Появление фотографии
В IV веке до нашей эры Аристотель, знаменитый ученый из Древней Греции, заметил любопытный факт: свет, который просачивался через небольшую дырочку в ставне окна, повторял тенями на стене виднеющийся за окном пейзаж.
Далее в трактатах ученых из арабских стран начинает упоминаться словосочетание camera obscura, буквально означающее «темная комната». Это оказалось приспособление в виде ящика с отверстием спереди, при помощи которого стало возможным срисовывать натюрморты и пейзажи. Позже ящик усовершенствовали, снабдив двигающимися половинками и линзой, что сделало возможным фокусацию на картинке.
Благодаря новым возможностям, картинки стали намного ярче, а прибор получил название «светлой комнаты», то есть camera lucina. Такие нехитрые технологии позволили нам узнать, как выглядел Архангельск в середине XVII столетия. С их помощью была снята перспектива города, отличающаяся точностью.
Разработка трёхсекционного диапроектора
Снимать цветные фотографии с помощью технологии цветоделения западные фотоноваторы начали в середине девятнадцатого века. Революционный научный метод заключался в том, чтобы по очереди снимать объект через три цветовых светофильтра – красный, синий, зеленый. Далее с помощью 3-секционного слайд-проектора три негатива одновременно проецировались на экран, выдавая эффект разноцветного изображения. Российский ученый следовал методу, изобретенному Максвеллом в 1855-м, но у революционной технологии присутствовало слабое звено в виде сложности получения красной и зеленой составляющих спектра. Каждый фотомастер разрабатывал собственную формулу сенсибилизации фотопластины и Горский достиг в данном предприятии значительного прогресса. Авторская технология сенсибилизации фотоэмульсии представляла собой более качественную формулу, если сравнивать с западными коллегами, благодаря чему фотоработы Прокудина-Горского часто брали главные призы мировых фестивалей. До самой смерти великий фотограф улучшал технику собственного фотопроизводства, получая очередные патенты и повышая качество собственных трудов.
Первое знакомство с искусством фотографии в России
История русской фотографии продолжается уже более, чем полтора века. И история эта полна разных событий и интересных фактов. Благодаря людям, открывшим для нашей страны искусство фотографии, мы можем видеть Россию сквозь призму времени такой, какой она была много лет назад.
История фотографии в России начинается с 1839 года. Именно тогда член Академии Наук России И. Гамель поехал в Великобританию, где и познакомился с методом калотипии, подробно его изучив. После чего выслал подробное описание. Так и были получены первые фотографии, сделанные способом калотипии, которые до сих пор хранятся в Академии Наук в количестве 12 штук. На снимках имеется подпись изобретателя метода, Талбота.
После этого во Франции происходит знакомство Гамеля с Дагером, под руководством которого он собственноручно делает несколько снимков. Академией Наук в сентябре 1841 года было получено письмо от Гамеля, в котором, согласно его слов, находилась первая выполненная с натуры фотография. На сделанном в Париже фотоснимке – женская фигура.
После этого фотоискусство в России начало набирать обороты, стремительно развиваясь. Между XIX и XX столетиями фотографы из России начали на общих правах принимать участие в фотовыставках и салонах международного класса, на которых получали престижные награды и премии, имели членство в соответствующих сообществах.
Фотограф царя Николая II
Автопортрет Прокудина-Горского, 1912 В конце девятнадцатого столетия Сергей-Прокудин Горский уже был известен и даже знаменит в отечественной ученой среде, где фотограф отметился многочисленными докладами и техническими исследованиями на тему фотографического искусства, а также публикацией нескольких тематических книг. В общем, на момент встречи с российским императором Прокудин-Горский был главным авторитетом в области фото России начала 20 века. 3 мая 1909 исследователь получил приглашение посетить Александровский дворец, что расположен в Царском Селе, и представить Николаю Второму и семье русского монарха последние достижения и результаты фотографических экспериментов. Романовы были потрясены увиденным зрелищем и не отпускали мастера до позднего вечера, требуя новых фотокадров и подробных объяснений касательно новаторского искусства. Романовы очень заинтересовались фотоискусством и в последующие годы вплоть до самого расстрела будут активно позировать камерам, оставив после себя громадный архив фотографий царской семьи, лучшие из которых доступны на Историке. Императорскую чету снимали другие фотографы, а вот Сергей Михайлович отправился в долгое транснациональное путешествие, получив правительственный заказ и высочайшее одобрение мегапроекта «Цвет нации».
Биография[править | править код]
Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
Вернувшись в Россию в середине 90-х годов XIX века, женился на Анне Александровне Лавровой (—) — дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя. В Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.
2 августа года в Петербурге открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где расположилась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель».
13 декабря года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии , а в году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового красочного вещества делал бромо-серебрянную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
В мае года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал цветной фотографический портрет Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны сделанные им фотографии Шаляпина и царской семьи.
30 мая года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
Уже в то время Сергей Михайлович задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в 1909 году получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю..
Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Всю съёмку Сергей Михайлович проводит на свои средства, которые постепенно истощаются.
С. М. Прокудин-Горский. Храм св. Николая в Можайске
В — годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносьёмки; впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года стал профессором учреждённого А. В. Луначарским фотокиноинститута. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта года, но вскоре после этого Прокудин-Горский покинул РСФСР, увезя с собой почти все сделанные фотопластины, за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.
Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом.
Скончался Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Эмиграция
После Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России: вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники. В марте 1918 года демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР. Со вступительным словом перед показом выступил сам нарком Луначарский, который оказался большим знатоком и ценителем цветной фотографии. В августе 1918 года Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Там он принимает решение не возвращаться на Родину.
В сентябре 1919 года он перебрался из Норвегии в Англию, а с 1921 года и до самой смерти Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-1925 года из России перебрались и члены его семьи. В эмиграции, приехав в Париж, Сергей Михайлович вместе со своими сыновьями, унаследовавшими профессию отца, и с дочерью Екатериной организуют фотоателье, которое по имени его младшей дочери от второго брака называют «Ёлка».
В начале 30-х годов Прокудин-Горский отошел от дел в фотоателье и занялся просветительской деятельностью и популяризацией цветной фотографии. Фотохудожник выступает перед русской молодежью в Париже — на ежегодных детских праздниках, в Русской академической группе, в патриотическом объединении «Русский Сокол». Он читает лекции с показами фотографий из своей коллекции — «Образы России», «Россия в картинах», «Центральная Россия».
Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 года в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Неудачная съемка солнечного затмения и что из этого вышло
На фото — наблюдение за солнечным затмением в январе 1907 года.
В 1907 году Прокудин-Горский впервые посетил Туркестан. Целью поездки была съемка полного солнечного затмения, случившегося 14 января. Из-за сильной облачности и специфических погодных условий сделать качественной фотографии так и не удалось, однако в рамках этого путешествия Прокудин-Горский сумел сфотографировать импровизированную астрономическую обсерваторию, организованную на открытом воздухе в горах Тянь-Шаня специально для наблюдения за затмением, а также сделать немало цветных фотографий Самарканда и Бухары.
Фото-энциклопедия русской жизни
Кавказ. Группа гречанок на сборе чая
Прокудин снимал около 4 лет и закончил проект к 1913 году. Всего 14 альбомов, к которым в 1916 году добавился еще один — «Мурманская железная дорога».
Чего только нет на этих фотографиях — с них смотрят на нас как две капли воды похожие друг на друга бородатые матросы русского парохода «Шексна» и безымянные туркмены, только что навьючившие своих верблюдов мешками с хлопком; пассажиры дрезины, едущей по Олонецкой железной дороге и молодые крестьянки из далекой деревушки под Вологдой; устроившие привал в степи усталые кочевники-киргизы и одетые в немыслимые халаты бухарские чиновники; реки и мосты; церковные иконостасы и чайные плантации; крепостные валы и астрономические обсерватории. Глядя на все это трудно поверить, что такие яркие, дышащие настоящей, подлинной жизнью цветные снимки могли быть сделаны сотню лет назад, однако факт остается фактом.
Способ Талбота
История фотографии в России получила развитие благодаря людям, живо интересовавшимся новым видом искусства. Таким был и Юлий Федорович Фрицше, известный русский ботаник и химик. Он первым освоил метод Талбота, заключавшийся в получении негатива на светочувствительной бумаге с последующей его печатью на листе, обработанном солями серебра и проявляющемся при солнечном свете.
Фрицше сделал первые фотографии-калотипы листьев растений, после чего вступил перед Акадамией Наук в Санкт-Петербурге в мае 1839 года с докладом. В нем он сообщил, что находит метод калотипии подходящим для запечатления плоских предметов. Например, способ пригоден для выполнения снимков оригинальных растений с необходимой для ботаника точностью.
Алексей Греков и «художественная кабина»
История фотосъемки в России продолжалась, и следующим свой вклад в ее развитие внес Алексей Греков. Московский изобретатель и гравер, он первым из русских мастеров фотографии овладел и калотипией, и дагерротипией. И если вы зададите вопрос о том, какими были первые фотоаппараты в России, то именно изобретение Грекова, «художественную комнату», можно считать таковым.
Первый фотоаппарат, созданный им в 1840 году, позволял сделать качественные, с хорошей резкостью портретные фотоснимки, что не удавалось многим пытавшимся этого добиться фотографам. Греков придумал кресло со специальными удобными подушечками, которые поддерживали голову фотографируемого, позволяя ему не устать за время долгого сидения и сохранять неподвижное положение. А быть неподвижным человеку в кресле приходилось долго: 23 минуты на ярком солнце, а в пасмурный день – все 45.
Мастера фотографии Грекова принято считать первым в России фотохудожником-портретистом. Добиться прекрасных портретных фотоснимков ему помогало и изобретенное им фотоустройство, состоящее из деревянной камеры, в которую не проникал свет. Но при этом коробки могли выдвигаться одна из другой и возвращаться на место. У внешней коробки на передней ее части он прикрепил линзу, представлявшую собой объектив. Во внутренней коробке находилась пластина, чувствительная к свету. Меняя расстояние между коробками, то есть двигая их одну из другой или наоборот, можно было добиться необходимой резкости снимка.
Судьба коллекции Прокудина-Горского[править | править код]
Следует отметить, что Прокудин-Горский не был пионером в области цветной фотографии. Достаточно много фотографов делали снимки в похожей технике, однако только коллекция русского изобретателя сохранилась так хорошо и в такой полноте.
Коллекция фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников в году Библиотекой Конгресса США и долгое время лежала в архивах.
Компьютерная обработка его фотографийправить | править код
Процесс получения цветного изображения.
Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Имперской России в цвете.
В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.
В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку «Империя, которой была Россия». Для неё стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера восстановлены 122 цветные фотографии.
Тем не менее, оказалось недостаточным просто совместить три изображения в распространенном графическом редакторе. Во время процесса экспонирования на пластины происходило механическое перемещение пластины негатива менялось во всех трех измерениях, вследствие чего от кадра к кадру возникали перспективные искажения различной степени. Для минимизации искажения нужно проводить пространственные преобразования, которые невозможно выполнить вручную. Для поиска оптимального преобразования используется численный алгоритм Левенберга-Маркардта.
Инструментов для контроля баланса белого у Прокудина-Горского не было, поэтому кадры имеют тональный сдвиг. На данном этапе развития науки о цвете не существует объективных методов цветокоррекции для решения этой проблемы. Поэтому цветокоррекция проводилась вручную профессиональным фотографом на основании его опыта и вкуса. Так библиотека конгресса подготовила 122 фотографии для выставки.
Текущая вода, движущиеся по небу облака, дым и практически незаметные движения лиц давали цветовое искажение в виде зрелищного радужного эффекта. Эти искажения практически невозможно было исправлять вручную. В 2004 году был заключён контракт с Блез Агвера и Аркас на разработку инструментов для автоматической коррекции цифровых фотографий, полученных при помощи сканирования чёрно-белых позитивов .
Всего коллекция Прокудина-Горского насчитывает 1902 цветных и около 1000 чёрно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сегодняшний день.
Все отсканированные снимки в доступны всем желающим на сайте Библиотеки Конгресса. В связи с этим возник Народный проект восстановления наследия Прокудина-Горского. На данный момент (март 2007 года) уже восстановлено 242 фотографии .
Вагон-лаборатория, «Форд» для поездок по горам и другие привилегии Прокудина-Горского
Прокудин-Горский у реки в Грузии
Представив идею своего грандиозного проекта Николаю II, Прокудин-Горский получил от монарха не просто “спасибо”, а вполне реальную помощь.
Для путешествий по России фотографу был предоставлен специально оборудованный железнодорожный вагон, служивший одновременно и транспортным средством, и гостиничным номером, и оснащенной всем необходимым фотолабораторией, в которой можно было проявлять и печатать сделанные за день снимки.
Для работы на водных путях Николай II выделил Прокудину небольшой пароход и моторную лодку; для удобства передвижения в районе Уральских гор и за ними — в задачу Прокудина входила съемка всех территорий Российской империи — автомобиль Ford; для беспрепятственного проникновения в места, где не помогут ни вагон, ни пароход, ни редкий по тем временам немецкий автомобиль — царский документ, предписывающий чиновникам помогать предъявителю всем, чем возможно.
Несмотря на то, что непосредственно съемочный процесс Прокудин-Горский оплачивал из своего кармана, царская помощь все же принесла проекту ощутимую пользу.
Этапы развития фотографии
В XIX веке Жозефом Ньепсом был придуман способ фотографирования, названный им гелиогравюрой. Съемка данным методом происходила при ярком солнце и продолжалась до 8 часов. Суть его заключалась в следующем:
• Бралась металлическая пластина, которую покрывали битумным лаком.
• Пластина находилась под непосредственным воздействием яркого света, из-за которого лак не растворялся. Но процесс этот был неоднородным и зависел от силы освещения на каждом из участков.
• Далее пластину обрабатывали растворителем.
• После травили кислотой.
В результате всех манипуляций возникала рельефная, гравированная картина на пластине. Следующим значимым этапом в развитии фотографии стал дагерротип. Название свое способ получил от имени своего изобретателя, Луи Жака Манде Дагера, который смог получить изображение на серебряной пластине, обработанной йодными парами.
Следующим методом была калотипия, придуманная Генри Талботом. Достоинством способа была возможность делать копии одного изображения, которое, в свою очередь, воспроизводилось на бумаге, пропитанной солью серебра.
Вклад Сергея Левицкого
Следующим человеком, благодаря которому история фотографии в России стремительно продолжала развиваться, был Сергей Левицкий. В истории русской фотосъемки появились дагерроптипы Пятигорска и Кисловодска, сделанные им на Кавказе. А также золотая медаль художественной выставки, прошедшей в Париже, куда он и отправил снимки для участия в конкурсе.
Сергей Левицкий был в первых рядах фотографов, которые предложили менять декоративный фон для съемок. Им также было решено выполнять ретушь портретных фотографий и их негативов, чтобы уменьшить или вовсе удалить технические недостатки, если таковые имелись.
Левицкий уезжает в Италию в 1845 году, решая повысить уровень знаний и умений в области дагерротипии. Он делает снимки Рима, а также портретные фото русских художников, проживавших там. А в 1847 году придумывает фотографический аппарат со складным мехом, применив для этого мех от гармони. Новшество позволило фотоаппарату стать более мобильным, что в значительной степени отразилось на расширении возможностей фотосъемок.
Вернулся в Россию Сергей Левицкий уже профессиональным фотографом, открыв в Петербурге собственную дагерротипную мастерскую «Светопись». При ней он также открывает фотоателье с богатой коллекцией фотопортретов русских художников, писателей и общественных деятелей. Изучение искусства фотографии он не бросает, продолжая опытным путем изучать применение электрического света и его сочетания с солнечным и их влияние на снимки.
Развитие фотоискусства в России
Интерес к фотографии в конце XIX века возрос не только среди специалистов, но и среди простого населения. И в 1887 годы был выпущен «Фотографический вестник», журнал, в котором была собрана информация по рецептам, химическим составам, методам обработки фотографии, теоретические данные.
Но до революции в России возможность заниматься художественной фотографией была доступна лишь малому количеству людей, так как практически ни у кого из изобретателей фотоаппарата не было возможности выпускать их в промышленном масштабе.
В 1919 году В. И. Ленин издал декрет о переходе фотографической промышленности под управление Наркомпроса, а в 1929 началось создание светочувствительных фотоматериалов, впоследствии ставших доступными всем. И уже в 1931 году появляется первый отечественный фотоаппарат «Фотокор».
Роль российских мастеров, фотохудожников, изобретателей в деле развития фотоискусства велика и занимает достойное место в мировой истории фотографии.