История екатеринбурга: год основания, интересные факты и события

Немного истории

Екатерининский храм заложили в 1835 г. по велению императора Николая I. Из казны были выделены средства, а главным архитектором назначен К. А. Тон. Уже в 1840 г. собор освятили, следующие 5 лет велись работы по благоустройству прихрамовой площади, проложили 12 дорожек по принципу расходящихся лучей. Храм работал до 1939 г., хотя после революции 1917 г. число прихожан резко сократилось. Его не просто закрыли, а полностью уничтожили. С 1960 г. на этом месте стоял памятник В. И. Ленину. В 2004 г. некие лица скинули монумент, в результате чего он разбился. Восстанавливать не стали, но решили воссоздать храм — полностью на пожертвования горожан и туристов. Уже в 2010 г. новый Екатерининский собор был освящен духовенством.

Предисловие

На хранении в Центральном государственном архиве Кировской области в составе архивной Коллекции рукописных и старопечатных книг, которая была выделена в 1985 г. из библиотеки архива, находится дело «Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии» (ф. 1404, оп. 1, д. 5).

Это дело состоит из двух рукописных работ архивариуса Вятской духовной консистории В. И. Шабалина: «Настольной книги о церквях и духовенстве Вятской епархии» (1909 г.) и «Краткой истории об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии» (1911 г.). Кроме того, в дело включены выписки В. И. Шабалина по истории монастырей Вятской епархии из справочного издания В. В. Зверинского «Материал для историко­топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем» (ч. I — СПб., 1890; ч. II — СПб., 1892; ч. III — СПб., 1897).

«Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии» представляет собой таблицы с историческими и статистическими сведениями отдельно о каждой церкви (год постройки, число прихожан, размеры содержания духовенства, церковной земли и др.). Эти сведения вошли в «Историко-географическое и статистическое описание Вятской епархии», подготовленное В. И. Шабалиным совместно со священником с. Ильинское Нолинского уезда Николаем Кибардиным и изданное в 1912 г.

«Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии» состоит из двух частей: табличной и текстовой. Обе части дублируют друг друга и содержат данные о строительстве, перестройке и освящении церквей и их приделов, однако текстовая часть более полная и расширенная по содержанию. В. И. Шабалин предполагал дополнить «Краткую историю…» приложением — храмоздными грамотами на построение церквей. Сборник храмозданных грамот был опубликован в 1914 г. в качестве самостоятельного труда.

Текстовая часть «Краткой истории.» включает единообразно составленные описательные статьи обо всех приходских православных и единоверческих церквях Вятской епархии с указанием архивных и печатных источников. Несколько первых и последних листов рукописи с данными о некоторых церквях г. Вятки, Яранского уезда и единоверческих церквях в рукописи отсутствуют.

Первоначальный беловой вариант «Краткой истории…» был составлен В. И. Шабалиным в 1911 г., а затем многократно, вероятно — до самой смерти автора, правился им: в рукопись вносились сведения о вновь открытых после 1911 г. церквях, уточнялись фактические данные, делались вставки, проводилась стилистическая правка, добавлялись примечания.

Текстовая часть «Краткой истории об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии» была подготовлена к публикации в Центральном государственом архиве Кировской области в 2020 г. с учетом требований «Правил издания исторических документов в СССР».

Текст рукописи передается в современной орфографии, без изъятий, за исключением зачеркнутых автором повторов и исправленных им фактических ошибок. Поздние вставки помещены там, где их предполагал разместить автор, без дополнительных оговорок.

Сокращенные в тексте слова расшифрованы, пропущеные и необходимые для понимания смысла текста слова, добавленные публикаторами, заключены в квадратные скобки (). В ряде случаев зачеркнутый автором текст, если он содержит информацию, более не повторяющуюся, сохранен с заключением его в угловые скобки (<…>).

Авторские пометы и примечания, примечания публикаторов по тексту и содержанию рукописи вынесены в подстрочные сноски, при этом примечания редакторов (публикаторов) по содержанию выделены курсивом.

Издание дополнено научно-справочным аппаратом:                                                                                                           словарем

церковных и исторических терминов, списком публикаций В. И. Шабалина, переводной таблицей описей дел архивного фонда Вятской духовной консистории, указателями — именным и населенных пунктов.

Архитектура и внутреннее убранство

Свято-Екатерининский храм в Краснодаре построен в русско-византийском стиле, имеет пять приземистых куполов – большой в центре и четыре меньших по углам. Барабаны опоясаны оконной аркадой. К юбилею собора в 2012 г. мастера г. Москвы и г. Ростова покрыли главный купол сусальным золотом и установили новый крест.

Внешние стены выложены с применением декоративно-рельефной кладки: над окнами арочные бровки, по периметру узорный карниз и орнаментные пояски, кое-где на стенах выступают кресты. Колокольня соединена с основным помещением и служит входом. Перед входом паперть – крыльцо, ступени которого к двери символично сужаются, напоминая всем входящим слова Евангелия: «Входите тесными вратами…»

Внутреннее убранство впечатляет. Стены расписывали именитые художники-иконописцы. Роспись придела св. Варвары (внизу) сохранилась с 1917 г. – это работа художника Ивана Сидоровича Ижакевича, принадлежавшего к товариществу художников религиозной живописи г. Киева.

К празднику 1000-летия Крещения Руси возобновили настенную роспись в Успенском приделе, а в Георгиевском обновили иконостас. К 100-летию собора произведена реставрация приделов Сергия Радонежского и Благовещенского, установлен новый иконостас в центральном Екатерининском.

Святыни храма

После возобновления в г. Краснодар Екатерининский собор пополняется святынями. Прежде всего это рака с мощами прославленного в 2017 г. новомученика Александра Флегинского, покровителя Кубани. Также здесь присутствуют частички мощей:

  • св. вмц. Екатерины;
  • вмц. Варвары;
  • святого Иакова.

Особо почитаемые иконы Божьей Матери «Казанская» и «Иверская». Первая украшена драгоценностями, которые оставили прихожане в знак благодарности за полученную помощь, просимую в молитвах к Богородице. Вернулся и дореволюционный образ «Всех святых», изъятый в богоборческое время.

В мае 2018 г. с греческого острова Эвбея сюда привезли икону Иоанна Русского. Островок этот известен в православном мире тем, что там находятся нетленные мощи упомянутого святого. А образ, прибывший в Краснодар, написан именно там. Теперь желающие могут помолиться перед ликом.

Современная жизнь

Сегодня это место, где ежедневно совершаются богослужения, происходит активная социальная деятельность: действует православная община сестер милосердия, семейный и молодежный центры, открыт благотворительный фонд и отдел по тюремному служению, паломнический комплекс, библиотека.

Под руководством Софии Анатольевны Мачигиной работает иконописная студия. Дети и взрослые обучаются в воскресной школе (богословских курсах). Особо многолюдно тут в праздничные дни. Для совершения богослужения сюда приезжает митрополит Исидор, священники других приходов, гости и паломники из прочих городов Краснодарского края.

Исторические вехи становления сакрального места

Екатерининский кафедральный собор посвящен чудесному спасению царской семьи во время крушения императорского поезда под Харьковом. Строился он по проекту кубанского архитектора – Ивана Клементьевича Мальгерба. Величественный семипрестольный храм рассчитан на 4000 прихожан. Место для сооружения несколько раз меняли, окончательно остановившись на Екатерининской площади, где находилась ветхая деревянная церквушка, которую со временем перенесли в другой микрорайон города.

В 1900 г. заложили первый камень в основание собора. Тем временем прихожане бывшего храма собирали средства на возведение церкви. Собранных пожертвований не хватило завершить строительство, а городской голова не однократно призывал к помощи благотворителей. В 2011 г. купец Добровольский пожертвовал сумму на окончание нижней части, где располагается усыпальница, а верхнюю завершили позже. В 1914 г. состоялось торжественное открытие с чином освящения центрального престола в честь покровительницы г. Краснодара – св. Екатерины. Шесть престолов во имя покровителей царской семьи освятили позже.

История собора после революции (1917 г.) печальна. Изначально его хотели снести с целью дальнейшего использования кирпича. И.К. Мальгербу удалось убедить комиссию в том, что кирпичная кладка прочна и после разрушения стройматериалы будут непригодны для строительства. Следовательно, храмовое здание определили под склад, колокола сняли, а церковные ценности вывезли.

Возрождение прихода

Открыть собор и проводить богослужения удалось в 1944 г. Несмотря на открытие, часть его помещений все еще использовалась как мастерские и склады. После второго освящения (обновления) главный престол остался в честь святой Екатерины, а шесть других освятили во имя:

  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • Воскресения Христова;
  • Благовещения Богородицы;
  • преп. Сергия Радонежского;
  • мученицы Варвары;
  • целителя Пантелеймона.

В 1988 г., в день празднования Тысячелетия Крещения Руси, краснодарцы после долгих лет «молчания» услышали звон с колокольни Екатерининского собора. Событие это говорило о возрождении религиозной жизни в Краснодаре. В 1990 г. на звонницу подняли 7 новых колоколов изготовленных мастерами г. Воронежа. В 1992 г. удалость приобрести колокол «Благовест» весом 1,5 т. Сейчас тут их всего установлено 12.

Литература

  • Вильчковский С. Н. Царское Село:. — Репринт. воспроизведение изд. 1911 г. — СПб.: Рекл.-изд. предприятие «Титул-СПб.», 1992. — С. 204-208.
  • Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — ISBN 5-85991-043-6.
  • Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. Краткий исторический справочник. — 2-е изд., исп. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 26—39. — ISBN 5-9900655-3-1.
  • Дворцовый город Царское Село: Исторический очерк градостроительного развития (XVIII — начало XX века) с иллюстрированным приложением. — СПб.: Genio Loci, 2009. — 208 с. — ISBN 5-9900655-9-8.
  • Елена Алексеева Царскосельский заступник // Церковный вестник, 14 ноября 2017

Приход

Приписные храмы

К приходу Екатерининского собора приписаны храмы:

  • Знаменская церковь — действующая.
  • Церковь-часовня благоверного князя Игоря Черниговского — действующая
  • Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце — богослужения единичны и очень редки, восстанавливается

Настоятели собора

Настоятели собора
Даты Настоятель
21 января (2 февраля) 1841 — 12 (24) декабря 1865 священник Феодор Иванович Тигодский (1794—1872)
12 (24) декабря 1865 — 10 (22) сентября 1883 протоиерей Андрей Афанасьевич Ветвеницкий (1824—1883)
17 (29) сентября 1883 — июнь 1893 священник Павел Николаевич Ламанов (1818—1894)
20 августа (1 сентября) 1893 — 24 октября (6 ноября) 1916 протоиерей Афанасий Иванович Беляев (1845—1921)
4 (17) ноября 1916 — март 1935 протоиерей Николай Иванович Смирнов (1864—1942)
2 октября 1935 — 12 марта 1938 протоиерей Феодор Фёдорович Забелин (1868—1949)
1938—2009 период закрытия
2009 — настоящее время протоиерей Никита Геннадьевич Зверев (род. 1983)

Примечания

  1. Введенский А. И., прот. Революция и церковь. (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918—1923). М., 1923, стр. 34.
  2. Священномученик Иоанн Кочуров
  3. Ныне находится перед ракой с мощами священномученика Иоанна Царскосельского.
  4. Погиб 11 августа того же года на взрывных работах в горах Карелии. Похоронен на Казанском кладбище города Пушкина. Могильной оградой служит решётка амвона Екатерининского собора.
  5. Собор — Ленин — собор // Карповка.нет. — 24 апреля 2007.
  6. Фундамент собора св. Екатерины (приказ председателя КГИОП № 15 от 20 февраля 2001 года)
  7. Поскольку сброшенный памятник раскололся на несколько частей и был признан не подлежащим восстановлению, по просьбе местного отделения КПРФ, на углу Конюшенной и Малой улиц (на месте первой маёвки в Царском Селе) в ноябре 2006 года был установлен, и 6 ноября открыт небольшой памятник В. И. Ленину (скульптор В. Б. Пинчук), доставленный из запасников Музея городской скульптуры. До этого, с 1957 и до 30 июля 2000 года стоявший в Таврическом саду Санкт-Петербурга. 6 декабря 2010 г. этот памятник серьёзно пострадал в результате взрыва и 11 декабря 2010 г. был демонтирован.
  8. Текст распоряжения о создании оргкомитета
  9. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Екатерининского собора в Царском Селе
  10. Икона передана в 1922 году в Екатерининский дворец-музей.
  11. Крестный ход проводили, с перерывами, до 1937 года
  12. Бохонский Д. О. Биографические данные о священнослужителях Екатерининского собора // Екатерининский собор : Альманах. — СПб., 2008. — Вып. 2. — С. 37—50.
  13. С 12 (24) ноября 1846 в должности ключаря.
  14. До 1 (13) марта 1870 в должности ключаря.

Описание собора

Храм во многом был похож на Петергофскую Петропавловскую церковь. Он был одноэтажным с глубоким подвалом, где помещалась ризница, дровяной и свечной склады и склепы для особо почетных людей, связанных с храмом. С трех сторон имелось три крыльца, церковь была оштукатурена. Все пять глав собора стояли на шее фонаря.

Другие храмы в честь великомученицы Екатерины:

  • Свято-Екатерининский кафедральный собор в Краснодаре
  • Храм в честь святой великомученицы Екатерины в Феодосии

Четыре столпа внутри держали купол. В наше время храм был восстановлен по проекту Тона. Особенность его состояла в том, что имелись резные изображения на стенах храма, среди которых была и вмч. Екатерина. Иконы для Екатерининского собора писали такие художники, как Ф. А. Бруни, П. А. Брюллов и другие.

Божественная литургия в Екатерининском соборе

Чтимые святыни

Оригинальный храм

До закрытия в соборе были следующие особо чтимые святыни:

Ковчег, пожертвованный грузинским князем Ираклием в память его двоюродной сестры, грузинской царевны Елены Фарнабазовны, скончавшейся в Царском Селе 7 (19) июля 1867 года. В него был помещён большой перст святого великомученика Георгия, часть Древа Господня, Ризы Пресвятой Богородицы и мощи разных святых;

Икона святого Пантелеимона в Гатчинском соборе

  • Икона святого великомученика Пантелеймона, с нагрудной частицей его мощей, пожертвованный 20 августа (1 сентября) 1871 года вдовой придворного лакея Агафьей Константиновой. На серебряной оправе частицы — греческие и грузинские надписи, а также сургучная печать патриарха Анфима. Образ помещался у левой колонны, перед ним с 1872 года, по четвергам, после литургии, читали акафист святому Пантелеймону; а 27 июля обносили икону вокруг собора. Икона была изъята в марте 1938 года, затем вывезена немцами в Прибалтику. После Великой Отечественной войны возвращен в Ленинград, и митрополит Григорий передал его в Гатчинский собор;
  • Крест с мощами, в память умершего сына Сергия, с малолетства страдавшего от падучей болезни, пожертвовала госпожа Волкова;
  • Крест с мощами святого Феодора Тирона и великомученицы Варвары;
  • Икона с частицей мощей святого Авраамия;
  • Икона Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, устроенная в память коронования Александра II и Марии Александровны. Драгоценные камни пожертвованы разными лицами;
  • Икона святителей московских, присланная Московским митрополитом Филаретом 6 (18) октября 1867 года в сопровождении послания: «Божие благословение, мир и благоденствие. Не иное что, как любовь вашу к православной церкви и ея священноначалию вижу в том, что вы издалека благим оком воззрели на меня, и на мой день, милостив Божией мне дарованный, и мне послали не только слово привета, но и священный дар — икону праведного Филарета. С утешением благодарю вас, потому что с утешением вижу ваше духовное расположение. По долгу взаимности и по желанию некоторых из вас, препосылаю вам святую икону Святителей и Чудотворцев московских. Их благоприятныя молитвы благодатно да покрывают ваши души и ваш град. 6 октября 1867 года. Филарет, митрополит московский »;
  • Потир сребро-позлащенный с финифтяными образами и разноцветными стразами. Он был пожертвован императрицей Екатериной II в 1783 году в Софийский собор, когда он был приходским. В Екатерининский собор потир был передан после Отечественной войны 1812 года;
  • Потир серебряный с выпуклым изображением иконы Тайной Вечери;
  • Ковчег серебряный в виде горы с гробницей Спасителя, окруженной ликами святых, бывших при погребении Господа. Вес серебра — 7,371 килограммов;
  • Крест напрестольный, сребро-позлащенный, с финифтяными изображениями и разноцветными стразами, и, вместе с ним, Евангелие, украшенное таким же образом; крест и Евангелие — дар Екатерины II.

Современный храм

  • Мощи священномученика Иоанна Царскосельского.
  • Мощи великомученицы Екатерины.
  • Список иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» с подписью, сделанной священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским.
  • Список иконы Божией Матери «Продромитисса», переданный собору из румынского скита Продром (Афон).

После революции

В конце 1917 года в Царское Село вошли большевики. Дальнейшую судьбу храма можно было легко предугадать. В 1918-м Царское Село было переименовано в Детское Село, это название сохранялось за ним до 1937 года, когда город был переименован в Пушкин к столетней траурной дате со дня гибели поэта. В 1934-м Детскосельский Горсовет зарегистрировал несколько наказов о закрытии Екатерининского собора. С этого момента участь собора была предрешена.

В 1938-м имущество собора было описано, а здание передано Пушкинскому райсовету «для культурных и оборонных целей». Затем было принято решение о том, что собор «не представляет собой культурной ценности», и он был закрыт с предложением использовать здание под кинотеатр.

Однако в 1939 году здание храма обнесли глухим забором, с него сняли кровлю, вынесли мебель и иконостасы, разбили топорами иконы и сожгли их в подвале, после чего 5 июня 1939 года Екатерининский собор взорвали.

Груда кирпичей от взорванного храма сохранялась на том же самом месте аж до 1950 года! Только к этому году частично они осели, частично были растащены, и на месте храма разбили городской сквер. В 1960 году 22 апреля на том месте, где когда-то молились прихожане, был установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину.

Возрождение

В 1990-е годы начались разговоры о том, что Екатерининский храм надо восстановить. Путь к этому оказался длинным. В 2006 году начались археологические раскопки на месте, где стоял собор. Был раскрыт сохранившийся фундамент старого храма. Одновременно проводилась масштабная работа в архивах.

20 июля 2006 года был заложен первый камень и установлен памятный знак. На протяжении всего 2007 года велись подготовительные работы, необходимые для начала строительства. 7 декабря того же года благотворительный фонд собора объявил о начале акции «Именной кирпич — в стену храма», и уже к 23 декабря в ней поучаствовала первая тысяча человек! Воистину, восстановление храма стало общенародным делом.

В августе 2009 года на здание храма установили пять глав, а уже в декабре того же года отслужили первую литургию. В феврале 2010-го на звонницу водрузили колокола — точную копию тех, что были когда-то утрачены. Фасад храма украсила мозаичная икона Святой Екатерины и, когда 27 июня 2010 года праздновалось трехсотлетие Царского Села, совершили чин великого освящения храма.

Внутри Екатерининского собора Пушкина

Изначально Екатерининский собор в Пушкино был однопрестольным, два придела устроили позднее. В восстановленном же храме с самого начала было три престола. Попрежнему главный престол был освящен во имя святой великомученицы Екатерины, но правый и левый освящены во имя святых новомучеников Российских. Правый — во имя святых царственных страстотерпцев, а левый — во имя священномученика Иоанна Царскосельского (Кочурова).

Внутреннее пространство собора поражает величием, обилием света и простором. Стены собора пока не расписаны. На белом фоне стен особенно выразительно смотрится золотое убранство киотов и иконостасов. Дверные порталы оформлены под розовый мрамор. Однако основные цвета собора — золотой и белый.

Центральный иконостас восстановлен таким же, каким он был в старом храме, по эскизу Константина Тона. Белый, с позолоченными деталями, устремленный ввысь, выглядит он очень царственно. Но есть в нем и существенное отличие от прежнего иконостаса: все его иконы написаны в древнерусском стиле.

Икона Святой Великомученицы Екатерины находится в бело-золотом киоте-поставце у юго-восточного столпа.

У северо-восточного столпа точно в таком же киоте расположен образ Священномученика Иоанна Царскосельского. На солее под киотами устроены раки с мощами этих святых.

Западные столпы храма тоже окружены киотами-поставцами. В них стоят иконы, выполненные как в стиле древнерусского письма, так и в манере, характерной для XIX века.

Иконостас правого придела двухъярусный. Венчает его также икона «Тайная Вечеря». Иконостас левого придела также двухъярусный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: