Заброшенная церковь в лесах под шатурой

Как найти урочище на карте?

Для поиска урочищ не нужна какая-то специальная карта заброшенных деревень; можно легко обойтись общедоступными ресурсами. Прекрасно для этих целей подходит ресурс wikimapia.org, который по сути является обычной картой с обозначенными на ней различными объектами, в том числе и урочищами. При этом каждый объект обычно содержит описание, иногда очень подробное, фотографии, а каждый пользователь может оставлять комментарии. Новые объекты добавляют сами пользователи, как и в народной карте Яндекса. Эти сервисы очень похожи, однако народная карта Яндекса, на мой взгляд, во многом уступает проекту Wikimapia.

Викимапиа

Еще одним, пожалуй самым ценным общедоступным ресурсом, является карта Генштаба. На ней могут быть обозначены как сами урочища, так и деревни, которые существовали во время составления этой карты, но в настоящий момент опустели. Выявить последние можно, просто сравнив карту Генштаба с современной. Урочища же обозначаются как, например, «ур. Малиновка» (на рисунке). При этом под урочищами на карте Генштаба не всегда могут подразумеваться брошенные деревни. Иногда термин «урочище» здесь используется в первоначальном значении, т.е. им обозначаются места, как-то выделяющиеся на фоне окружения. И да, на этой карте обозначены искусственные водоемы, которые могут быть интересны для рыбаков.

Все эти карты можно просматривать как напрямую в интернете через браузер, так и через специальное приложение, лучшим из которых я считаю SAS.Планета. Помимо наличия множества полезных функций эта программа позволяет быстро менять карты при сохранении масштаба и текущего положения. Это особенно удобно, если нужно сравнить разные карты, которых в SASPlanet очень много, как и слоев. Кстати среди слоев есть Wikimapia, который можно наложить на любую карту. В общем, у САС Планета просто исчерпывающий функционал. Лично я нашел в этой программе все функции, которые мне были необходимы. Программа абсолютно бесплатная, не требует установки, отлично идет как под Windows, так и под Linux (используя Wine). На планшет или смартфон с ОС Android рекомендую приложение Rmaps, обладающее схожей с SAS Planet функциональностью. Кстати Генштабовская карта в Rmaps называется как Soviet Military map.

Урочище и водоем на карте Генштаба

Что касается вопроса, «какие современные карты лучше?» то я предпочитаю карту Яндекса. Однако спутниковые снимки у Яндекса не очень, у Google гораздо лучше и чаще обновляются. Часто не совсем старое урочище хорошо просматривается на спутниковых снимках. Выглядит оно как остатки фундаментов, расположенных в несколько рядов и образующих улицы. Но заметить их можно только при крупном масштабе, просматривать при котором большой участок очень долго и утомительно. Поэтому необходимо хотя бы примерно знать, где находится урочище. Если на Генштабе его нет, то нужно воспользоваться более старыми картами, которых много в свободном доступе. Кстати, чтобы быстрее найти старые карты, желательно знать, как назывался ваш район и населенный пункт в прошлом (до революции), и использовать это при поиске.

На снимке хорошо различимы фундаменты, образующие улицу

История строительства

Все начиналось еще в далеком XVII в., когда, видимо, возникло Лихачево, вотчина Федора Тархова. Многие десятилетия служил этот дворянский род русским государям, за что жаловали их цари землями. Впоследствии Лихачевым владели родственники Тарховых, их наследники. И, видимо, уже с XVII в. здесь была деревянная церковь. Судя по сохранившимся документам, ее не раз обновляли, перестраивали. Документы XIX в. упоминают о Никольской как однопрестольной, где «по штату» служили священник, диакон, пономарь.

Исследование истории храма, которое провели Игорь Владимирович Кувырков (научный сотрудник историко-художественного музея г. Долгопрудного) и краевед Алексей Евгеньевич Игнатович, показывает: строительство каменного здания стало возможным усилиями вновь назначенного (1880) настоятеля, священника Виктора Глаголева. Для недавно рукоположенного батюшки это был первый приход – причем сразу «испытание на прочность».

Всем миром

Деревянное здание практически разваливалось, дома для церковнослужителей тоже оставляли желать лучшего. Лихачево было небольшим, довольно бедным селом, так что жертвовать было почти некому.

Тогда отец Виктор обратился к прихожанам. И они ревностно откликнулись: сами рыли траншеи для фундамента, заготавливали камень.

Затем дело вновь остановилось: желание народа было велико, но кирпич для стен стоил немалых денег. Вновь настоятель не растерялся: не имея возможности его купить, он… решил построить свой кирпичный заводик! С идеей он пришел к местному помещику, Паисию Евграфовичу Силину. Тот согласился по крайней мере выделить землю. Народ же «с миру по нитке» собрал денег, через время завод заработал. Но вот новая беда: строить каменные здания местные крестьяне не умели, и вновь – нечем платить каменщикам. Видя ревность людей, Силин вмешался еще раз: оплатил все работы. Так построен трехпрестольный храм, имевший приделы иконы Богоматери Казанской и прор. Илии.

Архитектура

Элементы архитектуры. Заброшенная церковь в урочище Лихачёво. Автор фотографии: Hramsohran. Снято: 15 ноября 2014

Существуют различные мнения о том, кто же был автором проекта.

  • По мнению исследователя истории подмосковных храмов, протоиерея Олега Пэнежко, проект создан Николаем Антоновым, к тому времени на его счету было несколько московских церковных, а также гражданских зданий.
  • По другим данным, строил здание Иван Барютин, архитектор, известный работами стиля «модерн».

Стиль храма определялся как «псевдорусский», то есть с опорой на традиции древнерусского зодчества. Например, известно, что церковь имела шатровую колокольню.

Чудо завершения строительства

Службы начались при неотделанных стенах, даже, судя по всему, в неотапливаемом здании, ведь у прихода снова не оказалось средств. Впрочем, прихожане надеялись на доход от кирпичного завода, который позволит – со временем! – накопить средства на благоукрашение Божия дома.

Возможно, о трудностях жизни прихода настоятель около 1888 г. рассказал купцу Николаю Крестовникову, с которым был знаком еще со времен работы в школе, попечителями над которой была эта купеческая семья. Николай, тезоименитый свт. Николаю Мирликийскому, видимо, был потрясен упорством, горячей верой людей – и предложил немедленно, тотчас, решить все проблемы отделки, пожертвовав требуемую сумму. Так, благодаря помощи благотворителя, удалось не только оштукатурить стены, но также заказать иконостас, всю утварь, более того – даже пол удалось сделать мозаичным, для деревенской церкви это было редкостью.

Заброшенные лагеря Ярославской области

Красивая природа, близость к столице и большое количество промышленных объектов способствовали появлению в регионе множества детских лагерей в 20 веке. Они находились под курированием крупных заводов, чьи сотрудники отправляли туда детей на летний отдых. После перестройки большинство ДОЛов закрылись из-за потери финансирования от разорившихся материнских предприятий. Впоследствии многие выкупили из-за земли, где построили коттеджные поселки и базы отдыха. Несмотря на это в Ярославской области и по сей день можно найти заброшенные детские лагеря.

Лагерь имени У. Громовой

Частично охраняемый лагерь находится неподалеку от Ярославля в достаточно живописном месте

Если соблюдать осторожность, можно спокойно все осмотреть. Состояние построек среднее, в некоторых домиках сохранились остатки утвари

Детский лагерь имени Горького

Лагерь располагается в очень красивом месте. Охраняется сторожем с собакой, добросовестно выполняющими свои обязанности. Некоторые постройки сохранились очень хорошо, другие почти полностью разрушены. Хозяин участка планирует восстанавливать объект.

Детские лагеря «Спутник» и «Талица»

Два заброшенных лагеря располагаются по соседству на берегу небольшой речки. Пару лет назад охрану убрали, что вызвало волну мародерства со стороны жителей местной деревушки. Домики и их содержимое активно растаскиваются. Несмотря на вандализм состояние до сих пор хорошее.

Заброшенный детский оздоровительный лагерь «Берёзка»

Лагерь забросили достаточно давно. Находится в глухом лесу. Расстояние до ближайшего населенного пункта – приличное. Добраться можно только пешком. Состояние плохое. Посещать лучше группами, так как есть риск столкнуться с дикими животными.

Пионерский лагерь

Еще один заброшенный лагерь в глухом лесу. От использования отказались в середине девяностых по стандартной для того времени причине. Состояние очень хорошее за счет удаленности от жилых поселений. Есть сторож с собакой. Объект выкупил местный предприниматель, который планирует снести домики и на их месте построить элитную базу отдыха для состоятельных граждан.

Детский лагерь «Светлый»

Объект детского отдыха построили в конце 80х годов. Он проработал ровно 21 год, а затем закрылся в связи с экономическим кризисом, вызвавшим резкий спад спроса. После закрытия местные жители стали активно грабить, вынося с территории все, что только можно вынести. В будущем местные власти планируют провести реставрацию и восстановить работу «Светлого».

Заброшенный лагерь рядом с деревней Твердино

Один из самых больших заброшенных лагерей в Ярославской области. Находится на берегу небольшой реки в лесу. Состояние очень плохое. Не охраняется.

Урочища Крыма

Географическое положение, природа, климат и история сделали Крым одним из самых популярных мест для туризма. Особый интерес представляют и урочища Крыма, среди которым много поистине уникальных объектов.

Артек

Известный на весь мир детский лагерь получил своё название от одноимённого урочища, расположенного у подножия горы Аю-Даг.

Артек богат на археологические находки. Советские учёные обнаружили здесь остатки поселения, существовавшего около двух тысяч лет назад. Ещё раньше на территории урочища обитал народ тавров, оставивший после себя многочисленные дольмены — Таврские каменные ящики. На протяжении всей истории эти места то разорялись, то заселялись вновь — так, в VIII поселения Артека были разорены хазарами, после чего уже в 1475 году эти земли были завоеваны турками. Во времена Российской империи здесь расположились частные дома, после чего место стало курортом, а в XX веке — превратилось в один из крупнейших детских лагерей отдыха в мире.

Как и рядом со многими другими старыми урочищами, здесь часто наблюдают НЛО и фиксируют различные аномальные явления.

Версии происхождения слова «артек»:

  • «άρκτος« — «арктос» (греч.) — медведь. Кстати, расположенная рядом гора Аю-Даг означает ровно то же самое — «Медведь-гора» (тюркск.).
  • «oρτύκια« — «ортека» (греч.) — перепёлка. Во время перелётов здесь действительно останавливаются большие стаи этих птиц.
  • «άρτος» (греч.) — хлеб.
  • «артык» — слово тюркского происхождения, означающее «буйвол».

Демерджи

Главной частью урочища является «Долина привидений», наполненная каменными валунами причудливых форм. Фигуры напоминают статуи людей, животных, вымышленных существ и загадочных предметов. Примечательно, что само название «демерджи» с крымско-татарского переводится как «кузнец», так что долина, возможно, издревле считалась результатом трудов некого искусного кузнеца, хотя ученые, конечно, не признают никакие иные версии, кроме природного происхождения каменных исполинов вследствие выветривания (кстати, сам факт имевшего место выветривания скальных пород не отменяет того, что древние люди могли заметить сходство некоторых валунов с людьми и животными и намеренно его усилить — такая «частичная» обработка мегалитических камней встречается в мире повсеместно). 

Местные же легенды гласят, что застывшие фигуры — это окаменевшие воины. Особенно эффектно каменные фигуры выглядят в тумане, который здесь встречается очень часто — при этом, в зависимости от формы и плотности тумана, освещения и времени суток они каждый раз выглядят совершенно по-разному.

Урочище Демерджи — единственное в Крыму место, где можно наблюдать редкое оптическое явление, называемое горным или Брокенским призраком. Это интересный эффект, когда тень от смотрящего может проявиться на облаках или в тумане в противоположном от солнца направлении. Такая тень часто бывает невероятно большого размера и может быть окружена радужным кольцом — глорией.

Конечно, это лишь малая часть урочищ, разбросанных по территории нашей страны и далеко не все из них исследованы

Обратите внимание на урочища, которые отмечены на картах вашей местности, поищите местные легенды, которые могут объяснять их названия и особенности — и обязательно напишите в комментариях о самых интересных.

Заброшенные школы Ярославской области

Старые школы – особое место для любителей заброшек. Здания, которые некогда были наполнены детским смехом и особой энергетикой, спустя определенное время приобретают атмосферу непередаваемой печали и тоски, ощущать которую так любят сталкеры. В Ярославской области имеется несколько объектов данной категории, которые регулярно посещают любители заброшек.

Заволжская школа

Старая двухэтажная школа находится на окраине Рыбинска. Довольно большое здание построили в середине прошлого века. Объект закрыли 10 лет назад по неизвестной причине. Внутри комнат сохранились мебель и обучающий инвентарь. Двери закрыты, сталкеры пробираются внутрь через окно. В будущем местные власти планируют снести заброшенную школу, а на ее месте построить торговый центр.

Некоузская основная школа

Старую школу построил в середине 19 века местный аристократ. Деревянное здание закрыли в нулевых годах, всех детей перевели в другое учреждение. Перемещаться внутри может быть опасно из-за аварийного состояния. В некоторых классах сохранилась мебель. Все двери открыты, охраны нет, посетить объект может любой желающий.

Заброшенная школа в селе Архангельском

Еще одна заброшенная деревянная школа находится в сельской местности Ярославской области. Здание построили в начале 20 века. Закрыли в нулевых. Учреждение состояло из нескольких построек, каждая из которых выполняла определенную роль в образовательном процессе. После закрытия здания просто забросили, под охрану помещать не стали. Внутри частично сохранилась мебель.

Санаторно-лесная школа-интернат

Целый комплекс зданий возводили на рубеже 19 и 20 веков. В огромном интернате под кураторством дворянской семьи обучали десятки детей. Помимо общеобразовательной программы школьники изучали ремесло, которым в будущем могли заработать себе на жизнь. Учреждение закрыли в нулевых годах. Причиной стало аварийное состояние и нехватка бюджета на капитальный ремонт. На него могло уйти несколько десятков миллионов рублей, которые местные власти решили не выплачивать.

Как добраться до урочища?

Итак, мы нашли урочище на карте, но до него надо как-то добраться. Сначала необходимо отметить это место, и перенести метку в навигатор. После этого не помешает заранее проложить маршрут, что можно сделать в том же приложении SAS.Планета. На Генштабе и некоторых других картах можно найти обозначенные лесные дороги, которые иногда также просматриваются со спутника. Эти дороги облегчат прокладку маршрута и поездку до урочища. Далее маршрут просто переносим на навигатор (обычно как трек) и все, можно собираться в путь. При использовании САС Планета и Rmaps все вышеперечисленное делается очень легко и быстро.

Итак, по дикому бездорожью мы все-таки добрались до места назначения. Какие признаки могут выдать заброшенную деревню? Если деревня опустела сравнительно недавно, ты вы, вероятно, обнаружите остатки фундаментов, а то и целые брошенные дома и другие постройки. Если же урочище довольно старое, то его могут выдать следующие признаки:

  • обильная и «не лесная» растительность (обычно на месте огородов и садов);
  • высокие отдельно стоящие деревья (тополя, ели, старые березы и т.д.);
  • обломки кирпичей, досок и другие предметы, свидетельствующие о том, что здесь когда-то жили люди;
  • наличие искусственных водоемов;
  • все, что как-то выделяется на фоне окружения.

При хорошей наблюдательности найти урочище не составит большого труда.

Фундамент

Заброшенные церкви Ярославской области

Ярославская область относится к регионам с наибольшим количеством заброшенных религиозных учреждений. Здесь можно найти десятки покинутых церквей разной степени сохранности, вызывающих интерес не только у сталкеров, но и у историков, искусствоведов, фотографов. Точное расположение монастырей можно посмотреть на специальных форумах, где указываются координаты объектов и наиболее удобные способы их посещения.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Колегаево

Небольшой храм построил в конце 18 века дед известного драматурга. Внутреннее убранство церкви утеряно. С каждым годом монастырь разрушается все больше, есть угроза потенциального обрушения. В трапезной остались небольшие участки росписи по мотивам Святого писания. Посетить церковь Иоанна Предтечи может любой желающий.

Церковь Рождество-Богородицкая в селе Первитино

Достаточно большой храм был возведен на средства прихожан в конце 18 века. Монастырь закрыли после подписания церковной реформы в тридцатых годах прошлого века. С тех пор он не использовался. Убранство полностью утеряно, но на внутренних стенах частично сохранилась настенная живопись. Осталась следующая запись: «C разрешения Его Высокопреосвященнейшаго Тихона архиепископа Ярославского и Ростовского при священнике Петре Тихвинским и церковном старосте Данииле Сорокине под личным наблюдением Константина Константиновича Миронова в 1911 году в семь храме мастером живописных работ Евгением Петровичем Терентьевым с холуем Владимиром Г.»

Смоленско-Корнилиевская церковь

Величественный храм возвели в 16 веке. Объект интересен своим смешанным архитектурным стилем. В Смоленско-Корнилиевской церкви проводили службы до начала Второй мировой войны, на период которой в помещениях монастыря устроили военный склад. После великой победы храм переделали в жилой дом, просуществовавший до прихода объекта в аварийное состояние в семидесятых годах. Официально Смоленско-Корнилиевская церковь принадлежит епархии, которая планирует восстановить заброшку. Но реальных действий по реставрации до сих пор предпринято не было.

Заброшенная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Оносово

Храм построили в начале 19 века на средства местных помещиков. Монастырь вел службы до принятия церковной реформы, затем его закрыли и вскоре забросили. С тех пор объект никак не использовали. К настоящему моменту церковь Рождества Пресвятой Богородицы превратилась в руины. Архитектурный стиль из-за плохого состояния определить без помощи специалиста невозможно.

Церковь Казанской иконы Божией матери в селе Кузьма-Демьян

Храм в классическом стиле возвели в самом начале 19 века. В отличие от многих собратьев ему удалось проработать по назначению до шестидесятых годов, после чего он был закрыт из-за аварийного состояния. В соседней деревне проживает всего 2 человека, которые регулярно приходят молиться в церковь Казанской иконы Божией матери. Состояние монастыря близко к опасному, перекрытия сильно прогнили, начался процесс обвала.

Богородице-Рождественская церковь в урочище Новополево

Каменный храм построила в начале 19 века местная аристократка. Архитектурный план разработал ее собственный крепостной архитектор. При возведении монастыря были использованы разные архитектурные стили. Прихожане составляли жителей всех окрестных сёл. К настоящему моменту живопись, лепнина и резьба не сохранились. По соседству располагается кладбище, которое используют по сей день. В Новополево жителей не осталось.

Калбак-Таш

Урочище расположенное на правом берегу реки Чуя знаменито, прежде всего, своими петроглифами, зооморфными и солярными изображениями и руническими надписями. Это настоящий парк древнего искусства и наскальных рисунков — всего на территории урочища найдено более 5 000 изображений со сценами охоты, быта, изображений животных, людей и вовсе неопознанных объектов. Впрочем, значительная часть рисунков прекрасно «считывается» без дополнительных пояснений.

Считается, что рисунки здесь создавались с древнейших времен до вплоть до X века. А для местного населения урочище и по сей день остается священным местом.

Все изображения можно условно разделить на четыре крупные группы, для каждой из которых характерны определенные стилистические особенности и сюжеты:

  • Эпоха неолита (VI — IV века до н. э.) — изображения крупного размера, в основном олени и козлы.
  • Эпоха бронзы (III — I век до н. э.) — самое большое количество рисунков с наибольшим разнообразием сюжетов: реальные (медведи, змеи и др.) и мифические животные, вооруженные воины, женские изображения, погонщики, вьючные быки и колесницы, солярные символы. 
  • Эпоха скифов (VIII — III век до н. э.) — изображения в характерном скифском стиле, преимущественно посвященные собакам, лошадям, волкам и охоте на оленей. 
  • Древнетюркская эпоха (VII — X века) — в основном сцены охоты на медведей, быков и оленей.

Значение слова «урочище» на картах

В современном толковании «урочище» имеет несколько значений. Как и в прошлом, сейчас урочищами именуются участки, отделяющие одну местность от другой, отличительные ориентиры, а также выделяющиеся географические объекты — места с характерными особенностями, контрастирующие с окружающей местностью. Это могут быть:

  • небольшая гора или болотце посреди леса;
  • приметная роща или бор посреди лугов;
  • скальный массив необычной формы в степи;
  • каменные мегалиты контрастирующие с обычным для данной местности рельефом;
  • отдельно расположенное поселение (хотя в случае с населёнными пунктами урочищами чаще считают только покинутые места);
  • И др.

Характер урочища часто можно понять по самому названию. Скажем, Зеленый Мхи, почти наверняка, относятся к ландшафтному ориентиру, а условное урочище Филимоново скорее будет связано с деятельностью человека.

На картах, изданных в России или в странах бывшего СССР, урочищами названы некоторые территории с устойчивыми названиями у местных жителей, что также укладывается в общее определение — раз им дано название, значит, они чем-то примечательны.

Специальных карт или полного списка урочищ России не существует, но, как уже было упомянуто, они часто отмечаются на топографических картах

Пересчитать или подробно рассмотреть все урочища едва ли возможно, поэтому в рамках статьи уделим внимание лишь нескольким, наиболее интересным.

Лихолетье атеизма и церковного забвения

В
1930 году начались гонения на православную общину храма Покрова. Он опустел,
богослужения проводились крайне редко. Послушницу женского монастыря,
собиравшую у селян подписи на перерегистрацию общины, осудили на пять лет
тюрьмы.

В
1940 году распоряжением исполнительного комитета Уфалейского райсовета церковь
закрыли. Ценные книги и иконы растащили. Здание было передано в ведомство
сельсовета. Сначала в храме располагался клуб, а после войны там было устроено
зернохранилище. Груженые самосвалы заезжали прямо в церковь и, в конце концов,
проломили дубовый пол. После этого храм пришел в запустение.

Долгие
годы громадина церкви с сорванными куполами и без крестов, обнаженными
кроваво-кирпичными боками и разрушенными арочными воротами и оградой выглядела
отпугивающе. На церковных стенах сохранились остатки фресок с ликами святых, но
их уже можно было рассмотреть с большим трудом. Сельские коровы прятались в
церковных стенах от летней жары. Зимой снег через обрушившийся частично свод и
разбитые окна залетал внутрь помещения.

У
любителей экстрима было одно развлечение, связанное с развалинами храма. По
чудом сохранившейся деревянной лестнице можно было забраться на колокольню и с
высоты птичьего полета осмотреть завораживающие виды с. Булзи.

Но все переменилось в последнее время.

Крестный ход в селе Булзи

Что такое урочище?

Истоки слова «урочище» уходят в стародавние времена, поэтому о его происхождении и изначальном толковании сложно судить однозначно. Вероятнее всего оно образовалось от родственных слов «урок» или «урочный». Уроком называли как нечистый сглаз, проклятие, так и условие либо некую сделку. Глагол «урочить» означал сглазить, испортить либо нарекать, а слово «урочный» — условленный или заранее установленный. Урочищем же называли:

  • Определённое место, о котором говорилось в неком уговоре. Первоначально урочища могли быть связаны с человеческой деятельностью, например, вырубкой леса.
  • Также урочищем называли характерную природную особенность, служившую естественной границей — межой — например, овраг, отделяющий луг от леса. Кстати, землемеров называли «урочниками».

Названия самих урочищ также в основном связаны с какими-либо природными или историческими отличиями, характерными для местности. Со временем они менялись, забывались либо приобретали новое толкование. Те урочища, которые обозначают заброшенные древние поселения или скопления причудливых камней — то ли естественного, то ли рукотворного происхождения, часто овеяны легендами и так или иначе связаны с местными преданиями. Подобные места не без оснований притягивают историков, археологов, геологов, кладоискателей, эзотериков и просто туристов.

Приходская жизнь до революции

К 1916 г. приход составляли жители пяти близлежащих деревень, всего около 900 человек. Документы сохранили имена церковнослужителей. Среди них:

  • священники Александр Недумов, Григорий Фивейский;
  • псаломщик Василий Никольский.

В селе Горбуново, относящемуся к Никольскому приходу, действовала школа, где учительствовали священники.

О духовной жизни прихожан, всем миром созидавших церковь, известно, конечно, немногое. Впрочем, десятилетия совместных усилий, молитвы, конечно, не прошли даром. Возможно, их плод – судьба одной из жительниц Лихачево, Марии. С 18 лет она покинула родной дом, чтобы принять иночество При Московском Скорбященском монастыре она жила послушницей, после закрытия обители – вынуждена была уехать из столицы, вернуться на родину. Работала при еще действовавших церквях, помогала крестьянам на огородах – причем нигде не скрывала своей веры. 17 февраля 1938 г. послушница Мария расстреляна безбожными властями. Ныне она прославлена среди тысяч новомучеников.

Разрушенный храм в Московской области, бывшее село Лихачёво. Андрей Агафонов сделал снимок 1 мая 1989

Урочища Ленинградской области

Согласно официальной версии истории территория современной Ленинградской области была заселена вскоре после окончания ледникового периода. Позднее здесь проходил Волжский торговой путь и знаменитый Путь из варяг в греки, шли русско-шведские войны. Богатая история со множеством событий, конечно, нашла отражение в местных памятниках археологии.

Плакун

Урочище находится на берегу реки Волхов, напротив первой «столицы» древней Руси — Старой Ладоги, которая сегодня имеет статус сельского поселения, однако, раньше, на пересечении оживленных торговых путей, была важнейшим стратегическим пунктом. Именно здесь начал свое княжение Рюрик, здесь же был опорный пункт Вещего Олега. Кстати, в расположенном неподалеку от Старой Ладоге другом урочище «Сопки» находится внушительный курган, который по преданию является могилой самого Олега. Читать подробнее.

На территории урочища Плакун обнаружены многочисленные археологические находки: части амфоры, упряжь, погребения, а также остатки порядка 15 курганов, датируемые IX–X веками. Интересно, что далеко не во всех курганах (лишь в половине) были найдены погребения — остается гадать были ли они разграблены ранее, возведены «заранее», но не использованы или же вовсе курган был не тем или не только тем, чем мы представляем его сегодня. Споры о характере найденных захоронений также идут по сей день — одни археологи, считают, что найденные остатки сожжённой ладьи и некоторые другие артефакты ясно указывают на норманнов, другие считают, что в курганах покоятся представители местной ладожской знати.

Урочища Алтая

Алтайские горы — уникальный регион нашей страны, климат и фауна которого практически не изменились со времён последнего ледникового периода. Первозданная величественная природа, многочисленные следы древнейших человеческих стоянок и удивительные археологические артефакты, этническое многообразие и удивительный сплав разных культур неизменно привлекают сюда исследователей и туристов.

Аккурум

Самые примечательные объекты урочища называются каменными грибами — это столбы высотой от 2 до 20 метров, увенчанные характерными каменными шляпками. Считается, что такая форма рельефа возникает естественным путем под воздействием сил природы — более «мягкая» порода ножки выветривается быстрее, чем более твердая порода «шляпки», что и создает в результате грибообразный силуэт. В геологии такой процесс называется денудацией — неоднородным вымыванием горных пород. Интересно, что «ножка» гриба шероховатая с выступающими мелкими камешками, а вот поверхность шляпки — гладкая. Впрочем, что ни говори, а глядя на эти каменные исполины, глазам трудно поверить в то, что их действительно выточил ветер.

Положение и количество каменных грибов со временем изменяется: старые грибы разрушаются, в том числе в результате землетрясений, так в 2003 году после серии землетрясений стразу несколько каменных великанов лишились своих шляп.

Рядом с урочищем протекает река Чулышман, впадающая в расположенное неподалёку Телецкое озеро. С алтайского языка название «Аккурум» переводится как «Белая осыпь».

Охраняемые урочища России

Урочища, представляющие особую научную, эстетическую или природоохранную ценность, часто выделяются в отдельные заповедные зоны. Многие урочища входят в состав уже существующих национальных парков, заповедников и заказников.

Бекарюковский бор

Это урочище протянулось вдоль высокого правого берега реки Нежеголь в Белгородской области и считается природным заказником регионального уровня. На его территории произрастает реликтовая меловая сосна, занесённая в Красную книгу России, а также другие редкие растения. Поэтому флора Бекарюковского бора еще с XIX века привлекает исследователей-ботаников и экологов. В советское время урочище пострадало от начавшейся разработки меловых карьеров и посадок интродуцированных видов растений.

Куртяево

Живописное лесистое урочище в Архангельской области недалеко от побережья Белого моря. На его территории расположены десятки минеральных источников — остаточные проявления древнего вулканизма. Ценным архитектурным объектом считается расположенная здесь Алексеевская церковь, основанная в начале XVIII века. Кроме того, на территории Куртяево имеются следы стоянки древнего человека, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Урочищу присвоен статус регионального памятника природы.

Чарские пески

Данное урочище представляет собой миниатюрную пустыню — шириной 5 км и длиной 10 км. Расположено оно в Забайкальском крае, а точнее — в Чарской впадине среди трёх речных долин и считается памятником природы регионального значения. Одна из особенностей необычной местности — быстрый, если не сказать резкий, переход от сосновых и лиственничных лесов к песчаным дюнам. Согласно версии официальной науки Чарские пески возникли в последний ледниковый период от 55 до 100 тысяч лет назад и являются частью исчезнувшего озера, образованного стоком с ледника Сакукан.

Вывод

Урочища представляют большой интерес преимущественно для кладоискателей. Но это увлечение становится все популярнее, поэтому некопаных мест остается все меньше. Такие места либо неизвестны большинству копателей, либо труднодоступны. При упорном поиске и большом опыте езды по бездорожью,добраться до таких «нетронутых» мест вполне реально. А находки там могут быть весьма неплохие, да и места обычно очень глухие и живописные.

Полезные ресурсы и программы для копателя Особенности кладоискательства Клад под деревом, пораженным молнией: правда или вымысел Где искать клады Ночной коп

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: