«русский принц, которого жизнь устраивала, только если в ней происходили чудеса»

История диктатора-труженика

Несмотря на подлинно огромный масштаб его  личности, столь же противоречивую натуру, как Сергей Дягилев, сложно найти даже в такой богатый на интересных людей период, как начало XX века. Шенг Схейен оценивает своего героя беспристрастно, приводя слова обожавших и ненавидевших Дягилева современников.

С одной стороны, Дягилев был трудоголиком и бескорыстным фанатом своей работы. При необходимости он ставил сцену вместе с рабочими, не жалел сил, чтобы найти деньги на новый сезон (доход «Русские сезоны» приносили далеко не всегда, часто приходилось жить едва ли не впроголодь), терпеливо уговаривал своенравных художников, композиторов и хореографов. Он мог очаровать любого, им восхищались, его были готовы носить на руках. 

С другой стороны, в творчестве он был тираном, своенравным и непреклонным. Зинаида Гиппиус писала: «Дягилев был прирожденный диктатор, фюрер, вождь». Незаменимых для Дягилева не было, и, когда того требовали его представления о прекрасном, он без колебаний прекращал сотрудничество даже с самыми близкими друзьями. Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа и многие другие – все они расходились с Дягилевым со страшными скандалами. Ненавидели его не меньше, чем обожали

«Он был похож на слона в посудной лавке – своим невниманием к отдельным личностям. За ним тянулся длинный след растоптанных амбиций и уязвленных самолюбий, но он этого не замечал», – характеризует Схейен своего героя. 

Это противоречие накладывалось на бескрайнее одиночество Дягилева. Общительный и постоянно окруженный людьми, в душу к себе он не пускал почти никого, старался не показывать другим свою уязвимость, хоть иногда она все же и прорывалась. «В Дягилеве странным образом сочеталась жестокость и ранимость. Он мог довести других людей до слез, но и сам часто плакал», – вспоминала его знакомая.

Одну из самых ярких характеристик Дягилева, великолепного и противоречивого, дал художник Анри Матисс: «Дягилев – это Людовик XIV. Невозможно понять, что представляет собой этот человек, он способен как очаровать вас, так и довести до бешенства». 

У БОЛЬШИНСТВА ДЯГИЛЕВ АССОЦИИРУЕТСЯ ИМЕННО С БАЛЕТОМ. ПОЧЕМУ ТАК?

Как мы уже отметили, в 1909-м году Дягилев впервые привёз в Европу, в Париж, русский балет. Поскольку французский зритель был большим любителем хорошего балета, ведь де-факто этот вид искусства зародился именно во Франции, лучшие русские артисты произвели настоящий триумф.

Сергей Дягилев и танцовщик Вацлав Нижинский

До начала Первой мировой войны в 1914-м году Дягилев организовывал выступления своей антрепризы по всей Европе, зрители видели на сцене и оперу, и балет. Но после возникновения военных событий в 1915-м полноценного «сезона» организовать уже не получилось — на фоне боевых действия искусство отошло на второй план. Дягилев изрядно сократил программу, оставив лишь балетные постановки, подписал контракты только со своими лучшими танцовщиками и отправился на гастроли в США. В 1917-м году «Русский балет Дягилева» вернул себе публику. Кампания дала большие концерты в Париже, а затем отправилась в Португалию и Южную Америку.

За 20 лет своего существования все крупнейшие страны Европы увидели дягилевские спектакли. Сам же Сергей Павлович так ни разу и не вернулся после начала войны в Россию. Несколько раз он пытался организовать выступления в постреволюционной стране, но из этого ничего не вышло. Городом же, в котором базировалась компания Дягилева, где проходили репетиции и подготовка будущих постановок, стал Монте-Карло.

Есть и ещё один фактор, почему Дягилева связывают в первую очередь с балетом — именно в организации балетных «сезонов» проявился его незаурядный дар первооткрывателя талантов. Он дал шанс стать профессиональными артистами Леониду Мясину, Михаилу Фокину, Вацлаву Нижинскому, Сержу Лифарю и многим другим. Дягилев первым открыл талант Игоря Стравинского, предложив ему написать балет для «Русских сезонов». Великий антрепренёр положительно повлиял на профессиональную судьбу таких композиторов как Эрик Сати и Морис Равель.

Композитор Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

Именно благодаря гастролям труппы Сергея Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Он оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века, на отношение к нему серьёзных художников. Творить для балета стали Пабло Пикассо, Анри Матисс, Коко Шанель. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира.

Хасбик сейчас

Сейчас Хасбик не только интернет-знаменитость, но еще и анимационный герой: свою работу продолжает запущенный им проект Crypto Hasbulla. Он представляет собой коллекцию из 10 тысяч уникальных нарисованных от руки пользовательских NFT, где Хасбулла Магомедов изображен в виде персонажей со всего мира.

Летом 2022 года между Хасбиком и Конором Макгрегором произошла перепалка в Сети. Сначала дагестанец назвал своего петуха Ноториусом (одно из прозвищ Конора). А затем уже ирландец пообещал закинуть Хасбуллой, намекая на его маленький рост, «трёхочковый бросок».

Осенью Хасбик подписал 5-летний контракт с UFC. Документ подразумевал не участие в боях, а посещение турниров и деятельность в сфере пиара.

Блог

Летом 2020 года YouTube и TikTok разорвало видео, где Хасбик аппетитно ел и нахваливал любимую клубнику, произнося фразу, мгновенно ставшую вирусной:

Просмотры уверенно ползли вверх, поэтому дагестанец продолжал расточать комплименты и другим продуктам. Парень взялся за покорение социальных сетей и, по его словам, «резко взлетел».

К нему начали часто обращаться с предложениями по рекламе различных товаров и услуг, и Хасбулла охотно откликался на них, воздерживаясь только от пропаганды азартных игр и ставок. Ведь молодой человек очень религиозен — по окончании учебы он хотел выучить Коран и стать алимом, а весной 2022-го совершил хадж в Мекку.

Вторая волна популярности настигла Магомедова, когда за его раскрутку взялся коллега Асхаб Тамаев по прозвищу Чеченский Халк, занимавшийся промоушеном смешанных единоборств на «Ютьюбе». Для продвижения подопечного он готов был не только выяснить, сколько гелиевых шаров нужно, чтобы поднять его в воздух, но и вырастить из него настоящую звезду MMA.

Хасбик, Асхаб Тамаев и Абдурозик

Хасбик, который, кстати, не любит, когда его так называют, и предпочитает обращение по имени, данному родителями при рождении, заявил, что готов помериться силами с любым, кто весит столько же, сколько и он. Реакция не заставила себя долго ждать — желание выйти в октагон выразил таджикский певец Абдурозик. Анонсированный на январь 2021-го бой чуть не стал поединком века — он вызвал бурную реакцию общественности, его ждали, и о нем говорили миллионы.

Как часто бывает среди бойцов, оппоненты записывали угрозы в адрес друг друга, обмениваясь красноречивыми оскорблениями и переходя на личности. А при встречах у пары и вовсе доходило до рукоприкладства, так что вмешиваться и разнимать «врагов» приходилось Тамаеву.

К счастью или к сожалению, противостояние исполнителя и блогера публика так и не увидела. Официальные источники утверждали, что оно состоялось, но организаторы приберегли видео до лучших времен. Асхаб Тамаев сообщил, что Хасбулла согласился на предложенный гонорар за бой в 5-7 млн рублей, но затем поднял ставку до уровня, не понравившегося уже организаторам.

Детство и юность

Несмотря на то что Хасбик превратился уже в героя мемов (он тот самый грустный «мальчик» в окне, и именно к нему обращались с вопросом: «Ты что, в стакане?»), о его ранней биографии известно не так много, а информация в СМИ указана лишь примерная.

Хасбик стоит в окне

По некоторым данным, популярный дагестанский блогер, обладающий запоминающейся внешностью, родился 27 января 2002 года в Махачкале. Впрочем, свою страницу в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) он озаглавил как «Хасбулла Хушетский», и там же найдется немало публикаций с геотегом села Новый Хушет.

Сообщалось, что уроженец Дагестана появился на свет в семье даргинцев Магомедовых — такова настоящая фамилия знаменитости — и получил при рождении имя Хасбулла. Молодой человек живет вместе с отцом и матерью, которые, являясь людьми скромными, интерес наследника к социальным сетям не поощряли, особенно после того, как тот прославился и на него ополчились хейтеры.

https://youtube.com/watch?v=z3up2om0Q_M

Хасбик в «стакане»

Взрослый парень из-за проблем со здоровьем сейчас выглядит как пятилетний ребенок с соответствующим голосом: рост равен 93 см, а вес — 20 кг. Он перестал стареть еще в детстве, однако точный диагноз, к сожалению, врачам установить не удалось. Предположительно причины болезни кроются во врожденной генетической мутации или необратимом гормональном сбое.

ЧЕМ ИЗВЕСТЕН СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ?

Дягилев был выдающимся организатором или, говоря замысловатее, – антрепренёром. Некоторые называют его первым русским продюсером. На весь мир Сергей Дягилев знаменит как создатель «Русских сезонов» — гастрольных выступлений артистов Императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга за границей в 1908-1914 годах. «Если Европа и нуждается в русском искусстве, то она нуждается в его молодости и в его непосредственности», — писал он.

В 1906 и 1907 годах Дягилев организовывал в столице Франции художественные выставки, тем самым он прощупывал почву – есть ли интерес к русскому искусству в Европе. Интерес был немалый. И потому 19 мая 1908 года «Русские сезоны» открылись в Парижской опере постановкой «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, главную партию исполнял Ф.И.Шаляпин. Европейская публика была в совершенном восторге. Успех мероприятия был неоспоримым, вследствие чего Дягилев решил организовывать ежегодные выезды, расширив программу – с 1909-го к оперным постановкам добавили четыре одноактных балета.

Как отмечают исследователи, «сезоны» были средством пропаганды русского искусства. За двадцать лет своего существования они полностью изменили традиционные представления о театре и танце, они способствовали расцвету балета в странах, где этот вид искусства не был развит.

Сергей Дягилев и часть его труппы

Впрочем, и до «Русских сезонов» Дягилев успел сделать многое. Его организаторские способности получили применение ещё в конце 1890-х. После окончания юридического факультета в 1898-м году вместе с А.Н.Бенуа он создаёт художественное объединение «Мир искусства» и начинает издание одноимённого журнала, в работе которого Дягилев участвует и как редактор, и как автор.

Свою инициативу по созданию «Мира искусства» Дягилев и Бенуа объяснили желанием противостоять тенденциозному и социально ориентированному искусству передвижников. Художников объединяла тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, в барокко середины 18 века

Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет оформительского искусства и графики

Память

В Париже

  • В 1965 году площадь неподалёку от театра «Гранд-Опера», в IX округе города, получила название Площадь Дягилева.
  • В 2003 году в Париже в театре «Шатле» был открыт памятник-бюст Дягилева работы петербургского скульптора Левона Лазарева.
  • В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности Дягилева снова возрос. В 2008 году аукционный дом Sotheby’s организовал в Париже в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“», на которой было представлено около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали Леон Бакст и французские художники Андре Дерен и Анри Матисс. Также была представлена инсталляция бельгийского скульптора Изабель де Боршграв, вдохновлённая наследием Дягилева.
  • В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Победителем конкурса стал проект скульптора Виктора Митрошина. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта; затем проект перешёл под патронаж Пьера Кардена. Так как мэр Парижа Жан Тибери был против, деятельность по возведению памятника удалось начать лишь после того, как его сменил Бертран Деланоэ. Памятник планируется установить на площади перед зданием Гранд-Опера.

В России

В Перми

  • В родовом доме Дягилевых в Перми с 1992 года размещается гимназия, носящая имя С. П. Дягилева, и музей, составляющий с гимназией единый комплекс. В 2007 году в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Сергею Павловичу работы скульптора Эрнста Неизвестного. С 2009 года в Перми обсуждается возможность переноса памятника на одну из улиц, однако памятник отлит из цветной патинированной бронзы — прихотливого материала, который боится дождей и выхлопных газов.
  • По инициативе Пермского театра оперы и балета в Перми проводятся ежегодный «Дягилевский фестиваль». Здание театра, сооружённое благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых, по мнению многих пермяков, является красивейшим в городе.
  • В сентябре 2011 года министр культуры Пермского края Николай Новичков предложил назвать новый аэропорт Перми «Международный аэропорт „Сергей Дягилев“».

В других городах

  • Именем Дягилева назван лицей искусств в Екатеринбурге и школа искусств в Зеленограде, а также теплоход «Сергей Дягилев».
  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории московского сада «Эрмитаж» открылся ночной клуб «Дягилев» (также известный как «Dяgilev proжект»). Его логотипом стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ С. П. Дягилева.

Образ в искусстве

Изобразительное искусство

  • Портрет кисти Валентина Серова (1904).
  • Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Льва Бакста (1905).
  • В бонистике: Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.
  • В филателии:

В кинематографе

  • С. П. Дягилев стал прообразом импресарио Лермонтова в фильме «Красные башмачки» (1948, роль исполнил австрийский актёр Антон Уолбрук).
  • В фильме «» (1980, США) роль Дягилева исполнил Алан Бейтс.
  • В фильме «Анна Павлова» («Мосфильм», 1983, режиссёр Эмиль Лотяну) роль Дягилева исполнил Всеволод Ларионов.
  • «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009) — в фильме, в частности, показаны отношения Дягилева с композитором Стравинским.
  • «Париж Сергея Дягилева» — документальный фильм режиссёра Никиты Тихонова, авторы сценария Виолетта Майниеце и Юлия Тихонова (39 мин.; 2010, Россия).
  • «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» — документальный фильм-интервью с Эдвардом Радзинским , Николаем Цискаридзе ,Александром Васильевым режиссёра Светланы Астрецовой (2017, Россия).
  • В телесериале «Мата Хари» (2017) роль Дягилева исполнил Андрей Тартаков.

В театре

Образ Дягилева показан в балете Мориса Бежара «Нижинский — клоун Божий» (1972, театр «Ла Монне») и в нескольких спектаклях Джона Ноймайера, посвящённых судьбе танцовщика Вацлава Нижинского.

В драматическом театре роли Дягилева исполняли:

  • Максим Мишаев — в спектакле Театра кукол им. С. В. Образцова «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» (2008, режиссёр Андрей Денников).
  • Эдвардас Бейнорас — в спектакле «Нижинский. Музыка одной жизни», Экспериментального театра авторской пьесы на сцене Центра В. С. Высоцкого.
  • Олег Вавилов — в спектакле Театра на Малой Бронной «Нижинский, сумасшедший клоун Божий».

Личная жизнь

Актёрский талант, прекрасный голос, яркая внешность — красавец Павел Кадочников притягивал девушек. На пике славы, в пятидесятые и шестидесятые годы XX века получал мешки любовных писем от поклонниц. Но несмотря на это, более 50 лет прожил в счастливом браке с женой Розалией Котович-Кадочниковой.

У актёра также была большая трагедия — два его сына погибли ещё при жизни отца.

Отношения с Татьяной Никитиной

Первый роман у Павла случился ещё в студенческие годы с Татьяной Никитиной, с которой он учился в театральном техникуме. В 1932 г., когда Кадочникову самому было всего 17 лет, у них родился сын Константин. Татьяна к тому времени уже окончила режиссёрское отделение театрального техникума, а Павел всё ещё был студентом. Но союз не просуществовал долго — молодые люди расстались.

Татьяна Никитина работала режиссёром в театральных коллективах ЛИИЖТа, клуба завода Кулакова и др.

Сын Константин

Павел долго не общался со своим первым сыном. Впервые они встретились только через 14 лет после расставания. Мальчик сам захотел навестить отца. И Константина в семье Кадочникова как-то сразу приняли и полюбили. Он стал частым гостем.

старший сын Константин

Юноша пошёл по стопам родителей, поступив в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского.

фильм «Летят журавли»

Константин снялся в нескольких фильмах. Был одним из ведущих актёров театра имени Комиссаржевской, работая там до последнего дня жизни.

В 1984 г. во время гастролей в Одессе скоропостижно скончался от второго инфаркта.

Жена Розалия Котович

После окончания учёбы в 1935 г. и поступления на службу в Ленинградский ТЮЗ первой работой на сцене для Павла Кадочникова стал Лель в «Снегурочке» А. Н. Островского. Роль Купавы играла актриса Розалия Котович.

Розалия Котович

Работа в спектакле и совместные выступления сблизили молодых людей. У них начался роман, который закончился свадьбой.

В 1944 г. в семье родился сын Пётр.

с женой Розалией Котович и сыном Петром

Супруги прожили вместе более 50 лет.

Сын Пётр

Сначала Пётр не хотел следовать примеру своих родителей, поэтому сначала поступил в Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина, получив диплом инженера-физика.

Но, выросший в актёрской среде молодой человек, всё же решил подать документы в театральный вуз, поступив в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.

Кадочников младший снимался в фильмах, вёл популярную передачу «Для тех, кто любит кино», занимался дубляжем.

Дебют в кино случился в 1977 г. Пётр успешно прошёл пробы в картину «Сюда не залетали чайки» Булата Мансурова, получив роль чудаковатого и набожного молодого человека. Павел Кадочников тоже снимался в этом фильме, играя мудрого старика.

После выхода картины на экраны кинокарьера Петра пошла в гору — снялся в фильмах «Благочестивая Марта», «Ночь на четвёртом круге», «Я хочу петь». Затем отец и сын Кадочниковы вместе работали в комедии «Сильва».

«Благочестивая Марта»

В 1981 году, произошёл нелепый несчастный случай, оборвавший жизнь Петра Кадочникова всего в 36 лет.

Актёр вместе с семьёй отправился в Игналину — небольшой курортный город в Литве. С детства он любил залезть на гибкую берёзу и раскачиваться на ветке. То же самое хотел сделать в Игналине. Но так как берёзы там не росли, то залез на сосну, не учтя, что это дерево негибкое. Ветка не выдержала веса, сломалась, Пётр упал, получив тяжёлую черепно-мозговую травму. Через три дня, не приходя в сознание, умер.

Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Отношения с Маргаритой Шумской-Буниной

На съёмочной площадке Павел Кадочников познакомился с актрисой цыганского происхождения Маргаритой Шумской-Буниной, с которой у него случился роман.

Маргарита Шумская-Бунина

Позже они сыграли в фильме «Прощание с Петербургом» в 1971 г.

«Прощание с Петербургом»

От этих отношений в 1951 г. родился внебрачный сын, которого Маргарита назвала тоже Павлом в честь его отца, но фамилию оставила свою.

Мать с сыном эмигрировали в Данию, где Павел получил образование. Здесь и сейчас живёт с детьми и внуками.

Личная жизнь

Люди справедливо подмечали Дягилевское выпадение из «общего стиля». В нем бурлила иная, отличная от многих кровь. Еще при жизни о любовных похождениях мецената слагали легенды.

Достоверно известно, что у Сергея Дягилева была нетрадиционная сексуальная ориентация, и, так как личная жизнь столь видной персоны не может оставаться в тени, его любовников «в лицо» знали все.

Сергей Дягилев и Дмитрий Философов

Первые амурные отношения у Сергея Дягилева были с его двоюродным братом Дмитрием Философовым. Разносторонне образованный юноша всегда был на виду в кружке студентов Петербургского университета. Увлеченные искусством 18-летние братья сблизились во время совместного путешествия по Италии, куда отправились в 1890 году.

Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала «белая дьяволица» – Зинаида Гиппиус. Женщина не боялась осуждения общества и смело шла наперекор устоявшимся норм морали – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь (несмотря на замужество, у нее было пара романов с мужчинами и женщинами). Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский

“Борьба” между Гиппиус и Дягилевым продолжалась пару лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками.

После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу Мережковскому. Странный тройственный союз просуществовал 15 лет.

В 1908 году Сергей встретил мужчину, который не только стал самой большой любовью культурного деятеля, но и навечно связал Дягилева с миром балета.

Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский

Подающий надежды русский танцор финского происхождения Вацлав Нижинский в то время находился на содержании у князя Павла Львова. Для аристократа обаятельный юноша был игрушкой: он оплачивал его счета, обновлял гардероб и «одалживал» парня друзьям.

И если Нижинский любил высокопоставленного «мучителя», то Львова откровенно тяготили чувства надоедливой «марионетки». Неизвестно, как долго прозаик бы искал повод, чтобы избавиться от наскучившего любовника, если бы «не подвернулся» Дягилев.

Вацлав и Сергей были вместе 5 лет. За это время Дягилев приобрел славу всемирно известного антрепренера, а Нижинский стал «лицом» «Русских балетных сезонов».

Вацлав Нижинский

В 1913 году танцор неожиданно сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него и поступила в труппу исключительно затем, чтобы быть ближе к предмету обожания. Узнав о свадьбе возлюбленного, оскорбленный деятель искусства немедленно уволил Нижинского.

Встреча с 17-летним учеником балетной школы Леонидом Мясиным помогла балетмейстеру забыть горе-кавалера. Расчетливый юноша мирился со статусом «мальчика для утех» ровно до тех пор, пока не прославился.

Сергей Дягилев и Леонид Мясин

После семи лет близкой дружбы в 1920 году Мясин, как и Вацлав, связал свою жизнь с женщиной. Супругой танцора стала балерина Вера Кларк (псевдоним – Савина). Узнав о решении протеже, Дягилев обрывает с ним все связи.

Творческое сотрудничество бывших любовников возобновилось за три года до кончины Сергея, в 1925 году. После смерти именитого балетмейстера его ученик возглавил «Русский балет Монте-Карло».

Рассказ о счастливом человеке

Сергей Дягилев прожил жизнь, полную тяжелой работы, разочарований, неудач (далеко не все его проекты снискали успех) и одиночества. И все-таки, когда перелистываешь последнюю страницу написанной Шенгом Схейеном биографии Дягилева, невозможно избавиться от ощущения, что этот мощный и противоречивый человек мог гордиться тем, как ее прожил — потому что посвятил все свои силы и время делу, которое любил всем сердцем. 

Лев Бакст «Портрет С.П. Дягилева с няней», 1906

По-другому он жить и не умел. «Для Дягилева человек, не отдающий себя целиком своей страсти, делящий жизнь на две части, одна из которых заботится о пропитании, а другая дает простор разуму и душе, – не целое существо, а трагическая половинка», – утверждает Схейен. Дягилев разорялся в пух и прах, скитался по свету, терпел неудачи, но никогда не позволял им сломать себя и не шел на компромиссы с миром вокруг себя. Он до последнего служил искусству и даже на смертном одре планировал следующий «русский сезон». Увы, новых сезонов уже не состоялось – после смерти импресарио труппа навсегда распалась.

Как бы ни обижал Дягилев своих коллег и друзей при жизни, его неизменно прощали – и смерть его вызвала по всей Европе искреннюю скорбь. Одни из самых проникновенных слов, сказанных в те дни, принадлежали его давнему другу, пианисту Вальтеру Нувелю: «Смерть его была прекрасна. Он умер в любви и красоте, под ласковой улыбкой тех Богов, которым он всю жизнь и со всей страстью служил и поклонялся. И я думаю, таких не может не любить Христос».

Обучение мастера

Сергей Павлович стремился показать ученику весь мир. Дягилев и Лифарь много путешествовали, посещали музеи, дворцы и храмы. Любовались мировыми шедеврами. Ходили на концерты и в театры. Серж посылал юному артисту целые кипы книг для чтения.

Как-то раз Дягилев полностью обновил гардероб своему фавориту: костюм, обувь, канотье (шляпа с лентой). Но когда Лифарь появился в этом одеянии на публике, труппа его высмеяла, мол, какой “пижончик” пришел. Сережа очень расстроился.

Позже он эту шляпу снял. Но когда Дягилев увидел его в старом кепи, разозлился. Лифарю пришлось надеть канотье обратно, чтобы снова заслужить расположение своего “идола”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: