Каменная чаша

Каменные шары Чампа

Но более всего остров Чамп примечателен другим: на нём есть множество каменных шаров (различного диаметра от 2 сантиметров до 3 метров), о природе происхождения которых ничего не известно. Этот таинственный факт стал во многом причиной растущего летнего туризма на архипелаг и в частности на этот остров.

Когда и как появились каменные шары никому не известно. В этой связи предлагаю проанализировать имеющуюся немногую информацию и подумать о происхождении шаров острова Чамп (именно этих, а не разом всех других в мире, так как шары бывают разного происхождения). Как говорил в IV век до н. э. древнегреческий мыслитель и философ Платон:

«Все возникающее должно иметь какую-то причину для своего возникновения, ибо возникнуть без причины совершенно не возможно».

Что мы имеем для анализа и размышления

  • Большие каменные шары обнаружены только на одном из островов этого архипелага. На других островах нет (во всяком случае до сих пор не обнаружено). Проливы между островами в архипелаге небольшие – от 1 до 40 километров. Острова в климатическом плане ничем не отличаются друг от друга и, таким образом, общими внешними природно-погодными условиями связаны в единое целое. Все острова архипелага находятся в одной группе, а шары есть только на одном. Это значит, что природная причина происхождения каменных шаров отпадает. Иначе бы природа сделала схожее шаровое единообразие и на всех соседних островах.
  • Шары расположены не в глубине земли, а в открытом доступе на поверхности, лежащие среди множества осколков мелких камней различной неправильной формы. Округлая форма шаров среди каменных россыпей говорит, что они не являются продуктом «слепой» природы. Надо заметить, что крупные шары, повернутые чуть набок, имеют небольшую вытянутость – «шею», вероятно, служившую им опорой в земле.

Каменные шары на склоне острова Чамп

На сколах крупных шаров видно, что состоят они из монолитной структуры. Шары не слоистые, как «капуста», а из одного целого пласта породы. Хотя не редко песчаники имеют выраженную многослойную, осадочную структуру. Существование шаров из одного целого массива говорит, что они созданы не внутренним равномерно развивающимся, «растущим» в разные стороны энергетическим напряжением, а внешним воздействием, приложенным на большой массив породы. На фото сколотого шара (нижнего из трёх) видно, что обработка сверху до конца не доведена. Шар не имеет идеально круглой формы, либо же он перевернут «шеей» вверх.

1 of 2

Остров Чамп. Крупные сколотые шары из целостного массива

Материал каменных шаров – песчаник. Песчаник – камень натурального природного происхождения, осадочная порода. Это сцементированный временем и давлением песок. Песчаник представляет собой однородный или слоистый состав из зёрен размером от 0,05 мм до 2 мм. Плотность песчаника 2250-2670 кг/м³; пористость 0,69-0,70 %; влагопоглощение камня низкое. Песчаник сравнительно легко поддается ручному тесу (камень о камень). Из песчаника рукой человека сделаны многие древние сооружения по всему миру (пирамида Хеопса в Египте, плотная полигональная каменная кладка из тесанных камней в Южной Америке, фундаменты строений в Греции, Сирии, Израиле и т.д.). Приведенные выше факты говорят, что каменные шары на острове Чамп сделаны пытливым умом, настойчивостью, волей и умелой рукой развитого человека.

В настоящее время на архипелаге постоянно люди не живут (только вахта). Но так было далеко не всегда.

Группа островов «Королевского общества». Южнее острова Чамп

Болгария

Каменный лес выглядит как ущелье, состоящее из многочисленных каменных возвышений. Им около пятидесяти миллионов лет. Каменный лес – прекрасное творение природы в Болгарии, ежегодно посмотреть на него приезжают миллионы туристов. Ущелье Каменный лес, располагается в 19 километрах от Варны.

Примерная площадь этого места 51 кв. км. Настоящее происхождение этого чудесного места пока не установлено. Есть теория, что когда-то давно тут было море. Земля, на которой сейчас находится Болгария, менялась, природа преображалась, вследствие чего вода, накрывавшая известняковые отложения на дне моря, испарилась, и открыла жителям Болгарии такое необычное сооружение.

В соответствии второй теории, Каменный Лес это не что иное, как остатки древних деревьев. Каждое возвышение достигает высоты 6 метров и отличается от других своей необычной формой. Люди, живущие в Болгарии очень религиозны, одну из групп камней они назвали «Алтарь» или «Магический круг». Про неё ходят различные легенды и странные истории. Говорят, что если войти в этот круг, ты сможешь получить ответы на все вопросы и обрести мощный заряд энергии. Впервые в Болгарии об этом месте все узнали в XIX веке. В наши дни этот лес можно считать наидревнейшим природным памятником среди всей Европы.

Часовня Каменной Чаши

В конце 1990-х годов с инициативой возведения часовни у источника святого Николая угодника выступили жители села Ширяево и тольяттинцы. Строительство началось летом 1998 года и продолжалось две недели, при этом занимались работами обычные люди неравнодушные к родной земле. Им приходилось преодолевать расстояние в полкилометра, подниматься на высоту 175 метров над уровнем Волги, чтобы доставлять к месту возведения необходимые строительные материалы. Сопровождался процесс создания деревянной часовенки церковными песнопениями и чтением молитв.

В день освящения часовни 13 сентября 1998 года, когда паломники во главе с отцом Дмитрием свершали крестный путь, произошло чудо. В числе собравшихся пройти ход и стать свидетелями церковного обряда людей был мальчик Валера, он с трудом двигался из-за тяжелых заболеваний сердца. Но после молитвы Николаю Чудотворцу мальчик словно исцелился, в тот день Валера смог самостоятельно преодолеть 16 километров пешего пути.

В 2000 году на месте источника произошла трагедия: руки вандалов прикоснулись к святыне, построенная с таким трудом и любовью часовня сгорела. Спустя два года ее восстановили, но уже в каменном виде. Возведение шло на средства, пожертвованные верующими и всеми неравнодушными к небольшому кусочку святой земли в Каменной Чаше.

Двери часовенки всегда открыты для всех желающих. Ее красота заключается в ее простоте, в скромном интерьере, в возможности ощутить таинство и святость этой земли. По церковным праздникам здесь проходят службы, собираются верующие и паломники.

Богатырская Слобода

Знаменитый былинный комплекс, расположенный к западу от села Жигули. Детище отца Феоктиста в свое время изумляло случайных туристов, но время все расставило по своим местам — здесь интересно бывать и отдыхать пешим и конным. Есть и минусы — если вы хотите попробовать все предлагаемые услуги, придется изрядно раскошелиться. Впрочем, если вы приехали на Gelandewagen, оттока денег не почувствуете. К комплексу ведет проселочная дорога, поэтому берегите подвеску автомобиля. Трафик небольшой, неудобств не будет.

Среди услуг Слободы: прокатиться на лошадях, пострелять из лука, отведать блюда русской кухни, прокатиться на яхте по акватории, посетить местный музей и примерить кольчугу. С берегов открываются красивые виды на Усу и противоположный берег.

Пещера Альтамира

Открытую в 1879 году Марселино де Саутола пещеру Альтамира в Испании неспроста называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Приемы, которые были на вооружении у древних художников, импрессионисты начали использовать в своем творчестве только в 19 веке.

Живопись, обнаруженная дочерью археолога-любителя, наделала немало шума в ученом сообществе. Исследователя даже обвинили в фальсификации – никто не мог поверить, что такие талантливые рисунки создавались тысячелетия назад.

Картины выполнены реалистично, некоторые из них объемные – особого эффекта удалось достичь, используя естественный рельеф стен.

После открытия в пещере могли побывать все желающие. Из-за постоянных визитов туристов внутри изменилась температура, на рисунках появилась плесень. Сегодня пещера закрыта для посетителей, однако недалеко от нее находится Музей древней истории и археологии. Всего в 30 км от пещеры Альтамира можно познакомиться с копиями наскальных рисунков и любопытными находками археологов.

Достопримечательности Черняховска за один день

Замок Инстербург

Замок Инстербург

Замок был возведён в 1336 году, на месте старого разрушенного городища (1256) после чего был разрушен еще 2 раза: в 1376 и 1457 годах. В 1945 году стены замка сильно пострадали от пожара и после этого его начали разбирать по кирпичам.

На сегодняшний день — это «атмосферные руины». Цитадель состоит лишь из наружных стен. Сохранилась южная оборонительная стена и постройки форбурга. Интересное историческое место города, куда стоит заглянуть.

Адрес: улица Замковая, 1, Черняховск, Калининградская область

Время работы: ежедневно

Стоимость посещения: бесплатно

Замок Георгенбург

Замок Георгенбург

На месте старого городища в 1264 году появилось укрепление, созданное рыцарем Тевтонского ордена. В 1337  году был построен замок, который, в последствии, несколько раз переходил из рук в руки, перестраивался и разрушался.

Во времена второй мировой войны стены замка не пострадали, вследствие чего он длительное время использовался как госпиталь.

Обязательна для посещения цитадель, где можно спрятаться за стенами высотой в 3 метра, согреться у камина и увидеть весь город как на ладони через витражное окно.

Адрес: улица Центральная, 4, Черняховск, Калининградская область

Время работы: вторник-воскресенье с 11:00 до 20:00, выходной — воскресенье

Собор Архангела Михаила

Собор Архангела Михаила

Храм был заложен в 1883, а его строительство было окончено в 1890 году. Собор возведен в неороманском стиле.

До 1989 года, пока собор не перешел под управление Русской Православной церкви, являлся протестантской реформаторской кирхой.

Особое внимание стоит обратить на башню с западной стороны, высотой 65,8 метра. В Истербурге это было самое высокое здание

Внутри храма находится уникальный орган на 45 звучащих тонов. Сюда часто заглядывают как местные, так и туристы.

Адрес: ул. Суворова, 20, Черняховск, Калининградская область

Время работы: с 8:00 до 18:00, без выходных

Стоимость входа: бесплатно

Костел Святого Бруно

Костел Святого Бруно

Приход римско-католической церкви открыл свои двери в 1904 году. Архитектурный облик создавался Фридрихом Хайтманном в неоготическом стиле. Спустя почти 100 лет удалось сохранить 2 фрагмента витражей, созданных руками Йоханнеса Олеша.

Обязательно стоит зайти внутрь и посмотреть, а лучше послушать, как звучит орган «Висконт», установленный в 2000 году.

Адрес: улица Ленина, 17а, Черняховск, Калининградская область

Время работы: понедельник, среда, четверг, пятница с 10:00 до 19:00, вторник, суббота с 08:30 до 19:00, воскресенье с 11:00 до 19:00

Стоимость входа: бесплатно

Флора и фауна окрестностей горы Кольцо

Местность вокруг каменисто-песчаная, очень часто дует ветер, поэтому больших зелёных деревьев не найти. Растут редкие кустарники, светит яркое солнце. Летом в Аликоновском ущелье поблизости всё расцветает, в то время как на горе Кольцо более пустынно. Зато по пути сюда встречаются и хвойные, и сосновые леса, можно встретить ягоды — чернику, ежевику. Растут рододендрон, можжевельник, тис.

Животный мир здесь разнообразен. Встречаются косули, пасутся лошади, пробегают серна и рысь, косуля и кабан. Из мелких животных здесь можно часто увидеть ондатру, куницу, суслика и хомяка, а также тех животных, которые нуждаются в защите человека: кавказскую норку и лесного кота, выдру и барсука. Горные козлы, бывает, бродят по соседним горам, ловко перепрыгивая с камня на камень.

Благоприятность для пешего, конного и велотуризма

Месторасположение Каменной Чаши очень удобно с точки зрения доступности как для пеших, так и для конных и велопоходов. В начале мая дороги уже подсыхают настолько, что по ним без труда можно проехать на обычном велосипеде. Наличие поблизости источника воды сильно облегчает логистику при организации похода, потому что воду можно набирать уже на месте. К сожалению, этого нельзя сказать о дровах. В Каменной Чаше разрешается использовать для костров только сухие упавшие деревья и только в специально отведенных для этого местах. Билеты на посещение приобретаются заранее в кассе национального парка в селе Ширяево.

В Каменной Чаше в низинах совсем не ловит сотовая связь, поэтому в экстренной ситуации нужно срочно подниматься на гору, чтобы поймать сигнал. В летнее время здесь достаточно проходное место — сюда приезжают как местные, так и гости из других городов. Зимой количество туристов ограничивается проходимостью дорог и тропинок. В Каменной Чаше есть оборудованный туалет.

Молодецкий курган и Девья гора

Молодецкий курган открывает потрясающие виды на Усинский залив и Жигулевское море! Местность очень «фотогеничная», практически в любом направлении можно сделать интересные кадры. Посещение Молодецкого платное, но берут скромно. Машину можно оставить на автостоянке, тут же продаются и сопутствующие сувениры — карты, брелки и прочее. Девья гора расположена ниже Кургана и на ней стоит памятник Юрию Захарову и трем его товарищам.

В отличие от Стрельной, здесь придется подниматься в гору на своих двоих. Подъем занимает около 40 минут спокойным шагом. Сердечникам и тучным людям рекомендуется трижды подумать перед подъемом.

Молитвы

Молитв Пресвятой Богородице столько же, сколько разновидностей ее изображений. Принято считать, что не имеет значения, на какой иконе вы молитесь, так как молитва адресована не конкретному образу, а изображенному на нем святому.

Самое главное, чтобы молитва была искренней, исходила от сердца и несла исключительно благородные намерения. Вот некоторые из часто используемых основных молитв.

Первая

«Моя королева, жительница, моя надежда, Богородица, прибежище сирот и покровительница путников, радость скорби, оскорбленная покровительница! Смотри на мою беду, смотри на мою боль; Помогите мне, как слабому, направьте меня, как незнакомцу. Вы знаете мою обиду: разрешите ее по Твоей воле. Потому что у меня нет другой помощи, кроме Тебя, никакого другого Защитника, никакого доброго Утешителя, только Ты, Богородица: храни меня и храни меня во веки веков. Аминь».

Вторая

«Дева Мария, радуйся, Мария блаженная, Господь с тобой! Вы самая благословенная из женщин. Благословен плод чрева твоего, потому что ты родил Спасителя наших душ».

Третья

«Моя любимая королева, моя Надежда, Богородица, прибежище для сирот и бомжей, защитница, скорбная радость, обиженная защитница! Смотри на мою беду, смотри на мою боль; помоги мне, как слабому, направь меня, как незнакомцу. Вы знаете мою обиду: разрешите ее по Твоей воле. Потому что у меня нет другой помощи, кроме Тебя, никакого другого Защитника, никакого доброго Утешителя, только Ты, Богородица: храни меня и храни меня во веки веков. Аминь».

имена

На немецком просторечии их называют кровавыми, друидскими, волшебными, жертвенными, дьявольскими или ведьминскими камнями .

  • Во французском языке полости называются pierres aux écuelles или pierre à cupules .
  • В Швеции их называют skål как группу skålgrop , в народе älvkvarnar («эльфийские мельницы»),
  • В Дании их называют Skåltegn («знаки чаши») и в народе Æbleskivestenen (также «эльфийские мельницы»).
  • В Норвегии гьеттегритер ,
  • В Голландии napjes («чашки»)
  • на английском языке Камень с маркировкой чашки или чашки и кольца
  • Португальский Казолета (петроглифо)
  • Словенская каменица ,
  • Словацко-чешская Каменица (отсюда и карстовый научный термин Каменица ).

Ширяевский овраг

Posted by kompasturista на 24 марта, 2008

Ширяевский овраг — самый большой овраг Жигулевских гор. Другие названия этого оврага — Ширяевский буерак или Ширяев буерак. Его извилистая лента, начинаясь в центре Самарской Луки, делит ее почти на равные части пополам. Протяженность оврага — 35 километров. У реки Волги, где расположено село Ширяево, его поперечный размер — 2 километра. На своем пути овраг то расширяется до значительных размеров, то сужается, пролегая сквозь крутые склоны гор. В долине Ширяевского оврага можно найти всё, чем богата природа этого края — родники, скалы, каменистые степи, березовые и сосновые леса. Очень живописное и интересное место. По дну оврага проложена грунтовая дорога, по которой в сухую погоду можно легко проехать на велосипеде. Имеются малоизученные многочисленные ответвления Ширяевского оврага, где сохранились нетронутыми красивейшие места. Из боковых отрогов Ширяевского оврага наиболее известны Хмелевой, Кочкарный, Прасельский, Крестьянский, Медвежий отроги.

ДостопримечательностиОтроги: Хмелевой, Кочкарный, Прасельский, Крестьянский, Медвежий, Колоды.

Родники: Никольский (Каменной Чаши), Верховой, Ширяевский.

Горы: Монастырская, Попова

Другие: Каменная Чаша, урочище Чурокайка, село Ширяево, Лисьи норы (пещеры), Большой Ширяевский Грот, штольни Поповой горы (Ширяевские штольни).

Павел Бажов о Глубочинском пруде.

Это интересно: правильное название пруда ГлубочИнский, а не ГлубочЕнский, как порой пишут в статьях, книгах, современных картах и путеводителях.

В 9 км к югу от города Полевского находится Глубочинский пруд. Образован этот пруд благодаря насыпной дамбе и имеет вполне внушительные размеры, а в глубину достигает чуть более 20 метров. С трех сторон пруд окружен горами, четвёртая сторона с низким, заболоченным берегом. На западе гора пихтовая, поросшая темными пихтовыми лесами. На юге гора осиновая. Светлые осиновые леса, особенно красиво выглядят осенью и изумительно контрастируют с темной пихтой. На востоке гора Глубочинская, второе ее название Яшкина гора. Существует несколько легенд связанных с этой горой. Одна из них про работного человека, по имени Яшка. Яков был маленький, да неказистый, но никогда не унывал, всегда подбадривал товарищей. Вот однажды в окружении работного люда, он рассказывал смешную историю, все смеялись «надорвав животы». Начальник, глядя на то, что народ от тяжелого труда еще в силах смеяться, решил тоже зло подшутить над Яшкой. Предложил ему мешок муки поднять на гору, если снесёт то мешок будет его и еще три рубля сверху. Яшка и согласился, уж очень нужны были деньги на одежки, и обувки для ребятишек. Взвалил мешок на спину и пошел вверх, но не дошел он, ослаб и упал. Люд поднялся на гору, а когда убрали мешок с Яшкиной спины, увидели, что мертв он. Отправили этот мешок муки и три рубля Яшкиной семье, только не спасло это семью. После потери кормильца пришлось им идти по миру, милостыню просить. С тех пор в простонародье, гора стала называться Яшкиной.

Река Глубокая.Смотровая площадка у водопада.Крутые берега речьки Глубокой.Русло речушки перед водопадом.

Появление Глубочинского пруда напрямую связано с деятельностью заводов (Полевского и Северского). Для работы заводов требовалась вода, но ее не хватало, поэтому было принято решение построить плотину на реке Глубокой, как раз в месте слияния Глубокой и Каменушки. Вниз по течение, в 200 метрах от плотины образовался небольшой, но живописный водопад, как бы зажатый между двух скальных выступов. Этот водопад получил название «Каменные губы». Более полноводным водопад бывает по весне, но и летом он может внезапно наполниться, стать сильным и белым от миллиона брызг. Зависит это от водосброса и обычно случается после обильных дождей. На водопад можно смотреть сверху и наблюдать как течет вода в речушке (канаве) шириной не более 5-6 метров, направляя свои воды к обрывистому краю. Через речку туда-сюда можно перейти по упавшим деревьям. Можно подойти к месту обрыва и увидеть, как вода срывается вниз шумным потоком и уносится прочь по камням. Можно по деревянной лестнице спуститься вниз и по камням подойти к подножью водопада. Так водопад выглядит совсем иначе, миниатюрный и красивый. На фоне водопада можно сделать отличные фото, которые будут долгое время радовать глаз, мотивируя Вас на новые поиски и открытия. Природа Среднего Урала красива и неповторима, не сидите дома, путешествуйте и познавайте свой край.

Место для пикника возле водопада.

Совсем рядом с водопадом есть хорошее оборудованое место для пикника с костровищем. Здесь можно отдохнуть и перекусить, сделать шашлык. Аппетит на природе всегда отменный, а для детишек будет много радостей.

Посещение водопада можно совместить с прогулко по Бажовским местам на Азов гору и Синюшкин колодец возле посёлка Зюзельский. А так же заехать ещё на один водопад который находится в селе Кунгурка — водопад «Грохотун».

Водопад «Каменные губы».

Как добраться до Каменных палаток (каменного острова), координаты GPS

GPS координаты Каменных палаток (каменного острова): N 56º53,653´; E 60º24,861’

Для проезда на автомобиле: выезжаем на ЕКАД, можно со стороны Московского тракта или со стороны Серовского тракта. Далее проезжаем в сторону перекрестка к станции Палкино и поворачиваем к Каменным палаткам.

Далее по натоптанной тропинке идем в сторону берега реки Исеть. Скалы видны практически сразу.

К скалам можно легко попасть и без автомобиля. Для этого, на электричке (Кузинское или Дружининское направление) необходимо доехать до станции Палкино. Пройти пешком около двух километров по лесной дороге, ориентируясь на сад “Монтажник”, пройти вдоль сада, выйти на объездную дорогу ЕКАД.

Пересекая ЕКАД соблюдайте осторожность – трасса загружена, на ней постоянный довольно – таки плотный поток автомобилей в обе стороны. Недалеко от перекрестка есть знаки “Пешеходный переход”, лучше дойти до них и только там перейти ЕКАД

Автомаршрут подходит для стандартных легковых автомобилей, расстояние от центра города не более 30 км.

Совместить поездку можно с:

Еловый мыс окрестности поселка ПалкиноСкалы останцы в поселке Палкино город ЕкатеринбургСкалы Чертово городищеПалкинские закопушки или Верхоловская гранатовая копьГора Пуп

перечисления

  1. напр. Б. Вестер Торслев
  2. Франц Нойрурер: Расчет времен года с помощью камней чаши. 2008, стр. 5 и далее
  3. Отто Мильфе : Забытые свидетели прошлого. Странные камни из Мюльфиртеля. 3-е исправленное и дополненное издание. Милфе, Галльнойкирхен, 2001.
  4. Саломон Рейнах : Терминология мегалитических памятников. В: Археологическое ревю . Серия 3, т. 22, 1893 г., стр. 34–48, здесь стр. 41, JSTOR .
  5. Саломон Рейнах: Терминология мегалитических памятников. В: Археологическое ревю. Серия 3, т. 22, 1893 г., стр. 34–48, здесь стр. 40, JSTOR .
  6. Роберт Г. Беднарик : Оценка возраста купул. В: Рой Кереджазу Льюис, Роберт Г. Беднарик (ред.): Таинственные следы от чашек. Материалы Первой международной конференции Cupule. (Проведено в Кочабамбе, центральная Боливия, с 17 по 23 июля 2007 г.) (= BAR. International Series. 2073). Archaeopress, Оксфорд и др. 2010, ISBN 978-1-4073-0634-6 , стр. 5–12, здесь стр. 5.
  7. Роберт Г. Беднарик: Оценка возраста купул. В: Рой Кереджазу Льюис, Роберт Г. Беднарик (ред.): Таинственные следы от чашек. Материалы Первой международной конференции Cupule. (Проведено в Кочабамбе, центральная Боливия, с 17 по 23 июля 2007 г.) (= BAR. International Series. 2073). Archaeopress, Оксфорд и др. 2010, ISBN 978-1-4073-0634-6 , стр. 5–12, здесь стр. 9.
  8. Франц Нойрурер: Расчет времен года с помощью камней чаши. 2008, стр. 7 и далее
  9. Урс Швеглер: Раковины и знаки Швейцарии. Издательство Швейцарского общества предыстории и ранней истории. Базель, 1992 г., стр. 34.
  10. Урс Швеглер: Что такое кубковые камни? 2016, стр. 10.
  11. , фото, по состоянию на 31 марта 2020 г.
  12. Матс Омарк: När de sista älvkvarnarna smordes. В: Риг. Культуристориск Тидскрифт. Том 39, № 3, 1956, стр. 65–72 («Когда были помазаны последние эльфийские камни»), .
  13. Флемминг Каул:
  14. Карстен Кьер Михаэльсен: Politikens bog om Danmarks oldtid (= Politikens håndbøger.) Politiken, Копенгаген 2002, ISBN 87-567-6458-8 , стр. 162
  15. Петр В. Глоб : Ямы для чаш и наскальные рисунки. Священные знаки бронзового века. В: Питер В. Глоб: Доисторические памятники Дании. Вахгольц, Ноймюнстер, 1968, стр. 127–142.
  16. стр. 5

Происхождение и история горы Кольцо

Необычный памятник природы расположился на северной окраине Кисловодска. Через огромное каменное кольцо хорошо видна панорама города с его улицами, а в хорошую погоду просматривается даже двуглавый Эльбрус. Гора входит в состав Боргустанского хребта. Здесь, в каменных отрогах, поработали силы природы. Со временем в породах вымывались гроты необычных форм.

Много сказаний и легенд связано с этой достопримечательностью. Одна красивая легенда гласит, что происхождение Кольца связано с подарком пастуха своей невесте. Когда-то в этих местах жил богатый князь со своей красавицей дочерью. Когда настала пора выдать девушку замуж, князь объявил, что отдаст её только тому, кто сможет победить на конных скачках, в состязаниях по борьбе и в придачу подарит самое прекрасное обручальное кольцо.

Бедный пастух, который давно был влюблён в княжескую дочь, решил бороться за её руку. Он выиграл оба соревнования. Но когда пришла очередь дарить кольцо, князь не сомневался, что такой подарок бедняку не по силам. Тут юноша натянул свой лук и пустил стрелу прямо в скалу. Стрела пробила огромное отверстие, через которое все увидели великолепный Эльбрус. Поистине это было самое прекрасное «обручальное кольцо», и пришлось князю отдать дочь за пастуха.

Ещё одно предание гласит, что воин, проскакавший сквозь гору Кольцо во всём своём военном облачении, становится непобедимым. Согласно ещё одной местной легенде, нужно загадать желание, постояв в огромном каменном кольце, и оно обязательно сбудется

Другой интересный факт заключается в том, что стены горы Кольцо испещрены всевозможными надписями, одна из которых привлекла внимание экспертов

Из-за неразрывной связи этих мест с творчеством поэта и писателя Кольцо-гора включена в состав Государственного музея-заповедника им. Лермонтова. Отсюда открывается поистине чудесный вид на широкую долину реки Подкумок и правый её приток, реку Аликоновку, возле которых находятся и Медовые водопады, и ещё одна достопримечательность — Замок Коварства и Любви. Рядом с горой много пещер из песчаника и гротов, ведёт сюда извилистая тропинка.

Сколько лет пермскому звериному стилю и кто его создатель?

Фигурки обычно относят к VII — XII  в. н. э. — такая точка зрения закрепилась в науке и не пересматривается несмотря на многочисленные новые исследования. Есть мнение, что их следует отнести вообще в эпоху палеолита.

Большинство исследователей приписывают фигурки к финно-угорской культуре, но вот какой же именно народ создал их не вполне понятно.
Например, коми или пермяки (финно-угорские народы, которые сегодня проживают на территории Пермского края) НЕ относят их к своей культуре и никак себя с ними не ассоциируют. Более того, для них подобные фигурки несут демонический смысл — в былые времена местные крестьяне, находившие такие фигурки, старались как можно быстрее избавиться от них, так как воспринимали их как некие черные метки приносящие несчастья. Некоторые коми-зыряне и пермяки считали, что эти, так называемые «черти», принадлежат вогульской культуре.

Картина Андрея Клименко

Основной претендент на то, чтобы именоваться создателем фигурок — загадочный народ чудь (белоглазая), который по некоторым данным занимал обширные северные территории от Финляндии до Сибири, в том числе и те, где были найдены фигурки. Кстати, все первые исследователи феномена пермского звериного стиля именовали фигурки «чудскими». Например, Дмитрий Анучин называл данные артефакты «чудскими образками», а первый альбом, посвященный пермскому звериному стилю (Ф.Тепляков, А.Спицын) именовался «Древности камской чуди».

Заведующий отделом археологии Пермского краеведческого музея Э.Чурилов считает, что мирный народ чудь, занимавшийся в основном охотой и различными промыслами, был оттеснен с обжитых ими земель на север с приходом более воинственных кочевых племен с юга. Им приходилось уходить в девственные таежные леса, где не было не поселений, ни родовых святилищ (современная территория Пермского края), в связи с чем и возник феномен пермского звериного стиля — создавая такие фигурки (богов), чудь имела возможность отправлять религиозные и культовые ритуалы без святилищ. Отсюда же, возможно, возникли и многочисленные легенды о том, что чудь «ушла под землю» или исчезла — на деле же она действительно ушла, но просто севернее.

Хотя, что случилось с ней потом — неизвестно. Основная загадка данного народа в том — что он действительно исчез, растворился где-то на дорогах истории, но при этом оставил за собой целый шлейф легенд и артефактов (помимо предметов пермского звериного стиля, это многочисленные «чудские городки» — остатки которых раскинуты по всей Уралу и Сибири, нередко их местоположение связано с какими-то пещерными туннелями). Считается, что остатки чуди были полностью ассимилированы коми, русскими и вепсами.

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Легенды о чуди довольно противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз. Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя. Другие финно-угорские народы (коми-зыряне, пермяки) от чуди дистанцируются, (так же как и от артефактов пермского звериного стиля) и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что чудь — это народ славянского корня.

Существует также гипотеза, что «ушедшая под землю чудь» — это и вовсе не реальный народ, а собирательное название для старых богов, духов и домовых, которые с христианизацией края стали «нечистыми», «злыми» и «куда-то ушли». То есть те же коми-пермяки могли и быть создателями пермских фигурок в незапамятные времена, но перестали себя с ними ассоциировать — как и со своими старыми богами — в момент разрыва культурных связей и потери преданий о собственном прошлом. Как бы то ни было, внезапное и чуть ли не единомоментное прекращение изготовления фигурок — еще одна загадка пермского звериного стиля. Как правило, никакие традиции литья, росписи или иных художественных промыслов не исчезают так, а постепенно видоизменяются, трансформируются во что-то новое.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: