Продажа частных домов в горноуральском

Свой «Нью-Йорк»

Мурзинская статуя свободы приветствует лодки и катера на Исетском озере под Среднеуральском. Неизвестный фотограф

История среднеуральской Мурзинки на берегу озера Исетского началась на век позже. Первыми жителями деревни были рыбаки из кержацкого поселения. Сейчас Исетское озеро привлекает не столько рыболовов, сколько туристов.

— Это пока у нас мёртвый сезон, скоро на водоём потянется народ, — говорит староста деревни Анатолий Локосов. Свою Мурзинку они в шутку называют Нью-Йорком: территорию одного из многочисленных коттеджей на берегу озера украшает маленькая статуя свободы.

По документам в «маленьком Нью-Йорке» прописано полсотни человек. На деле живёт около тысячи, а летом, в дачный сезон — в два раза больше. За всем необходимым — в город: в Мурзинке есть только продуктовый магазин. Ездят на личных авто: от автобусной остановки — несколько километров. Детей на учёбу в Среднеуральск возит школьный автобус.

Село Лая. История

Название селу дано по речке Лая – левому притоку реки Тагил. По мнению исследователя топонимов А.К. Матвеева, оно произошло от мансийских слов «лай-я» — «малая река». Действительно, эта речка невелика.

Своим появлением село обязано заводу. По поручению основателя знаменитой династии уральских заводовладельцев Никиты Демидова, строительством завода занимался его сын Акинфий. Заявку на строительство завода на реке Лае подали в Берг-коллегию в 1721 году, однако В.Н. Татищев, чтобы насолить Демидовым, добился приостановки её рассмотрения. Это не помешало Акинфию Демидову начать строительство нового предприятия. Для обоснования такого самоуправства он сослался на указ Петра I от 1702 года, который разрешал Демидовым строить на Урале новые заводы.

Лайский завод пустили почти одновременно с Екатеринбургским – 23 ноября 1723 года. Предприятие было передельным – здесь производили железо из чугуна, привозившегося на лошадях с Нижнетагильского завода. Выкованные кричные куски снова возвращались в Нижний Тагил для дальнейшей переработки.

Первыми рабочими на заводе стали переселившиеся на Урал старообрядцы – выходцы с реки Керженца Нижегородской губернии. Позже Демидовы для заводских работ прикупили ещё крепостных крестьян в центральных губерниях. Люди в то суровое время были одним из видов товара.

Интересно, что в 1738 году Акинфий Демидов построил тут первую в России косную фабрику. До этого столь необходимые для крестьян косы везли из-за границы.

В 1742 году в 1,5 км выше по течению реки Лая построили новое предприятие – Верхний Лайский завод. Старый завод стали называть Нижним Лайским. Лайские заводы стали крупным единым производственным комплексом по переработке нижнетагильского чугуна в железо. В начале 1850-х годов тут была построена железная дорога (вторая после Выйского завода).

Верхний Лайский завод был меньше Нижнелайского. Его построили в том числе для максимально эффективного использования водных ресурсов немноговодной реки Лаи, благодаря чему можно было получать больше кричного железа. Верхний Лайский завод работал как самостоятельное предприятие до 1860-х годов, а затем действовал в составе Лайского завода.

Дача Лайских заводов была богата лесом. Его хватало не только для нужд этих двух заводов, но и для поставки Выйскому заводу. После отмены крепостного рабства и удорожания труда заводы стали испытывать трудности, начался кризис. Однако заводы выстояли, позже началась модернизация оборудования. Здесь перешли на изготовление пудлинговой болванки, из которой на Нижнетагильском заводе производили листовое железо. И всё же в 1909 году Лайский завод был закрыт, не пережив нового экономического кризиса.

Интересно, что во время ремонта плотины Лайского завода в 1870 году в ней спрятали «капсулу времени» с посланием потомкам. Подобную капсулу в виде трёх запаянных друг в друга цилиндров с документами в 1946 году нашли в плотине в посёлке Висимо-Уткинский. Позже плотину Лайского завода реконструировали, но «капсулу времени» то ли не нашли, то ли не проявили к ней интереса и она оказалась утрачена. 

Посёлки обоих заводов представляли собой одно селение. В Гражданскую войну в Лае произошёл бой между красными и белыми. Местные жители до сих пор находят в огородах снаряды и гильзы.

В 1952 году тут была создана крупная Тагильская геологоразведочная экспедиция. Она выполняла поисковые, разведочные, картировочные работы на территории северной части Среднего Урала. В ней работало несколько сотен человек.

Численность населения села Лая в наши дни составляет 1800 человек. В 4 км западнее находится железнодорожная станция Лая с пристанционным посёлком.

Родина самоцветов

У горноуральской тёзки самый почтенный возраст — она появилась в 17-м веке. Крестьяне занимались добычей самоцветов и камнерезным искусством: месторождения находили даже на полях, во время сева.

— Нашу Мурзинку часто путают с тёзками: то приедут покупать землю под дачный участок, то ищут живительный ключ. Очень удивляются, что приехали «не по адресу». Но в основном сюда едут целенаправленно, — рассказывает специалист Южаковской территориальной администрации Сергей Молоток.

За свою почти 400-летнюю историю село прославилось на весь мир: мурзинские коллекции хранятся в музеях. Именно после первой находки возле мурзинского острога царь Алексей Михайлович дал добро на поиск самоцветных месторождений по всей Сибири. Однажды императорская семья даже заказывала аметистовое ожерелье из 37 камней — в подарок английской королевской семье. А в восьмидесятых геологи нашли на копи Мокруша, недалеко от Мурзинки, 43-килограммовый топаз — драгоценную находку отправили в Москву.

Знаменитые мурзинские камни хранятся и в минералогическом музее имени Ферсмана. Полвека назад он начался с небольшой экспозиции, а теперь ежегодно принимает до шести тысяч туристов.

— Пять лет назад едва доходило до тысячи посетителей. В планах — построить небольшую гостиницу — сейчас туристам даже негде переночевать, — говорит хранитель музея Яков Волос.

Большинство местных уезжают в Нижний Тагил. Работать негде: мебельная фабрика и лесопилка закрылись ещё во время перестройки. В школу и детский сад ребята ездят на автобусе в Южаково.

Жители этой Мурзинки уверены: земляки вернутся в село, если здесь будут развиваться собственные туристические традиции. Один обычай — летний праздник «Самоцветная сторона» — уже прижился.

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

«Стройте, как хотите»

Дорога была поделена между крупными городами на зоны ответственности. В роли заказчика работ выступило областное проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог (сейчас АО «Свердловскавтодор»), за свои участки отвечали партийные горкомы. 26 городов и районов области послали на трассу свои механизированные отряды. За ними шли профессиональные дорожные строители и их гордость – комплекс «Автогрейд».

– Нам сказали – стройте, как хотите, и мы разделили весь объём работ на участки, – вспоминает Николай Диденко, в 70-е годы возглавлявший отдел строительства нижнетагильского горкома КПСС, – главная нагрузка легла на Высокогорский железный рудник, так как у них были техника и взрывники, а также на Вагонку и Уралхимпласт. За участок возле Кушвы отвечал Гороблагодатский рудник. Источником финансирования служил дорожный фонд. Собранные деньги мы не сдавали, а использовали на строительство. Своей заслугой считаю, что уже при развале страны сумел построить обходную трассу у Нижнего Тагила. Даже представить страшно, что было бы сейчас на городских дорогах, не будь её.


Фото: Из личного архива Олега Антонова

То, что строительство велось подчас самостийно, путешественники видят и сегодня. Возле Невьянска дорогу проложили по существующему рельефу: она то взмывает вверх, то катится под уклон. Далее на север трасса идёт прямо, а по обочинам высятся скалы. Видно, что здесь на славу потрудились взрывники и экскаваторщики.

Кукурузников было больше, чем машин

Дорога с асфальтовым покрытием вела из областной столицы до Нижней Туры. Далее на север шли просёлки с колеями, «протоптанными» лесовозами. Проехать по ним на обычной легковушке было нереально. А если такие энтузиасты находились, то тратили на путь до областной столицы два дня.

– Шли старым трактом – нового ещё не было. Шофёры не раньше чем за два дня добирались до Свердловска. Останавливались они на ночь в Шайдурихе, – вспоминал висимский общественник Геннадий Новожилов.

Основной транспортной артерией была железная дорога. Активно использовались также водные пути и малая авиация. Кукурузников в серовском небе тогда было больше, чем автомашин на дорогах.

Логистические проблемы Севера тормозили развитие Среднего Урала. В 1973 году первый секретарь свердловского обкома КПСС Яков Рябов собирает партактив и ставит задачу в ближайшую пятилетку построить дорогу до Серова. Участники того совещания вспоминали позднее, что восприняли план как несбыточный. Не верили, что можно прорваться так быстро через горы и урманы.


Фото: Из личного архива Олега Антонова

Опасения оправдались: на строительство ушло куда больше времени. Поначалу взялись за прокладку путепровода как следует, но вскоре из-за финансовых трудностей стройка забуксовала. Второе дыхание ей придал Борис Ельцин, возглавивший Свердловскую область в 1976 году.

Горноуральский

Первым от Серовского тракта встречается посёлок Горноуральский. Он компактно расположен на правом берегу реки Лаи. Если в селе Лае люди живут в частных домах, то здесь построены многоэтажки. При этом он занимает значительно меньшую площадь. Интересно, что тут нет улиц, лишь номера домов. Строительство посёлка началось в 1961 году. В 1977 году ему присвоили статус рабочего посёлка. Здесь действуют предприятия «Лайский комбикормовый завод» и агрокомплекс «Горноуральский». Кстати, раньше совхоз «Горноуральский» был среди крупнейших свиноводческих хозяйств СССР. Численность населения в Горноуральском составляет 3,3 тысячи человек.

Особых достопримечательностей в Горноуральском нет. Не может похвастаться он и любопытной историей. Куда интереснее в соседнем посёлке Лая, в который совершенно незаметно переходит Горноуральский.

По миллиону за километр

Стройку называли «уральским БАМом», только железную магистраль до Амура возводила вся страна, а Серовский тракт оставался региональным проектом. Большое дело шло подчас со скрипом, подключались руководители крупных предприятий. А если не желали, на партштабах «им выламывали руки». Не в буквальном смысле, конечно, но убеждать там умели.


Корреспондент «Облгазеты» Галина Соколова (справа) также принимала участие в строительстве дороги. На фото 1981 года — с напарницей Марией Сивиковой Фото: Из архива Галины Соколовой

В 1985 году строительство автодороги Свердловск – Невьянск – Нижний Тагил – Верхняя Тура – Серов было завершено. По данным АО «Свердловскавтодор», на объект общей протяжённостью 346 километров было затрачено 350 миллионов рублей. По случаю завершения строительства в Серове был устроен митинг, а потом колонна автобусов с представителями осчастливленных городов торжественно проехала от Серова до Екатеринбурга. По пути жители выходили на трассу, чтобы поприветствовать колонну, а возле Нижней Туры первых путешественников встретили хлебом-солью.

 Сегодня Серовский тракт – это один из самых востребованных путепроводов Свердловской области. На некоторых участках интенсивность движения зашкаливает – 25 тысяч машин в сутки. Трасса также является одной из самых аварийных в области. Тракт до сих пор развивается: он получил продолжение на севере и удобные подъезды к городам.

Опубликовано в №241 от 28.12.2018 

Свердловская область

Лесной

От областного центра Лесной отделяет более 250 километров на север области, а от туристов – живописнейшие таежные леса и высокий пласт бетона.

Источник фотографии: GorodaRus

Идея населить таежную глушь пришла правительству в 1947 году, вместе с идеей строительства здесь научного предприятия по электромагнитному разделению изотопов. Строительство силами заключенных ГУЛАГа шло на удивление быстро – к началу 1950 года уже был смонтирован гигантский магнит весом в 3 тысячи тонн, а к концу года предприятие выпустило первую продукцию – изотоп урана-235. Параллельно предприятию отстраивался и поселок, которому в 1954 году дали статус города и нарекли Свердловском-45.

Естественно о деятельности предприятия, как в принципе и о его существовании, было неизвестно. О наличии небольшого городка рассказали только спустя 47 лет, после его основания.

Сейчас город хоть и появился на карте, однако прогуляться по его улицам все еще достаточно тяжело. Попасть в Лесной, да и в остальные уральские ЗАТО, можно только по пропуску, который проще всего получить при наличии в городе близких родственников или в составе какой-либо группы.

Новоуральск

Этот город находится в 80 километрах от Екатеринбурга и является одним из первых центров атомной промышленности на Урале.

Автор фотографии: Андрей Канатов

Хотя изначально город появился совсем из других побуждений – в начале 1940-х годов здесь развернулась ударная стройка завода по переплавке лома легких металлов. Однако уже в декабре 1945 года производство свернули, а на его месте возвели первый в России газодиффузионный завод для обогащения урана.

За все время своего существования город перемерил на себя множество имен – «отделение №2», «База №5», «Стройка №865», «Завод №484», Свердловск-44. Свое секретное номерное имя город также получил в 1954 году вместе со статусом города. А с 1994 года его нарекли Новоуральском, хотя в народе его прозвали «Атомной Швейцарией» – в честь невероятных пейзажей и основной деятельности.

Поселок Свободный

Свое достаточно ироничное название поселок приобрел в 1994 году – прежде он был известен (хоть и ограниченному кругу лиц) как Нижний Тагил-39.

Источник фотографии: Нижний Тагил-39 (пос. Свободный)

История его началась сравнительно недавно – в 1960 году, когда в эту местность дислоцируется 42-я ракетная дивизия, относящаяся к войскам стратегического назначения. До октября 2017 года Свободный имел статус рабочего поселка, сейчас его сменили на поселок городского типа.

Поселок Уральский

Свою историю поселок Уральский начал в глухом лесу Белоярского района в качестве урочища Пьяный бор. Просуществовало урочище до 1959 года, когда здесь развернулась стройка военного назначения. Спустя год здесь размещался секретный поселок Косулино-1 – гарнизон войсковой части 56653, входящей в состав Ракетных войск стратегического назначения СССР.

Под этим именем поселок просуществовал 35 лет, после чего его рассекретили и присвоили официальное название – поселок Уральский.

Деревня Родники

Деревня Родники – одно из самых интересных мест для трипа по заброшкам.

В отличие от вышеперечисленных брошенных населенных пунктов, в Родниках сохранилось достаточно большое количество строений и некогда жилых домов. Однако наиболее популярным среди них является Вознесенская церковь.

Источник фотографии: rutraveller.ru

Изначально в поселении действовала небольшая часовня, которую впоследствии отстроили до полноценной церкви. Освящена Вознесенская церковь была в начале 1900-х годов. Даже сейчас церковь имеет некое очарование и внушает уважение – несложно представить насколько величественно она выглядела в свои лучшие годы. Однако продлились они однозначно недолго – уже в 1930-х годах из церкви сделали подсобное помещение, а сейчас святыню и вовсе не используют. К сожалению, это далеко не единственная брошенная в Свердловской области церковь.

Читайте статью о заброшенных церквях Свердловской области

GPS-координаты: 57.468279, 61.749279

Поселок «Квартал 233»

Поселок «Квартал 233» находится между Асбестом и Сухим Логом, однако территориально относится к Сухоложскому городскому округу. Ближайший к нему населенный пункт – Белокаменный, разместившийся в 8 километрах на западе, а от окружного центра поселок отделяет около 37 километров.

Источник фотографии: urban3p.ru

Поселок «Квартал 233» основан в 20-х годах прошлого века как поселок лесозаготовщиков. Также жители промышляли подсочкой – извлечением сосновой смолы. Однако после 1960-х годов промысел утратил свою рентабельность и населенный пункт пришел в упадок, а затем и вовсе опустел. Последняя семья покинула Квартал в 2007 году – ее дом до сих пор находится в достаточно хорошем состоянии, даже сохранились некоторые предметы быта.

Источник фотографии: urban3p.ru

Всего в поселке можно найти с десяток более-менее прилично сохранившихся помещений. Когда-то на берегу реки Пышма стояла водяная мельница Байны, однако до наших дней она, к сожалению, не сохранилась.

GPS-координаты: 56.924416, 61.694678

Другие регионы Урала

Межгорье

Автр фотографии: Мария Шульженко

Небольшой городок, находящийся в Уральских горах у подножия загадочной горы Ямантау, что в Республике Башкортостан. Если в большинстве закрытых городов основная причина получения статуса секретности понятна из названий их градообразующих предприятий, то в Межгорье этим самым предприятием является ФГУП «Управление строительства №30». И оно совершенно не объясняет, что же тут такое секретное скрывается за стенами КПП.

На месте современного Межгорья чего только не было и как оно только не называлось – и деревня, и поселок, и спецпоселение, и город. Первая деревня стоящая здесь называлась Ильмяш, потом была Татлы, затем Кузъелга, Уфа-105, Солнечный, Белорецк-15, Белорецк-16 и, наконец, Межгорье. Статус ЗАТО ему был присвоен в 1995 году.

Поселок Комаровский

Появление поселка в Оренбургской области обусловлено строительством на этой территории объектов войсковой части 68545, передислоцированной из города Владимир в 1964 году. Спустя год здесь была сформирована 13-я ракетная дивизия.

С 1979 года военный городок стал именоваться поселком городского типа Домбаровский-3. Военный гарнизон до сих пор сохраняет это название. А вот поселок получил новое имя и статус в 1994 году, причем название было дано в честь погибшего в Оренбургской области космонавта В. М. Комарова.

До недавнего времени к этому списку можно было добавить поселки Звездный (Пермский край) и Локомотивный (Челябинская область). Однако в настоящее время их лишили статуса закрытого города – теперь посетить их может любой желающий.

Поселок Таны

Начали застраивать эту местность в середине 1950-х годов. В лучшие годы здесь был клуб, три магазина, школа, столовая, детский сад, пекарня. Количество работающего населения доходило до 300 человек. Трудились люди в основном на лесе и торфяниках.

Источник фотографии: urban3p.ru

Увядать поселение начало уже спустя 30 лет – к середине 1980-х годов основная лесная база была вырублена, а попытки реанимировать деятельность ни к чему не привели.

До 2004 года в поселении работал подвесной мост/ Источник фотографии: urban3p.ru

Окончательно опустел поселок в 2007 году – по селению прошелся пожар, после которого осталось лишь пара обугленных строений и развалины на западной стороне реки Межевая Утка.

GPS-координаты: 57.713234, 59.177714

Уралецелый заброшенный город, где из окон пустых многоэтажек открываются виды на заснеженные Уральские горысамые впечатляющие заброшки со всего мира

Челябинская область

Озерск

Озерск является одним из самых интересных для посещения закрытых городов России. Именно здесь находится первый промышленный объект отечественной атомной отрасли, который вот уже 75 лет производит компоненты для ядерного оружия. Помимо любителей промышленности, город, притягивает и дарк-туристов, которые не прочь прикоснуться к местности, где произошла одна из знаменитейших техногенных катастроф.

Появился город в 1945 году на берегу озера Иртяш, под секретным именем База-10. Создание городка было обусловлено строительством химического комбината «Маяк», состоящего из трех секретных объектов – реактора, завода по переработке урана в плутоний и завода по очистке плутония и созданию ядерного оружия. В 1954 году поселение было переименовано в Челябинск-40 и получило статус города.

За историю существования «Маяк» пережил далеко не через одну чрезвычайную ситуацию: например, в 1953 году произошло переоблучение сотрудников, а в 1955 в результате аварии рухнула часть здания, однако самое масштабное ЧП произошло в сентябре 1957 года. В результате происшествия, позже получившего название Кыштымская авария, в воздух было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ, распространившихся по Челябинской, Свердловской и Тюменской областям. Интересно, что сам Челябинск-40 не пострадал.

Спустя 9 лет после аварии город получил новое имя – Челябинск-65, которое и носил вплоть до рассекречивания в 1994 года. Благодаря большому скоплению в этой местности озер, городу дали официальное название – Озерск.

Снежинск

Снежинск считается одним из самых известных городов России, причем не только закрытых. Ведь именно здесь разрабатывалась «Кузькина мать» – самое мощное оружие за всю историю человечества.

Автор фотографии: Игорь Карионов

Основан город был в 1955 году под именем Жилой поселок №2. С тех пор он сменил немало названий – Касли-2, Челябинск-50, Челябинск-70 – пока в 1994 году его не нарекли Снежинском. За это время здесь было создано более половины ядерных зарядов, стоящих на вооружении Российской армии. Сейчас здесь расположено одно из крупнейших предприятий атомной промышленности: Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина.

Желание посетить этот город вызывает не только налет таинственности, но и невероятно красивая природа – он считается самым красивым из всех городов, находящихся под эгидой Росатома. Его окружают густые леса и тринадцать озер, среди которых – Иткуль, Синара, Сунгуль и другие.

Трехгорный

В 1952 году среди высоких сосен и широких елей было основано предприятие, которому предстояло выпускать атомные бомбы. Рядом с производством отстроился рабочий поселок, который спустя три года стал городом. Прежде город носил название Златоуст-36, а едо этого – Златоуст-20. В октябре 1993 года секретный город был переквалифицирован в закрытый и получил название – Трехгорный.

Современным градообразующим предприятием является приборостроительный завод, где производят целый ряд различных товаров – от сложнейших изделий спецтехники до металлоконструкций для храмов.

Закрытые города России

Стоит сказать, что за исключением очевидного, эти условия были жителям только на руку. Так, новоиспеченным «винтикам» секретной системы государственного масштаба предоставлялись различные льготы – наличие в магазинах дефицитных товаров, повышенный уровень медицины и образования, приличные зарплаты.

Первые закрытые города появились в период работы над созданием ядерного оружия в 1946-1953 годах. Вплоть до распада СССР, когда были опубликованы списки закрытых поселений, города из этого списка были строго засекречены – никто кроме самих жителей не знал о их существовании. Их не обозначали на картах, у них не было названий (их называли в честь близлежащего населенного пункта с числовой приставкой – Свердловск-44, Красноярск-45 и т.д.), а жители имели «липовую» прописку и документ о неразглашении их места жительства.

После того, как СССР распалось, а списки ЗАТО рассекретили, многие из городов были лишены своих секретных статусов. Многие, но не все. До сих пор по всему Уралу и России встречаются города, которые на картах, может, и обозначены, но попасть в них «чужакам» все также сложно.

Сегодня на Урале 9 закрытых городов, причем подавляющее большинство находится в подчинении Росатома.

Деревня Воскресенка

Поселение возникло в 1770-х годах благодаря, найденному здесь месторождению железных руд. Первым владельцем рудников стал М.М. Походяшин. Позднее здесь также было обнаружено попутное, а затем и россыпное золото – до сих пор ходят слухи о спрятанных здесь кладах с самородками.

Раньше на этом пригорке размещалась Воскресенка/ Автор фотографии: Сергей Глотов

В свое время через деревню пролегала так называемая «дорога беглых», поэтому жители Воскресенки по очереди оставляли перед домами еду для беглецов. Делали они это не только из гуманных побуждений, но и с целью предотвратить нападения отчаявшихся скитальцев.

Сегодня деревня (а точнее место, где она когда-то находилась) известна своими прекрасными пейзажами и штольнями, существующими уже не первую сотню лет. От самой деревни уже ничего не осталось.

GPS-координаты: 60.390586, 59.843985

Что посмотреть в Лае

Заехав в Лаю, нас впечатлил живописный Верхний пруд на реке Лае. В нём красиво отражались плывущие по небу облака. Особенное очарование пруду придают небольшие скалы. Есть скальные выходы и ниже по течению Лаи (или Лайки, как река названа на дорожном знаке). От старой плотины ничего не сохранилось. Её заменили железобетонной. Рассказывают, что раньше на старом вешняке были чугунные доски с датами постройки.

Дальше, справа от дороги, мы заметили красивый, украшенный деревянной резьбой домик (ул. Ленина, 55).

Сохранилась в селе и старая каменная церковь Марии Магдалины (ул. Ленина, 1). Её заложили в 1900 году, а освятили в 1903 году. Церковь примечательна тем, что не закрывалась в советское время. В сквере за церковью установлен памятник жертвам Великой Отечественной войны.

Церковь Марии Магдалины

Ещё один вид на церковь

Памятник сельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны

Церковь Марии Магдалины

Около церкви находится главная площадь села. Здесь стоит здание Дома культуры (довольно скромное). Улица Ленина плавно перешла в Краснознамённую

С правой стороны мы обратили внимание на старый двухэтажный каменный дом (ул. Краснознамённая, 4)

Повернув на одном из перекрёстков направо, мы оказались на берегу Нижнего пруда. Он уступает по красоте Верхнему, но примечателен тем, что именно с него начиналась жизнь села. Здесь был основан первый завод.

Вид на церковь с берега Нижнего пруда

Нижний пруд

Вид на церковь с берега Нижнего пруда

Посмотрев Лаю, мы поехали в соседний населённый пункт – село Малая Лая. Путешествие ещё только начиналось и впереди ждало много интересного! Продолжение следует…

Найти все последующие рассказы из этой поездки можно будет по тегу #Ураловед Благодарю за внимание! Ваш Павел Распопов. ···

···

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: