Алапаевская узкоколейная железная дорога

АУЖД в наши дни

Сейчас протяженность узкоколейки от Алапаевска до Калача составляет 149 километров, хотя из-за переноса вокзала к депо фактически длина железной дороги чуть меньше. Алапаевскую узкоколейку по праву называют дорогой жизни. Только она связывает с цивилизацией отдаленные населенные пункты Алапаевского района: Ельничную, Гаранинку, Строкинку, Берёзовку, Муратково, Калач. Поезда не только везут пассажиров, но также доставляют почту и товары. 

Кстати, АУЖД не имеет никакого отношения к РЖД, она является муниципальной собственностью и поддерживается властями Алапаевского района, как социально важная. Поэтому прокатиться по АУЖД куда проще. Паспорт не требуется, а проезд по современным российским меркам стоит немного.

Вагоны узкоколейной железной дороги, по сравнению с обычными, значительно меньше по размерам. Пассажирские вагоны двух видов: с жесткими деревянными сидениями и плацкарт (из-за габаритов вагонов все полки в нем боковые). Также есть специальные туристические вагоны с диванами, которые присоединяют под заказ. 

Железная дорога сильно изношена. Некоторые шпалы совсем прогнили. Особенно плохое состояние дороги от Санкино до Калача. Впрочем, местами дорогу ремонтируют, меняют рельсы и шпалы. В движении вагоны сильно раскачиваются. Порой кажется, что еще немного – и перевернется. И такие случаи действительно бывают. Вагоны нередко сходят с рельс, а то и переворачиваются. Такое случается при превышении скорости. Во избежание аварий поезда ходят медленно – в среднем 15-20 км/ч, максимум до 30 км/ч.

В Верхней Синячихе узкоколейка пересекает автомобильную дорогу. Переезд вручную закрывает и открывает едущий в поезде кондуктор.

Главное средство передвижения местных жителей – «пионерки». Это самодельные мотодрезины, ездящие по рельсам. Нередки случаи столкновений «пионерок» с поездами или друг с другом, приводящие к печальным последствиям. Неспроста их тут ещё называют «бедой».

В отличие от других населенных пунктов АУЖД, Санкино связано «с землей» автомобильной дорогой. А от Санкино до Калача ходит один старенький вагон с печкой-буржуйкой посередине. Освещения в нем нет. Проводница ходит с фонариком. Обычно поезд приезжает быстрее, чем согласно расписанию.

Насыпь железной дороги идет и дальше Калача, но рельсы там уже сняты. Депо здесь закрыто в 2007 году. В Калаче много заброшенных домов. Свет раньше подавался лишь на несколько часов в день. Во время нашего визита в августе 2014 года стало известно, что подачу электричества и вовсе прекратили. Закрылся здесь и последний магазин. Подробнее о поселке Калач читайте здесь.

Сигнал сотовой связи в Калаче можно поймать с Санкино, только поднявшись на вышку около железнодорожной станции.

В 2014 году специально для АУЖД построен новый тепловоз ТУ7А-3367.

П.И. Чайковский в городе

История Алапаевска связана с именем Петра Ильича Чайковского. Семья будущего композитора жила в этом городе в период с 1849 по 1851 год. В это время Илья Петрович Чайковский являлся руководителем местного горного округа. Для семьи управляющего был выделен роскошный дом в самом центре Алапаевска, напротив Свято-Троицкого собора. При Чайковских вокруг особняка был разбит пышный сад. Считается, что именно в Алапаевске юный Петр Ильич впервые выступил перед публикой. Исследователи творчества композитора сходятся во мнении, что в своем творчестве он не раз возвращался к воспоминаниям об этом городе. Сегодня здание превращено в Дом-музей П.И. Чайковского. Во время экскурсии можно увидеть подлинные вещи, принадлежавшие семье композитора, а также впечатляющую коллекцию музыкальных инструментов разных стран и народов. Перед центральным входом в особняк установлен монумент П.И. Чайковскому. Посетить дом гениального композитора можно по адресу: ул. Ленина, д. 30.

Туризм на АУЖД

Живописными достопримечательностями эта часть Свердловской области обделена. Вокруг леса и болота. Тем не менее, сама по себе Алапаевская узкоколейка стала привлекательным туристическим объектом. Прокатиться по ней приезжают не только уральцы, но и гости из других регионов страны, а иногда даже из-за рубежа. Где еще найдешь такую экзотику!

Проводницы до Санкино обычно приветливые, могут рассказать немало интересных случаев из жизни АУЖД. К туристам они относятся хорошо.

Путешествие по АУЖД начинается в Алапаевске. Вокзал и депо Алапаевской узкоколейной железной дороги находятся в стороне от центра города.

Вокзал с небольшим залом ожидания работает лишь в дни курсирования поездов, открывается незадолго до отправления поезда (работает с 17:00 до 19:30). Внутри представляет интерес схема Алапаевской узкоколейной железной дороги. Показаны и уже недействующие участки.

На переезде перед вокзалом обратите внимание на рельсы «два в одном». По одним и тем же рельсам могут ходить как обычный, так и узкоколейный железнодорожный транспорт

На момент нашего посещения можно было свободно попасть и на территорию депо. Там можно увидеть железнодорожные составы, тепловозы, прочую технику. Интересен старый снегоочиститель производства Камбарского завода с деревянным кузовом.

У проходной стоит старый тепловоз ТУ2, установленный на постамент в качестве памятника в честь 90-летия АУЖД в 1988 году. Ещё один тепловоз ТУ2 тут используют в качестве снегоочистителя. Есть на территории депо и музей АУЖД, но чтобы туда попасть нужно договариваться заранее. Музей создан по инициативе старейшего работника АУЖД Василия Ивановича Харлова (ныне уже ушедшего из жизни).

Поездку по Алапаевской узкоколейке стали включать и в некоторые туры. Правда, обычно в таких турах туристы ездят лишь от Алапаевска до Верхней Синячихи, хотя чтобы прочувствовать «дорогу жизни» в полной мере нужно ехать дальше – за пределы цивилизации.

Станция в Верхней Синячихе была ликвидирована в 2000 году, но в 2013 году восстановлена для туристических поездов. При наличии финансовых возможностей через руководство АУЖД можно даже арендовать поезд и организовать индивидуальную поездку. Лучше ехать летом, при продолжительном световом дне, чтобы посмотреть виды из окна.

Поезд уже ночью доезжает до Санкино (время в пути составляет более 5 часов) и почти сразу отправляется обратно — только успевай купить обратный билет, если решите совершить такую «кругосветку». Или можно сделать пересадку и доехать до Калача — самой дальней станции АУЖД. В Санкино к поезду подтягиваются местные жители. Это одно из главных развлечений в таком глухом углу. 

В одиночку по Алапаевской УЖД лучше не ездить из-за обилия маргиналов. Главное занятие местных жителей – выпивка. Много алкоголиков и уголовников, хотя есть и хорошие люди. Будьте осторожны в поездке. В случае чего, помощи ждать будет неоткуда.

В окрестностях станции Санкино также представляет интерес Болотовский термальный источник с выходящими на поверхность горящими газами.

Станции и остановочные пункты

Главная линия Алапаевск — Калач

  • Алапаевск-2. Главный вокзал дороги. Нынешняя станция открыта в 1999 году, после закрытия прежнего вокзала на улице III Интернационала и демонтажа линии к нему. Новый вокзал расположен рядом с депо. Путевое развитие на станции минимально. У тупика главного пути расположен пассажирский перрон.
  • Красная-2. Крупнейшая по путевому развитию станция дороги, начинается сразу за станцией Алапаевск-2 и выездом из депо. Пассажирских платформ нет.
  • Болотная. Станция полностью ликвидирована.
  • Советская (в настоящее время именуется пост 21 км). Бывшее примыкание ответвления на Зенковку (линия разобрана). Станционные пути разобраны, остановки нет.
  • Тимошино. Остановка по требованию в одноимённой деревне.
  • Синячиха. Станция в посёлке Верхняя Синячиха ликвидирована в 2000 году, восстановлена в 2013 для оборота туристических поездов. Рядом со станцией — пересечение с ширококолейной линией на Верхнесинячихинский металлургический комбинат.
  • Больница. Остановочный пункт в Верхней Синячихе.
  • Угольная. Действующая станция, на вокзале действуют зал ожидания и билетная касса. После станции линия проходит по путепроводу над магистральной ширококолейной линией Алапаевск — Серов.
  • Осиновка. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Рублиха. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Ельничная. Бывшая узловая станция — от неё начиналось ответвление на Гаранинку (полностью разобрано). На станции работает депо, обслуживающее восточные ветви.
  • Строкинка. Станция ликвидирована, действует остановочный пункт. По состоянию на 2007 год, станция действовала, были стрелки и 2 пути ().
  • Чернышовка. Действующая узловая станция — ответвление на Берёзовку. Одноимённый посёлок ликвидирован.
  • Паньшино. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Октябрь. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен. До начала 2000-х гг. станция действовала.
  • Подкур. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Муратково. Действующая станция.
  • Санкино. Действующая станция, депо. Пересадка на поезд до станции Калач.
  • Переезд. Остановочный пункт в посёлке Санкино.
  • 135 км. Разъезд. Населённых пунктов нет, поезда не останавливаются.
  • Шемейное. Разъезд у бывшего посёлка Шемейное, ликвидированного ещё в 1970-е гг.
  • Калач. Конечный пункт линии. Депо закрыто в 2007 г. За станцией пути продолжаются ещё примерно на 1 км и обрываются.

Разобранные ответвления

  • Гаранинка. В начале 2013 года полностью демонтирована.
  • Мугай
  • Зенковка
  • Северка
  • Ясашная
  • Озеро
  • Сусан
  • Бобровка. Бывшая станция, в настоящее время — остановочный пункт. Полностью демонтирована.

История АУЖД

Как пишет исследователь железных дорог Сергей Болашенко, решение о строительстве железной дороги приняли в 1893 году по предложению управляющего Алапаевским горным округом А. Иллеро. Она была нужна для решения проблем с древесным углём, необходимого для работы заводов. Железная дорога должна была связать углевыжигательные заведения с Алапаевским заводом.

В 1894 году началось строительство. Почти все работы велись вручную крестьянами. Официальное открытие дороги состоялось в июле 1898 года. Главная линия прошла от Алапаевского завода до станции Мугай через узловую станцию Яковлевская (ныне Советская), где отходила ветка на Синячиху. Позже эту линию разобрали. Поезда ходили с территории завода, где расположилось депо.

Ширина колеи с самого начала составляла 750 мм, позже именно такой размер колеи стал стандартным для узкоколеек. По линии ходили паровозы французского производства. Постепенно протяжённость железной дороги увеличивалась, появлялись новые ветки. Вдоль путей провели линию телефонной связи.

Штат рабочих и служащих узкоколейной железной дороги в 1900 году составлял 300 человек. По состоянию на 1 января 1911 года, было 9 паровозов, вагонный парк насчитывал 25 модификаций двухосных вагонов в общем количестве 360 единиц (некоторые из них использовались только в цехах завода). В 1915 году было заказано два паровоза у американской фирме «Болдуин». В годы первой мировой войны на АУЖД работали в том числе китайские наёмные рабочие и военнопленные. 

К 1912 году построили Строкинскую линию, а в 1913 году линия продлена через Чернышовку до Паньшинского заведения. В 1913 году построено паровозное депо на станции Синячиха. В 1915 году построили Зыряновскую ветку с мостом через реку Нейву. В 1917 году сдали ветку от станции Ельничная до Бобровского углевыжигательного заведения (посёлок Бобровский). После революции заводы и железную дорогу национализировали. В 1920 году началось строительство линии от Алапаевска на Нейво-Шайтанский завод (станция Сусан).

В 1920-х годах несколько паровозов с АУЖД передали на Белорецкую узкоколейную железную дорогу. Вместо старых паровозов появлялись новые — производства Коломенского завода. После того, как к 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхне-Синячихинский заводы, перешли с древесного угля на использование кокса и каменного угля, основным грузом АУЖД стал лес. Длина путей тогда достигла 279 км. Строкинская линия стала главной магистралью. 

В 1949-52 годах был построен участок Сусан (Нейво-Шайтанка) — Ясашная, а в 1958-61 годах построили ныне действующий участок Муратково — Санкино. Вскоре началось и строительство моста через реку Туру. Он стал одним из крупнейших мостов на узкоколейных железных дорогах страны. На линии за Турой, в прежде глухих и безлюдных местах, появился посёлок Калач. Он стал самым дальним посёлком на АУЖД. Также в тех местах появились посёлки Шемейное, Бакарюка и Романовский. 

Строительство новых линий продолжалось вплоть до 1960-х годов. В результате в советское время протяженность АУЖД достигала по некоторым данным 600 (!) километров. 

В 1960-е годы старенькие дымящие паровозы заменили на тепловозы ТУ2, а через некоторое время и их заменили на ТУ4, ТУ6 и ТУ7. Главный расцвет АУЖД пришелся примерно на 1970-е годы, когда только леса по ней перевозилось более 1 миллиона тонн в год. Правда, тогда же началась постепенная ликвидация некоторых железнодорожных веток. Позже из-за сокращения лесозаготовок большую часть путей разобрали, рельсы сдали на металл, а часть посёлков опустела.

Когда Алапаевский металлургический завод полностью отказался от перевозок по узкоколейке, ведущую на завод линию разобрали, а поезда стали ходить со станции Алапаевск II. В 2008 году наделал шуму разбор ветки до бывшего посёлка Зенкова, где оставалась жить одна семья отшельников. 

История города

Первые упоминания о поселении на месте современного города датируются 1639 годом. Тогда здесь располагалась небольшая деревушка Алапаиха. Вероятно, на картах до сих пор вместо города могла бы значиться деревушка или село. Темп развития населенного пункта стремительно изменился в 1702 году. Именно тогда Петр Первый издал указ о строительстве здесь железоделательного завода. И это изменило историю. В XIX веке алапаевский металлургический завод был перенесен с реки Алапаихи на Нейву. Тогда же была произведена значительная модернизация оборудования. На протяжении длительного времени завод являлся самым крупным градообразующим предприятием. В годы Великой Отечественной Войны заводские рабочие трудились не покладая рук. Работать за станки вставали женщины, пришедшие добровольно осваивать традиционно мужские профессии. Завод стойко перенес военное время, а после окончания войны продолжил работать в обычном режиме. В 1987 году металлургический комплекс снова был модернизирован, а затем предприятие было реорганизовано. Сегодня в Алапаевске существует еще два завода: станкостроительный и машиностроительный.

Музей изобразительного искусства

Рассказ о достопримечательностях Алапаевска не был бы полным без упоминания местного музея изобразительного искусства. Посетить эту культурную организацию можно по адресу: ул. Павлова, д. 37. Алапаевск иногда называют городком художников. И действительно, среди местных жителей много талантливых живописцев. В алапаевском музее вы не увидите мировых шедевров живописи. В коллекции сегодня представлены полотна местных художников и мастеров из ближайших районов Свердловской области. Помимо картин имеется экспозиция декоративно-прикладного искусства. В изобразительном музее регулярно проводятся временные выставки и мастер-классы для гостей.

Городские мученики

Казнь членов царской семьи – одно из самых трагичных событий во всей истории Алапаевска. В мае 1918 года в город были перевезены пятеро князей Романовых (троюродные братья Николая II) и сестра императрицы Елизавета Федоровна. Сначала к пленникам относились достаточно хорошо. Им позволялось свободно перемещаться по городу, гулять, посещать службы в храме. Проживали арестованные в Напольной школе, в то время это была окраина города. Ситуация изменилась в июне. У содержащихся под стражей представителей рода Романовых изъяли все ценности и большинство личных вещей. Ограниченна была свобода перемещения узников, а также питание. 18 июня 1918 года пленников вывезли в заброшенную шахту за 18 километров от города. Считается, что алапаевских мучеников не расстреливали, а сбросили в шахту и забросали гранатами. Спустя некоторое время армия Колчака обнаружила останки членов царской семьи и организовала их захоронение по всем канонам православной церкви в склепе под Свято-Троицким собором. Город Алапаевск недолго являлся последним пристанищем членов дома Романовых. Спустя год после захоронения останки пришлось эвакуировать из-за приближения войск Красной армии.

Молотовый цех

В Алапаевске находится старейшее на всем Урале каменное строение. К сожалению, сегодня эта достопримечательность находится в руинном состоянии. Город Алапаевск в Свердловской области появился благодаря строительству металлургического завода. От самых первых корпусов этого промышленного объекта до наших дней сохранился лишь один – молотовый цех. От здания остались преимущественно фасады, выложенные из неотесанного камня. Даже в таком состоянии можно отметить изысканность архитектурного решения. Оконные проемы закругленные, благодаря чему постройка напоминает древнерусские палаты. Считается, что молотовый цех был построен и введен в эксплуатацию в 1704 году. Здание оказалось закрытым и заброшенным, после очередной реорганизации завода и переносе производства. Перед цехом находится овраг, местные краеведы утверждают, что именно здесь когда-то был городской пруд. Посмотреть на руины молотового цеха туристы могут на улице Ленина, под железнодорожным мостом.

Небольшое видео из поездки ураловедов 2014 года

Адрес вокзала АУЖД:

г. Алапаевск, ул. Бочкарева, д 73.Телефон: +7 (34346) 3-32-90 (дозвониться можно лишь в часы работы кассы, это примерно за полчаса до отправления поезда).

Расписание поездов Алапаевской узкоколейки (данные на 2014 г.):

Алапаевск – Санкино

ПН, ЧТ, ПТ, ВС – отправление 19:30, прибытие 01:00.

Санкино – Калач

ПН, ПТ, СБ – отправление 01:05, прибытие 03:25ЧТ, ПТ, ВС – отправление 20:00, прибытие 22:20

Обратно:

Калач — Санкино

ПН, ПТ, СБ – отправление 03:30, прибытие 05:50ЧТ, ПТ, ВС – отправление 22:35, прибытие 00:55

Санкино — Алапаевск

ПН, ВТ, ПТ, СБ – отправление 01:10, прибытие 06:44.

Время в пути до Санкино 5,5 часов. В расписании возможны изменения, уточняйте перед поездкой.

GPS-координаты железнодорожной станции АУЖД в Алапаевске: N 57º 50.889´; E 61º 40.368´ (для смартфонов 57.84815º, 61.6728º).

Приятных путешествий!

Павел Распопов

  • Поселок Калач
  • Город Алапаевск
  • Старые фото Алапаевска
  • Нижняя Синячиха и музей-заповедник деревянного зодчества

Развлечения для гостей города

Сегодня Алапаевск только развивается как туристический город. На экскурсии сюда приезжают преимущественно жители Свердловской области и очень редко гости из других регионов. И все же городок имеет значительный потенциал для развития как туристический центр. В Алапаевске сегодня работают две гостиницы. После посещения городских достопримечательностей можно отдохнуть в одном из местных кафе. Здесь имеются заведения, специализирующиеся на европейской, русской, японской и итальянской кухне. Что особенно понравится гостям города – цены приемлемые. Имеется в городе кинотеатр, сеансы в котором проходят ежедневно.

Музей истории Алапаевского металлургического завода

Это самое старое градообразующее предприятие. Вероятно, на месте Алапаевска и в наши дни могла быть небольшая деревушка, если бы не строительство этого промышленного объекта. В 1985 году был открыт музей, рассказывающий историю главного завода города с момента его основания. Туристы здесь могут увидеть макет самого первого здания завода, подлинные исторические документы, технические чертежи и фотографии.

Уникальный экспонат в коллекции – точная реконструкция первой паровой турбины, спроектированной мастером И.Е. Софоновым. Это изобретение было признано уникальным для своего времени. Благодаря конструкционным особенностям турбина выдавала мощность вдвое больше, чем водяное колесо, при равном расходе воды. Возле здания музея АМЗ установлен памятник Игнатию Софонову.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: