Библиография
- Небылицы (Фантастические наброски). — Киев, 1893.
- На тройках. Очерки и рассказы. — М.: Изд. Сытина, 1895.
- За Урал (Из скитаний по Западной Сибири). Очерки. — М., 1897.
- Маленький роман (Дети). — М.: Изд. Клюкина и Ефимова, 1898.
- Повести и рассказы. — М.: Изд. Сытина, 1899.
- Рассказы в 2 тт. — Изд. т-ва «Знание», 1903—1908.
- Между двух берегов. — СПб.: Освобождение, 1909.
- Белая цапля (Сказка). — М.: Книгоиздательство т.д. С. Курнин и К., 1910
- Рассказы и сказки для юных читателей. — СПб.: Изд. т-ва «Просвещение», 1911.
- Рассказы. — М.: Изд. Кн-ва писателей в Москве, 1913—1917. (кн. 1. Сухая беда; кн. 2. Чёрной ночью; кн. 3. Золотая осень; кн. 4. Крамола)
- Верный друг и др. рассказы. — М.: Кн-во писателей в Москве, 1915.
- Ёлка Митрича. — М.
То же. — М.-Пг.: ГИЗ, 1923.
: ГИЗ, 1919.
- Рассказы. — Берлин: Изд. Гржебина, 1922.
- Всё проходит. — М.: Никитинские субботники, 1927.
- Автобиография. // Писатели. / Изд. 2-е. Под ред. В. Лидина. — М., 1928.
- Переселенцы. Рассказы. — М.: Федерация, 1929.
- Литературные воспоминания. — М.: Изд. Московск. т-ва писателей, 1931.
- Избранные рассказы. — М.: Гослитиздат, 1935.
- Избранное. / Вступ. ст. С. Дурылина. — М.: Советский писатель
Избранное. — М.: Советский писатель, 1948.
, 1945.
- Записки писателя. — М., 1948.
- Повести и рассказы. — М., 1951.
- Записки писателя: Рассказы о прошлом и воспоминания. — М.: Советский писатель, 1952. — 360, с. — 30 000 экз.
- Избранные сочинения. В 3-х тт. / Вступ. ст. В. Борисовой. — М.: Гослитиздат, 1956.
- Записки писателя: Воспоминания и рассказы о прошлом / Послесловие К. Пантелеевой. — М.: Московский рабочий, 1958. — 384, с. — (Библиотека для юношества). — 85 000 экз.
- Рассказы. Повести. Легенды / Вступ. ст. А. Л. Трегубова. — М.: Советская Россия, 1983. — 332 с.
- Избранные произведения / Вступ. статья К. Пантелеевой; Сост., подг. текста и коммент. М. Блинчевской. — М.: Художественная литература, 1985. — 400 с.
Библиография
На тройках. Очерки и рассказы, изд. Сытина, М., 1895;
За Урал (Из скитаний по Западной Сибири). Очерки, М., 1897;
Маленький роман (Дети), изд. Клюкина и Ефимова, М., 1898;
Повести и рассказы, изд. Сытина, М., 1899;
Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913—1917 (кн. 1. Сухая беда; кн. 2. Чёрной ночью; кн. 3. Золотая осень; кн. 4. Крамола);
Верный друг и др. рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1915;
Елка Митрича, ГИЗ, М., 1919;
То же, ГИЗ, М. — П., 1923;
Рассказы, изд. Гржебина, Берлин, 1922;
Всё проходит. М., 1927;
Литературные воспоминания, изд. Московск. т-ва писателей, М., 1931;
Избранные рассказы, Гослитиздат, М., 1935.
Избранное. — М., 1945;
Записки писателя. — М., 1948;
Избранное / Вступ. ст. С. Дурылина. М., 1948;
Повести и рассказы. — М., 1951;
Телешов Н. Д. Записки писателя: Рассказы о прошлом и воспоминания — М .: Советский писатель, 1952. — 360, с. — 30 000 экз . (в пер.);
Избранные сочинения , т. 1—3, М., 1956;
Телешов Н. Д. Записки писателя: Воспоминания и рассказы о прошлом / Послесловие К. Пантелеевой — М .: Московский рабочий, 1958. — 384, с. — (Библиотека для юношества). — 85 000 экз . ;
Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. , М., 1966.
Рассказы. Повести. Легенды. — М., 1983;
Избранные произведения. — М., 1985;
Слайд 5 1884 году окончил Московскую Практическую коммерческую академию.
В 1888 познакомился с А. П. Чеховым. В том же году организовал литературный кружок «Среда». Первые стихотворения Телешова появились в журнале «Радуга» в 1884 году.
Русский писатель Николай Дмитриевич Телешов родился в московской купеческой семье в 1867 году. Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившимися на волю. Николай рано приобщился к чтению и литературе. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 году он стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Достоевского, Тургенева.
Детство
Родился 29 октября (10 ноября) года в московской купеческой семье. Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившиеся на волю. Родители: Дмитрий Егорович и Елизавета Петровна Телешовы.
Он рано приобщился к чтению и литературе. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 году стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева и др. Чуть раньше, в десять лет, в типографии И. Д. Сытина он познакомился с процессом возникновения книги. Со временем возникла потребность самому приобщиться к литературному процессу. Деловые связи и дружба с Сытиным будут сопровождать его всю жизнь.
Краткая биография
- Телешов поступил в Практическую коммерческую академию в Москве, которую окончил в 1884 г.
- В 1884 г. Телешов начал публиковаться в журнале «Радуга». После этого писатель публиковался в небольших изданиях.
- В 1886 г. его стихи стали частью сборника «Искреннее слово». Несмотря на то, что этот сборник не пользовался популярностью, он помог начинающему автору получить важный опыт и познакомиться с другими творческими людьми и помогли ему влиться в литературную среду.
- В 1886 г. он издал собственный сборник «Фантастические наброски».
- Телешов публиковался в непопулярных журналах («Семья», «Россия», «Гражданин», «Детское чтение»). Ключевыми темами ранних произведений был быт крестьянских и купеческих семей.
- В 1888 г. началась дружба Н. Д. Телешова с А. П. Чеховым. Последний оказал огромное влияние на творчество Телешова, что неоднократно замечали современники.
- В 1893 г. в издании «Русское обозрение» был опубликован очерк об Ирбитской ярмарке.
- В 1894 г. Телешов отправился в путешествие по Сибири, воспользовавшись советом А. П. Чехова. Он посетил города Урала и Западной Сибири – Пермь, Екатеринбург, Курган, Томск, Тюмень и другие города.
- В 1895 г. вышел сборник «На тройках», в который вошли рассказы писателя.
- В 1897 г. был опубликован цикл «За Урал», ставший результатом путешествия автора в Сибирь. Рассказы писателя отличались размеренностью повествования и так называемой «чеховской» манерой письма.
- В конце 1890-х гг. Телешов перестал публиковаться в журналах консервативной направленности и начал печататься в либеральных журналах.
- В 1899 г. Н. Д. Телешов познакомился с Максимом Горьким. Последний стал собраний у Телешова, к которым присоединились также А. И. Куприн, А. С. Серафимович, Л. Н. Андреев, К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин, В. А. Брюсов, В. В. Вересаев и другие. Писательский кружок носил название «Среды», поскольку литераторы собирались вместе по средам. Писательские собрания проводились вплоть до 1916 года. Именно во время одного из таких собраний Горький представил работу «На дне». В итоге литературные работы членов собраний образовали сборники «Знание», «Слово», «Нижегородский сборник». На «Средах» присутствовали знаменитые художники (А. М. Васнецов, И. И. Левитан, А. Я. Головин, К. К. Первухин), а также известные исполнители и композиторы (Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов).
Участники «Сред» Телешова. С. Г. Скиталец, Л. Н. Андреев, М. Горький, Н. Д. Телешов, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, Е. Н. Чириков (1902)
Слайд 2424.09.10 Основные события рассказа.Из переселенческого барака В Сибири совершает побег Сёмка, вихрастый
бледнолицый мальчик лет одиннадцати.Родители Сёмки умерли от тифа, теперь он сирота.Сёмка далеко от родного дома, но родину мальчик помнит.Сёмка без родителей плакал и просился домой, но его заставили жили здесь, в бараке: кормили хлебом и щами.Сёмка шёл по Сибири и вспоминал дорогу, по которой добирался с родителями.Широко разлилась перед Сёмкой река. Всё было пусто и немо.Куда же уйдёшь: река, небо, лес. Сёмке хотелось заплакать, есть, пригреться, хотелось видеть подле себя отца с матерью.Вдруг показался челнок. От жалости рыбак взял Сёмку с собой.Прошло 2 недели, а Расеи не видно.Сёмка, забывая об усталости, шепчет заветное слово: «Домой».
Слайд 1124.09.10 «Поезжайте куда-нибудь далеко, верст за тысячу, за две,
за три. Ну, хоть в Азию, что ли, на Байкал. Вода на Байкале бирюзовая, прозрачная: красота! Если времени мало, поезжайте на Урал: природа там чудесная. Перешагните непременно границу Европы, чтобы почувствовать под ногами настоящую азиатскую землю и чтоб иметь право сказать самому себе: «Ну, вот я и в Азии!» А потом можно и домой ехать. И даже на дачу. Но дело уже будет сделано. Сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете! Увидите народную жизнь, будете ночевать на глухих почтовых станциях и в избах, совсем как в пушкинские времена; и клопы вас будут заедать. Но это хорошо. После скажете мне спасибо. Только по железным дорогам надо ездить непременно в третьем классе, среди простого народа, а то ничего интересного не услышите. Если хотите быть писателем, завтра же купите билет до Нижнего. Оттуда — по Волге, по Каме…»
Личная жизнь
Жена Николая Дмитриевича Телешова – Елена Андреевна Телешова (в девичестве Карзинкина), выпускница Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Она была знакома со многими знаменитыми художниками (А. М. Васнецов, И. И. Левитан и др.), благодаря чему те посещали литературные «Среды». В дальнейшем она стала иллюстратором работ своего супруга. Елена Андреевна была очень важным человеком для Н. Д. Телешова, являясь не только его спутницей жизни, но и источником творческой мотивации. Именно в ее честь Н. Д. Телешов создал «Записки писателя».
Жена — Елена Андреева
У пары родился сын, которого назвали Андрей. Его фамилия (как и фамилия дальнейших потомков) была изменена на «Телешев», с ударением на первую «е».
Внук Николая Телешова, Владимир Андреевич, работал врачом.
Дворец Культуры Горняков
Ну, терять нам все равно уже нечего – кроме архитектуры же хочется получить какую-то информацию, мы отправились в Дворец Культуры. Нуууу, тут стоит один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вы пока полюбуйтесь фотографиями, а мы к вам еще вернемся.
Дворец Культуры ГорняковФото: Арина Савина
И так, Дворец Культуры, что снаружи, что внутри, — самое настоящее искусство. Не знаю, как детям, которые приходят туда на танцы и другие кружки, но лично мы ходили с запрокинутой головой, потому что от потолка и балкончиков невозможно было оторваться. Наши ошеломленные и чуть подмороженные лица увидела директор ДК. Разглядев в нас неподдельный интерес к истории и культуре своего города, она тут же нашла нам руководителя музея, который уже через 10 минут открыл для нас двери своей сокровищницы.
ДК внутриФото: Арина Савина
Слайд 1124.09.10 «Поезжайте куда-нибудь далеко, верст за тысячу, за две,
за три. Ну, хоть в Азию, что ли, на Байкал. Вода на Байкале бирюзовая, прозрачная: красота! Если времени мало, поезжайте на Урал: природа там чудесная. Перешагните непременно границу Европы, чтобы почувствовать под ногами настоящую азиатскую землю и чтоб иметь право сказать самому себе: «Ну, вот я и в Азии!» А потом можно и домой ехать. И даже на дачу. Но дело уже будет сделано. Сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете! Увидите народную жизнь, будете ночевать на глухих почтовых станциях и в избах, совсем как в пушкинские времена; и клопы вас будут заедать. Но это хорошо. После скажете мне спасибо. Только по железным дорогам надо ездить непременно в третьем классе, среди простого народа, а то ничего интересного не услышите. Если хотите быть писателем, завтра же купите билет до Нижнего. Оттуда — по Волге, по Каме…»
Детство и юность
Известный писатель Николай Дмитриевич Телешов появился на свет 29 октября по юлианскому календарю (10 ноября по григорианскому календарю) 1867 г. Его родители, Дмитрий Егорович и Елизавета Петровна, были купцами, а более далекие предки – крепостными крестьянами, которые своими силами смогли получить вольные.
Будущий известный писатель с ранних лет начал проявлять интерес к чтению. В возрасте 10 лет мальчик побывал в типографии предпринимателя и книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина и своими глаза наблюдал, как появляется на свет книга. После этого он продолжил общение с Сытиным, которое переросло в дружбу, продлившуюся до конца его дней.
Когда мальчику было 12 лет, он наблюдал за проведением Пушкинских торжеств в столице, на которых выступали Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев, а также была проведена церемония открытия памятника А. С. Пушкину.
Николай Телешов в молодости
Музей в Дворце Культуры
Музей в ДК – это частная коллекция группы энтузиастов, краеведов, влюбленных в свой район. Благодатское краеведческое общество, которому и принадлежит этот музей, собрало невероятную коллекцию экспонатов – от уникальных фотографий дореволюционной Кушвы, которых не найдете нигде в интернете, до предметов дореволюционного и советского периода.
Музей в ДКФото: Арина Савина
Конечно, мы сразу нашли общий язык с Александром, который и заведует музеем. Он нам рассказал, как они с коллегами по крупицам собирают интересные артефакты, связанные с историей и жизнью Кушвы, и что скоро им должны выделить под их экспозиции отдельное здание.
Музей в ДКФото: Арина Савина
Слайд 5 1884 году окончил Московскую Практическую коммерческую академию.
В 1888 познакомился с А. П. Чеховым. В том же году организовал литературный кружок «Среда». Первые стихотворения Телешова появились в журнале «Радуга» в 1884 году.
Русский писатель Николай Дмитриевич Телешов родился в московской купеческой семье в 1867 году. Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившимися на волю. Николай рано приобщился к чтению и литературе. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 году он стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Достоевского, Тургенева.
Слайд 2624.09.10 Один — слепой человек — ест, пьет, работает,
отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть — это закон добра в душе человека».
Слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный
Между двух революций
Сборник «1914 год». Обложка Вас. Денисова.
Около 1905 года Телешов претерпел характерную для его поколения эволюцию влево. В его произведениях появились ноты социального протеста: «Крамола», «Петля», «Между двух берегов», «Чёрной ночью». Он впервые в России организовал в Подмосковье сельскую гимназию для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. Десять лет в ней бесплатно (или за сниженную плату) учились по принципу совместного обучения дети самых бедных крестьян и рабочих. Средства на содержание гимназии давала чета Телешовых. Помимо этого Телешов являлся одним из главных организаторов литературной, художественной, театральной и артистической жизни Москвы. Он длительное время возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и учёных, был инициатором издания различных сборников («Друкарь», «1914 год», «В помощь пленным русским воинам») и постановок любительских спектаклей писателей, являлся присяжным суда чести при обществе печати и литературы. Телешов с энтузиазмом воспринял первую русскую революцию 1905 года, и когда волна революционного подъёма прошла, его творчество не претерпело упаднических изменений, утверждая по-прежнему человеческую веру в гуманистические ценности («Верный друг», «Косцы», «Иная душа»). Неприятие империалистической войны нашло отражение в рассказах «Во тьме», «Мина» — сборник «1914 год», «Дни за днями» — сборник «В помощь пленным русским воинам» (1916). Супруги Телешовы на свои средства организовали госпиталь в Малаховке (1915), выстроили сельскую лечебницу (1916).
В 1917 году он был избран гласным Московской городской думы.
Храм Архангела Михаила
Набравшись сил, мы приехали к красивому храму. Который виднелся на горизонте почти всю нашу поездку по Кушве. Храм Архангела Михаила большой, красивый, с белоснежными стенами и зелеными куполами. Красота впечатляющая как издалека, так и при ближайшем рассмотрении.
Храм Архангела МихаилаФото: Арина Савина
Когда мы попали внутрь, мы восхитились еще больше! На самом деле, здесь даже рассказывать ничего не хочется, просто хочется, чтобы вы это увидели. Дух захватывает от красоты, величественности, изящности. Если будете в Кушве — обязательно загляните, вы точно не останетесь равнодушными.
Храм Михаила АрхангелаФото: Арина Савина
На рубеже веков
Группа участников «Сред» Телешова. Слева направо: С. Г. Скиталец, Л. Н. Андреев, М. Горький, Н. Д. Телешов, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, Е. Н. Чириков (1902).
Период с 1898 по 1903 год в биографии писателя был непростым: писалось трудно, не хотелось публиковать «пустяковину» и «тусклятину», выражаясь его собственными словами. К концу 1890-х годов прекратилось сотрудничество Телешова с консервативной прессой. Свои новые произведения он помещал в либеральных журналах «Мир Божий», «Русская мысль», «Журнал для всех», многочисленных сборниках и альманахах. К кругу знакомств писателя кроме А. П. Чехова, В. А. Гиляровского, И. А. Белоусова присоединились братья Ю. А. Бунин и И. А. Бунины, Н. Н. Златовратский, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, редакторы и сотрудники московских журналов.
Е. А. Телешова,жена писателя
В 1899 году в Нижнем Новгороде произошло знакомство Телешова и Максима Горького. Горький заинтересовался писательским кружком Телешова и рекомендовал туда Л. Н. Андреева, С. Г. Скитальца. К ним присоединились Е. Н. Чириков, В. В. Вересаев, А. И. Куприн, А. С. Серафимович и некоторые другие литераторы. Поскольку собрания писателей устраивались на квартире у Телешова по средам, решено было назвать новое литературное объединение «Средами» Телешова. «Среды» продолжались с 1899 по 1916 год. Горький впервые прочитал здесь свою пьесу «На дне». Из произведений писателей кружка впоследствии были составлены сборники «Знание», «Слово» и «Нижегородский сборник».
Женой писателя стала Елена Андреевна Карзинкина (1869—1943), представительница известной купеческой династии. Она окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, была ученицей В. Д. Поленова, имела широкий круг знакомств среди художников и благодаря ей на «Средах» бывали художники А. Я. Головин, К. К. Первухин, А. М. Васнецов, И. И. Левитан. Впоследствии она стала иллюстратором произведений своего мужа. Ей писатель посвятил свои «Записки писателя». Кроме того, частыми гостями бывали Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов.
Н. Д. Телешов был избран 29 ноября 1903 года действительным членом Общества любителей российской словесности; казначей общества с 14 февраля 1909 года.
Гора Благодать и смотровая площадка
Пообщавшись, нафотографировавшись, мы отправились покорять гору Благодать. Надо сказать, что сделать это в летнее время ГОРАЗДО проще, чем зимой. На самом деле, конечно, ничего сложного – почти до самой вершины можно доехать на машине. Едешь, ни в чем себе не отказываешь, оказываешься в нескольких метрах от смотровой площадки. Да, как раз той самой смотровой площадки на горе Благодать, о которой мы были столько наслышаны. С нее открывается чудесный вид на карьер. Карьер, на месте которого когда-то была гора. И эта гора стала ключевым элементом во всей истории появления города Кушва.
Смотровая площадка на горе БлагодатьФото: Арина Савина
На смотровой площадке установлен памятник вогулу Степану Чумпину. Однако желающие могут подняться еще выше, на самую вершину, с которой открывается чудесный вид на весь город. И вот тут уже вас ждет неприятный подъем. Летом там есть ступеньки, по ним Вы без сложности подниметесь. А вот зимой они оказались полностью занесены снегом. В общем, проходя вдоль табличек «Опасность упасть с высоты», мы еле как взобрались на вершину. Правда виды Кушвы и заснеженная природа того стоили.
Новогодняя сказка на горе БлагодатьФото: Арина Савина
Слайд 2424.09.10 Основные события рассказа.Из переселенческого барака В Сибири совершает побег Сёмка, вихрастый
бледнолицый мальчик лет одиннадцати.Родители Сёмки умерли от тифа, теперь он сирота.Сёмка далеко от родного дома, но родину мальчик помнит.Сёмка без родителей плакал и просился домой, но его заставили жили здесь, в бараке: кормили хлебом и щами.Сёмка шёл по Сибири и вспоминал дорогу, по которой добирался с родителями.Широко разлилась перед Сёмкой река. Всё было пусто и немо.Куда же уйдёшь: река, небо, лес. Сёмке хотелось заплакать, есть, пригреться, хотелось видеть подле себя отца с матерью.Вдруг показался челнок. От жалости рыбак взял Сёмку с собой.Прошло 2 недели, а Расеи не видно.Сёмка, забывая об усталости, шепчет заветное слово: «Домой».
Слайд 2624.09.10 Один — слепой человек — ест, пьет, работает,
отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть — это закон добра в душе человека».
Слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный
Экспедиция
Начнем с того, что наша поездка началась рано утром, когда мы выезжали, на дороге еще не было ни одной заблудшей души. Зато ровную дорогу, которая вела нас из Екатеринбурга к заветной цели, окружали невероятные зимние, заснеженные пейзажи. Честно говоря, если бы вела машину я – мы бы до Кушвы не доехали. Я бы точно останавливалась у каждого белоснежного деревца ради красивой фотографии.
Великолепные зимние пейзажиФото: Арина Савина
Ближе к Кушве дорога начала приобретать горно-холмистые очертания. Это на самом деле тоже отдельный вид искусства. Можем представить, какая красота это все, если посмотреть с квадрокоптера.
А где найти обед?
Ну, проморозившись хорошенько на горе Благодать, мы решили, что пора пообедать. И если вы думали, что наши приключения до этого были еще слабоваты, то найти место пообедать – приключение еще большее. Кафе всего 2. Первое было закрыто. Совсем. Работает ли оно в будни неизвестно. Но надеемся, что да. Второе кафе «Метелица» тоже было закрыто на поминки. Однако нам удалось убедить официантку, чтобы нам дали в соседнем зале хотя бы поесть, а вот за едой мы отправились в кулинарию этажом ниже. Выбор был здесь неплохой – салатики, пирожки, пирожные. В общем, казалось, что вкусный обед нам все-таки обеспечен. После оплаты наших покупок мы краем уха услышали «Пирожки от 30 декабря», и наш оптимизм был уже немножко подпорчен.
Кафе «Метелица»
Ну да ладно, пообедав вкусными салатиками и твердым, как камень, бисквитным пирожными, мы отправились на дальнейшее изучение города. Мы решили проехаться по улице Первомайской, там старинные дома – красивые до невозможности, но, к сожалению, большинство из них в разрушенном состоянии. И чудесный памятник Александру III. У которого тоже своя, непростая история. Однако восстановленный, красивый, смотрящий вдаль Александр все-таки отлично смотрится на том месте, на котором его и поставили в далеком 1901 году.
Архитектура ул. ПервомайскойФото: Арина СавинаПамятник Александру IIIФото: Арина Савина
Послеоктябрьский период
«Записки писателя», 1948.
После Октябрьской революции Телешов принимал участие в работе Народного комиссариата просвещения. Он участвовал в организации Музея МХТ (Камергерский переулок, д. 3а), директором которого был с 1923 года. В эти годы он занимался детской литературой, задумал цикл «Легенды и сказки»: «Крупеничка» (1919), «Зоренька» (1921). Начал писать художественные мемуары «Записки писателя» (1925—1943), повествующие о событиях литературной жизни Москвы XIX—XX вв. На его квартирах проходили заседания членов городской комиссии «История московских улиц» Общества охраны памятников истории и культуры Москвы. Книга «Начало конца» (1933) представляет собой повести и рассказы о событиях революции 1905—1907 годов.
Умер 14 марта 1957 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Библиографический курьёз
Группа участников «Сред» Телешова. Подпись поясняет, что Е. Н. Чирикова действительно нет.
Файл:Могила Н.Д. Телешова.jpg Могила Н. Д. Телешова на Новодевичьем кладбище в Москве
В историю русской литературы Н. Д. Телешов вошёл в первую очередь как инициатор «Телешовских сред» и автор мемуарной книги «Записки писателя». «Записки» Телешова неоднократно переиздавались в советское время и при авторских переизданиях дополнялись и исправлялись писателем. Мемуары иллюстрированы фотопортретами русских писателей. Портреты были примечательны тем, что каждый из них содержал личный дарственный автограф Телешову. Поскольку коллекционирование этих портретов было страстью Телешова, ему удалось получить дарственные надписи на портретах у Льва Толстого, Чехова, Короленко, Горького, Куприна, Бунина, Серафимовича, Вересаева, Белоусова, Скитальца, Леонида Андреева, Мамина-Сибиряка, Златовратского, Спиридона Дрожжина, Шаляпина и многих других.
В издании «Записок писателя» 1948 года среди прочих портретов была помещена иллюстрация, воспроизводившая известный групповой портрет 1902 года писателей «Среды». Её отличие от оригинального портрета состояло в том, что изображение Е. Н. Чирикова за спиной И. А. Бунина было тщательно заретушировано. По неизвестной причине исчезло лишь изображение Чирикова, хотя на том же самом снимке присутствовали другие эмигранты: Бунин и Шаляпин. Конечно, известность и значительность двух последних не шла ни в какое сравнение с известностью Евгения Чирикова. Им обоим посвящено немало страниц «Записок». К тому же советское правительство в первые годы после войны при посредничестве Н. Д. Телешова какое-то время рассчитывало вернуть Нобелевского лауреата по литературе обратно в Советский Союз. Шаляпин и Чириков к этому времени уже давно скончались, и хотя в «Записках» имя Чирикова вскользь упоминается несколько раз, но даже в этом случае его лик омрачал советскую литературу.
Детство
Русский писатель Николай Дмитриевич Телешов родился в московской купеческой семье в 1867 году. Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившимися на волю. Николай рано приобщился к чтению и литературе. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 году он стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Достоевского, Тургенева и др. Чуть раньше, в десять лет, в типографии И. Д. Сытина Николай познакомился с процессом возникновения книги. Со временем возникла потребность самому приобщиться к литературному процессу. Деловые связи и дружба с Сытиным будут сопровождать Николая всю жизнь. Позднее он получил неплохое образование в московской Практической коммерческой академии, которую окончил в 1884 году.
Граница Европы и Азии
На этом наша насыщенная поездка подошла к концу. Уже в полной темноте мы возвращались домой, в голове перебирая чудесные впечатления от поездки. Напоследок решили доехать до границы Европы и Азии, а точнее до самого старого пограничного знака, который был поставлен в 1868 году и почти в первозданном виде дожил до наших дней.
Пограничный знак Европы и АзииФото: Арина Савина
Это получилось отличное начало года настоящего путешественника. Получив море удовольствия от нового города (и одной новой маленькой деревни), мы зарядились вдохновением на работу на недели вперед. Так что поезжайте вслед за нами в Кушву и в Верхнюю Баранчу, еще успеете поймать красивую, снежную зиму в свои ладони.
Автор текста и фото: Арина Савина
Вывод
Творческий путь Н. Д
Телешова – яркий пример переосмысления жизни и собственных ценностей, осознания важности человеческой жизни. Помимо бесценного литературного наследия, представляющего собой произведения для взрослых и детей, писатель по собственной инициативе вместе с супругой выполнял важные гуманитарные миссии, связанные с получением образования незащищенными слоями населения, а также получением медицинской помощи
Его человеколюбие нашло отражение в творчестве.
Он рано приобщился к чтению и литературе. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева и др. Чуть раньше, в десять лет, в типографии И. Д. Сытина он познакомился с процессом возникновения книги. Со временем возникла потребность самому приобщиться к литературному процессу. Деловые связи и дружба с Сытиным будут сопровождать его всю жизнь.
Н. Д. Телешов был избран 29 ноября 1903 действительным членом Общества любителей российской словесности; казначей общества с 14 февраля 1909.
Николай Телешов умер 14 марта 1957 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Белобров, Н.; Платоныч, Н.; Телешев К.; Тушин, Н.
29 октября (10 ноября) 1867
Москва, Российская империя
14 марта 1957 (89 лет)
Писатель, поэт, литературный деятель