Шайтан-камень на реке реж и шайтанская писаница

Термальный комплекс «Баден-Баден Изумрудный берег»

Курорт для ценителей отличного отдыха, любителей лесной природы. Оздоровление создается с помощью комплекса термальных бассейнов, которые придают ощущения гармонии с природой. А первозданный уральский лес очищает организм и укрепляет дух.

Предлагаются номера различных ценовых категорий и классов комфортности. Из развлечений – бильярд, пейнтбол, игровой комплекс для детей, беседки с мангалами, предоставление экскурсий, а также превосходные условия для рыбалки. На рыбалке можно поймать крупного карпа, щуку, окуня и другие виды пресноводных рыб. Рыболовные снасти и катамаран даются на прокат. В ресторане ждут вкусные блюда и приятный интерьер. Термальный комплекс дарит незабываемые впечатления каждому посетителю.

Местоположение: улица Ленина — 118.

Датировка наскальных изображений

Определить время создания наскальных изображений очень сложно

При определении возраста уральских писаниц необходимо принимать во внимание многие факторы: стилистические особенности и технику нанесения рисунков, состояние поверхности камня, высотное расположение, топографию местности.. Но, все же, основным методом выявления примерных датировок является метод аналогий — определение сходства рисунков на скалах другими предметами: орнаментами на керамике, гравировками на кости, орудиях и оружии, проведении археологических раскопок вблизи писаниц, а также сравнение с аналогичными памятниками других территорий

На сегодняшний день нижнюю границу традиции нанесения наскальных изображений на Урале специалисты определяют неолитом, а возможно и поздним мезолитом.

Но, все же, основным методом выявления примерных датировок является метод аналогий — определение сходства рисунков на скалах другими предметами: орнаментами на керамике, гравировками на кости, орудиях и оружии, проведении археологических раскопок вблизи писаниц, а также сравнение с аналогичными памятниками других территорий. На сегодняшний день нижнюю границу традиции нанесения наскальных изображений на Урале специалисты определяют неолитом, а возможно и поздним мезолитом.

История Писаного камня

Описание рисунков на Ирбитском Писаном камне еще в начале XVIII века стало первым опубликованным сообщением о древних изображениях на Урале. А принадлежит это описание перу голландского ученого Николая-Корнелия Витсена. О загадочных рисунках на скале он написал в своем труде «Восточная и Северная Татария». Витсен интересовался азиатской частью России, неспроста современники звали его новым Колумбом.

Но еще до этого, 1 января 1699 года, вышел указ самого Петра I «…осмотреть и описать сколь велика и высока…» Писаная Гора, или Камень, на Урале в Сибири, «…и в котором месте на камени писаны слова иль иные какие письма … Написать на чертеже ту гору и подписать слова слово в слово ничем не разно и во всем бы сходно».

Подьячий Яков Лосев и стрельцы Петрушка Сапожников и Петрушка Коптырев зарисовали рисунки с Ирбитского Писаного камня. Они-то и вошли в книгу Витсена.

Камень Писаный. Рис. И.Люрсениуса, конец XVIII в.

Упоминал рисунки и Василий Татищев:

В 1741 году скалу посетил Герард Миллер, а позже опубликовал труд «О сибирских писаных камнях».

Впрочем, рисунки не произвели особенного впечатления на Миллера. Он писал:

Ирбитский писаный камень по зарисовке Люрсениуса

В XIX веке на скале побывал член Уральского общества любителей естествознания Николай Булычев, подготовивший статью о наскальных рисунках для «Записок УОЛЕ».

Посещал Ирбитский Писаный камень и А.П. Карпинский – геолог, будущий президент Академии наук СССР. Это случилось в 1876 году.

В 1914 году на берегу реки Ирбит побывал исследователь уральских писаниц Владимир Толмачев. До наших дней дошли фотографии с того посещения и зарисовки. Сравнивая первую зарисовку с рисунками Толмачева можно отметить, что за два с лишним века рисунки практически не изменились. Чего не скажешь о их современном состоянии… 

В журнале «Записки УОЛЕ» за 1915 год мне встретилась информация, что в обращении от 10.12.1914 г. пермский губернатор по поручению Императорской археологической комиссии просил УОЛЕ позаботиться о сохранности рисунков Ирбитского Писаного камня.

Позже, в 1960 году, Ирбитский Писаный камень исследовал Валерий Чернецов. «С одной стороны, у них чувствуется некоторый страх к этому месту, смешанный с известной долей почтения, а с другой — площадка на вершине скалы и по сей день является излюбленным местом гулянок и увеселений. Некоторые жители … даже пытались препятствовать нам в проведении работ», — писал он в своем труде.

Краевед Виктор Александрович Весновский записал в своих дневниках три легенды о камне Писаном. В бывшей здесь пещере находили наконечники стрел, а над входом сохранилась полустертая надпись, сделанная красноватой краской. По одному из преданий, эту надпись нанесли завоеватели кровью побежденных с целью сохранить память о своих подвигах, по другому – надпись показывает, как добыть клад. Самое поэтичное третье предание повествует о том, как здесь разбился чудской князь с конем, о его смерти и написано на утесе, а сам князь с богатствами похоронен в пещере.

В советское время пещеру взорвали, а одна из групп изображений около пещеры при этом была уничтожена… Причем скалу взрывали два раза – в 1929 году и в 1960-е годы. Породу использовали в качестве щебенки для строительства. Правда, выяснилось, что здешний известняк плохо подходит для этих целей, что спасло скалу с древними рисунками от полного уничтожения.

История

Древние художники при высекании наскальных рисунков пробивали верхнюю, потемневшую от времени, корку гладкой поверхности мраморовидного известняка и достигали не тронутого временем слоя породы нормально-белого цвета, поэтому контуры изображений своей белизной заметно выделялись на общем желтом или сером фоне скалы.

Первые сведения о наскальных рисунках Байкала сообщил Н.Н. Аганитов в 1881 г. Однако этим исследователем были зарисованы только основные, более четко видимые изображения. Причем рисунки им были сделаны «на глаз», поэтому в них имеются неточности.

В 1921, 1923, 1927, 1949 и 1956 гг. наскальные рисунки Байкала были осмотрены автором статьи и с них сделаны эстампажи и фотоснимки.

В данной статье дается описание рисунков, высеченных на скалах берега бухты Ая и горы Сахюртэ, расположенных на западной стороне Байкала.

Азов-гора и призрак девушки

Особой живописностью Азов-гора похвастаться не может, но некоторые скалы выглядят эффектно. Фото: Павел Распопов

Заурядный с виду скальный массив в окрестностях Полевского овеян множеством тайн и легенд. В частности, местные любят заговорщически шептаться о девке-Азовке, хранительнице скал с трагичной судьбой. В разных источниках героиня поочерёдно превращается то в любовницу разбойников, то в тайную жену Пугачёва, то в сторожа пещеры с сокровищами, в ней же и замурованную. Итог у всех легенд один: в полночь туристы видят на горе призрачный Азовкин огонек, а порой и саму девушку…

Скажу честно, для меня все эти легенды смахивали на байки у костра под банку тушенки. И когда этим летом компанией из четверых человек мы отправились на Азов-гору, мы были настроены весьма задорно.

…Тот вечер выдался безлунным. Мы сидели вокруг жаркого костра, стараясь не вглядываться в густеющие тени, таинственно подвывали и картинно пугались при виде плывущего по тропинке огонька — туриста с налобным фонариком. Было почти не страшно. А когда все наконец расползлись по палаткам, тёмная стена леса и вовсе осталась где-то далеко снаружи.

Доигрались.

Посреди ночи меня вырвал из сна чей-то смех — явные мужские голоса. Я прекрасно помнила, что на поляне мы оставались одни: все остальные туристы покинули скалы ещё вечером. И теперь бродящие в диком ночном лесу люди не предвещали для нас абсолютно ничего хорошего.

Почти час я в панике вслушивалась в завывание ветра и шелест травы, однако ночной лес не подавал признаков постороннего присутствия. Почему я вдруг в ужасе проснулась от голосов из сна (сна ли?..) — оставалось загадкой.

А утром стало ясно, что выспаться не удалось никому: одной туристке постоянно мерещилось чье-то присутствие и слышались шаги, другому парню приснилось, что кто-то звал его из палатки — и, выйдя наружу, он увидел у ночного костра девушку и услышал потустороннее «Иди сюда»…

Впечатлительность? Но мы отнюдь не были трусами. Ночевали и раньше в гораздо более глухих и неуютных местах, засыпали под погасший костёр, травили туристические байки — и всегда палатка оказывалась надёжным домиком, внутри которого логика побеждает фантазию и разом перестают существовать все странные тени, подозрительные шорохи и рассказанные у костра страшилки.

И вот впервые Азов-гора распорядилась по-другому.

Сюжет

Походы и туризм: всё об активном отдыхе на Урале
Обозреватель «Областной газеты» Евгения Скачкова рассказывает о походной жизни и жизни в походах.

Описание

Писаницы наносились на вертикальные или слегка наклонные поверхности скал, защищённых от прямых атмосферных осадков, под навесами или на стенках с отрицательным уклоном. Большая часть изображений на Урале находится на частях скал, обращённых к воде, иногда на плоскостях, обрывающихся прямо в воду. Чаще всего изображения наносились непосредственно с земли, но известны писаницы, расположенные на значительной высоте, часто под такими рисунками можно обнаружить небольшую скальную полку-выступ, также художник мог использовать деревянные конструкции или спускаться сверху, на ремнях или верёвках.Стараясь усилить яркость рисунка, древний художник выбирал более светлые участки скальной поверхности, само изображение, скорее всего, он наносил пальцами, об этом может говорить ширина линий около 1-3 сантиметров. Влага, стекавшая по скалам в течение тысячелетий, создала тонкий известковый налёт, именно эта хрупкая, полупрозрачная корочка донесла до наших времён эти удивительные произведения.

Писаницы выполнены контурами и линиями, нередко можно увидеть фигуры, нанесенные в «скелетном» стиле с акцентом на рёбра или внутренние органы изображаемых существ. Однако, некоторые полотна содержат целиком закрашенные фигуры и небольшие по площади пятна.

При создании наскальной живописи человек использовал естественные краски и оксиды металлов. Наиболее распространены краски, изготовленные путём смешения природных пигментов (охр от светло-желтого до багряно-красного и коричневого тонов) с водой, кровью либо жиром животных.Памятники наскального искусства, в большинстве своём, относятся к далёким временам: позднему мезолиту, неолиту, бронзовому веку, и видение мира древнего человека, возможно, во многом иное, чем наше. Поэтому понять смысл первобытных рисунков зачастую очень сложно, а уж дать им однозначную интерпретацию тем более невозможно.Уральские писаницы, в своём большинстве, представляют собой двухмерное изображение объекта, некая объёмность рисунка достигалась за счёт использования естественных выступов скальной поверхности. Фигуры животных и птиц чаще всего показаны в профиль, хотя встречаются изображения зверей, передающие вид сверху. Человекоподобные существа обычно показаны в анфас, но известны рисунки с трехчетвертным разворотом и в профиль.

Таким образом, древний художник освоил все измерения, существующие в современном искусстве, но не владел главным его достижением — техникой передачи объёма на плоскости. Так же часто не соблюдались взаимные пропорции изображаемых животных, фигура лося могла соседствовать с соизмеримой по величине фигурой человека или птицей.Движение в наскальной живописи передавалось через положение (скрещенность, согнутость) ног, наклон тела или поворот головы.

Можно выделить 4 группы изобразительных мотивов:

  1. Геометрические фигуры: сетки, зигзаги, волны, многоугольники, линии, круги.
  2. Звери: в своем большинстве подставлены фигурами копытных.
  3. Птицы: утки, гуси, лебеди.
  4. Человекоподобные или анропоморфные существа.

Среди зверей преобладают копытные: лоси, олени и косули. Для Среднего и Северного Урала характерны изображения лося и оленя, жители Южного Урала предпочитали изображать косулю. Это полностью совпадает с территориями, где данные виды животных преобладают и сегодня. Кроме копытных известны рисунки медведя, собаки.

«Степь да степь кругом…»

Статья по теме

Шишкинские писаницы простоят еще максимум сто лет

Забегая вперед, отметим, что вполне добротная дорога продолжалась до Баяндая, а вот дальше, хоть грунтовка и не попадалась, асфальт резко «заволновался». Так что, если решитесь на поездку, будьте там поосторожнее.

Сама поездка, а в нашем случае это было пятичасовое путешествие на малолитражном автомобиле, обязательно станет для вас приятным воспоминанием. Бескрайние просторы, умиротворяющие степи и пологие зеленые горы – что еще нужно, чтоб начать отдыхать от города уже прямо в автомобиле?

Верховья реки Лены. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Дорога, по сути, идет вдоль побережья Байкала, правда самого озера с дороги не видно. Если вы захотите взглянуть на него, то вам нужно будет свернуть с дороги  в упомянутом выше Баяндае примерно через 125 километров после начала пути. После бурятского поселка Баяндай трасса начинает уводить автомобили на север.

Так как значительную часть дороги пересекает Усть-Ордынский бурятский округ, входящий в состав Иркутской области, где население живет скотоводством, на дороге часто попадаются коровы и небольшие табуны лошадей. Понаблюдать за мирно пасущимся скотом в дороге приятно, только стоит помнить, что животные часто выходят на трассу и могут спровоцировать ДТП.

Прироода севера сурова, но прекрасна. Фото: АиФ/ Роман Сизых

В степях Прибайкалья живет множество птиц. Даже двигаясь в автомобиле запросто можно довольно близко увидеть степных орлов, сапсанов и других хищников. Птицы не боятся автомобилей и с любопытством следуют рядом с ними крыло в крыло.

Санатории в Реже

В 23 километрах от города, в бальнеологической местности на берегу реки Липовка, расположена специализированная больница восстановительного лечения «Липовка». Клиника находится в живописном курортном месте в хвойном лесу, неподалеку от больницы расположен большой пруд. Отличительной особенностью лечебницы являются естественные источники радоновых вод, которые схожи с водами Белокурихи и Цхалтубо. В клинике осуществляется лечение широкого спектра заболеваний: эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожных заболеваний, органов желудочно-кишечного тракта.

На берегу Режевского водохранилища находится оздоровительно-санаторный комплекс «Изумрудный берег», оборудованный на европейском уровне и предлагающий гостям широкий спектр услуг.

Краткое описание

Город Реж берет начало своей истории с 1773 года, когда на реке Реж Саввой Яковлевым был построен чугуноплавильный и железоделательный завод. Металл Режевского завода считался превосходным. В 1878 году на всемирной промышленной выставке в Париже лист режевского железа получил золотую медаль.

Завод проработал до 1911 года, когда закрылся из-за промышленного кризиса. Уже в советское время около Режа нашли большие запасы никелевых руд. Возникший здесь никелевый завод стал вторым в СССР после Верхнеуфалейского. Завод «Режникель» работает в городе до сих пор. Главный символ города, ставший его визитной карточкой – храм Иоанна Предтечи, возвышающийся на Орловой горе. Храм имеет довольно необычную архитектуру.

Каменная однопрестольная церковь была заложена в 1897 году, а освящена в самом начале XX века – в 1902 году. Около храма расположено городское кладбище. На горе около храма хорошая смотровая площадка. Отсюда прекрасно виден город, завод, пруд. Прямо под горой течет река Реж. За горой высятся абсолютно черные, совершенно лишенные растительности и какой-либо жизни отвалы завода «Режникель». Апокалипсический пейзаж отвалов также притягивает некоторых туристов. Одно из украшений города – монумент Трудовой и Боевой славы. Памятник стоит на правом берегу пруда.

Ближе к центру города можно увидеть еще один любопытный памятник – памятник первым строителям Режевского завода. По Режевскому району проходит богатая самоцветная полоса Урала, широко известная своими драгоценными камнями. В здешних лесах множество копей и закопушек. Здесь образован природно-минералогический заказник «Режевской», администрация которого находится в Реже. Тут же находится небольшой, но любопытный минералогический музей «Самоцветная полоса Урала». Посетители увидят в нем камни, которые находят на территории Режевского заказника, в том числе и драгоценные.

Он находится на втором этаже живописного дома управителя заводом, который расположился на левом берегу пруда, близ плотины. Это единственное в Реже здание в форме ротонды, увенчанной куполом. К сожалению, этот дом сильно пострадал в советское время. Сейчас он уже не так прекрасен, как до революции. Снесен флигель, исчезли арки и колонны, уничтожена красивейшая лепнина. Раньше вдоль берега пруда простирался заводской парк с беседками. Сейчас от этого не осталось и следа. Пострадало и внутренне убранство: уничтожена внутренняя отделка, пропали камины, винтовая лестница. Были засыпаны подвальные помещения, из которых, согласно ряду исследований, вели подземные ходы.

Здание бывшего дома управителя имеет статус памятника архитектуры XIX века.Есть в Реже также и историко-краеведческий музей. Экспозиции музея рассказывают об археологических памятниках района, минералогических богатствах, истории завода, быте населения Режа, животном мире и т.д. На окраине Режа – одна из главных природный достопримечательностей города – родник Пробойный, служащий людям уже много лет.

Поблизости от родника было старинное старообрядческое кладбище. Сейчас оно почти полностью разрушено, но кое-где еще видны могильные плиты. На берегу красивого Режевского пруда, окруженного сосновым лесом, можно увидеть скалы Пять Братьев — памятник природы. Ниже города на берегу реки Реж есть еще один природный геоморфологический и ботанический памятник – скала Белый камень.

Шайтанская писаница

В далеком прошлом эту скалу приметили предки народа манси. Здесь располагалось их святилище. С тех далеких времен до наших дней дошло несколько групп писаниц – древних наскальных рисунков, нанесенных на скалу красной охрой.

Шайтанскую писаницу открыли в 1976 году археологи В.Т. Петрин, А.Ф. Шорин и В.Н. Широков. В последующем на вершине скалы археологи обнаружили жертвенную площадку со следами металлургического производства.

 

Найти рисунки несложно. Достаточно пройти вдоль подножия скалы, внимательно рассматривая поверхность на уровне глаз и ниже. Рисунки расположены на участке скалы справа от разлома. Высота изображений – от 15 сантиметров до чуть более 2 метров от земли. Вероятно, что часть рисунков утрачена под осыпавшейся породой. Расстояние между крайними рисунками составляет около 175 метров. Лучше всего сохранились рисунки в центральной части скалы.

Всего археологи насчитали около сотни изображений, условно объединенных в 17 групп. Встречаются небольшие участки, полностью покрытые краской (вероятно, в результате размывания рисунков). К сожалению, некоторые из рисунков пострадали от времени и от современного человека.

Изучая рисунки, по отличиям в яркости и цвете (от красно-оранжевых до темно-бурых) ученые сделали вывод, что изображения создавались на протяжении длительного времени. Какие-то фигуры видны четко, другие же расплылись в пятна. Некоторые рисунки нанесены поверх более старых. Писаница отразила религиозные и мифологические представления древних уральцев.

Интересно, что первые шесть групп рисунков содержат только зооморфные изображения, где животные изображены без каких-либо следов деятельности человека. Специалисты выделили изображения лосей (некоторые в так называемом скелетном стиле, другие с изображениями внутренних органов), птиц и, предположительно, зайцев. Наиболее интересно изображение лося, поверх которого нанесена сетка, символизирующая ловчее приспособление.

Имеются и изображения человека, выполненные при помощи линий. Некоторые люди показаны в фертообразной позе – с опущенными на пояс руками. На некоторых рисунках человекообразные фигуры имеют округлые головы, у других головы украшены двурогими уборами. В 15-й группе изображений археолог В.Н. Широков выделил сразу четыре антропоморфных фигуры, причем три из них выполнены в редком на Урале трехчетвертном развороте. Что еще более интересно, нога центральной, самой большой человеческой фигуры стоит на лосиной голове. Так наши предки изобразили ритуальную церемонию, связанную с промысловым культом лося. Позже на этой группе изображений при обработке фотографий специалистами была выявлена еще одна, частично сохранившаяся антропоморфная фигура.

Любопытна и самая нижняя по течению группа рисунков. Здесь показаны вписанные друг в друга два равнобедренных треугольника, имеющие общее основание, в центр которого опущен короткий вертикальный отрезок. Еще два отрезка соединяют параллельные стороны треугольников. Ниже видны фрагменты трехзубчатого гребня, под которым – плохо сохранившаяся фигура птицы. Интересна интерпретация этой группы рисунков. Гребневидные знаки на уральских писаницах символизируют верхний мир или небосвод. Знак в виде треугольника специалисты трактуют как хижину. По верованиям многих народов, душа человека после смерти улетает в образе водоплавающей птицы. Например, ханты использовали для ритуала проводов души утку. Через 40-50 дней после смерти человека они строили на окраине поселения шалаш и помещали в него деревянное изображение умершего, а перед входом оставляли убитую утку. Потом шалаш вместе с идолом сжигали, а утку варили и съедали.

Шайтанская писаница – далеко не единственная на реке Реж, но одна из самых интересных.

Сплав и рыбалка

Местность в долине реки – один из самых популярных туристических участков на Урале. Здесь сосредоточены десятки достопримечательностей, в том числе геологических и археологических.

Фильм-путешествие «Уральские писаницы. Экспедиция по реке Реж»

Реж известна своими скалами, карта которых содержится в местных путеводителях. В общей сложности насчитывают свыше 60 крупных и небольших объектов. В некоторых из них сохранились древние наскальные рисунки.

В верховьях река проходит через Самоцветную полосу Урала. Это местность, растянувшаяся на 100 км, где находятся крупные месторождения топазов, изумрудов и прочих драгоценных камней и редких минералов.

В среднем течении расположен экологический парк с тропой, проходящей вдоль скал береговой зоны. Здесь есть рекреационные пляжные участки, ландшафтные музеи, площадки с красивыми видами.

Сплав по реке Реж 42км | ЗА ОДИН ДЕНЬ

Реж популярна у любителей сплавов. Категория сложности маршрутов небольшая – не выше 2. Однако русло извилистое, на пути встречаются многочисленные препятствия, за что реке отдают предпочтение водные туристы.

Отправляться в сплав лучше всего поздней весной или ранним летом, когда вода поднимается в период половодья. На майские праздники сюда всегда прибывают туристы, поэтому нужно быть готовым к тому, что местность будет многолюдной.

Сплав по реке Реж. Екатеринбург. 2021год. Июнь

В верхнем течении на карте поток не такой полноводный, как в среднем. Поэтому отправляться в сплав можно лишь в весенние месяцы, когда воды еще достаточно. На отдельных участках даже в низовьях река мелеет, из-за чего эти отрезки нужно обходить пешком.

В извилистом русле реки попадаются поваленные деревья и мели, особенно в верховьях. Для сплава лучше всего подходит участок, который начинается от города Реж. Протяженность пригодного маршрута – почти 100 км. Здесь нет завалов и порогов, поэтому отправляться на сплав могут даже неопытные туристы. Однако проходить водоем под низкими мостами нужно осторожнее.

РЫБАЛКА река Реж. ловим щуку на силикон.

Кроме сплавов интерес для туристов Урала представляет рыбалка. На карте Реж есть популярные у местных рыболовов места. Весенние и летние месяцы – лучший период для клева. Поймать можно такие виды рыб как:

  • Плотва.
  • Щука.
  • Окунь.
  • Ерш и проч.

РЫБАЛКА НА РЕКЕ РЕЖ НА СПИННИНГ, ЗА КАРАСЕМ С ЛЕТНИМИ УДОЧКАМИ, ОТДЫХ У ДРУЗЕЙ, ЛОВИМ НА УРАЛЕ!

Встречаются в основном экземпляры среднего размера, однако иногда клюет и крупная рыба.

Владимир Привет! Меня зовут Владимир. Я закончил Российский Государственный Гидрометеорологический Университет. В свободное время веду блог, в котором рассказываю о водных объектах нашей планеты, увлекаюсь охотой, рыбалкой и сплавом по рекам. Присоединяйтесь! Пишите комментарии, задавайте вопросы.

14 тысяч лет до нашей эры

До вожделенного памятника от Качуга нужно преодолеть несколько километров по грунтовой дороге. Во время поездки вам откроются красоты Ленских берегов – крутые красные утесы так и просятся в объектив. После очередного поворота реки открывается вид на скальник, на котором и хранятся свидетельства о художественном восприятии мира людей из далекого палеолита – древнекаменного века, в котором люди только научились делать каменные орудия и керамику, а земледелие и скотоводство им были еще не знакомы.

Фото: АиФ/ Роман Сизых

Скальник состоит из множества красных камней, некоторые из них словно специально обработаны огромным тесаком, настолько их поверхность ровная. Неудивительно, что именно они стали холстом для древних художников.

Вдоль скальника тянется асфальтированная дорога, ее устроили специально, чтобы не разрушать памятник. У начала скал под горой стоит небольшая сторожка, в которой уже несколько лет постоянно проживают смотрители

Любопытные сюда приезжают часто, беспокоят сторожей своим присутствием и вниманием. Вот и сегодня навстречу нам вышел улыбчивый мужчина, представившийся Борисом

Двухэтажная сторожка. Фото: АиФ/ Роман Сизых

«Туристов бывает много, — рассказывает Борис. – Нас тут и поставили для того, чтобы защищать рисунки от таких вот как вы. По инструкции подниматься к ним запрещено. Рисунки хоть и сохранились, несмотря на время, но постоянно уничтожаются вандалами, которые хотят и сами на скалах свой след оставить».

Статья по теме

По следам древних. Кто и когда сделал каменные «писанки» Байкала?

Мы попросили разрешения посмотреть на рисунки и Борис согласился нас проводить. Скальник возвышается над Леной довольно высоко – это практически отвесная гора, с выступившими из нее камнями. С земли увидеть рисунки практически невозможно – они скрываются за выступами, либо нарисованы очень высоко. Древние художники явно не стремились к публичности своего искусства.

«Вот, посмотрите, какое безобразие, — комментирует Борис, указывая на свежие надписи, сделанные белой краской. – С одной стороны, хорошо бы, чтоб писаницы наши могли видеть люди, но с другой мы можем их потерять, ведь за всеми не уследишь».

Камни густо усеяны однообразными надписями из серии «Здесь был Вася». Если верить обязательно приложенной к надписям датировке, «васи» с краской начали здесь бывать с 1920-х годов, во время активного освоения Ленских богатств.

Фото: АиФ/ Роман Сизых

Надписей с датами после 2010 года мы не увидели. Именно в это время к скальнику были приставлены постоянные смотрители. На вопрос, почему эти надписи не убирают, Борис ответил:

«Краску можно смыть, например ацетоном. И даже пробовали это делать и многие смыли. Но оказалось, что древние рисунки тоже не выносят такой чистки, пропадают. Поэтому сейчас краску не удаляют».

По подсчетам ученых, на камнях люди каменного века оставили около 2 000 рисунков. Увидеть невооруженным взглядом сейчас можно не больше пары десятков.

Воспользовавшись разрешением смотрителя, мы поднялись на скалы, чтобы разглядеть крупные петроглифы. Кстати, самое непростое в этом деле – не подняться по опасно осыпающейся скале на 50 метров вверх, а различить среди известняковых разводов фигуры, нанесенные охрой рукой древнего мастера или высеченные на камнях.

Сюжет изображает охоту. Фото: АиФ/ Роман Сизых

За одним из выступов открывается настоящая информационная записка – большая фигура лося с ветвистыми рогами, а вокруг него охотники на конях с копьями и флагами, в ногах всадников суетятся собаки. Сцена охоты предстает во всех деталях. Поражает точность лосиной фигуры – отчетливо виден характерный лосиный нос. А изящные ноги животного говорят, что мастер имел большой опыт в изобразительном искусстве.

Кстати, один из петроглифов, изображающий всадника со знаменем в руках был когда-то взят для герба республики Саха (Якутия).

Чуть поодаль по скале плывут древние лодки с гребцами. Гребцы изображены схематично и в интересной позе – они словно склонились, воздев руки, а на головах гребцов изображены как ни странно рога.

Гребцы. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Ощущения от созерцания наскальных рисунков невозможно описать словами, когда тебя и далекого художника разделяют века, все остальное, включая последнюю историю человечества, которой ты сам стал свидетелем, кажется мелким и незначительным. От древнего человека, одетого в невыделанные шкуры животных остались прекрасные свидетельства его существования, которых не смогло смыть время. А что останется от нас, людей вооруженных до зубов планшетами и фотоаппаратами?

Фото: АиФ/ Роман Сизых

Режевский исторический музей

Основными задачами музея являются сохранение и передача потомкам своей истории. С 1990 года – года основания, Режевский исторический музей прекрасно справляется с этими задачами. Среди постоянных выставок и экспозиций музея – Старый Режевской завод; Быт и промыслы жителей Режевского района; Природа Режевского района; Режевляне в годы Великой Отечественной войны.

Проводятся мастер-классы по изготовлению народной куклы. Детям очень интересно будет принять участие в интерактивной программе «Русское гостеприимство», где они в игровой форме узнают о традициях русского гостеприимства в прошлом. А для совсем маленьких детей, воспитанников детских садов, в музее предлагается развивающая программа «Путешествие в музей». Такие занятия с малых лет прививают детям любовь к своей Родине, традициям и истории своего края.

Местоположение: улица Красноармейская — 3.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: