Повадки
Шурале сами по себе — очень смешливые существа. Они любят подурачиться, но при этом агрессивно настроены против людей. Будучи лесными духами, они защищают природу, поэтому неприязненно относятся к лесорубам, охотникам, да и ко всем жителям.
Считалось, что божества испытывают страсть к катанию на лошадях. Для этого они отбивают кобылу или жеребца от табуна и ездят на нем, пока скакун не падет без сил. Поэтому, если какому-либо селу начинает докучать Шурале, у леса привязывали лошадь, спину которой намазывали липкой смолой. Лесной дух не мог удержаться от соблазна покататься, садился на коня и прилипал к нему. Существо оказывалось в ловушке.
Интеллектом духи не блещут. Они очень наивные и доверчивые, поэтому при встрече их можно перехитрить, чем и пользуются герои многих народных сказаний.
Он любит поиграть с жертвой, поэтому старается заболтать человека, дурачится, задает разные вопросы. Эту особенность повадки можно использовать против него самого: встречные загадки могут поставить его в тупик и дать время придумать спасительный план или какую-либо хитрость. Шурале боится:
- собак;
- кнута;
- соли;
- воды.
Легенда о существе
Согласно преданиям народов Поволжья, Урала и отчасти Средней Азии, изначально Шурале был духом смерти и засухи, сыном Тама и Улят.
По мере распространения исламской культуры, он стал прообразом Шайтана — Дьявола. Именно ему принадлежит сотворение всего материального мира, даже людей. Только духовный мир ему не подвластен — бессмертную душу в человека вселил бог Тангра.
В народном фольклоре Шурале выступает в качестве демонически-комического существа, озорника, плута, часто со злобными намерениями.
По сюжету, деревенский парень отправляется в лес запастись дровами. Однако в лесу дровосек натыкается на Шурале. Дух хочет защекотать молодого человека (егета по-татарски) до смерти, однако парень прибегает к хитрости. В качестве последнего желания он просит, чтобы Шурави помог перебить ему клин в бревне. Существо соглашается и засовывает пальцы в щель, чтобы ее разжать. Егет ловко выбивает клин, щель схлопывается и прищемила лесному духу пальцы. Парень и был таков.
Шурале в мифологии и литературе
Прототип этого мифического существа встречается не только в татарском фольклоре, но и в мифах многих народов.
Известный театровед и искусствовед Казани Айгуль Габаши в своих трудах рассказывает про образ шурале, созданный народом. Он стал героем великолепной сказочной поэмы величайшего классика татарской литературы «Шурале» Габдуллы Тукая, а также первого балета в Татарстане «Шурале» композитора Фарида Яруллина.
Лесной дух — персонаж творений многих графиков, живописцев, скульпторов, мастеров других видов искусств. Образ этого мифического создания нашел воплощение в театрализованных и драматических спектаклях.
Легенда о шурале
Однажды в зимний погожий денек решил дровосек Былтыр поехать в лес. Начал он рубить дрова, а тут откуда ни возьмись появился шурале. Стал лесной дух мешать человеку.
Некогда было резвиться Былтыру, не до игр ему. Вот он и сказал об этом лешему. Тогда разозлился шурале и пообещал, что не выпустит мужчину из лесу. Тут и понял дровосек, что не выбраться ему из лесной чащи.
Согласился он поиграть с лесным духом. Былтыр решил воспользоваться хитростью: попросил засунуть шурале пальцы в щель, чтобы не защемилась колода. Тогда и обманул лешего. Пообещал он ударить по колоде последний раз, да не выполнил своего обещания. Просто вытащил топор, а пальцы лешего так и остались защемлены в колоде. Быстро собрав нарубленные дрова, дровосек скрылся в лесу.
Поднял шурале такой крик на весь лес. Собрались все лесные духи и начали выяснять, что да как случилось. Подняли они на смех лешего. Так и таскает с собой эту колоду нерадивый шурале и проклинает Былтыра, прищемившего ему пальцы.
Внешний вид шурале
Жителя леса, который является национальным символом сказок Татарстана, знают все с самого детства. При воспоминании о татарском фольклоре, сложно вспомнить более известного героя.
Во время народных гуляний он обязательный участник. Образы шурале вы можете увидеть и в парке, и в сквере, и в сувенирной лавке. Тайна происхождения этого мифического создания кроется в мифах и народных поверьях Татарстана.
Этот термин произошел от древнего названия одного бога. В татарском языке есть и иные толкования этимологии этого слова. Сначала считалось, что шурале — половинник, затем — леший, оборотень. Время шло, вера в язычество угасала, люди стали увереннее и перестали верить в мистику. Злобный дух леса, обладающий мистическими способностями и наводящий на людей ужас, стал образом нерадивого, наивного, доверчивого и совсем не злого существа. У татар известен как ураман, а у башкир — как ярымтык.
У разных народов внешний облик этого создания отличается.
- Татары его описывают как волосатого мужчину с небольшим рогом на лбу, но встречаются сведения, что дух леса — это особь женского пола с грудью, закинутой на спину.
- В преданиях Башкирии указывается, что популярный татарский герой сказок выглядит как человекоподобное горбатое существо низкого роста, которое имеет длинные тонкие пальцы, бороду и рог на голове.
Мифология
Мифический лесной житель согласно представлениям башкир, татар, казахов, понимает человеческую речь и при встрече не прочь пообщаться.
В народных сказаниях он выступает в качестве антагониста крестьянам, охотникам, лесорубам. Чинит им козни, но из-за собственной глупости сам часто попадает в ловушки. В славянской мифологии этому образу отчасти соответствуют дух-хозяин лесов Леший, а также божество рода Щур, или Чур, Шурик.
Хотя Шурале считаются лесными духами-покровителями, все же это живые существа из крови и плоти. Они, как и люди, создают семьи, ухаживают за потомством. Живут в пещерах или землянках, присыпанных ветвями, лапками, мхом. В жаркие летние дни стараются не покидать убежищ. В лесу их якобы можно встретить в сырую погоду весной и осенью, чаще всего в период равноденствия.
Шурале —популярный сказочный персонаж. Его памятники, скульптуры, резные композиции можно встретить в различных уголках Татарстана и Башкирии. Статуэтки, магнитики, открытки с изображением божества пользуются большим спросом у туристов и местных жителей.
Внешний вид
У разных народов свое представление о Шурале. Но в общих чертах он выглядит следующим образом: это антропоморфное существо, издалека напоминающее человека. У него вытянутые руки, достигающие колен. Он имеет острые и длинные когти, царапающие землю во время ходьбы.
В одних преданиях у божества 5 пальцев, в других — только 3. Сами пальцы твердые, как свинец, очень сильные, с морщинистой кожей и кривыми когтями.
Мужские особи, как правило, имеют густую пушистую шерсть. Но на ладонях она отсутствует. Женские особи часто описываются без шерсти, с длинными отвисшими грудями. Чтобы они не мешали во время ходьбы или бега, существа закидывают их за спину.
В одних источниках, лесной дух предстает низким, его рост меньше человеческого, а в других, наоборот, он гораздо выше. Но в обоих вариантах он сутулый, с маленькой головой и большими глазами, с козлиной бородкой. Уши очень длинные. Посреди лба растет прямой либо закрученный рог небольших или средних размеров.
В подмышках у Шурале есть отверстие, через которое видны внутренние органы: лесной житель никогда не поднимает руки вверх, чтобы туда не попала ветка.
Повадки шурале
Мифическая тварь охотится, занимается верховой ездой. Некоторые из сказок Башкирии уверяют, что эти лесные духи даже обзаводятся семьей, поэтому возможность проживания нескольких особей на одной территории не исключается. От брака обычного человека с дочкой шурале возникает новый род («шайтан-кудей»).
Дух леса специально:
- заводит людей в чащу;
- сбивает с верного пути;
- щекочет до смерти;
- часто уводит лошадей из табуна и загоняет насмерть.
Спастись от существа сможете только одним способом: перепрыгнув через ручей. Ураман опасается воды. Поймать его можно, намазав спину лошади смолой или прищемив его пальцы в щели в дереве.