Интересные места Чердыни: где погулять в городе
В каждом уголке небольшого города чувствуется дыхание ушедших эпох. Пройдясь по улицам и окрестностям, можно, как по пластам почвы, изучить разные эпохи в истории Чердыни.
Семигорье
Малонаселенный городок, словно древний Рим, лежит на семи холмах. Местные жители называют возвышенности горами. Названия пяти холмов церковные: Троицкий, Всесвятский, Вознесенский, Монастырский, Богоявленский. Каждая из этих гор, кроме Монастырской, названа в честь храма, который был построен на ее вершине.
В стороне возвышаются Таёжный и Вятский холмы. Троицкий холм – колыбель Чердыни, именно здесь археологи обнаружили следы первого городища. С этой возвышенности начинается большинство экскурсий по городу.
Река Колва
Координаты: 60.401352, 56.492947.
Чердынь протянулась вдоль берега прекрасной уральской реки Колва. Столетия назад по реке ходили торговые судна, а на берегу шла оживленная торговля продуктами и ценной пушниной. Река была свидетелем не только мирной жизни, но и жестоких битв.
Так, в 1472 году в пяти километрах от Чердыни, возле села Покча, произошло сражение между московским и великопермским войсками, которое окончилось поражением местных воинов.
На противоположной стороне реки открываются бескрайние просторы чудесной уральской природы. Извилистая Колва имеет бойкий характер, но рядом с городом становится смирной и спокойной.
Купеческие улицы
Улицы Успенская и Юргановская – исторический центр Чердыни, куда в далёкие дореволюционные времена селилась городская элита, в частности, зажиточные представители купеческого сословия.
На Успенской улице жили купцы Ремянниковы, Сандаловы, Сусловы, Бутаковы, Головины, Зыряновы и другие известные горожане. Здесь находятся целые усадьбы с купеческими особняками, торговыми лавками и домиками для прислуги. Успенская и Юргановская идут параллельно друг другу и похожи, как родные сестры.
Чердынцы сохранили дореволюционные названия и отчасти восстановили первоначальный облик центра: каждый памятник архитектуры отмечен специальной табличкой, а на некоторых магазинах висят таблички в дореформенном стиле, с буквой «Ъ» в конце слова.
Троицкое городище
Координаты: 60.400720, 56.488921.
Древнее городище на Троицкой горе – праотец современной Чердыни. Останки самых первых построек датируются 12 веком. В 16 веке на берегу Колвы выросла русская крепость. Первый деревянный кремль сгорел в 1504 году, а новый город, возведенный на пепелище, просуществовал до 18 века. От городища остался земляной вал.
На холме не раз проводились раскопки, самым успешным стал 2003 год, когда археологи обнаружили более 120 древних бытовых предметов: серьги, шумящие подвески, металлические наконечники стрел, монеты, замки, осколки посуды, орудия. Одна из самых ценных находок – бронзовый крест-мощевик, созданный, по подсчётам учёных, в 15-16 веках.
Вятское городище
Адрес: улица Воскресенская.
Ещё один ценный памятник археологии был обнаружен на Вятском холме к югу от Троицкого городища. Вятское городище – остатки древнего поселения, той самой первоначальной Чердыни, что некогда являлась столицей Перми Великой.
Найденные артефакты указывают на крупные размеры и богатство древней крепости. Среди реликвий – металлические предметы, выполненные в так называемом пермском зверином стиле. В 1913 г. на возвышенности высадили рощу в честь 300-летия дома Романовых.
Литературный сквер
Адрес: угол улиц Соборная и Юргановская.
В 2015 году в Чердыни открыли удивительный сквер в честь местной поэтессы Светланы Володиной. По краям круглой площадки расставлены мраморные памятники в виде раскрытых книг на подставках.
На одной странице начертан отрывок из стихотворения или высказывание о Чердыни, а на соседней странице изображен его автор.
Всего книг три: одна посвящена Светлане Юрьевне, остальные две отданы знаменитым гостям города – Осипу Мандельштаму и Дмитрию Мамину-Сибиряку. Между каменными книгами стоят удобные деревянные скамейки, в центре разбита большая цветочная клумба.
Чердынская застава
Адрес: угол улиц Советская и Успенская.
На въезде во двор Успенской церкви посетителей встречает настоящая застава в старинном стиле. Тесная деревянная каморка и шлагбаум окрашены в полоски черного и белого цвета. Застава воссоздана на прежнем месте и в прежнем виде, именно здесь до конца 16 века пролегал торговый тракт в Сибирь. Реконструкция состоялась в 2011 году.
Манси – и охотник, и воин
Сегодня многие манси, как и их соседи ханты, занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, разводят скот и выращивают культуры. Но не стоит представлять предков манси эдакими тихонями, что скромно жили в лесах и лишь в редких случаях заявляли о себе.
Нет, в исторических источниках сохранилось немало сведений о том, что манси участвовали в военных походах, были превосходными дружинниками. Среди манси были и известные богатыри, что стали героями местного фольклора. Эти люди умели выживать в самых суровых условиях, а лес был их родным «братом» едва ли не с рождения.
Рыбак манси с острогой. Свердловская область, Верхотурский район,1908 год / И.К.ЗеленовАвтор колоризации: Olga / flickr.com Местонахождение оригинала: Архив Кунсткамеры, Санкт-Петербург ,Россия
Сегодня в России насчитывается чуть более 12 000 манси. Мало? Пожалуй, да, но для сравнения приведу статистику. В середине прошлого века их число не превышало 7 000, а это уже говорит о многом. Манси действительно развиваются и укрепляются как народ. Несомненно, у этих племён есть будущее, ведь идут они к нему решительно и твёрдо. Кто знает, может быть, манси ещё не раз сумеют удивить всех нас?
История Чердыни
Первое поселение на этом месте возникло еще в VIII-IX веках. В X-XV веках на Троицком холме существовало укрепленное городище, относящееся к родановской культуре.
С XIV века Чердынь стала центром территории под названием Пермь Великая. Но она несколько раз меняла свое местонахождение. Считается, что это уже ее третье место, а раньше Чердынь была на месте Пянтега и Покчи.
Через Чердынь шли дороги за Урал. Она имела крупные торговые связи с другими странами. В обмен на ценную пушнину сюда шли в том числе изделия из серебра. Так родились легенды о закамском серебре. О богатстве этих мест наглядно свидетельствуют многочисленные находки кладов. Некоторые из них можно увидеть в музее Чердыни.
Точная дата основания города неизвестна. Первое письменное упоминание Чердыни относится к 1451 году (Вычегодско-Вымская летопись). Тогда московский князь Василий II назначил наместником в Чердынь вереинского князя Михаила Ермолича. Этот год официально считается датой рождения города.
Борцы за православие склоняли жителей Чердыни к христианству. В 1455 году для епископа Питирима эта попытка окончилась неудачей – он был убит вогулами.
В 1462 году епископом Ионой в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь и заложена деревянная церковь Иоанна Богослова.
В 1472 году Пермь Великая присоединилась к Московскому государству.
В 1505 году в Чердынь назначили московского наместника, после чего население города становится преимущественно русским.
В 1535 году на Троицком холме была построена деревянная крепость. С трех сторон ее надежно защищали глубокие овраги, а с четвертой стороны соорудили ров и высокий земляной вал длиной 130 метров. Крепостной вал прекрасно виден и сейчас, поражая своими размерами. Крепость выдержала 11 крупных нападений татар и вогул. В 1535 году Чердынь получила официальный статус города.
Но в 1595 году появилась более короткая Бабиновская дорога через Соликамск. Чердынь оказалась в стороне и ее значение стало снижаться.
В 1781 году образован Чердынский уезд, просуществовавший вплоть до 1923 года. Чердынский уезд был самым большим в Пермской губернии, охватывал обширную территорию площадью 70 790 км2.
В 1783 году утвержден герб города Чердынь. Символ города – лося – можно увидеть в виде арт-объекта на площади перед автовокзалом. В наши дни разработан и брендбук города с лосем.
В 1792 году город сильно пострадал от опустошительного пожара. Сгорели крепость, церкви, дома. Осталось лишь 35 построек. Чердынские купцы участвовали в восстановлении города, выделяли средства на постройку новых общественных зданий и церквей.
В 1970 году Чердынь включена в список 116 исторических городов России.
В настоящее время численность населения города около 4,7 тысяч человек. Это один из самых маленьких городов страны.
Чердынские памятники архитектуры
Древняя Чердынь была городом деревянных домов. Многочисленные пожары уничтожили практически все старые здания, поэтому большинство уцелевших памятников архитектуры относятся к 18-19 векам, когда в городе началось каменное строительство.
Дом купца Ремянникова
Адрес: ул. Успенская, 55.
Красивый каменный особняк Семена Ремянникова находится в самом сердце Чердыни – на Успенской улице. Двухэтажное здание в классическом стиле было построено в 19 веке. Дом купеческого семейства соединяется каменными проездными воротами с лавкой, в которой Семён Егорович торговал обувью.
До Революции в усадьбе также были хозяйственные постройки и сад, однако они были уничтожены в советские годы. Большевики раскулачили зажиточных владельцев и национализировали все их имущество. Во времена СССР в памятнике архитектуры работал Госстрах, в наши дни в здании размещаются ЗАГС и паспортно-визовая служба.
Женская гимназия
Адрес: ул. Юргановская, 60.
Здание бывшей женской гимназии легко найти на одной из центральных улиц города – Юргановской. Учебное заведение открылось в 1880-е годы. Изначально это было двухклассное училище, затем его преобразовали в четырехклассную прогимназию.
В учебное заведение принимали девочек из разных сословий. К 1908 году в гимназии было уже 8 классов. Выпускницы работали учителями в родном городе и других населенных пунктах. После 1917 года образование вновь поднялась на уровень выше, теперь гимназию реформировали в педагогический техникум.
Во время Великой Отечественной войны в двухэтажном строении разместился эвакогоспиталь. После здание отдали школе-интернату. Сегодня в памятнике архитектуры работает выставочный зал Краеведческого музея.
Здание больницы
Адрес: улица Прокопьевская.
Ещё один известный памятник архитектуры позапрошлого столетия располагается на Прокопьевский улице. Простое двухэтажное здание больницы прославилось на всю страну благодаря знаменитому пациенту – опальному поэту Осипу Мандельштаму.
Стихотворец был сослан в Чердынь за острые высказывания против советской власти и антисталинскую эпиграмму «Мы живем…». Ссылка морально раздавила литератора, однажды он не выдержал душевных терзаний и попытался покончить с собой, выпрыгнув из окна второго этажа. Спустя годы на здании появилась табличка в память об этом событии.
Водонапорная башня
Адрес: Юргановская ул., 92.
Чердынская «водонапорка» – это не просто практичное сооружение, но и красивый образец инженерной мысли конца 19 столетия. Огромная восьмигранная башня в три этажа была построена в 1899 году на благотворительные средства.
Автором проекта выступил выдающийся инженер Александр Гансберг. Изначально строение из красного кирпича было увенчано деревянной башенкой со шпилем, но со временем она была разобрана. Примечательно, что водопровод в Чердыни появился на два года раньше, чем в главном городе губернии – Перми.
В 1913 году Сергей Прокудин-Горский, самый знаменитый фотограф Российской Империи, сделал с башни цветные снимки городка. Водопроводная башня прослужила более ста лет и лишь недавно отправилась на заслуженный покой.
В тему: Самые интересные места Пермского края
Дивья пещера
Достопримечательности Чердыни включают в себя и Дивью пещеру. Она находится в долине реки, возле поселка Ныроб. Пещера относится одновременно и к его достопримечательностям. Поселок находится рядом с Чердынью. Дивья – самая длинная уральская пещера. Ее протяженность – почти десять километров. В пещере находится много живописных гротов с небольшими озерами. Стены и потолки покрыты очень красивыми сталагмитами, сталактитами и натечными формами.
В пещере стоят огромные природные колонны, высота которых достигает трех с половиной метров. И покрыты они пещерным жемчугом. Экскурсии в Дивью не проводятся. Но она открыта для свободного посещения. К ней ведет тропа от реки. Вход в пещеру – на высоте девяносто метров. Это небольшое овальное отверстие.
Язык манси.
Мансийский язык (устар. название вогульский происходит от наименования реки Вагиль / Вогулка / мансийское Вооль) — язык народа манси.
Мансийский язык относится к обско-угорской группе угорской ветви финно-угорских языков, принадлежащих вместе с самодийскими языками к уральской языковой семье. Наиболее близким к мансийскому языку является хантыйский язык, особенно его западные диалекты.
У манси выделяются несколько этнографических групп, которые вяляются носителями разных диалектов: северная группа, представители которой говорят на сосьвинском, верхнелозьвинском и тавдинском диалектах (тавдинский диалект почти исчез уже в 60-е годы 20 в.), восточная группа, говорящая на кондинском диалекте и западная группа, носители пелымского, вагильского, среднелозьвинского и нижнелозьвинского диалектов. Язык и традиционная культура в настоящее время сохраняются у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси. Различия между кондинским диалектом и другими диалектами достаточно велики и затрудняют пользование письменным мансийским языком на основе сосьвинского диалекта для кондинских манси.
Уральские манси Альбина и Валерий Анямовы.
Первые опыты написания текстов на мансийском языке относятся к середине XIX века. В основном это были переводы Библии и других религиозных текстов. Первый мансийский букварь был напечатан епископом Никанором в 1903 году. В этом букваре применялся русский алфавит без изменений. Несмотря на издание этих книг почти все манси были неграмотны.
Приглашаем в гости к уральским манси! Национальные деревни малого коренного народа можно посетить в рамках зимних и летних туров на плато Маньпупунер и к Перевалу Дятлова.
Празднуют убийство медведя
Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.
Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.
Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.
День оленеводов
Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.
Сидя вокруг него, остальные мужчины пили кровь, отрезали кусочки мяса и ели. Закончив свою ритуальную трапезу, они отходили от туши, туда садились женщины и дети. Этот веселый, развлекательный праздник проводился с учетом древних традиций. В спортивных состязаниях нужно было показать навыки охотника, управления оленьими и собачьими упряжками.
Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода. Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей
К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому
Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.
Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии — увлекательное зрелище!
Угорские легенды о происхождении мира
27 Сентябрь 2012
admin
Угорские легенды о происхождении мира.
В сохранившихся до наших дней мифах народов ханты и манси большое место занимают животные (особенно медведь, лось) и птицы (гагара)
Вообще, водоплавающая птица занимает важное место в древнеугорской мифологии. Например, утка сопровождает душу умершего в другой мир, она посредник между мирами
В птицах воплощаются духи — покровители дома. Водоплавающие птицы каждую весну прилетают и тем символизируют вечный круговорот жизни.
Есть интересный хантыйский миф о происхождении земли. «Всех зверей ханты убивают, только кулика-люли не убивают. Он землю наверх поднял, когда наводнение было. В Ханты-Мансийске есть семь холмов, это он поднял их. Когда чек-най (огненный потоп) был, земли после этого не стало. Кон-ики-Пах (Золотой Богатырь тождественный мансийскому Мир-сусне-хуму — человеку обозревающему мир, тождественный также зороастрийскому богу Митра) увидел, что ему негде охотиться и послал Люли и говорит: «Хоть бы землю достать для охоты». Люли нырял, нырял, нырял и наконец вынырнул с землей. Кон-ики-пах там охотился.» Люли — это то ли кулик, то ли гагара.
В согласии с природой.
Основными видами продуктов питания были мясо и рыба, растительной пищи практически не потребляли. Рыбу чаще всего ели варенной в виде похлебки или же вяленой, нередко ее ели и вовсе сырой. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в пищу, как и мясо, чаще всего их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезгали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной пищи для собственного употребления. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего его варили, как и рыбу.
Культура манси и хантов — весьма интересный пласт. Согласно народным традициям, у обоих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен запрещали ставить слишком узкую сетку, такую чтобы через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя почти все добывающее хозяйство манси и хантов держалось на предельной экономии, это не мешало развитию различных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. Отсюда происходило множество различных племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.
Участь пленных была ужасна
Но как же угры поступали в пленными? Ответ можно найти в работе этнографов Т. Р. Пятниковой и Е. Ю. Матросовой «Легенды и предания хантов полноватского Приобья». Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.
Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова. Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.
Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами. Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды были вынуждены заключить с хантами. Для совершения обряда самоеды по жребию выбрали одного «из среды своей», после чего принесли его в жертву и сварили. Потом была срублена ель, на пень которой было поставлено корыто с мясом, из которого все ели. Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.
Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.
Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.
Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам
То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя. Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть
Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.
Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры. Поэтому во время договоров «изобретали» идолов, увенчанных крестом. Угры поклонялись идолу, а христиане — кресту, и все считали, что их обычай соблюден.
« Что стало бы с Россией, если бы в 1861 году не отменили крепостное право
Обычаи отличаются
Манси делятся на две группы (племени): Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Ранее браки заключались только между представителями противоположных групп: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Племя Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а Мось – потомки угров. Предком племени Пор считается медведь, а Мось – женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.
Судя по археологическим находкам, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику ведения боя. У них выделялись сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.
В народном искусстве основное место занимает орнамент. Это геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистых линий и т.д.
Рыболовство наиболее было распространено на Оби и Северной Сосьве. Ловили достаточно большой перечень промысловых рыб, в том числе уже ставших редкими осетра, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка.
В верховьях Лозьвы, Ляпины, Вишеры, Северной Сосьвы было широко распространено #оленеводство , заимствованное у хантов в XIII-XIV веках. При этом сотрудник Института истории и археологии Уро РАН г. Екатеринбург И.В. Абрамов отмечает, что упряжное оленеводство сосьвинско-ляпинскими манси заимствовано у ненцев, которые кочевали в Ляпинской волости в XVII-XVIII веках.
Большое значение в быту у манси имел сибирский #кедр . Также распространены были изделия из бересты – короба, туеса, простейшая мебель и т.д. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами обнаружено большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литье. Они достигли определенных успехов в обработке железа, но наибольшее мастерство все же проявилось в обработке дерева.
Для охоты использовали луки, ловушки, самострелы, рогатины. Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) стояли на местах промысла. Поселок обычно населяло несколько больших и малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубные дома; летом – конические берестяные чумы или четырехугольные каркасные постройки из жердей, крытые берестой; у оленеводов – крытые шкурами чумы. Хлеб пекли в отдельных печах.
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т.д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов – из оленьей шкуры (малица , гусь) или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). В пищу употребляли рыбу, мясо (вяленое, сушеное, мороженое, жареное), ягоды, кедровый орех. Грибы не употребляли, считая, что они вызывают злых духов. За советские годы быт манси изменился и около 45% сейчас живет в городах.
Сегодня основной промысел манси – это охота, рыболовство и сбор дикорастущей продукции. Отличительной чертой характера являются скромность, доброта и в чем-то детская наивность. Этим нередко пользуются ушлые туристы или местные браконьеры.
Какую рыбу можно поймать в реке Чусовой
На этом участке имеется два водохранилища: Верхнемакаровское и Волчихинское.
Здесь обитают разнообразные виды рыб:
- лещ;
- елец;
- налим;
- окунь;
- щука;
- хариус;
- пескарь;
- ёрш;
- уклейка.
Большую часть уловов составляют подлещики и плотва. Популяция хариуса не отличается многочисленностью, но удачливым рыбакам он попадается.
Елец, окунь и щука также часто балуют любителей тихой охоты в этих местах.
Возле Волчихинского водохранилища обитают подлещики, окунь, плотва. А по течению, вниз от Верхнемакаровского водохранилища, водятся те же рыбы, что и в верхних участках, исключая гольяна и хариуса.
Большую роль в популяции рыбы играет Сажинский мост. Во время половодья она сосредотачивается под плотиной и не может пройти вверх по течению, так как мешает это сооружение.
Это время самое рыбное для рыбаков. Здесь в большом количестве можно выловить язя, плотву, леща.
Это интересно: Большие Сагаусты озеро: рыбалка и какая рыба водится
Религия манси. Верования.
Верующие — формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники).
Манси делятся на две родовые группы-фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных : мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.
Система религиозных представлений в целом традиционна это вера в существование у человека нескольких душ: пяти — у мужчин, четырех — у женщин. Душа как жизненная субстанция представляется по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека. Сакральное (священное) значение чисел пять и четыре (по числу душ) проявлялось во многих обрядах.
Манси из уральского поселка Ушма.
Мифологическая картина делит мир манси на три яруса. На Верхнем, располагается Торум, олицетворение неба, первопричина добра. На Среднем ярусе – земле, живут люди. Нижний ярус — подземный мир темных и злых сил.
Наиболее известным празднеством у манси, как и у хантов, является медвежий праздник. Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэл эква — Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей. В конце мая — начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить. С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем, был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.
Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр. Мир делится на три сферы:воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы. Высшие боги в пантеоне — Нум-Торум и его сын, Корс-Торум. Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг). Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведал всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, — посредник между богами и миром («Небеснй надзиратель»), его конь — Товлынг-лув, Мых-ими — «Земля-старуха», богиня, предупреждающая болезни, Колташ-эква — богиня земли мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква — богиня солнца, Этпос-ойка — бог луны, Най-эква — богиня огня, Сяхыл-торум — бог грома, Косяр-Торум — внук Нуми-Торума. Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки (живет в устье Оби). Еще один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка — покровитель оленьих стад. Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка — на озере Ялпын-тур.
Манси Александра Анямова и ее сын Валерий. Посёлок Треколье на Северном Урале.
Хонт-Торум — «бог войны», его жена — Суй-ур-эква, помощники — Хуси, Энки. Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение ее из золота.
Персонажи низшей мифологии: пупыг — добрый дух (хранитель), куль — злой дух, менкв — великан-людоед, учи (очи) — лесной монстр, мысь (мис) — добрый великан.
Жертвоприношения иконам
Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.
Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают.