География, природа и легенды
Географические особенности
По геологической структуре скала Петушок сложена из мягких, выветривающихся пород, таких как туф и песчаник, с геоморфологическим профилем, а время ее возникновения относят к позднему Меловому периоду, 15-18 млн. лет назад. Географически она является частью Абадзехской (Ключевой) горы, расположившись на ее западном склоне.
Своим возникновением она обязана одному из притоков Кубани, реке Псекупс, спускающейся с пиков Западно-Кавказского хребта, миллионы лет обтачивающей и создающей контур скалы Петушок стремительным потоком. По размерам образование невелико, отвесно поднимаясь на высоту до 28 м, имеет общую площадь около 427 кв. м.
Название гора-скала получила по внешнему виду. Причудливо изрезанная вертикальными бороздами, с узкой ребристой верхушкой, она, по отзывам отпускников, напоминает петушиный гребень. Скала относится к хребту Котх, являясь его северо-западной оконечностью.
На северной стороне она соединена с Абадзехской горой, с запада и востока ее окружает густая чаще леса, растущего на склонах, с юга омывается рекой Псекупс, протекающей у самого ее подножья. По своему значению, гора Петушок в Горячем Ключе имеет статус памятника природы, присвоенный ей в 1977 г.
Легенда о происхождении
С такими необычными и удивительными уголками часто связывают легенды и сказания, отражающие природные особенности глазами населения, сотни лет проживающего тут. Одна из них гласит, что когда-то давно жил здесь некий почтенный князь, построивший на вершине неприступной скалы роскошный дворец – с просторными чертогами, пышными залами, открытыми террасами, утопавшими в зелени садов и парков с дивными цветами.
Но главным украшением дворца была юная княжна, славившаяся красотой и добрым сердцем на всю округу. В один из дней посватался к ней юноша из знатной и богатой семьи, имевшей влияние. Был он хорош собой, умен и статен, но что-то злое таилось в нем и, словно черную душу увидела девушка в холодном блеске его глаз, поэтому ответила отказом. Затаив обиду и считая себя оскорбленным, отвергнутый парень обратился за помощью к здешнему колдуну, а тот превратил его в белого лебедя.
Гуляя в окрестностях дворца, красавица-княжна увидела прямо у берега прекрасную птицу, протянула она руку, чтобы ее погладить, но лишь коснувшись, как сразу все тело девушки покрылось страшными язвами. Князь приглашал известных лекарей и магов, но никто не смог помочь этому горю. Однако боги, увидев скорбь отца и творящуюся несправедливость, не смогли остаться равнодушными, они заточили жестокосердного юношу в скалу, обрекши на вечные страдания.
Вскоре его тесная темница наполнилась слезами, ставшими проступать сквозь камень и превратившимися в ручьи, стекающие по склону скалы. Умывшись в одном из них, княжеская дочка обрела былую красоту и свежесть. С тех пор местные ключи обладают целительными и лечебными свойствами, способными излечивать любые болезни и улучшать душевное состояние людей, окунающихся в них.
Легенды о горе Шаманка на Байкале
Великолепный вид скалы Шаманки завораживает — это одно из самых загадочных мест таинственного острова Ольхон, который неохотно открывает перед нами свои загадки. Одна из легенд утверждает, что в начале весны каждый год в районе Шаман-горы на Байкале открывается портал в другое измерение, который видели некоторые местные жители. Официального подтверждения или отрицания этого факта наука не предоставила до сих пор.
Существует древний миф, что в пещере скалы Шаманки на острове Ольхон поселился старший из 13 сыновей северных божественных правителей, который обладал невиданной силой и имел три замка на небе, земле и в подземелье. Он выбрал Ольхон для постоянного жительства, став покровителем всех шаманов Прибайкалья и Бурятии, а также невидимым охранником здешних мест. Местные жители относились трепетно к этому грозному божеству, поэтому мимо скалы Шаманка жители острова Ольхон проходили только пешком, как бы они не спешили по своим делам, а копыта лошадей обвязывали подручным материалом, чтобы их цокот не потревожил хозяина этих мест.
Еще одна легенда гласит, что в пещере скалы мыса Бурхан в древние времена жила злая шаманка, которая охраняла несметные сокровища — все тело горного образования состояло из золота и серебра. При приближении человека колдунья начинала метать молнии, вокруг заколдованного места образовывалась сильнейшая гроза, гремел оглушительный гром, от звука которого могли лопнуть перепонки в ушах у людей.
Местные жители призывали богатырей уничтожить шаманку, но их стрелы не могли навредить колдунье, потому что воины желали прославиться или делали это из-за денежного вознагражденья. Однажды из дремучей тайги вышел к мысу охотник, который прослышал о бедах жителей острова Ольхон, он пустил стрелу и пронзил сердце коварной шаманки, потому что намерения его были благими. Над местностью развеялись тучи, выглянуло солнце, вернулись птицы и животные, которые населяли округу. Несметные богатства люди использовали для своих нужд, колдунью закопали в пещере, а скалу стали называть Шаманка.
Раздвоенная вершина скалы Шаманки имеет свою легенду: у шаманки была дочь, которая полюбили местного юношу и хотела выйти за него замуж, но мать была против и прогнала молодого избранника своей дочери. Влюбленные решили убить злую колдунью и навалились на нее во время сна, но волшебная сила шаманки была во много раз сильнее — она превратила их в камень и установила рядом над пещерой, где обитала. Вершины имеют небольшой наклон — они так сопротивляются северному ветру, который часто дует над островом Ольхон и защищают уединенную бухту, что находится за скалой Шаманки.
Одна древняя легенда гласит, что в пещеру скалы Шаманки нельзя заходить женщинам и детям, потому что это священное место, где в древности шаманы общались с Духами, приносили жертвы хозяину острова Ольхон, который обитал в пещере. Энергетика этого загадочного места действительно очень сильная, а дети и женщины сильно восприимчивы, поэтому силы духов могут негативно повлиять на их разум.
Местное население уважительно относится к священным местам острова Ольхон, особенно к скале Шаманка, но туристы иногда ведут себя довольно вольготно, одно дело, когда они выкладывают узоры и рисунки на поляне недалеко от легендарного места — это не возбраняется, если они не имеют фривольного содержания, а только орнамент или личные пожелания.
Но многие путешественники, особенно молодежь, не всегда уважительно относятся к святому месту острова Ольхон, оставляя после себя надписи на скалах, типа «Здесь был Вася!» и более пошлого содержания, разбрасывают мусор. Скала Шаманка по-своему мстит людям за неуважение к легендам — на тропинке, которая ведет к уникальному месту по обрывистому склону, начали срываться люди и коровы, которые часто приходят сюда в поисках сочной травы.
Скала Шаманка особенно красива зимой не только днем, но и в ночное время — находясь рядом с этим благословенным местом, многие путешественники понимают, что они только гости на планете, а первозданная природа существует независимо от влияния и развития современной цивилизации.
Усть-Катав
Почему Усть-Катав?
Во-первых, это место, где речка Катав впадает в Юрюзань, по которой очень любят сплавляться туристы (сплав по реке практически все начинают с Усть-Катава или Вязовой).
Усть-Катавский тамвай
Во-вторых, в Усть — Катаве есть известный на всю страну вагоностроительный завод, выпускающий трамваи (ну и авиабомбы с пушками, как полагается). В городе есть трамвайные пути для обкатки, но нет трамваев, как транспорта.
Трамваи в Усть — Катаве (фото http://transphoto.ru)
Пути проходят прям непосредственно возле домов, и многие жители свои машины паркуют прямо на них.
В третьих, здесь проходит жд путь на мосту через Юрюзань, через который проходят все поезда Урала (Транссибирская магистраль) и его охраняют пограничники.
Мосты в Усть-Катаве
В третьих, в Усть — Катаве имеются примечательные мосты через Юрюзань, построенные в прошлом веке — Французский, Брянский и Новый мост — собственно, названия говорят сами за себя
Французский мост
Французский мост — построен бельгийцами в начале 20-го века, до революциии. Проезд на грузовом транспорте запрещен, но и на легковых машинах мало, кого встретишь
Не смотря на свою хлипкость на вид, мы все-таки по нему проехались и Яндекс.навигатор, кстати, именно его рекомендовал при создании кратчайшего пути до точки привала. Но, справедливо будет заметить, что выбрали мы этот мост только на обратном пути, а туда проехали по Новому.
Брянский мост
Брянский мост построен в военное время 1940-х годов. Мост пешеходный
Брянский мост в Усть-Катаве — это мост с историей, но без особых прекрас. Вряд ли его можно назвать «ответом Лос — Анджелесу», как называют некоторые гиды. Наверное, мы выглядели слегка диковатыми (точнее, я), остановившись возле моста, поскольку тут же вылез фоткать и выкладывать в инсту, благо там с интернетом было все нормально. Но пешеходов я не удивил, народ не злился и на меня не пялился.
Иремель
- Расстояние от Уфы: примерно 240 км
- Время в пути: примерно 4 часа
- Ближайший населенный пункт: п. Тюлюк
- Как доехать: автомобиль, автобус
- Дорога из Уфы: Уфа — Сим — Юрюзань — Меседа — Тюлюк
- Где остановиться: Палаточный лагерь, базы отдыха любой ценовой категории
Самая высокая точка Южного Урала — гора Иремель, «священная гора» или «место, дающее силу», олицетворяет древность и мощь нашего края. Окутанный легендами, Иремель, словно величественный памятник красоте, воздвигнутый тысячелетия назад самой природой, символ безмятежности и мудрости, притягивает и манит туристов со всей нашей страны и зарубежья.
Преодолеть подъем, пересечь каменные реки «курумники», взойти на вершину и заслужить награду: пьянящее счастье от высоты и бескрайних просторов таежных лесов, прилив сил и энергии во всем теле, словно могучий исполин поделился своей мощью.
Поверьте, кто хоть однажды покорит вершину Иремеля — навсегда оставит там свое сердце!
Скалы в Советском районе
В Кировской области недалеко от города Советск находятся места называемые Вятской Швейцарией. Здесь протекает река Немда. Река местами обнажает известняковую породу. Толщина рифовых образований около 36 м. Русло реки прорезает крутой берег глубокими оврагами с небольшими многоярусными водопадами. Так у деревень с названием Камень и Чимбулат существуют горные образования: скалы, утёсы, отвесные стены, пещеры, гроты, воронки. Высота берега местами достигает 45 м. Скалы здесь имеют самые причудливые очертания.
Правый берег реки высокий, зарос лесом, на левом — заливные луга. Ниже деревни Воробьиная гора река уходит под прямым углом на запад. На повороте русло сужается. За прижимом Немда спокойная, имеет ширину 70 метров. В этих местах находится Чимбулатский ботанико-геологический комплекс. (на карте под цифрой 2) На правом берегу возле деревни Камень расположен большой скальный массив «Камень» Его высота 45 м и длина около километра. Здесь древние пермские известняки выходят на поверхность
Мы приехали к высокому берегу реки Немды, где она делает крутой поворот. Со смотровой площадки открывается роскошная панорама на противоположный берег заливных лугов и лесов.
Насладившись красотой пейзажей спускаемся по тропе направо, и подходим к плоской вершине утёса. Внизу под ногами отвесная скала, а за ней узкая полоса берега с осыпями и кустарниками.
Очень крутая тропа ведёт к основанию этой стены, можно спуститься, но очень осторожно цепляясь за выступы и кусты. На самом верху этой отвесной стены виднеется марийский национальный орнамент
На самом верху этой отвесной стены виднеется марийский национальный орнамент.
После осмотра этой отвесной скалы снова карабкаемся по крутой тропе обратно на вершину, и возвращаемся на смотровую площадку крутого берега реки. Чтобы увидеть следующие скальные образования нужно немного проехать вперёд за деревню «Камень». Здесь останавливаемся и далее по тропинке идём через небольшой лесок на берег реки.
Перед нами скала «Часовой». (6) На фото видно этот фрагмент отделившейся скалы от основной массы. Чтобы рассмотреть его ближе по тропе идём ещё ниже.
Восьмиметровый известняковый столб «Часовой» — возвышается выступая вперёд над долиной реки. Далее можно вскарабкаться и перешагнуть через узкий перешеек утёса, или спуститься нижней тропой. Если обернуться и посмотреть назад, то мы увидим на скале огромный профиль человеческого лица с большим носом. Наверное это и есть скала Чембулат.
Немного чуть дальше проходим небольшой грот или пещеру.
Проходим ещё несколько метров и видим следующий таинственный вход в скале. Находится он на высоте, надо к нему подняться по высоким камням.
Справа заметили узкую сквозную щель, заглядываем туда. Проход размером около 40 см. На нижней фотографии, сделанной несколько лет назад на этом входе зафиксировали странное световое-пятно.
Пока раздумывали о возможности пробраться, как видим с другой стороны забрался шустрый мальчик лет десяти и пролез боком через щель. Мы тоже рискнули пройти через это «игольное ушко». Как видите не застряли.
с 1974 года, кировские спелеологи-любители открыли немало других пещер. Входы-лазы в подземные полости и коридоры прячутся на дне 5-6 метровых карстовых воронок. Оглядываемся далее, возможно здесь есть и другие пещеры. Одна из них пещера-600, длиной 120 м, глубиной 26 м. Вход в неё не приметен. Есть и пещеры поменьше: «Холодная», «Парадная», «Софроновская». Все они находятся на левом берегу ниже деревни Чимбулат, в некоторых пещерах живут летучие мыши.
Чумбылатов камень, вернее его остатки — языческая святыня марийцев, легендарная могила марийского князя Чумбылата тоже находятся на противоположном берегу реки ниже по течению. Когда-то был высокий утёс, с которым были связаны древние марийские легенды и предания о богатыре Чумбулате, защитнике простого народа, чей дух якобы обитал в этом месте. В 1830 году по приказу яранского исправника этот почитаемый марийцами утёс был разрушен, ломали его вручную из опасения возмущения местных крестьян.
Осмотрев скалы поднимаемся наверх склона горы, и на машине переезжаем в следующее местечко — Береснятский ботанико-геологический комплекс .
Описание мыса Бурхан на Ольхоне
В нескольких минутах ходьбы от самого большого поселка острова Ольхон под названием Хужир, что в переводе с бурятского наречия означает «солончак», находится загадочное место озера Байкал — мыс Бурхан и скала Шаманка. Пройти к этому таинственному месту довольно просто, надо свернуть в сторону пролива с улицы в конце поселка, и через 600 м будет загадочная скала, которая известна всему миру.
Скала Шаманка имеет две вершины, высота которых 30 и 42 м над уровнем озера, внутри находится не менее известная сквозная пещера, пронизывающая скалу с востока на запад. Именно здесь находится храм для буддистов Забайкалья и Сибири, а сотни лет назад здесь приносили жертвы духам озера шаманы. Дорогу к загадочному месту приезжающим туристам указывают несколько деревянных сэргэ, о которых нужно рассказать более подробно.
Эти трехуровневые изваяния из дерева являются прообразом вечнозеленого дерева с довольно труднопроизносимым названием, по легендам местных народностей в ее пышной кроне жили духи плодородия и покровители животных. Наличие таких столбов означает, что у этого места имеется законный хозяин, а три уровня объединяют три мира: небожители привязывают своих коней к верхнему ярусу, средний — для людей, живущих на земле, а нижний — для духов недр земли.
Такие столбы устанавливались на перевалах, где всадники делали привал во время длительных переходов. По местному обычаю рядом с сэргэ надо оставлять монетку или другие дары, а к столбу привязать цветную ленту, таки жестом путник просит разрешения у хозяина места нарушить его владения. К скале Шаманка приезжают разные люди, поэтому около сэргэ можно увидеть валюту всего мира и привязанные цветные ленты экзотических расцветок. У деревянных столбов, указывающих путь к скале Шаманка, принято сделать фото на память.
Нугушское водохранилище
- Расстояние от Уфы: примерно 250 км
- Время в пути: примерно 3,5 часа
- Ближайший населенный пункт: г. Мелеуз, поселок Нугуш
- Как доехать: автомобиль, автобус.
- Дорога из Уфы: Уфа — Стерлитамак — Салават — Зирган — Нугуш
- Где остановиться: Палаточный отдых, базы отдыха любой ценовой категории.
- Проживание: палаточный отдых: от 100 руб. Номер от 600 руб.
Нугушское водохранилище или как любовно называют его «рукотворное море» славится своей неповторимой красотой далеко за пределами нашего края.
Уникальность этому месту придают скалистые утесы, покрытые густым хвойным лесом и испещренные гротами и пещерами. Величественные скалы, древними стражами, возвышаются над прозрачной водой, замыкая водохранилище в кольцо, словно защищая его от бурь и невзгод. Как говорят отдыхающие, даже в самую пасмурную и хмурую погоду вода в водохранилище не теряет своего пронзительно синего цвета.
Где находится Усть-Канская пещера
Находится пещера на западе республики, в Усть-Канском районе, где протекает река Чарыш. Всего в 3-х километрах на юг от села Усть-Кан, по левую сторону от трассы, ведущей в сторону села Усть-Кокса. Пещеру называют Белый камень, потому что она расположена на крутом склоне скалы, сложенной из известняковых пород. Вход в нее хорошо виден с дороги и находится на высоте 54 м.
Он хорошо прогревается солнцем и оттуда открывается прекрасный вид на лежащую внизу живописную долину. В настоящее время тропа оборудована удобной деревянной лестницей с небольшими смотровыми площадками.
В сам грот можно заглянуть через решетку, которая перекрывает вход, попасть туда невозможно, так как раскопки еще не закончены и ученые надеются обнаружить еще много интересных находок. Безусловно, столь ценный культурный памятник должен быть сохранен от расхищения и вандализма. Однако совершить пешую экскурсию к пещере и насладиться живописным видом с высоко расположенных смотровых площадок, несомненно, во время путешествия по Алтаю будет очень интересно.
ИСТОРИЯ УАСТЫРДЖИ: ПО СЛЕДАМ ОСЕТИНСКИХ ПРЕДАНИЙ
Эпос представителей этого смелого и честного народа – красочен и многолик, а святой Уастырджи занимает в местном пантеоне значительную нишу. Герой покровительствует великим воинам, а в их лице – всем отважным мужчинам. Он считается помощником, благоволящим честным и добрым людям, защищающим правое дело. При этом святой ненавидит клятвопреступников, мошенников и воров.
Предание гласит, что мощный старец частенько спускается на грешную землю, чтобы посмотреть, насколько праведно поступает его народ и оказывают ли люди помощь своим ближним. Легенда об Уастырджи отражает целый комплекс верований народов Северного Кавказа, демонстрирующих надежду на справедливость и чистоту человеческой природы.Многочисленные подвиги героя и его покровительство осетинам не могли остаться незамеченными – с древних времен на этих заповедных землях организовывались места поклонения святому. Самое известное святилище Уастырджи расположено в Дзивгисе. Деревня спряталась от любопытных глаз в Куртатинском ущелье.
А вот упомянутый памятник героического всадника у врат Алагирского ущелья возвели на месте Ныхас Уастырджи – почитаемого осетинами святилища, известного еще с середины 14-го века.В честь праздника Уастырджи, называемого Джеоргуба, традиционно закалывают жертвенного быка. Курицу или свинину в этот период употреблять в пищу строжайше не рекомендуется. Празднества длятся целую неделю, начиная с 23 ноября, символизируют окончание сельскохозяйственных работ и отмечаются с присущей южанам широтой и размахом. Кстати, указанная дата совпадает с Днем Святого Георгия у христиан.
Примечательно, что женщинам нельзя даже упоминать имя осетинского Георгия Победоносца. И день Уастырджи не исключение – они называют святого «покровитель мужчин» – Лагты Дзуар. Для осетин – этот справедливый богатырь является важнейшим участником пантеона, поэтому будь то гимн или обрядовая песня – мифический герой в ней обязательно фигурирует.
Видео Северная Осетия. Памятник Уастырджи
Osetia biz. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=VWLTKWWwE2s. Не для коммерческого использования.
Раскопки в Усть-Канской пещере и научные открытия
Но некоторые из учёных, проводивших в пещере археологические исследования, считают, что легенды частично могут иметь реальное обоснование. По их мнению, йети – это реально существовавший предок современного человека, представитель тупиковой ветви эволюционного развития человечества. Эту версию подтверждают и научные открытия, сделанные в Денисовой пещере. Следовательно, в легенде об алмысах, согласно этой версии, рассказывается о настоящих событиях, произошедших когда-то в далеком прошлом.Активные археологические исследования Усть-Канской пещеры начались, когда в 1954 году там была открыта стоянка для древних людей эпохи палеолита. Она оказалась не только первой найденной стоянкой, но и древнейшей из найденных в Сибирском регионе. В ходе долгих раскопок были найдены каменные и костяные фрагменты человеческих орудий труда, а также останки вымерших животных, в частности винторогой антилопы, исчезнувшей раньше мамонтов, волосатого носорога. Эти раскопки выявили обширную коллекцию разных представителей фауны.
Сейчас в пещере каждый год проводятся археологические раскопки. Найденные в Усть-Канской пещере предметы в настоящее время находятся в крупнейшем музее мира – петербургском Эрмитаже, а также в Алтайском краеведческом музее в столице Алтайского края и в юрточном комплексе Ойбок, расположенном совсем рядом со скалой Белый камень.
МОЩИ СВЯТОГО УАСТЫРДЖИ: ГДЕ ХРАНИТСЯ СВЯТЫНЯ?
Уастырджи – памятник в Осетии, не только привлекает огромное количество туристов, но и успел стать причиной небольшого конфуза. Дело в том, что недавно в этот прекрасный, горный край привезли мощи, которые православные христиане поспешили окрестить останками Уастырджи. Святой Георгий, чьи мощи на самом деле были доставлены в Осетию, издавна отождествляется с героем нартского эпоса, именно из-за этого и произошла путаница.
Но между Уастырджи и Святым Георгием существует принципиальная разница. Первый святой – прообраз воинственного божества, появился еще в аланскую эпоху, а второй – реально существующий человек, римский полководец, позже возведенный в ранг святых. Посему на самом деле между этими святыми не так много общего, как об этом принято говорить.
Как добраться до скалы Шаманка на острове Ольхон
Мыс Бурхан с уникальной и загадочной скалой Шаманка находится на острове Ольхон, до которого около 297 км от областного центра города Иркутска. Чтобы добраться до этой достопримечательности озера Байкал, используют 3 варианта:
- Маршрутное такси №507 отправляется от автовокзала Иркутска, первый рейс в 9 и 10 часов утра. Стоимость от 800 рублей с пассажира.
- Бюджетный вариант — автобус, который за 150 рублей доставит путешественников в поселок рядом с переправой, но билет надо заказывать за неделю до отправления.
- Автолюбителям надо следовать по маршруту Иркутск — поселок Баяндай, до которого около 125 км, затем повернуть направо до населенного пункта Сахюрт и там ожидать очереди на переправу. По острову Ольхон существуют только гравийные или проселочные дороги, по ним и добирайтесь до поселка Хужир, который расположен рядом с мысом Шаманский на Байкале — так его называют из-за того, что в древности эти священные места могли посещать только шаманы.
Внимание! Летом на пароме собирается много желающих попасть на загадочный остров Ольхон, поэтому следует приготовиться к многочасовому ожиданию.
Многие путешественники не теряют времени даром, а, заняв место в очереди, идут осматривать местные достопримечательности, раньше здесь добывали кремень, который по-бурятски называется сахюур, от этого и произошло название поселка.
Краеведческий музей
В последний день апреля состоялись проводы на пенсию моей подруги. Они прошли весело. Приглашенные родственники и сослуживцы собрались в кафе. Огромный праздничный торт испечен был на заказ кондитером. Стол был накрыт богатый, все было вкусно. И салаты и горячее. Гуляли до утра.
На следующий день пошли с подругой в краеведческий музей. Музей был открыт в 1975 году на общественных началах. В 1978 году музей стал государственным. С 1990 года музей располагается в бывшем особняке князей Белосельских — Белозерских. Представители этого княжеского рода владели Катав-Ивановским железодеятельным заводом.
Памятная доска у входа в краеведческий музей
Здание музея двухэтажное, кирпичное. Оно является памятником архитектуры 19 века.
краеведческий музей города Катав-Ивановск
В музее представлена экспозиция гостиной 19 века с мебелью этого периода.
В нем также имеются экспозиции внутреннего убранства дома горожан в разные эпохи. Фактически в музеи показана 200 лет истории города.
С 1999 года в музеи открыт отдел природы. В нем есть зал, посвященный Игнатьевской пещере, расположенной в селе Серпиевка Катав-Ивановского района Челябинской области.
Кроме того, в музее имеется богатая коллекция минералов и изделий из камней.