Крестным ходом к праведному симеону верхотурскому. часть 7

Село Меркушино

Более ста лет стояла деревянная часовенка на могиле святого праведного Симеона Верхотурского и всея Сибири чудотворца, мощи которого были обретены в 1692 году, спустя 50 лет после смерти Праведника. За это время часовня пришла в ветхость.

В 1808 году житель Верхотурья Курбатов подал духовному начальству прошение о дозволении построить ему на месте этой часовни каменную, крытую железной кровлей. Внутри нее помещалась гробница, закрытая черным бархатом с изображением святого Симеона Верхотурского и осененная крестом. К могиле святого с левого клироса по винтообразной лестнице вел спуск.

Перед иконой святого горели лампады и свечи, а присутствующий клирик черпал для богомольцев святую воду из источника… Деревянный Михаило-Архангельский храм, в котором любил молиться Верхотурский Праведник, сгорел в 1777 году.

Впоследствии меркушинские прихожане получили позволение построить на этом месте новый каменный храм во имя Архистратига Божия Михаила, который был построен и освящен в 1809 году, с приделами во имя Святого Николая Чудотворца и Святителя Димитрия Ростовского.
Через полвека храм был расширен и обновлен, на колокольне воздвигнут шпиль.

В 1886 году на месте каменной часовни был построен Свято-Симеоновский храм и соединен с Михаило-Архангельской церковью галереей.

Оба храма были объединены в зримое целое не только береговым откосом реки Туры, но и выразительным взаиморасположением других строений, включавших длинную галерею между храмами, кирпичную ограду с несколькими входами на церковную усадьбу, парадную многомаршевую лестницу, ведущую от речной пристани к Михаило-Архангельскому храму в служебный корпус с иконной лавкой в юго-западном углу усадьбы.

Таким образом, в центральной части Меркушино на высоком берегу Туры возник великолепный архитектурный ансамбль. За ним находилась гостиница для богомольцев.

После прихода к власти большевиков меркушинские святыни были осквернены и разорены. В 1931 году был взорван Михаило-Архангельский храм, от которого уцелела только колокольня. В 1945 году вернувшийся с войны председатель сельсовета приказал разобрать галерею и вырубить березовую рощу.

Свято-Симеоновский храм лишили части ступеней, ведущих к могиле святого Симеона. Ступени были вмонтированы в памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Там же оказалась и боковая часть гробницы.

В 60-ые годы 20-го века школьники под руководством взрослых, засыпали могилу праведника и устроили в Свято-Симеоновском храме спортзал. Тянулись долгие годы забвения. Только редкие паломники, невзирая на запрет, приезжали поклониться святой земле.

В 90-х годах произошли изменения в государственной политике по отношению к духовно-нравственным ценностям. Началось возвращение Церкви экспроприированных большевиками храмов. Возвращен верующим был и Свято-Симеоновский храм в Меркушино.

В 1991 году насельники и насельницы возрождаемых Свято-Николаевского мужского и Покровского женского монастырей Верхотурья в течение недели очищали могилу святого праведного Симеона.

Через день после того, как могилу освободили от земли, пришедшие в Симеоновский храм увидели, что она до середины наполнена водой. Это было чудо, которое явил праведник после стольких лет поругания места его последнего земного упокоения. С тех пор паломники приезжают сюда за святой водой, получают исцеления от телесных и душевных болезней.

В 1997 году Свято-Симеоновский храм был отреставрирован при участии мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса Екатеринбурга и передан Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Могила святого Симеона и спуск к ней облицованы новым мрамором. Восстановлены печи, сделан пол из лабрадорита, плиты которого на изломе переливаются синим цветом. Деревянный иконостас покрыт позолотой на красном фоне.

Примечание: Историческая информация о храмах подготовлена на основе сведений, полученных с сайта Православной газеты Екатеринбургской Епархии

#12 Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор, строился в 1905 – 1913 годах к приезду царской семьи, но венценосец Николай II не доехал до Верхотурья.

В запустении собор не остался, так как поток паломников к мощам Симеона достигал 100 тысяч человек в год. Интересен храм не только своей архитектурой в византийском стиле, но и своими размерами — это третий по размеру храм в России – после Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Питере. Интересен автор проекта — Александр Бонавентурович Турчевич, для которого архитектура была средством заработка, кстати, он был владельцем первого на Урале частного строительно-технического бюро. А хобби у Александра Бонавентруровича была занятное – он был довольно известным актером и антрепренером (продюсером, по-нашему), держал антрепризу в Екатеринбурге и Перми.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

  1. /
    /
    /

Екатеринбургская епархия / Верхотурское благочиние

Церковь. Действует.  
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:Между 1889 и 1893.Адрес:

624397 Свердловская обл., Верхотурский район, с. Усть-Салда, ул. Центральная, 15

Координаты:
58.787695, 61.350438

Татьяна Малкова(Замараева)
18 января 2015

Фрагмент южного фасада храмаartysta343
17 июля 2017

Татьяна Малкова(Замараева)
18 января 2015

Татьяна Малкова(Замараева)
18 января 2015

Татьяна Малкова(Замараева)
18 января 2015

sergei22 (Тихонов Сергей Генадьевич)
17 августа 2012

sergei22 (Тихонов Сергей Генадьевич)
17 августа 2012

Колокольняartysta343
17 июля 2017

sergei22 (Тихонов Сергей Генадьевич)
17 августа 2012

zi9944
12 июля 1988

Алёна Максименко
14 марта 2015

sergei22 (Тихонов Сергей Генадьевич)
17 августа 2012

Источник св. Симеона Верхотурского в церковном двореartysta343
17 июля 2017

Навес с барельефом Св. прав. Симеона Верхотурского в церковном двореartysta343
17 июля 2017

Алёна Максименко
23 сентября 2015

Алёна Максименко
25 августа 2015

фрагмент восточной оградыТатьяна Малкова(Замараева)
18 января 2015

купель в честь святого праведного Симеона ВерхотурскогоТатьяна Малкова(Замараева)
18 января 2015

sergei22 (Тихонов Сергей Генадьевич)
17 августа 2012

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): sergei22 (Тихонов Сергей Генадьевич), 
8 февраля 2013

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла был заложен в селе
Усть-Салда Верхотурского уезда 25 мая 1889 года — на месте, в котором, по преданию,
произошла одна из чудесных остановок мощей святого праведного Симеона при их
перенесении в 1704 году из села Меркушино в Верхотурье. За мощами праведного
Симеона полз на коленях Христа ради юродивый Косма.Когда он
уставал, то молился: «Брате Симеоне, давай отдохнем…» — и крестный
ход останавливался, раку с мощами нельзя было сдвинуть с места. Таких остановок
было несколько, и одна из них — в селе Усть-Салда. На местах остановок были
выстроены храмы и часовни.Храм в Усть-Салде
освящен был 29 декабря 1893 года. Менее полувека возносились молитвы под его
сводами. В 1932 году он был закрыт, сначала превращён в зерносклад, а затем
— в клуб, который и размещался там до последнего времени. Здесь проходили танцы,
на месте алтаря была устроена сцена.Верующие
жители села Усть-Салда и окрестных деревень и сел неоднократно обращались к
главе Муниципального образования «Верхотурский уезд» с просьбой освободить
здание храма, перевести клуб в другое место. Долгое время вопрос не находил
своего решения. Не так давно клуб удалось перевести в другое здание, и 30 декабря
2005 года храм был возвращен Церкви.Сейчас ведутся
работы по его восстановлению. Петро-Павловский приход села Усть-Салда окормляет
клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, священник Михаил Кудрин.Работы предстоит
много — нужно полностью реставрировать алтарную часть, обновлять центральное
помещение. Необходимо выполнять внутренние и наружные отделочные работы, чтобы
здание, как и подобает Дому Божию, приобрело благолепный, нарядный вид.                               http://orthodox.etel.ru/2006/31/11help.htm

Статью добавил(а): Татьяна Малкова(Замараева), 
19 января 2015

Храм святых апостолов Петра и Павла возвращен церкви 30 декабря 2005 года. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. При храме устроена купель с освященной водой. Старожилы вспоминают, как окунались в эту купель рядом с Храмом. Пришла она в запустение после закрытия храма в 1932 году. Ныне же купель возрождена под открытым небом и освящена в честь Святого Праведного Симеона, дабы страждущие различными недугами и неустроенностью в личной жизни исцелялись и получали помощь, омываясь в Святых ее водах.

Планируется и восстановление исторической крытой купели, проект создан, но на его воплощение необходимы финансовые средства, которых пока нет. Равно как и на реставрацию самого Храма, в котором каждое воскресенье служится Божествнная Литургия, но здание нуждается в срочном ремонте.

Информация из буклета «Храм Святых Апостолов Петра и Павла»

Комментарии и обсуждение

За церковью находиться купель.

19 сентября 2013,
scherbakovayus.

Особо хотелось бы отметить трапезную. Были во время поста. Потому обед был постный, но очень вкусный. К сожалению не узнали как звать священнослужителя, который готовит столь удивительное кушанье, но это просто дарован Богом талант. Рекомендуем всем заезжать в этот храм и посетить трапезную, ну и не скупиться на пожертвование — храм на самом деле требует большого и капитального ремонта.

22 марта 2015.

Святой Симеон Верхотурский – о чем молятся этому праведнику?

Традиционно ему молятся в духовных и телесных недугах, чаще всего при глазных и кожных заболеваниях, параличах. Обращаться ко святому Симеону, как и ко всем угодникам Божиим, можно в любых других нуждах. Тысячи современных свидетельств его чудесной помощи задокументированы в специальных книгах, которые хранятся у мощей и гробницы.

Праведный Симеон Верхотурский – в чём помогает людям? Раба Божья Любовь рассказывает, что страдала от онкологического заболевания. Женщина исцелилась, когда начала пить натощак воду из Свято-Симеоновского источника и протирать ею больное место. Позднее по молитвам святого Любовь удивительно легко восстановилась после тяжёлой травмы ноги. Вся семья женщины укрепилась в вере, видя столь явное заступничество праведного Симеона.

К гробнице святого Симеона приехала женщина с глухим внуком. Они помолились и попили воды из источника. Вдруг мальчик начал удивляться тому, что всё вокруг стало громким. От его глухоты не осталось и следа. Теперь он каждый год на праздник святого Симеона приезжает с родными в Меркушино.

Раба Божья Вера вспоминает, что поехала в Меркушино без конкретной цели, по зову души. Уже на месте женщина, долгое время не способная забеременеть, попросила святого Симеона о втором ребёнке. Спустя 2 месяца после поездки Вера узнала, что носит в себе плод.

Сын рабы Божьей Светланы получил серьёзную травму глаза, врачи констатировали отслоение сетчатки. Мальчика готовили к сложной операции, но даже она не могла гарантировать исправление зрения. Светлана приобрела водичку святого Симеона и его житие с акафистом. Каждый день она молилась праведнику и поила сына освящённой водой. Также над мальчиком совершили Таинство Крещения. Состояние глаза начало резко улучшаться. В связи с этим провели щадящую операцию, во время которой Светлана продолжала горячую молитву. После успешной процедуры врачи с удивлением отметили, что сетчатка чудом вросла обратно. Святой Симеон Верхотурский помог полностью восстановить зрение мальчика.

Ипатьевский дом

Из нижнетагильского музея мощи святого Симеона увезли в Свердловск и выставили в музее атеизма, размещавшемся в Ипатьевском доме — том самом, где в 1918 году были расстреляны Царственные Страстотерпцы. Сначала святые останки были выставлены в экспозиции, но затем и здесь их убрали в запасники. После этого многие верующие, не зная об их местонахождении, считали их безвозвратно утерянными.

В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года, затем антирелигиозный музей был расформирован, и святыню передали в фонды Окружного краеведческого музея. Долгое время мощи находились в здании собора во имя святого Александра Невского закрытого Ново-Тихвинского монастыря, в специально устроенном хранилище, значась как «экспонат № 12125».

Удивительно, но даже сотрудники музея относились к ним с некоторым почтением. По словам последней хранительницы мощей Нины Александровны Гончаровой, старшего научного сотрудника музея, бывали случаи, когда некоторые из сотрудниц просили ее разрешить им помыть пол в хранилище, где находились мощи, чтобы «побыть рядом со святым Симеоном».

За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Священноначалию было известно, где находились мощи праведного Симеона; попытки их вернуть предпринимались неоднократно, но долгое время это не удавалось.

Подробности маршрута: расходы

  • Екатеринбург – Верхотурье, 330 км. Около 4 часов пути.
  • Удобства: заправки у Невьянска (около 80 км от Екатеринбурга), «город общепита» у М. Лаи (за Тагилом, 167 км от Екатеринбурга). Мы останавливаемся в Милано, чек на двоих 566 р.
  • Экскурсия в музей-заповедник, фотосьемка, подъем на колокольню – 300 р. с чел, 600 за двоих.
  • Театрализованная встреча – 1000 р. с группы. При расчете на взрослых в нашей компании – примерно 220 р. с чел., 440 за двоих.
  • Перекус в пельменной «Флинстоун»: 217 р. за двоих.
  • База Актай: 600 р. с человека за ночь, по 140 р. ужин и завтрак. Итого с человека 880 р., за двоих 1760 р.
  • Кофе и пироги в Меркушино: 340 р. на двоих
  • Сувениры в Меркушино: на усмотрение, я потратила 800 р. на фитосбор и 2 бутылочки сбитня.
  • Термос (чай), печеньки – около 250 р. на два дня.
  • Счетчик километров: 817.
  • Наш расход бензина: 1840 р.
  • Итого минимальный бюджет двухдневной поездки на двоих: 6 813 р. (без учета вечернего застолья и перекуса на обратной дороге)

Авторы текста и фотографий:
Надежда Бурлакова и Дмитрий Елизаров
Сокращенная версия опубликована на сайте 66.ru

Трудные времена и возрождение монастыря

В 1924 году в монастырь пришли красноармейцы, рядовых монахов отправили рыть окопы, а иеромонахов расстреляли. В Преображенском соборе устроили спортзал. Монастырь превратили в колонию для несовершеннолетних.

Святые мощи поместили в краеведческий музей, но туда приходили верующие и молились. Возмущённые большевики приказали спрятать мощи в музейный запасник.

В 90-е годы XX века монастырь начал возрождаться. С 1994 года возобновилась традиция паломничества, и в монастыре открыли воскресную школу и музей. Основал музей игумен Тихон.

В коллекциях музея – старинные документы и книги, фотографии и иконы, предметы быта.

Свято-Никольский мужской монастырь

Верхотурье славится Свято-Никольским мужским монастырём – крупнейшим православным монастырём на Среднем Урале.

Образование монастыря

Основание первого православного монастыря в Зауралье связано с именем инока Ионы Пошехонца, который отправил царю Борису Годунову челобитную с просьбой устроить в новом городе монашескую обитель.

Из Москвы последовало разрешение, но средств не хватало. В 1604 году поставили небольшой деревянный храм, освящённый во имя святителя Николая Мирликийского, и несколько келий.

Обитель росла вместе с городом. Материалы и деньги для благоустройства монастыря Иона брал у воеводы Плещеева, только отдавать долг было нечем. Неизвестно, пожаловался ли воевода царю на незадачливого Иону, но Годунов приказал долги простить и впредь обители помогать.

Расцвет обители

Монастырь, ограждённый от нужд и притеснений, превратился в православный центр Урала. Известность обитель получила в 1704 году, когда сюда 12 сентября из деревни Меркушино перенесли мощи праведного святого Симеона Верхотурского, небесного покровителя уральской земли. В 1864 году изготовили серебряную раку.

Царская семья передала во владение иконы и книги для проведения богослужений, необходимую утварь. Императрица Александра Фёдоровна посылала монастырю подарки: вышитые лично царицей облачения, покров и сень над мощами Симеона Верхотурского.

В месте слияния двух притоков реки Туры, на возвышенности, вырос храмовый комплекс, окружённый живописными каменными стенами с угловыми башнями, охватившими площадь в 11 га. Одну из башен использовали для водоснабжения: в ней устроили бак на 600 вёдер.

На территории возвели каменные храмы:

  • Храм святителя Николая Чудотворца;
  • Преображенский собор;
  • Симеоно-Анненскую надвратную церковь.

Святые мощи Симеона Верхотурского привлекали 100 тысяч паломников в год. Оказался здесь и Григорий Распутин, который излечился по молитвам от мучившей его бессонницы.

Для хранения мощей святого Симеона по приказу сибирского губернатора Матвея Гагарина построили каменный храм Николая Чудотворца. В Преображенском соборе, выстроенном в строгом архитектурном облике, совершается постоянное служение.

Встречает паломников Симеоно-Аннинская надвратная церковь с мозаичными иконами над вратами, ажурным каменным убранством и звоном с трёхъярусной колокольни.

На территории монастыря – братские корпуса, каменная гостиница и училищное здание, книжно-иконная лавка и общежитие двуклассной школы. К 1917 году в монастыре обитали 118 человек: в том числе – 32 монаха и 18 послушников.

Крестовоздвиженский храм

Главное украшение монастыря – величественный Крестовоздвиженский собор, открытый в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых. На храм, построенный по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича, затратили 300 000 рублей.

Названный «сибирским Иерусалимом» храм – третья по объёму церковь России – возведён на холме и вмещает 4000 человек. Громадный Крестовоздвиженский собор, поражающий величием, удивительным образом не давит, а создаёт ощущение легкости.

Массивная постройка кажется воздушной, благодаря многочисленным оконным проёмам, узорчатым фронтонам и карнизам устремлённого вверх сооружения.

Внутри храма – три фаянсовых иконостаса. Главные святыни – мощи святого праведного чудотворца Симеона Верхотурского и икона Феофана Затворника с частицами мощей.

Дом для почётных гостей

В июле 1914 года в монастыре побывала старшая сестра императрицы Елизавета Фёдоровна. Посетить верхотурскую обитель собирался и Николай II c семьёй.

Под руководством Григория Распутина для них построили Дом для почётных гостей. Деревянный дом в стиле зодчества XVII века возвели на берегу пруда Калачик в окружении кедровых и лиственных лесов.

Построенный без гвоздей и скоб, с тремя высокими резными крыльцами, окружённый верандой с резными балясинами, дом напоминает древнерусский терем. Русские печи украшены изразцами.

Святой источник Симеона Верхотурского село Меркушино

Свердловская область » Верхотурский » село Меркушино

Святой источник, открытый по молитвеСуществуют источники, открытые по молитвам святых. Один из таких источников находится в селе Меркушино Верхотурского района Свердловской области – там, где в трудах и молитве проходили земные дни святого Симеона Верхотурского. Когда-то земли, на которых жил праведный Симеон, входили в состав Пермской епархии. Лишь немногим более 120 лет назад Екатеринбургская епархия была выделена из состава Пермской и стала самостоятельной. Поэтому святой Симеон почитается нашим небесным покровителем. В сентябре 2003 года, когда праздновалось 400-летие Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летие перенесения мощей святого Симеона Верхотурского из Меркушино в Верхотурье, мне с группой паломников довелось побывать в Верхотурье и Меркушино. Верхотурье Мы приехали в Верхотурье 25 сентября около пяти часов утра, преодолев на «Газели» за ночь почти 500 километров. Монастырь не спал. Нам предложили отдохнуть в Крестовоздвиженском соборе. Мы шли по территории монастыря – всюду люди, некоторые молятся, прямо у стен собора два человека читают акафист праведному Симеону Верхотурскому. Утром несколько тысяч человек заполнили собор, люди прибывали и прибывали, постоянно подходили автобусы с паломниками и просто туристами. Монастырь жил своей привычной жизнью, принимая приезжающих, и в то же время это был праздник. Из истории История города Верхотурья, отметившего в 1998 г. 400-летие, неразрывно связана с историей монастыря. А история монастыря – с именем святого праведного Симеона, одного из самых известных на Руси святых. Дворянин по происхождению, пришедший на строительство города Верхотурья в числе других «выкликанцев», то есть оповещенных через «клич», выходцев различных губерний, Симеон часто посещал храмы Божии: Троицкий собор и монастырь. Когда в Меркушино около 1620 г. был построен храм, он, «бегая мирского мятежа», удалился туда. Жизнь вел подвижническую, святую: много молился в храмах, избегал почестей, славы и богатства. Пил и ел от труда рук своих, снискивая себе пропитание шитьем одежд и ужением рыбы. Был кроток, ласков, почтителен и добр со всеми. Умер праведный Симеон в 1642 г., около 45 лет от роду, и похоронен был у Меркушинской Михайло-Архангельской церкви. А через 50 лет на могиле его забил источник, который и поднял гроб на поверхность. Любопытные меркушинцы прильнули к щелям его – и обнаружили, что тело нетленно. Место захоронения святого ознаменовалось многими исцелениями и чудесами. Недолго святые мощи находились в Меркушино, 12/25 сентября 1704 г. они были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь, где и почивали до революции. В советское время после закрытия монастыря святые мощи были переданы в музей. Когда началось возрождение монастыря, в 1992 г. мощи угодника Божия вернулись в монастырский храм. Меркушино В селе Меркушино над могилой святого Симеона сначала была устроена деревянная часовня, а с 1808 года – каменная. В1886 году был построен и освящен Симеоновский храм. После переноса мощей святого в Верхотурье Меркушино притягивало паломников источником чистой воды, истекающей из могилы праведника. Богомольцы посещают могилу святого Симеона в Меркушино, берут с собой земли, а также воды из источника, ибо и земля и вода чудотворны. Поклонение святыне Из Верхотурья наш путь лежал в Меркушино, находящееся в 50 км. Все были уставшие. Но, попав туда после суетного Верхотурья, вдруг ощутили покой – недаром, видно, праведный Симеон избрал это место. Величественная река Тура, на высоком берегу которой расположены храмы архистратига Михаила и праведного Симеона, красота осенней уральской природы – все действовало благодатно. Мы остались здесь до утра, заночевав в гостинице на подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. Утром мы были вознаграждены хорошей погодой: выглянуло солнце. Побывали мы и на источнике, расположенном под алтарем храма праведного Симеона – том самом, который забил когда-то на могиле святого. К источнику ведут мраморные ступени – спустившись по ним, мы оказались небольшом помещении. Место, где ранее была гробница, выложено мрамором, сверху – деревянная крышка, через небольшое отверстие в которой монахиня зачерпнула для нас воды специальным ковшом. Воду можно выпить в храме, можно увезти с собой… В радостном состоянии возвращались мы домой: недаром, видно, наши предки совершали паломничество к святым местам…

Праведный Симеон Верхотурский: житие

Одним из наиболее известных святых Урала и его небесным покровителем является праведный Симеон Верхотурский. Он родился около 1607 года в европейской части России в знатной боярской семье. После ранней кончины родителей Симеон отказался от земных благ ради служения Богу. Юноша пришёл в дикие, малоосвоенные уральские земли. Он до самой смерти прожил здесь как простой странник.

Житийная икона праведного Симеона Верхотурского

Некоторое время Симеон проживал в городе Верхотурье, затем – в окрестностях села Меркушино. Поэтому святого нередко именуют Симеоном Меркушинским. Летом уединялся в диких таёжных местах для молитвы (но также посещал сельскую церковь), ловил рыбу. Зимой праведник занимался пошивом тёплой одежды для селян.

Симеон вёл аскетичную, нестяжательную жизнь. Чтобы не получать оплату за свой труд, он нередко уходил от заказчиков, оставляя работу незавершённой. Из-за этого праведник претерпевал оскорбления и избиения, которые переносил со смирением и молитвой за обидчиков. Со временем люди поняли, что загадочный странник является благочестивым подвижником.

Праведный Симеон Верхотурский проповедовал Христову веру среди коренного языческого населения Урала, молился о духовном просвещении жителей этого края. Святой не дожил до преклонных лет. Из-за строгого воздержания в пище организм Симеона ослабел. Праведник скончался в возрасте 35 лет, примерно в 1642 году.

И дышится здесь особенно легко…

Опубликовано: 23.10.2012, 21:28

Если плыть по Иртышу из Омска в сторону Усть-Ишима, то по правому берегу можно увидеть необычную картину. Нет, всё вполне обычно: обычный берег, обычная природа, обычные для омского севера серые деревянные домики, вытянувшиеся цепочкой вдоль реки. Необычен вдруг возникающий перед глазами из-за крутого поворота стоящий прямо на берегу небольшой храм, словно теремок, с красной восходящей уступами кверху крышей, увенчанной небольшим золотистым куполом с крестом, с крылечком в традициях русского деревянного зодчества. Это храм в честь святого праведного Симеона Верхотурского в селении Кайсы Усть-Ишимского района Омской области.

Селение маленькое (всего около трех сотен жителей, всего две улицы тянутся вдоль Иртыша) и, по мирским меркам, «умирающее» в том смысле, что здесь давно нет никакого производства, а, следовательно, негде устроиться на работу, кроме нескольких мест в таких учреждениях, как школа, детсад, дом культуры, ФАП, библиотека, сельская администрация, почта. Люди живут здесь тем, что имеют с личных подсобных хозяйств, сажают огороды, собирают в лесу грибы-ягоды, ловят в Иртыше и озёрах рыбу. В Кайсинской школе всего три десятка учеников, учатся 9 лет, потом едут кто куда может, кто в Усть-Ишим в 10 класс, кто в училища Омска и области. Перспектив в сугубо житейском понимании никаких.

   Но место сие не забыто у Бога. В таком маленьком селе есть свой храм, где вот уже 10 лет прихожанами (а это всего четыре женщины, почти все пенсионного возраста) ведутся богослужения: ежедневно читаются акафисты; в субботу утром – акафист святому праведному Симеону Верхотурскому и панихида, вечером – всенощное бдение; в воскресенье – часы, канон Пресвятой Богородице, обедница и акафист. Совершаются службы и на все церковные праздники. После богослужений все прихожане идут на трапезу, во время которой слушают чтение на духовные темы. Примерно раз в месяц приезжает священник и совершается Божественная литургия. По большим праздникам в храме собираются до тридцати кайсинцев. На престольные праздники – 25 сентября, 31 декабря и 25 мая приезжают паломники из других сёл района и области и из г. Омска. При храме существует женская обитель, где сестры молятся, трудятся во славу Божию, сажают огород, всегда радушно встречают паломников, с любовью угощают, устраивают на ночлег в монастырскую гостиницу.

   Духовно окормляет приход епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, который в свое время служил здесь и в храме святого Василия Блаженного в соседнем селе Вятка, что находится в 5 км. от Кайсов (ещё одно чудесное место нашего края со своей историей, недавно праздновалось 100-летие Вятского храма). Поэтому епископ Савватий здесь всем родной человек, встречи с которым всегда очень ждут сестры и братья, да и все кайсинцы, увидев его по телевизору, с радостью говорят: «Наш Батюшка». Свой след в душах кайсинских прихожан оставили служившие здесь в разное время иерей Андрей Долгов, иерей Владимир Кулев, иерей Вячеслав Павлухин, иерей Алексий Тищенко, иерей Родион Дорошенко, а также основательница кайсинской обители монахиня Вероника, ныне игумения Ачаирского женского монастыря.

   Храм в Кайсах устроен в приспособленном для него деревянном сельском доме в 2002 году. Ещё до того, как начали строить храм, одна из бабушек, которая очень хотела, чтобы в Кайсах была церковь и молила Бога об этом, увидела над этим домом большой огненный столб. Стоит храм в очень живописном месте, там, где Иртыш делает крутой поворот. Справа и слева открывается чудный вид на реку с красивейшими закатами, а над головой – огромное небо (все паломники говорят, что нигде больше такого неба не видели). И дышится здесь особенно легко. Выйдешь после службы из храма, посмотришь вокруг, подумаешь: «Ну до чего ж хорошо! Слава Тебе, Господи, что есть у нас наша православная Родина, есть родной дом, родной храм, родные люди – что ещё нужно? Надо только уметь ценить это и быть благодарным Богу». Конечно, наша жизнь не безоблачна, как и у всех христиан, бывают свои скорби, печали, искушения, падения и восстания, но вместе, в нашей семье по имени Церковь всё это легче пережить, а главное – с нами Бог, неложно обещавший: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там и я посреди них».

Святой Симеон Верхотурский: прославление и почитание

В конце 17-го века гроб Симеона оказался на поверхности земли и люди увидели его высохшие, но не поддавшиеся тлению останки. Никто не помнил имя похороненного в безымянной могиле человека. Но возникла молва, что он был Божьим праведником. Жители Меркушино и близлежащих сёл окончательно удостоверились в этом после многочисленных случаев чудесных исцелений благодаря земле, взятой с могилы праведника.

По поручению местного митрополита Игнатия было проведено освидетельствование нетленных мощей Симеона и изучены сообщения о чудесах. Тем не менее, архиерей скептически отнёсся к результатам проверки. По преданию, после этого у него началась глазная болезнь. Владыка Игнатий понял, что это кара за сомнение в святости угодника, прославленного не людьми, но Богом, и лично освидетельствовал останки. Митрополиту и другим клирикам чудесным образом открылось имя праведника.

Были собраны сведения о жизни Симеона, и вскоре Русская Церковь канонизировала его в лике праведных. К этому лику святости за благочестивую жизнь причисляют мирян и не монашествующих священнослужителей. Чудотворные мощи поместили в Меркушинскую церковь. Затем их торжественно перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь (пустая гробница осталась в селе). На месте, где покоился святой Симеон, появился целебный источник. Возле него основали храм в честь праведника. Были написаны его житие и акафист.

В 1920 году в рамках советской антирелигиозной кампании произошло публичное вскрытие ковчега с мощами святого Симеона. Позднее останки опечатали, а в 1929 году их изъяли. Долгое время святыню хранили в музеях. Лишь в 1989 году мощи крестным ходом были перенесены в храм Спаса Всемилостивого в Свердловске. Спустя 3 года большая часть останков вернулась в родную Николаевскую обитель, в Крестовоздвиженский собор.

Дни памяти праведного Симеона: 31 декабря (прославление), 25 сентября и 25 мая (первое и второе перенесения мощей соответственно). Также память празднуется 11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 23 июня (Собор Сибирских святых).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: