Зилантов успенский монастырь

История обители

Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове — один из древнейших русский монастырей. Основал его в 14 веке преподобный Мефодий — один из учеников Сергия Радонежского, когда-то выбравший эти места для строительства своей кельи. И хотя места эти были заброшены, о духовном подвиге Мефодия стало известно в миру, откуда и стали приезжать в эти места будущие послушники, вознамерившись впоследствии на этом месте устроить обитель.

Николо-Пешношский мужской монастырь в Дмитровском районе Московской области

В честь первой деревянной церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, был назван и монастырь, а название «Пешношский» получил он от того, что Мефодий, помогаю строить церковь, носил через маленькую реку бревна, а так как ходил он пешком, да с ношей, то и вышло слово — Пешношский, которое закрепилось также и за именем преподобного.

В XV веке пожаром были уничтожены все деревянные храмы монастыря, но уже в 16 веке, благодаря щедрой поддержке весьма богатых и знатных благотворителей, среди которых был и Иван Грозный, удалось восстановить большинство сгоревших храмов в камне. Именно в этой обители услышал царь Иван Грозный важные наставления от епископа Вассиана о том, что поможет царю удержать власть среди вельмож. Но, как свидетельствует история, царем наказ епископа был понят превратно, о чем говорят участившиеся в то время казни и кровопролития по велению царя.

Однако в смутное время монастырь был разграблен и уничтожен вражескими войсками поляков, а монахи, до последнего защищавшие родную обитель, погибли. Об этом стало известно только лишь в XIX веке, при перестройке главного Никольского храма монастыря, когда были найдены камни, с высеченными на них именами погибших иноков.

В Петровские времена, при посещении обители государем Петром I, было решено передать монастырь в подчинение Троице-Сергиевой лавры, лишив тем самым его самостоятельности, но в конце XVIII века, к величайшей радости игумена, монастырю была возвращена свобода.

Обитель в XX веке

Многих потерь и бед удалось избежать Пешношскому мужскому монастырю, но XX век в истории обители называют временем самых тяжелых испытаний. Дело в том, что после революции 1917 года, власти решили в стенах нескольких зданий монастыря обустроить филиалы Дмитровского краеведческого музея.

Историческое фото Николо-Пешношского монастыря

И это еще было полбеды, ведь часть храмов так и осталось принадлежать обители, но вот в начале 30-х годов закрыли и музеи, и сам монастырь. Все ценности из этих мест были предварительно вывезены и распроданы. В этот же год монастырские помещения были заняты Домом инвалидов, а сам монастырь был разгромлен, сотрудники же его подверглись репрессиям.

В период Великой Отечественной войны в селе, где расположился монастырь, проходили активные военные действия, вся местность вокруг обители были заминирована. Но, даже в этот страшный для России период, монастырь выстоял, пострадали лишь его стены. И вот спустя 20 лет, в 60-х годах, в обитель переселили Психоневрологический интернат, в этот период в Никольском соборе была оборудована кухня, а стены всех зданий монастыря покрыл толстый слой побелки, за которым оказались похоронены древние фрески.

Со временем некоторые храмы монастыря все же были отреставрированы, но второе рождение обители началось лишь в 2007 году, когда Синод принял решение вновь открыть монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом.

На заметку! В 2008 году в Николо-Пешношском монастыре проходили съемки фильма Карена Шахназарова «Палата № 6» по рассказу А.П. Чехова.

Современное состояние

Сегодня монастырская жизнь идет своим чередом — совершаются утренние и вечерние богослужения. При монастыре открыт зоопарк, который можно не только посетить в качестве зрителя, но и помочь в уборке территории, где проживают звери, либо в их кормлении.

Вход в собор Николая Чудотворца в Николо-Пешношском монастыре

Хотя в 2014 году были официально закончены все реставрационные и ремонтные работы на территории монастыря, но повседневный труд — основная деятельность монахов. Так, в монастырской лавке можно приобрести продукцию с подворья монастыря: яйца, молочные продукты, мясо.

Служителями храма и монахами ведется социальная работа. В находящемся рядом помещении Психоневрологического интерната проводятся духовно-просветительские мероприятия, ведутся душеспасительные беседы с больными.

Зеленецкий монастырь в годы советской власти

После 1917 г. Троицкий Зеленецкий монастырь пережил несколько этапов своего разорения, прежде чем был закрыт в 30-х гг. XX в.

В 1918 году большая часть монастырских земель была передана сельскохозяйственной коммуне «Восход», которая насчитывала 38 человек. Эта коммуна получила в собственность 19 лошадей и 29 коров, отобранных у монастыря. Монастырские земли были распределены среди населения соседних деревень.

28 апреля 1922г. губфинотдел «принял» для «помощи голодающим Поволжья» из Троицкого Зеленецкого монастыря ценную церковную утварь. Известны данные об общем весе изъятых предметов: серебра 5 пудов 33 фунта 91 золотник (ок. 96 кг), золота 58 золотников 12 долей (ок. 248 г.), медной монеты 6 пудов 32 фунта (ок. 111 кг). Вскоре за этим из монастыря была вывезена серебряная рака — опись монастырских вещей, составленная в 1924 г., уже не содержит ее в перечне.

Значительно уменьшилась численность братии. В 1924 г. настоятелем Зеленецкого  монастыря был архимандрит Иосиф (Харин). В обители проживало шесть иеромонахов и один иеродьякон.

В 1930 г. агробаза «Зеленец» ходатайствовала о передаче ей для культурно-просветительских целей церкви и ризницы Зеленецкого монастыря. Дирекции Русского музея рекомендовано командировать своего сотрудника в Зеленецкий монастырь для осмотра, отбора и изъятия предметов искусства, еще оставшихся в монастыре.

В 30-е гг. после окончательного закрытия монастыря, по воспоминаниям старожилов села Зеленец семьи Комлевых, здесь поочередно располагались: трудовая колония города Волхова, подсобное хозяйство Волховского алюминиевого завода и Волховское профтехучилище для инвалидов. В военное время (с 1941 г.) здесь находился военный госпиталь. С 1945 по 1975 гг. здания монастыря занимал «Дом инвалидов общего типа» (с 1969 г. — «Дом психоневротиков»). С 1975 г. в течение 17 лет на территории монастыря царило безлюдье и запустение.

В 1932 г. коопсельхоз «Зеленец» просил передать ему здания двух церквей и направлял средства для их переоборудования. В то время в трех монастырских церквах проводил службы всего один иеромонах. Было принято решение закрыть две церкви, а в пользовании верующих оставить одну (скорее всего, это была нижняя церковь под Троицким собором).

История монастыря до наших дней

Мужской Успенский монастырь прячется под скальными сводами и похож на великолепный пещерный дворец. Он расположен в середине Мариам-Дере, ущелья, рядом с городом Бахчисараем. Храм окружен отвесными стенами 1,5 метров высотой. Монастырь часто называли «Лаврой» и даже ханы, исповедовавшие мусульманство, приходили ночами к иконе Богородицы для получения благословления.

История храма начинается приблизительно еще до 13-го века, когда он закрылся на 100 лет. Спасли монастырь финансовые вливания от московских князей. Благодаря этому храм «восстал из пепла», хоть и влачил жалкое существование. Когда Таврида в 1475 г. оказалась в плену татарской орды, обитель не разрушили и в нее приходили многие (в том числе и послы) на богослужения.

Затем в монастыре десятки лет находился оплот митрополитов Готфских. Многие крымские ханы посещали обитель, а глава династии Гирей даже обеспечил храм свечами на целый год. В конце 15-го в. Крым захватили османы и потребовали дань за проведение богослужений. В 18 в. земли перешли к русской армии, и новые власти обязали монахов перебраться из пещерного храма в Мариуполь. С ними отправился и образ Богородицы.

Охранять пустой монастырь начал греческий святой отец К. Спиранди. С ним прибыла и новая святыня – уникальная икона «Успения Богородицы». Богослужения возобновились. Потом в Бахчисарае появился новый монастырь, куда перешло много прихожан.

Пещерный храм вновь закрылся. Возрождение его началось лишь с середины 19 в., реставрационные работы – с 1850 г. Монахам активно помогали простые люди. В итоге были куплены колокола, образа, утварь для богослужений. За короткое время храм снова начал функционировать в полную силу.

Управлял им тогда архимандрит Поликарп. В 1818 г. храм посещал Александр I, целовал икону Богоматери и поставил свечку. В ските также побывали Николай I и II, Александр II. После начала Крымской войны в храме располагался госпиталь, где выхаживались раненые.

Последующая реставрация храма шла еще много лет. Появились новые постройки и корпуса. Обрела «новую жизнь» Церковь Успения. Скит дополнился 3-мя ярусами, 11-ю кельями, колокольней, домом для настоятеля монастыря. Были построена пекарня, гостиницы для гостей, хозпостройки, кухня и столовая. Восстановили даже водопровод, который брал воду из подземного родника.

После окончания революции и расправы над царской семьей, храм был закрыт (начиная с 1921 г.), разграблен, а иноки расстреляны. На месте обители открылась Трудовая колония им. Артема. Бесценными церковными томами топились печки. В 1925 г. верующие обратились к советской власти с просьбой отдать им на хранение старинные монастырские вещи. В итоге часть икон была спасена и отправлена в бахчисарайский музей.

В 1927 г. случилось сильное землетрясение, разрушившее многие постройки. Осталась целой только Успенская церковь. До Великой Отечественной разрушенный храм оставался нежилым, а потом вновь был приспособлен под солдатский госпиталь. После в нем обосновалась психоневрологическая клиника.

Следующее возрождение храма пришлось на 1993 г. Настоятелем стал одесский иеромонах Силуан. Он и занялся восстановлением пещерного храма. Деньги собирались «всем миром». Большую часть внесли паломники. Они также приезжали, чтобы работать и физически. В итоге был восстановлен Храм Успения, ступеньки к монашеским кельям, роспись под балконом. Новые церковные колокола подарил храму металлургический завод в Днепродзержинске.

Краткий экскурс в историю


Житие Святой Нины, записанное с её слов, гласит, что царь Мириан, преследовавший Нину, затем уверовал в Бога, принял христианство и основал на своей земле первые храмы. Однажды царю было видение: 4 звезды разлетелись в разные стороны и упали на четыре знаменитых горы. На каждой из этих гор были возведены кресты, один из которых нужно было поставить неподалеку от Бодбе. Тогда было решено, что сначала Нина должна лично посетить это место, поэтому она и отправилась сюда и стала жить в палатке. Насчет того, был ли в итоге здесь установлен крест, достоверных сведений нет.

В Бодбе Нина прожила остаток жизни, а после смерти там же была похоронена. Так это место стало для живущих здесь христиан священным. И даже когда царь Мириан попытался вывезти тело Нины в Мцхету, телега с телом не подалась, как ни упирались сильные волы. Нину захоронили там, где стояла её палатка, а на могиле возвели храм, но он не сохранился.

Впоследствии около храма был основан монастырь, который быстро стал важным центром культуры и объединил местные эретийские и кахские племена с картскими (из центральной Грузии). Вскоре монастырь стал ядром Бодбийской епархии. Первого известного истории епископа Бодбийского звали Лазарь, это был тот самый участник Двинского собора 505 года, который ратовал за переход в монофизитство.


Слава вернулась к монастырю в XV веке, когда образовалось независимое Кахетинское царство. Первый царь наделил епископов административной властью, и у епископа Бодбийского были полномочия управлять почти четвертью Кахетии. В ту пору в Бодбе даже проводились коронации кахетинских царей. Говорят, что персидский шах Аббас приезжал сюда на коронацию Теймураза I в 1605 году. Однако позже именно он разрушил Бодбийский монастырь.

В 1777 году Бодбийская епархия выросла, получив часть уменьшенной Черемской епархии. В 1837 году, когда отменили автокефалию грузинской церкви, российские власти упразднили Бодбийскую епархию. Здесь осталось всего несколько монахов. Монастырь лишился и земельной собственности и обеспечиваться за счет государства, что привело его к окончательному упадку. Посетив в 1888 году Сигнахи, император Александр III годом позже указал восстановить монастырь. В обители был проведен ремонт, ее наделили пахотными землями и населили монахинями (на сей раз русскими). Вскоре Бодбе снова стал крупнейшим монастырем в Кахетии.

В 1924 году советская власть отдала здание монастыря под больницу. Иверская икона Богоматери служила операционным столом. Впоследствии эта изрезанная скальпелем икона стала реликвией монастыря.

Весной 2021 года окончилось строительство и было проведено освящение собора Святой Нины.

Самые древние храмы

Несмотря на то, что большая часть населения приняли истины данной религии, здесь мирно существуют и другие конфессии. Толерантная Грузия вмещает православные храмы и еврейские синагоги, мусульманские мечети и армянские церкви, а также огромное количество женских и мужских действующих монастырей. Святые Места Грузии абсолютно разных вероисповеданий говорит лишь о том, что для грузинского народа не существует какой-либо дискриминации. Об этом свидетельствует их уважение как к мусульманам, так и к православным верующим.

Мы совершаем и паломнические и туристические поездки по всем древним местам Грузии. Святые места в Грузии, так же являются частью большинства наших экскурсий! Индивидуальные туры по Грузии при любых условиях!

Одной из самых старинных святынь, которая сохранилась до сегодняшних дней, является Болнисский Сион 477 г. С этого небольшого строения начинается грузинская храмовая архитектура. Небольшие размеры здания в сочетании с его гармоничными пропорциями создают впечатление довольно величественного сооружения тех давних времен. Особую ценность представляют старинные надписи, которые находятся над входами в церковь.

Не менее древними сооружениями славится деревня Зегаани, где находится небольшая часовня IVв. Немного позже появились небольшие святыни в Цилкани, Самтависи, а также монастырь Старая Шуамта V в. В окрестностях Мцхете, на горной возвышенности, расположен старинный храм Джвари

Исполненное важности сооружение находится на краю скалы и впечатляет своим царственным видом далеко за пределами города

В историческом центре Тбилиси находится великолепная святыня имени Успения Богоматери. Сионский собор, как его еще называют, был возведен в VII веке и хранит насыщенную историю христианской жизни страны. Деревянный крест св. Нины является одной из главных ценностей религиозной жизни Грузии.

Дальнейшая история

Нашествие монголов опустошило монастырь и до 15 века о нем не упоминают ни в одном историческом документе.

После образования независимого Кахетинского царства монастырь снова обрел популярность, но руководивший персидским вторжением на Кавказ шах Абасс частично разрушил монастырь. Впрочем, влияние монастыря от этого не ослабло.

После присоединения Грузии к Российской империи влияние монастыря ослабело, епархию упразднили. В монастыре осталось лишь несколько монахов, здания обветшали.

Но в 1889 году указом Александра III, отца последнего русского императора Николая II, монастырь восстановили и передали ему часть пахотных земель.

После революции службы в монастыре упразднили а здания повредили (разрушили купол храма). После отделения Грузии монастырь восстановили и возобновили в нем службы.


Monastery of St. Nino at Bodbe. Cathedral was constructed in IV century, on the tomb of St. Nino. Sighnaghi. Kakheti region. Georgia.


Saint Nino Bodbe Monastery near Sighnaghi, Georgia

Как добраться

На автомобиле

От Нижнего Новгорода оптимальный вариант – по Богородской трассе. Рассчитывайте на 100км.

Ехать до пункта ДПС/ГИБДД у поворота на Богородск, затем по главной дороге к Павлово. Не реагировать на стрелку на Лакшу! Через 8км на перекрестке появится указатель на Оранки-Ключищи (налево).

Трасса перейдет в живописную асфальтовую дорогу. Следующий левый поворот укажет путь на Оранки. В целом свернув с трассы вы проедете 36км. В селе надо проследовать мимо автобусной остановки и двух магазинов до синих скитских ворот.

Автопарковка на территории большая

На автобусе

От Нижнего удобно ехать пересев в Богородске. Старт на автовокзале Щербинки. От автостанции райцентра повезет автобус Богородск-Оранки под номером 115. Первый рейс – в 8.30, следующие – в 12.00 и 16.20. Изучите обратное расписание!

Путь от конечной остановки преодолевают пешком, минуя магазины – до самых входных ворот. Вход свободен: в обители рады всем.

История основания обители

Новейшая история святой обители началась в 1991 году, когда территорию бывшего мужского тихоновского монастыря возвратили Православной Церкви. В прошлом этого красивого, благодатного места были и периоды расцвета, и времена тяжёлых испытаний.


Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, Задонск

Скит святителя Тихона

Уйдя на покой и обосновавшись в Богородицкой мужской монашеской общине города Задонск, Божий угодник Тихон Задонский часто приезжал на берег небольшой реки Проходня, протекающей среди холмов, чтобы уединиться для молитвы. У подножия одной из возвышенности святитель вырыл колодец, а на лесистой вершине любил погружаться в раздумья, итогом которых стал труд «Сокровище духовное от мира собираемое».

После окончания земного пути задонского старца, люди не забыли об этом намоленном месте и часто приходили к тихоновскому колодцу за водой, проявляющей чудесные свойства.

Лесной скит

В 1861 году Тихона Задонского причислили к лику святых. Настоятель Задонского Богородицком монастыря — архимандрит Димитрий — решает организовать у лесного колодца святого старца скит для братьев, желающих совершать молитвы вдалеке от городской суеты.


Святой источник Тихона Задонского

В 1865 году на вершине лесистого холма поставили первый храм — деревянную церковь во имя святителя Тихона, освященную святым мужем в середине XVIII века в селе Гнилуши. Её поставили на каменную постройку, в которой размещались хозяйственные помещения. К постройке примыкал келейный корпус, сложенный из дерева. Жизнь братьев, переселившихся в скит, регламентировалась строгими правилами, примером для которых служили традиции монашеского послушания, сложившиеся в Оптиной пустыни.

Интересно! Установление строгого оптинского устава для насельников Тихоновского скита связано с тесной связью его основателя с оптинскими старцами. Архимандрит Димитрий почитал своего учителя старца Леонида и святителя Феофана Затворника.

Основание монастыря

Получением статуса самостоятельного монастыря Тихоновский скит обязан своему основателю и помещику В. П. Воейкову, на средства которого обустроили территорию Задонского Тихоновского мужского монастыря, официально учрежденного в 1873 году.

К началу XX века монастырский комплекс состоял из следующих построек:

  • Троицкий собор;
  • трёхъярусная колокольня с надвратной Преображенской церковью;
  • ограда из камня, ограниченная по углам шатровыми башнями;
  • настоятельский корпус с больницей для братьев и домовой церковью;
  • братский корпус;
  • трапезная.


Троицкий собор Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря

В обители постоянно проживали более 100 монахов.

Интересно! Архитектором, работавший над проектом Троицкого собора являлся К. А. Тон, создавший храм Христа Спасителя в Москве.

Время испытаний

Задонскую Свято-Тихоновскую мужскую монашескую общину закрыли в 1920 году. Монастырские ценности и иконы разграбили. Уничтожили часть ограды, купола главного храма, колокольни и угловых башен. В уцелевших зданиях обители размещались следующие советские учреждения:

  • концентрационный лагерь для врагов советской власти;
  • детская колония «Уют»;
  • военный госпиталь;
  • интернат для душевнобольных.

В годы Великой Отечественной войны в здесь располагался госпиталь, все пациенты которого погибли во время немецкой атаки. Их останки обнаружили в новое время при расчистке храма.

Возрождение

Возвращение монастырской территории во владение Русской православной церкви произошло в апреле 1991 года. Лесная обитель стала пристанищем для женской монашеской общины. Сестры возвели над святым источником часовню, а рядом соорудили купальню.

В праздник Преображения Господня в одноимённом храме, расположенном в звоннице, произошло первое богослужение в восстанавливающейся обители. В течение 10 лет благодаря Божией помощи и стараниям настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского монастыря монахине Зиноне монастырский ансамбль полностью восстановили.


Интерьер Троицкого собора Задонского Тихоновского монастыря

Его центр — Троицкий храм — восстановили и освятили в 1993 году. В 2000 году началась реставрация его нижнего уровня — Успенской церкви. Через год после освящения главного храма восстановили колокольню. В 1995 году расширили купальню, устроив отдельное помещение для священнослужителей. В следующем году построили каменную ограду с угловыми башнями, в одной из которых устроили часовню Тихона Задонского. Насельницы и паломницы проживают в двух просторных корпусах: сестринском (1997 г.) и гостевом (2001 г.).

Как добраться до Белогорского монастыря?

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в Кунгурском районе Пермского края: в 120 километрах от города Перми или в 330 километрах от Екатеринбурга. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. К монастырю лучше ехать по дороге, которая ближе к Перми (дорога, начинающаяся от Кунгурской развязки, в плохом состоянии). Для этого повернуть по указателю на село Калинино и Белогорский монастырь. В Калинино повернуть по указателю на монастырь. Заодно стоит посмотреть достопримечательности села Калинино (кстати, в том числе в этом селе сохранилось здание бывшей церкви, перевезенной в советское время с Белой горы). По пути можно заехать в Троельгу и Бым. Сориентироваться поможет приведенная ниже карта. GPS-координаты Белогорского монастыря: N 57° 23.537´; E 56° 13.818´ (или 57.392283°, 56.2303°).

Павел Распопов

Литература:По Пермскому краю (Туризм в Пермской области – 2). – Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2005. 

  • Город Кунгур: история и достопримечательности
  • Белая гора и Кунгурский район (13.02.2016)
  • Кунгурская ледяная пещера
  • Кунгурский тюремный замок

Храм Звартноц — где находится, история, музей

Руины храма Звартноц расположены в 4 км, не доезжая до Эчмиадзина. То есть Звартноц можно посетить как до, так и после Эчмиадзина, так и отдельно от него.

Звартноц в переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Храм был построен в 640-650 годах, в 10 веке он обвалился во время землетрясения. Руины Звартноца были открыты раскопками в 1901 году, в настоящее время почти целиком реконструирован первый ярус.

Это памятник раннесредневековой армянской архитектуры. В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список всемирного наследия Юнеско.

На территории есть небольшой музей, самым интересным экспонатом музея является макет храма, который дает полное представление о бывшем великолепии Звартноц.


Руины храма Звартноц


Знаменитые спиральные символы храма Звартноц

Во время нашего посещения на территории Звартноц шла запись на видео выступления армянских танцевальных женских коллективов, и наше посещение было реально классно украшено армянской музыкой, группами девчушек и девушек в ярких танцевальных костюмах, кружащих прямо посреди руин храма. Такое чудесное сочетание древнего и настоящего, священности и быта. Благодаря этому событию Звартноц оставил у меня только лучшие воспоминания.


Армянский танцевальный ансамбль на фоне руин храма


Яркие армянские девчонки фотографируются


Вид на жилые дома за раскопками


Выступление ансамбля на раскопках храма Звартноц, Армения

1695 г.

3 марта 1695 г. преосвященный Корнилий оставил управление Новгородской митрополией и удалился на покой в Зеленецкую пустынь. Здесь он скончался 26 февраля 1698 г. и был похоронен в Троицком соборе подле гробницы преподобного Мартирия.

Более двухсот лет в Зеленецком монастыре бережно хранились личные вещи митрополита Корнилия: посох, мантия, клобук, четки, складень. Сохранилось и духовное завещание, где преосвященный, обращаясь к своим преемникам на Новгородской кафедре, молитвенно просит беречь Зеленецкий монастырь — обитель его «обещания и трудов». Но завещание великого старца не было исполнено. Вскоре после погребения преосвященного Корнилия и посещения монастыря Новгородским архиепископом Феодосием из монастыря были вывезены 350 икон с венцами и окладами, серебряные позолоченные сосуды, водосвятная чаша, несколько Библий и 30 самых ценных книг, три лучших колокола. Один из которых весил 200 пудов. У монастыря была отобрана большая часть земельных владений, а вскоре обитель приписали к Новгородскому архиерейскому дому, обязав платить оброк. С этого времени монастырь уже не являлся полноправным собственником. Ему разрешено было держать только 10 работников. Хозяйство приходило в упадок, страдало оно и от частых пожаров, которые опустошали обитель в 1710, 1715, 1727 и 1730 гг.

Что представляет собой Священный город Эчмиадзин

Священный город Эчмиадзин (современное название города Вагаршапат) — это небольшой скучный городок с 57 тыс. жителей в 20 километрах от Еревана, в котором расположена резиденция католикоса (церковный глава) Всех Армян и главный собор Армянской апостольской церкви.

Священный город Эчмиадзин или Вагаршапат считается религиозным центром страны, был основан царем Вагаршем I, был духовным центром армянского народа в 4 веке, и потом снова с 1441 года.


Церковь Шокагат в Вагаршапате

В городе есть еще несколько церквей, которые никаких ассоциаций с древностью не вызывают, все они недавно очень хорошо отремонтированы и все похожи друг на друга. Какой-то особенной храмовой атмосферы нигде замечено нами не было, все как-то пусто.

В одной из церквей проходило венчание, а возле выхода участники свадебного мероприятия ждали молодоженов с пакетиками, полными лепестков роз. В Армении молодоженов посыпают лепестками роз, а не монетками или зерном как в России.


Встреча молодоженов перед выходом из церкви с лепестками роз в бумажных пакетиках


Церковь Святой Рипсимэ


В убранстве храма виноградные гроздья и плоды граната

Мцхета, Светицховели

Храм Светицховели является главной святыней и духовным центром Грузии, поэтому посещение Мцхеты обязательный пункт для каждого верующего. По преданию раввин Элиоз привез своей сестре Сидонии частицу хитона распятого Христа, та, узнав о казни Сына Божьего, скончалась, прижав хитон к груди, так ее и захоронили. На месте захоронения Сидонии с хитоном в руках вырос кедр, рядом с которым исцелялись люди и животные. Святая Нино, узнав, что под кедром захоронена частица Ризы Христовой, попросила царя Мириана построить на этом месте храм. В основание храма заложили столпы из исцеляющего кедра, но один из столпов при попытке переместить его начал источать миро, его назвали животворящий столп Светицховели. Сдвинут столп смог только ангел, он установил его на месте, где захоронена Сидония с прижатой частицей хитона, эта сцена изображена на дверях центрального входа. Столп и сейчас стоит в центре современного храма.

Собор Светицховели – храм с уникальной архитектурой. Он постоянно перестраивался, расширялся, при этом старые постройки не разрушались и сейчас одно здание соединяет в себе архитектурные элементы разных веков. В храме хранятся почитаемые святыни:

  • купель для обряда крещения, в которой крестили первого христианского царя Грузии Мириана;
  • милоть пророка Ильи;
  • частица кости Андрея Первозванного;
  • частица древесины креста, на котором был распят Иисус Христос.

Долгое время Мцхетский собор был усыпальницей монархов Грузии.

Как добраться до Эчмиадзина (Вагаршапата) и храма Звартноц из Еревана

Добраться до Эчмиадзина на общественном транспорте можно с центральной автостанции Еревана под названием «Киликия».

С этой автостанции регулярно и часто ходят автобусы – пазики до Эчмиадзина, время в пути в пределах получаса, стоимость проезда 200 драм (26 рублей).

До автостанции Киликия в Ереване можно добраться из центра с проспекта Маштоца на автобусе номер 5 и 27, стоимость проезда 100 драм (13 рублей).

По дороге в Эчмиадзин автобус проходит мимо Звартноца, и по требованию останавливается прямо напротив входа на территорию храма.

Месторасположение автостанции «Киликия» и остановка возле Звартноца отмечены на карте к статье.


Красные маки на руинах Звартноц

Белогорский монастырь в наши дни

Сейчас Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь восстановлен и притягивает к себе не только паломников, но и многочисленных туристов. Едут сюда как индивидуальные туристы, так и организуются многочисленные коммерческие туры из разных городов Урала.

Лучше всего сюда ехать в зимние морозы, когда тут самая красота! Все вокруг покрывается впечатляющей изморозью, придавая особенное очарование. Впрочем, и летом тут неплохо. С горы открывается красивый вид на окрестности на десятки километров вокруг.

Посещение Белогорского монастыря можно совместить со знакомством с достопримечательностями Кунгура и Суксуна, также можно посетить Кунгурскую ледяную пещеру, камень Ермак на реке Сылве, водопад Плакун.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: