Презентация на тему «на древнем даиксе» — жизнь покорителей степей

Марийцы (черемисы)

Название марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

 

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.

В становлении и развитии народа значение имели этнокультурные связи с волжскими булгарами, затем чувашами и татарами. После вхождения марийцев в состав Русского государства (1551–1552) интенсивными стали связи с русскими.

                                                                        Марийцы (черемисы)

На данный момент марийцы исповедуют, православие, однако существуют у них и древние религиозные языческие традиции.

Важнейшей чертой марийских верований было почитание окружающего мира. Согласно религии марийцев, представители не только животного, но и растительного мира имеют свою душу, волю, сознание. В народе было принято почтительно относиться к животным и растениям, демонстрировать уважение к ним.

Всего в мире зарегистрировано 670 тысяч марийцев. Из них 550 тысяч живут в РФ: 324 тысяч в Марий Эл, 105 тысяч в Башкирии, 20 тысяч в Татарстане, 10 тысяч в Удмуртии.

Марийцы живут так же в Казахстане (12 тысяч), на Украине (7 тысяч) и в Узбекистане (3 тысячи).

                                                                Марийцы в национальных костюмах

Башкиры

Этноним «башкорт» или «башкурт» имеет различные трактовки, но наиболее убедительным его значением кажется «главный волк». Волк, как тотемное животное, присутствует у многих кочевых народов. 

Считается, что предки башкир начали переселяться на занимаемые сегодня народом территории приблизительно тысячу лет назад. Предположение подтверждается арабскими путешественниками, изучавшими местные края в 9–13 веке н.э. Следуя их записям, можно обнаружить упоминание об этом народе, занимавшем уральский хребет.

Долгое время башкиры вели частично кочевой образ жизни, но постепенно перешли на оседлость. Юрты, характерные для кочевников, сменились на дома из деревянного сруба и глинобитные хижины.

                                                                                              Башкиры

С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир.

Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.

Сегодня общая численность башкир в мире составляет около 2 млн человек. Около 1,5 млн из них живут в России — это четвертый по численности народ в РФ.

Примерно 1,1 млн Башкир живут в Башкортостане.

                                                                                  Национальные костюмы Башкиров

Рыбалка

Якты-Куль — озеро, которое пользуется популярностью среди рыбаков. Здесь водится большое количество рыбы: лещ, плотва, щука, окунь и другие. В основном особи имеют большие размеры. Например, пелядь достигает длины 50 см. Вес таких экземпляров превышает 2 кг. Клев отличный.

Все рыбаки утверждают, что за несколько часов можно наловить больше 10 кг рыбы. В качестве наживки можно использовать червей, перловку, манку и другое. Наиболее подходящее время для ловли — утренние часы, как правило, с 4:00 до 10:00. Еще в 30-х годах XIX века озеро зарыблялось сигом, колюшкой и пелядью. Все рыбаки, кто побывал на Якты-Куле, отмечают большое количество рыбы. Именно это и является показателем отличной экологии в данном регионе.

Археология

Озеро Карабалыкты в археологическом плане нераздельно связано с соседними озёрами Сабакты и Банное. Археологи выявили на берегах этих озёр и в окрестностях более сотни различных археологических памятников, в том числе одни из самых древних на Урале – времён палеолита.

Древних людей привлекал не только мягкий климат на территории Южного Урала того времени, но и главным образом изобилие каменного сырья для орудий труда – яшмы. Древние люди изготавливали здесь орудия труда, экспериментировали с их эффективностью. Твёрдые кусочки яшмы раскалывали, получая тонкие и острые чешуйки – микролиты. Их вставляли в пазы костей или палок в линию друг за другом – так получалось лезвие. По мнению археологов, Южный Урал был одним из центров формирования древнего человека.

Особенно интересна стоянка Мысовая (или Урта-Тубе). Она расположена на мысе на западном берегу озера Карабалыкты. Стоянка открыта в 1961 году археологом Геральдом Николаевичем Матюшиным, который изучал её до 1968 года. В 1971 году археологический памятник исследовал Отто Николаевич Бадер.

Открытый памятник относится к многослойным поселениям. Исследователи пришли к выводу, что первый раз люди тут поселились в раннем палеолите – примерно около 200-110 тысяч лет назад. Это одна из древнейших на Урале палеолитических стоянок. Находки с этой стоянки свидетельствуют о первоначальном заселении Урала неандертальцами. Позже эта ветвь человеческого рода вымерла, уступив место Homo sapiens.

После значительного перерыва примерно 75-40 тысяч лет назад (в среднем палеолите) тут, на берегу озера Карабалыкты, снова появились люди. Был и третий период – около 10-12 тысяч лет назад (в эпоху мезолита), а затем люди поселились тут в неолите. Этот памятник позволяет проследить последовательность развития культур каменного века на Южном Урале.

Во время раскопок этой стоянки археологи вскрыли около 342 кв. м. Памятник оказался очень богат на находки – более 45 тысяч предметов. В основном это изделия из кремня и яшмы, а также попалось около 2 тысяч фрагментов керамики. Обнаружены и следы жилища прямоугольной формы в виде полуземлянки с очагами общей площадью 72 кв. м. Западная и восточные стены были выдолблены в скале, а северная и южная – укреплены камнями.

В самых древних, нижних слоях найдено около 50 изделий из камня. Палеолитические находки занимали лишь часть территории поздних стоянок – небольшую впадину со скалистыми стенами. Находки отнесли к ашель-мустьерской эпохе. Это были чопперы (гальки с заострённым краем), ручные рубила-бифасы (орудие, заострённое с обеих сторон), нуклеусы, скребла, остроконечники.

В слое эпохи мезолита обнаружено 7530 находок, в основном ножевидные пластины и изделия из них. В слое эпохи неолита учёные собрали фрагменты орнаментированной керамики (гребенчатый штамп), в небольшом количестве — керамики суртандинской культуры, 5264 пластины и изделия из них (скребки, пилы, топоры, тёсла, наконечники стрел и копий, ножи). Было найдено и погребение. Его датировали концом неолита или энеолитом. В нём обнаружили резцы байбака, ножевидные пластины, костяные украшения. В верхних слоях археологического памятника найдены фрагменты керамики позднего бронзового века и раннего железного века.

Г.Н. Матюшин выделял мезолитический и неолитический слои, назвав их стоянкой Мысовой. О.Н. Бадер открытый им здесь палеолитический слой назвал стоянкой Урта-Тубе.

Находки с этой значимой для науки стоянки хранятся в Музее археологии и этнографии и в фонде археологии Башкирского государственного университета в городе Уфе. На берегах озера найдены и другие древние стоянки и поселения, получившие общее название комплекса археологических памятников Карабалыкты.

Коми-язьвинцы

Коренная этническая общность народа коми в Прикамье. Этноним «язьвинцы» литературного происхождения, появился от названия реки, по которой расположены их поселения. Язьвинцы отделяют себя в языковом и историческом отношении от коми-пермяцкого этноса.

Формирование группы началось до прихода русских в междуречье Камы, Вишеры и Колвы. С приходом русских часть населения мигрировала в верховья р. Язьвы, где в отдалении от коми-пермяцкого и русского народов сохранила свой язык и самосознание.

Одни исследователи считают язык язьвинцев наречием коми-пермяцкого языка, другие – самостоятельным языком коми.

С ХVIII века на процесс развития и сохранения этнической общности повлияла приверженность старообрядчеству. 

                                                                                           Коми-язьвинцы

Язьвинские пермяки проживают на исторически сложившейся территории вдоль течения реки Язьвы. Носители языка в основном живут в Красновишерском районе Пермского края.

Общая численность коми-язьвинцев составляет около 5 тысяч человек. Большая часть из них проживает на территории Пермского края.

                                                                        Коми-язвинка в национальном костюме

Татары

Великий тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма.

Много татар проживает в Казахстане, в китайской автономной республике СУАР, а также в США, Финляндии, Германии, Польше, Австралии, Японии, Франции, Турции, ОАЭ.

В XIII–XV вв. термин «татар» использовался как политоним военно-служилого сословия Улуса Джучи (Золотой Орды) с особой имперской культурой.

После распада Золотой Орды татарами продолжала называть себя знать тюрко-татарских государств (Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Касимовское ханство и др.), возникших на ее территории.

В период средневековья термин «татар» как экзоэтноним использовался на Руси, в странах Западной Европы и мусульманского Востока для обозначения всего населения Улуса Джучи.

В первой четверти XX в. этноним «татар» становится общим для значительной части тюркоязычного населения Волго-Уральского региона и Западной Сибири.

По данным переписи 1926 г., большая часть тюркоязычных мусульман Поволжья, Приуралья (за исключением башкир) и Западной Сибири приняла название татар.

                                                  Крымские Татары в начале ХХ века

На Урале первые татары начали появляться на уральских землях в 15-16 веках. Причиной тому послужила их миграция со средневолжских земель. По началу они заселяли свободные земли приуралья или же башкирские земли на правах припуска.

Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Сегодня на Урале немало полностью татарских деревень.

                                                                          Татары

В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны. Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в России.

В самом Татарстане проживает около 38 % всех татар, живущих в России, остальные проживают во всех регионах России. Самый малонаселенный татарами регион это Ингушетия, где всего насчитывается 151 татарин.

                                                                                      Татары в национальных костюмах

Подводя итог темы многонациональности Урала хочется подчеркнуть главное: дружба народов крайне важна для всей нашей страны.

Все мы знаем как дети и взрослые сосуществовали в границах республик в СССР и как живут сейчас. Ещё все мы видим, к чему это всё приводит.

Краткая характеристика Якты-Куль

Озеро Банное расположено на границе Башкирии и Челябинской области. Наиболее близкий населенный пункт — село Аскарово. Оно удалено на 25 км от водоема. По происхождению озеро считается тектоническим. Оно расположено возле трех возвышенностей: г. Кутукай (северо-восточная сторона), г. Каранъялык (юго-запад) и отроги хребта Яманкая (западная часть).

Площадь водоема — более 7,5 км 2 . Его протяженность превышает 4 км. Ширина наполовину меньше: средняя — около 2 км. Учитывая, что этот водоем горный, он имеет достаточно большие глубины. Средние варьируются в пределах 10 м, но максимальная достигает практически 30 м.

Пресное, питается за счет горных ручьев. Вода в нем достаточно прохладная. Побережье окружено скалами, берега местами крутые и обрывистые. Водоем располагается на высоте почти 440 метров над уровнем моря. Из него вытекает одна река, являющаяся притоком Урала, — Янгелька.

Удмурты

Удмурты – один из самых древних народов Приуралья. Археологи доказали, что эти племена принадлежат к коренному населению этих земель. 

Происхождение “слова” удмурт, как и многие аспекты истории этого народа, остаётся туманным для исследователей. Одно из самых логичных гипотез связывает его с рекой Вяткой, неподалёку от которой находятся исконные земли удмуртов.

Первоначально этноним мог представлять “вятмурт”, а именно – “человек с Вятки”. Другое название народа – вотяки – использовалось русскими для определения племён, живущих на берегах Вятки. И это, как вы заметили, тоже открывает тот же смысл.

Официально название “удмурты” закрепилось за этносом в 1932 году, когда их земли стали Удмуртской автономной областью.

                                                                            Удмурты

Объединение удмуртских и русских земель сыграло важную роль в жизни коренных народов.

Интересно, что на севере Удмуртии ощущается культурное воздействие русских, а вот южные регионы долгое время находились под влиянием тюрков, что и отражается на современном менталитете удмуртов этого края.

Всего в мире насчитывается около 750 тысяч удмуртов. Из них 715 тысяч живут в РФ, преимущественно в Удмуртии (497 тысяч человек).

Удмурты живут также в Казахстане (16 тыс. человек), на Украине (9 тыс. человек), в Узбекистане, Белоруссии и других государствах бывшего СССР.

                                                                  Удмурты в национальных костюмах

Санаторий «Юбилейный» на Банном озере

На протяжении нескольких десятилетий здравница Магнитогорского металлургического комбината принимает курортников, нуждающихся в лечебно-оздоровительных процедурах. История санатория-профилактория началась в 1933 году со строительства на берегу водоема охотничьего домика, предназначавшегося для отдыха руководящего состава ММК.

В годы Великой Отечественной войны на побережье были поставлены бараки для рабочих, занимавшихся добычей марганцевой руды для нужд производства. Позднее домики оборудовали для отдыха сотрудников комбината, в 1966-м — возвели новые корпуса и столовую, а через год дом отдыха стал именоваться «Юбилейным». На его базе в 1979 году создали многопрофильный санаторий-профилакторий.

Показаниями для пребывания в учреждении являются заболевания:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • сердечнососудистой системы;
  • органов дыхания;
  • кожи;
  • нервной системы и пр.

За годы существования «Юбилейный» расширил свою территорию до 35 га. Здесь появились современные многоэтажные корпуса и уютные коттеджи. Лечебная база и инфраструктура соответствует современным требованиям. Кроме процедур курортникам предлагают целый спектр дополнительных услуг, в том числе организацию досуга и проведение экскурсионных туров.

Старт маршрута и направление

Так как в этой части Южного Урала доминируют северо-западный или западный ветра, я рекомендую проезжать этот маршрут по часовой стрелке. Тогда ветер будет попутный на восточном склоне гор. А проезжая между гор с западного склона вы будете защищены от ветра с обоих сторон.

Стартовать маршрут можно из Белорецка или из Магнитогорска. На выезде из Белорецка это займет еще 10 километров пока вы докатите до трассы. И тут же начнется затяжной подъем около 6 километров на перевал Урал-Тау. Зато вы пройдете его со свежими силами в начале маршрута и насладитесь спуском более 9 километров до Абзаково.

Если вы стартуете из Магнитогорска, то до старта машрута в деревне Аскарово вам придется проехать около 40 км по открытой местности против ветра. Поэтому выезд из Белорецка имеет больше преимуществ.

Хозяйка Медной горы

История, известная по всей России благодаря сказкам Бажова. Считается, что Хозяйка – это дух медного месторождения, владычица самоцветов и всего подгорного мира. Писатель упоминал её двойственный характер: она может быть доброй и злой, даровать и отнимать.

Хозяйку Медной горы называют также владычицей всего мира мёртвых. По мнению древних угров она и отнимала, и давала жизнь. Среди манси, вогулов и других племён встречается упоминание, что она умела принимает облик разных животных: змей, ящериц.

Героиню фольклора горняков можно встретить в историях разных народов под именем Золотой Бабы, Йоли, Сорни-Эква.

Именно Золотая Баба стала одной из главных загадок Урала.  Это древний идол, мифическое сокровище, которое обладает огромной ценностью, но его местоположение сейчас не известно.

Интересно, что появление статуи часто связывают с легендарной страной Биармия, название которое связано с образованием слова «Пермь».

Вогулы (манси)

Манси – маленький северный народ. В его прафинно-угорском названии mańćɜ звучат слова «человек» и «мужчина».

Русские вслед за коми-пермяками стали звать их вогулами (на языке коми – «дикий», «чужой»)

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения.

Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство.

                                                                               Народы манси на Урале

Основная территория современных манси — Ханты-Мансийский автономный округ, часто называемый Югра, по названию угорских народов. Незначительное количество так называемых «уральских манси» обитает в северной части Свердловской области.

Сейчас порядка 80% манси полностью ассимилировались и живут в городах или поселках. Многие из них считают русский язык родным, и лишь 13% свободно говорят на мансийском.

Всего в России проживает около 12 тысяч человек, которые относят себя к этому народу.

                                                                                            Манси сегодня

Абзаково – Ташбулатово – Банное озеро – Якты-куль

После Абзаково вас ждет еще один подъемчик, но он всего на 500-800 метров. Здесь средний трафик и он зависит от дня недели, в выходные машин может быть больше. Но это не критично. Все деревни в стороне от трассы, вы проезжаете деревню Муракаево.

Не пропустите поворт направо в Ташбулатово. Ориентир заправка Башнефть, Баня, кафещка. Здесь вы проедете три красивейших озера Абзелиловского района Башкирии. Озеро Карабалыкты (Ташбулатово). На западном берегу озера Карабалыкты обнаружена древнейшая на Урале палеолитическая стоянка Урта-Тубе. Но найти ее сейчас нереально.

Искупаться можно на следующем озере Чебачье. Здесь дорога проходит прямо возле пляжа. Вода чистейшая. Следующее озеро Якты-Куль (Баннок) в районе трассы застроено бунгало и домами отдыха. Здесь не рекомендуем купаться, но можно перекусить в одной из кафешек. Также тут можно закупиться в сетевых продуктовых магазинах. Далее вы проезжаете горнолыжный комплекс, где работает подъемник. Можно сделать остановку на час и посмотреть на все озера с высоты 1000 метров.

Проезжая все эти озера в субботу-воскресенье есть риск попасть в трафик из машин отдыхающих. После Якты-куля траффик спадает.

Особенности озера

Озеро Карабалыкты расположено на Южном Урале. Мы посетили его во время большого путешествия по Башкирии. Это озеро стало одной из наших первых точек. Пока ехали лил дождь, а как только добрались до села Ташбулатово, он прекратился и начало выглядывать солнце. Красивое озеро со стелющимся за ним туманом оставило яркое впечатление.

Озеро Карабалыкты в цифрах:

  • площадь озера 2,6 кв. км,
  • средняя длина 2,1 км,
  • средняя ширина 1,2 км,
  • площадь водосбора 18,3 кв. км,
  • урез воды 421 м,
  • средняя глубина 3,5 м,
  • максимальная глубина 6 м,
  • объём воды 9,1 млн. м3.

Озеро имеет округлую форму. Озёрная котловина тектонического происхождения. Питание преимущественно за счёт поверхностных и подземных вод. Озеро бессточное. Для водоёма характерны многолетние колебания уровня воды 1-1,5 м. Из рыбы в озере обитают карась, линь, плотва и др.

Вода в озере прозрачная. Мы подходили со стороны села, и нас поразило дно. Оно почти полностью сложено из красивой яшмы – ценного поделочного камня, используемого в ювелирном деле. Кое-где попадался и агат. Здесь проходит так называемый яшмовый пояс. Больше нигде на Урале таких озёр пока не встречали. Хотя преимущественно дно озёрной котловины всё же покрыто сапропелем.

Озеро окружено холмами, покрытыми степной растительностью и берёзовыми перелесками. В 1 км юго-западнее от водоёма расположено озеро Сабакты (отделено грядой невысоких холмов), а ещё чуть дальше – популярное озеро Банное (Яктыкуль).

Герои уральского фольклора

Среди преданий можно выделить несколько персонажей, который встречаются особенно часто.

  • На месте Азов-горы прежде жил разбойник, но он грабил только богатых, а их деньги отдавал нуждающимся. Однако часть он оставлял себе всё равно. Когда разбойники собирались покинуть место, Азов заложил вход в пещеру, а сторожа застрелил, чтобы никто не узнал, где он оставил свои сокровища.
  • Другая версия говорит о девушке Азовке – родители за дружбу с разбойниками заточили её в пещеру. С тех пор плачет девица в одиночестве, а слёзы её превращаются в реки .
  • Комариха помогала находить золото. В близости от него она чувствует жар и таким образом благодаря ей открыли несколько месторождений.
  • Василий Балабурда – местный силач. Дом его покосился, и тогда он отправился он в лес за бревнами. Другие недоумевали: следов лошадей нет, а лес становится всё меньше. Начали они следить ночью и увидели, что Балабурда на своём плече деревья таскал.
  • Были на Урале и более «земные» истории – например, про Ивана Кормилу. Он крылья из железа и дерева и задумал улететь далеко от родных мест. Собрал провизию, попрощался с сестрой, влез на крышу, прыгнул – и расшибся.

Легенды народов Урала – уникальный исторический пласт, который раскрывает мировоззрение и мироощущение местных жителей. В них сочетаются языческие верования, сказки и взгляды на природные силы. До сих пор они популярны и для многих служат источником вдохновения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: