной составляющей нет. А если эта женщина, помимо йоги, занимается астрологией, гадает на картах таро, ходит к экстрасенсу, ездит в святые места, выполняет какие-то ритуалы или следует суевериям, то получается, что йога становится одной из частей её разрозненной духовной жизни.


Несмотря на переезд общины, туроператоры продолжают продавать экскурсии на гору Качканар из Екатеринбурга и Перми. Средняя стоимость – от 1 500 до 2 500 рублей с человека в зависимости от числа туристов в группе Фото: Галина Соловьева

Опубликовано в №023 от 10.02.2021.

Карьер «Старая линза» (Шабровский карьер)

Карьер «Старая линза» (Шабровский карьер).

Хочется взглянуть на пирамиды майа, но нет возможности съездить ради этого в далекую Мексику? Что ж, есть более дешевая альтернатива – отправиться в пригород Екатеринбурга, где расположен законсервированный карьер «Старая линза» Шабровского месторождения. Когда-то здесь добывали тальк, причем огромные плиты просто выпиливались из массива.

В результате к 1974 году, когда карьер был законсервирован, сформировался огромный котлован глубиной 100 метров, стены которого покрыты аккуратными ступенями. Со временем наружу прорвались подземные воды, красивыми водопадами стекающие по этим самым ступеням.

Вплоть до 2017 года воду из карьера откачивали, и можно было спокойно пройтись по его дну, разглядывая брошенные и давно заржавевшие машины и механизмы (в том числе и ту самую гигантскую пилу, которой вырезали тальковые плиты) – совершенно постапокалиптические картинки. В 2017 году откачку воды из карьера прекратили, и сегодня «Старая линза» – это красивое бирюзовое озеро с ровными почти отвесными берегами, ступеньки которых спускаются к самой воде.

Адрес: Старая линза, Екатеринбург, Свердловская область, Россия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: