Радкевич владимир. стихи про урал, прикамье и уральскую природу

Я НА ПОМОЩЬ ЗОВУ ВЕСНУ

Я на помощь зову весну,

Яблонь снежную белизну,

Первый бег ручейков к реке,

Первый ландыш в твоей руке,

Первых трав чуть приметный рост,

Первых радуг стоцветный мост,

Неба яркую синеву

Я на помощь себе зову!

Нужно мне, чтоб весенний гром

Прогремел над твоим окном

И, дождями пахнув, гроза

Заглянула в твои глаза.

Пусть, как огненные мечи,

Солнце в речках скрестит лучи

И зажжет на листве берез

Искры-капли прозрачных рос.

Ты увидишь, как день хорош,

Засмеешься и вдруг поймешь:

Этот буйный весенний дождь –

То как раз, что ты годы ждешь.

Эта яблоня так бела,

Чтобы счастлива ты была,

Чтоб весна и тебя нашла!

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ

В камской зелени и сини Жил и в грозах, и в тиши Город в глубине России — В глубине моей души.

Был он крут, не обессудьте! Только, судя по всему, Он поэтом был — по сути, По призванью своему.

Не торжественною одой, А лирической строкой Он связал свои заводы С Камой, небом и тайгой.

Так что, видимо, с рожденья Все мы ходим, пермяки, Под высоким напряженьем Той лирической строки.

Молодым пришлась по вкусу Крутизна такой земли, Где к заводу или к вузу Эти улицы вели.

Был я молод в самом деле, Но остались позади Азиатские метели, Европейские дожди.

И курлычет по-над Пермью Журавлиная тоска, И роняют в Каму перья Перистые облака.

Я живу, теряя близких, После всех моих потерь Ты одна по-матерински Мне в глаза посмотришь.

ЧЕРДЫНЬ ВЕЛИКАЯ

Чердынь, Чердынь Великая, Чем же ты велика? Дремлет, старчески всхлипывая, Колва-река. В дреме той иль в бессоннице Время мечется вспять. Под копытами конницы Камни вопят. Разгулялись ушкуйники. Рать вогульскую гнут. Соболиные шкурки, Как женщину, мнут. По становищу шастают, Ткнув кистень за кушак. Алексею Тишайшему Будет добрый ясак! Время древнее, гулкое, Не меня ль ты зовешь? Лучше стрелы вогульские, Чем в приказе правеж! Кровью руки омоются. Но, крестом осеняя, Стефан Пермский помолится В тишине за меня. Очи вороном выпиты. И ни зги в темноте. Буквы русские выбиты На скорбной плите, И плывет с облаками Звон в четыре струи. И дома белокаменны, Как кости мои.

Этой ночью в гостинице Я заснуть не смогу. Лес на Чердынь не двинется — Чердынь двинет в тайгу! Сдвинут парни российские Годы, горы, миры — Словно пули трассирующие, Вдоль по трассе костры! Видно, так предначертано, Чтоб, сквозь время струясь, Кама около Чердыни С Печорой слилась. Здесь с лесным заточением Свыклась Колва-река. Тихо моет течением Камни, кости, века… Но отбросив подробности, Я из прошлого рвусь. Кровью слились народности В великую Русь!

КУВА ОСЕННЯЯ

Не плывут по Куве, чуть кивая, кувшинки,

Не вплетаются в волны лучей паутинки.

И, как летом, с полей зацветающей ржи

Не летят по утрам над Кувою стрижи.

Берега, где тайга отступает в низины,

Красным градом усыпали гроздья рябины.

Да плакучий ивняк, да березка иная

Выйдет на берег, ветки в Куву окуная.

Ты течешь – не течешь, ты жива иль мертва?

Мне за белым туманом не видно, Кува.

Только тот, кто назвал тебя мертвой, неправ,

Он не ведал твой буйный безудержный нрав.

В напоенные талыми водами весны

Ты несла, как пушинки, столетние сосны,

И они проплывали на синем просторе

Через Камское море – в Цимлянское море…

А сейчас на угорах поблекла трава,

И от летних трудов отдыхает Кува.

Засыпает она от верхов до низовья,

Голубые леса положив в изголовье.

* Кува – река в Коми-Пермяцком округе. В переводе на русский язык ее название означает «мертвая вода». 

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

Идея

Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.

Стихи про Уральские горы

Уральские горы По каменным плитам Ведут за собой нас В страну малахита. В страну, где не счесть Драгоценных камней, В страну работящих И добрых людей.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силён и красотой — Пояс гор Уральских, древних, дружных — Оберег Руси моей святой!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Люблю я край родной, просторы, Полей заснеженную ширь, Хребет Урала, скалы, горы, В стихах воспетую Сибирь.

Люблю Кунгурскую пещеру, Где сталоктитов тихий звон, Невьянской башни под Тагилом, Заворожительный наклон.

Сибирских рек, тайги раздолье, Бажовских сказов, жизни быль, Здесь всё моё, на век родное, Урал красивый и Сибирь.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Как много времени проходит… Иль мало? Нечего терять. Зима моя опять уходит, снежинки просит собирать.

А горы смелые как были, так остаются там стоять, их шапки белые остыли, и время не бежало вспять.

Подумай прежде, чем покинуть Беспечный край великих гор и словно камень в реку кинуть, и только в зеркале укор.

Останься, больше нет спасенья в далёких буйных городах, я нахожу лишь упоение в высоких каменных горах.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Уральские горы – корона России. Уральские горы длинны и красивы. На каждом из склонов громадные сосны, Зелёные летом и осенью поздней.

Вершины заснежные – жемчуга нити Теснятся друг к другу, как малые дети. Ласкает величье уральское взор, В нём сила, свобода и прелести гор.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Блистательный восторг нахлынувшего утра, Лишь несколько минут, а сердце как в раю, Гряда Уральских гор мелькнула на минуту, Их ласковый приют мгновенно узнаю…

Их вижу из окна вверх мчащего вагона, Они вот-вот сейчас предстанут и замрут, В горах совсем-совсем «не ловят» телефоны, И это хорошо, равнины подождут!

Вы в солнечном огне – как в золоте печали, С березками у ног, в заоблачном плену, Прекрасным вечным сном себя вы увенчали, Я еду только к вам — отмаливать вину…

Я виновата в том, что пролетело детство, И юность пронеслась, как будто «на парах», Но с вами я всегда бываю по соседству, То с этой стороны, то с той – но при горах!

Уральские мои, прекрасные чертоги! И смелый ваш размах, и широта души, Поможете вы мне все подвести итоги, Как утренней порой вы дивно хороши!

Пылаю только к вам — дочернею любовью, И профиль ваш всегда пленителен и свеж, Уральские мои, домашние мне кровли, Гряда моей судьбы, гряда моих надежд…

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Есть место где я появился на свет , Впервые взор вперил в узоры ; Вставал , просыпался встречая рассвет — Родные Уральские горы От озера Сура — до Камы – реки Меж скал протекла Чусовая Особенно в эти места , как магнит – И тянет , когда не бываю. Уральские горы ! С Шаромовых гор и до юга Руси На плёсах , стремнинах и мелях По Каме , по Волге – кого не спроси Гуляло здесь войско Емели Уральские горы ! А Строганов – баржи водил поважней Сплавляя руду и каменья Что красили руки и френчи князей Руками Бажовских умельцев.- Уральские горы. В Кунгурских пещерах всегда полумрак : Но средь сталактитов – во взоре Подсветкой лазурною – словно маяк Подземное озеро-море.- Уральские горы.! В глубинах пещер , у Тунгусских богов Там «духи» их предков таятся И на протяхении многих веков К себе не дают приближаться – Уральские горы ! В Сибирских равнинах и Мамонтов след Случайно ль , сейчас , отыскался ? Ведейских селений , что и пирамид Постарше — Египедских , стлался !- Уральские горы ! Река Чусовая бывает грозна «Шаманы» тревожатся шумом Мерцанием молний — взмывает волна Шайтаны прозвали «Угрюмой» — Уральские горы ! Но пусть не пугают , я вырос в краю Где жили Тунгуссы и Веды Здесь Воля моя ! Наслаждаюсь в Раю И вас приглашаю – отведать- Уральские горы !

Медведь и Ши

Пермь считается родиной русского медведя, так что именно он стал главным героем большинства местных сувениров. Из необычного советуем купить книги – отличный подарок коллекционерам. А если хотите удивить иностранца, везите ему набор стереотипов о России, который придумали в Перми. Речь о матрешке в виде медведя, внутри которого спрятана бутылка водки.

Более современный персонаж родом из Перми – очаровательная Крошка Ши. Эта рыжая белка была нарисована художником Лесей Гусевой и быстро стала героем Сети. Сегодня в городе есть даже целый магазин прославленного персонажа. Здесь можно купить милые кружки, интерьерные мелочи, блокноты, одежду, всевозможные вкусности с изображением Крошки Ши. Что бы вы ни выбрали – это будет отличный подарок на память о Перми, особенно для девушек.

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ

В камской зелени и сини Жил и в грозах, и в тиши Город в глубине России — В глубине моей души.

Был он крут, не обессудьте! Только, судя по всему, Он поэтом был — по сути, По призванью своему.

Не торжественною одой, А лирической строкой Он связал свои заводы С Камой, небом и тайгой.

Так что, видимо, с рожденья Все мы ходим, пермяки, Под высоким напряженьем Той лирической строки.

Молодым пришлась по вкусу Крутизна такой земли, Где к заводу или к вузу Эти улицы вели.

Был я молод в самом деле, Но остались позади Азиатские метели, Европейские дожди.

И курлычет по-над Пермью Журавлиная тоска, И роняют в Каму перья Перистые облака.

Я живу, теряя близких, После всех моих потерь Ты одна по-матерински Мне в глаза посмотришь.

УРАЛ

Отсюда, с горного Урала, Ко славе страстию дыша, Россия руки простирала И шла на бреги Иртыша.

Для славы той, не для богатства, В трудах надсаживая грудь, Здесь не купцы, а рудознатцы В тайгу прокладывали путь…

И ныне так же, как и прежде, — Хотя от всех границ вдали, — Урал остался порубежьем, Опорой матери-земли.

В тайге за ржавые болотца, За гребни скал и глыбы льда Бесстрашно, как землепроходцы, Идут на Север города.

Край дальних, трудных расстояний! Во мгле нахмуренных ночей — То вспышки северных сияний, То вспышки доменных печей.

Рассвет над новою Россией Здесь в каждом новом деле жил, Рожден раскованною силой Земных и человечьих жил.

Недаром мощью исполина, В поту, в огнях, в лесах стропил, Две части света воедино Урал навек собой скрепил!

БЫСТРЫЕ РУЧЬИ

Я думал: высохли ручьи,

И летний зной

Тому виной.

Как молоды и горячи

Вы были, быстрые ручьи,

Когда горластые грачи

Вас в город принесли весной!

Вас жадно выпили лучи.

Тому виною летний зной,

Акации иссохший куст,

Хруст горькой пыли на зубах

И пот на тысячах рубах.

Потом дождей осенних плач,

Промозглый серый день незряч,

И далеко до новых гроз.

Потом – зима, снега, мороз.

Но и под коркой ледяной –

Ручьи, рожденные весной!..

Вы долго ждали, чтоб стремглав

Вдруг опрокинуться с небес,

Нас с ног до головы обдав

Звенящей россыпью чудес.

Не зря весну звала капель:

Опять по вашему веленью

Запахла травами панель,

А в руки девушек – сиренью.

И ничего, что вы мутны!

Крутясь у маленьких излучин,

Живительный настой весны

Лучами солнца взбаламучен.

Над нами в небе первый гром,

Весенний гром! Нам так и надо,

Чтоб стала щепка кораблем,

А струйка с камня – водопадом.

Чтоб, выйдя из своих квартир,

Мы, люди, вспомнили:

— И все же

Он очень молод, этот мир,

А мы его – еще моложе!

КАМА

На безответною и сонною, —

Не просто мимо протекла –

Она хозяйкою законною

В твою судьбу, Урал, вошла.

Той работящею молодкою,

Кем держится в достатке дом,

Кто может злою быть и кроткую,

А все же ставит на своем.

Но лишь с делами поуправится

И улыбнется между дел,

Ты так и ахнешь: — Ведь красавица!

Ну как ее не разглядел?..

И Кама мне, уральцу, помнится

Не в блеске гроз, не в хрустале льдов,

А тихою рекою-скромницей

В огнях бессонных городов.

С верхов, лесными захолустьями

Бежит, начав нелегкий труд.

Таежные речушки устьями

К ней, как устами, припадут.

Блестит на отмелях и камушках,

Но все раздольнее река,

И вот она уж – Кама-Камушка,

Щедра, душою широка!

Сбежались к ней по обе стороны

Поля у каждого села.

Не бойтесь: всем достанет поровну

Ее сердечного тепла!

Плоты несла, в турбины падала,

Сначала поработав всласть,

И, брызгами осыпав палубы,

Бушуя, в море разлилась…

И вновь течет река-красавица,

Вздымая грузные суда,

Туда, где с Волгою братается

Ее гудящая вода.

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина

При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

  • Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
  • Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
  • Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
  • Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).

СТАРАЯ ПЕРМЬ

Пермяки – соленые уши! Соль на потном тряпье рубах, Да отчаянный звон полушек По окраинам, в кабаках.

Возле Камы в глухих кварталах На помине в ночи легка, Как преданье, еще роптала Кровь товарищей Ермака!

Ни поветрий, ни песен новых, Лишь дороги в Сибирь, на Югру. И, сутулясь, дрожал чиновник На уральском сквозном ветру.

Трактом дрожки тряслись с имений, С мясоеда – за балом бал. Обольстительный дух пельменей Над дворами Перми витал.

И, предчувствуя сытый отдых, На перины, как на насест, Пермь влекла своих жен дородных И грудастых своих невест…

Но с восходом на мировую, Багровея, не шел закат, И ложились на мостовую Тени будущих баррикад.

То, изведав любое лихо, Смутно грезил про Пятый год Отгороженный Егошихой Мотовилихинский завод.

Образ Денисьевой

Проблема того, как сделать анализ стихотворения, должна быть в центре внимания учителя и школьника, поскольку лирическое произведение в силу его специфики разбирать часто оказывается гораздо сложнее, чем прозу.

Если, например, в крупном романе или даже небольшой повести автор подробно раскрывает характер и внешность свои персонажей, то в стихе поэт ограничивается лишь отдельными штриховыми зарисовками. Образ Елены Денисьевой представлен всего лишь несколькими эпитетами, которые тем не менее позволяют увидеть в ней страдающую женщину. Поэт подчеркивает, что ее былая красота исчезла из-за переживаний

Автор акцентирует внимание на том, что слезы иссушили в ней ее женскую прелесть. И в качестве контраста он вспоминает, что в период их счастливой любви она была настоящей красавицей: веселой, молодой, жизнерадостной

СТАРАЯ ПЕРМЬ

Пермяки – соленые уши! Соль на потном тряпье рубах, Да отчаянный звон полушек По окраинам, в кабаках.

Возле Камы в глухих кварталах На помине в ночи легка, Как преданье, еще роптала Кровь товарищей Ермака!

Ни поветрий, ни песен новых, Лишь дороги в Сибирь, на Югру. И, сутулясь, дрожал чиновник На уральском сквозном ветру.

Трактом дрожки тряслись с имений, С мясоеда – за балом бал. Обольстительный дух пельменей Над дворами Перми витал.

И, предчувствуя сытый отдых, На перины, как на насест, Пермь влекла своих жен дородных И грудастых своих невест…

Но с восходом на мировую, Багровея, не шел закат, И ложились на мостовую Тени будущих баррикад.

То, изведав любое лихо, Смутно грезил про Пятый год Отгороженный Егошихой Мотовилихинский завод.

Стихи про Урал для детей

Авторские стихотворения «По сказочным дорожкам Урала»Автор работы: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1» Название работы: Авторские стихотворения «По сказочным дорожкам Урала» Описание работы: В данной работе содержатся авторские стихотворения о жизненных дорогах и тропинках сказочного по красоте Урала, которые могут заинтересовать воспитателей детского сада, учителей начального, среднего и старшего звена школьного сообщества. Поэтический материал может быть использован на уроках литературного чтения, биологии, литературы, сценического мастерства. Цель: сохранение и передача наследия Урала посредством поэтического слова. Задачи: 1) прививать интерес к родному слову через поэтический жанр стихотворений; 2) развивать творческие способности учащихся, пробуждать их фантазию; 3) способствовать формированию познавательной активности школьников.

Стихотворение «По сказочным дорожкам Урала»

Идёшь ли по тихой аллее, По шумному лесу ль бредёшь, Что может быть сердцу милее? Что лучше ты в мире найдёшь? Могу с наслаждением слушать, Как песни поют соловьи, Ласкают мелодией уши Журчащие тихо ручьи. Весной, когда снег уже стает, А птицы домой прилетят, Зелёный ковёр расцветает, И в белом цвету каждый сад, А летом в лесу земляника, И солнышко греет вокруг. Скорее к реке ты беги – ка, Зови и друзей, и подруг! Вот осень тихонько крадётся, И жёлтые листья кружат, И дождик печально так льётся, И птицы уж к югу летят.


А зимушкой вьюга завоет, Снежинки гурьбой полетят. Всё белой накидкой накроет, Метели опять засвистят. Уральский наш край очень снежный, Он чист и таинственно нежен! Опять по дорожкам из сказок Бреду я во сне, наяву… Вдруг кто-то, как добрый Хоттабыч, Подарит мне с неба звезду! Уральская наша сторонка, Родная Бажова земля, Открыта, как сердце ребёнка, Ну как не любить мне тебя?!

Стихотворение «Тропой бескорыстной любви»

Зима в рубашке из снежинок Накрылась шалью снеговой, Мороз сковал её седины, Укутав шубкою лесной! Таинственная у зимы одежда, Она несёт с собой надежду О том, что былью было прежде: Семён Зайков построил здесь село. Теперь людской рекой раскинулось оно… Тропа любви его была терниста! Но знают все, что бескорыстна! Наша родина – край светлоокий, Теплый ветер уютен и свеж, Наши дети-награда за стойкость И желание новых надежд!


Мы мечтаем, чтоб детские тропки Не сбивались в клубок из потерь, Мы желаем, чтоб наши потомки Жили чище и лучше теперь! Много нас и у всех — свои тропы В этой жизни порой не простой! Зажигаются яркие звёзды, Гаснут тоже — уносит прибой… Да, на сказочных наших дорогах Вьются лентой шальные года: Но проходят тревоги в итоге Остаётся своя колея! Сказка ложью бывает порою, Но намёк у неё ведь простой: Не мешай жить своею судьбою, Не вреди, «не убий», не злословь!

Стихотворение «Заснеженные улицы души»

Моя земля – уральская сторонка, Где рыжий кот, мурлыча, крепко спит, Завьюжена у домика тропинка, Где поутру топор отца стучит… Брожу по улицам я на Урале снежном Живу, учу, слагаю рифмы в ряд… Не нужен мне дворец престижный, Я научилась строить в мыслях град, А в граде том есть место всем живущим Моим друзьям и недругам моим… Нам жизнь дана на радость вновь растущим Детишкам нашим — маякам души!


Люблю родной Урал за смех и слёзы, За крохотные кисточки рябин, За пенье птиц и за девичьи грёзы, За ночь без сна, за цвет – ультрамарин…

Рекомендуем посмотреть:

Стихотворение по экологии для школьников Стихи для старшеклассников Стихотворения о природе для школьников Стихи о русской народной вышивке для детей

Стихи про школу. Серёжа учит уроки

Стихи о зиме для школьников

Новогодние стихи для дошкольников. Сани-розвальни

Стихи о зиме для дошкольников. С горки

Стихи о зиме для дошкольников. Каток

СТАРАЯ ПЕРМЬ

Пермяки – соленые уши! Соль на потном тряпье рубах, Да отчаянный звон полушек По окраинам, в кабаках.

Возле Камы в глухих кварталах На помине в ночи легка, Как преданье, еще роптала Кровь товарищей Ермака!

Ни поветрий, ни песен новых, Лишь дороги в Сибирь, на Югру. И, сутулясь, дрожал чиновник На уральском сквозном ветру.

Трактом дрожки тряслись с имений, С мясоеда – за балом бал. Обольстительный дух пельменей Над дворами Перми витал.

И, предчувствуя сытый отдых, На перины, как на насест, Пермь влекла своих жен дородных И грудастых своих невест…

Но с восходом на мировую, Багровея, не шел закат, И ложились на мостовую Тени будущих баррикад.

То, изведав любое лихо, Смутно грезил про Пятый год Отгороженный Егошихой Мотовилихинский завод.

Об авторе

Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.

Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.

АПРЕЛЬ

Как у тебя глаза поголубели!

Ты стала молчаливей и добрей.

Из мартовских снегов, из колыбели,

К нам тянется доверчивый апрель.

Он очень юн. Он о вниманье молит,

С надеждою взывая к небесам.

Веселым солнцем окна в избах моет,

А после – солнцем делается сам.

Он нас с тобой из дома вызывает

На волю, в детство, в давние века,

Где добрую улыбку вызывает

Безбрежностью любого ручейка.

Как хорошо, что нам апрель напомнил

О счастье и совсем не поучал:

Он просто небо синевой наполнил

И веточкой в окошко постучал.

А по ночам девчонки не без риска

Парней впускают в ласковые сны.

И ты глядишь совсем по-матерински

На буйное младенчество весны!

Пермский край в цифрах и фактах

Пермский край входит в состав Приволжского федерального округа. Регион граничит с Республикой Коми, Кировской областью, Удмуртией, Башкортостаном и Свердловской областью.

Прикамье — крайне важный, промышленно и экономически развитый регион России.

По данным Переписи населения, в Прикамье проживает 2 634 461 человек. Из них городское население составляет 75,1%.

Здесь активно развивается нефтяная, химическая, металлургическая, машиностроительная и лесная отрасли.

На долю Прикамья приходится 100% производства калийных удобрений в России.

Ежегодно в Прикамье добывается около 10 млн тонн нефти. В основном месторождения расположены в Полазненском, Краснокамском, Куединском, Осинском и Чернушинском районах. Менее развита нефтедобыча на севере региона.

Одно из ведущих российских предприятий космической отрасли находится именно в Перми. Здесь изготавливают двигатели для первой ступени ракет-носителей «Протон-М», которые самые надежные в своем классе.

Благодаря производству калийных удобрений и добыче рудных ископаемых крупнейшие химические предприятия Прикамье известны во всем мире. Крупные металлургические заводы действуют в Лысьве, Нытве, Чусовом, Березниках и Соликамске.

Известные имена Пермского края

Гордость региона – его люди. В Прикамье живет известный писатель Алексей Иванов, по книге которого был снят одноименный фильм «Географ глобус пропил». Алексей трижды был номинирован на премию «Национальный бестселлер». Он лауреат литературной премии имени Мамина-Сибиряка, премий «Эврика!», «Старт», премии имени П. П. Бажова, «Книга года», «Портал» и «Мраморный фавн».

Среди звезд кинематографа, родившихся в Перми, можно отметить Светлану Пермякову. Актриса полюбилась зрителям благодаря участию в КВН и проекте «Интерны».

Целую плеяду звезд федерального масштаба открыл сериал «Реальные пацаны»: Николай Наумов, Зоя Бербер, Антон Богданов.

Модель Наташа Поли – одна из самых успешных на мировом подиуме. Девушка работала с «Yves Saint Laurent», «Gucci», «Dolce&Gabbana», «Louis Vuitton». Вышла замуж за голландского бизнесмена Питера Баккера.

А еще Пермь – родина изобретателя радио Александра Попова. В разные годы здесь жили писатели Мамин-Сибиряк, Аркадий Гайдар, Виктор Астафьев. В Перми провел детство и юность русский театральный и художественный деятель Сергей Дягилев, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

Пермская кухня

Из еды в Перми нужно первым делом попробовать пельмени. Город считает себя родиной этого блюда (соседний Ижевск не согласен). Не знаем, так ли оно на самом деле, однако купить пермских пельменей однозначно советуем. Домой не увезете, но на месте наедайтесь до отвала. Потом еще долго вспоминать будете!

А еще в Перми стоит купить наливные шаньги, ржаные перепечи, жареные посикунчики, пироги из пистиков и сладкие разборники. Записали? Теперь отправляйтесь в кафе-кулинарию и берите весь набор. Все это легко можно привезти из Перми домой, если ехать вам не слишком далеко. До Питера, например, доедут – проверено. Ну или привезите в подарок своей маме книгу «Пермская кухня» с рецептами главных блюд края – пускай осваивает эти вкусности.

Консультация для родителей «Южноуральские писатели детям»

Мария Эргарт

Консультация для родителей «Южноуральские писатели детям»

Консультация для родителей

«Южно-уральские писатели детям»

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки, если вы хотите, чтобы ваши дети были ещё умнее – читайте им еще больше сказок».

А. Энштейн.

Не секрет, что чтение, как и творчество, необходимо для гармоничного и полноценного развития ребёнка

Известно, что чтение способствует познанию окружающего мира, расширяет кругозор, развивает мышление, воображение, любознательность, внимание, память

Именно поэтому, так важно знакомить ребёнка с книгой как можно раньше, подбирая произведения, относительно возраста и интересов. В арсенале уральских писателей великое множество произведений на любой вкус и возраст

Читая детям эти произведения вы не только развиваете мышление и память ребенка, но и воспитываете чувство патриотизма и любви к родному краю

В арсенале уральских писателей великое множество произведений на любой вкус и возраст. Читая детям эти произведения вы не только развиваете мышление и память ребенка, но и воспитываете чувство патриотизма и любви к родному краю.

Специалисты рекомендуют начинать читать ребенку с самого раннего возраста. И на Урале есть такой поэт, точнее поэтесса Нина Васильевна Пикулева – представитель «материнской поэзии»

. Её сборник потешек, пестушек, уговорушек, стихов —«Слово на ладошке» выручит маму малыша в любой ситуации.

Ближе к трем годам деткам интересны более «серьезные сказки и стихи, Особый восторг вызовут животные в качестве персонажей. В этом возрасте можно остановиться на русских народных сказках, они легко читаются и доступны для понимания, а также на сказке Южно-уральского поэта Василия Николаевича Кузнецова «Базар»

,

Детям старше 4 лет будут интересны стихи, сказки и рассказы Елены Сыч, Андрея Середы, Елены Попляновой и других писателей Урала. Подробное описание героев, их увлекательные приключения, непременно придутся по вкусу маленьким книголюбам.

В 6 -7 лет будут актуальны произведения сказочного жанра. Отличным выбором станут, сказы и сказки Подкорытова Юрия Георгиевича «Волшебный курай»

,«Дет Куделька и огонь великан» ,«Сказ о Таганае» и другие. Они поучительны и интересны, в большинстве произведений есть выраженая мораль, как в басне. К тому же после знакомства с творчеством Подкорытова дети легко переходят на самостоятельное чтение сказов Бажова которые будут встречаться на протяжение всей школьной жизни.

Переходя к совместному чтению обратите внимание на творчество Николая Шилова «Лето в банках»

,Константина Рубинского «Развязка» , Тамары Михеевой«Легкие горы» , Елены Ранеевой«Цветной паровоз» ,«Фантазилки» , Владимира Шведа«Речка в отпуске» и других замечательных детскихписателей Южного Урала. Нашим детям обязательно полюбятся сказки, стихи, считалки и песни о родном крае

К тому же, произведения местных очень позитивны, и что не менее важно — воспитывают уважение и любовь к малой родине. Дети всех возрастов любят слушать, когда им читают родители любимым родным голосом

К сожалению, в современном ритме жизни, чтение добрых книг перед сном заменяется компьютерными развлечениями и телевизионными программами. Конечно, пока ребенок занят компьютерными играми и просмотром телепередач, у родителей есть возможность заняться своими делами. И всё же старайтесь не забывать традиционные методы развития детей. Дети «как губка»

впитывают все, что видят и слышат вокруг себя, потому чем больше хорошего и доброго они видят и слышат, тем добрее и позитивнее становятся они сами.

В идеале читать ребенку нужно каждый день, но в современном ритме жизни родителям, как правило, не всегда удается найти время на чтение. Однако выход найти можно, положите себе в сумку детскую книжку, в дороге, в очереди в поликлинике или где-то ещё, всегда найдется несколько минут на чтение. После прочитанного не забывайте побеседовать с ребенком о произведении,задайте простые вопросы по тексту например: кто главный герой, что с ним произошло и почему и т. д.

Постарайтесь выделить полчаса времени на чтение своим детям.И помните:«Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души»

.(Цицерон) .

УРАЛ

Отсюда, с горного Урала, Ко славе страстию дыша, Россия руки простирала И шла на бреги Иртыша.

Для славы той, не для богатства, В трудах надсаживая грудь, Здесь не купцы, а рудознатцы В тайгу прокладывали путь…

И ныне так же, как и прежде, — Хотя от всех границ вдали, — Урал остался порубежьем, Опорой матери-земли.

В тайге за ржавые болотца, За гребни скал и глыбы льда Бесстрашно, как землепроходцы, Идут на Север города.

Край дальних, трудных расстояний! Во мгле нахмуренных ночей — То вспышки северных сияний, То вспышки доменных печей.

Рассвет над новою Россией Здесь в каждом новом деле жил, Рожден раскованною силой Земных и человечьих жил.

Недаром мощью исполина, В поту, в огнях, в лесах стропил, Две части света воедино Урал навек собой скрепил!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: