Кунгурская пещера

РЕЛИГИОЗНЫЕ ШЕСТВИЯВ АНТИЧНЫХ ХРАМАХ

Религиозные шествия совершались в античных храмовых комплексах, наподобие Акрополя, они двигались от храма к храму, но не попадали внутрь.
Нет более унылого места в античном храме, чем целла. Лишенная декора, темная, тоскливая, она освещалась только через главный вход, который, впрочем, давал «широкий просвет во всю длину этого жилища (бога) наподобие пещеры».
Если, кстати, представить себе вотивное шествие при низком солнце, то на внутренней стене целлы мы получим искомый театр теней.
Надо иметь в виду, что в целле все-таки обитали боги (тут, впрочем, стоить вспомнить, что Сократ, от имени которого нам рассказано о пещере, довольно скептически относился к способности богов видеть истину, за что и понес наказание).
Но если попытаться представить себе, как выстраивала бы греческая античность эту самую платоновскую пещеру, то контраст между необыкновенно богатой, продуманной, тщательно рассчитанной на предмет взаимодействия с солнцем внешней пластикой греческого храма и темным унынием целлы невольно приходит на ум. Рядом с внешними колоннадами целла – совершеннейшая пещера.

«ПЕЩЕРА» КАК ЭЛЕМЕНТКЛАССИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Классика не знает пещеры как «своей» архитектурной формы, она наследует пещеры от кого-то. Есть некая закономерность в том, что для классической традиции «пещерообразные» тела внутри здания относятся к чему-то более древнему, чем само здание.
Христианские усыпальницы, мавзолеи, скудельницы и мощехранилища несут в себе катакомбный привкус, за ними встает образ древнего обряда погребения.
Винтовые лестницы Ренессанса и барокко – рудименты какого-то архаического, готического переживания формы.
Гроты классицистических садов – места обитания существ, отвечавших за природу данной территории до того, как здесь навели классицистический порядок.
И еще.
Эти пещеры по структуре – «восходящие».
Лестница здесь лучший образ, хотя и «Карчери» Пиранези, и внутренние дворы Гауди устроены в этом смысле так же – они ведут вверх, к свету открытого дня. В них словно сохраняется память о платоновской пещере, о том, что пещера – это место, куда нужно попасть, чтобы оттуда оценить необыкновенную гармонию и полноту естественного ордерного мира.
Это – то пространство, в котором теперь можно вести диалог между «вызовом» и «ответом», между классической традицией и тем впервые ухваченным феноменом архитектурного пространства.
Пещера в архитектуре не существует сама по себе – она работает на контрасте с собственным контекстом. Для классики пещера – это дисгармоничное место оценки гармоничности бытия.

Описание

Пещера была открыта 3 сентября 1983 года спелеологами И. А. Белокрысом (Лавровым) и В. В. Крысовым, которые назвали ее в честь Первого Всероссийского слёта спелеологов. Вход в пещеру находится на дне карстовой воронки, в урочище Ладейный лог, в 5 км от реки Косьва (район г. Губахи). Протяженность пещеры 1450 метров, глубина 72 метра.

Пещера Российская имеет 1-ю категорию сложности. Благодаря несложному доступу и легкости прохождения в сочетании с красотой пещеры, Российская часто посещалась как спелеологами, так и туристами вообще. В пещеру часто спускались даже детские группы из Губахи и прочих городов Пермского края.

Российская представляет собой древнее русло подземной реки. Ее можно условно поделить на две части. Основная часть – система слившихся наклонных меандров с небольшими уступами. Пожалуй, самая сложная преграда на пути туриста здесь – это Голубое озеро глубиной 2 метра, над которым приходится проходить в распоре. По законам жанра, из каждой группы в это озеро должен упасть (окунуться, соскользнуть) хотя бы один человек.

Автор фотографии: Екатерина Бабушкина

После озера есть уступ высотой 4 метра, обычно для его преодоления используют веревку. После ступени начинается грот Лагерный, налево – Лагерная галерея. Далее грот Гулливер – самый большой грот в пещере, поражающий своими объемами и абсолютно плоским потолком. Гуляя между глыбовыми завалами в этом гроте, действительно ощущаешь себя Гулливером в стране Великанов. Гроты Лагерный и Гулливер – излюбленные места обитания целых колоний летучих мышей.

С левой стороны грота начинается Свадебная галерея, пожалуй, самое красивое место в пещере: сталактиты и сталагмиты огромных размеров и причудливых форм, каскадные натеки на стенах и на полу галереи. Широко распространено «лунное молоко» – удивительное образование, которое в различных условиях может быть полужидким, плотным, как творог, или сыпучим, как мука. По его количеству пещера не имеет себе равных на Урале. Здесь же встречается и рукотворная красота – стены и ниши галереи украшают различные глиняные скульптурки, выполненные несколькими поколениями туристов.

Автор фотографии: Екатерина Бабушкина

И вот после Свадебной галереи начинается более молодая дальняя часть, которая представлена каскадом крутых наклонных ходов и колодцев глубиной от 4 до 9 метров. За первым колодцем-бутылкой (так спелеологи называют колодца с узким верхом, резко расширяющиеся книзу) располагается огромная «органная» труба, называемая «Небоскреб». По некоторым данным, его высота достигает 40–50 метров, хотя эти факты никто не проверял – в «Небоскребе» пытались восходить спелеологи из Екатеринбурга, но так и не прошли его до конца. Здесь постоянно течет ручей, образуя водопады в колодцах и исчезая в непроходимом «шкуродере». Ниже «Небоскреба» спускаются еще два колодца. На дно третьего вел также ход по «живым камням» со дна первого колодца. Здесь исследованная часть пещеры заканчивается.

Новоафонская пещера

Из всех пещер Абхазии самой легкодоступной и известной является Новоафонская пещера. Объем этой гигантской карстовой полости более миллиона кубометров. Больший объем имеет только Мамонтовая пещера, расположенная в США. Как видно из названия, Новоафонская пещера находится рядом с городом Новый Афон. Если быть точнее, то искать ее следует под склоном Иверской горы. Открыта и впервые исследована в 1961 году. Представляет собой запутанную систему подземных лабиринтов. Экскурсионный маршрут – это рельсы, проложенные через восемь залов и имеющий длину около 2 километров. Экскурсия проходит на мини-поезде. Залы поражают своими размерами и красотой: с помощью фантастических картин, образованных наплывами, натеками, сталактитами, сталагмитами и сталагнатами, в каждом зале природа пытается сказать нам о чем-то особенном… Главные залы Новоафонской пещеры:

  • «Анакопия»;
  • Махаджиров;
  • «Нартаа»;
  • «Спелеологов»;
  • имени Гиви Смыр (первооткрывателя пещеры);
  • «Аюхаа»;
  • «Апхярца»;
  • «Апсны».

Кроме этой туристической знаменитости в окрестностях Нового Афона есть и другие пещеры, однако туристы в них бывают редко. Пример такой «неизвестной» карстовой полости – пещера в селе Анухва.

СОЗДАТЕЛИ ТЕНЕЙ В ПЕЩЕРЕРАСШИФРОВКА

Обратим внимание на еще одну деталь описаний Платона.
«Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева».
Зачем и куда они постоянно несут эту разнообразную утварь, статуи, изображения живых существ, сделанные из камня и дерева?
С одной стороны, функция этого проноса, кажется, только в том, чтобы эти вещи отбрасывали тени на стену пещеры. С другой, несуны принадлежат миру, где уже видна истина, и вроде бы могли заняться более сообразным занятием, чем развлечение пещерноприкованных, а кроме того, то, что они несут, описано со степенью подробности, несколько излишней для потребностей тенеотбрасывания – зачем сообщать, что несомые предметы сделаны из дерева и камня, и зачем вообще для отбрасывания тени нести, скажем, каменное изваяние козла, а не самого козла, которого и делать не надо, и нести легче?
Мы, конечно, никогда не узнаем, как Платон придумал эту сцену отбрасывания теней от каких-то проносимых на поднятых руках изображений, но характер этого описания таков, что кажется, будто он что-то такое увидел

Как-то это трудно придумать.
Кажется, что на глаза ему попалось некое бесконечное шествие, где люди под ярким солнцем торжественно, на вытянутых вверх руках несут статуи, фигурки животных из камня и дерева и даже домашнюю утварь.
Стоит поставить вопрос таким образом, и все несомые ими предметы станут понятными – это вотивные дары богам (от лат. votivus, votum – «посвященный богам обет, желание» – представляли собой разного рода жертвенные приношения в виде рукотворных предметов).
Именно в этом случае их надо нести над головой, и здесь каменный козел гораздо уместнее живого. И само шествие тогда станет понятным – это религиозная процессия, и описываемая Платоном дальше процедура называния имен несомых вещей (прикованные слышат эти имена и думают, что говорят сами вещи) – это именование вотивных даров.

Наскальные рисунки

В Каповой пещере обнаружено двести изображений. Большинство из них нарисовано красным цветом. Древние художники делали охру из пигмента, который содержался в глине. Таким же способом создавали желтый и коричневый. В пещере найдены осколки сосудов из камня и глины, в которых хранились древние краски. На некоторых изображениях также встречается черный цвет. Ученые предполагают, что эта краска была сделана из угля.

Картины располагаются невысоко над землей. Рисунки больших размеров – от 50 сантиметров и более. Изображены в основном животные, при этом все они двигаются в одном направлении. С кем встречаются гости пещеры? Тут живет нарисованный бизон, выставивший вперед рога. Он как будто отражает атаку какого-то неизвестного животного. Недалеко расположился носорог с выгнутой спиной, огромным брюхом и кривым рогом

Внимание сразу привлекает лошадь с растрепанной гривой и немного грустной мордой, которая как будто задумалась о чем-то важном

Самые популярные изображения в пещере – мамонты. Их тут очень много. Вместе со взрослыми мохнатыми животными, которые куда-то бредут, понуро опустив хоботы, идет трогательный малыш – мамонтенок. В пещере есть и другие изображения. В верхнем ярусе исследователи обнаружили нарисованные охрой хижины, треугольники и лестницы.

Ученые долго не могли найти ответ на один вопрос. На стенах пещеры практически нет копоти. Каким образом древние художники рисовали в темноте, если не использовали факелы? Пещера открыла свою тайну любопытным гостям – во время раскопок была найдена специальная жировая лампа.

Кроме рисунков и горшков, в которых художники древности разводили краску, в Каповой пещере исследователи обнаружили черепа, однако скелетов рядом с ними нет. Ученые предполагают, что это место захоронения шаманов. Есть несколько версий, откуда произошло название пещеры. По одной из них, это было святилище, как его еще называли – капище. Тут могли проводить разные обряды, например, посвящать юношей в охотники. По второй версии, свое название удивительное место получило из-за капели, звук которой отчетливо слышен внутри пещеры.

Пещера фигурирует во многих башкирских легендах и преданиях. Считалось, что тут живет дух Урала – огромный всадник на крылатом коне. Удача непременно улыбнется тому, кто его увидит. По другому поверью, в Каповой пещере обитал подземный народ, который хранил золото. У них даже были мельницы, которые работали с помощью подземных рек. Если встретишь хозяина этого народа и окажешь ему какую-то услугу, то тебе в жизни непременно улыбнется удача.

Самые длинные и глубокие пещеры Урала

В последнее время спелеология на Урале активно развивается. Здесь находят как новые пещеры, так и открывают новые ходы в уже известных. Данные о длине пещер постоянно обновляются, а время от времени меняются и лидеры. Вот и самая длинная пещера Урала уже не та, что была до недавнего времени.

На сайте speleoatlas.ru опубликованы свежие данные о самых длинных и глубоких пещерах России. Изучил то, что касается Урала и делюсь с вами.

Самой длинной пещерой Урала до недавних пор считалась пещера Дивья на реке Колве в Пермском крае. Сейчас она уступила пальму первенства пещере Киндерлинской (им. 30-летия Победы) на реке Зилим в Республике Башкортостан. По последним данным, длина этой пещеры достигает 13032 м. Лазить по подземным полостям длиной 13 с лишним километров тут можно очень долго. Желающих посетить её должен предупредить: пещера сложная и доступна лишь для опытных спелеологов.

Если смотреть в масштабах страны, то наша Киндерлинская пещера по длине занимает шестую строчку – после пещер Ботовская (69523 м), Большая Орешная (47500 м), Красная (24430 м), Кулогорская – Троя (17650 м) и Крестик – Турист (14758 м).

Вот тройка самых длинных пещер Республики Башкортостан

  • Киндерлинская (им. 30-летия Победы) – 13032 м;
  • Сумган-Кутук – 9860 м;
  • Грандиозная им. В.А. Ануфриева – 8150 м.

Недавний лидер, пещера Дивья, имеет длину 10100 м. Она по-прежнему является самой длинной пещерой Пермского края, но теперь вторая в масштабах Урала и 10-я в России.

Тройка самых длинных пещер Пермского края

  • Дивья – 10100 м;
  • Кизеловская Виашерская – 7700 м;
  • Кунгурская Ледяная – 5700 м

Самой длинной пещерой Свердловской области является пещера Северная (3510 м), открытая в 2009 году. В масштабах страны она на 46-м месте. Расположена на севере Свердловской области в отдалённой и труднодоступной местности. Это «секретная» пещера – широким массам спелеологи её местонахождение не раскрывают (и правильно делают – массовый туризм самым пагубным образом сказывается на состоянии пещер). Другие самые длинные пещеры области тоже находятся на севере.

Тройка самых длинных пещер Свердловской области

  • Северная – 3510 м;
  • Коноваловская (Комсомольская) – 2727 м;
  • Таёжная – 2150 м.

Самая длинная пещера Челябинской области – это пещера Данко (2863 м), расположенная на берегу реки Сим в Катав-Ивановском районе.

История открытия и исследования

Когда в Испании в пещере Альтамира археолог-любитель Марселино де Саутуола обнаружил наскальные рисунки эпохи палеолита, его обвинили в фальсификации. Ученые не могли поверить, что человек каменного века так талантливо рисовал, ведь до этого считали – искусство зародилось только в Древнем Египте. И вдруг неожиданная находка Марселино, которая доказывает, что на земле за много лет до появления пирамид уже были талантливые художники. Однако скептикам пришлось взять свои слова обратно. В разных уголках земного шара обнаружили другие пещеры с похожей наскальной живописью. В России таких мест всего три. Два в Челябинской области – Игнатьевская и Колокольная пещеры рядом с деревней Серпиевка. Третье в Башкирии – Капова пещера.

Удивительно, что открыл ее вовсе не археолог, а зоолог. Дело было в далеком 1959 году. Александр Рюмин спустился под землю для изучения летучих мышей. Изумлению исследователя не было предела, когда на стенах пещеры он увидел впечатляющие работы неизвестных художников древности. Тут были и лошади, и носороги, и даже мамонты. Как потом удалось выяснить, возраст этих изображений – более 14 тысяч лет.

Открытие зоолога стало громким событием в научном мире. До этого момента ученые полагали, что наскальные рисунки каменного века есть только в Западной Европе.

Когда пещера не хочет отпускать…

Глядя на узенький вход, трудно поверить, что в пещеру можно попасть. Испытание не для слабонервных: пролезь в первый зал можно только лежа, перебирая ногами, как бы соскальзывая внутрь.

Пара метров в таком положении, и мы попадаем в «перевалочный» грот. Проходим через низкую арку в «большую» комнату, где можно попробовать встать в полный рост. Дальше все переходы в дальние помещения узкие или низкие. Пещера как будто не хочет отпускать тебя, сужаясь все плотнее. В такие моменты начинаешь ценить свет фонаря, ведь только он поможет тебе вернуться. Если ты в первый раз там.

Биологи пытались там разводить летучих мышей в начале 2000-х. Но что-то пошло не так. Может, мышам не понравилась пещера (хотя парочка там есть) или они понимали, что не стоит оставаться там надолго. Фото: Сергей Грачев

– Уже несколько лет езжу сюда и был случай, когда уронил телефон с фонариком. Больше он не включался. Пришлось выбираться на ощупь по стенам, – вспоминает с улыбкой Валерий.

А говорят, что кто-то не выбрался. Ходит легенда об 11-летнем мальчике, который пропал. Жители смогли найти его следы до входа в пещеру. Но дальше ничего. Внутри подземелья ребенка тоже не нашли, ни живым, ни мертвым.

Происхождение и история Каповой пещеры

Капова пещера является известной достопримечательностью Башкирии, находится на расстоянии около 300 км от города Уфа. Есть два распространенных названия пещеры. Долгое время она была известна исключительно как Каповая. Происхождение этого топонима связывают со словом «капать». На потолке пещеры всегда влажно, вниз капает вода. Название Шульган-Таш состоит из двух слов. «Шульган» переводится как «озеро у подножия», а «таш» — как «большой камень».

Назвать точный возраст этой карстовой пещеры проблематично, однако ученые уверены, что ей около миллиона лет. Известно, что раньше она была особым сакральным местом, которое древние люди использовали для проведения различных магических ритуалов и обрядов. В самой пещере люди не жили, их хижины располагались в окрестностях. Однако в ней всегда было людно, проводились коллективные действия различного характера.

В поисках наскальных рисунков Рюмин в 1959 году решил посетить Капову пещеру. Он провел там несколько часов и уже решил уходить ни с чем. Однако в самый последний момент Александру Рюмину на глаза попалось красноватое пятно. Когда ученый присмотрелся, то смог увидеть четкий силуэт лошади. После этого он отыскал изображения медведей, мамонтов и других животных. То, что это были рисунки времен палеолита, Рюмину было очевидно.

Археологи же отказались поверить в то, что петроглифы эпохи палеолита были найдены на территории нашей страны. Тем не менее, в 1960 году исследовать Капову пещеру отправили археолога Отто Бадера. Ученый выяснил, что некоторые найденные изображения не представляют собой ценности, но есть и такие, которые достойны внимания научного сообщества и общественности.

В ХХ веке не удалось точно установить возраст найденных петроглифов. Сделать это стало возможным только в наше время с помощью специальных технологий. Радиоуглеродный и другие методы помогли определить возраст находок — от 16 до 19,5 тысяч лет. Некоторые изображения относятся к XII—IX вв. до н.э. Можно сделать вывод о том, что Капова пещера с различными целями использовалась людьми на протяжении многих тысячелетий.

Наскальные рисунки в Каповой пещере

Тайна горы

Согласно одной древней легенде, в эту скалу Белый Бог заточил дивьих людей за связь с тёмной силой. Другая говорит о несчастной девушке Диве, которая сбросилась с этой скалы из-за невозможности быть с любимым человеком. А 300 миллионов лет назад Дивья скала была действующим подводным вулканом. Как вы уже поняли, это место более чем таинственное.

– Если взобраться на Дивью гору, то можно наблюдать величественную панораму: неторопливо текущая река серебрится далеко вверх по течению. Неописуемо прекрасный вид, – комментирует главный редактор сетевого издания «Наше Сухоложье» Евгений Шабарчин.

Дивья гора, или как её ещё называют Дивий Камень, – это скала на левом берегу реки Пышмы, вблизи урочища Беленьковская мельница у села Рудянского. Имеет протяжённость 220 метров и высоту до 50 метров. С географическими данными разобрались. Перейдем к химико-биологическим. В её основании находятся туфы, а также яшмы, окрашенные от взаимодействия с морской водой в лиловые и красные цвета.

Испокон веков на Урале существовала легенда о подземном народе «дивьи люди», которые жили в Уральских горах и имели выходы в мир через пещеры. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события. Так записал эту легенду в 1927 году фольклорист Николай Ончуков.

На самом деле название горы, скорее всего, происходит от «диво-дивное». Необыкновенное впечатление чего-то огромного, неповторимого. Но в народе сохранилась легенда, дающая другое толкование. Давным-давно жила здесь девушка Дива. Она полюбила юношу, имя которого затерялось в потоке времени. Был он добр и прекрасен, но очень беден. По этой причине родители Дивы воспротивились их браку. Однако влюблённая парочка встречалась тайно. Однажды в их селение приехал очень богатый, но старый и злой человек. За него-то и захотели родители выдать девушку замуж. Но случилось непоправимое. Перед самой свадьбой бросилась Дива со скалы недалеко от селения, унесло её течением реки. А гору назвали в честь прекрасной, но несчастной девушки.

– 300 миллионов лет назад, по утверждению ученых, эта скала была действующим подводным вулканом. А сегодня она является одним из главных объектов геологического полигона. На Дивьем Камне вот уже более семидесяти лет студенты-геологи делают свои первые шаги в науке, постигая тайну образования Уральских гор, – рассказывает директор Сухоложского историко-краеведческого музея Наталья Ельнякова.

С 1983 года Дивья гора является одним из пятнадцати памятников природы Сухоложского района. Однако не только учёным интересны эти места. У подножия Дивьей горы каждое лето с 1978 года проводится Всероссийский фестиваль студенческой песни «Знаменка».

– Ещё одна достопримечательность в окрестностях Дивьего Камня – заброшенный дом мельника Белинькова с разрушенными кирпичными складами, окружённый флёром тайны. Остатки каменных строений можно увидеть и сегодня, ближе к реке лежат мельничные жернова. Мельница и принадлежащие ей склады были построены в середине XIX века. Часть зданий сгорела в апреле 1945-го. На тот момент уцелело три дома и турбина. Но до наших дней сохранился только каменный остов строений. Последний пожар в 2019 году уничтожил деревянный дом управляющего мельницей. На главный вопрос, волнующих путешественников, – обитают ли здесь привидения? Каждый ищет ответ самостоятельно – рассуждает Ельнякова.

Постановлением правительства Свердловской области от 17 января 2001 года №41-ПП скала Дивий Камень была объявлена геоморфологическим и ботаническим памятником природы. Этим же правовым актом охрана территории объекта возложена на Сухоложское лесничество. Площадь особо охраняемой природной территории составляет 15 га.

Опубликовано в №56 от 01.04.2022

Сюжет

Мы – с Урала!
С первого февраля в Свердловской области стартовал конкурс о присвоении общественного статуса «Достояние Среднего Урала».

2 из 10: Пещеры морских львов

Alasdair Turner / Aurora Photos / Getty Images

Пещеры морских львов, обнаруженные на побережье Орегона, США, являются единственным местом размножения морских львов на материке, вида, находящегося под угрозой исчезновения. Это также самая длинная морская пещера в Северной Америке – ее длина составляет 400 метров. Большая часть пещеры находится на уровне моря и затопляется водой во время прилива. Одна часть пещеры, однако, находится на 15 метров выше и служит платформой для просмотра колонии морских львов, а также разноцветных лишайников, водорослей и минералов, покрывающих стены пещеры. (, )

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: