Удивительные истории села нижнеиргинское

Погода в селе Нижнеиргинское

Сейчас 19:07

−11.4Переменная облачностьОщущается: −17.8 °CОсадки: 0 ммДавление: 754 ммВлажность: 72%Ветер: 4.0 м/с, ЮЗ

20:00

−11.7Переменная облачностьОщущается: −18.1 °CОсадки: 0 ммДавление: 754 ммВлажность: 72%Ветер: 4 м/с, ЮЗ

21:00

−11.8Переменная облачностьОщущается: −18.2 °CОсадки: 0 ммДавление: 754 ммВлажность: 71%Ветер: 3.9 м/с, ЮЗ

22:00

−12.2Переменная облачностьОщущается: −18.8 °CОсадки: 0 ммДавление: 754 ммВлажность: 72%Ветер: 4.2 м/с, ЮЗ

  • 3 дня
  • 7 дней
  • 10 дней
  • Почасовая

Погода в селе Нижнеиргинское на 10 дней

18Января, СегодняВосход: 09:34Закат: 17:08Долгота дня: 07ч 33мин03:17
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −13−11 Переменная облачность −20 752 69 5.3 ЮЗ
Утро −14−12 Переменная облачность −20 753 73 5.2 ЮЗ
День −11−9 Переменная облачность −17 754 66 4.4 ЮЗ
Вечер −13−11 Переменная облачность −18 754 72 4.2 ЮЗ
19Января, ЧетвергВосход: 09:33Закат: 17:10Долгота дня: 07ч 37мин03:23
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −14−12 Переменная облачность −19 754 71 4.0 ЮЗ
Утро −14−12 Переменная облачность −19 754 65 4.3 ЮЗ
День −10−8 Переменная облачность −16 754 56 4.4 ЮЗ
Вечер −11−9 Ясно −17 754 66 4.8 ЮЗ
20Января, ПятницаВосход: 09:32Закат: 17:12Долгота дня: 07ч 40мин03:28
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −11−9 Ясно −17 755 64 5.0 ЮЗ
Утро −11−9 Ясно −17 755 58 5.2 ЮЗ
День −9−7 Ясно −15 755 51 5.4 ЮЗ
Вечер −11−9 Переменная облачность −18 755 62 6.2 ЮЗ
21Января, СубботаВосход: 09:30Закат: 17:14Долгота дня: 07ч 44мин03:32
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −11−9 Переменная облачность −18 755 68 6.9 ЮЗ
Утро −11−9 Облачно −18 756 67 6.6 ЮЗ
День −9−7 Облачно −17 нд 755 65 6.9 ЮЗ
Вечер −10−8 Облачно −18 нд 754 71 6.7 ЮЗ
22Января, ВоскресеньеВосход: 09:29Закат: 17:16Долгота дня: 07ч 47мин03:36
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −11−9 Облачно −19 нд 753 70 7.3 ЗЮЗ
Утро −11−9 Облачно −18 нд 752 75 6.1 ЗЮЗ
День −11−9 Облачно −17 нд 752 80 5.2 ЗЮЗ
Вечер −11−9 Облачно −15 нд 752 88 3.7 ЗЮЗ
23Января, ПонедельникВосход: 09:27Закат: 17:18Долгота дня: 07ч 51мин03:41
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −9−7 Облачно −13 нд 753 91 3.3 ЗСЗ
Утро −8−6 Облачно −13 нд 754 88 3.3 СЗ
День −9−7 Облачно −14 нд 754 86 3.2 ЗСЗ
Вечер −10−8 Облачно −15 нд 754 90 3.3 ЗСЗ
24Января, ВторникВосход: 09:25Закат: 17:20Долгота дня: 07ч 55мин03:45
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −11−9 Облачно −15 нд 753 91 3.2 ЗСЗ
Утро −11−9 Облачно −15 нд 752 89 2.7 З
День −10−8 Облачно −14 нд 751 85 3.4 ЗЮЗ
Вечер −10−8 Облачно −14 нд 749 88 3.5 ЗЮЗ
25Января, СредаВосход: 09:24Закат: 17:23Долгота дня: 07ч 58мин03:48
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −11−9 Облачно −15 нд 747 92 3.5 ЗЮЗ
Утро −13−11 Облачно −18 нд 746 86 3.8 ЗЮЗ
День −12−10 Облачно −17 нд 745 86 3.6 ЮЗ
Вечер −13−11 Облачно −18 нд 744 85 3.6 ЮЗ
26Января, ЧетвергВосход: 09:22Закат: 17:25Долгота дня: 08ч 02мин03:53
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −14−12 Облачно −20 нд 743 84 4.9 ЮЗ
Утро −15−13 Облачно −22 нд 742 82 5.1 ЮЗ
День −14−12 Облачно −20 нд 741 72 4.7 ЮЗ
Вечер −14−12 Ясно −21 нд 740 74 5.8 ЮЗ
27Января, ПятницаВосход: 09:20Закат: 17:27Долгота дня: 08ч 06мин03:57
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь −13−11 Облачно −20 нд 738 75 6.6 ЮЗ
Утро −14−12 Облачно −21 нд 736 78 6.7 ЮЗ
День −10−8 Облачно −18 нд 736 82 7.0 ЮЗ
Вечер −9−7 Облачно −16 нд 736 83 7.1 ЮЗ
  • 3 дня
  • 7 дней
  • 10 дней
  • Почасовая

Свердловская область, Россия

  • Екатеринбург
  • Нижний Тагил
  • Каменск-Уральский
  • Первоуральск
  • Асбест
  • Серов
  • Новоуральск
  • Верхняя Пышма
  • Ревда
  • Полевской
  • Краснотурьинск
  • Березовский
  • Кушва
  • Лесной
  • Североуральск
  • Алапаевск
  • Верхняя Салда
  • Качканар
  • Кировград
  • Ирбит

О прогнозе

На нашем сайте Вы всегда сможете найти точный прогноз погоды в селе Нижнеиргинское на 3 дня, долгосрочный прогноз на 10 дней, а так же подробный почасовой прогноз погоды. Точность прогноза погоды на 3 дня составляет 80-90%. Данные предоставлены компаниями NOAA, ECMWF, OpenWeatherMap. Любое использование данных с этого сайта означает полное принятие Вами условий пользовательского соглашения.

Третья история: как село Нижнеиргинское стало чемпионом по футболу

Во второй половине дня поехали по селу с Татьяной Савельевной Смирновой (заведующая нижнеиргинского краеведческого музея). Татьяна Савельевна – мой герой. Уже не первый год её знаю – это кладезь знаний и человеческого тепла. Так вот мы ехали и останавливались фотографировать старинную архитектуру, красоту природы, просто какие-то деревенские мотивы.

Один раз остановились, смотрим идёт по мосту в нашу сторону мужчина, приветливо улыбается. Мы – люди общительные да и Иван (так зовут мужчину – Иван Леонидович Серенко) не промах. Разобщались до того, что он рассказал нам два своих лично сочиненных стиха. Первый стих про прекрасных женщин. Второй — про село Нижнеиргинское и людей, которые там живут. Стихи – замечательные! Мы так ему и сказали, начали его хвалить – он засмущался и ляпнул фразу Матроскина из мультика «Простоквашино», что еще и «крестиком вышивать умеет». Но это была шутка.

А вот совсем даже не шутка — история о футболе. Он рассказал, что в 1977 году нижнеиргинская команда по футболу была первой среди лучших команд по району. Они одержали победу сначала среди близлежащих совхозных команд, а затем на чемпионате района по футболу.

Наш герой – Иван, был в команде методистом и игроком. Или как он сам выразился – играющим тренером.

Иван Леонидович Серенко

Он принёс нам пожелтевшие от времени дипломы и грамоты; рассказал историю, как они когда-то создавали для команды логотип «Ирга» и как этот логотип стал «символом» села на долгие годы – его даже печатали, кажется, на машинах.

Иван рассказал историю, как они одержали эту победу. Какая-то очень сильная команда отказалась ехать к ним в Нижнеиргинское – мол, что мы будем тратить на них своё время? Пусть они к нам едут, и мы им тут наваляем! Им по правилам того времени за неявку поставили 2:0 в пользу Нижнеиргинской команды.

Позже Нижнеиргинская футбольная команда поехала к соперникам на поле, и в этот день зарядил ливень. Футбольное поле превратилось в реку и игроки там не играли – плавали в грязной жиже. Ни та ни другая футбольная команда толком играть не могла. Соперники кое-как забили один гол, но в итоге всё равно проиграли – сказалась та «высокомерная» неявка.

Вот так село Нижнеиргинское стало чемпионом по футболу в 1977 году.

Переселенцы на Иргинский завод

Рабочая сила на заводе была собрана со всех концов России, как и на остальных заводах Урала. Это были следующие категории людей: государственные крестьяне, приписанные к заводам и отрабатывающие здесь подушную подать; крепостные крестьяне, купленные для работы на заводах или принадлежавшие лично заводчикам- дворянам; беглые, отдававшиеся специальными указами правительства в число крепостных заводских людей. Заводчики охотно принимали к себе бежавших на Урал помещичьих крестьян и затем закрепощали их. Из этих крестьян складывались кадры заводских людей, постоянно занятых на производстве и выполнявших более квалифицированную работу (подмастерья, кузнецы, плотники и другие). Но среди лиц, выполнявших квалифицированную работу были и люди, поступившие работать по найму, положение которых отличалось от положения крепостных. Рабочие приписные и крепостные выполняли, в основном, подсобные работы по заготовке дров и угля, добыче руды, перевозкам. Они подвергались жестокой эксплуатации. Широко применялись телесные наказания, ссылка на каторгу.

При открытии завода стало ясно, что рабочей силы недостаточно, поэтому Осокины начали покупку помещичьих, монастырских и государственных крестьян для заводских работ. И поехали на Урал переселенцы  из  разных уголков  России. ?На  Иргинский  завод  были привезены крестьяне: из Нижегородской губернии, Балахнинского уезда, Московской губернии, Ярославского уезда; Московской губернии, Ярославского уезда; из города Коломны, Московского уезда; Санкт-Петербургской губернии, Бежецкого уезда, Угличского уезда; Архангелогородской губернии, Вологодского уезда; Казанской губернии, Сибирской губернии.

Примечания

  1. ↑ Численность и размещение населения Свердловской области. Всероссийская перепись населения 2010 года. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Дата обращения: 16 апреля 2021. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года.
  2. Рундквист Н., Задорина О. Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: Квист, 2009. — С. 456. — ISBN 978-5-85383-392-0. Архивная копия от 19 июня 2017 на Wayback Machine
  3. Коряков Ю. Б. Этно-языковой состав населённых пунктов России :  : база данных. — 2016.

Четвертая история: пожар тушили всем селом

Раньше, когда в Нижнеиргинске начинался пожар, звонили в колокол, который стоял на горе — сообщали о пожаре и к месту происшествия сбегались все сельчане. Сами понимаете время какое было – захудалая лошаденка с бочкой воды (к примеру) не осилит несколько полыхающих изб.

Так вот сбегались люди и помогали тушить это народное бедствие. Но чтобы всё было намного эффективнее на избы нижнеиргинских изб были приколочены железные напоминалки: кому что брать с собой в случае пожара.

Семья из этого дома должна была принести ведро

У кого-то на табличке был нарисован багор, у кого-то ведро, у кого-то лесенка или лопата. В общем, чтобы не прибежали все с пустыми руками или одним и тем же придумали такую вот вполне себе логичную схему, которая работала долгие годы.

Семья из этого дома должна была принести багор

Ольга Николаевна Кузнецова показала мне эти проржавленные и пожелтевшие от времени таблички и это так мило. Сейчас ведь такого нет. А раньше подобные таблички были везде даже на деревянных домах Красноуфимска. На старых нижнеиргинских домах они еще частично сохранились.

Строительство завода купцами Осокиными

Это благодатное место и отметил в  1722 году начальник Уральских горных  заводов  Вильгельм-де-Геннин, исследуя  Кунгурский  край. По результатам поездки он издает указ следующего содержания: « Надлежит построить на реках Егушихе и Иргине медные плавильные     и для     дела    железа    и     стали    двои заводы.  Всем, кто пожелает   к   строению   тех   заводов   кирпич   и   уголь   ставить   и амбары  строить  подрядом  и те  б  люди  подряду и договору  о цене являлись    в    канцелярию    ведомства    господина    генерала — майора немедленно».

В   1725   году   в   наши   края   приезжают, объединив   свои   капиталы, москвичи Клим Лекин, Авдей Рязанцев и калужанин Иван Кадмин. К, ним присоединяется, владеющий солидным капиталом, москвич Федор Евдокимов.    Они получают    от    горного    ведомства    разрешение на постройку завода и начинают его строительство. Медленно идет стройка, денег не хватает и Иван Кадмин едет в Москву  для  переговоров  с Евдокимовым  и за недостающими деньгами   на   строительство   завода.   По   неизвестным   причинам    он обратно   не   приехал   и   денег   не   прислал.   Клим   Лекин   и   Авдей Рязанцев    уже    сделали определенную    подготовку    к    предстоящему строительству, но строить завод оказалось не на что.

Этим воспользовались двоюродные братья Петр Игнатьевич и Гаврила Полуэктович Осокины. Это уроженцы деревни Еремеево, расположенной в Балахнинских вотчинах Троице- Сергиевой лавры, то есть они были крепостными крестьянами, принадлежащими монастырю. Положение Осокиных было более сложным, чем Тульских промышленников Демидовых. Монастырские управители притесняли богатых крестьян, стремясь урвать с них прибыль, но в то же время и не мешали им богатеть. Постоянно на них оказывалось давление, потому что и на заводах у них работали монастырские крестьяне. Приказчик Иргинского завода Родион Набатов, раскольник, крепостной крестьянин из села Копосова вотчины Троице-Сергиева монастыря. Он переселился на завод вместе с семьей без всякого указанного паспорта и отпуска духовных властей. Более того, он сманил на завод всех своих родственников и других тяглых крестьян в количестве 69 душ «…которые по тому ево Набатова подговору без увольнения от Троицкой Лавры и без данных им пашпартов в разных годах на той ево, Осокина, завод овне одни, а другия з женами и з детьми перебрались.»

Благодаря энергичным действиям Родиона Федоровича Набатова, в феврале 1728 года, после годичной тяжбы, Осокины вынудили московских купцов продать им завод, который только начали строить, и разведанные рудники. Из-за рудников у них часто возникают конфликты с Демидовскими приказчиками, так как Осокины зачастую эксплуатировали рудники, разведанные рудознатцами Демидова.

В 1728 году Осокины продолжают строить завод, а 20 ноября 1730 года происходит официальное открытие завода. В 1733 году проездом в заводе побывал Вильгельм-де- Геннин, который писал позднее, что «… железная руда довольно бедного содержания, добывается в 20 верстах от завода ,а медная привозится с речки Бирмы (приток речки Турыш),на территории завода была одна товарная лавка, в которой продавались разные плохие товары, привозимые из Москвы, и медная луженая посуда местного изготовления.» О заводе того времени он говорит, что там «… построено две медеплавильных печи, одна домна, два молота, где чугун переделывают в железо и плавят медь, из которой делают разную посуду…», в том числе и самовары, которые впервые в России стали изготовлять на Иргинском заводе.

|

Вторая история: нижнеиргинская матрешка

То, что Нижнеиргинск – родина самовара слышали? Наверняка слышали! А вот про Нижнеиргинскую матрешку я вам сейчас расскажу.

Нижнеиргинские матрешки

Наталья Сергеевна Позднякова, она же учитель рисования и черчения в нижнеиргинской школе и ее ученица Аня Петрова в 2016 году создали нижнеиргинскую матрешку. Над её созданием они работали два года. Работа проходила под чутким наблюдением Татьяны Савельевны – собственно она консультировала создателей. Помогали в создании матрешек и бабушки из ансамбля «Огонек» — они приносили в музей свои старинные полушалки, передники с замысловатыми узорами и т.д. Все эти узоры пришедшие к нам из старины легли в основу узоров украшающих нижнеиргинские матрешки.

Однажды на пленере мы с художниками разговорились на тему того, что раньше люди вкладывали много смысла в то, что их окружало. Например, узоры на наличниках, на предметах быта и одежды несли в себе много знаний. Так вот частичка подобной мудрости заключена в нижнеиргинских матрешках. Основной узор одной из матрешки – черно-красный расцветки. Черный цвет у наших предков символизировал собой землю. Красный – солнышко. Весь этот узор переплетается растительным орнаментом: цветами и зеленью.

Две основных матрешки это матрешка-рукодельница с присущей ей атрибутикой в руках. Матрешка-хозяюшка — это пожалуй основная тема. Поскольку самая первая большая матрешка держит в руках самовар – символ Нижнеиргинска. Здесь нижнеиргинцы напоминают о том, что их село – родина самовара. Следующая за ней матрешка встречает гостей с хлебом-солью. Другая стоит с чайником, поменьше – с баранками. Три маленьких матрешки в руках ничего не держат – это маленькие детки. Всего матрешек – семь штук.

В 2017 году Наталья Сергеевна и Аня представили своих матрешек в Екатеринбурге, где завоевали первое место среди всех областных проектов. Перед этим они завоевали со своей работой первое место по району.

Из приятных бонусов: благодаря успехам связанным в проекте с матрёшкой девочка Аня съездила на отдых в лагерь «Артек» (Крым).

История

Ранее село имело следующие названия: Иргинский Завод, Нижнеиргинский Завод (после 1771 года) Осокино. Село имело и местные названия: Нижнеиргинское, Иргинск. Основатели села — раскольники-староверы с реки Керженец Нижегородской губернии, бежавшие в XVII веке от преследований на башкирскую землю.

В селе работали кожевенные мастера-сапожники, а их продукция неоднократно представлялась на всероссийских выставках. В 1912 году было открыто кожевенно-обувное ремесленное училище. В войну 1914 году ученики шили портупеи, армейские ремни и патронташи. Кооперативная артель «Кустарь», созданная в советские годы, позднее превратилась в филиал фабрики «Уралобувь» (Екатеринбург). В селе работали лесоперерабатывающее предприятие и грязелечебница.

Пятая история: четырехлистный клевер

Когда мы были на пленере в селе Нижнеиргинское художница Наталья Наумова показала мне листик клевера, да не обычный, а – четырехлистник! Она нашла листик с подругой Людмилой совершенно случайно.

Четырехлистный клевер в руках Натальи Наумовой

Находятся такие четырехолистники крайне редко, но нашедшему его человеку по поверью листок принесёт большую Удачу. Многие так разгадывают значение трехлистного клевера – символа удачи: первый листок, якобы, означал надежду; второй – веру; третий, соответственно, заключал в себе любовь; а четвёртый символизировал огромную удачу. Поэтому найти неожиданно четырехлистный клевер связывалось с получением надежды на успех.

Поклонялись четырёхклеверу и друиды. Они считали, что означает найденный четырехлистный клевер четыре элемента природы: стихию земли, стихию воды, стихию воздуха, стихию огня. Таким образом, значение четырёхлистного клевера связывалось с самим мирозданием.

Не было большей удачи, как наткнуться в природе неожиданно на это удивительное растение, ведь встречалось оно чрезвычайно редко: один раз на 10 000 растений!

Но, оказывается, не только четырёхлистник пользуется в народе славой. Считается, что большей удачи достигнет человек, нашедший пятилистник или даже шестилистник.
Так что ищите и да пребудет с вами Удача!

О сайте и Нижнем Иргинске

Последние обновления:

——

Целью создания сайта является публикация генеалогического дерева семьи Смирновых, Сельнихиных, Таланцевых, Кузнецовых. В данный момент на сайте собрана информация примерно около 1200 человек. Сайт призван объединить всю имеющеюся информацию для родственников, а так же для поиска потенциальных родственников.

Жизнь началась в этом ущелье еще в ХVII веке, когда сюда, на Камень, как называли тогда Урал, бежали от преследований староверы. Они пришли с реки Керженец, от имени которой, очевидно, происходит и местное название староверов – кержаки. Нижнеиргинск, как и большинство уральских селений, жил промышленностью, а не сельским хозяйством, здесь был медеплавильный завод. А из всех крепостных работников повсеместно больше других ценились староверы – в силу строгого их воспитания и большой ответственности в труде. Крайняя западная точка (ее долгота 57°14′) Свердловской области находится на опушке небольшой лесной рощи посреди характерного приуральского лесостепного ландшафта. В 12 км к востоку расположено село Нижняя Ирга (Нижнеиргинское) Красноуфимского района. Село находится на обоих берегах реки Иргины. Рядом с ним расположен памятник природы – Нижнеигринская дубрава – самое восточное место естественного произрастания дуба.
В России задолго до Тулы Нижнеиргинский медеплавильный завод делал первые самовары, о чем свидетельствует экспозиция самоваров в музее села Нижний Иргинск Свердловской области. По мнению уральских краеведов первый русский самовар изобрели в селе Нижне-иргинск Красноуфимского района за несколько десятилетий до появления знаменитого тульского. В государственном архиве Свердловской области они нашли документ, в котором упоминается о нижнеиргинском самоваре. Ученые говорят, что более двухсот лет назад в маленьком уральском селе был даже налажен их серийный выпуск. Они пользовались спросом, особенно во время военных конфликтов. Солдаты тогда использовали самовары в качестве термоса. Уральские ученые говорят, что самовары делали в Нижне-иргинске до начала 19 века. Потом сельский медеплавильный завод пришел в упадок, самовары стали делать кустарным способом. А через некоторое время на весь мир прославились тульские самовары. Появилась даже поговорка: » Со своим самоваром в Тулу не ездят». О том, что родина самовара – уральское село Нижне-иргинск практически никто не знает.

Первая история: село Нижнеиргинское и его жители

Раскрывая тему пленера «Народы края», художников привезли в село староверов — Нижнеиргинское. Хотя сегодня оно вряд ли попадает под эту категорию. Изначально же Нижнеиргинск заселялся выходцами из центральной России, а они почти все были — староверами. Долгие годы количество староверов в селе значительно превышало православных христиан. Старую веру здесь строго блюли и поддерживали. На сегодняшний день староверов в селе очень мало. Но вот чем можно похвастаться, так это тем, что натурщицами на пленере были четыре бабушки из нижнеиргинского ансамбля «Огонек» все до единой – староверки. Здесь мне хочется рассказать вам две вещи.

Женщины из ансамбля «Огонек»

Во-первых, о женщинах из ансамбля «Огонек». Самым главным достоянием любого места являются, конечно, люди. Мне посчастливилось познакомиться с женщинами из ансамбля «Огонек» в 2013 году, которые своими песнями покорили сердца не только сельчан, но и наш город, Екатеринбург, Башкирию, где выступали не раз. Их сплочённому коллективу уже 23 года.

Как праздника они ждут посиделок, что устраивает в стенах музея по воскресеньям Татьяна Савельевна. Женщины приходят сюда поговорить, попить чай, попеть песни. Одна из старших — Смирнова Евгения Ефимовна (89 лет). Эта женщина не скупится на улыбки, восхищает бодростью духа, прекрасно поет и сочиняет частушки — «Чем не жена?» — улыбаясь, спрашивает она. Так же в коллективе: Смирнова Нина Ефимовна (85 лет), Торопова Евгения Федоровна (78 лет), Симагина Мария Григорьевна (80 лет), Чечулина Анна Степановна (69 лет), Калинина Надежда Платоновна (66 лет), Ардышева Анна Васильевна (60 лет) и Смирнова Татьяна Савельевна.

О каждой из них хочется говорить только тёплые слова. Они поют от души песни весёлые и грустные, песни еще своих бабушек. Слушая их, я поняла, что ни в какое сравнение их пение не идет с примитивной современностью. В их песнях куплет тонко ложится к другому куплету, создавая сюжет, плавно движущуюся историю, естественное повествование о судьбах и характерах, поучениях и рассуждениях.

Во-вторых, Иргинский завод стал впоследствии ещё одним центром Уральского старообрядчества. Образ типичной женщины-староверки прекрасно показывает музейный экспонат — куколка, одетая в косоклинник – «сарафан до пола» как сказали бы сегодня. Под косоклинник надевалась рубаха. Женщина должна была, ходить с покрытой головой, поэтому платок, который прихватывался под подбородком булавочкой – обязательный женский атрибут. Если женщина выходила на улицу без платка говорили – «опростоволосилась».

Так же староверы не выходили на улицу не подпоясавшись. Пояс являлся не только необходимым атрибутом одежды, но и выполнял роль оберега. Он как бы заключал тело человека в защитный круг, а вышитые священные слова молитв, придавали ему большей силы. Если мужчина выходил без пояса говорили – распоясался. «Чур меня – означало: храни меня пращур (предок)» – замечает Татьяна Савельевна.

Здесь же в этом староверческом музейном уголке — икона, кадило с угольками, медная лампадка, изготовленная на Нижнеиргинском заводе, подрушник, на который клали руки во время молитв, старинные книги с молитвами. Считалось, что чем толще свеча, тем больше грехов человек замолит. Говорят, у Ивана Грозного свеча была диаметром 1 метр и лоб не заживал (видимо часто прикладывался лбом о пол в молениях).

Что касается икон, то Нижнеиргинск славился не только своими заводами, но и мастерами, которые искусно их выполняли. Печальной датой в жизни староверов Нижнеиргинска стало 13 марта 1938 года, когда сгорела церковь. На месте сгоревшего сооружения (в 2009 году) поставили часовенку. В праздники староверы молятся тут и по сей день. Правда, сегодня в селе больше развита православная вера.

Часовенка староверов в селе Нижнеиргинское

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: