Село усть-кишерть: интересные места, загадочные карстовые озёра и древние клады

Достопримечательности[править]

Природные достопримечательностиправить

Мраморный карьер Рускеала, где раньше добывали мрамор, использовавшийся при строительстве Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге, а теперь создан туристический горный парк. В четырёх километрах от парка расположена система из четырёх водопадов на реке Тохмайоки.

Ладожские шхеры.

Национальный парк Паанаярви.

Историческиеправить

  • Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи.
  • Мыс Бесов нос с петроглифами.
  • Уницкая губа: мегалитический памятник Пегрема и висячие озёра.
  • Сортавала, с сохранившейся финской застройкой начала 20 века.
  • Музей Беломоро-Балтийского канала в Повенце и мемориал жертвам политических репрессий в Сандармохе, в окрестностях Медвежьегорска.
  • Чтобы посмотреть на историю коренных народов, можно съездить в деревни, имеющие статус «исторических», сохранившие старинную архитектуру : Кинерма, Михайловская, Шелтозеро, Корза, Рубчойла.

Как добраться

Усть-Кишерть находится в 126 километрах от Перми (по трассе). От города можно добраться на машине или на электричке.

  • На автомобиле. Двигайтесь по Пермскому тракту. Не доезжая до города Кунгур, поверните на Усть-Кишерть.
  • На электричке. Поезда отходят от станции «Пермь-2». Конечная – Шаля, Кордон или Кишерть. Они отправляются несколько раз в день. Среднее время в пути составляет 2 часа.

Усть-Кишерть Пермского края – это небольшое село с богатой историей. Оно существует уже более трёхсот лет и является одним из самых старых на территории региона.

Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные озёра и красивые леса, порыбачить. Это точка, обязательная для посещения, если вы ищите живописные места или держите маршрут дальше по району.

Охота за сокровищами — русский народный промысел

Вместе с кладами появились и кладоискатели. Кто же откажется от несметных богатств, зарытых прямо под ногами? Сильнее всего кладомания охватила крестьян, живших впроголодь под тяжестью государственных и господских поборов. Подневольное положение, длившееся веками, воспитало в них веру в невозможность обогащения честным трудом: «от трудов праведных не наживешь палат каменных».

Известно, что клады на Руси делали с раннего Средневековья. Об этом говорят как письменные источники, так и реальные находки археологов. С кладоискательством всё сложнее — от XI–XV веков у нас остались разве что летописи и жития святых. Упоминания о кладоискателях в них отрывочны.

В 1626 году в Путивле крестьянин Роман Гаврилов нашел в древнем кургане «золота два прута, да 26 плащей (пластин), да 9 перстней золотых, и пуговицы, и иные мелкие статьи золотые и серебряные» — вероятнее всего, клад или захоронение какого-то древнерусского князя. Спустя три года в Можайске казачий сын Пахомка Коверзин отрыл в земле у горы кувшин денег.

В 1638 году в Курске бобыльский сын Михейка с нищим Акимкой и его пасынком Артюшкой близ горы нашли горшочек с восемью золотниками татарских денег и пятью лубочками волоченого серебра весом в 28 золотников. Спустя 30 лет близ Воронежа казак откопал «под дубом котел небольшой пивной денег, да на тех деньгах лежат три или четыре бруска литых, неведомо какие, накрыт тот котел сковородою железною».

Золотые кольца из кладов XII–XIII веков. Источник

В 1673 году в Старой Рязани несколько крестьян отыскали погреб с литым серебром, золотыми плитами и прутьями, цепями и богатыми ювелирными украшениями — видимо, один из княжеских или боярских кладов, зарытых в 1237-м при взятии Рязани Батыем. В 1702 году можайскому воеводе донесли на людей, отрывших пару сотен «старинных денег и денежек». Некоторые становились кладоискателями поневоле, обнаружив сокровища случайно: в 1623 году в Черни к воеводе явились дети боярские и признались, что случайно нашли рядом с Головкиным лесом кувшин денег.

В XVIII–XIX веках эпидемия кладоискательства ничуть не спала. После отмены крепостного права в 1861 году многие крестьяне получили неудобья — непаханые земли, часто места древних городищ и могильников.

Исключения случались редко: в 1828 году три рязанца откопали крупный клад из серебряных новгородских гривен XIII века, но скрыть находку не смогли и передали ее в Эрмитаж.

Бармы (нашейное украшение) из клада XII–XIII веков, случайно найденного крестьянами в Старой Рязани в 1822 году. Обнаружив сокровище, они передали его властям, а в благодарность получили от императора 10 000 рублей. Источник

Новости о найденных кладах вдохновляли людей на поиски. Иногда «кладовая лихорадка» охватывала села и города. В селе Залесье на Херсонщине десятки крестьян клюнули на легенду о запорожском кладе, состоящем из 12 бочонков с золотом, и три года безуспешно искали его в степи. Около 1890 года крестьяне села Ильинского Макарьевского уезда всю весну бродили по лесу в поисках таинственного разбойничьего клада, но тоже ничего не нашли. В это же время золотая лихорадка охватила толпу костромских крестьян во главе с местным священником. Полиции пришлось разгонять их силой.

Историки недолюбливали кладоискателей  находки, способные дополнить картину прошлого, миновали ученых и бесследно исчезали. В 1859 году появилась Археологическая комиссия, которая выплачивала вознаграждения за сдачу кладов. Идея сработала лишь отчасти: в основном в комиссию присылали монетные клады.

Чем заняться[править]

Театры Петрозаводскаправить

  • Музыкальный театр Республики Карелия
  • Национальный театр Республики Карелия
  • Кукольный театр Республики Карелия
  • Молодёжный театр «Творческая Мастерская»
  • Негосударственный авторский театр «Ad Liberum»

Маршрутыправить

Через республику проходит международный туристский маршрут «Голубая дорога», связывающий Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию. В России он проходит только по территории Карелии, пересекая её с запада на восток (и следуя по городам Вяртсиля A130 (Олонец) — Колатсельга — Палалахта — Куккойла — Юргилица — Ведлозеро — Щеккила — Кутчезеро — Крошнозеро — Маньга — Пряжа Р21 — Матросы — Половина — Петрозаводск— Кондопога — Медвежьегорск А119 — Повенец — Пудож).

Основные достопримечательности на маршруте:

  • Ладожское озеро — крупнейшее пресноводное озеро в Европе
  • Валаамский монастырь — мужской православный монастырь, расположенный на островах Валаамского архипелага
  • Петрозаводск — столица и самый крупный город Карелии
  • Кижи — музей деревянного зодчества, имеющий статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Онежское озеро — второй по величине пресноводный водоём в Европе
  • Кондопога — в окрестностях: первый российский курорт, основанный Петром I в 1719 году на базе железистых минеральных источников — «Марциальные воды», а также природный заповедник «Кивач»
  • Медвежьегорск — в окрестностях: Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером, протяженностью 227 км и одно из самых больших на Северо-Западе России захоронение жертв сталинских репрессий в Сандармохе (в 12 км от Медвежьегорска)
  • Пудож — в окрестностях: наскальные изображения, датируемые IV—III тысячелетиями до нашей эры — Онежские петроглифы, а также Водлозерский национальный парк

Активное времяпрепровождениеправить

В конце весны — начале лета возможен рафтинг по главной реке республики – Шуе. Весь весенне-летний сезон реки на практически всей территории Карелии пользуются большой популярностью среди туристов-водников, как самодеятельных, так и коммерческих групп. Зимой – можно посетить несколько республиканских горнолыжных курортов: «Ялгора» (на берегу залива Ялгуба рядом с Петрозаводском), «Малая Медвежка» (в Медвежьегорске), «Горка» (в Петрозаводске).

Популярны многодневные и однодневные туры на собачьих упряжках, их организовывают питомник ездовых собак «Кудама» и комплекс «Karjala Park» (в 30 км от Петрозаводска).

Можно ли декодировать легенды о кладах?

Сказки не возникают из пустоты, они всегда носят отпечатки мыслей, чувств и действий сказителей. Легенды о кладах не исключение: в них прослеживаются переживания крестьян и нищих. Не зря клады открываются только им — мифические рассказы о сокровищах принадлежат к народным утопическим легендам и выражают мечты масс о денежном благополучии, времени, когда всего будет в достатке. Надеяться на обогащение честным трудом не приходилось, поэтому народ ждал помощи из недр земли.

Может быть интересно

Нечистая сила, охраняющая клад, рождена неприглядной реальностью, в которой подавляющее число находок не представляло никакой ценности. Под стать церкви неудачливые кладоискатели сочиняли небылицы про бесовскую стражу и дьявольские ловушки. Того же происхождения легенды о драгоценностях, рассыпающихся в труху и черепки: в очередной раз найдя осколки посуды и позеленевшие от времени копейки, давно вышедшие из оборота, кладоискатели предпочитали обвинить во всем проклятье. Не до конца ясно, исполнялись ли на самом деле ритуалы и обряды, описанные в легендах. Это возможно, если допустить, что многие крестьяне были религиозны и искренне верили в нечистую силу.

Источник

Появление в легендах о сокровищах замков тоже неслучайно. С древнейших времен на Руси их использовали в обрядовой практике. В Юрьев день крестьяне перед выпасом обходили скот с замком или клали замок у входа в хлев, чтобы уберечь животных от болезней и нападения хищников. На свадьбе замок запирали и клали под порог сразу же после прихода в дом жениха, чтобы укрепить брак.

Из этого «обрядового семейства» и запирание сокровищ. Замки обнаружены во множестве кладов XI–XIII веков. В 1885 году в Киеве археологи нашли клад домонгольской эпохи, в котором среди серебряных слитков, золотых подвесок, браслетов и тридцати золотых сережек лежали два самых обычных железных замка. Видимо, владелец драгоценностей решил перестраховаться и поставил на клад двойную магическую защиту.

Больше о кладах и кладоискателях:

1. А. Г. Векслер, А. С. Мельникова. «Московские клады»

В совместной монографии ученый-археолог Александр Векслер и нумизмат Алла Мельникова подробно описали монетные клады, найденные в Москве и области к концу XX века. Параллельно авторы попытались объяснить, с чем связано нахождение в них тех или иных монет и как события внутренней и внешней политики России влияли на динамику появления кладов в столице.

2. Г. Ф. Корзухина. «Русские клады IX–XIII веков»

Название книги говорит само за себя — в монографии советского археолога Галины Корзухиной рассказывается о кладах домонгольского периода. Автор делает упор на материальную сторону вопроса: детально описывает содержание известных к середине XX века кладов (работа издана в 1954 году), анализирует внешний вид найденных украшений и рассуждает о русском художественном ремесле исследуемой эпохи.

3. Е. В. Кузнецов-Тобольский. «Кладоискание и предания о кладах в Западной Сибири»; В. Д. Цыбин. «Заговоренные клады и кладоискатели. Предания старины и новины заговоренные»; Е. В. Яровой. «По следам древних кладов»

Хотите больше легенд и преданий о кладах? Тогда эти книги то, что вам нужно. В статье разобраны лишь общие черты, присущие большинству небылиц о сокровищах. Самих их огромное множество: предания о кладах превращались в целые сказки, а поклажи и их хозяева становились героями фольклора наряду с богатырями и домовыми.

Немного об истории Усть-Кишерти

Люди в этих местах появились давно. Археологи обнаружили поселение и могильник Кишерть, а также в округе много других археологических памятников. Случались тут и находки древних кладов. Наиболее интересен Усть-Кишертский клад. Его нашли при распашке поля близ реки Сылвы в 1900 году. Клад состоял из 34 «чудских образков». Его передали в Археологическую комиссию, а в 1903 году клад оказался в Эрмитаже, где находится и в наши дни.

Исследователи особенно заинтересовались бронзовой пластиной с условным названием «всадник на двупалом лосе». Это сложная многофигурная трёхъярусная композиция. Тут можно выделить стилизованные изображения змея-дракона, лося, человека-всадника, птиц с раскрытыми клювами. По этой фигурке можно судить о мировоззрениях людей того времени. По мнению учёных, эта пластина символизировала отправление души в нижний мир – мир мёртвых. Кому интересно, подробнее можно почитать в книге «Пермский звериный стиль в сокровищнице Государственного Эрмитажа». Находку датировали VI-IX веками. Видимо, в древности на этом месте на берегу Сылвы было культовое место. Находили в Усть-Кишерти и древние изделия из серебра (в частности, серебряную тарелку с резным растительным орнаментом).

Фото из книги «Пермский звериный стиль в сокровищнице Государственного Эрмитажа» (СПб, 2009)

Данные о годе основания русского поселения в этом месте в литературе разнятся. Встречаются 1648, 1663-64, 1690-91 годы. Для защиты от набегов неприятелей тут построили Кишертский отрожек (некоторое время он назывался Покровским). Со временем из него выросло крупное село Усть-Кишерть. Оно находилось в Кунгурском уезде Пермской губернии.

Название дали по речке Кишертке (или Кишерти), которая в этом месте впадает в реку Сылву. Её длина 41 км. По одной версии название речки произошло от коми-пермяцких слов «ки» – «камень» и «шерть» («сьорт») – «речная долина с густым еловым лесом». Или от слова «кишор» – «каменный ручей». По другой гипотезе – образовано от татарского имени Кишер (означает «морковь»).

В 1909 году через Усть-Кишерть прошла железная дорога Пермь – Кунгур – Екатеринбург. В 1928 году в Усть-Кишерти заработал кирпичный завод, а позже на основе кирпичного, известкового и алебастрового заводов появился завод нерудных материалов. Также здесь работал колхоз, позже преобразованный в совхоз.

В селе Усть-Кишерть родились доктор физико-математических наук, профессор Алексей Малиев (1908-1966), ректор Пермской медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор Владимир Черкасов (род. 1939), музыкант Константин Завалин (род. 1979). В Усть-Кишерти более трёх десятилетий жил писатель и журналист Николай Кинёв (1942-2011). А в 2012 году в Кишертском районе формально избирался депутатом бывший министр Александр Починок (1958-2014), чтобы стать сенатором от Пермского края.

Село Усть-Кишерть – центр Кишертского района Пермского края. Численность населения – 4,6 тысяч человек.

Миф о Гиперборее

В древнегреческой мифологии Гиперборея – край далеко на севере, где солнце не садится по полгода, а жители не знают зла. Согласно трактатам Гесиода, эта страна находилась под покровительством Аполлона. О загадочной северной земле говорили не только греки – и римляне, и учёные Нового времени упоминали Гиперборею в своих трудах. Но точно никто из древних исследователей не мог сказать, где же находится мифическая страна. Интересно, что у многих народов есть предания о затерянном благоденственном крае, который поразительно напоминает древнегреческие мифы.

В XIX веке впервые прозвучит теория о том, что искать следы Гипербореи нужно на Кольском полуострове. Постепенно версия начнёт набирать сторонников, и в 20-е годы на поиски загадочной страны отправится советская экспедиция.

Сейдозеро

Характеристика

Центр Кишертского района и Усть-Кишертского сельского поселения. Село находится рядом с одноимённой железнодорожной станцией. Стоит на левом притоке Сылвы – реке Кишертка.

Основа экономики посёлка – сельское и лесное хозяйство, горнодобывающая промышленность.

К действующим относятся «Кишертская МТС» (машинно-тракторная станция), «Викон», дорожно-строительное предприятие. Работают пожарная часть, пункт технического обслуживания, лесхоз, охотхозяйство.

Население Усть-Кишерть, Пермский край, сейчас сокращается. На данный момент численность составляет около 4000 человек.

Индекс – 617600. В селе насчитывается 33 улицы. Главная и самая длинная – Советская.

Кто и зачем закапывал клады на Руси

Впервые об обычае славян делать клады упомянул византийский историк VI века Маврикий: «Они скрывают необходимые вещи под землей, не имея ничего лишнего наружи». Хронист XII века Гельмольд из Босау писал, что поморские славяне хранят всё драгоценное в земле — в кладах и тайниках. В повести о крещении Владимира, датируемой концом XI века, земные сокровища противопоставляются небесным:

В начале XII столетия древнерусский князь Владимир Мономах в «Поучении» предостерегал: «И в земле не прячьте, то нам большой грех».

Сложно сказать, почему закапывание кладов в Древней Руси возбранялось. Может, это следствие борьбы церкви со стяжательством или искреннее переживание за простой народ, чьи поклажи «подкопывають» и крадут воры. В любом случае упоминание их в таком ключе говорит о распространенности кладов в древнерусском обществе.

Фрагмент золотой диадемы из клада XII века, найденного в Киеве в 1889 году. Источник

В домонгольский период, X–XII века, клады делали в основном из-за постоянных междоусобных войн. Жители городов и деревень прятали нажитое, боясь произвола вражеских князей и их «санкций» по отношению к обитателям захваченных территорий. Серьезную угрозу представляли грабительские набеги печенегов и половцев, которые нередко доходили до Киева и опустошали всё на своем пути.

Всплеск кладов зафиксирован историками в 1230–1240-х годах во время нашествия Батыя на Русь — по силе, жестокости и масштабам разграбления монголам не оказалось равных. Зажатые между князьями и иноземными захватчиками, русские люди только и делали, что закапывали ценности. Одни покидали родной дом и, не имея возможности забрать с собой всё, прятали имущество, чтобы потом за ним вернуться. Другие укрывали драгоценности и деньги, притворяясь бедняками.

В XV–XVI веках Русь постепенно выбиралась из хаоса и крепла. Возросло могущество Москвы, росли другие города, ставшие очагами развития внутреннего рынка. На нем появлялись новые игроки: крестьяне, которые сбывали урожай для выплаты оброка и одновременно становились покупателями, русские и иностранные купцы. Росли масштабы товарного производства и денежного обращения, увеличилось производство монет, а вслед за этим и количество кладов: люди прятали в земле заработок и копили на то, что им необходимо.

Поступательное развитие государства омрачали социально-политические потрясения, которые отражались на кладах. Их количество резко возросло в 1560–1570-х годах, во время хозяйственного разорения страны опричниной: Иван Грозный погрузил государство во мрак, где ни крестьяне, ни землевладельцы не могли чувствовать себя в безопасности. А вот во время Смуты в начале следующего века кладов закапывали меньше. Людям попросту стало нечего хранить: опричнина быстро сменилась неурожаем 1601–1603 годов и польско-литовской интервенцией, ремесло и торговля пришли в упадок, денег чеканилось меньше.

Экономическое возрождение Московского государства началось только в 1620–1630-х годах. Вернулись и клады: их размеры становились огромными и достигали 6000–8000 монет. Конечно, такие запасы делали не крестьяне и рядовые горожане, а зажиточные купцы, хозяева рынка. Но с наступлением петровской эпохи они снова исчезают с радаров: развитие крупной промышленности и появление частных мануфактур позволили хранить капитал в производстве.

Во второй половине XVIII века в российских городах открылись первые банки. Все более или менее значительные сбережения дворяне и зажиточные горожане направляли туда. Но архаичное крестьянство по-прежнему закапывало пожитки в землю. Размеры кладов XVIII–XIX веков становились всё меньше и состояли в основном из копеек. Для них среди археологов появился специальный термин — «крестьянские клады».

Монетный клад в глиняном горшочке. Источник

Привычный образ клада в виде сундука, запертого амбарным замком, нетипичен для России.

Боевой топор и другие загадки

Пути археологов неисповедимы – никогда не знаешь, где что найдешь. Одна из самых ценных находок последнего времени произошла совершенно случайно. Несколько лет назад профессору Виктору Семенову (ныне, увы, покойному) студент-историк Сыктывкарского университета сообщил, что его дядя в одной из деревень Корткеросского района неподалеку от столицы Коми каким-то необычным топором рубит дрова. И когда профессор увидел этот топор, то был немало изумлен. Орудие оказалось бронзовым и имело набалдашник в виде птицы. Историки называют его «кельтом» – боевым топором, используемым для ближнего боя. Дядя студента где-то его нашел, заточил и стал использовать в хозяйстве.
Находку отнесли в Национальный музей Коми, она вошла в состав экспонатов выставки «Люди. Звери. Боги». Эта выставка экспонировалась не только в Сыктывкаре, но и в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.
Аналогичный топор еще в 1921 году археологи обнаружили в окрестностях Усть-Сысольска – на Красной горе. По словам историка Игоря Сажина, этот бронзовый боевой топор датируется XV веком до н.э. В этом местечке – нетронутые боры, где когда-то жили люди. С тех пор Красная гора стала своего рода Меккой для археологов – здесь найдены остатки древних жилищ, орудия, украшения.
Еще одно место, где сейчас ведутся раскопки, – озеро Эньты возле пригородного поселка Седкыркещ. На его берегу в 1970-х годах известный сыктывкарский археолог Эльвира Логинова нашла несколько очень древних поселений, в основном, эпохи неолита. Это около 6-7 тысяч лет назад, когда люди еще не умели делать бронзу и обрабатывать железо. Аналогичные находки попадаются и на Красной горе. Дело в том, что река Вычегда «гуляет» по своей пойме, образуя старичные озера. Похоже, озеро Эньты было когда-то частью реки, и люди там селились на боровых террасах. Сейчас река очень сильно подмыла террасу, памятники разрушаются, и археологи начали активно работать в этом месте. Недавно они раскопали несколько довольно крупных полуземлянок. Одна из них совсем уникальная – с вентиляционным отверстием, но не прямым, как в чумах или ярангах, а в виде рва, который выводил воздух.
Есть еще несколько мест, обещающих немало интересных открытий. Одно из них находится неподалеку от слияния рек Сысолы и Вычегды – на острове Нидзьяс, что в природном заказнике «Белоборский». Там в 1980-е годы археолог Наталья Чеснокова нашла керамические изделия и скребки VI-X вв. На этом острове находились небольшие древние поселения, до конца еще не исследованные.

Кельт в Национальном музее Коми.

По следам грабителей

Бартымские клады — целая череда находок: сначала в 1925, 1947, 1949 и 1950 годах — к северу от деревни, а затем в 1951, 1952 и 1957 годах — к юго-западу от древнего селища. Первые относятся к VII веку, вторые — к VIII, а возле Бартыма на месте слияния одноимённой речки и Шаквы, очевидно, было торговище, если не таможня или не прообраз сбербанка: проезжие зарывали своё имущество, получая взамен расписки, которыми могли рассчитываться уже на Вишере и Печоре. Ну и, конечно, монеты — те шли в наш регион нескончаемым потоком и оседали в бассейне Сылвы: деньги древние путешествующие торговцы тратили где-то в районе Кунгура.

Кстати, оттого там было и несколько небезопасно. Во всяком случае известно, что посёлок на слиянии Бартыма и Шаквы погиб в результате разбойного нападения неизвестной группы людей. Ну точно — первое в прикамской истории ограбление банка! А недалеко от впадения Сылвы в Чусовую на Усть-Сылвенском жертвенном месте вообще найдены серебряные слитки в форме прямоугольных брусков: четыре слитка, 200 бусин из сердолика, стекла и хрусталя, женские подвески и другие украшения. Причём бруски из ценного металла предназначались для изготовления денег: от слитка отрубались куски, плющились молотом и чеканились при помощи штемпеля. Добрались ли бандиты и до этого монетного двора — науке пока не известно.

Зато ей известно, сколько тонн золота и миллионов каратов лучших в мире алмазов хранят прикамские недра, есть ли самородки и бриллианты под толщей пластов соляного месторождения, как они там появились и правда ли, что свои алмазные копи Дмитрий Рыболовлев подарил дочери. Но об этом уже — в следующих номерах «Местного времени».

Серебро древних персов

Находили клады чаще всего по берегам рек, поэтому остаётся только вздохнуть, представив, сколько сокровищ затоплено водами Камского водохранилища. Под ними и легендарное место рождения Заратустры, пророка и основателя государственной религии в Персии при Сасанидах — зороастризма. Согласно мифу, Заратустра пришёл в мир на стрелке Камы и Чусовой. Сейчас стрелка напротив Банной Горы, а до строительства КамГЭС была напротив Лёвшино, но закопаны ли там драгоценные жертвы персов родине своего кумира — это смогут теперь узнать лишь подводные археологи.

До революции клады находили на Вишере у деревни Сыпучей, у Чердыни и южнее — у Гудбора (ныне Губдор. — «МВ») и Редикора, у Керчево и Клепкиной, Григоровского и Половодово, деревни Занина (уже Коми-округ. — «МВ») и Майкора, Климово и Пешнигорта, Мальцева и Кудымкара, у Гутово, Волгино, Печище, возле Строгановского имения Ильинское, в Большевисимском могильнике под Чёрмозом, под Суксуном, в Вереино на Чусовой и в Асовском на Барде, под Кунгуром.

Как добраться

Усть-Кишерть находится в 126 километрах от Перми (по трассе). От города можно добраться на машине или на электричке.

  •       На автомобиле. Двигайтесь по Пермскому тракту. Не доезжая до города Кунгур, поверните на Усть-Кишерть.
  •       На электричке. Поезда отходят от станции «Пермь-2». Конечная – Шаля, Кордон или Кишерть. Они отправляются несколько раз в день. Среднее время в пути составляет 2 часа.

Усть-Кишерть Пермского края – это небольшое село с богатой историей. Оно существует уже более трёхсот лет и является одним из самых старых на территории региона.

Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные озёра и красивые леса, порыбачить. Это точка, обязательная для посещения, если вы ищите живописные места или держите маршрут дальше по району.

Подняться на гору Фавор на Валааме

Остров Валаам

Валаам — легендарный остров-монастырь. Его название означает «светлая земля». По преданию, на нем бывал апостол Андрей Первозванный.

Начните осмотр с подъема на гору Фавор. На ее вершину ведут 62 ступени.

Сокровище острова — Валаамский монастырь (13 храмов). Жемчужина ансамбля — Спасо-Преображенский собор. Стоит посетить скиты: Гефсиманский, Никольский и другие.

Найдите на Валааме юбочные ели, таких вы не встретите больше нигде.

Как добраться

Ближе всего к Валааму г. Сортавала. Отсюда ходят как обычные теплоходы, так и «Метеоры». Можно заказать круиз из Санкт-Петербурга.

Достопримечательности

Усть-Кишерть – небольшое село, но оно привлекает не меньше других населённых пунктов края

Туристам стоит обратить внимание на:

  •  Поселение и могильник Кишерть – археологический памятник, сохранивший следы древней культуры.
  •  Памятник участникам Великой отечественной войны.
  •  Статуя Ленина.
  • Памятник Молебной аномалии – рядом находится село Молебка, с которым связывают известный российский М-ский треугольник. В ней видят неизвестных существ, происходят слуховые и зрительные иллюзии, исчезают вещи и находятся в необычных местах.

Интересно! В Кишертском районе открыт популярный лечебно-оздоровительный санаторий «Красный Яр».

Село часто становится «перевалочным» пунктом для тех, кто едет своими глазами увидеть легендарную аномалию или направляется к кладбищу паровозов в Кишерти.

Такое название получил железнодорожный тупик, в котором стоят старые составы поездов.

Вы были в Усть-Кишерти?
Да, здорово! 25%

Пока нет 75%
Проголосовало: 4

Что хранят старые стены?

Однако не только в земле прячутся разного рода ценности – немало тайн хранят в себе стены старых домов. По подсчетам Игоря Сажина, на территории Сыктывкара было найдено около десяти крупных кладов. А сколько еще не найдено?
Одну такою ценную находку обнаружили строители, когда копали котлован для фундамента высотки «Торгового двора» рядом с драмтеатром. Клад содержал около пятидесяти монет, которые строители распределили между собой.
Недалеко от драмтеатра при сносе деревянного дома на месте современного памятника букве «/» перед Центром коми культуры также был найден клад. Но его растащили строители. Правда, по их утверждению, там не было ничего ценного – только медные монеты. Причем все они были изготовлены до 1917 года. Этот факт говорит о том, что население Усть-Сысольска в царское время копило денежки, а после революции постаралось их спрятать.
Самый крупный клад, состоящий их двух тысяч ста монет, – от XVII века и заканчивая 30-ми годами века прошлого – был найден при сносе в 1993 году дома купца Забоева на улице Кирова, где сейчас расположен Пенсионный фонд РФ по Коми. Все монеты были набиты в большую посудину.
До 2001 года местонахождение этого клада было неизвестно, пока тележурналист Николай Моисеев не принес его в Национальный музей. Так и осталось тайной, где эти ценности пребывали на протяжении восьми лет.

Изучить сейды архипелага Кузова

Архипелаг Кузова знаменит скоплениями сейдов — священных камней.

Тут более 800 сложений культового значения. Саамы верили, что в них присутствует «святой дух».

Архипелаг включает 16 островов. Отправляйтесь на Немецкий Кузов. Здесь вы подниметесь на высоты 60 м и 118 м. Туристические тропы оснащены лесенками и перилами.

Места колоритные: горы покрыты мхами и лишайниками, расколотые скалы, на плато фигуры великанов-божеств.

Как добраться

Острова находятся в 30 км восточнее Кеми. Они необитаемы. Ехать лучше с организованной тургруппой. Если самостоятельно, ищите перевозчиков в пос. Рабочеостровск.

Что посмотреть в Усть-Кишерти

В этом селе есть несколько интересных достопримечательностей. На трассе перед Усть-Кишертью на развилке дорог стоит арт-объект «Космолёт» (координаты 57.341142°, 57.223179°). Он создан из металла, покрашен в фиолетовый цвет. Автор объекта, Павел Платонов, вдохновился рассказами об НЛО, которые якобы можно увидеть в окрестностях села Молёбка Кишертского района – в некогда широко известном М-ском треугольнике. Хотя внешне «космолёт» больше напоминает большую шишку. Арт-объект установили в 2012 году. А в 2016 году рядом построили небольшую часовню.

Главная архитектурная достопримечательность села Усть-Кишерть – каменная Покровская церковь (57.366560°, 57.248435°). Это первое каменное здание села. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построили на средства прихожан в 1805 году. В 1930-е годы церковь закрыли, а колокольню снесли. Здание использовали под склад. В 1990-е годы здание вернули верующим, сейчас церковь действует, продолжается её восстановление. Здание имеет статус памятника архитектуры регионального значения. Рядом расположена каменная часовня Кирилла и Мефодия. Церковь и часовня стоят на главной улице села – Советской. Поблизости видны и некоторые другие сохранившиеся дореволюционные здания.

Через дорогу – Комсомольский сквер с памятником Ленину и мемориалом жертвам Великой Отечественной войны. Кстати, в годы войны в Усть-Кишерти размещался эвакогоспиталь № 3463. На сельском кладбище находится братская могила советских воинов, имеющая статус объекта культурного наследия.

На станции Кишерть сохранилось старое здание вокзала (57.361257°, 57.244328°). Оно деревянное, построено в стиле модерн по проекту архитектора Ф.Е. Вольсова. Здание вокзала вместе с водонапорной башней имеет статус памятника архитектуры.

Неподалёку стоит бюст купца П.С. Ковина, владельца канатно-верёвочной фабрики в соседней деревне Низкое. Памятник открыли в 2017 году. Рядом с ним установлены информационные щиты об Усть-Кишерти. Считается, что именно благодаря усилиям Ковина железная дорога прошла через Усть-Кишерть. Судьба П.С. Ковина сложилась трагически. Вот что об этом пишет писатель Светлана Федотова:

На окраине села Усть-Кишерть протекает река Сылва, интересная для семейных туристических сплавов.

Крупнейшие находки

В 1872 году в 1,25 версты от села на косогоре возле чудского городища вешними водами были вымыты несколько серебряных предметов, закопанных в землю в деревянном или берестяном футляре. Клад состоял из: 1) блюда 25 см в диаметре с изображением охоты сасанидского царя на кабанов; 2) блюда около 17 см в диаметре с аллегорической сценой; 3) сосуда в форме чашки с набитой сценой охоты трёх всадников на львов; 4) монеты царя Хосроя II; 5) браслета и трёх колец из серебра; 6) золотого кольца и золотого обломка.

Двадцатью годами ранее крепостной Иннокентий Ужегов пахал с сыном Евгением целинное поле в верховьях ручья Лаштовки у деревни Волчиной Соликамского уезда, и плуг выворотил двенадцать предметов из серебра общей массой около двух килограммов. Наиболее крупной из всех была тарелка с изображением оленя в окружении цветочного орнамента. А в 1860-м в Чердынском уезде обнаружили клад из шести тысяч монет. С таким уловом сравнима разве что находка под Редикором в 1883-м: 34 серебряные шейные гривны в серебряном ведре — все вещи made in Волжская Булгария. Позже, кстати, в 1908 году, у этого села был также найден крупный серебряный клад из монет и гривен.

Большое количество предметов было и в находке, сделанной в 1899 году в деревне Аниковской Чердынского уезда — 796 серебряных изделий. А через десятилетие там же неподалеку обнаружились блюдо с изображением на военный сюжет, две чашки, два слитка серебра и три гривны. Отметились в списке местонахождений и Березники — причём уже в середине XX века. В 1959 году житель деревни Чупино ковырялся на огороде и выкопал три шейных витых гривны, два массивных браслета и хорезмийский сосуд с флористическим орнаментом. Все эти булгарские вещи были переданы в местный краеведческий музей. Впрочем, по иной версии, всё случилось при строительстве дороги в долине реки Быгель.

Много украшений булгарского производства было и в кладе, найденном в селе Вильгорт Чердынского района в 1927 году: 26 ювелирных и искусно сделанных изделий из серебра и золота со вставками из красного сердолика и бирюзы. Вообще, на Чердынский район приходится 59 крупных находок, сделанных в разное время: две сотни предметов.

Из-за обилия количества и ассортимента серебряные артефакты, обнаруженные в Прикамье, в ряде научных трудов даже названы «дальним импортом в Предуралье в VII — начале IX века нашей эры». Классическими в этом смысле являются Бартымские клады, обнаруженные в окрестностях деревни Бартым Берёзовского района Пермского края, — византийские, сасанидские, хорезмийские сосуды и монеты, а также византийская застёжка от ожерелья. Предполагается, что вещи эти попали в бассейн реки Сылва из Средней Азии через Башкирию по пути на север через Вишеру к берегам Печоры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: