Горы и пещеры
Традиции народов среднего и южного Урала тесно связаны с особым отношением к горам. Это настоящий кладезь самоцветов и других ископаемых пород, которые стали главным символом региона. Такое богатство стало основой народного промысла, и в благодарность за сокровища своей земли люди относились к горам с особым трепетом. Существовала вера в то, что эти залежи находятся под охраной потусторонних сил: могут быть благосклонными к честным и трудолюбивым людям, но если что-то им не понравится, то кара будет страшной.
Обвалы в пещерах и смерти старателей были частыми, поэтому уберечь себя старались тем, чтобы не вызывать немилость магических владык земли, бережно относиться к добытому на приисках, правильно распоряжаться им. Обо всём этом прекрасно написано у Бажова в сборнике «Малахитовая шкатулка», который стал уникальным собранием сказов, отражающих народные традиции и ремёсла коренных народов Урала.
Старатели 19 века на Урале
К сожалению, сейчас запасы уральских недр практически истощены, но память о былом богатстве до сих пор сохраняется в культурном наследии региона.
Анатолий Членов. «Как Алёша жил на Севере»
(для младшего и среднего школьного возраста)
Повесть Анатолия Членова «Как Алёша жил на Севере» рассказывает о маленьком храбром мальчике, который живет с родителями-полярниками. Алеша растет, наблюдая суровую северную природу и знакомя читателя с ее зверями, птицами, погодой — всем, что может заинтересовать маленького человека. Ось повествования — это дружба мальчика с суровым псом Пиратом и олененком. Их приключения дают маленькому читателю примеры таких прекрасных человеческих качеств, как ответственность за слабых, смелость, верность. Родители Алеши сильные люди с твердыми характерами. Им, конечно, проще было бы оставить ребенка бабушке на Большой Земле, но они берут его с собой и тем самым создают ему волшебное, непохожее на жизнь других детей детство. Такое детство, о котором мечтали и подросшие читатели этой повести.
Искать ее стоит в букинистике или на сайтах для онлайн чтения.
6
Астрид Линдгрен
Сказочные произведения Линдгрен близки к фольклору, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни. Астрид — автор ряда всемирно известных книг для детей, в их числе «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и «Пеппи Длинный чулок». На русском языке её книги стали известны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.
Астрид Линдгрен. (wbkids.ru)
Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям. «Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», — решительно заявляла Астрид.
Писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества.
В 1958 году Линдгрен получила медаль Ганса Христиана Андерсена, которую приравнивают к Нобелевской премии в детской литературе.
Вениамин Каверин. «Два капитана»
(для подростков)
Произведение поистине культовое. Автор получил за него Сталинскую премию, роман дважды экранизировали, по его мотивам был поставлен мюзикл «Норд-Ост». Интерес к нему не ослабевает. И даже тем, кто не читали текст и не видели фильмов, известен «крылатый» девиз героев «Бороться и искать, найти и не сдаваться», в котором выражен дух всей книги.
Это история про цель и мечту, про образец поведения и стойкость перед лицом испытаний. Она рассказывает о формировании характера и умении отличать добро от зла. Столкнувшись в детстве с историей полярной экспедиции и завороженный ею, как загадкой, главный герой, Саня Григорьев, всю свою дальнейшую жизнь стремится добраться до правды, восстановить справедливость в отношении невинно оклеветанного человека. Эта твердость помогают Сане не только достигнуть поставленной цели, но и найти счастье в личной жизни. Захватывающий сюжет, реалистичные виды, и ответы вопросы, волнующие подростка, каким должен быть настоящий человек: добрым, отзывчивым, честным, целеустремленным. И тогда мечта станет былью…
* * *
Русский Север нетороплив и величественен, как кит. Он тонок и звонок, как кружевная вязь на окнах, где не разберешь, чья работа лучше — мороза или резчика. Он свечкой устремлен вверх в своей спокойной отрешенности природы и храмов. И, конечно, все это слито и переплавлено в языке и литературе.
Тот, кто соприкоснулся с ним хотя бы единожды, навсегда останется завороженным им.
Редьярд Киплинг
Киплинг, известный писатель, поэт и реформатор, родился в Бомбее (Индия). В возрасте 6 лет его привезли в Англию, то время он называл позже «годами страдания». Когда писателю было 42 года, ему присудили Нобелевскую премию. До сих пор он остаётся самым молодым лауреатом в своей номинации. Также он стал первым англичанином, который получил Нобелевскую премию по литературе.
Киплинг. (wikipedia.org)
Наиболее известная детская книга Киплинга — «Книга Джунглей», главным героем которой стал мальчик Маугли. Также приобрели популярность и другие сказки: «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Откуда у верблюда горб?», «Как леопард получил свои пятна». Все они повествуют о далёких странах и навеяны воспоминаниями об Индии.
Национальные наряды
Народные традиции Урала и уральского народа воплотились в одежде. Южноуральские, башкирские и татарские костюмы имеют одно происхождение. Они напоминают стандартные одежды кочевников из Сибири и Центральной Азии. На платьях присутствовала вышивка, а под них надевали безрукавку. На голову женщины надевали кашмау — головной убор наподобие колпачка. Сверху кашмау оборачивали белым покрывалом. У женщин колпачок был однородным, а у незамужних девушек — украшен бисером и монетами.
В некоторых областях женским нарядом был сарафан, под которой носили длинную рубаху с рукавами. Грудь украшал самый яркий элемент национального костюма — нагрудник. На него нашивали монеты, кораллы, кусочки стёкол или самоцветов, звенья и т.д. Этот элемент костюма очень тяжёлый, но он считался самым важным, и не только из-за красоты: по нему определяли, насколько богата семья девушки и хорошее ли приданное дадут за невесту. У мужчин национальный костюм был ярким. Он состоял из штанов и рубахи, а сверху в праздники надевали кафтан. Самой распространённой обувью были лапти, а в холодное время года – сапоги.
Народные умельцы
Весь мир знает уральские самоцветы. Но дело не только в том, что в этом регионе хранились несметные природные богатства. Ещё здесь жили талантливые декораторы и мастера по обработке драгоценных камней. Лучшие образцы ювелирного искусства изготовлены именно тут, и они заслуженно обрели международную славу.
Это мастерство начало развиваться ещё с тех пор, как Пётр I основал гранильную промышленность. С тех времён огранка и обработка самоцветов стали делом, которое часто передавалось из поколения в поколение. Именитые мастера нередко набирали учеников со стороны, проводя жёсткий отбор. Заниматься ювелирным делом было очень престижно, так как профессия давала отличный доход.
В искусных изделиях воплощались культурные художественные традиции Урала, по которым можно отследить изменения в тенденциях оформительского мастерства. Фантазия и отличный вкус — основные характеристики уральских мастеров.
Народ чудь
Это один из самых древних мифов. Часто среди легенд Среднего Урала упоминается загадочная народность – чудь. Считается, что жители имели тайные знания, были необыкновенными рудокопами и мастерами. Народ жил столетиями, пока не явился им знак – берёза голой росла.
Чудь знала, что это означает скорый приход белого царя, как гласили их легенды. Не хотел народ сдаваться чужакам, поэтому выкопал он ямы, установил столбики с камнями сверху, затем сложил свои сокровища, ушёл вниз и подбил столбы, закрывая проход – так и стала чудь подземным племенем, которое никто больше не видел.
Оставшаяся часть предания гласит, что удивительный народ вернётся, когда придут люди из Беловодья, а в мире появится великая наука – тогда и настанет снова время чуди и их сокровищ.
Отношение к детям
Одна из традиций народов среднего и других частей Урала — стремление иметь семью, детей, для которых делать всё возможное. К новорожденным всегда было очень трепетное отношение. Существовал такой обычай: на малыша в первый день жизни надевали овечий кожух мехом наружу и несли его вокруг дома. Считалось, что только после этого он становится полноценным членом рода.
В люльку к мальчику клали какой-нибудь инструмент, чтобы он стал настоящим мастером в этом деле, когда вырастет, а девочкам возле подушки клали букетик льна.
В 3 года проводили особый ритуал — «постриг», во время него по-разному подчёркивали половую принадлежность ребёнка. Все друзья и родственники приходили к родителям с подарками, которые пригодятся позже: мальчикам — инструменты или уздечку, а девочкам — нитки, шерсть и пр. Дочери в этом время впервые плели косичку, а сыновей стригли «кружком». Всех нужно было накормить, принять приятные пожелания и подарки.
На Урале почти каждая семья была многодетной, но при этом все старшие сыновья и дочери помогали присматривать за младшими. В семье всегда царила атмосфера взаимной поддержки. С малых лет дочерей обучали не только рукоделию и правилам поведения, но и потешкам, колыбельным и народным песням. Сыновей к плотническому делу и земледелию приобщали отцы, и при этом рассказывали им былины. Таким образом культурное наследие передавалось вместе с практическими знаниями.
Гостеприимство
Гостеприимство можно назвать культом на Урале. Даже если в дом заглянул незваный гость, его досыта накормят лучшими блюдами, которые есть в семье. Радушие и дружелюбие — это то, что ощутит каждый человек в провинциях и сейчас. Нельзя отказываться от угощения, потому что это будет расценено как оскорбление. На прощание уральцы ещё и одаривали своих гостей какими-то подарками или давали с собой блюда в дорогу. Но нужно быть начеку, поскольку к гостям было одно требование: гостить можно было до 3 дней. Даже если вас уговаривают остаться подольше, в этот срок нужно поблагодарить хозяев от души за всё и уйти.
Сказки Бориса Шергина
(подойдут всем, начиная с 6 лет)
Многие помнят сказки Бориса Шергина по мультфильмам «Волшебное кольцо» (из цикла «Смех и горе у Бела Моря») «Mr.Пронька» и другим. В авторских сказках Шергина самое завораживающее — это, конечно, язык, который сам является героем повествования. Бояться его не надо: он вполне доступен детям с шести лет, но понравится и подросткам и взрослым, которые смогут оценить его красоту.
Большинство произведений рассчитано на чтение вслух.
Борис Шергин еще в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Выросший в семье коренных поморов, моряка и архангелогородки-старообрядки, он с малых лет был причастен к северной традиции. И переживал за ее сохранение. Сначала он трудился как собиратель фольклорист, художник-реставратор, ратуя за возрождение северных промыслов, а позднее и сам взял за перо, явив оригинальные произведения на основе хорошо известной ему фольклорной традиции. Его тексты пропитаны пословицами, поговорками, причитаниями, небывальщинами…
Борис Шергин: наследник древних северных сказителей
Шергин, знавший свою прозу и поэзию наизусть, сам исполнял ее даже в последние годы жизни. Сказ был для него актом творчества, а не просто повторением. Как тут не вспомнить его сказ «Пинежский Пушкин», собранный и переработанный из фрагментов рассказов народных сказителей о Пушкине: «Свадьба отошла, зажили молоды… Натальюшка выспится, вылежится, вытешится, тогда будет косу плести, у ей зажигалка така была пучок завивать. Где бы пошить или чашку вымыть, у Наташи шляпка наложена, ножка сряжена погулять… Придет – рукавицы, катанцы мокры бросит кучей. Пушкин высушит, в руки ей подаст. Он чего спросит, она как не чует… Ложки по тарелкам забросат порато, хлебать сядет без хлеба. И сказать нельзя… Как скажешь?… Пушкина матка ли, сестра ли обиходила коров-та. Наталья-то не радела по хозяйству».
https://youtube.com/watch?v=dpXSlHMjlLw
3
Феликс Григорьевич Лев. «У самого белого моря»
(для дошкольников с 4 до 7 лет)
С задачей познакомить с севером самых маленьких читателей справился Феликс Лев (1932–1977) в своем произведении «У самого белого моря».
Советский писатель и поэт, не слишком известный и получивший признание, в основном, как детский автор. По первому образованию он работал инженером-геодезистом на Печере, Северном Урале и Вологодской области, а после окончания Литературного института начал писать. Его детские рассказы и стихи печатались в «Мурзилке», «Веселых картинках», «Костре» и других журналах.
Самые запомнившиеся его произведения — это книги о природе и научно-популярные тексты для детей.
Найти его книгу «У самого белого моря» будет непросто. Возможно, родители смогут вспомнить ее по своему детству. Книга издавалась в 70-80 годы. Это сборник рассказов о мальчике Сереже, приехавшем к своим поморским бабушке и дедушке в гости. Небольшая по объему, она легко читается, и рассчитана на возраст дошкольника, начиная примерно с 4-5 лет. Короткие истории имеют энциклопедический характер и простым языком вводят маленького читателя или слушателя в мир Русского севера через разговоры о «морянке» и рыбачьих сетях. В настоящее время она доступна в букинистике и переиздается в сборниках, посвященных Русскому Северу.
5
Шарль Перро
Перро был членом Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Когда в Европе господствовала точка зрения, согласно которой все лучшие произведения создали во времена Античности и можно лишь копировать великие образцы, именно молодой Перро смело заявил обратное. «За что так уважать древних? Только за древность? Мы сами — древние, потому что в наше время мир стал старше, у нас больше опыта», — так рассуждал в работе «Сравнение древних и современных» член научной Французской академии. В биографической книге «Знаменитые люди Франции XVII столетия» Перро доказывал гениальность таких личностей, как Рене Декарт, Мольер и Ришельё.
Однако всемирную известность и признание потомков принесли ему не серьёзные книги, а прекрасные сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Красная шапочка», «Спящая красавица».
Портрет Шарля Перро, 1671−1672 гг. Филипп Лальмант. (Версаль)
Свои сказки Перро издал не под собственным, а под именем своего 19-летнего сына Перро д’Арманкура. Дело в том, что в культуре 17-го века во всей Европе, а особенно во Франции, господствовал классицизм. Это направление предусматривало жёсткое деление на «высокие» и «низкие» жанры. Можно предположить, что писатель скрывал имя, чтобы уберечь свою уже сложившуюся литературную репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром сказки.
Из-за этого факта уже после смерти Перро постигла участь Уильяма Шекспира и Михаила Шолохова: его авторство начали оспаривать литературоведы. Но общепринята до сих пор версия о самостоятельном авторстве Перро.
16+
Сказки любят взрослые и дети. Сказки пишут взрослые и дети. Есть знаменитые сказочники, а есть и не очень знаменитые. Сегодня мы поговорим о сказках и сказочниках Новосибирска. В 2008 году в Новосибирском книжном издательстве вышел первый сборник сказок из серии для библиотек «Сибирская проза. Век двадцатый — век двадцать первый». В него вошли литературные сказки восьми авторов. Среди них известные авторы: Нелли Закусина, Анатолий Шалин, Алексей Горшенин. Большинство авторов были неизвестны широкому кругу любителей чтения. Например, Михаил Лероев, Владимир Царицын, Татьяна Сапрыкина, Ксения Ремизова.
Давайте все вместе отправимся по сказкам. Начнем с «Доброй сказки» Нелли Закусиной.
История в стихах о молодой девушке, которую никто не замечал. Однажды она пропала. После ее пропажи не началось утро и коровы не дали молока. Солнце не прогрело землю и не вырос хлеб… Не наступил вечер. Молодежь не пошла на вечерку. Кто-то вспомнил о девушке, которая пропала: «Были неразумны мы, как дети. Слышь ли подруженька наш стон?». А что случилось дальше? Конечно, надо прочитать!
«Читалка» от Татьяны Сапрыкиной расскажет историю девочки Буковки и ее друга Волчка.
Еще одна короткая сказка от Анатолия Шалина состоящая всего из двух строчек так и называется «Очень короткая сказка».
Сказку о Снеговой Королевишне и Розовой Фее придумала Ксения Ремизова. Рекомендую эту сказку читать под теплым пледом и чашкой горячего шоколада в руках.
Конечно, как пройти мимо сказки от Алексея Горшенина «Друзья и враги кота Демагога». Длинная, поучительная, философская, фантазийная сказка. Пожалуй, она больше подойдет взрослому любителю сказок.
Сказки и сказочники очень разные. Наши сибирские писатели и поэты пишут сказки для разных возрастов и разных интересов. Нужно только открыть книгу и начать читать.
Александра Пономарева,
ведущий библиотекарь библиотеки им. А. И. Куприна
ДВА ШАГА НАВСТРЕЧУ К КНИГЕ:
1 ШАГ – БЕРИТЕ КНИГИ В БИБЛИОТЕКАХ!
В том числе в библиотеках Первомайского района Новосибирска:
им. Н. Г. Чернышевского /338-34-31/
им. Володи Дубинина /338-34-33/
им. М. А. Светлова /337-24-46/
им. К.И. Чуковского /337-07-97/
им. И. А. Крылова /338-35-61/
им. А. И. Куприна /338-54-10/
им. Г. М. Пушкарева /338-87-10/
им. В. М. Шукшина /338-97-95/
2 ШАГ — читайте о сборнике
Легенда о Большом Таганае
Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.
Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.
Хребет Большой Танагай / Вячеслав Васильевич Болякин / fotokto.ru
Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.
На обложке: Уральские горы / Коля Николаев / photographer.ru
Каменный народ Урала
В старину народы, живущие в Уральских горах, верили, что существуют каменные люди, населяющие этот край. Это были могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги. По силе никто не мог сравниться с такими людьми, однако они сами не могли знать любви и дружбы, ведь имели сердца из камня.
Правили каменным народом семь братьев, что жили в хрустальном замке. Однажды приехал на Урал чужеземец Мань-Пупы-Ньер. Его пригласили во дворец правителей, и именно там он увидел красавицу Аэлиту, сестру каменных царей. С первого же взгляда полюбил девушку Мань-Пупы-Ньер.
Более того, его искренние чувства смогли тронуть каменное сердце Аэлиты. Признавшись ей в любви, иноземец позвал возлюбленную с собой, осознавая, что могущественные братья не дадут согласия на брак сестры с ним.
Каменные люди – это могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги / Rasto Cudo / artstation.com
Аэлита дала согласие, и поутру пара уже умчалась вдаль на быстроногих конях. Когда братья проснулись и увидели пропажу, они тут же бросились в погоню. По их приказу каменные люди взбирались на вершины гор и указывали путь, по которому уходили беглецы. Несколько раз братьям пришлось менять коней, но они смогли нагнать сестру и её избранника.
Понимая, что бой неизбежен, Мань-Пупы-Ньер решительно выступил против братьев своей возлюбленной. Но разве мог противостоять каменным великанам один смертный человек? С лёгкостью сразил его один из братьев, а умирая, иноземец проклял весь род людей из камня.
Небесами были услышаны его слова, и каменные великаны перестали существовать. С тех пор на Урале можно увидеть высокие скалы-останцы. Местные жители говорят, что это – тела тех самых каменных братьев, что неподвижно застыли, проклятые своим противником.
Скалы Семь братьев / Дмитрий Карпушин / turizm.ngs.ru
Павел Петрович Бажов
Писатель родился в городе Сысерть Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Окончил духовное училище Екатеринбурга, а позже Пермскую духовную семинарию.
Был педагогом, политработником, журналистом и редактором уральских газет. Стал автором нескольких очерков о быте простых уральских людей. Бажов говорил: «Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану!».
Павел Петрович Бажов. (pinterest.com)
В 1939 году был издан сборник сказок Бажова «Малахитовая шкатулка». В 1944 году он был опубликован в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947-м — в Париже. Сборник переведён на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям Библиотеки им. Ленина, — на 100 языков.
В Екатеринбурге находится дом-музей Бажова, посвящённый жизни и творческому пути писателя. Именно здесь автор «Малахитовой шкатулки» написал все свои произведения.
Даль В.И.: Сказка о Георгии храбром и о Волке
31.07.2016
Книги, Культура, Сказки, Фольклор
“Сказка эта рассказана мне А. С. Пушкиным, когда он был в Оренбурге и мы вместе поехали в Бердскую станицу, местопребывание Пугача во время осады Оренбурга” (прим. автора).
Сказка наша гласит о дивном и древнем побыте времен первородных: о том, что деялось и творилось, когда скот и зверь, рыба и птица, как переселенцы, первородны и новозданцы, как новички мира нашего, не знали и не ведали еще толку, ни складу, ни ладу в быту своем; не обжились еще ни с людьми, ни с местом, ни с житьем-бытьем, ни сами промеж собой, не знали порядка и начальства, говорили кто по-татарски, кто по-калмыцки и не добились еще толку, кому и кого глодать и кому с кем в миру и в ладах односумом жить; кому с кем знаться или не знаться, кому кого душить и кого бояться; кому ходить со шкурой, а кому без шкуры, кому быть сытым, а кому голодным.
Сказка или быль?
07.07.2017
Фольклор, Сказки
Недавно просматривал “Русские заветные сказки” А. Н. Афанасьева, изданные в 1992 году “Московским книжным двором”
Мое внимание привлекла одна сказка “Мой ж#пу”, записанная в Малоархангельском уезде (прим. сейчас это Орловская область)
По-моему, это самая невинная сказка из всего сборника. Она начинается так:
Жили муж да жена. Вот, бывало, как подаст жена мужу обедать, он и начнет её колотить, а сам ещё и приговаривает:
— Мой ж#пу, мой ж#пу!
Вот она и начнёт мыть ж#пу, трёт её и песком, и рогожею, так что кровь пойдет, — а только что подаст мужу обедать, он начнет ее колотить и опять приговаривает… (скан этой сказки приведен ниже).
Казачьи сказки: Оборотень
16.08.2014
Сказки, Фольклор
В одной станице жил колдун по прозвищу Жогша. Настоящего его имени никто из станичников и не припомнил бы сразу. Жогша да Жогша. Народ его побаивался, он как бы этим довольный был. Действительную Жогша не служил. Нашли у него какой-то в теле изъян и дали ему отступную. Жил он один, ни с кем не знался. Потом взял к себе племянника вскормленником, на воспитание как бы.
Племянник его телесами был здоров, да ин-да умом слегка недовольный. Вечно ему от ребятни на орехи доставалось из-за его тугоумия. Жаловался племянник дяде на обиды, доносил ему о проделках ребятни. За что обзывали его «девкой губошлепой». Для казачонка позорней слова не придумаешь.
Константин Бадигин. «Путь на Грумант»
(для младшего и среднего школьного возраста)
Константин Бадигин (1910–1984)— капитан дальнего плавания, исследователь Арктики и автор, писавший о северных морях.
Книга «Путь на Грумант» рассказывает об истории северного русского мореплавания и будет близка по духу приключений любителям Жюля Верна.
В основе книги лежат реальные события — шестилетняя зимовка мезенских промысловиков на одном из островов архипелага Грумант (ныне более известном как Шпицберген). Автор не раз упоминает, что поморам этот путь был известен, начиная с XII века.
Это рассказ о путешествиях и приключениях в суровых и малоизвестных местах. Заметим, что в повествовании ощущается некоторое сознательное упрощение, поскольку книга предназначена в первую очередь для детского чтения. «Путь на Грумант» демонстрирует смекалку и твердость духа моряков, рассказывает об их зверобойном промысле. Например, как надувают пузырь убитой акуле, чтобы она не пошла ко дну сразу, став сородичам интереснее приманки, и можно было продолжать ловить других. Такими подробностями органично пропитано все повествованием, и они создают живой приключенческий текст.
Саму книгу можно найти в букинистике или на сайтах для онлайн чтения.
7
Сказки народов Севера
(для самых маленьких)
Для начала можно обратиться к самым корням, фольклору народов Севера. Возможно, они будут непривычны при первом знакомстве, но несомненно оставят живой след в памяти ребенка. Увлекут необычной жизнью и бытом северных людей, снегом, ветром, суровой природой, которая оживает, становясь еще одним героем повествования. И, конечно, как в любой сказке здесь есть воспитательный элемент: мораль, наука отличать добро от зла.
Например, известная сказка «Кукушка» рассказывает историю женщины, чьи дети совершенно забыли мать, не подали ей даже воды во время болезни, и та обернулась кукушкой, и с тех пор птица не вьет гнезда. Поучительно для любого возраста…
Есть много разных сборников сказок народов севера, как советские издания, которые можно найти в букинистике, так и современные
И те и другие — хороши, но если совсем теряетесь, то стоит обратить внимание на составителя, известного фольклориста Михаила Булатова, его имя будет гарантией классической обработки. Он собирал и обрабатывал разные сюжеты, как классические русские, так и не менее интересные сказки коренных северных народов
https://youtube.com/watch?v=YjaK7PU8gTY
2
Мифы Урала
О том, какие народы проживали на территории древнего Урала, какой у них был быт, у историков сохранилось не так много информации. Однако это с лихвой искупают местные предания, рассказывающие об удивительных жителях гор и их приключениях. Героическое прошлое – одна из излюбленных тем.
Вторая тема легенд и мифов Урала – различные волшебные персонажи. Так горняки пытались объяснить существование необычных вещей вокруг себя, которые тогда не могла объяснить наука.
Блуждающие огни, духи – всё это вылилось в уникальный пласт самобытных историй, раскрывающих мировоззрение уральцев. Многие подобные легенды исследовал Павел Бажов и записал в виде своих сказок.
Герои уральского фольклора
Среди преданий можно выделить несколько персонажей, который встречаются особенно часто.
- На месте Азов-горы прежде жил разбойник, но он грабил только богатых, а их деньги отдавал нуждающимся. Однако часть он оставлял себе всё равно. Когда разбойники собирались покинуть место, Азов заложил вход в пещеру, а сторожа застрелил, чтобы никто не узнал, где он оставил свои сокровища.
- Другая версия говорит о девушке Азовке – родители за дружбу с разбойниками заточили её в пещеру. С тех пор плачет девица в одиночестве, а слёзы её превращаются в реки .
- Комариха помогала находить золото. В близости от него она чувствует жар и таким образом благодаря ей открыли несколько месторождений.
- Василий Балабурда – местный силач. Дом его покосился, и тогда он отправился он в лес за бревнами. Другие недоумевали: следов лошадей нет, а лес становится всё меньше. Начали они следить ночью и увидели, что Балабурда на своём плече деревья таскал.
- Были на Урале и более «земные» истории – например, про Ивана Кормилу. Он крылья из железа и дерева и задумал улететь далеко от родных мест. Собрал провизию, попрощался с сестрой, влез на крышу, прыгнул – и расшибся.
Легенды народов Урала – уникальный исторический пласт, который раскрывает мировоззрение и мироощущение местных жителей. В них сочетаются языческие верования, сказки и взгляды на природные силы. До сих пор они популярны и для многих служат источником вдохновения.
Сказка о рыбаке и рыбке
12.08.2013
Пушкин, Разное, Сказки, Фольклор
“Сказка о рыбаке и рыбке” была написана А.С. Пушкиным болдинской осенью 1833 г. (датирована 14 октября). Основу ее составил сюжет, получивший широкое распространение в фольклоре многих народов, но полностью перенесенный автором на русскую народную почву.
Толчком к созданию этого пушкинского произведения послужила встреча с В.И. Далем в Оренбурге, когда на пути в Бердскую слободу Пушкин рассказал спутнику сказку о Георгии Храбром и волке, впоследствии им обработанную и напечатанную, а тот ему сюжет о рыбаке и рыбке.
Месяц спустя поэт пришлет Далю в Оренбург рукопись своей сказки с надписью “Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин”. (1).
Сказки сибирских писателей
16+
Сказки любят взрослые и дети. Сказки пишут взрослые и дети. Есть знаменитые сказочники, а есть и не очень знаменитые. Сегодня мы поговорим о сказках и сказочниках Новосибирска. В 2008 году в Новосибирском книжном издательстве вышел первый сборник сказок из серии для библиотек «Сибирская проза. Век двадцатый — век двадцать первый». В него вошли литературные сказки восьми авторов. Среди них известные авторы: Нелли Закусина, Анатолий Шалин, Алексей Горшенин. Большинство авторов были неизвестны широкому кругу любителей чтения. Например, Михаил Лероев, Владимир Царицын, Татьяна Сапрыкина, Ксения Ремизова.
Давайте все вместе отправимся по сказкам. Начнем с «Доброй сказки» Нелли Закусиной.
История в стихах о молодой девушке, которую никто не замечал. Однажды она пропала. После ее пропажи не началось утро и коровы не дали молока. Солнце не прогрело землю и не вырос хлеб… Не наступил вечер. Молодежь не пошла на вечерку. Кто-то вспомнил о девушке, которая пропала: «Были неразумны мы, как дети. Слышь ли подруженька наш стон?». А что случилось дальше? Конечно, надо прочитать!
«Читалка» от Татьяны Сапрыкиной расскажет историю девочки Буковки и ее друга Волчка.
Еще одна короткая сказка от Анатолия Шалина состоящая всего из двух строчек так и называется «Очень короткая сказка».
Сказку о Снеговой Королевишне и Розовой Фее придумала Ксения Ремизова. Рекомендую эту сказку читать под теплым пледом и чашкой горячего шоколада в руках.
Конечно, как пройти мимо сказки от Алексея Горшенина «Друзья и враги кота Демагога». Длинная, поучительная, философская, фантазийная сказка. Пожалуй, она больше подойдет взрослому любителю сказок.
Сказки и сказочники очень разные. Наши сибирские писатели и поэты пишут сказки для разных возрастов и разных интересов. Нужно только открыть книгу и начать читать.
Александра Пономарева,
ведущий библиотекарь библиотеки им. А. И. Куприна
ДВА ШАГА НАВСТРЕЧУ К КНИГЕ:
1 ШАГ – БЕРИТЕ КНИГИ В БИБЛИОТЕКАХ!
В том числе в библиотеках Первомайского района Новосибирска:
им. Н. Г. Чернышевского /338-34-31/
им. Володи Дубинина /338-34-33/
им. М. А. Светлова /337-24-46/
им. К.И. Чуковского /337-07-97/
им. И. А. Крылова /338-35-61/
им. А. И. Куприна /338-54-10/
им. Г. М. Пушкарева /338-87-10/
им. В. М. Шукшина /338-97-95/
2 ШАГ — читайте о сборнике
Братья Гримм
Братья Гримм, Якоб и Вильгельм, — исследователи немецкой народной культуры и сказочники. Они родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель. Изучали грамматику германских языков, историю права и мифологию.
Такие сказки братьев Гримм, как «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» и «Рапунцель» известны всему миру.
Братья Гримм. (history-doc.ru)
Для немцев этот дуэт — олицетворение исконно народной культуры. Писатели собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Также братья Гримм создали книгу о германском средневековье «Немецкие легенды».
Именно братья Гримм считаются основателями немецкой филологии. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка.
Необычный праздник
Туристам, которые хотят воочию понаблюдать интересные обычаи и ритуалы, стоит приехать на Урал ближе к Змеиному празднику. Его празднуют 25 сентября. Корни этого обычая уходят ещё в язычество, хотя позже он трансформировался в христианский Артамонов день.
В это время на Урале обычно уже прохладно, поэтому змеиный царь выходит из глубины земли, созывает всех своих подданных, чтобы увести с собой в недра на всю зиму до следующей весны. Был один важный момент: местные на Змеиный праздник могли подсмотреть, где группируются эти змеи, потому что вход в подземное царство у них расположен в тех местах, где есть большие самородки. Если разработать там прииск, можно быстро стать очень богатым.