Гора Большой Иремель
Иремель – вторая по высоте гора Башкортостана. Издревле она считалась священной для башкир, и в настоящее время гору часто посещают любители эзотерики и необычных явлений. Иремель находится на стыке Башкирии и Челябинской области, представляет собой две вершины, называемые Большой и Малый Иремель.
Фото: Хафизов А.
Сами вершины и окрестные места очень живописны, тут разнообразная природа от смешанного леса и южной тайги до альпийских лугов и каменного курумника. У подножья горы берёт своё начало река Белая (это самая длинная река Башкортостана, которая впадает в Каму на территории Татарстана). По башкирским легендам Иремель является местом обитания богов и духов, которым в древности приносили языческие жертвы, поэтому гору могли посещать только жрецы и старейшины племен. Также существуют легенды о больших пещерах внутри горы, якобы там обитает племя чудь, которое ушло под землю много веков назад.
В настоящее время гору посещают туристы любых возрастов, добраться сюда можно через поселок Тюлюк, откуда на вершину ведет проторенная тропа.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
1 день
Выдвигаемся в сторону трассы Уфа-Оренбург, можно заехать на популярное Голубое озеро, но мы рекомендуем успеть доехать до города Стерлитамак и подняться на гору Торатау на рассвете, чтобы увидеть краски восходящего над степями Башкирии солнца. От Уфы до шихана Торатау примерно 140 км пути. После того, как вы насладитесь видами с древнего рифа, продолжаем движение на юг к Мурадымовскому ущелью. Есть два пути: первый вернуться к трассе Оренбург-Уфа и проехать по асфальту, а второй двигаться по дороге через село Воскресенское и Юмагузино, но здесь вас ждёт небольшой участок гравийной дороги.
В селе Мраково переезжаем по мосту через реку Большой Ик, пара километров гравийной дороги, — и вы окажетесь в Мурадымовском ущелье. Здесь лучше провести побольше времени, прогуляться до пещеры, а то и двух, пройтись по ущелью и заночевать (здесь есть и места для кемпинга с палаткой, и домики для ночёвки).
О Ташле
Любовь безграничную страждущий люд Питает к Царице Небесной. В Ташлу и теперь богомольцы идут дорогой духовной, чудесной. Небольшое волжское село Ташла избрала сама Божия Матерь – здесь, на месте явления Ее иконы «Избавительница от бед», в 1917 году забил родник целебной воды.
Неслучайно икона явилась именно в 1917 году, в период от февральской до октябрьской революции. Это, без сомнения, стало знаком особой милости Ее к России. Предвидя тяжелые испытания, которые выпадут на долю нашей многострадальной Родины, Царица Небесная явилась в те дни Избавительницей от бед.
В этом месте ощущается присутствие Неба, где милосердие Божие проявляется столь явно, столь обильно! На источнике происходят все новые и новые исцеления.
И тот, кто хоть раз побывал здесь, почувствовал всю благодать этого места, тот возвращается в Ташлу снова и снова. Сюда стекает нескончаемый поток православных людей со всех концов России, около источника можно встретить и паломников из ближнего зарубежья – Украины, Белоруссии. Едут люди из Прибалтики, Германии…
Так велика слава святого места , что не только православные посещают его , но и люди других вероисповеданий. По своей вере в безграничную милость нашей Заступницы они получают у источника исцеление, и многие из них после этого принимают святое крещение в Свято-Троицком Храме.
Что же привлекает сюда такое количество паломников? Приезжают для того, чтобы искупаться в источнике, набрать целебной воды для себя и близких. Стремятся поклониться чудотворному образу, хранящемуся на левом клиросе Свято-Троицкого храма, излить Богородице болезни своего сердца, побеседовать с настоятелем Троицкого храма – отцом Николаем Винокуровым, посетить могилки праведников – монахини Серафимы ( Денисовой ), блаженного Степана Никифорова, недавно почившей схимонахини Маргариты, известной и почитаемой многими в Самарской области.
Просветительский паломнический приглашает совершить паломничество в село Ташла, с посещением Свято-Троицкого храма, ( где хранится чудотворная икона ) святого источника и некрополя (по желанию).
Предыдущие статьи вы можете прочитать здесь:
Топ-5 самых крутых «инстамест» в Татарстане: от вида на Камское море до «Шатер-горы»
В республике Башкортостан есть свои интересные и древние святыни. В древности башкирские племена были почитателями культа Тенгре – бога неба, этот культ был очень распространен среди кочевых тюркских племен. Но уже в 12-13 веках ислам стал проникать на башкирскую землю, стали появляться мусульманские проповедники. В Башкирии много памятных и почитаемых мест, которые связаны с первыми имамами и проповедниками.
Отчасти, священные места связаны с захоронениями святых людей и имамов, которые много потрудились на ниве распространения магометанства (мавзолеи и могильники).
Некоторые сакральные места башкир были почитаемы еще в языческую эпоху, но с приходом ислама – эти места так или иначе стали почитаться уже с точки зрения мусульманской религии, хотя некоторые древние культы на территории Башкортостана сохранились до сих пор. Также башкиры и местные народы почитают некоторые географические объекты, к ним относятся горы и холмы (шиханы), священные источники и родники, а также некоторые озера. Про эти объекты мы также укажем в этой статье.
Табу
У башкирского народа есть немало запретных тем. Они обусловлены как религиозными взглядами, так и историческим прошлым. Некоторые из них сегодня кажутся не важными, но все до сих пор соблюдаются:
- не притрагиваться к земле зимой, чтобы не будить ее и дать подготовиться к весеннему севу;
- не начинать дело с левой руки и не подавать ею блюда;
- женщинам не переходить дорогу мальчикам и мужчинам;
- не входить в мечеть с левой ноги;
- не резать хлеб;
- не убивать скота больше, чем надо для пищи;
- не охотиться на диких гусей, чтобы «род не был проклят».
Традиции башкирского народа преимущественно основываются на поддержании семейных ценностей. Они – пример того, как надо жить людям в единстве друг с другом и не забывать о природе.
Чудеса у святого источника
Родник, забившийся здесь в далеком 1917 году, не только принес спасение и утешение многим людям в годы революции, войны и засухи. Сегодня тысячи страждущих совершают паломничество в Самарскую область для того, чтобы вернуться домой наполненными здоровьем. Примечательно, что туда приезжают не только православные верующие, но и иноверцы. Известно много случаев, когда приверженцы других религий, получив исцеление от святой воды, принимали крещение в местном храме и примыкали к большой православной общине.
В Ташле некоторые люди, согласно многочисленным свидетельствам, прямо над источником видели образ Богородицы во весь рост. Держа на руках своего Сына, святая Матерь как бы приглашает людей окунуться в родник и получить исцеление.
Пещеры[]
В Башкотостане 936 пещер общей протяжённостью 106 км, включая наиболее крупные: Капова пещера, Киндерлинская пещера, Сумган, Зигзаг, Грёз пещера, Олимпия.
Пещеры в основном находятся на сухой стадии развития, 20 % пещер — на вадозной стадии.
Формирование пещер началось в раннем плейстоцене, а интенсивно они развивались в конце миоцена — нач. плиоцена. Большинство во гипсовых пещер сформировалось в среднем плейстоцене на Уршак Бельском и Уфа Симском междуречьях, известняковых пещер — не позднее раннего плейстоцена на Уфимском плато.
В 79 пещерах Башкотостане есть водотоки (реки), в 68 — озёра, в 42 — ледники. Температура воздуха летом в пещерах более 10°С. В самых холодных средняя температура составляет 0°С: Аскынская пещера, Косубай, Кутукские 1 я и 3 я, Леднёва, Ледяная Липовая, Осенняя, Холодная Яма.
В пещерах проживают 97 видов животных, из них 3 вида троглобионтов (ногохвостки), 54 — троглофилов и 40 — троглоксенов. Из позвоночных животных — колонии рукокрылых (ночницы, ушаны обыкновенные и др.).
История
С X в. башкиры находились под властью Волжской Булгарии, с середины XIII в. – Золотой Орды. После распада Золотой Орды во второй половине XV в. башкиры разделились: одна часть оказалась в составе Ногайской Орды, другая – Казанского ханства, третья – Сибирского ханства.
Во второй половине XVI в., после присоединения татарских ханств к Русскому государству, большая часть башкирских племен была вынуждена признать вассальную зависимость от русского царя и перешла в российское подданство. Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.
И.К.Кириллов сообщает, что название «башкирец» было принято во второй половине XVI в. этносом, ещё в XVII в. именовавшимся соседними народами «иштяки».
Численность башкир в момент вхождения в состав России была незначительной. По уровню своего развития они существенно отставали от более цивилизованных народов, пришедших в Приуралье после завоевания Казанского ханства, но благодаря им башкиры приобщались к иной культуре.
Их численность увеличивалась вследствие того, что татары, чуваши, марийцы и др. народы в целях самосохранения и получения определенных материальных льгот (см. Башкиры-вотчинники) стремились раствориться в их среде и записывались «башкирами». Это поощрялось царской администрацией: «Полезнея интересу Ею императорского величества, когда отписывая воровския земли, роздавать в роздачи русским и служилым татарам-мещерякам, которыя служили и служат верно, и тем перемещать казанских татар, нежели иметь внутренних злодеев в своеводстве, от многожёнства время от времени умножающихся».
Политика колонизации земель, христианизации и русификации, проводившаяся царской администрацией, вызывала ожесточенное сопротивление со стороны народов Башкирии. Долгое время башкиры, совместно с татарами, казахами и др. народами боролись против социального, национального и религиозного гнета (см. Башкиро-татарские восстания, Батырши восстание 1755–1756).
Большую роль в становлении и развитии башкир сыграли тесные этнокультурные связи с татарским и русским народами.
После Февральской революции башкир активно включились в общественно-политическую борьбу. В 1918 г. татарами и башкирами была предпринята попытка создания татаро-башкирского государства – Урало-Волжского Штата, затем Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики.
В марте 1919 г. на территории так называемой «Малой Башкирии» была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (БАССР) с центром в городе Стерлитамак.
В силу определенной негативной политики Центра, направленной на ослабление позиций ТАССР, в 1922 г. БАССР были переданы Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды Уфимской губернии. С июня 1922 г. столица республики – город Уфа.
Образование БАССР стало важнейшим фактором в дальнейшей этнической консолидации башкир, развитии их культуры.
В октябре 1990 г. Верховный Совет БАССР принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики (с февраля 1992 г. Республика Башкортостан).
Географическое положение[]
Республика Башкирия расположена на востоке Европы в южной части Уральских гор. Занимает восточную часть Восточно-Европейской равнины, горной полосы Южного Урала, возвышенно-равнинного Зауралья.
- Плоскостные характеристики
- Площадь 143 000 км² .
- Протяжённость с севера на юг — 550 км, с востока на запад — 430 км.
- Крайние точки
- северная — Шаблон:Coord, северо-западнее от д. Байсарово Янаульского района;
- южная — Шаблон:Coord, юго-восточнее от д. Кужанак Зианчуринского района;
- западная — Шаблон:Coord, юго-западнее от д. Ивановка Бакалинского района;
- восточная — Шаблон:Coord, северо-восточнее от ст. Устиново Учалинского района.
Башкирия на севере граничит с Пермской (около 340 км) и Свердловской (более 170 км) областями, на востоке — с Челябинской областью (более 1 330 км), на юге и юго-западе — с Оренбургской областью (около 1 140 км), на западе и северо-западе — с Республикой Татарстан (около 420 км) и Удмуртской Республикой (около 100 км).
Административное деление
Административное деление Башкирии
Высотные характеристики (рельеф)
Файл:Shihan iurak-tau Sterlitamak.jpg
Шихан Юрактау
Разнообразие рельефа Башкирии связано с ее географическим положением, геологическим и тектоническим строением территории. Западная часть Башкирии расположена в пределах юго восточной части Восточно-Европейской платформы (ей соответствует мегаформа рельефа — Восточно Европейская равнина); центральная и восточная части — в пределах Башкирского мегантиклинория, Магнитогорского мегасинклинория, зоны Уралтау (мегаформа — южная часть Уральской горной системы).
На Восточно-Европейской равнине в пределах Башкирии выделяют:
- денудационные возвышенные равнины — Белебеевская возвышенность, Стерлибашевско-Фёдоровская возвышенность, Общий Сырт, Уфимское плато.
- равнины аккумулятивного и эрозионно-денудационного происхождения — Прибельская увалисто-волнистая равнина.
В юго-восточной части Башкирии расположены Сакмаро-Таналыкская денудация (высота 350—500 м) и Кизило-Уртазымская денудационно аккумулятивная равнина (высота 350—400 м).
Файл:Инзерские зубчатки.jpg
Осень на Инзерских зубчатках
Макроформы Предуралья в Башкирии представлены восточной частью Бугульминско-Белебеевской возвышенности, Стерлибашевско-Фёдоровской возвышенностью, Прибельской увалисто-волнистой равниной, Уфимским плато, Юрюзано Айской равниной; Башкирского Урала — хребты Уралтау, Каратау, Ирендык, Крака, Улутау и др., Зилаирским плато, его восточной частью — Зауральским плато. Рельеф республики разнообразят различные мезоформы: пещеры, сырты, увалы, холмы и др.
Территория республики равнинная, возвышенности, горы Южный Урал. Высшая точка на территории Башкирии — гора Ямантау (1640 метров).
Файл:ЛесаРБ.png
Карта лесов Республики Башкирия
Горы-шиханы: Тратау (402 м) Юрактау (336 м), Куштау (371 м), Шахтау (срыта до основания) — останки коралловых рифов Пермского периода.
Горы Башкирского (Южного) Урала имеют в тектоническое происхождение; по строению — складчатые и глыбово-складчатые; по высоте — низкие и средние, имеют шарьяжно-надвиговое строение.
Хребты Уралтау является основным водоразделом. На территории Башкирии расположены горные хребты: Аваляк, Акбиик, Алабия, Акбулякъарка, Алатау, Алатаубала, Ардакты, Аютузаклаган, Баштау, Багарязы, Базал, Байрамгул, Балатау, Башташ, Бакты, Баштин, Белягуш, Бииктау, Биктарь, Большой Калу, Большой Карагас, Большой Крака, Дзяуртюбе, Зигальга, Зильмердак, Ирендык, Инзерские зубчатки, Кадералы, Калактау, Калты, Калу, Канчак, Каратау, Караташ, Кесек, Кибиз, Кисеарка, Крыктытау, Кумардак, Кумач, Куюшты, Кюмердяк, Липовые горы, Машак, Масим, Маярдак, Нары, Нургуш, Сарганский хребет, Салдыс, Седжек, Сингитау, Сулея, Суртанды, Такаты, Таштыкурятмас, Туйтюбе, Уварся, Улутау, Улугуртау, Урал-Тау, Уреньга, Утянеш, Ущарлак, Шайтантау, Чёрный, Юкалы, Юрматау, Юша, Яшкады.
Среди хребтов выделяются по высоте: хребет Зигальга высотой 1427 м (гора Б. Шелом), Машак — 1382 м (гора Широкая), Нары — 1327 м, Баштау — 1271 м, Ардакты, Балятар и другие.
Распространены облесённые куполовидные вершины. На части хребтов горные вершины имеют форму выступа скальных обнажений в виде отвесных скал (г. Караташ), элювиальных обломков горных пород (горы Б. Иремель, Ямантау) и остроконечных пиков (гора Арвякрязь). В Башкирском Предуралье встречаются горы-останцы: Балкантау (319,6 м). Термоаномальные явления встречаются на горе Янгантау (504 м).
Семейные традиции башкир
Семья для башкир имеет особое значение. И сегодня многие представители этого народа придерживаются обряда “омэ”, что подразумевает взаимную помощь родственникам, знакомым, соседям.
Этот обычай способствует сплочённости, ведь нередко можно увидеть целое селение, собравшееся на строительстве дома. За усердие и труд хозяева угощают своих помощников.
А вот ритуал “Никах”, на мой взгляд, один из самых важных в жизни любого башкира. Дело в том, что создание семьи для этого народа не ограничивается регистрацией в ЗАГСе.
Более того, официальную часть бракосочетания считают лишь необходимой формальностью. Священные узы может дать лишь “Никах”, как называют башкиры венчание. После проведения ритуала молодая пара уже считается семьёй. Интересно, что в день венчания невеста имеет право запросить выкуп, махр.
Это может быть всё, что угодно, например, автомобиль или свадебное путешествие. Права, жених, не имея возможности выполнить подобную просьбу, может предложить свои варианты. Если же невеста оказывается принципиальной, помолвка может быть расторгнута. Однако решение принимает сама девушка.
Второй этап — переход на арабскую графику
Следующим шагом в развитии башкирской письменность можно назвать переход на арабскую графику. В 9-м веке в башкирскую среду начал проникать ислам. Он оказал очень большое влияние на башкирский народ, и вместо рунического письма в 11 веке они стали использовать арабскую графику. Доказательством этому служат письменные памятники 15-19 в.в., называемые башкирскими шежере, которые были написаны на арабском типе письма
Безусловно, стоит обратить на них внимание и попытаться понять, что же собой представляли эти шежере и какую роль играли для башкир
Шежере
История башкир в 15-19 в.в характеризуется очень малым количеством археологических находок, поэтому для ученых этот период является довольно трудным для изучения. Но все же они пытаются это сделать, так как этому способствуют сохранившиеся до наших дней так называемые шежере, или запись родословной каждого башкирского рода.
Шежере обычно велось самым старшим представителем рода — бием — или же муллой, и в него вносились только лица мужского пола. После смерти человека, который вел шежере, оно передавалось преемнику, который или продолжал его, или сначала переписывал в целях сохранности и затем продолжал. Шежере составлялось каждым родом и хранилось как священное писание. Бывали случаи, когда не находился преемник для продолжения шежере, и тогда оно закапывалось глубоко в землю или пряталось в сундук и запиралось на ключ, чтобы его не мог найти никакой представитель другого башкирского рода.
Шежере составлялось на арабском языке. По существу, это была целенаправленная запись предков, их фиксирование в истории рода. Каждый башкирин был обязан знать предков до 10 колена, а старейшины даже до 15 колена. Но помимо простой записи представителей рода в шежере так же указывались те или иные события, сопровождающие описываемое поколение. Именно поэтому шежере представляют огромную ценность в изучении истории и письменности башкирского народа. Но, к сожалению, лишь немногие шежере сохранились до наших дней, и многие из них не фиксируют название рода, от которого она велась. В наши дни известно всего 60 башкирских шежере. В основном, это шежере 16-17 в.в. южных и юго-восточных башкирских племён (Кыпсак, Бурзян, Тамьян, Юрматы, Мин). Довольно-таки мало встречаются шежере северо-восточных башкир по малоизученным причинам.
Святая Русь
История обретения иконы Божией Матери «Избавительница от бед»
В октябре 1917 года перед страшными испытаниями Пресвятая Богородица явила Свою икону «Избавительница от бед», напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле. Осенью 1917 года уроженке Ташлы, временно проживающей в соседнем селе Мусорка, келейнице Кате, трижды во сне являлась Царица Небесная и указывала место, куда нужно пойти и выкопать из земли Ее чудотворный образ, ей было сказано, что, если она не исполнит просьбы Божией Матери, то будет наказана. Девушка рассказала о видении своим подругам — Фене Атякшевой и Паше Гавриленковой. Вместе они пошли к ташлинским оврагам. В дороге Кате снова было видение: впереди Ангелы в белых одеждах проносили икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Катя показала подругам то место, на которое ей во сне указала Сама Преблагая. Когда они начали копать землю, собрался народ. Многие недоверчиво смотрели на происходящее, даже смеялись. Так, Захарий Кривойченков решил помочь и начал копать лопатой, но, немного покопав, сказал: «Ну что она выдумала, чего тут напрасно копать». Только успел он выговорить эти слова, как был тут же отброшен в сторону, точно ветром, и некоторое время пролежал в обмороке, а когда очнулся, взял в руки лопату и уже беспрекословно продолжил копать в указанном месте. Параскева же в этой ямке время от времени прокалывала косырем. И вот, наконец, Паша ощутила что-то твердое и вынула из земли икону Божией Матери, маленькую, с блокнотный листок, которая лежала ликом кверху. Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте появился родник.
Решили послать в село Мусорку за священником, отцом Василием Крыловым, чтобы перенести явленную икону в Свято-Троицкий храм села Ташла. По дороге в храм случилось первое исцеление: болевшая тридцать два года Анна приложилась к иконе и вдруг почувствовала прилив сил. Великая радость охватила людей.
Слух о явлении чудотворной иконы очень быстро распространился по окрестным местам, и целые толпы людей постоянно шли на поклонение иконе. На источнике были оборудованы колодец и часовенка, куда крестным ходом из храма шли служить молебны. С момента явления иконы все это время сопровождалось многими чудодейственными исцелениями больных, но несмотря на это в настоятеле храма Святой Троицы, священнике о. Дмитрии Митекине, все время было какое-то сомнение, маловерие к явлению иконы. И вот случилось чудо: в ночь с субботы на воскресение (с 23 на 24 декабря) икона исчезла из закрытого храма. При этом церковный сторож Троицкой церкви утром увидел молнию, мелькнувшую от храма в сторону источника. Утром икону в храме не нашли.
После Литургии пошли крестным ходом на источник и служили там молебен, но иконы нигде не оказалось. Екатерина со слезами сообщила Феодосии Атякшевой, что икона пропала, и попросила ее тут же пойти с ней на источник. Как только они подошли к часовне, Екатерина радостно воскликнула: «Смотри, смотри, икона сияет над часовней!» У святого источника собрались верующие. Один из присутствующих побежал за батюшкой в храм. Когда о. Димитрий прибыл, он с радостью почерпнул ведром из колодезя икону. Но икона не давалась в руки о. Димитрию. Тогда священник упал на колени и стал со слезами каяться в том, что сомневался, просить у Божией Матери прощения. Тогда икона опять всплыла и ее взяла все та же Паша Гавриленкова. С тех пор святой образ уже не покидал село. Весть о случившемся в Ташле разнеслась по всей округе. Люди шли и шли к источнику. Место это стало одним из самых почитаемых в Поволжье. Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» по-прежнему находится в Троицкой церкви села Ташла.
Историческая справка
«Золотая лихорадка» началась более 250 лет назад после открытия рассыпного золота на севере Учалинского района Башкирии по долинам 7 рек. «Золотой пояс» имел протяженность более 300 км. Старатели и обычные жители кинулись на поиски кладов. Был создан Горный устав, где указывали, что золотопромышленники должны платить налог 10% от всего объема добытого золота. Золотодобыча продолжалась на протяжении 93 лет.
Мнение эксперта
Всеволод Козловский
6 лет в ювелирном деле. Знает все о пробах и может определить подделку за 12 секунд
В 1897 году в Башкирии действовали 600 шахт и 1200 штолен, которые принимали участие в добыче благородного металла.
Интенсивное освоение месторождений золота началось перед Первой мировой войной. В 1912 году было создано горнопромышленное акционерное общество.
Первые крупные находки
После начала «золотой лихорадки» первым заявку оформил А.С. Жемчужников. У него было 2 группы приисков, одна из которых открыла золотые россыпи. Общим числом команда Жемчужникова нашла в Башкирии 60 тонн золота.
Активно обсуждается слиток весом около 16-17 кг, который был найден в Учалинском районе до революции. По достоверным источникам, он был подарен царю.
Следующая крупная находка произошла в 1992 году в Баймакском районе Башкирии. Самородок весом в 5 кг назвали «Ирендыкским медведем».
Туризм и достопримечательности
Башкирия – рай для туристов. Здесь есть достопримечательности практически на любой вкус. Начать знакомство с регионом стоит с его столицы – города Уфы. Главным символом города и республики стал памятник национальному герою Салавату Юлаеву, величаво стоящий на высоком берегу реки. О достопримечательностях Уфы читайте в отдельной большой статье. Также интересно побывать и в городе Бирске.
Башкирию очень любят туристы-водники. Здесь много красивых рек, которые подойдут как любителям экстрима, так и семьям для спокойного отдыха. Среди самых популярных рек для сплавов: Белая (Агидель), Ай, Юрюзань, Зилим, Инзер, Лемеза, Нугуш и другие. По берегам возвышаются величественные скалы.
Уникальный памятник природы и истории – Капова пещера с древними наскальными рисунками. Поскольку она находится в заповеднике «Шульган-Таш», посещение ограничено лишь первым гротом, а рисунки можно увидеть на реконструкциях. В этом же заповеднике можно получить представление о народном башкирском промысле – бортевом пчеловодстве.
В Башкирии находится самый большой водопад Южного Урала – Гадельша. Здесь же расположен и самый красивый и оригинальный водопад Урала (на мой взгляд) – Атыш. Много и других водопадов: Абзановский, Кук-Караук, Куперля, Могак, Шарлама и другие.
На Уфимском плато встречаются интересные карстовые источники, в том числе крупнейший родник России – Красный Ключ. Стоит посетить и ещё более красивое подобное место – озеро-источник Сарва. Есть похожий объект и около Уфы – Голубое озеро.
В горной части республики множество красивых вершин. Самые впечатляющие: Инзерские Зубчатки, Малиновая, Ялангас, Иремель, Нурали, Айгир и другие. А небольшая гора Янган-Тау (в переводе с башкирского «горящая гора») уникальна тем, что из земли на поверхность выходят горячие газы.
В равнинной части величественно возвышаются Стерлитамакские Шиханы. Увы, некоторые из них стали сырьём для производства соды.
Много красивых озёр: Аушкуль, Калкан, Аслыкуль, Талкас, Банное (Яктыкуль) и другие. Живописные и некоторые водохранилища: Павловское, Нугушское, Юмагузинское.
В Башкирии много пещер. Из них можно отметить Лаклинскую, Киндерлинскую, Охлебининскую, Аскинскую ледяную и другие.
Из исторических достопримечательностей интересны мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана, Ахуновские менгиры. В некоторых посёлках сохранились остатки старых заводов: Тирлянский, Воскресенское, Верхотор, Кага.
На территории республики созданы заповедники «Шульган-Таш», Башкирский и Южно-Уральский, национальный парк «Башкирия», природные парки «Аслы-Куль», «Зилим», «Иремель», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье». Больше природных парков, чем здесь, нет больше нигде на Урале.
В Башкирии сохранилась самобытная культура. Здесь много крепких деревень и сёл, так контрастирующих с русскими умирающими деревнями на Урале. Так много живности, как в башкирских селениях, в наших краях не встретить больше нигде
Из-за этой особенности по местным дорогам нужно ездить осторожно: за одним из поворотов на дороге может запросто стоять стадо коров или табун лошадей. Летом вызывают восхищение многочисленные красивые поля с цветущими подсолнухами
В Дуванском и Белорецком районах снимали популярный советский сериал «Вечный зов» – один из шедевров отечественного кинематографа. В частности, интересно побывать на скале Сабакай на реке Юрюзань, которая не раз показывалась в кадрах фильма.
На сайте проекта «Ураловед» вы найдете подробные описания достопримечательностей Республики Башкортостан, а также наиболее интересных населённых пунктов. Планировать маршруты удобно с помощью общей карты достопримечательностей Урала. На канале проекта «Ураловед» в YouTube можно посмотреть видео из наших поездок по этим местам
Желаю вам интересных путешествий по Уралу! Спасибо за внимание!
ЛитератураБашкирская энциклопедияВикипедияРундквист Н.А., Задорина О.В. Урал. Иллюстрированная краеведческая энциклопедияРеспублика Башкортостан: активный и познавательный туризм / Путеводители «Репейник». – Екатеринбург: ИД «Фест Хэнд», 2013.
Павел Распопов
UraloVed.ru
Традиционные занятия
Основой традиционного хозяйства башкир было скотоводство. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, в южных и восточных районах – верблюдов.
С XVII в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия. В северо-западных районах уже с XVIII в. земледелие становится основным занятием населения, однако повсеместный переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершен лишь к началу XX в. К этому времени переложная и подсечная системы уступают место залежно-паровой и трехпольной, увеличиваются посевы яровой пшеницы, овса, озимой ржи, крупяных (гречиха, просо) и технических (лен, конопля) культур; появляется огородничество.
Охота (в степных районах – облавная) и рыбная ловля продолжают играть вспомогательную роль; на базе бортничества развивается пчеловодство.
Наиболее распространенные ремесла и промыслы – обработка животного сырья, дерева, ручное ткачество, кузнечно-ювелирное дело; на реке Илек занимались добычей соли.
В XVII – первой половине XVIII вв. начинается промышленная эксплуатация рудных месторождений края, а к концу XVIII в. Урал уже становится основным центром российской металлургии.
Постепенно включается в сферу промышленного производства и коренное башкирское население – участвует в изыскательских работах, разрабатывает рудные залежи, занимается подсобной и сезонной работой по заготовке сырья, топлива и др.