Чего мы не увидели
На первом этаже здания северных келий, под лестницей вестибюля, имеется небольшое помещение, похожее на монашескую келью или тюремную камеру. Однако туда брат Никита нас не повел, неубедительно объяснив, что там идет ремонт (а скорее всего, мы просто исчерпали свое экскурсионное время). Жаль, конечно, так как известно, что этот зал-келья посвящен периоду богоборчества и репрессий. А для понимания истории существования и возрождения Далматовского монастыря было бы полезно познакомиться и с этими экспонатами.
Известно, что эта зловещая комната хранит подлинные документы, относящиеся к деятельности репрессивных органов Советской власти — фотографии и документы сотрудников Рабоче-Крестьянской милиции, ВЧК, НКВД, ГУЛАГа, НКГБ. Есть тут и экспонаты, характеризующие деятельность «Союза воинствующих безбожников». А главное — личные вещи новомучеников, открытки и фотографии православных церковных иерархов и рядовых священнослужителей и мирян, церковные календари, нательные крестики, начиная с домонгольского периода до ХIХ века. Поистине уникальные артефакты! Что ж, есть повод посетить монастырь еще раз.
Фото на память: брат Никита с одним из членов нашей группы
Экономика
Промышленность города представлена предприятиями машиностроения, пищевой и лёгкой промышленности и сельского хозяйства:
- ОАО «Завод СТАРТ» — производитель автоцистерн для пищевой и нефтяной промышленности.
- ООО «Промтехоборудование» — производитель циклонов, резервуаров, вакуумных фильтров и другого специального оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.
- ООО «Далматовский пищевой комбинат», выпускающий кондитерские изделия.
- ООО «Радуга» — производитель спецодежды и тканей; грибов (вёшенка).
- ОАО «Далматовский элеватор»
- ООО «Далматовский комбикормовый завод».
- ООО «Далматовский Бетонный завод»
Мощи святого Далмата
И вот настал тот момент, ради которого в Далматовский монастырь приходит множество паломников. Нас благословили подойти и приложиться к мощам святого Далмата. Рака с обретенными мощами основателя монастыря хранится в церкви Всех Скорбящих Радосте с 1994 года. Для нас даже открыли одно их «окошек» раки, дабы мы могли лицезреть часть святых мощей. Каждый мысленно возвел молитву о самом желанном. Я, например, просила здоровья и мира для себя и своих близких. А затем брат Никита повел нас в усыпальницу Далмата Исетского, расположенную в пристрое к церкви. В том самом месте, где и был обнаружен его склеп с гробом-колодой, изготовленной самим преподобным еще при жизни (упокоился основатель монастыря в возрасте 103 лет, оставаясь до конца жизни простым иноком).
История, которую рассказал нам брат Никита, такова. В 1871 году близ погребения Далмата началось строительство церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Во время прокладки траншеи под фундамент строители наткнулись на каменный склеп, из которого был виден гроб Далмата. Встал вопрос о том, как поступить с мощами преподобного. Несмотря на переписку настоятеля с правящим и викарным архиереями, освидетельствование состояния гроба и склепа самим Преосвященным Вассианом, Епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии, вопрос так и не был решен. Мощи по-прежнему оставались в том самом склепе, где и были обнаружены. Дождевая вода, проникшая по недосмотру через отверстие в склепе, впоследствии очень негативно повлияла на сохранность мощей. И здесь главным ревнителем благочестия оказался… сам старец Далмат. В монастырском архиве имеются письменные свидетельства благочестивых паломников, которым являлся Далмат и указывал на то, что он лежит в сыром месте. И повелевал объявить, дабы обрели его мощи и не сомневались в том, что в обнаруженном склепе похоронен именно он. В 1896 году к храму была пристроена каменная усыпальница, располагавшаяся непосредственно над захоронением.
После закрытия монастыря и прекращения в церкви богослужений в усыпальнице с 1933 года последовательно размещались гардероб совхозного театра, производственные помещения завода молочного машиностроения «Старт», прачечная. И только в 1992 году, когда началось возрождение Далматовского Успенского монастыря, началась деятельность по обретению мощей его основателя. Серьезная работа большой группы специалистов была успешно завершена, и день 6 августа 1994 года стал считаться в Курганской епархии праздником обретения мощей преподобного Далмата Исетского. А через десять лет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий своей резолюцией подтвердил причисление основателя Свято-Успенского мужского монастыря к лику местно-чтимых святых Курганской епархии. Теперь мощи святого Далмата покоятся в деревянной резной раке в церкви Всех Скорбящих Радосте.
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»
Склеп святого Далмата в усыпальнице при церкви
Внутри Храма. Справа — рака с мощами святого Далмата
Полуразрушенный корпус завода «Молмашстрой» на территории монастыря
Наша экскурсия по территории Далматовского монастыря и рассказ сопровождавшего нас брата Никиты позволили составить представление как в целом о монастырском комплексе, так и об отдельных его составляющих. Территория монастыря представляет собой многоугольник. Ансамбль построек окружен крепостной стеной с тремя башнями, с северными и южными воротами. Ядром композиции является Успенский собор, находящийся, к сожалению, в плачевном состоянии. Западнее — Скорбященская церковь с усыпальницей преподобного Далмата. В состав построек входной группы у южных ворот входят здания келий и служб, у северных ворот — возведенная над ними Надвратная церковь Иоанна Богослова и примыкающий к ним гостиный корпус. В помещении северных келий в 2012 году был открыт монастырский музей. Туда мы и отправились в заключение нашей экскурсии.
Подземные ходы в Далматово
Выдерживать осады обитателям монастыря помогали в том числе тайные подземные хода, которые не только соединяли внутренние постройки, но и вели за пределы обители. Можно было незаметно покинуть монастырские стены, пополнить запасы еды и воды. Среди жителей Далматово давно ходят легенды о загадочных подземельях. А некоторым даже удалось в них заглянуть. Свидетельства очевидцев приводятся в книге краеведа В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий».
Например, Я.И. Зайков в 1945 году в Успенском соборе наткнулся на чугунную крышку-люк, под которой оказались тоннели, идущие в трёх направлениях: к юго-восточной башне, западным воротам и покоям архимандрита. Однако вместо того, чтобы исследовать старинные подземелья, вход засыпали.
Л.П. Козьмина рассказывала, что побывала в подземельях дважды. В начале 1920-х годов, когда она была ещё девочкой, подземный ход показал местный священник. Они прошли от юго-восточной башни за стены монастыря – к реке. В 1940 году она вновь оказалась здесь – уже на экскурсии под руководством директора краеведческого музея И.А. Иванча, однако метров через 20 путь преградил обвал.
В 1952 году, когда готовили площадку под фундамент цеха на территории монастыря, экскаватор неожиданно стал уходить под землю. Когда его вытащили, увидели подземный ход с деревянной крепью. Судя по всему, это был древний ход ещё со времён, когда Далматовский монастырь не был отстроен в камне.
При прокладке коммуникаций работники ещё несколько раз натыкались на подземные сооружения в разных частях монастыря. Жаль, что подземными ходами никто не заинтересовался. Если бы их восстановили, был бы уникальный туристический объект.
Схема подземных ходов в Далматово из книги В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий»
Экономика
Промышленность города представлена предприятиями машиностроения, пищевой и лёгкой промышленности и сельского хозяйства:
- ОАО «Завод СТАРТ» — производитель автоцистерн для пищевой и нефтяной промышленности.
- ООО «Промтехоборудование» — производитель циклонов, резервуаров, вакуумных фильтров и другого специального оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.
- ООО «Далматовский пищевой комбинат», выпускающий кондитерские изделия.
- ООО «Радуга» — производитель спецодежды и тканей; грибов (вёшенка).
- ОАО «Далматовский элеватор»
- ООО «Далматовский комбикормовый завод».
- ООО «Далматовский Бетонный завод»
Экономика
Промышленность города представлена предприятиями машиностроения, пищевой и лёгкой промышленности и сельского хозяйства:
- ОАО «Завод СТАРТ» — производитель автоцистерн для пищевой и нефтяной промышленности.
- ООО «Промтехоборудование» — производитель циклонов, резервуаров, вакуумных фильтров и другого специального оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.
- ООО «Далматовский пищевой комбинат», выпускающий кондитерские изделия.
- ООО «Радуга» — производитель спецодежды и тканей; грибов (вёшенка).
- ОАО «Далматовский элеватор»
- ООО «Далматовский комбикормовый завод».
- ООО «Далматовский Специализированный Строитель»
«Дубинщина» и пугачёвщина
Далматовский монастырь неоднократно выдерживал нападения и осады. В 1763 году из-за тяжёлых повинностей и жестокой эксплуатации приписных крестьян те взбунтовались. В сентябре-декабре 1763 года крестьяне, вооружившись кто дубинами, кто косами, окружили Далматовский монастырь. Взять его не смогли, но долго осаждали. Зимой, с начавшимися морозами, крестьяне сами разошлись. В конце марта 1764 года к монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание было подавлено, а зачинщики жестоко наказаны. Этот бунт вошёл в историю под названием «дубинщина».
Спустя десятилетие, 11 февраля 1774 года, во время Крестьянской войны к стенам Далматовского Успенского монастыря подошло войско пугачёвцев под руководством есаула Прохора Пестерева. Мятежники пытались захватить монастырь, но не смогли, получив ожесточённый отпор. Так и не сумев зайти внутрь, пугачёвцы три недели держали монастырь в осаде. Но монахи снова выстояли. 2 марта, когда приблизился отряд генерала Деколонга, пугачёвцы ушли. Этой осаде уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил повесть «Охонины брови».
Культура
Далматовский исторический музей им. А. Н. Зырянова. 18 мая 1962 года был открыт школьный краеведческий музей. После объединения со школьным краеведческим музеем Далматовской средней школы был создан Далматовский исторический музей.
С 1978 года музей является филиалом Курганского областного краеведческого музея.
Николаевская церковь
В 1658 году была срублена первая, а в 1673 году вторая деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Каменная Николаевская церковь строилась на месте второй деревянной в 1754—1763 годах на средства прихожан — монастырских крестьян. В 1770—1776 годах с северной стороны был пристроен отапливаемый северный придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В 1858—1860 годах с южной стороны пристроен придел во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского с трапезной, притворами и папертью. В 1902 году были две иконы старинного письма: большая икона св. Николая Можайского в металлической позлащенной ризе и небольшая икона святителя Николая в серебряной кованой ризе. В ночь на 27 июня/10 июля 1918 года белогвардейские части подошли к реке Исеть. Красноармейцы заметили сначала конную разведку, а потом пехоту и приготовили пулеметы. Священники Николаевской церкви Владимир Сергеев и Александр Сидоров, а также дьякон Василий Ситников предупредили наступавших белогвардейцев колокольным звоном. В тот же день оба священника были казнены красноармейцами в Сухом логу у линии железной дороги. Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге 28 июня расстреляли. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученики Владимир Сергеев, Александр Сидоров и Василий Ситников прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В 1934 году по решению советских властей церковь была закрыта. Здание изменило первоначальный облик. Колокольня, купола и церковная ограда были разобраны на кирпич. В здании церкви размещались кинотеатр, Дом культуры, спортивная школа, склады, библиотека, флюорографический кабинет. В 1960 году Постановлением Совета министров РСФСР Николаевский храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1980—2012 годах там находился краеведческий музей. Ныне здание передано Шадринской епархии Русской Православной Церкви.
Кое-что из истории
Далматово — небольшой зауральский город. Интересен он тем, что здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматово всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастырем, раскинувшимся на левом берегу реки Исети.
Монастырь был основан еще в 1644 году потомком одного из казаков дружины легендарного Ермака – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он выбрал себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу назвали селом Николаевским.
Монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель. С 1707 по 1720 год здесь построили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор.
В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. Например, в феврале 1774 года, когда практически весь Урал был охвачен «пугачевщиной», к стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около четырехсот. За стенами монастыря прятались и жители села. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями. Пугачевцы отступили. А уже после подавления смуты, в 1881 году, императрица Екатерина II за мужество в отстаивании монастыря пожаловала селу Николаевскому титул уездного города Далматово.
Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. Однако мы еще вернемся к его богатой и по-своему трагической истории, а пока экскурсионный автобус, проехав по центральной улице города, подвез нас к северным монастырским воротам.
Становление города Далматово и дальнейшая история
За заслуги в подавлении пугачёвского бунта императрица Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, который в честь основателя монастыря назвали Далматовым. Однако позже Далматовский уезд объединили с Шадринским, и город утратил статус уездного.
Ежегодно 6 декабря в Далматово проходила крупная Никольская ярмарка. Главным товаром на ней было мясо. А одним из важных промыслов местных жителей был сбор дикого хмеля по берегам реки Исети. Его собирали как для личного потребления, так и на продажу. Славилось Далматово и огурцами. Летом отсюда вывозили до 10 тысяч пудов свежих огурцов. В Далматово жило немало купцов. Центр города и сейчас украшают старинные купеческие дома.
В 1852 году в Далматове вспыхнул страшный пожар, уничтоживший чуть ли не весь город. Н.К. Чупин писал, что сгорело до 550 домов, уцелело всего лишь 60-70 домов. Пострадал и монастырь.
Ещё нужно отметить, что в Далматово родился Алексей Фёдорович Мерзляков (1778-1830) – поэт, литературный критик, педагог, профессор Московского университета. Его учениками были такие известные и талантливые люди, как А.С. Грибоедов, Ф.И. Тютчев, М.Ю. Лермонтов, П.А. Вяземский. А уже в советское время тут появился на свет известный археолог Валерий Трофимович Петрин (1943-2002).
В 1913 году через город прошла железная дорога. Во время Гражданской войны в окрестностях Далматово проходили бои. В 1924 году Далматово понизили до статуса села. В 1920-е годы Далматовский монастырь закрыли. При нём были богатые библиотека и архив. Частично их удалось сохранить стараниями краеведа В.П. Бирюкова. В разные годы в монастырских стенах размещались краеведческий музей, госпиталь для раненых на Великой Отечественной войне, курсы усовершенствования командного состава. В 1930 году Скорбященскую церковь переоборудовали под театр. После Великой Отечественной на этой территории обосновался завод «Молмашстрой», который производил оборудование для переработки, перевозки и хранения молока. Вскоре это предприятие стало градообразующим. В 1947 году Далматово вновь обрело статус города.
В 1992 году монастырь вернули РПЦ. Сейчас Далматовский Успенский монастырь является действующим, а его здания постепенно реставрируют. Ансамбль Далматовского монастыря является памятником архитектуры федерального значения.
В наши дни главным предприятием города считается завод «Старт», который производит оборудование для пищевой промышленности и транспортные автоцистерны. Далматово является центром Далматовского района Курганской области. Численность населения города Далматово около 12 тысяч человек.
Омовение в святом источнике
Уехать из Далматова без того, чтобы не посетить знаменитый святой источник, мы, конечно же, не могли. По преданию несколько веков назад именно из этого водного источника на берегу Исети пил сам преподобный Далмат. И именно благодаря этой воде, гласит легенда, старец Далмат прожил более ста лет.
Живительный родник бьет в непосредственной близости от западной стены монастыря, к нему ведет мощеная дорожка. В настоящее время над источником возвели часовню. Спустившись вниз по довольно крутым ступеням, мы оказались внутри часовни. Здесь обустроен небольшой, говоря современным языком, бассейн. При помощи системы труб сюда беспрерывно поступает и вытекает вода из источника, так что бассейн всегда наполнен.
Считается, что, окунувшись в воду святого источника, ты избавишься от болезней тела и души. Многие из членов нашей группы так и сделали, облачившись во взятые с собой рубашки. Лично я воздержалась, ограничившись тем, что попила воды из источника и ополоснула лицо. Да уж, водичка, надо сказать, почти ледяная — можно было позавидовать мужеству окунувшихся женщин из нашей группы.
Обратная дорога показалась короткой. Потому что каждый из нас мысленно переживал впечатления от увиденного и услышанного. И, хотите верьте, хотите нет, чувствовал душевное просветление.
P.S. Городское общество инвалидов по зрению благодарит туристическое агентство ООО «Турист» и его директора Ларису Конареву за организацию бесплатной, в рамках социального партнерства, поездки в Далматовский монастырь и надеется на дальнейшее сотрудничество.
Все туры по Уралу, в которых побывали журналисты «КР» вы найдете в разделе «По родному краю».
Культура
Далматовский исторический музей им. А. Н. Зырянова. 18 мая 1962 года был открыт школьный краеведческий музей. После объединения со школьным краеведческим музеем Далматовской средней школы был создан Далматовский исторический музей.
С 1978 года музей является филиалом Курганского областного краеведческого музея.
Николаевская церковь
Файл:Далматово Николаевская церковь Юго-западный вид 18 марта 1924.jpg Николаевская церковь.
В 1658 году была срублена первая, а в 1673 году вторая деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Каменная Николаевская церковь строилась на месте второй деревянной в 1754—1763 годах на средства прихожан — монастырских крестьян. В 1770—1776 годах с северной стороны был пристроен отапливаемый северный придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В 1858—1860 годах с южной стороны пристроен придел во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского с трапезной, притворами и папертью. В 1902 году были две иконы старинного письма: большая икона св. Николая Можайского в металлической позлащенной ризе и небольшая икона святителя Николая в серебряной кованой ризе. В ночь на 27 июня/10 июля 1918 года белогвардейские части подошли к реке Исеть. Красноармейцы заметили сначала конную разведку, а потом пехоту и приготовили пулеметы. Священники Николаевской церкви Владимир Сергеев и Александр Сидоров, а также дьякон Василий Ситников предупредили наступавших белогвардейцев колокольным звоном. В тот же день оба священника были казнены красноармейцами в Сухом логу у линии железной дороги. Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге 28 июня расстреляли. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученики Владимир Сергеев, Александр Сидоров и Василий Ситников прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В 1934 году по решению советских властей церковь была закрыта. Здание изменило первоначальный облик. Колокольня, купола и церковная ограда были разобраны на кирпич. В здании церкви размещались кинотеатр, Дом культуры, спортивная школа, склады, библиотека, флюорографический кабинет. В 1960 году Постановлением Совета министров РСФСР Николаевский храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1980—2012 годах там находился краеведческий музей. Ныне здание передано Шадринской епархии Русской Православной Церкви.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Файл:Далматово Церковь Владимирской иконы Божией Матери 18 марта 1924.jpg Церковь Владимирской иконы Божией Матери.
До революции была построена возле кладбища церковь Владимирской иконы Божией Матери. Не сохранилась.
Восстановление монастыря
6 мая 1992 года Далматовский монастырь передали Русской Православной церкви, и начался долгий процесс восстановления святыни с поэтапной реставрацией.
Монастырь получил природный газ, силами братии побелили монастырские стены. Перед монастырём заасфальтирована площадка и установлена новая кованая ограда с автоматическим шлагбаумом центрального входа. На реставрацию комплекса потрачено 50 миллионов рублей из федерального бюджета.
Сегодня на площади 4.7 га, занимаемой монастырём, живут 30 человек. При монастыре действует «Дом паломника» на 80 человек. Ночлег и пищу найдёт каждый приехавший поклониться преподобному Далмату. На попечении обители – дом престарелых и наркологический реабилитационный центр, работает воскресная школа.
Насельники монастыря преподают «Основы православной культуры» в школах города Далматово и Далматовского района. Священнослужители Далматовского монастыря служат в приходских храмах и молитвенных домах Далматовского района.
Преподобный Далмат – местночтимый святой в Курганской и Шадринской епархии и внесён в Собор сибирских святых. В феврале 2013 года Архиерейский собор Русской Православной церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского.
В помещениях северных келий открыт монастырский музей. Ежегодно с 29 июля-6 августа проводится традиционный крестный ход Курган-Далматово, посвящённый годовщине обретения мощей Далмата.
Культура
Далматовский исторический музей им. А. Н. Зырянова. 18 мая 1962 года был открыт школьный краеведческий музей. После объединения со школьным краеведческим музеем Далматовской средней школы был создан Далматовский исторический музей.
С 1978 года музей является филиалом Курганского областного краеведческого музея.
Николаевская церковь
В 1658 году была срублена первая, а в 1673 году вторая деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Каменная Николаевская церковь строилась на месте второй деревянной в 1754—1763 годах на средства прихожан — монастырских крестьян. В 1770—1776 годах с северной стороны был пристроен отапливаемый северный придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В 1858—1860 годах с южной стороны пристроен придел во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского с трапезной, притворами и папертью. В 1902 году были две иконы старинного письма: большая икона св. Николая Можайского в металлической позлащенной ризе и небольшая икона святителя Николая в серебряной кованой ризе. В ночь на 27 июня/10 июля 1918 года белогвардейские части подошли к реке Исеть. Красноармейцы заметили сначала конную разведку, а потом пехоту и приготовили пулеметы. Священники Николаевской церкви Владимир Сергеев и Александр Сидоров, а также дьякон Василий Ситников предупредили наступавших белогвардейцев колокольным звоном. В тот же день оба священника были казнены красноармейцами в Сухом логу у линии железной дороги. Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге 28 июня расстреляли. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученики Владимир Сергеев, Александр Сидоров и Василий Ситников прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В 1934 году по решению советских властей церковь была закрыта. Здание изменило первоначальный облик. Колокольня, купола и церковная ограда были разобраны на кирпич. В здании церкви размещались кинотеатр, Дом культуры, спортивная школа, склады, библиотека, флюорографический кабинет. В 1960 году Постановлением Совета министров РСФСР Николаевский храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1980—2012 годах там находился краеведческий музей. Ныне здание передано Шадринской епархии Русской Православной Церкви.
Как добраться до Далматово
Город Далматово расположен в Курганской области. На автомобиле из Екатеринбурга нужно выехать на трассу на Тюмень, повернуть на Каменск-Уральский, объехать этот город и двигаться на Курган. Затем повернуть по указателю на Далматово.
На общественном транспорте до Далматово можно доехать на автобусе из Кургана или Екатеринбурга. Либо по железной дороге – на электропоезде «Ласточка» Екатеринбург – Курган до станции «Далматово».
Координаты Далматово (вход в монастырь): 56.257744°, 62.939786°. Расстояние от Екатеринбурга – 177 км, от Кургана – 200 км, от Челябинска – 208 км, от Перми – 540 км.
Павел Распопов
Литература: Ильяшенко С.Ф. Что посмотреть в Далматово? – Курган, 2016. Курганская область: активный и познавательный туризм. Путеводитель. – Екатеринбург: ООО ИД «Фест Хэнд» (Репейник), 2013. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург, 1902. Слукин В.М. Тайны уральских подземелий: легенды, реальность, поиск. – Екатеринбург, 2005. Чупин Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. — Пермь, 1873.
В трапезной
Территория монастыря показалась довольно обширной, но странным образом безлюдной. Впрочем, судя по изредка встречающимся и спешащим куда-то людям в монашеской рясе и без таковой, жизнь здесь идет своим чередом. Встретили нас приветливо, в сопровождающие дали симпатичного рослого монаха лет тридцати пяти от роду. Он попросил обращаться к нему брат Никита. Первым делом наш «гид» повел нас… в трапезную — приближалось время обеда.
У двухэтажного здания с высоким крыльцом собрались люди. Монахов среди них я не увидела — по-видимому, либо они были уже внутри, либо в трапезную заходят с другого входа. Наша группа состояла в основном из женщин, а вот население монастыря почти сплошь мужское, что, впрочем, не удивительно — ведь монастырь мужской. Оказалось, кроме монахов и послушников здесь обитают и просто служащие, и так называемые трудники, но о них расскажу чуть позже.
Трапезная, как пояснил брат Никита, и до революции была таковой, только одноэтажной, а второй этаж был маленький — скорее надстройка, где размещался архиерейский покой. Сегодня трапезная занимает второй этаж, а на первом разместился столярный цех: для храма и монастыря все столярные изделия делаются своими руками. Наверху сохранилась деревянная башня, которая исстари выполняла роль смотровой. Ведь вплотную к территории монастыря, метрах в двадцати от забора, протекает река Исеть, по которой раньше и шло все основное движение транспорта. С башни за ним велось наблюдение.
В обеденный зал первыми входят мужчины, потом уже запускают женщин. Все вошедшие в полном молчании стоят за длинными столами в ожидании короткой молитвы, которую перед каждой трапезой читают монахи (и после трапезы — тоже). Кстати, хотя мясного на столе мы не увидели, еда оказалась очень вкусной — грибной суп-пюре, гречневая каша, салаты из овощей и даже десерт в виде кусочков дыни.
После сытного обеда брат Никита провел нас по территории монастыря. Эта экскурсия оказалась весьма интересной и познавательной.
Возникновение Далматовского монастыря
История Далматово – это прежде всего история Далматовского Успенского монастыря
Он сыграл важную роль в освоении Исетского края, способствовал продвижению русских поселенцев по реке Исети, занимая важное стратегическое положение
В 1644 году здесь обосновался инок Далмат – в миру Дмитрий Иванович Мокринский (1594-1697). Он был потомком одного из казаков войска Ермака. После смерти супруги Мокринский постригся в монахи в Невьянском монастыре и взял себе имя Далмат. Позже, из любви к уединению, он ушёл на реку Исеть. Для жилья выкопал себе пещеру в склоне оврага. Позже к отшельнику присоединились сподвижники. Около пещеры они построили деревянную часовню, в которой поставили принесённую Далматом икону Успения Божией Матери. Вскоре тут поселился и сын Далмата – Исаак.
На возвышенном левом берегу реки Исети построили деревянную церковь с братскими кельями. Так возник мужской Далматовский Успенский монастырь. Его первым игуменом стал Исаак – сын Далмата. Из-за опасности со стороны местных народов, пытавшихся вытеснить незваных пришельцев, тут поставили деревянную стену с башнями по углам, а также запаслись оружием. Не раз на монастырь нападали башкиры и татары и разоряли его, но каждый раз монастырь отстраивали заново. Кстати, в Музее истории и археологии Урала в Екатеринбурге хранится боевой шлем Далмата.
В 1651 году рядом возникла слобода Служняя, которую в 1691 году переименовали в село Николаевское – по возведённой церкви Николая Чудотворца. А с 1680 по 1743 год рядом с Далматовским Успенским монастырём находился Введенский женский монастырь.
Постепенно Далматовский монастырь превратился в крупное землевладельческое хозяйство с обширными пашенными и сенокосными землями. В середине XVIII века ему принадлежало село и 14 деревень, в которых проживало 2150 человек. Каждый крестьянин должен был отработать на монастырь определённое количество дней и заплатить оброк. Протекающую через Далматово реку Исеть использовали в транспортных целях. Монахи отправляли по ней в Тобольск баржи с мукой, зерном и хмелем, а также сплавляли лес.
С Далматовским монастырём связано появление Каменского завода – ныне города Каменск-Уральский. Рудознатцы Далматовской обители нашли железную руду на речке Каменке, а в 1682 году пустили там небольшой Железянский завод. В 1700 году эту землю вернули в казну, и в 1701 году начал работу первый на Урале казённый Каменский завод.
После череды пожаров, в 1707 году в Далматовском монастыре решили построить каменную цитадель. Её возводил зодчий Иван Борисов по прозвищу Сорока. Строили долго и основательно. Писатель Алексей Иванов называет результат гибридом старинного кремля с Петропавловской крепостью. Здесь выросли толстые каменные стены с башнями и бастионами. Строительство шло с 1713 по 1763 год. Возвели тут и каменные церкви.
В монастыре паломники больше всего почитали икону Успения Божией Матери, с которой в эти места пришёл сам Далмат Исетский. Это была главная святыня монастыря. После революции икона была утрачена, её судьба неизвестна.
В XVIII веке Далматовский Успенский монастырь служил местом ссылки для старообрядцев и других неугодных. Среди них были протопоп Московского Успенского собора и бывший синодальный член Иоанн Максимов, иеромонах Феофан Леонтович, граф Пётр Апраксин, а в соседнем Введенском женском монастыре томилась княжна Прасковья Юсупова (за «волшебство»).
При монастыре возникла первая школа Зауралья. Известно, что в 1719 году здесь учились 9 мальчиков, а в 1779 году – уже 200 человек. В 1816 году открылось духовное училище. Среди его выпускников были путешественник К.Д. Носилов, председатель Русской духовной миссии в Иерусалиме А.И. Капустин (отец Антонин), будущий изобретатель радио А.С. Попов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, учёный и краевед А.Н. Зырянов.
Увидеть, как монастырь выглядел до революции, можно на цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского 1912 года.