Самый почитаемый правитель грузии

Фигура Давида в Христианстве

Концепция Мессии — главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя  был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.

Память Давида.

В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.

Литература

  • Анчабадзе, Г. З. Кыпчаки в Грузии / Г. З. Анчабадзе // Проблемы современной тюркологии : материалы II Всесоюзной тюркологической конференции 27–29 сентября 1976 г., г. Алма-Ата. — Алма-Ата : Наука Казахской ССР, 1980. — 429 с. — С. 342–344.
  • ბერძენიშვილი, ნ. საქართველოს ისტორია : დამხმარე სახელმძღვანელო. 3 ტ. ტ. 1. უძველესი დროიდან XIX საუკუნის დასასრულამდე / ნ. ბერძენიშვილი, ვ. დონდუა, მ. დუმბაძე და სხვ. — თბ. : საბჭ. საქართველო, 1958. — 586 გვ.
  • ლორთქიფანიძე, მ. საქართველო XI—XII საუკუნეებში / მ. ლორთქიფანიძე. — თბ. : განათლება, 1987. — 184 გვ. — გვ. 80-118.
  • ჩხატარაიშვილი, ქ. ყივჩაყთა გადმოსახლება საქართველოში, 1118 / ქ. ჩხატარაიშვილი // ქართული საბჭოთა ენციკლოპედია. 12 ტ. ტ. 10. ტიხუანა — შინდარა / მთ. რედ. ი. აბაშიძე. — თბ., 1986. — გვ. 642.
  • Alexandre Manvelichvili, Histoire de la Géorgie, Paris, Nouvelles Éditions de la Toison d’Or, 1951, 476 p.
  • (en) Antony Eastmond, Royal Imagery in Medieval Georgia, Penn State Press (ISBN 0271016280).
  • Cyrille Toumanoff, Les dynasties de la Caucasie chrétienne de l’Antiquité jusqu’au XIXe siècle : Tables généalogiques et chronologiques, Rome, 1990, p. 135-136.
  • Encyclopédie de l’Islam, «Al Kurdj, Gurdj, Gurdjistan», tome V, Maisonneuve et Larose SA, Paris, 1986, p. 493 et suivantes.
  • Golden, P. B. Cumanica I: the Quipchaqs in Georgia / P. B. Golden // Archivum Eurasiae Medii Aevi IV. — Wiesbaden : Otto Harrassowitz, 1984. — 317 p. — P. 45-87. — ISBN 3-447-08527-4.
  • (ka) Ivane Djavakhichvili, Histoire de la Géorgie. XIe – XVe siècles, Tbilissi, Publication d’État de la RSS de Géorgie, 1949, 283 p.
  • Kalistrat Salia, Histoire de la nation géorgienne, Paris, Nino Salia, 1980, 551 p.
  • Khazanov, A. M. Nomads in the Sedentary World / Ed. by Anatoly M. Khazanov and Andre Wink. — 1st ed. — : Routledge, 2001. — 295 p. — (Curzon-Iias Asian Studies). — ISBN 0-7007-1370-0.
  • Kırzıoğlu, M. F. Yukarı Kür ve Çoruk Boylarında Kıpçaklar / M. F. Kırzıoğlu; Atatürk Üniversitesi, Erzurum. — İkinci baskı. — Ankara : Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1992. — 278 s. — ISBN 9-751-60459-1.
  • Marie-Félicité Brosset, Histoire de la Géorgie depuis l’Antiquité jusqu’au s-|XIX|e, v. 1-7 . Saint-Pétersbourg, 1848-58. (Lire ce livre avec Google Books: , )
  • Marie-Félicité Brosset, Additions et éclaircissements à l’histoire de la Géorgie, Saint-Pétersbourg, Imprimerie de l’Académie impériale des Sciences, 1851.
  • (en) Nodar Assatiani et Otar Djanelidze, History of Georgia, Tbilissi, Publishing House Petite, 2009, 488 p. (ISBN 978-9941-9063-6-7).
  • Nodar Assatiani et Alexandre Bendianachvili, Histoire de la Géorgie, Paris, l’Harmattan, 1997, 335 p. (ISBN 2-7384-6186-7).
  • Rapp, S. H. Studies in Medieval Georgian Historiography : Early Texts and Eurasian Contexts / S. H. Rapp. — Leuven : Peeters Publishers, 2003. — 522 p. — (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium ; vol. 601). — ISBN 90-429-1318-5.
  • René Grousset, L’Empire du Levant: Histoire de la Question d’Orient, Paris, Payot, coll. «Bibliothèque historique», 1949 (réimpr. 1979), 648 p. (ISBN 2-228-12530-X).
  • (ka) Simon Qaoukhtchichvili, La vie du Karthli — Texte complet et commentaires le concernant, t. 1, Tbilissi, Publication d’État, 1955, 463 p. (ISBN-6).
  • Suny, R. G. The making of the Georgian nation / R. G. Suny. — 2nd ed. — : Indiana University Press, 1994. — 418 p. — ISBN 0-253-20915-3.
  • (en) William E. D. Allen, A History of the Georgian People : from the beginning down to the Russian conquest in the nineteenth century, Londres, Routledge & Kegan Paul Ltd., 1971, 2e éd., 439 p. (ISBN 0-7100-6959-6).

Кончина

Последние земные годы царя были полны семейных раздоров: его дети от разных жен продолжали враждовать. Свои права на трон заявил Адония, следующий сын по старшинству. Вокруг него собирались сторонники

А Давиду уже было важно одно: воля Божия обо всем дальнейшем. Согласно этой воле, выраженной пророком Нафаном, Давид еще будучи в живых поставил царем Соломона

На 41 году своего царствования, на 71 – от рождения, Давид закончил свой земной путь. Было это, как предполагают, около 965 г. до Рождества Христова.

Давида похоронили на Сионской горе.

7

Октябрь
2008 года

На Сионе появился монумент царю-псалмопевцу. Его подарил Израилю российский благотворительный фонд Свт. Николая. Бронзовая скульптура находится недалеко от места упокоения Давида, у стен церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Царь оставил потомкам могущественное царство, замысел будущего храма, и – многие песнопения мятущейся, грешной, но любящей Бога человеческой души. Эти песни и сейчас с нами.

Семейное происхождение и ранние годы жизни

Год рождения Давида можно отсчитать от даты его восшествия на престол, записанной в Жизнь царя царей Давида (ცხორებაჲ მეფეთ-მეფისა დავითისი), написано c. 1123–1126, в качестве к’ороникон (Пасхальный цикл ) 309, то есть 1089, когда ему было 16 лет. Таким образом, он родился бы в к’ороникон 293 или 294, то есть гр. 1073. Согласно тому же источнику, он умер в к’ороникон 345, когда ему было бы 52 или 53 года. Профессор Кирилл Туманов дает 1070 год и 24 января 1125 года как даты для Давида. Самый ранний известный документ, в котором упоминается Давид, — это царская грамота его отца, Георгий II Грузии (р. 1072–1089), подаренная монастырю Мгвиме и датированная 1073 годом.

Согласно Жизнь царя царей Давида, Давид был единственным сыном Георга II. Современный армянский летописец Матфей Эдесский упоминает брата Дэвида Тоторма, кто, по мнению современного историка Роберт В. Томсон, была его сестра. Имя матери Дэвида, Elene , записывается на полях в Евангелие от Матфея из монастыря Цкаростави; в остальном она неизвестна. Давид носил имя библейского царь-пророк, от кого грузинские Багратиды заявили о своем происхождении и чьим 78-м потомком был провозглашен Давид.

Отец Давида, Георг II, столкнулся с серьезной угрозой для королевства Джорджия. В страну вторглись Турки-сельджуки, которые были частью одной волны, захлестнувшей Анатолия, победив Византийская империя и взяв в плен императора Романос IV Диоген на битва при Манцикерте в 1071 г. В средневековой грузинской летописи диди туркоба, » Великое турецкое вторжение «, несколько провинций Грузии обезлюдели, и Джордж был вынужден просить мира, став данником султана. Малик-Шах I в 1083 году, когда Давиду было 10 лет. Великие знатные дома Джорджии, пользуясь колеблющимся характером царя, стремились утвердить себе большую автономию; Тбилиси, древняя столица Картли, остался в руках своего Мусульманские правители, и местная династия, на время подавляемая энергичным отцом Джорджа Баграт IV, сохранил свою шаткую независимость в восточном регионе Кахетия под сюзеренитетом Сельджуков.

Настоящее имя и значение

Мнения библеистов и историков об этом неоднозначны:

  • часто можно встретить версию, что «Давид» значит «возлюбленный»; однако, библеисты указывают, что это имя лишь похоже на еврейское слово «Иедидиа» фонетически – но все-таки не тождественно ему;
  • зато слово встречается в старовавилонском языке, где, правда, употребляется не как имя собственное, так как значит «военачальник»; ввиду этого есть версия, что «Давид» вообще не имя, а титул, который святой, возможно, получил при вступлении на царство.

Поэтому есть предположение, что, собственно, именем Давида было Елханан. Именно так называет победителя великана Голиафа 2 Книга Царств (2 Цар. 21:19): «… убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей». Правда, сомнения историков вызывает то, что здесь неверно названо имя отца Давида – Ягаре, а не Иессей, что, может быть, является ошибкой кого-то из переписчиков.

Но, так или иначе, святой вошел в церковную историю именно как Давид.

Примечания

  1. И. Ф. Половцы в Грузии и Владимир Мономах // Из истории украинско-грузинских связей. Ч.1. Тбилиси. 1968. С.23.
  2. Жизнеописания царя царей Давида. Перевод с древнегруз. Примечания и комментарии Ю. Насибова. // Средневековый Восток: история и современность. Под ред. З. М. Буниятова. Баку. 1990. С.134
  3. Там же. С. 134—135.
  4. то есть Армению
  5. город в современном Азербайджане
  6. Картлис Цховреба, с. 332, 335—336.
  7. Константине Гамсахурдиа. [books.google.com.ua/books?id=ii0-AQAAIAAJ&q=%22%D1%83+%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B0++%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BD%22&dq=%22%D1%83+%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B0++%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BD%22&source=bl&ots=FbAbBxFTYn&sig=2v1-k2LpRAsNSTSFEETJQgcVUFo&hl=ru&sa=X&ei=yb8PUKnEGMzIswa2v4GwCw&ved=0CDUQ6AEwAQ Похищение Луны]. — 1964.
  8. Матфей Эдесский. [www.vostlit.info/Texts/rus3/Matfei_II/text32.phtml Хронография]. [www.webcitation.org/69h5dBeDR Архивировано из первоисточника 5 августа 2012].

Возрождение грузинского государства

Более позднее изображение царя Давида неизвестным художником. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в политической жизни Грузии. При поддержке своего наставника и влиятельного церковника Георгий ЧкондидскийДавид IV проводил целенаправленную политику, не делая неосторожных шагов. Он был полон решимости навести порядок в стране, обуздать непокорных светских и церковных феодалов, централизовать государственное управление, сформировать новый тип армии, которая бы лучше противостояла Сельджукский турецкий военной организации, а затем перейти в методическое наступление с целью изгнания сельджуков сначала из Грузии, а затем и со всей страны. Кавказ. Между 1089–1100 годами царь Давид организовал небольшие отряды своих верных войск, чтобы восстановить порядок и уничтожить отдельные вражеские войска. Дэвид также поддерживал создание и постепенное расширение хорошо организованной и высокоэффективной шпионской сети под названием Мстоварис

. Он начал переселение опустошенных регионов и помог возродить крупные города. Ободренный его успехом, но, что более важно, начало Крестовые походы в Палестина, он прекратил платить сельджукам ежегодный взнос и положил конец их сезонному переселению в Грузию. В 1101 году царь Давид захватил крепость Зедазени, стратегический пункт в его борьбе за Кахети и Эрети, и в течение следующих трех лет он освободил большую часть Восточной Грузии

В 1093 г. он арестовал могущественного феодала Липарита Багваши, давнего врага грузинской короны, и изгнал его из Грузии (1094 г.). После смерти Рати, сына Липарита, Давид отменил их герцогство. Kldekari в 1103 г.

Он медленно толкнул Турки-сельджуки из страны, возвращая у них все больше и больше земель, поскольку теперь они были вынуждены сосредоточиться не только на грузинах, но и на недавно начавшемся Крестовые походы на востоке Средиземноморье. К 1099 году власть Давида IV была настолько значительной, что он смог отказаться платить туркам дань. К тому времени он также отверг Византийское название из пангиперсебастос

тем самым указывая на то, что Грузия будет заниматься Византийская империя только на паритетной основе.

В 1103 г. состоялся крупный церковный конгресс, известный как Синод Руис-Урбниси проводился в монастырях Руиси и Урбниси. Давиду удалось сместить епископов-оппозиционеров и совместить две должности: придворную (Мцигнобартухуцеси

, т.е. главный секретарь) и канцелярские (Епископ Чкондиди) в единое учреждениеЧкондидель-Мтзигнобартухуцеси примерно соответствует должности премьер-министр.

В следующем году сторонники Давида в восточной грузинской провинции Кахетия захватил местного короля Агсартан II (1102–1104), верный приток Сельджуков Султан, и воссоединил область с остальной частью Грузия.

Семья

Константине Гамсахурдиа отмечает, что не подтверждено исторически то, что до женитьбы Давида на дочери половецкого предводителя Атрахи Шарагановича — Гурандухт, у него была жена Русудан, с которой он разошёлся, хотя Матфей Эдесский, хронист XII века, сообщает, что Давид имел законного сына по имени Деметрий, который был рождён от армянки.

Дети:

  • Тамара (ум. 1155), царевна, замужем за ширваншахом Минучихром III (1120—1160);
  • Деметре I (1093—1156), царь Грузии (1125—1156);
  • Ката, царевна, замужем за царевичем Исааком Комнином, сыном императора Алексея I;
  • Русудан, царевна, замужем за осетинским царем Давидом II;
  • Георгий, царевич.
  • Вахтанг, царевич (сын от Гурандухт, дочери правителя кипчаков Атрока сына Шаракана).

Семья

Автограф Давида IV. «მე დავით უნარჩევესმან მონამან ჴელითა მონითა ქრისტესთა მან გავგზავნე წიგნი სინას ვინც მოიხმარებდეთ ლოცვა ყავთ ჩემთვინ» «Я, Давид, слуга Иисус отправил эту книгу в Святой Гора Синай и кто его использует, молитесь за меня » Документ из Свято-Екатерининский монастырь, 12 век Основная статья: Семья Давида IV из Грузии

Проблема

  1. Деметрий I
  2. Принц Вахтанг (1112-1138)
  3. Принц Георгий (1114-1129)
  4. Принцесса Русудан, которая была замужем за принцем Алании Джадароном. У них был сын Давид Сослан, кто женится Тамар из Грузии
  5. Зураб, сын Давида IV из Грузии
  6. Принцесса Тамар, который женился Ширваншах Манучехр III (умер ок. 1154 г.) и стала монахиней в вдовстве.
  7. Принцесса Ката, который предположительно был тем же человеком, что и Ирэн, которая вышла замуж за византийский принц Исаакий Комнин.

Семейное происхождение и ранние годы жизни

Основная статья: Семья Давида IV из Грузии

Год рождения Давида можно отсчитать от даты его восшествия на престол, записанной в Жизнь царя царей Давида

(ცხორებაჲ მეფეთ-მეფისა დავითისი), написано c. 1123–1126, в качествек’ороникон (Пасхальный цикл) 309, то есть 1089, когда ему было 16 лет. Таким образом, он родился бы вк’ороникон 293 или 294, то есть гр. 1073. Согласно тому же источнику, он умер вк’ороникон 345, когда ему было бы 52 или 53 года. Профессор Кирилл Туманов дает 1070 год и 24 января 1125 года как даты для Давида. Самый ранний известный документ, в котором упоминается Давид, — это царская грамота его отца, Георгий II Грузии ( 1072–1089), подаренная монастырю Мгвиме и датированная 1073 годом.

Согласно Жизнь царя царей Давида

, Давид был единственным сыном Георга II. Современный армянский летописец Матфей Эдесский упоминает брата Дэвида Тоторма, кто, по мнению современного историка Роберт В. Томсон, была его сестра. Имя матери Дэвида, Elene [], записывается на полях в Евангелие от Матфея из монастыря Цкаростави; в остальном она неизвестна. Давид носил имя библейского царь-пророк, от кого грузинские Багратиды заявили о своем происхождении и чьим 78-м потомком был провозглашен Давид.

Отец Давида, Георг II, столкнулся с серьезной угрозой для королевства Джорджия. В страну вторглись Турки-сельджуки, которые были частью одной волны, захлестнувшей Анатолия, победив Византийская империя и взяв в плен императора Романос IV Диоген на битва при Манцикерте в 1071 г. В средневековой грузинской летописи диди туркоба

, » Великое турецкое вторжение», несколько провинций Грузии обезлюдели, и Джордж был вынужден просить мира, став данником султана. Малик-Шах I в 1083 году, когда Давиду было 10 лет. Великие знатные дома Джорджии, пользуясь колеблющимся характером царя, стремились утвердить себе большую автономию; Тбилиси, древняя столица Картли, остался в руках своего Мусульманские правители, и местная династия, на время подавляемая энергичным отцом Джорджа Баграт IV, сохранил свою шаткую независимость в восточном регионе Кахетия под сюзеренитетом Сельджуков.

Как выглядел: описание внешности и характера

На страницах 1 Книги Царств мы впервые встречаем Давида, когда, по воле Божией, прор. Самуил приходит в дом его родителей, чтобы помазать еще никому не известного юношу на царство. По зову отца Давид входит в дом, и Библия передает нам, каким впервые увидели будущего государя Самуил и пришедшие с ним.

Помазание Давида на царство. Роспись дома собраний в Дура-Европосе. 244–245 гг.

Синодальный перевод 1 Книги Царств дает такое описание внешности Давида:

Однако, это описание совсем не соответствует тексту славянской Библии, который свв. Кирилл и Мефодий переводили с греческого «перевода семидесяти толковников». Здесь говорится о Давиде:

Слово «чермен» буквально означает на русском «красный».

А если речь идет о внешнем виде Давида, то это значит, что волосы его были не «белокурыми», а «красными», или рыжими. Славянский текст отличается от синодального и еще одним, куда более существенным. «Добрыма очима» действительно можно перевести как красоту глаз и внешнюю приятность.

Но в русском переводе упущена важная деталь: Давид был еще «благ взором Господеви». То есть он был не просто красив внешне, но «благ» пред Богом, что как бы отражалось в его глазах. И это уже немало говорит о характере избранника Божия, главной чертой которого уже тогда была именно любовь к Богу – а пребывающий в ней любит и людей.

«И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть»
(1 Цар.16:12-13).

Так началась его новая жизнь. Интересно, что слово «благий» можно перевести как «хороший», но также и как «богатый»: милостями Создателя, благословениями в этой жизни, выразившимися в материальных приобретениях. Всего этого много было в жизни праведника – как, впрочем, и гонений, страданий, потерь.

Царство Давида

Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). Наступило время царства Давида. Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5).

Давид был мудрым и справедливым правителем. Но оставался при этом грешным человеком. Его любовь к красавице Вирсавии заставила его совершить грех — послать ее мужа Урию на верную смерть. О своем грехе Давид раскаивался перед Господом, который разгневался на царя. Первый ребенок Давида и Вирсавии умер. Но Господь милостив и Давид был прощен. У Давида и Вирсавии родился второй сын Соломон, которому Давид передал все свое царство. Господь возлюбил Соломона.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Арабское завоевание и создание независимого государства

История Грузии гласит, что в VII веке под знаменем новой религии – ислама – арабские племена совершили колоссальные завоевания в Восточной Азии и Северной Африке. В 640 годах начинается противостояние грузинских царств, опирающихся на поддержку Византии и Халифата.

Арабы совершили несколько разорительных походов в Грузию и, хотя некоторые из них были отражены, к восьмому веку под властью мусульманских правителей оказалась большая часть страны, в том числе Тбилиси, Нокалакеви, Мцхета, Эгриси. Начиная с 711 года, набирает силу движение за освобождение страны от арабов. История войн Грузии за независимость от мусульманских захватчиков насчитывает не одно столетие.

Постепенно завоеватели были вынуждены отступить. Завершил объединение страны к XI веку царь Баграт III. К этому времени уже появилось наименование Картли, ассоциирующееся с единым грузинским государством.

Дети

Раздор случился среди любимых сыновей Давида от разных жен – Амнона и Авессалома. Амнон совершил насилие над сестрой Авессалома, Фамарью. За это Авессалом убил брата, затем убежал, опасаясь отца.

Прошло немного времени, и «отрок Авессалом», как любовно называл его отец, пошел еще дальше: посягнул на отцовский престол. В том же Хевроне, где когда-то избрали на царство Давида –теперь провозгласили царем его сына. Смысл Божия наказания был слишком очевиден. Давид, видя совершающийся суд Божий, оставил царство и ушел из Иерусалима – без царских одежд, босой, он шел и плакал о своем согрешении, о потере Авессалома, ставшего врагом. Наказание Божие Давид готов был нести до конца.

Но за Иорданом сторонники царя-изгнанника едва ли не понудили его начать борьбу с сыном. И тогда просил их Давид сохранить жизнь «отроку Авессалому». Но Авессалом был убит. Царство вернулось к Давиду, но с какими потерями… Давид больше не хотел ни власти, ни удовольствий, не гордился своими действительно славными победами. Его последнее в жизни дело стало духовным.

Иконография

На иконах царь и пророк Давид пишется в царских одеждах и венце. В руке его свиток со словами псалма. Особенно часто пишутся на свитках пророчества из Псалтири, касающиеся Рождения Мессии и Родившей Его Матери. Ведь Богородица происходит из рода Давида: «Слыши, Дщи, и виждь… и забуди дом отца Твоего…», «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот Святыни Твоея…»

«Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его…» Это слова псалмопевца, повторяемые верующими и сейчас. Они как бы говорят: мы грешны, Господи, но вот жил среди нас святой – сохранивший любовь к людям и к Богу, не смотря на все искушения. И мы тоже падаем, но встаем, грешим, но остаемся детьми Господними. И раз живут среди нас праведники, значит – есть надежда, есть покаяние.

Наталья Сазонова

Псалтырь

Давид оставит после себя другой памятник, нерукотворный, свои бессмертные псалмы. За проникновенные стихи и молитвы, написанные по вдохновению свыше, Давида, позже и причислят к пророкам, и именно с его именем в Библии на века будет связана самая поэтическая книга, книга хвалений — Псалтырь.

Псалтырь — это задушевный разговор человека с Богом, обращение к творцу небесному, в самых разных обстоятельствах земной жизни. Из глубины отчаяния и с благодарственной хвалой, в скорби и радости, в скитаниях и благоденствии. Поэтому Псалтырь и стала универсальной молитвой на долгие века, строки из нее и сегодня звучат в православных церквях, на каждом богослужении.

В Бога вдохновенных Псалмах Давида записаны подробные пророчества о мессии и искупителе человечества — Христе и о его царстве. Однако, многие современные ученые сомневаются, в том, что чистые возвышенные молитвы могли принадлежать перво-израильскому царю, по обычаям того времени — человека жестокого, беспощадного.

За 40 лет правления Давиду удается расширить израильское царство до границ, когда-то обетованных Богом, от Египта до Ливана и от Египта до Евфрата, до Средиземного моря.

Примечания[ | ]

  1. 12 Marie-Félicité Brosset, Histoire de la Géorgie depuis l’Antiquité jusqu’au XIXe siècle. Volume I, Saint-Pétersbourg, Académie impériale des Sciences de Russie, 1849, 694 p. , p. 351.
  2. Nodar Assatiani et Otar Djanelidze, History of Georgia, Tbilissi, Publishing House Petite, 2009, 488 p. (ISBN 978-9941-9063-6-7), p. 80.
  3. 12 Kalistrat Salia, Histoire de la nation géorgienne, Paris, Nino Salia, 1980, 551 p. , p. 164.
  4. Cyrille Toumanoff, Les dynasties de la Caucasie chrétienne de l’Antiquité jusqu’au XIXe siècle : Tables généalogiques et chronologiques, Rome, 1990, p. 135.
  5. Antony Eastmond, Royal Imagery in Medieval Georgia, Penn State Press (ISBN 0271016280), pp. 45-47.
  6. Marie-Félicité Brosset, Histoire de la Géorgie depuis l’Antiquité jusqu’au XIXe siècle. Volume I, Saint-Pétersbourg, Académie impériale des Sciences de Russie, 1849, 694 p. . Document utilisé pour la rédaction de l’article, p. 351 et note 1.
  7. Ivane Djavakhichvili, Histoire de la Géorgie. XIe – XVe siècles, Tbilissi, Publication d’État de la RSS de Géorgie, 1949, 283 p., p. 54.
  8. Kalistrat Salia, op. cit., p. 165.
  9. Nodar Assatiani et Otar Djanelidze, op. cit., p. 79.
  10. Ivane Djavakhichvili, op. cit., p. 54.
  11. Marie-Félicité Brosset, op. cit., p. 351.
  12. Alexander Mikaberidze, «Giorgi I» , sur Dictionary of Georgian National Biography (consulté le 11 septembre 2010).
  13. 12 Nodar Assatiani et Alexandre Bendianachvili, op. cit., p. 118.
  14. William E. D. Allen, A History of the Georgian People : from the beginning down to the Russian conquest in the nineteenth century, Londres, Routledge & Kegan Paul Ltd., 1971, 2e éd., 439 p. (ISBN 0-7100-6959-6), p. 98.
  15. Marie-Félicité Brosset, op. cit., p. 354, note 1: «Aghsartan II était le propre fils de Kwiriké IV suivant Vakhoust».
  16. Marie-Félicité Brosset, Histoire de la Géorgie de l’Antiquité au XIXe siècle, Saint-Pétersbourg, 1848-1858, p. 354.
  17. Nodar Assatiani et Alexandre Bendianachvili, Histoire de la Géorgie, Paris, l’Harmattan, 1997, 335 p. (ISBN 2-7384-6186-7, présentation en ligne ), p. 118-119.
  18. Ronald Grigor Suny. The Making of the Georgian Nation. — Indiana University Press, 1994. — P. 36.
  19. Version arménienne des Chroniques géorgiennes .
  20. Samuel d’Ani, Histoire universelle.
  21. 123 Mariam Lordkipanidze, « Kingdom of David the Builder, in Georgia in the XI-XII centuries » , George B. Hewitt, 1967 (consulté le 7 septembre 2010).
  22. Marie-Félicité Brosset, op. cit., p. 352.
  23. Marie-Félicité Brosset, op. cit., p. 353.
  24. 123 Nodar Assatiani et Otar Djanelidze, op. cit., p. 80.
  25. Metreveli R. Ibid. P. 208–209 (в те времена западной границей Кахетии считали реку Ксани).
  26. Дональд Рейфилд. Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет. (2017).
  27. И. Ф. Половцы в Грузии и Владимир Мономах // Из истории украинско-грузинских связей. Ч.1. Тбилиси. 1968. С.23.
  28. Жизнеописания царя царей Давида. Перевод с древнегруз. Примечания и комментарии Ю. Насибова. // Средневековый Восток: история и современность. Под ред. З. М. Буниятова. Баку. 1990. С.134
  29. Там же. С. 134—135.
  30. то есть Армению
  31. Картлис Цховреба, с. 332, 335—336.
  32. Peacock, Andrew (2011). «Shaddadids». Encyclopædia Iranica Online. Retrieved 18 June 2015.
  33. Kalistrat Salia, op. cit., p. 166.
  34. 12 Nodar Assatiani et Alexandre Bendianachvili, op. cit., p. 117.
  35. В Родословной книги князя Долгорукова записано:…. Колено XIII. Царь Давыд Возстановитель, ум. 1125. Женат на Гурандухтъ, дочери хана Канчакского
  36. Константине Гамсахурдиа. Похищение Луны. — 1964.
  37. Матфей Эдесский. Хронография(неопр.) .
  38. Rapp, Stephen H. 2003. Studies In Medieval Georgian Historiography: Early Texts And Eurasian Contexts. London: Peeters. ISBN 9789042913189
  39. Vasiliev A.A., «The Foundation of the Empire of Trebizond (1204—1222)», Speculum, 11 (1936), p. 4.
  40. Уложение Руис-Урбнисского собора, изд. Э. Габидзашвили, Тб., 1978, на груз. яз. Стр. 569–571.
  41. Giorgi Otkhmezuri. Epigraphic Monuments of the Epoch of David the Builder (“Agmashenebeli”) (Summary), 2012, p. 38.

Культурная жизнь

Гелатский монастырь фреска царя Давида, 12 век Царь Давид Строитель уделял пристальное внимание воспитанию своего народа. Царь отобрал детей, которых отправили в Византийская империя «чтобы их учили языкам и приносили домой сделанные ими переводы»

Многие из них впоследствии стали известными учеными.

Во времена Давида Строителя в Джорджии было немало школ и академий, среди которых Гелати занимает особое место. Историк царя Давида называет Гелатскую академию

Помимо Гелати в то время в Грузии были и другие культурно-просветительские и научные центры, например Академия Икалто.

Сам Давид сочинил, c. 1120, «Гимны покаяния» (გალობანი სინანულისანი, Galobani Sinanulisani

), последовательность из восьми псалмов со стихами, каждый из которых имеет свою сложную и тонкую форму строфы. При всем их христианстве культ Матерь Божья, и эмоциональное раскаяние царя в своих грехах, Давид считает себя похожим на библейского Дэйвид, с таким же отношением к Богу и его людям. Его гимны также разделяют идеалистическое рвение европейских крестоносцев того времени, для которых Давид был естественным союзником в его борьбе с сельджуками.

Литература

  • Анчабадзе, Г. З. Кыпчаки в Грузии / Г. З. Анчабадзе // Проблемы современной тюркологии : материалы II Всесоюзной тюркологической конференции 27—29 сентября 1976 г., г. Алма-Ата. — Алма-Ата : Наука Казахской ССР, 1980. — 429 с. — С. 342—344.
  • ბერძენიშვილი, ნ. საქართველოს ისტორია : დამხმარე სახელმძღვანელო. 3 ტ. ტ. 1. უძველესი დროიდან XIX საუკუნის დასასრულამდე / ნ. ბერძენიშვილი, ვ. დონდუა, მ. დუმბაძე და სხვ. — თბ. : საბჭ. საქართველო, 1958. — 586 გვ.
  • ლორთქიფანიძე, მ. საქართველო XI—XII საუკუნეებში / მ. ლორთქიფანიძე. — თბ. : განათლება, 1987. — 184 გვ. — გვ. 80-118.
  • ჩხატარაიშვილი, ქ. ყივჩაყთა გადმოსახლება საქართველოში, 1118 / ქ. ჩხატარაიშვილი // ქართული საბჭოთა ენციკლოპედია. 12 ტ. ტ. 10. ტიხუანა — შინდარა / მთ. რედ. ი. აბაშიძე. — თბ., 1986. — გვ. 642.
  • Alexandre Manvelichvili, Histoire de la Géorgie, Paris, Nouvelles Éditions de la Toison d’Or, 1951, 476 p.
  • (en) Antony Eastmond, Royal Imagery in Medieval Georgia, Penn State Press (ISBN 0271016280).
  • Cyrille Toumanoff, Les dynasties de la Caucasie chrétienne de l’Antiquité jusqu’au XIXe siècle : Tables généalogiques et chronologiques, Rome, 1990, p. 135—136.
  • Encyclopédie de l’Islam, «Al Kurdj, Gurdj, Gurdjistan», tome V, Maisonneuve et Larose SA, Paris, 1986, p. 493 et suivantes.
  • Golden, P. B. Cumanica I: the Quipchaqs in Georgia / P. B. Golden // Archivum Eurasiae Medii Aevi IV. — Wiesbaden : Otto Harrassowitz, 1984. — 317 p. — P. 45-87. — ISBN 3-447-08527-4.
  • (ka) Ivane Djavakhichvili, Histoire de la Géorgie. XIe - XVe siècles, Tbilissi, Publication d’État de la RSS de Géorgie, 1949, 283 p.
  • Kalistrat Salia, Histoire de la nation géorgienne, Paris, Nino Salia, 1980, 551 p.
  • Khazanov, A. M. Nomads in the Sedentary World / Ed. by Anatoly M. Khazanov and Andre Wink. — 1st ed. — [L.] : Routledge, 2001. — 295 p. — (Curzon-Iias Asian Studies). — ISBN 0-7007-1370-0.
  • Kırzıoğlu, M. F. Yukarı Kür ve Çoruk Boylarında Kıpçaklar / M. F. Kırzıoğlu; Atatürk Üniversitesi, Erzurum. — İkinci baskı. — Ankara : Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1992. — 278 s. — ISBN 9-751-60459-1.
  • Marie-Félicité Brosset, Additions et éclaircissements à l’histoire de la Géorgie, Saint-Pétersbourg, Imprimerie de l’Académie impériale des Sciences, 1851.
  • (en) Nodar Assatiani et Otar Djanelidze, History of Georgia, Tbilissi, Publishing House Petite, 2009, 488 p. (ISBN 978-9941-9063-6-7).
  • Nodar Assatiani et Alexandre Bendianachvili, Histoire de la Géorgie, Paris, l’Harmattan, 1997, 335 p. (ISBN 2-7384-6186-7).
  • Rapp, S. H. Studies in Medieval Georgian Historiography : Early Texts and Eurasian Contexts / S. H. Rapp. — Leuven : Peeters Publishers, 2003. — 522 p. — (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; vol. 601). — ISBN 90-429-1318-5.
  • René Grousset, L’Empire du Levant: Histoire de la Question d’Orient, Paris, Payot, coll. «Bibliothèque historique», 1949 (réimpr. 1979), 648 p. (ISBN 2-228-12530-X).
  • (ka) Simon Qaoukhtchichvili, La vie du Karthli — Texte complet et commentaires le concernant, t. 1, Tbilissi, Publication d’État, 1955, 463 p. (ISBN 99928-43-44-6).
  • Шаблон:Книга:Ronald Grigor Suny:The making of the Georgian nation (2)
  • (en) William E. D. Allen, A History of the Georgian People : from the beginning down to the Russian conquest in the nineteenth century, Londres, Routledge & Kegan Paul Ltd., 1971, 2e éd., 439 p. (ISBN 0-7100-6959-6).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: