Мавзолей тура-хана

Достопримечательности города Чишмы

  1. Области России
  2. Республика Башкортостан
  3. Чишмы

Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.

Если Вы не нашли в этом списке интересного места, о котором хотели бы поделиться впечатлениями — оставьте информацию на нашем форуме, в разделе Что посмотреть.

Раскрыть

Показать в списке

Некрополи, мавзолеиЦеркви, соборы

Памятник архитектуры XII века.

Адрес: Чишминский р-н, н/п Вехрние Термы

Рейтинг: 12.02

Мавзолей Хусейнбека

Хусаинбек — один из первых проповедников ислама среди башкир. Умер в 1341 году.

Адрес: г. Чишма, мавзолей находится на территории действующего кладбища (к мавзолею ведет дорога от ворот кладбища)

Рейтинг: 9.51

Адрес: п. Чишмы, ул. Садовая, д. 8, парк им. Ленина, рядом со школой искусств

Рейтинг: 3.50

Адрес: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, д. Арово

Рейтинг: 3.50

Строящаяся мечеть, строительство практически завершено. Возводится на пожертвования.

Адрес: п. Чишмы, перекресток ул. Строительная и поворота на стадион

Рейтинг: 3.50

Все найденные Достопримечательности передать в навигатор: или

«Степная аристократия еще не полностью придерживалась норм шариата»

Как видим, к моменту строительства степная аристократия еще не полностью придерживалась норм шариата, а сами мавзолеи воспринимались кочевниками скорее в качестве элитных семейных усыпальниц, нежели как культовые объекты. Аналогии поливным изразцам, а также надежные датировки вещей (серьги «знак вопроса», зеркала, бокки, серебряные чашечки) указывают на ХIII–ХIV вв. (точнее – ХIV в.) как на время возведения кирпичных мавзолеев. Прекращение строительства связано с политическим кризисом в Улусе Джучи, поскольку после смерти хана Бердибека (т.е. в 60–70-е годы ХIV в.) здесь вспыхнула кровавая гражданская война («великая замятня»). 
Отметим, что две названные школы культового мемориального зодчества в Ак-Орде объединяют (помимо назначения) общие архитектурные принципы, главными из которых были геометрические основы построения конструкций. По словам специалистов, «все основные объемно-пространственные формы архитектуры этой эпохи восходили к простейшим геометрическим фигурам, взятым совокупно в виде целостной системы возможных вариантов. Это означает, что купольноцентрические сооружения разнообразились не по прихоти отдельных зодчих…». Даже простейшие усыпальницы Золотой Орды имели квадратные объемы стен, надстроенные цилиндрическими (гранеными) барабанами, увенчанными пирамидальными (конусовидными) куполами. Важнейшей деталью фасадов в XIII– XIV вв. становятся вертикальные порталы (от лат. porta – вход, ворота) – высокие прямоугольные пештаки, прорезанные арочной нишей с входом. 

Процесс соединения с Россией

В 1552 году во времена падения Казанского ханства, Башкирия стала частью Московского царства. Но старейшины государства говорили сохранение некой автономности. Например, башкиры имели право владеть земельными участками, вести прежний образ жизни и придерживаться религиозных верований.

Конница Башкортостана принимала участие в сражениях российской армии с Ливонским орденом. Религиозные взгляд татар и башкир слегка различались. Вторые приняли ислам намного раньше своих соседей, и вера стала основным фактором самоидентификации нации.

Когда республика вошла в состав России на её территорию начали проникать культы. Верховная власть пыталась контролировать верующих, поэтому в 1782 году был учрежден муфриат. Подобное засилье в духовной жизни привело к расколу народности. В девятнадцатом веке они поделились на три ветви: традиционная (кадимизм), реформаторская (джадидизм), ишанизм (суфизм без сакральной основы).

Чишмы, Агзиратово кладбище. Там, где Тамерлан преклонял колени.: varandej

Чишмы — крупный (24 тысячи жителей) ПГТ в 40 километрах от Уфы. Туда ходят электрички и маршрутки от улицы Ленина, в пути 40 минут. С виду ничем не приметный поселок, Чишмы известны уникальным памятником: мавзолеем Хусейнбека, что построил в конце 14 века Тамерлан на Агзиратовом кладбище.

В самих Чишмах смотреть откровенно нечего. Довольно-таки типовая станция с двумя водонапорками — пожалуй, все.

Хотя нельзя не заметить характерную для Башкирии опрятность и ухоженность типовых зданий — которых в Чишмах немного: преобладает тут частный сектор.

Если вы едете из Уфы на маршрутке, попросите остановить на нефтебазе — это примерно 300 метров не доезжая железнодорожной станции

Переходите через пути (только осторожно — товарняки тут носятся как поезда в московском метро), обойдите нефтебазу, а дальше — прямиком через поле. Идти около километра, любуясь пейзажами Речной Башкирии

Наконец, вы достигнете кладбищенской ограды, за которой множество необычайно плото стоящих могил уже нашей эпохи, за которыми просматривается заросший травой купол средневекового мавзолея.

Это кэшэнэ (так башкиры называют мавзолеи) Хусейнбека — одна из главных мусульманских святынь России. Где-то в начале 14 века в Башкирию из Средней Азии пришёл Хусейн-бек, сын Азмир-бека, ученик самого Ахмета Ясави, чей мавзолей в городе Туркестан (Ясы) ныне главная святыне Казахстана. Пришел не просто так, а по приглашению — башкирский хан Барыч решил обратить свой народ, тогда еще исповедовавший тенгрианство, в ислам, для чего ему нужен был проповедник. Хусейн-бек проповедовал в Башкирии несколько десятилетий, и умер здесь же в 1341 году 80-летним старцем. Его могила сразу стала главной святыней Башкирии, а спустя несколько десятилетий через эти земли проходит Тамерлан. Башкиры, издавна враждовавшие с Золотой Ордой, встречали завоевателя как почётного гостя. «Железный хромец» решил поклониться и могиле святого, после чего повелел выстроить над ней мавзолей.

Кэшэнэ по-прежнему чтим. Осматривая его и его окрестности, я видел, как то и дело сюда приходили люди, вставали у окон, читали какие-то молитвы и уходили. Входы в кэшэнэ закрыты решетками, а внутри — надгробие самого Хусейнбека.

А рядом с мавзолеем из травы выглядывают еще несколько старых, источенных водой и ветром надгробий:

Их покрывает не арабская вязь, а то ли монгольские письмена, то ли башкирские тамги (родовые знаки), то ли тюркские руны. Часть надгробий явно моложе:

Часть — явно значительно старше:

Сколько этим камням веков? И кто под ними покоится?

Считается, что на Агзиратовом кладбище похоронены умершие в походе соратники Тамерлана. А может быть — знать средневековой Башкирии.

На некоторых надгробиях не разобрать ни одной надписи:

Некоторые уже почти целиком ушли в землю:

На самом кладбище большинство захоронений — второй половины ХХ века, и все-таки и там можно найти каменную стелу 18-19 веков:

А на некоторых могилах растет вот это вот странное растение, называемое «петров крест»:

Мавзолеи кирпичные

В степной полосе Южного Урала известно несколько подобных усыпальниц, а на основе архивных материалов мы можем говорить о более трех десятках средневековых культовых построек в регионе. Свои формы сохранили до наших дней Варнинский (Челябинская обл.) и Абат-Байтакский (Казахстан) мавзолеи, еще несколько разрушенных памятников раскопано археологами в Башкортостане (Бэндэбикэ), на западе Казахстана (Жангыз-Агаш, Жаман-Каргала – Актюбинская обл. и Кара-Яр, Домолакер, Болгасын – Тургайская обл.), в Оренбуржье (Изобильнинский, Мустаевский и три «Тоцких») и Челябинской (Троцкий) области России. Эти постройки не связаны с какими-либо поселенческими объектами, они одиноко возвышались в открытой степи, либо образовывали группы из 2–3 мавзолеев. Они имели схожие архитектурные очертания, возведены из саманного и обожженного плоского квадратного кирпича (размером около 25х25х5 см с вариациями в ту или иную сторону) на илистом или глиняном растворе. Мавзолей Бэндэбикэ расположен возле дер. Максютово (Кугарчинский р-н РБ), раскапывался в 1968–69 гг. Н.А. Мажитовым. Основание сооружения прямоугольное (8,7х7 м), толщина стен 1,1 м. Стены выложены кирпичами двух цветов, образующими елочно-пирамидальный узор, декорирующий фасадные плоскости. Четверик стен посредством парусных или ячеистых тромпов переходит в барабан, увенчанный шатровым (пирамидальным или коническим) куполом. Входной проем размещен с южной стороны и был оформлен портальной аркой. Лицевая поверхность пештака (портала) имела П-образное бордюрное обрамление. Пол погребальной камеры вымощен плинфой. В центре помещения в каменном склепе была захоронена женщина, без вещей, с западной ориентировкой головы. Кирпичные мавзолеи Оренбуржья и Казахстана оформлялись по упрощенным среднеазиатским канонам. Купола у них были пирамидально-конического типа. Все постройки имели портально-купольную (Троицкий, Тоцкие, Абат-Байтак, Атчергат, Болгасын), либо центрическую форму (Изобильнинский). Погребальная камера обычно квадратная, но за счет выделенного из массива стен портала (со стрельчатоарочным проемом) постройки приобретали прямоугольные планы. Для украшения стен применялись разноцветные изразцы и поливные бирюзовые кирпичи на куполах. Портально-купольные усыпальницы строились двух видов – а) однокамерные (основная масса выявленных сооружений); б) двухкамерные (гур-хана и зиарат-хана) – Тоцкий мавзолей №2. Могилы в камерах отмечались кирпичными надгробиями (мастаба), могли иметь кирпичные сводчатые склепы. Погребения совершались по мусульманскому обряду, головой на запад, лицом на кыблу (к югу, на г. Мекку). В некоторых захоронениях встречались обрывки парчи и шелка, кожаная обувь, золотые украшения, трубочки-бокки, серебряные зеркала, железное оружие и стремена. 

Мавзолей Абат-Байтак после реставрации в Западном Казахстане
Источник фото: ru.wikipedia.org

Поселения, жилища

Ведя кочевую жизнь, башкиры устраивали сезонные поселения: зимние (єышлау), весенние (яґгы йорт), летние (йәйләү), осенние (көґгө йорт). В процессе перехода к оседлости у них образовывались постоянные поселения: как правило, на местах зимников, вблизи рек и озер.

До XVIII–XIX вв. планировка аулов была кучевой; родственные семьи нередко селились за общей оградой, позднее – при уличной планировке – родственные группы образовывали отдельные «концы» или улицы и кварталы.

Центры волостей, места ярмарок насчитывали до 200–300 дворов и более. Помимо мелких деревень в 3–4 десятка дворов, встречались небольшие выселки в 10–20 дворов.

Войлочная юрта (тирмә) тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа – традиционное жилище башкир – на юге и востоке бытовала вплоть до XX в.

В лесной и степной зонах башкиры значительно раньше приобщились к строительной культуре соседних народов Урало-Поволжья: ставили привычные для степей глинобитные, пластовые, саманные дома; в лесной и лесостепной полосе возводили срубные избы с сенями, дома со связью (изба-сени-изба) и пятистенки, изредка – крестовые и двухэтажные дома.

Дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши служили временными жилищами на пастбищах или летними кухнями.

Часть усадьбы отводилась под хозяйственные постройки (гумно, амбар, загон для скота, конюшня, пасека).

Жилища делились на гостевую и хозяйственно-будничную половины, интерьер оформлялся в общетюркских традициях – многофункциональные полати (сәке), обилие предметов мягкого убранства (вышивки, паласы, кошмы) и др.

«Степная аристократия еще не полностью придерживалась норм шариата»

Как видим, к моменту строительства степная аристократия еще не полностью придерживалась норм шариата, а сами мавзолеи воспринимались кочевниками скорее в качестве элитных семейных усыпальниц, нежели как культовые объекты. Аналогии поливным изразцам, а также надежные датировки вещей (серьги «знак вопроса», зеркала, бокки, серебряные чашечки) указывают на ХIII–ХIV вв. (точнее – ХIV в.) как на время возведения кирпичных мавзолеев. Прекращение строительства связано с политическим кризисом в Улусе Джучи, поскольку после смерти хана Бердибека (т.е. в 60–70-е годы ХIV в.) здесь вспыхнула кровавая гражданская война («великая замятня»). Отметим, что две названные школы культового мемориального зодчества в Ак-Орде объединяют (помимо назначения) общие архитектурные принципы, главными из которых были геометрические основы построения конструкций. По словам специалистов, «все основные объемно-пространственные формы архитектуры этой эпохи восходили к простейшим геометрическим фигурам, взятым совокупно в виде целостной системы возможных вариантов. Это означает, что купольноцентрические сооружения разнообразились не по прихоти отдельных зодчих…». Даже простейшие усыпальницы Золотой Орды имели квадратные объемы стен, надстроенные цилиндрическими (гранеными) барабанами, увенчанными пирамидальными (конусовидными) куполами. Важнейшей деталью фасадов в XIII– XIV вв. становятся вертикальные порталы (от лат. porta – вход, ворота) – высокие прямоугольные пештаки, прорезанные арочной нишей с входом.

Кто такие башкиры?

Существует несколько толкований названия национальности. Некоторые историки утверждают, что «башкорт» означает «главный волк», вторые уверены, что слово переводится, как «хозяин пчел».

Основная часть народности вела кочевой образ жизни, специализируясь на разведение коней и занимаясь соколиной охотой. Остальные представители нации предпочли оседлый быт и поселились в деревнях, возделывая земельные участки и разводя пчёл.

В зимнее время года обитали в избах, летом дома кочевников пустели. Они перебирались на пастбища и жили в кибитках. Народ не платил налогов, податей. В рекруты башкиры отправлялись в исключительных случаях. Большинство людей придерживаются мусульманства.

Мавзолеи Башкирии

8 Февраль 2013
admin

В Москве, как известно, лишь один мавзолей. А вот в Башкирии в Чишминском районе их по крайней мере два. Мавзолеи Башкирии называются кэшэнэ в переводе с иранского «дом мертвых». 

В 12 километрах от Чишмы («чишме» переводится с тюркского как родник, источник) на холме среди лесостепных просторов до наших дней сохранился мавзолей Тура-хана — жемчужина булгарской архитектуры. Это одна из древних достопримечательностей Южного Урала. Раньше здесь был некий город «…на реке Ислак мечеть, и дома каменные видны…» — так писал в 1762 г. Петр Рычков. Теперь остались только остатки резиденции хана.


Мавзолей (кэшэнэ) Тура-хана воздвигнут в XI-XII вв. А может быть в XII-XVI веках, когда здесь был один из улусов Золотой Орды. В XIV веке при хане Узбеке Орда принимает ислам, который идет из Средней Азии и приносит с собой соответствующую культуру.

Хан этот по одной версий был потомком Чингиз-Хана, кочевал в районе нынешнего Тобольска, а потом, поссорившись со своими сородичами, переправился сюда c 8000 кибиток. Тура-хан видимо любил ссориться, так как и здесь на Урале постоянно с кем нибудь враждовал. В частности активно участвовал в междоусобной войне предводителей двух орд Би-Тюряком и Алтакаром, в ходе чего и погиб. Кто был похоронен здесь Тура-хан или кто-то другой, сказать сложно.
Место очень популярное у местного населения. Здесь всегда много туристов. Красивый по форме и пропорциям портал до сих пор украшает древнее сооружение.  Считается, что это был Дом суда. Здесь кого-то судили, а потом казнили. Когда проводили раскопки, нашли пару костей больше ничего существенного. Сейчас внутрь попасть нельзя, закрыто металлической оградой, видимо граждане паломники изрядно мусорили на что указывают и надписи на каменных блоках.
Несмотря на то, что верхушка шатра разрушилась «Тура Хан» сохранил присущую для булгарской архитектуры монументальность.

Недалеко, а если точно, то на кладбище Акзират посёлка Чишмы есть еще один мавзолей Хусейн-Бека. Этот товарищ был имамом то есть проповедником из Туркестана и умер в 1341 году. В конце XIV века на Русь двинул Тамерлан. Он по пути разграбил Поволжье. Башкиры же его встретили с почестями и он их не тронул. Наткнувшись на могилу Хусейн-Бека, Тамерлан очень обрадовался и решил возвеличить своего земляка для чего повелел воздвигнуть ему мавзолей благо времени было предостаточно, так как пришлось зимовать в этих местах. Привезли из Туркестана на 12 волах огромную плиту, сейчас она хранится в Уфимском краеведческом музее. На плите есть надпись на арабском языке, суть которой  — пусть будет милосердие бога с данным усопшим  гражданином… Пока тамерлановцы пережидали зиму, часть войска по неустановленной причине погибла, и их тут же похоронили. Так возникло мусульманское кладбище Акзират. Гробница почти разрушилась уже к XIX веку и была восстановлена в 1911 году, теперь это святыня, каждый год проводятся мероприятия в честь Хусейн-Бека.

Чишмы — это… Что такое Чишмы?

У этого топонима есть и другие значения, см. Чишмы (значения).

Посёлок городского типа

Это статья о районном центре Чишминского района. См. также Чишмы (Миякинский район)

Чишмы́ (башк. Шишмә) — посёлок городского типа, центр Чишминского района Башкортостана.

Крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги (линии на Уфу, Самару и Ульяновск) в 37 км к юго-западу от Уфы.

История

Населённый пункт основан в 1650 году. Статус посёлка городского типа — с 1946 года.

Территория Чишминского района имеет богатое историческое прошлое. Оно корнями уходит в средневековье, когда в XIII—XV веках самое сильное и сплочённое племя башкир «Мин» разместилось в этих краях вдоль Дёмы. Позднее на эти земли пришли татары-мишари, бежавшие из покоренного русскими Казанского ханства, мордва — из Пензенской губернии, русские, украинцы — после присоединения башкирских земель к Руси.

Сегодня в нашем районе проживают татары, русские, мордва, украинцы, башкиры, чуваши и представители многих других национальностей.

Достопримечательности

В посёлке Чишмы много достопримечательностей. Самые знаменитые из них — мавзолей Хусейн-бека и дворец Тура-хана, монумент памяти Великой Отечественной войны, статуя Чапаева.

Ежегодно в Чишминском районе совместно с Центральным Духовным Управлением мусульман России проводится мероприятие, посвященное памяти первого имама земли Башкортостана Хаджи Хусейн-бека, конкурс чтецов Корана и основ Ислама. В Чишминском районе действуют 22 мечети, 4 из которых распахнули свои двери в 2009 году. Положительным моментом здесь является то, что построены они на пожертвования предприятий, предпринимателей и граждан, выходцев из Чишминского района. Двери нового православного Успенского храма в р.п. Чишмы всегда открыты для верующих.

Чишминский район — это родина многих известных людей. Здесь родились поэты, писатели и ученые, именитые представители великого башкирского народа. Это народный поэт, Заслуженный деятель искусств РСФСР Мустай Карим, знаменитые писатели Сайфи Кудаш, Муса Гали, Габдулла Байбурин, народная артистка, соловей башкирской эстрады Фарида Кудашева, народная артистка СССР Зайтуна Бикбулатова, звезды театральной сцены Гумер Абдульманов, Вазих Сайфуллин, Талига Бикташева, Ахат Уразметов, ученые Раиль и Рустем Кузеевы, селекционер, впервые в мире создавший короткостебельный неполегающий сорт озимой ржи «Чулпан» Сабирзян Кунакбаев и многие — многие другие.

Экономика

Основу экономики района составляют крупные перерабатывающие предприятия. Это ОАО «Чишминский сахарный завод», способный перерабатывать до 4 тыс. тонн корнеплодов в сутки и ОАО «Чишминское», производящее подсолнечное масло. Значительным событием 2009 года для экономики района стал ввод в эксплуатацию в ОАО «Чишминское» цеха экстракции. Он позволил увеличить суточный объем переработки подсолнечника на 150 тонн, и переработка теперь составляет более 500 тонн в сутки.

В районе находятся завод железобетонных изделий, частные строительные организации, в том числе ООО «Башмодульстрой», известный профнастилом и металлочерепицей, функционируют жилищно-коммунальные предприятия, ООО «Аргон», Чишминский ДРСУ ГУП «Башкиравтодор».

Чишминский район — район сельскохозяйственный, и многое здесь зависит от состояния сельскохозяйственного производства. На сегодняшний день аграрный сектор представлен 3 СПК, 18 ООО, 167 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, ЗАО «Чишминский свинокомплекс», ЗАО Агрофирма «Удряк», МУСП «Чишминский плодопитомнический совхоз».

Средства массовой информации

Экономическую, социальную и политическую жизнь Чишминского района освещают местные средства массовой информации. Среди них Чишминское Телевидение, которое ведет трансляции передач о жизни района.

Печатные издания района своевременно рассказывают о событиях в Чишминском районе, среди них: газеты «Родник плюс», «Чишмэ», «Дим Буйы».

Радио

Расстояние до:

ближайшей ж/д станции (Чишмы): 1 км

  1. ↑ Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан: Справочник / Сост. Р. Ф. Хабиров. — Уфа: Белая Река, 2007. — 416 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-87691-038-7

Свадебные обычаи

У башкир было принято жениться на родных не ниже пятого поколения. Молодежь рано вступала в брак. Девушки становились женами в четырнадцать, парни скрепляли себя семейными узами в шестнадцать лет. Правда, с приходом СССР возрастной барьер для бракосочетания увеличили до восемнадцати годков.

Свадебное торжество делилось на три этапа: сватовство, заключение брака и праздничные гуляния. В качестве свата выступал отец жениха или родственники из его семьи. При согласии отдать дочь замуж оговаривали калым, расходы на торжество и размер приданого.

Нередко сватовство проходило, когда основные участники праздника были младенцами. Обсудив будущее детей, потенциальные родственники скрепляли договоренность батой. Это разведенный водой кумыс или мёд, его выпивали с одной пиалы.

О чувствах девушки никто не задумывался, ее могли легко выдать замуж за старика из-за материальных соображений. После сговора семейства ходили в гости, каждый визит сватов сопровождался праздничным застольем. Чаще всего в веселье принимали участие только мужчины, в редких регионах Башкирии к столу допускали женщин.

После того как основная часть калыма оплачена, родственники девушки отправлялись в избу жениха, где их ожидал богато накрытый стол.

Следующая стадия – бракосочетание, процедуру проводили в доме невесты. Мулла читал молитву и объявлял пару супругами. С этого дня до полного погашения калыма юноша имел право посещать избранницу.

После полной выплаты калыма наступало время праздничного гуляния. Свадьбу (туй) отмечали в родительском доме девушки. В обозначенную дату в избу приходили многочисленные гости со стороны невесты и жениха. Обычно гуляния затягивались на три дня.

В первые сутки за угощенье отвечала сторона невесты, во вторые – жениха. На третий день молодая жена покидала родительский дом. В первые сутки гуляний проводились игры, скачки, в последние исполняли песни и обрядные причитания.

Перед отъездом невеста обходила избы родственников и одаривала их презентами: ткани, нитки из шерсти, платки. В ответ ей вручали птицу, деньги или скот. Затем наступал период прощания с родителями. До хаты жениха девушка обязательно провожал кто-то из родни.

После того как молодуха переступала порог нового дома, ей требовалось три раза упасть ниц перед родителями мужа и вручить всему семейству подарки. На следующий день после свадебного торжества новоиспеченная жена вместе с самой младшей девушкой в избе отправлялась к роднику за водой и бросала в него серебряную монету.

До появления первого ребенка невестка избегала родителей супруга, прятала лицо и практически не общалась с ними. В бедных семьях девушек часто похищали, чтобы избежать лишних трат на проведение дорогостоящего праздника.

Язык

Башкирский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайской языковой семьи. Среди северо-восточных и юго-восточных башкир распространен восточный диалект, состоящий из четырех территориальных говоров: синаро-карабольского (сальютского), аргаяшского, айско-миасского и сакмарско-кизильского.

В истории этноса имеется несколько типов письменности. До принятия ислама использовали рунический вариант, на смену ему пришла арабская вязь. До девятнадцатого века башкиры писали и читали на старотюркском языке.

Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью

Однако в скором времени остро встал вопрос об отсутствии уникальной письменности. В результате сначала на кириллице, затем на базе арабских символов было создано несколько вариантов алфавита.

В окончательном виде азбука сформирована в 1940 году. В составе башкирского алфавита сорок две буквы. Тридцать три из них соответствуют кириллице.

Культура и праздники

Башкиры – это нация, которая очень любит музыку и песни. В их «арсенале» найдутся мотивы для всех случаев жизни. Кажется, что ни одна минута у башкир не проходит без музыки. Народность также любит танцевать. Многие танцы носят сложный характер, это непросто набор заученных движений. Порой они превращались в настоящую пантомиму, рассказывающую определённую историю.

Большинство праздников отмечали весной и летом. Самый известные торжества: Каргатуй (день прилета грачей), Сабантуй (окончание посевных работ), Майдан (майские народные гуляния). Летом обитатели Башкирии отмечали Джиин, на праздник собирали жители всех соседних деревушек. У женщин имелся свой обряд под названием «кукушкин чай», мужчины на посиделки не допускались.

Одно из самых зрелищных мероприятий в праздничные дни – скачки. Все башкиры являлись умелыми наездниками, которые ловко управлялись со скакунами. Мальчишек с ранних лет обучают верховой езде. Не зря в былые времена существовала присказка, что башкиры рождаются и умирают в седле.

Женщины также уверенно держались на лошади и могли без проблем проскакать несколько дней. В отличие от остальных исламских барышень, они не закрывали лицо и сохранили право голоса. Башкирки преклонного возраста имели такое же уважение, как и старейшины-аксакалы.

Во всех ритуалах народности прослеживается сплетение мусульманской культуры и языческих обрядов. По-прежнему жители Башкортостана с почтением относятся к силам природы.

Казанская школа

Ремесленники просто выезжали на место, тут выкапывали печи для обжига кирпича, здесь же готовили илистые или лесовые связующие растворы и строили также поблизости. Некоторые трудности возникали лишь при доставке дров для обжигальных печей, балочной и стропильной древесины, но подобное напряжение при случае снималось посредством использования саманного (сырцового) кирпича. А из негативных моментов такого строительства назовем лишь то, что каменные здания на известковом растворе были более долговечными. Успешное функционирование средневековой «булгарской» школы зодчества может считаться примером не только уровня развития местного архитектурно-строительного мастерства, но и выразительным показателем гибкости и разумного приспособления монотеистического ислама к специфическим региональным условиям. Крах Золотой Орды и беспрестанная военная конфронтация в степи с конца XIV в. положили конец бытованию местной школы мемориального зодчества. Но если усыпальницы из обожженного кирпича в степи не возводились несколько столетий, то каменные усыпальницы продолжали строить и позже указанного срока: в Казани (мавзолеи казанских ханов) и Касимове (Шах Али хана). Особые варианты позднесредневекового каменного зодчества известны также на Кавказе (Борга-Каш) и в Крыму (Джанике-ханым, Азиза, Эски-Дюрбе, и др.).

История татар Западного Приуралья. Том I. Кочевники Великой степи в Приуралье.Татарские средневековые государства. Коллективная монография. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016.Фото на анонсе: Мавзолей Тура-хана, расположен на вершине горы близ дер. Нижние Термы,на левом берегу р. Слак. Чишминский р-н Республики Башкортостан.Фото И.Ф. Ихсанова, источник админ.татаровед.рф

Подробнее: https://milliard.tatar/news/analiz-mavzoleya-tura-xana-v-baskirii-pokazal-cto-kamen-privezen-iz-kamenolomni-bolgara-1921

Мавзолей Хусейн-бека и эпитафии Ак-Зирата в фокусе внимания башкирских и японских ученых

20.09.2019

5–11 сентября с. г. Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН) принял с рабочим визитом коллег из Японии — профессора Исследовательского центра исламского мира Киотского университета доктора господина ИМАМАЦУ Ясуши и доцента Киотского университета международных отношений доктора госпожу ИСОГАЙ Масуми.

Цель приезда ученых из страны восходящего солнца в Башкортостан состояла в сборе полевого и архивного материала по малоизученной социальной истории Ислама в одной из значимых периферий мусульманского мира. Проект по теме «Социальная история исламских святых и святынь в Северо-Западной Евразии и Центральной Азии» («A Social History of Islamic Saints and Shrines in Northwestern Eurasia and Central Asia») был поддержан трехлетним грантом Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии. С российской стороны в нем участвуют директор ИИЯЛ УФИЦ РАН, доктор географических наук Псянчин А.В. и его сотрудники — заведующий отделом, кандидат исторических наук Фархшатов М.Н. и старший научный сотрудник, кандидат филологических наук Булгаков Р.М.

7–8 сентября согласно программе приема иностранных гостей состоялись экспедиционные поездки к мавзолеям Хусейн-бека и Тура-хана, а также в Акзират близ поселка Чишмы Чишминского района Республики Башкортостан, которые занесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Глава Администрации Муниципального района Чишминский район РБ Уразметов Ф.З., директор Районного дворца культуры Гильмутдинов С.Ф и заведующий отделом районного Историко-краеведческого музея Мустазяпова Э.Р. оказали ученым теплый прием на Чишминской земле.

Исследователи произвели тщательный обмер и фотофиксацию уникальных средневековых памятников. Особую заинтересованность японских коллег вызвали эпитафии конца XVII в. (1695–1695 гг.) — арабографичные надписи на камнях над могилами видных представителей племени башкир Мин, похороненных напротив мавзолея Хусейн-бека, который почитался местными мусульманами как святой. Одним из результатов проекта будет солидное академическое издание монографии, посвященной именно к этим эпитафиям.

Участники проекта работали также в Научном архиве Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Национальном архиве и Национальной библиотеке Республики Башкортостан. Им был собран значительный материал, который позволит по-новому осветить многие малоизвестные страницы социальной истории тюрко-мусульманских народов Урало-Поволжья.

В столице Республики Башкортостан гости из Японии ознакомились с местными достопримечательностями, посетили некоторые культурные мероприятия, в том числе презентацию Стерлибашевского района, которая состоялась 10 сентября в Башкирской государственной филармонии в рамках республиканского конкурса-фестиваля «Страницы истории Башкортостана».

Обычаи взаимопомощи

Башкирский народ очень гостеприимный и отзывчивый. Особенно это ощущается в деревнях. Стоит хозяйке кинуть клич о помощи, как к ней тут же тянутся соседки. Интересна традиция Каз Умахэ, или Гусиной помощи. Это общее приготовление к какому-либо празднику. Хозяин одного дома забивает гусей, после чего женщины садятся их дружно ощипывать. Такое обыденное занятие трансформировалось в целый обычай, предваряющий сватовство. Дело все в том, что когда старшие хозяйки справлялись со своей работой, девушки брали птицу и шли мыть ее на реку. Там их поджидали парни, которые пели песни и играли на гармони. Назад уже молодые люди вместе возвращались домой на суп с лапшой из гусятины и игры в фанты.

Отказать кому-то в помощи считается для башкира большим грехом. В старые времена было за честь принять у себя путника и дать ему еду. Люди верили, что чем больше гость съест, тем удачнее у них будет жизнь. Например, приглашенному обязательно давали выпить молока, чтобы надои у коровы были хорошими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: