Не проплывайте мимо!

Как доехать до поселка Новоуткинск?

Новоуткинск находится примерно в 70 километрах к западу от Екатеринбурга. На автомобиле нужно ехать сначала по Московскому тракту, затем свернуть на Первоуральск. Проехать через весь город, переехать через плотину, миновать Билимбай и ехать далее в сторону Кузино и Староуткинска до поворота на Новоуткинск. Из Екатеринбурга можно доехать и на электричке. От железнодорожной станции Коуровка до Новоуткинска всего лишь около двух километров.

Поселок Новоуткинск расположен в 30 км к западу от Первоуральска, вблизи железнодорожной станции Коуровка. В эти дни населенный пункт отпраздновал свой 260-летний юбилей.

В 1749 году, на реке Утке (левый приток знаменитой уральской красавицы Чусовой) был пущен в действие чугуноплавильный и железоделательный завод, получивший наименование «Уткинский казенный». Предприятие строилось на средства казны, затем владельцем его стал заводчик Ягужинский, а впоследствии — Савва Яковлев. Поселение в то время носило название Новая Утка.

В 1833 году в Новоуткинском заводе совершили чин закладки каменного однопрестольного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Строилась церковь на средства семьи заводовладельцев Яковлевых, и освящена была в 1838 году.

В 1930 году власти закрыли храм для богослужений, в 1997 году году он был возвращен верующим. Восстановление старинного здания продолжается и по сей день.

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/temples/ regionaltemples/revdinskoe/at931

Селение находится в 74 верстах от Екатеринбурга, по западную сторону Урала. Завод этот, в простонародье называемый «новым-Уткинским», раскинут на берегах речки Верхней Утки, разделяющей его на две равные части. Уткинский чугунно-плавильный и железоделательный завод построен в 1749 г. на казенный счет, в 1758 г. завод со всеми принадлежностями и землею был передан казенным ведомством в частное владение графу Ягужинскому. В 1779 г. Ягужинский продал завод Савве Яковлеву, потомки которого владеют заводом. Рабочие на завод были переселены из других казенных уральских заводов, много крестьян было взято из Кунгурского и Туринского уездов.

Образование прихода можно отнести к 1829 г., в состав его, кроме заводского селения, входят деревни Крылосова и Никитина; прихожан в 1901 г. числилось 2738 душ обоего пола, из них 2007 человек в самом заводе. Средства к жизни заводскому населению доставляют исключительно работы на заводе. Население деревень занято рубкой куренных и квартирных дров, жжением угля и добычей руды, перевозкой того и другого в завод.

Первое ходатайство о построении в Уткинском заводе храма возбуждено было Главным Верх-Исетским заводским правлением в 1802 г. перед Пермским преосв. Иустином. Заводоуправление и жители назначали от себя определенное содержание причту, но по некоторым причинам просьба не была удовлетворена. После этого дело о построении церкви приостановилось на весьма продолжительное время и возникло оно вновь уже только в начале 1830 г. по ходатайству главноуправляющего Яковлевскими заводами Китаева и на этот раз имело благоприятный исход. Храмозданная грамота подписана была преосв. Пермским Аркадием 15 ноября 1832 г. Заложение храма поручено было совершить Екатеринбургскому протоиерею Бенедиктову, но последний почему-то не исполнил поручения. Преосв. Аркадий, в бытность свою в Уткинском заводе 9 июля 1833 г., сам заложил храм. В августе 1838 г. храм был окончен постройкой, а 4 сентября того же года преосв. Евлампием, епископом Екатеринбургским, при громадном стечении народа из всех окрестных селений, освящен.

Храм каменный, однопрестольный, в честь Успения Пресвятой Богородицы; построен на средства заводовладельца; находится среди завода, на правом возвышенном берегу реки Утки. Иконостас деревянный, двухъярусный, выкрашен розовой краской; резьба позолочена. В 1900 г. вокруг храма устроена, вместо деревянной, железная на каменном фундаменте ограда. В дер. Крылосовой есть деревянная часовня во имя св. Николая чудотв., построена на средства прихожан. В этой же деревне существует с 1892 г. смешанная школа грамоты.

«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.

О переселенцах, кержаках, староверах

(по воспоминаниям А.Г. Черных, жительницы с. Усть-Пристань)

В конце XVIII и начале XX в. … шло переселение народов с Европейской части России в Сибирь и Алтай. Переселенцам выделялись правительством по 100 целковых, и они добирались до своих мест месяцами. Пристань разрасталась. Образовалось в округе много сел — Вяткино, Каурово, Романово, Врусенцево, Барчиха (Троицкое). Эти села осваивали в основном люди с Воронежской, Ростовской и Вятской губерний.

Усть-Пристанский район, Алтайский край

Брат промышленника Нобеля, который учредил Нобелевскую премию, организовал поставку для России керосина и других нефтепродуктов. В Усть-Пристань доставил цистерны и подвозил на баржах горючее. Гору, где сейчас находятся цистерны, стали называть Нобелевской. До революции село называлось Пристань, Бийского уезда Томской губернии.

Поселившихся в Пристани староверов называли раскольниками, старообрядцами. Себя они еще называли кержаками, гак как их предки приехали из-под Новгорода — села Керж (Керженец возле Нижнего Новгорода, — прим. ред.), которое стояло на одноименной реке. У кержаков была правильная речь, а у переселенцев из Воронежской и Ростовской губерний речь была искаженной, они говорили «кахго-чахго» и проч. Кержаки завезли в Пристань семена картофеля, помидоров. Специалисты утверждают, что раньше об этих овощах в Пристани не знали. Власти выделили им пашни, урожая девать было некуда. Тогда появились купцы, в частности, Шестаков, который построил зернохранилище и отправлял зерно на баржах в Барнаул и в зернохранилище (в Усть-Пристани).

Проживая в новгородских местах, кержаки не признавали царскую власть и церковный устав, а молились, крестили младенцев и отпевали усопших в соборах (молельных домах). Имена младенцам давал священник при крещении, библейские. Они считали грехом служить в армии, брать в руки оружие, были очень миролюбивы и никогда не ссорились ни дома, ни с селянами. Еще кержаки были очень чистоплотными, даже когда кто-то приходил к ним, они мыли после него все, к чему тот прикасался. Они не пили алкогольных напитков и не курили. В XVII в. за все это на них были гонения и притеснения как со стороны церкви, так и властей, поэтому они царей считали антихристами. Но они терпели, считали, что заслужили это за грехи свои.

Новгородские священнослужители были грамотные, они объединили все староверческие общины, в том числе и кержаков, и объяснили им, что надо все бросать и уезжать подальше от церквей и царей в необжитые места Урала, Сибири и Алтая. Все согласились, оставили обжитые ими дома и земли и многими обозами двинулись на телегах с семьями, стадами скота и семенами пшеницы, овса, гороха, льна и конопли на Восток. Многие общины доехали только до Урала, а остальные продолжали ехать дальше, в Сибирь. Они держались вместе и доехали до Алтая, некоторые общины уехали в Алтайские горы, а одна община кержаков облюбовала место на левом берегу Оби, между двух холмов, где были бескрайние степи, а на правом берегу — заливные луга. Понятно, что речь идет об Усть-Пристани.

Село Усть-Пристань на р. Оби

Берег был крутой и обрывистый, но это их не пугало, они построили временные жилища в строгом порядке под присмотром избранного ими старосты, огородив большие пригоны для скота. Жилища были вдоль берега реки, получилась улица, которую впоследствии назвали Обской. Они срыли спуски к реке — первый, средний и последний, которые называли взвозами, так как ездили по ним за водой на водовозках, гоняли скот на водопой, а зимой по ним вывозили лес для строительства домов — сосну и лиственницу. Кроме домов, строили бревенчатые дворы (сараи). Ворота были широкие и высокие. Еще строили бревенчатые амбары для хранения зерна, гороха и других сельхозпродуктов. Бани у них топились по-черному, т.е. без дымовых труб, имелась только каменка, на которой стоял котел для подогрева воды. Внутри дома не штукатурили, а бревенчатые стены и дощатые потолки мыли дважды в год, терли хвощем с щелоком (заваренная древесная зола), весной — к Пасхе и осенью — к празднику Покрова (14 октября). Собор, или молельный дом, был просто бревенчатым домом с небольшими окнами. Собор действовал до 1928 г.

Кладбище было к западу невдалеке от поселения. На его территории посадили множество тополей. Там и похоронены в основном первопереселенцы.

Комментарии

Усть-Уткинская пристань

В 1759 году (по другим данным, в 1771) Демидовы построили Усть-Уткинскую пристань для сплава металла заводов Нижнетагильского горного округа. Позже создали канал для выхода барок из Межевой Утки в Чусовую, а затем расширили его до гавани, которая шла параллельно реке Межевой Утке. Весной открывали затвор на этой реке, вода попадала в гавань и поднимала уже готовые к отплытию барки. С помощью шлюза их выводили из гавани в Чусовую. Для подъёма воды открывали пруды на Висимо-Шайтанском и Висимо-Уткинском заводах. От Висимо-Уткинского завода по Межевой Утке так же сплавляли барки с металлом.

Усть-Уткинская пристань была самой крупной из частных пристаней на реке Чусовой. Она же была самой удобной и технически оснащённой. В среднем ежегодно отсюда отправлялось порядка 70 барок с железом, чугуном и медью, хотя бывало и больше. Например, в 1865 году отправили 119 судов почти с 15 тысячами тонн металла. Некоторые барки разбивались о скалы, не обходилось и без человеческих жертв.

План Усть-Уткинской пристани. 1860-е гг. Из экспозиции музея Мамина-Сибиряка в Висиме

Суда с металлом отсюда отправляли не только весной, но и в течение лета. В 1885 году свидетелем этого стал Э.П. Янишевский:

П.П. Веденецкий. Пристань на реке Утке. 1835 г. Картина из экспозиции Нижнетагильского историко-краеведческого музея

В 1857 году на Усть-Уткинской пристани тагильским мастеровым Максимом Утёмовым начато строительство первого на Чусовой парохода «Опыт». Через три года, в 1860-м, пароход был готов. Он имел мощность 30 лошадиных сил, был адаптирован для быстрого течения и малых глубин. Пароход успешно плавал от Усть-Уткинской пристани до устья Чусовой и обратно, мог вести за собой несколько барок. Спустя два года был построен ещё один пароход — «Опыт», мощностью 40 лошадиных сил, а в 1863 году отправилась в плавание «Чусовая» (20—30 лошадиных сил). Корпус пароходов был железным, но лёгким для минимизации осадки на мелкой Чусовой. С помощью парохода поднимали против течения обратно на пристань использованные барки. Однако вверх по течению пароход шёл не своим ходом, а с помощью паровой лебёдки. Он наматывал канаты завозных якорей, постепенно подтягиваясь вверх. 

В 1871 году от Нижнего Тагила к Усть-Уткинской пристани через другие демидовские заводы провели телеграфную линию. 

Место выхода из гавани Усть-Уткинской пристани в Чусовую

Следы пристани видны и в наши дни. Близ устья, на левом берегу Межевой Утки, можно рассмотреть заболотившуюся и заросшую травой гавань, выделяющуюся формами рельефа. Рядом, на берегу Чусовой, торчат старые лиственничные брёвна. Здесь, на выходе из бывшей гавани, расположено излюбленное место купания местных жителей.

В Усть-Утке не раз бывал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Именно отсюда он как минимум два раза отправлялся по Чусовой на барках. В его произведениях Усть-Утка называется Каменкой (поэтому нередко ее путают с расположенной значительно выше деревней Каменка). В очерке «Бойцы» читаем:

Бывшая гавань Усть-Уткинской пристани

А так Д.Н. Мамин-Сибиряк описывал деревню в очерке «На реке Чусовой»:

В настоящее время именем этого выдающегося писателя названа ближняя к Чусовой улица Усть-Утки. Кстати, сохранился дом Елизара Селиванова, в котором останавливался писатель. Его видно на фотографии С.М. Прокудина-Горского (поблизости от церкви). Дом находится по адресу: ул. Мамина-Сибиряка, 10. В 1947 году его перестроили, и он стал одноэтажным.

Река Межевая Утка

Река Межевая Утка — один из самых крупных притоков Чусовой. Она впадает в Чусовую справа, сразу за Усть-Уткой. Это самая полноводная из трёх чусовских Уток. Её длина 135 км. Река берёт начало в Уткинском болоте — между горами Большой Урал и Синей. Межевая Утка пригодна для туристических сплавов (особенно по большой воде). По ней встречается несколько береговых скал.

А.К. Матвеев в книге «Географические названия Свердловской области» так объяснял происхождение названия реки:

Река Межевая Утка в среднем течении. Окрестности посёлка Висим

В XIX веке на притоках Межевой Утки были открыты месторождения золота и платины. В этих местах встречалось много крупных платиновых самородков весом до 8 кг. Выявлены в долине Межевой Утки и алмазы. Первая находка алмазов (в районе Усть-Утки, в логу Пахотка) совершена в 1939 году, когда было обнаружено 3 алмаза, сильно отличавшихся по окраске от алмазов долины реки Койвы. Значительные россыпи алмазов встречены в среднем течении реки. Всего найдено 156 алмазов.

В советское время в бассейне Межевой Утки работали драги. М.Е. Зуев-Ордынец в очерке «Чусова — быстрая река» писал: 

В наши дни после Межевой Утки река Чусовая, напротив, становится значительно чище. Неслучайно именно здесь ежегодно в Чусовую выпускали мальков стерляди. Так пытаются вернуть некогда обитавшую здесь ценную рыбу. После устья Межевой Утки воды в Чусовой становится ещё и заметно больше. 

Река Межевая Утка близ устья

Реалии деревни-пристани

Ежегодно в Усть-Утке отправляются в речные походы до 30 тысяч туристов, но в этом сезоне их куда больше, так как другие виды отдыха из-за пандемии непоседливым уральцам оказались недоступны. Разумеется, такой мощный людской поток влияет на размеренную жизнь деревни, где зарегистрировано всего 130 жителей.

Сначала о негативных сторонах. Если турфирмы, отправляющие из деревни туристов, стараются делать это на официальном стапеле у камня Богородского и прибирать мусор, то стихийные группы не соблюдают правил. Они собирают катамараны и надувают лодки, где хотят – у колодца на въезде, в центре села и прямо у памятника Единению России, оставляя неприятные следы своего пребывания. Будь отношение туристов к деревне уважительнее, взаимовыгодный диалог сложился бы давно.

Теперь о хорошем. Как правило, от приезда в деревню до старта путешествия проходит немало времени, и туристы отправляются гулять по чистым и широким улицам.

– Стучатся к нам, чтобы узнать о достопримечательностях, магазинах, столовых, – поясняет глава Усть-Уткинской администрации Александр Кривоноженков. – Общепита у нас нет, но магазины и интересные объекты для посещения имеются.


Марина Ярославцева владеет многими видами рукоделия – шитьём, вышивкой, ткачеством. Фото: Галина Соколова

Прежде всего это семейный центр «Русская горница», где мастерица Мария Ярославцева рассказывает о традициях русского быта, знакомит с куклами-оберегами и даёт уроки рукоделия. Не оставит гостей равнодушными и сад камней, где высечены стихи Сергея Есенина, и деревянная скульптура поэта. Это наследие местного жителя Тимофея Кожевникова. Для детей есть отличная игровая площадка, а для взрослых – и простой деревенский магазинчик, и пафосная Баронская лавка. Там по решению жителей ничего крепче пенных напитков не продают. Настоящим раритетом является местная школа с дровяными печами. Но скоро её будет не узнать – на следующий год намечен капитальный ремонт, который обеспечит зданию современные комфорт и дизайн.

В деревне есть памятник Единению России, открытый в 2006 году. Возле него собираются делегации из ближайших городов и сёл в патриотические праздники – в День флага и День народного единства. Памятник – дань уважения к селению, где два века назад работала самая крупная частная пристань на Чусовой. Отсюда отправляли металл в центральную Россию с пяти заводов. В округе Усть-Утку народ по-прежнему именует Пристанью. Ещё один памятник посвящён памяти павшим на фронтах Великой Отечественной войны жителям деревни. Жители содержат обелиск в идеальном порядке, вкладывая в ремонт личные средства.


Скульптурный портрет не претендует на точное сходство с Сергеем Есениным, зато хранит память об истинно народном поэте. Фото: Галина Соколова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: