Погода в селе Нижнеиргинское
Сейчас 19:07
−11.4Переменная облачностьОщущается: −17.8 °CОсадки: 0 ммДавление: 754 ммВлажность: 72%Ветер: 4.0 м/с, ЮЗ
20:00
−11.7Переменная облачностьОщущается: −18.1 °CОсадки: 0 ммДавление: 754 ммВлажность: 72%Ветер: 4 м/с, ЮЗ
21:00
−11.8Переменная облачностьОщущается: −18.2 °CОсадки: 0 ммДавление: 754 ммВлажность: 71%Ветер: 3.9 м/с, ЮЗ
22:00
−12.2Переменная облачностьОщущается: −18.8 °CОсадки: 0 ммДавление: 754 ммВлажность: 72%Ветер: 4.2 м/с, ЮЗ
- 3 дня
- 7 дней
- 10 дней
- Почасовая
Погода в селе Нижнеиргинское на 10 дней
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −13−11 | Переменная облачность | −20 | 752 | 69 | 5.3 ЮЗ | ||
Утро | −14−12 | Переменная облачность | −20 | 753 | 73 | 5.2 ЮЗ | ||
День | −11−9 | Переменная облачность | −17 | 754 | 66 | 4.4 ЮЗ | ||
Вечер | −13−11 | Переменная облачность | −18 | 754 | 72 | 4.2 ЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −14−12 | Переменная облачность | −19 | 754 | 71 | 4.0 ЮЗ | ||
Утро | −14−12 | Переменная облачность | −19 | 754 | 65 | 4.3 ЮЗ | ||
День | −10−8 | Переменная облачность | −16 | 754 | 56 | 4.4 ЮЗ | ||
Вечер | −11−9 | Ясно | −17 | 754 | 66 | 4.8 ЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −11−9 | Ясно | −17 | 755 | 64 | 5.0 ЮЗ | ||
Утро | −11−9 | Ясно | −17 | 755 | 58 | 5.2 ЮЗ | ||
День | −9−7 | Ясно | −15 | 755 | 51 | 5.4 ЮЗ | ||
Вечер | −11−9 | Переменная облачность | −18 | 755 | 62 | 6.2 ЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −11−9 | Переменная облачность | −18 | 755 | 68 | 6.9 ЮЗ | ||
Утро | −11−9 | Облачно | −18 | 756 | 67 | 6.6 ЮЗ | ||
День | −9−7 | Облачно | −17 | нд | 755 | 65 | 6.9 ЮЗ | |
Вечер | −10−8 | Облачно | −18 | нд | 754 | 71 | 6.7 ЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −11−9 | Облачно | −19 | нд | 753 | 70 | 7.3 ЗЮЗ | |
Утро | −11−9 | Облачно | −18 | нд | 752 | 75 | 6.1 ЗЮЗ | |
День | −11−9 | Облачно | −17 | нд | 752 | 80 | 5.2 ЗЮЗ | |
Вечер | −11−9 | Облачно | −15 | нд | 752 | 88 | 3.7 ЗЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −9−7 | Облачно | −13 | нд | 753 | 91 | 3.3 ЗСЗ | |
Утро | −8−6 | Облачно | −13 | нд | 754 | 88 | 3.3 СЗ | |
День | −9−7 | Облачно | −14 | нд | 754 | 86 | 3.2 ЗСЗ | |
Вечер | −10−8 | Облачно | −15 | нд | 754 | 90 | 3.3 ЗСЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −11−9 | Облачно | −15 | нд | 753 | 91 | 3.2 ЗСЗ | |
Утро | −11−9 | Облачно | −15 | нд | 752 | 89 | 2.7 З | |
День | −10−8 | Облачно | −14 | нд | 751 | 85 | 3.4 ЗЮЗ | |
Вечер | −10−8 | Облачно | −14 | нд | 749 | 88 | 3.5 ЗЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −11−9 | Облачно | −15 | нд | 747 | 92 | 3.5 ЗЮЗ | |
Утро | −13−11 | Облачно | −18 | нд | 746 | 86 | 3.8 ЗЮЗ | |
День | −12−10 | Облачно | −17 | нд | 745 | 86 | 3.6 ЮЗ | |
Вечер | −13−11 | Облачно | −18 | нд | 744 | 85 | 3.6 ЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −14−12 | Облачно | −20 | нд | 743 | 84 | 4.9 ЮЗ | |
Утро | −15−13 | Облачно | −22 | нд | 742 | 82 | 5.1 ЮЗ | |
День | −14−12 | Облачно | −20 | нд | 741 | 72 | 4.7 ЮЗ | |
Вечер | −14−12 | Ясно | −21 | нд | 740 | 74 | 5.8 ЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ночь | −13−11 | Облачно | −20 | нд | 738 | 75 | 6.6 ЮЗ | |
Утро | −14−12 | Облачно | −21 | нд | 736 | 78 | 6.7 ЮЗ | |
День | −10−8 | Облачно | −18 | нд | 736 | 82 | 7.0 ЮЗ | |
Вечер | −9−7 | Облачно | −16 | нд | 736 | 83 | 7.1 ЮЗ |
- 3 дня
- 7 дней
- 10 дней
- Почасовая
Свердловская область, Россия
- Екатеринбург
- Нижний Тагил
- Каменск-Уральский
- Первоуральск
- Асбест
- Серов
- Новоуральск
- Верхняя Пышма
- Ревда
- Полевской
- Краснотурьинск
- Березовский
- Кушва
- Лесной
- Североуральск
- Алапаевск
- Верхняя Салда
- Качканар
- Кировград
- Ирбит
О прогнозе
На нашем сайте Вы всегда сможете найти точный прогноз погоды в селе Нижнеиргинское на 3 дня, долгосрочный прогноз на 10 дней, а так же подробный почасовой прогноз погоды. Точность прогноза погоды на 3 дня составляет 80-90%. Данные предоставлены компаниями NOAA, ECMWF, OpenWeatherMap. Любое использование данных с этого сайта означает полное принятие Вами условий пользовательского соглашения.
Третья история: как село Нижнеиргинское стало чемпионом по футболу
Во второй половине дня поехали по селу с Татьяной Савельевной Смирновой (заведующая нижнеиргинского краеведческого музея). Татьяна Савельевна – мой герой. Уже не первый год её знаю – это кладезь знаний и человеческого тепла. Так вот мы ехали и останавливались фотографировать старинную архитектуру, красоту природы, просто какие-то деревенские мотивы.
Один раз остановились, смотрим идёт по мосту в нашу сторону мужчина, приветливо улыбается. Мы – люди общительные да и Иван (так зовут мужчину – Иван Леонидович Серенко) не промах. Разобщались до того, что он рассказал нам два своих лично сочиненных стиха. Первый стих про прекрасных женщин. Второй — про село Нижнеиргинское и людей, которые там живут. Стихи – замечательные! Мы так ему и сказали, начали его хвалить – он засмущался и ляпнул фразу Матроскина из мультика «Простоквашино», что еще и «крестиком вышивать умеет». Но это была шутка.
А вот совсем даже не шутка — история о футболе. Он рассказал, что в 1977 году нижнеиргинская команда по футболу была первой среди лучших команд по району. Они одержали победу сначала среди близлежащих совхозных команд, а затем на чемпионате района по футболу.
Наш герой – Иван, был в команде методистом и игроком. Или как он сам выразился – играющим тренером.
Иван Леонидович Серенко
Он принёс нам пожелтевшие от времени дипломы и грамоты; рассказал историю, как они когда-то создавали для команды логотип «Ирга» и как этот логотип стал «символом» села на долгие годы – его даже печатали, кажется, на машинах.
Иван рассказал историю, как они одержали эту победу. Какая-то очень сильная команда отказалась ехать к ним в Нижнеиргинское – мол, что мы будем тратить на них своё время? Пусть они к нам едут, и мы им тут наваляем! Им по правилам того времени за неявку поставили 2:0 в пользу Нижнеиргинской команды.
Позже Нижнеиргинская футбольная команда поехала к соперникам на поле, и в этот день зарядил ливень. Футбольное поле превратилось в реку и игроки там не играли – плавали в грязной жиже. Ни та ни другая футбольная команда толком играть не могла. Соперники кое-как забили один гол, но в итоге всё равно проиграли – сказалась та «высокомерная» неявка.
Вот так село Нижнеиргинское стало чемпионом по футболу в 1977 году.
Переселенцы на Иргинский завод
Рабочая сила на заводе была собрана со всех концов России, как и на остальных заводах Урала. Это были следующие категории людей: государственные крестьяне, приписанные к заводам и отрабатывающие здесь подушную подать; крепостные крестьяне, купленные для работы на заводах или принадлежавшие лично заводчикам- дворянам; беглые, отдававшиеся специальными указами правительства в число крепостных заводских людей. Заводчики охотно принимали к себе бежавших на Урал помещичьих крестьян и затем закрепощали их. Из этих крестьян складывались кадры заводских людей, постоянно занятых на производстве и выполнявших более квалифицированную работу (подмастерья, кузнецы, плотники и другие). Но среди лиц, выполнявших квалифицированную работу были и люди, поступившие работать по найму, положение которых отличалось от положения крепостных. Рабочие приписные и крепостные выполняли, в основном, подсобные работы по заготовке дров и угля, добыче руды, перевозкам. Они подвергались жестокой эксплуатации. Широко применялись телесные наказания, ссылка на каторгу.
При открытии завода стало ясно, что рабочей силы недостаточно, поэтому Осокины начали покупку помещичьих, монастырских и государственных крестьян для заводских работ. И поехали на Урал переселенцы из разных уголков России. ?На Иргинский завод были привезены крестьяне: из Нижегородской губернии, Балахнинского уезда, Московской губернии, Ярославского уезда; Московской губернии, Ярославского уезда; из города Коломны, Московского уезда; Санкт-Петербургской губернии, Бежецкого уезда, Угличского уезда; Архангелогородской губернии, Вологодского уезда; Казанской губернии, Сибирской губернии.
Примечания
- ↑ Численность и размещение населения Свердловской области. Всероссийская перепись населения 2010 года. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Дата обращения: 16 апреля 2021. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года.
- ↑ Рундквист Н., Задорина О. Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: Квист, 2009. — С. 456. — ISBN 978-5-85383-392-0. Архивная копия от 19 июня 2017 на Wayback Machine
- Коряков Ю. Б. Этно-языковой состав населённых пунктов России : : база данных. — 2016.
Четвертая история: пожар тушили всем селом
Раньше, когда в Нижнеиргинске начинался пожар, звонили в колокол, который стоял на горе — сообщали о пожаре и к месту происшествия сбегались все сельчане. Сами понимаете время какое было – захудалая лошаденка с бочкой воды (к примеру) не осилит несколько полыхающих изб.
Так вот сбегались люди и помогали тушить это народное бедствие. Но чтобы всё было намного эффективнее на избы нижнеиргинских изб были приколочены железные напоминалки: кому что брать с собой в случае пожара.
Семья из этого дома должна была принести ведро
У кого-то на табличке был нарисован багор, у кого-то ведро, у кого-то лесенка или лопата. В общем, чтобы не прибежали все с пустыми руками или одним и тем же придумали такую вот вполне себе логичную схему, которая работала долгие годы.
Семья из этого дома должна была принести багор
Ольга Николаевна Кузнецова показала мне эти проржавленные и пожелтевшие от времени таблички и это так мило. Сейчас ведь такого нет. А раньше подобные таблички были везде даже на деревянных домах Красноуфимска. На старых нижнеиргинских домах они еще частично сохранились.
Строительство завода купцами Осокиными
Это благодатное место и отметил в 1722 году начальник Уральских горных заводов Вильгельм-де-Геннин, исследуя Кунгурский край. По результатам поездки он издает указ следующего содержания: « Надлежит построить на реках Егушихе и Иргине медные плавильные и для дела железа и стали двои заводы. Всем, кто пожелает к строению тех заводов кирпич и уголь ставить и амбары строить подрядом и те б люди подряду и договору о цене являлись в канцелярию ведомства господина генерала — майора немедленно».
В 1725 году в наши края приезжают, объединив свои капиталы, москвичи Клим Лекин, Авдей Рязанцев и калужанин Иван Кадмин. К, ним присоединяется, владеющий солидным капиталом, москвич Федор Евдокимов. Они получают от горного ведомства разрешение на постройку завода и начинают его строительство. Медленно идет стройка, денег не хватает и Иван Кадмин едет в Москву для переговоров с Евдокимовым и за недостающими деньгами на строительство завода. По неизвестным причинам он обратно не приехал и денег не прислал. Клим Лекин и Авдей Рязанцев уже сделали определенную подготовку к предстоящему строительству, но строить завод оказалось не на что.
Этим воспользовались двоюродные братья Петр Игнатьевич и Гаврила Полуэктович Осокины. Это уроженцы деревни Еремеево, расположенной в Балахнинских вотчинах Троице- Сергиевой лавры, то есть они были крепостными крестьянами, принадлежащими монастырю. Положение Осокиных было более сложным, чем Тульских промышленников Демидовых. Монастырские управители притесняли богатых крестьян, стремясь урвать с них прибыль, но в то же время и не мешали им богатеть. Постоянно на них оказывалось давление, потому что и на заводах у них работали монастырские крестьяне. Приказчик Иргинского завода Родион Набатов, раскольник, крепостной крестьянин из села Копосова вотчины Троице-Сергиева монастыря. Он переселился на завод вместе с семьей без всякого указанного паспорта и отпуска духовных властей. Более того, он сманил на завод всех своих родственников и других тяглых крестьян в количестве 69 душ «…которые по тому ево Набатова подговору без увольнения от Троицкой Лавры и без данных им пашпартов в разных годах на той ево, Осокина, завод овне одни, а другия з женами и з детьми перебрались.»
Благодаря энергичным действиям Родиона Федоровича Набатова, в феврале 1728 года, после годичной тяжбы, Осокины вынудили московских купцов продать им завод, который только начали строить, и разведанные рудники. Из-за рудников у них часто возникают конфликты с Демидовскими приказчиками, так как Осокины зачастую эксплуатировали рудники, разведанные рудознатцами Демидова.
В 1728 году Осокины продолжают строить завод, а 20 ноября 1730 года происходит официальное открытие завода. В 1733 году проездом в заводе побывал Вильгельм-де- Геннин, который писал позднее, что «… железная руда довольно бедного содержания, добывается в 20 верстах от завода ,а медная привозится с речки Бирмы (приток речки Турыш),на территории завода была одна товарная лавка, в которой продавались разные плохие товары, привозимые из Москвы, и медная луженая посуда местного изготовления.» О заводе того времени он говорит, что там «… построено две медеплавильных печи, одна домна, два молота, где чугун переделывают в железо и плавят медь, из которой делают разную посуду…», в том числе и самовары, которые впервые в России стали изготовлять на Иргинском заводе.
|
Вторая история: нижнеиргинская матрешка
То, что Нижнеиргинск – родина самовара слышали? Наверняка слышали! А вот про Нижнеиргинскую матрешку я вам сейчас расскажу.
Нижнеиргинские матрешки
Наталья Сергеевна Позднякова, она же учитель рисования и черчения в нижнеиргинской школе и ее ученица Аня Петрова в 2016 году создали нижнеиргинскую матрешку. Над её созданием они работали два года. Работа проходила под чутким наблюдением Татьяны Савельевны – собственно она консультировала создателей. Помогали в создании матрешек и бабушки из ансамбля «Огонек» — они приносили в музей свои старинные полушалки, передники с замысловатыми узорами и т.д. Все эти узоры пришедшие к нам из старины легли в основу узоров украшающих нижнеиргинские матрешки.
Однажды на пленере мы с художниками разговорились на тему того, что раньше люди вкладывали много смысла в то, что их окружало. Например, узоры на наличниках, на предметах быта и одежды несли в себе много знаний. Так вот частичка подобной мудрости заключена в нижнеиргинских матрешках. Основной узор одной из матрешки – черно-красный расцветки. Черный цвет у наших предков символизировал собой землю. Красный – солнышко. Весь этот узор переплетается растительным орнаментом: цветами и зеленью.
Две основных матрешки это матрешка-рукодельница с присущей ей атрибутикой в руках. Матрешка-хозяюшка — это пожалуй основная тема. Поскольку самая первая большая матрешка держит в руках самовар – символ Нижнеиргинска. Здесь нижнеиргинцы напоминают о том, что их село – родина самовара. Следующая за ней матрешка встречает гостей с хлебом-солью. Другая стоит с чайником, поменьше – с баранками. Три маленьких матрешки в руках ничего не держат – это маленькие детки. Всего матрешек – семь штук.
В 2017 году Наталья Сергеевна и Аня представили своих матрешек в Екатеринбурге, где завоевали первое место среди всех областных проектов. Перед этим они завоевали со своей работой первое место по району.
Из приятных бонусов: благодаря успехам связанным в проекте с матрёшкой девочка Аня съездила на отдых в лагерь «Артек» (Крым).
История
Ранее село имело следующие названия: Иргинский Завод, Нижнеиргинский Завод (после 1771 года) Осокино. Село имело и местные названия: Нижнеиргинское, Иргинск. Основатели села — раскольники-староверы с реки Керженец Нижегородской губернии, бежавшие в XVII веке от преследований на башкирскую землю.
В селе работали кожевенные мастера-сапожники, а их продукция неоднократно представлялась на всероссийских выставках. В 1912 году было открыто кожевенно-обувное ремесленное училище. В войну 1914 году ученики шили портупеи, армейские ремни и патронташи. Кооперативная артель «Кустарь», созданная в советские годы, позднее превратилась в филиал фабрики «Уралобувь» (Екатеринбург). В селе работали лесоперерабатывающее предприятие и грязелечебница.
Пятая история: четырехлистный клевер
Когда мы были на пленере в селе Нижнеиргинское художница Наталья Наумова показала мне листик клевера, да не обычный, а – четырехлистник! Она нашла листик с подругой Людмилой совершенно случайно.
Четырехлистный клевер в руках Натальи Наумовой
Находятся такие четырехолистники крайне редко, но нашедшему его человеку по поверью листок принесёт большую Удачу. Многие так разгадывают значение трехлистного клевера – символа удачи: первый листок, якобы, означал надежду; второй – веру; третий, соответственно, заключал в себе любовь; а четвёртый символизировал огромную удачу. Поэтому найти неожиданно четырехлистный клевер связывалось с получением надежды на успех.
Поклонялись четырёхклеверу и друиды. Они считали, что означает найденный четырехлистный клевер четыре элемента природы: стихию земли, стихию воды, стихию воздуха, стихию огня. Таким образом, значение четырёхлистного клевера связывалось с самим мирозданием.
Не было большей удачи, как наткнуться в природе неожиданно на это удивительное растение, ведь встречалось оно чрезвычайно редко: один раз на 10 000 растений!
Но, оказывается, не только четырёхлистник пользуется в народе славой. Считается, что большей удачи достигнет человек, нашедший пятилистник или даже шестилистник.
Так что ищите и да пребудет с вами Удача!
О сайте и Нижнем Иргинске
Последние обновления:
——
Целью создания сайта является публикация генеалогического дерева семьи Смирновых, Сельнихиных, Таланцевых, Кузнецовых. В данный момент на сайте собрана информация примерно около 1200 человек. Сайт призван объединить всю имеющеюся информацию для родственников, а так же для поиска потенциальных родственников.
Жизнь началась в этом ущелье еще в ХVII веке, когда сюда, на Камень, как называли тогда Урал, бежали от преследований староверы. Они пришли с реки Керженец, от имени которой, очевидно, происходит и местное название староверов – кержаки. Нижнеиргинск, как и большинство уральских селений, жил промышленностью, а не сельским хозяйством, здесь был медеплавильный завод. А из всех крепостных работников повсеместно больше других ценились староверы – в силу строгого их воспитания и большой ответственности в труде. Крайняя западная точка (ее долгота 57°14′) Свердловской области находится на опушке небольшой лесной рощи посреди характерного приуральского лесостепного ландшафта. В 12 км к востоку расположено село Нижняя Ирга (Нижнеиргинское) Красноуфимского района. Село находится на обоих берегах реки Иргины. Рядом с ним расположен памятник природы – Нижнеигринская дубрава – самое восточное место естественного произрастания дуба.
В России задолго до Тулы Нижнеиргинский медеплавильный завод делал первые самовары, о чем свидетельствует экспозиция самоваров в музее села Нижний Иргинск Свердловской области. По мнению уральских краеведов первый русский самовар изобрели в селе Нижне-иргинск Красноуфимского района за несколько десятилетий до появления знаменитого тульского. В государственном архиве Свердловской области они нашли документ, в котором упоминается о нижнеиргинском самоваре. Ученые говорят, что более двухсот лет назад в маленьком уральском селе был даже налажен их серийный выпуск. Они пользовались спросом, особенно во время военных конфликтов. Солдаты тогда использовали самовары в качестве термоса. Уральские ученые говорят, что самовары делали в Нижне-иргинске до начала 19 века. Потом сельский медеплавильный завод пришел в упадок, самовары стали делать кустарным способом. А через некоторое время на весь мир прославились тульские самовары. Появилась даже поговорка: » Со своим самоваром в Тулу не ездят». О том, что родина самовара – уральское село Нижне-иргинск практически никто не знает.
Первая история: село Нижнеиргинское и его жители
Раскрывая тему пленера «Народы края», художников привезли в село староверов — Нижнеиргинское. Хотя сегодня оно вряд ли попадает под эту категорию. Изначально же Нижнеиргинск заселялся выходцами из центральной России, а они почти все были — староверами. Долгие годы количество староверов в селе значительно превышало православных христиан. Старую веру здесь строго блюли и поддерживали. На сегодняшний день староверов в селе очень мало. Но вот чем можно похвастаться, так это тем, что натурщицами на пленере были четыре бабушки из нижнеиргинского ансамбля «Огонек» все до единой – староверки. Здесь мне хочется рассказать вам две вещи.
Женщины из ансамбля «Огонек»
Во-первых, о женщинах из ансамбля «Огонек». Самым главным достоянием любого места являются, конечно, люди. Мне посчастливилось познакомиться с женщинами из ансамбля «Огонек» в 2013 году, которые своими песнями покорили сердца не только сельчан, но и наш город, Екатеринбург, Башкирию, где выступали не раз. Их сплочённому коллективу уже 23 года.
Как праздника они ждут посиделок, что устраивает в стенах музея по воскресеньям Татьяна Савельевна. Женщины приходят сюда поговорить, попить чай, попеть песни. Одна из старших — Смирнова Евгения Ефимовна (89 лет). Эта женщина не скупится на улыбки, восхищает бодростью духа, прекрасно поет и сочиняет частушки — «Чем не жена?» — улыбаясь, спрашивает она. Так же в коллективе: Смирнова Нина Ефимовна (85 лет), Торопова Евгения Федоровна (78 лет), Симагина Мария Григорьевна (80 лет), Чечулина Анна Степановна (69 лет), Калинина Надежда Платоновна (66 лет), Ардышева Анна Васильевна (60 лет) и Смирнова Татьяна Савельевна.
О каждой из них хочется говорить только тёплые слова. Они поют от души песни весёлые и грустные, песни еще своих бабушек. Слушая их, я поняла, что ни в какое сравнение их пение не идет с примитивной современностью. В их песнях куплет тонко ложится к другому куплету, создавая сюжет, плавно движущуюся историю, естественное повествование о судьбах и характерах, поучениях и рассуждениях.
Во-вторых, Иргинский завод стал впоследствии ещё одним центром Уральского старообрядчества. Образ типичной женщины-староверки прекрасно показывает музейный экспонат — куколка, одетая в косоклинник – «сарафан до пола» как сказали бы сегодня. Под косоклинник надевалась рубаха. Женщина должна была, ходить с покрытой головой, поэтому платок, который прихватывался под подбородком булавочкой – обязательный женский атрибут. Если женщина выходила на улицу без платка говорили – «опростоволосилась».
Так же староверы не выходили на улицу не подпоясавшись. Пояс являлся не только необходимым атрибутом одежды, но и выполнял роль оберега. Он как бы заключал тело человека в защитный круг, а вышитые священные слова молитв, придавали ему большей силы. Если мужчина выходил без пояса говорили – распоясался. «Чур меня – означало: храни меня пращур (предок)» – замечает Татьяна Савельевна.
Здесь же в этом староверческом музейном уголке — икона, кадило с угольками, медная лампадка, изготовленная на Нижнеиргинском заводе, подрушник, на который клали руки во время молитв, старинные книги с молитвами. Считалось, что чем толще свеча, тем больше грехов человек замолит. Говорят, у Ивана Грозного свеча была диаметром 1 метр и лоб не заживал (видимо часто прикладывался лбом о пол в молениях).
Что касается икон, то Нижнеиргинск славился не только своими заводами, но и мастерами, которые искусно их выполняли. Печальной датой в жизни староверов Нижнеиргинска стало 13 марта 1938 года, когда сгорела церковь. На месте сгоревшего сооружения (в 2009 году) поставили часовенку. В праздники староверы молятся тут и по сей день. Правда, сегодня в селе больше развита православная вера.
Часовенка староверов в селе Нижнеиргинское