Поселок тирлянский (тирлян)

Архивы

АрхивыВыберите месяц Январь 2023  (173) Декабрь 2022  (358) Ноябрь 2022  (394) Октябрь 2022  (360) Сентябрь 2022  (323) Август 2022  (310) Июль 2022  (249) Июнь 2022  (262) Май 2022  (251) Апрель 2022  (310) Март 2022  (289) Февраль 2022  (258) Январь 2022  (239) Декабрь 2021  (267) Ноябрь 2021  (288) Октябрь 2021  (335) Сентябрь 2021  (249) Август 2021  (251) Июль 2021  (120) Июнь 2021  (213) Май 2021  (231) Апрель 2021  (240) Март 2021  (212) Февраль 2021  (189) Январь 2021  (183) Декабрь 2020  (245) Ноябрь 2020  (273) Октябрь 2020  (212) Сентябрь 2020  (168) Август 2020  (151) Июль 2020  (119) Июнь 2020  (211) Май 2020  (275) Апрель 2020  (179) Март 2020  (168) Февраль 2020  (171) Январь 2020  (195) Декабрь 2019  (197) Ноябрь 2019  (197) Октябрь 2019  (200) Сентябрь 2019  (164) Август 2019  (71) Июль 2019  (173) Июнь 2019  (144) Май 2019  (206) Апрель 2019  (222) Март 2019  (212) Февраль 2019  (186) Январь 2019  (208) Декабрь 2018  (206) Ноябрь 2018  (200) Октябрь 2018  (172) Сентябрь 2018  (114) Август 2018  (121) Июль 2018  (132) Июнь 2018  (157) Май 2018  (143) Апрель 2018  (159) Март 2018  (187) Февраль 2018  (133) Январь 2018  (135) Декабрь 2017  (155) Ноябрь 2017  (133) Октябрь 2017  (142) Сентябрь 2017  (133) Август 2017  (130) Июль 2017  (96) Июнь 2017  (134) Май 2017  (167) Апрель 2017  (166) Март 2017  (143) Февраль 2017  (130) Январь 2017  (102) Декабрь 2016  (126) Ноябрь 2016  (108) Октябрь 2016  (133) Сентябрь 2016  (89) Август 2016  (98) Июль 2016  (69) Июнь 2016  (65) Май 2016  (86) Апрель 2016  (87) Март 2016  (87) Февраль 2016  (75) Январь 2016  (62) Декабрь 2015  (97) Ноябрь 2015  (74) Октябрь 2015  (80) Сентябрь 2015  (90) Август 2015  (49) Июль 2015  (63) Июнь 2015  (93) Май 2015  (124) Апрель 2015  (107) Март 2015  (125) Февраль 2015  (129) Январь 2015  (109) Декабрь 2014  (103) Ноябрь 2014  (79) Октябрь 2014  (79) Сентябрь 2014  (92) Август 2014  (69) Июль 2014  (67) Июнь 2014  (69) Май 2014  (111) Апрель 2014  (92) Март 2014  (80) Февраль 2014  (89) Январь 2014  (71) Декабрь 2013  (101) Ноябрь 2013  (109) Октябрь 2013  (75) Сентябрь 2013  (70) Август 2013  (60) Июль 2013  (69) Июнь 2013  (73) Май 2013  (91) Апрель 2013  (94) Март 2013  (101) Февраль 2013  (107) Январь 2013  (67) Декабрь 2012  (89) Ноябрь 2012  (90) Октябрь 2012  (69) Сентябрь 2012  (73) Август 2012  (66) Июль 2012  (72) Июнь 2012  (83) Май 2012  (64) Апрель 2012  (20) Март 2012  (16) Февраль 2012  (11) Январь 2012  (9) Декабрь 2011  (11) Ноябрь 2011  (10) Октябрь 2011  (10) Сентябрь 2011  (8) Август 2011  (7) Июль 2011  (11) Июнь 2011  (9) Май 2011  (9) Апрель 2011  (7) Январь 2011  (1) Август 2010  (1) Май 2010  (1) Апрель 2010  (2) Июль 2009  (1) Май 2009  (1) Апрель 2009  (1) Март 2009  (1) Декабрь 2008  (1) Сентябрь 2008  (1) Август 2008  (1) Апрель 2008  (2) Ноябрь 2007  (1) Сентябрь 2007  (2) Июль 2007  (2) Июнь 2007  (2) Май 2007  (2) Апрель 2007  (5) Март 2007  (2) Февраль 2007  (1) Декабрь 2006  (1) Ноябрь 2006  (3) Октябрь 2006  (1) Сентябрь 2006  (1) Июль 2006  (1) Апрель 2006  (39) Март 2006  (1) Август 2005  (2) Июль 2005  (1) Май 2005  (1) Апрель 2005  (1) Октябрь 2004  (1) Июнь 2004  (2) Апрель 2004  (1) Март 2004  (1) Июль 2003  (1) Июнь 2003  (1) Май 2003  (1) Январь 2003  (1) Июль 2002  (1) Январь 2002  (7) Январь 2001  (5) Январь 2000  (1)

История и достопримечательности Тирляна

На месте Тирлянского И.Б. Твердышевым и И.С. Мясниковым начиналось строительство железоделательного завода. Разрешение на строительство было выдано 12 декабря 1752 года. Однако река Тирлян оказалась маловодной, и строительство приостановили. А в 1762 году планировавшийся завод перенесли на реку Белую, где возник Белорецк.

Вновь оживленно на реке Тирлян стало в 1801 году, когда заводчица Дарья Пашкова (Мясникова) начала строительство вспомогательного Тирлянского молотового завода. Его пустили в 1804 году. Здесь производили железо из чугуна с Белорецкого завода.

В 1837 году Тирлянский завод стал одной из точек путешествия будущего императора Александра II, которого сопровождал В.А. Жуковский.

В 1870-е годы после покупки заводов торговым домом «Boray и К» проведена реконструкция, что привело к росту производства. Завод начал выпускать кровельное железо.

А в 1878 году на завод привезли шведов. По замыслу заводовладельцев, они должны были привить уральцам европейскую культуру производства. Большинство шведов в дальнейшем уехали обратно, но 5 шведов обзавелись семьями и так и остались в Тирляне. Их потомки живут в поселке и в наши дни. Над воротами одного из домов с тех времен сохранился рисунок шведского льва.

В начале XX века Тирлянский завод был переоборудован и электрофицирован, став, как пишет исследователь Д.В. Гаврилов, одним из самых крупных и наиболее хорошо технически оснащённых листопрокатных предприятий на Урале. Листопрокатные станы приводились в действие электромоторами мощностью в 950 и 500 л.с., которые питались от турбогенератора системы «Дженерал-электрик» мощностью 1700 кВт. В советское время Тирлянский завод продолжал работу.

В начале XX века через Тирлянский прошла узкоколейная железная дорога. Хотя еще в 1810 году здесь была запущена конно-колесная дорога между Белорецким и Тирлянским заводами. Узкоколейка строилась с 1909 и по 1912 год, соединила станцию Запрудовку, что близ Катав-Ивановского завода, и Белорецкий завод. Длина железной дороги составила 145 километров. Она дала выход к Транссибу. Строительство осложнялось сложным, горным рельефом.

В 1967 году из-за нерентабельности закрыли часть БУЖД от Верхнеаршинского до Верхнего Катава. Полностью узкоколейка прекратила свое существование в 2000-х годах.

Кстати, на этой узкоколейке, неподалеку от Тирлянского, снимался эпизод приключенческого фильма «Золотая речка».

Близ плотины на левом берегу пруда сохранилась выемка в скале, пробитая для узкоколейки. Сейчас ее приспособили под дорогу. При посещении Тирляна сюда стоит заглянуть.

Страшная трагедия случилась в Тирлянском 7 августа 1994 года. Из-за сильных ливней уровень воды в пруду поднялся настолько, что плотина не выдержала. На завод и жилые дома обрушился вал воды. Наводнение нанесло огромный ущерб, 29 человек лишились жизни. Некоторые гибли целыми семьями.

Один из свидетелей тех событий (Сергей Кни) снял все происходившее на видео. Перед вами ужасные кадры 1994 года…

Снесенный наводнением завод решили не восстанавливать. Руины старинного завода являются главной достопримечательностью Тирляна. Особенно впечатляюще выглядит огромное колесо – привод, вращавший прокатные станы. Его диаметр 12 метров, вес – коло 100 тонн. Здания цеха, в котором оно находилось, уже нет, а колесо осталось – как памятник заводу.

Поблизости сохранились руины старого кузнечного цеха конца XIX века характерной для того времени архитектуры. Рядом стоит здание заводоуправления. Долгое время оно стояло заброшенным, но во вполне нормальном состоянии. Недавно здание сгорело, потолки обвалились.

Многие годы оставался спущенным и пруд. Его восстановили лишь к 250-летнему юбилею Тирляна, построив новую плотину. Пруд с возвышающимися за ним горами является настоящим украшением поселка.

На плотине стоит памятник жертвам наводнения.

В центре поселка интересно деревянное здание клуба. Строительство здания началось накануне гражданской войны как церковь, а закончили строительство в 1920-е годы уже как клуб. Представляет собой образец деревянного конструктивизма. К сожалению, сейчас здание не действует и постепенно ветшает.

Также в Тирляне сохранились некоторые старинные дома.

В настоящее время население поселка 4,2 тысячи человек (для сравнения в советское время число жителей доходило до 14 тысяч человек). Тирлян превратился в дачный поселок. Также здесь постепенно развивается туризм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: