Месторождения и добыча мрамора в россии

Коелгинский мраморный карьер

Известность и стимул для развития селу принесло Коелгинское месторождение белого мрамора. Его разрабатывает компания «Коелгамрамор» — крупнейшее в России предприятие по добыче белого мрамора и одно из крупнейших в мире.

Разработка месторождения была начата в 1924 году местной артелью. В настоящее время тут добывается 45% мрамора всего Урала. Местный мрамор имеет белый или светло-серый цвет с голубоватым и желтоватым оттенками, с мелкозернистой структурой.

Запасы мрамора оцениваются в 19 млн м³. Глубина залегания – до 130 м. Разработка ведется открытым способом с использованием камнерезальных машин, поэтому у краев карьера образовались красивые ступени. В год добывается порядка 45-50 тысяч м³ мраморных блоков. Запасов хватит еще надолго. Коелгинский мрамор славится своим качеством, конкурируя с европейским мрамором. По свойствам он лучше знаменитого белого каррарского мрамора из Италии.

Коелгинский мрамор использовался в облицовке зданий Большого Кремлевского дворца, Дома правительства, Российской академии наук, Генштаба, станций Московского и Екатеринбургского метрополитенов. Местный мрамор применялся при строительстве самой крупной в Европе мусульманской мечети Кул-Шариф в Казани, мечети Ляля-Тюльпан в Уфе, мраморного иконостаса в екатеринбургском Храме-на-Крови, театра драмы в Уфе и Челябинске, мемориального комплекса на Поклонной горе и многих других объектов. Но главным триумфом коелгинцы считают победу в борьбе за получение заказа на изготовление мраморного наряда для храма Христа Спасителя в Москве. Для него было изготовлено около 37 тысяч деталей из мрамора. Выполнение этого заказа принесло известность уральскому предприятию.

Коелгинский мрамор охотно покупают не только в России, его поставляют и в другие страны. А вот в Челябинской области его мало где увидишь – у местного бюджета нет средств на дорогой поделочный камень.

Фото Надежды Шималиной

В Коелге есть несколько мраморных карьеров, главный из которых носит название Центрального. Площадь карьерного поля достигает 53 га, карьера — 21 га, глубина — 75 м. Он разрабатывается с 1926 года. По данным на 2015 год, здесь добыли 4,9 млн м3 породы, получено 1,8 млн м3 белых мраморных блоков.

На Центральном карьере имеется смотровая площадка. Именно сюда едут туристы. К смотровой площадке приведёт центральная улица Мира. Перед поворотом дороги направо видны отвалы карьера и поднимающаяся по склону дорога (проезд по ней закрыт). Оставив машину на обочине слева от дороги и поднявшись наверх, вы увидите мраморный карьер во всём его великолепии.

Смотровая площадка тоже украшена мрамором. Тут же установлена табличка, сообщающая основные сведения о карьере, а также о том, что в 2000 году карьер был освящён главой РПЦ.

Присмотревшись, можно увидеть, как выпиливаются мраморные блоки и складываются погрузчиком в самосвалы, еле поднимающиеся в гору под внушительной тяжестью. Чтобы карьер не затопило грунтовыми водами, ведется круглосуточная откачка воды.

Фото Надежды Шималиной

Вернувшись к дороге, стоит пройти по ней дальше пару сотен метров. Здесь сооружен пруд на реке Коелге, а на другой берег ведет пешеходный мост. Интересно, что подпорки моста сложены из мраморных блоков. Река делит село на две части. Как говорят коелгинцы, на одном берегу «царствует» директор карьера, а на другом — директор совхоза. Местное крупное сельскохозяйственное предприятие — единственное в округе, не развалившееся после установления рыночной экономики. 

Главная архитектурная достопримечательность Коелги – храм Михаила Архангела, стоящий на въезде в село. Его строительство было начато в 1996 году, а в 1997-м здесь уже состоялась первая служба. Основные работы закончили в 2000 году. Он построен на средства акционеров предприятия «Коелгамрамор», по инициативе директора И.А. Чеботарёва. Если снаружи храм кирпичный (мрамором отделано лишь крыльцо и некоторые элементы), то внутри он облицован мрамором. Выполнен из мрамора и иконостас. Рассказывают, что в храме великолепная акустика. А вот на внешнюю облицовку мрамором, видимо, не хватило денег, поэтому при взгляде на церковь возникает впечатление какой-то незавершённости. Высота церкви – 42 м (до верхушки креста). Для небольшого села выглядит масштабно.

Кстати, строительство первой каменной церкви в Коелге начали ещё в 1912 году, но достроить до войны и революции не успели. Недостроенное здание простояло до 1960-х годов, а затем было разобрано на кирпичи.

Рядом с церковью на пригорке стоят шикарные коттеджи разбогатевших на мраморе людей. Местные жители называют это место Полем чудес. 

Месторождения мрамора — Европейская часть и Центральный регион.

В центральной европейской части России мрамор встречается довольно редко, основные его залежи встречаются в Карелии.

На северном побережье Ладожского озера расположено Рускеальское месторождение зеленовато-серых мраморов, в Прионежье — белогорская группа месторождений розовых доломитизированных мраморов (Белогорское, Вонгубское, Лимжозерское, Красногорское, Ершов Кряж). Мраморы перечисленных месторождений в известном смысле можно назвать «историческими»: большинство их разрабатывалось с середины XVIII в. и широко использовалось в художественном убранстве дворцов и храмов Петербурга. В этом же районе расположено Ковадъярвинское месторождение зелено-серых и коричневато-серых серпентинитовых мраморов.

Мрамор есть?

Рускеальское месторождение все еще значится в государственном балансе запасов, хотя добывать там камень уже не будут. Аналогичная картина и с другими знаменитыми карьерами — той же Белой Горой в Кондопожском районе.

— Обидно до слез: на мировом рынке камня используют любой мрамор, кроме карельского, — говорит кандидат технических наук, замдиректора Института геологии КарНЦ РАН Виталий Шеков. — Сегодня он неконкурентоспособен: у нас можно получать большие блоки, но пилить из них ничего нельзя. Они просто разваливаются — слишком много трещин.

Это результат взрывов, которые гремели на карьерах в прошлые столетия. Взрыв не только откалывал кусок мрамора, но и хорошенько встряхивал весь массив. Теперь из этих скал не вырубить даже куб с ребром метр на метр.

— Специалисты говорят, что камень любит взрыв, — рассуждает Виталий Шеков. — Но это в том случае, когда вы заряжается ровно столько взрывчатого вещества, сколько нужно (а не сколько влезет). Но даже при этом сегодня очень многие отходят от взрывчатки и используют распиловку с помощью алмазного каната. Даже на гранитах, чего раньше не было.

Как добраться до Рускеалы

Расстояние от Северной столицы до Карелия парк Рускеала составляет по трассе 292 км. До горного парка добраться из Санкт-Петербурга можно несколькими способами.

На автобусе

Попасть в Рускеала на рейсовом автобусе можно через Петрозаводск. С автовокзала № 2 (Обводный канал) и с «Северного» автовокзала (станция метро «Девяткино») ежедневно курсируют автобусы Санкт-Петербург — Петрозаводск. Время в пути от 7 до 11 часов.

Далее ежедневно ходит автобус Петрозаводск — Вяртсиля, который останавливается в Рускеала. Время в пути занимает 4,5 часа, стоимость проезда начинается от 1000 рублей. Автобус прибывает в Рускеалу в 20.05, поэтому нужно подумать о ночлеге заранее.

Еще один способ – добраться до Сортавала из Санкт-Петербурга. С «Северного» автовокзала ежедневно отходит автобус в 9.20. В пути он 5 ч 10 мин. В районе станции метро «Озерки» (ТЦ «Окей») останавливаются маршрутные такси на Сортавалу.

От Сортавала до горного парка Рускеала постоянно ходит рейсовый микроавтобус, частный транспорт, такси.

На машине

Самым удобным способом добраться из Москвы до горного парка Рускеала будет поездка до Северной столицы и затем до Сортавала. В 2019 году была открыта новая федеральная автомобильная трасса М11 «Нева». К 2021 году сдано в эксплуатацию 610 км дороги.

«Нева» — одна из первых в России платных трасс, проходит через Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области и идет вплоть до Северной столицы. Имеет категорию «А», насчитывает от 2 до 5 полос в одну сторону, благодаря чему на ней можно развивать скорость до 150 км/ч.

Чтобы выехать на трассу из Москвы, не нужно выезжать на МКАД. Можно по Дмитриевскому шоссе выехать на Северо-Восточную хорду, которая переходит на трассу М11. Дорога бесплатная, но разные участки обслуживаются разными транспортными компаниями, поэтому за проезд нужно платить.

ВНИМАНИЕ! В районе Солнечногорска пересекаются участки, принадлежащие разным компаниям. Поэтому, если производить оплату через электронную систему Транспондер, деньги могут быть списаны в пользу обоих компаний

Лучше платить наличными, но для этого нужно останавливаться каждый раз у кассы. Теряется время, однако это гарантия того, что с вас не возьмут лишние деньги.

Среди недостатков трассы – отсутствие заправок и, соответственно, кафе до съезда на Нижний Новгород. С приближением к Санкт-Петербургу ситуация улучшается.

Стоимость проезда по трассе М11 из Москвы до Санкт-Петербурга обойдется в 2250-2750 рублей, время в пути – 6 часов плюс 1,5 часа по Москве. В сам город въезжать не нужно. На КАДе в районе ТРК «Мега Парнас» нужно съехать на трассу А-121. Проезд бесплатный, разрешена скорость 90-110 км/ч.

Карелия – приграничная территория, поэтому автомобили периодически останавливают люди в форме. Протяженность автодороги А-121 составляет 253 км, время в пути – 4 часа.

Проехав мимо Сортавала, нужно не пропустить съезд на дорогу «Подъезд к МАПП Вяртсиля», откуда до горного парка Рускеала в Карелии ехать всего 29 км.

На поезде

Из Москвы в горный парк Рускеала можно добраться только с пересадкой в Петрозаводске. Несколько поездов следуют по этому маршруту. Фирменный поезд «Арктика» 016А Москва-Мурманск идет до Петрозаводска почти 16 часов. Поезд 160В идет 19,5 часа. Самым быстрым является фирменный двухэтажный состав 928, который следует прямо до станции «Горный парк Рускеала».

С Финляндского вокзала Санкт-Петербурга ежедневно ходит скоростной поезд «Ласточка». Он отправляется в 6.15 и прибывает на станцию Сортавала в 10.20. Обратно идет в 18.45, возвращаясь в Северную столицу в 22.43.

Рускеальский экспресс

Расписание «Ласточки» состыковано с расписанием ретро-поезда на паровой тяге, следующего из Сортавала до горного парка. Он начал ходить с 2019 года. Туристический поезд, следующий по Карелии, Рускеальский экспресс – представляет собой узкоколейку с паровозом.

Билеты на оба поезда можно покупать вместе как на маршрут с пересадкой. Общее время в пути составляет 4 часа. Пересадка между двумя поездами длится 20 минут. Ретро-поезд находится на соседней платформе, стилизованной под старину. Это достопримечательность Сортавала, придающая железнодорожному вокзалу особый колорит.

Во время стоянки поездов на платформе находится лоток с мороженым и напитками, оформленный в советском стиле. Туристический паровоз работает на угле. Все, что происходит в кабине машиниста, транслируется на экранах в вагонах. Проводники одеты в униформу начала 20 века. Они помогают пассажирам найти свое место, сверяют билеты в планшетах.

Стоимость билета до парка Рускеала (Карелия) зависит от типа вагона:

Месторождения мрамора — Уральский регион.

Основные разведанные месторождения мрамора в России находятся на Южном Урале в Челябинской и Свердловской областях. Основная концентрация мраморных залежей находится на восточном склоне Уральского хребта. Здесь добывают мрамор кальцитового типа. Основные цвета добываемого мрамора это белый и серый. Но встречаются также черный и зеленый мрамор.

Самым крупным мраморным карьером по добычи белого мрамора в России считается Коелгинский. Разрабатывать Коелгиский карьер начали в 20 годы прошлого века, когда потребность в мраморе была велика, а закупать его в Европе стало не рентабельно. В Коелгинском месторождении добывают белый и серый мелкозернистый мрамор, сопоставимые по качеству с Каррарским итальянским мрамором. Мрамор из этого месторождения поставляется по всей России, из этого мрамора сделана облицовка Храма Христа Спасителя в Москве, коелгинским мрамором облицованы Государственные здания: Миноброны, Белый дом, Государственный кремлевский дворец. Им отделаны многие станции метро.

Так же в Челябинской и Свердловской областях есть более мелкие месторождения мрамора, в которых также ведется добыча камня, но не в таких больших масштабах. Это Южно-Коелгинское месторождение белого и серого мрамора; Мраморское — там добывают светло-серые и желтовато-белые мраморы; Макаровское — белый и серый мрамор; Полоцкое — белый мрамор; Каркодинское, Колюткинское и Журавлев Лог — серый и серо-черный мрамор.

К перспективным можно отнести Айдырлинское и Южно-Айдырлинское месторождения в Оренбургской области: здесь наряду с серыми мраморами встречаются белые мелкозернистые разновидности. Необходимо также отметить Першинское и Глинское месторождения черного камня в Свердловской области.

На Урале расположены залежи и цветных мраморов и мраморизованных известняков, но их значительно меньше. Как и везде в мире, цветной мрамор встречается реже. Цветные мраморы и облицовочные камни добываются в Свердловской области: серовато-розовые и медово-желтые мраморы месторождения Сарапульское, серо-розовые и красные мраморизованные известняки месторождения Нижне-Тагильское (Сапальское), желтые и желтовато-серые мраморы месторождения Починковское

В Челябинской области цветные мраморы добывают на месторождении Октябрьское, зеленые офиокальциты в месторождении Черешковское и коричнево-красные строматолитовые известняки в месторождении Лемезиня. Два аналогичных месторождения строматолитовых известняков (Инзерское и Мулдакаевское) расположены уже в соседнем Башкортостане.

На Среднем Урале, в Пермской области разведаны месторождения серовато-розовых, сиреневых, желтовато-сиреневых мраморов Велсовское и желтых мраморов Бисерское (Борок).

История Коелги

Село Коелга возникло в устье одноимённой реки, которая впадает здесь в Увельку. По реке село и получило своё название. Лингвисты считают, что оно произошло с башкирского и означает «родниковая река». Её название встречается на старых картах с 1735 года. По берегам реки залегает мрамор, который издавна использовали местные жители.

Длина реки Коелги составляет 59 км. Раньше она брала начало в юго-восточной части озера Чебаркуль, а теперь из-за снижения уровня воды в водоёме начинается на болотах в окрестностях деревни Малково. Из рыбы в реке встречаются карась и ротан. На реке создано несколько прудов, один из них расположен в селе Коелга. В XIX – первой половине XX века на Коелге велась добыча россыпного золота.

Населённый пункт в этом месте возник в 1747 году, когда тут заложили крепость. Для охраны земель от набегов здесь поселились 50 семей казаков из Челябинской крепости. Через Коелгу проходила старая дорога, соединявшая Челябинск и Оренбург. П.И. Рычков в книге «Топография Оренбургской губернии» 1762 года писал: 

Во время Крестьянской войны в 1774 году крепость добровольно перешла на сторону пугачёвцев. Позже крепость прекратила своё существование, и Коелга стала казачьим посёлком. Известно, что в 1889 году в Коельском было 330 дворов, в которых жило 726 мужчин и 808 женщин, имелись деревянная церковь, мужская и женская школы, 5 водяных мельниц.

В селе родился танкист Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза Семён Хохряков. В 1952 году тут установили бюст в его честь. Численность населения Коелги, согласно переписи 2010 года, составляет 3993 человека. 

Водопады в горном парке Рускеала

Когда мы слышим слово Карелия, сознание сразу рисует нам картину горного края, покрытого лесом, пересеченного реками и водопадами. Это уникальный пейзаж Рускеала с мраморным карьером и водопадами.

Горный парк расположен на реке Тохмайоки. Буквальный, дословный перевод этого непривычного для россиян слова – бешеная, дурная река. Местные жители подметили и увековечили в названии самую главную особенность: эта водная артерия Карелии по праву гордится своими водопадами. Они видны и слышны еще с дороги в Рускеалу. Ну как тут удержаться и не остановиться, чтобы полюбоваться на них?

Обращает на себя внимание то, что вода в них насыщенного бурого цвета. Детям, да и некоторым взрослым кажется, что это течет с гористых берегов кока-кола

Конечно, это не так. Коричневый цвет вода приобретает, пробираясь сквозь толщу горных пород, богатых железной рудой и другими минеральными отложениями. Да и само название Рускеала означает коричневый (бурый) цвет. Как гласит молва, чтобы понять Карелию, надо познакомиться с тремя «китами», на которых она держится. Это лес, камень и вода. Все три наиболее ярко раскрывают нам рускеальские водопады.

Водопад Ахвенкоски

Самый крупный водопад Рускеальского комплекса Ахвенкоски переводится с финского как «Окуневый порог». Его совокупная высота четыре метра. Остальные три скорее можно назвать порогами, что, впрочем, не делает их менее красивыми.

Сюда лучше приезжать на несколько часов, чтобы не бегло посмотреть, а спокойно прогуляться по экологической тропе и почувствовать всю энергетику места. Она проложена таким образом, что открывает просмотр на самые красивые, самые видовые части реки и водопада.

Веревочный мостик протянут над самим водопадом, так что можно максимально близко полюбоваться на нерукотворно чудо природы. Только заранее нужно позаботиться об удобной обуви и одежде для прогулок.

У входа есть стоянка для автотранспорта, сувенирные палатки, беседки, скамьи и кафе для отдыха туристов.

Водопад Кивач

Посещение водопадов – одно из основных направлений природного туризма в Карелии. Самый знаменитый водопад Кивач. Стремительный, мощный – вот как переводится его название.

Он расположен на реке Суна и входит в состав старейшего карельского заповедника, который также называется Кивач. Протяженность уступов, по которым стекает водный поток 170 метров. Совокупная высота 10,7 метра.

Место очень живописное: русло реки разделяет надвое скала, и водопад делится на правый и левый притоки, которые воссоединяются, образуя угол 900. Правый приток оказался мощнее, он преодолевает свой путь по четырем уступам, самый высокий из них 8 метров.

Примечательно, что Кивач – второй по величине равнинный водопад Европы. А первый – это знаменитый Рейнский водопад. Правда, многие знатоки утверждают, что Кивач красивее. Проверить эту версию можно только опытным путем.

Водопад Юканкоски

Юканкоски или Белые мосты – самый высокий водопад Карелии. Он на 8 метров выше, чем Кивач. Он уступает в полноводности и меняет свой облик в зависимости от времени года. Самый стремительный он весной. Летом мелеет и становится пригоден для купания, чем и привлекает туристов. Зимой же его уступы покрываются коркой льда, и под этим панцирем продолжает струиться вода.

Водопад спрятан в густом лесу (до ближайшего населенного пункта 10 километров), находится на реке Кулисмайоки в Питкярантском районе Карелии.

Если запомнить эти топонимы не представляется возможным, говорите просто водопад Белые мосты. Это его второе не менее известное название. По берегам реки добывали белый камень, который шел на строительство мостов через эту же реку. Мостов давно уже нет, а название, река и водопад остались.

По пути к водопаду, вполне вероятно, придется поплутать по узким лесным грунтовым дорогам. Не всегда нужно полагаться на навигатор, дорогу лучше спрашивать.

Водопад Рюмякоски

Водопад Рюмякоски входит в Рускеальский комплекс. Он известен также под названием Водопад на финской ГЭС. Он находится неподалеку от Ахвенкоски, дорога к нему хорошая. Добравшись на место, придется немного прогуляться пешком мимо действующей ГЭС, всего метров сто до водопада с живописным озером.

Месторождения мрамора — Сибирский регион.

Сибирь богатый регион на месторождения мрамора, и там расположено много месторождений, но в отличии от Урала разработано не так мног, т.к. месторождения часто расположены далеко от транспортной инфраструктуры, но работа по увеличению добычи и рентабельности месторождений ведется.

Наиболее богатой на месторождения является юго-западный регион Алтая — Западная Сибирь. Там найдено около 60 месторождений мрамора, в основном, это карбонатная метаморфическая толщи кембрия и силура. Мрамор большинства этих месторождений отличается высокой декоративностью.

В Алтайском крае разрабатывают Пуштулимское месторождение с бело-розово-красным мрамором, Громатушинское месторождение светло-серых, сиреневых и кремовых мраморов, а также Дуковское — белых и желтовато-серых мраморов. В Республике Алтай наиболее интересны месторождения цветных мраморов и отделочных камней, это Ороктойское месторождение сиренево-желто-серого мрамора. И Коскольское месторождение с зеленовато-розовым мрамором.

В Кемеровской области детально разведано месторождение Ташелгинское, представленное светло-серыми и сиренево-серыми мраморами. Весьма интересно выявленное здесь Колосовское проявление синего мрамора — редкого по декоративности камня, требующего детального геологического изучения.

В Новосибирской области из трех детально разведанных месторождений интерес представляют два — Петеневское (красно-розовых мраморов) и Шипуновское (темно-серых мраморов).

В Центральной и Восточной Сибири необходимо выделить, прежде всего, крупнейшее в России, по запасам, Кибик-Кордонское месторождение в Республике Хакассия. Мрамор здесь залегает среди толщи метаморфических сланцев протерозоя, образуя два пласта толщиной до 580 м. Цветовая гамма кибик-кордонского мрамора весьма разнообразна: от белого и светло-серого до розового, кремового и оранжевого. Из других месторождений Хакассии следует отметить Изасское (серо-красная мраморная брекчия) и перспективное Борусское проявление высокодекоративных голубовато-зеленых серпентинитов.

В Иркутской области единственное месторождение, затронутое разработками — Буровщина, относящееся к метаморфической толще архея. На месторождении преобладают красно-розовые крупнозернистые мраморы с разными оттенками: сиреневатым, оранжевым, зеленым, серым.

Перспективным представляется также и весьма крупное месторождение цветных архейских мраморов — Марийка в Республике Саха (Якутия). Для этих мраморов характерна широкая палитра расцветок — от нежно-розовых и кремовых до зеленовато-серых. В центральной части Республики Саха (Якутия) разведано месторождение доломитизированных мраморов — Надежда, которые своим рисунком и расцветкой (от нежно-розовой до вишнево-коричневой) напоминают популярные уральские яшмы.

Дальневосточный регион изучен на облицовочный мрамор слабо, в основном в зонах, примыкающих к железной дороге либо к тихоокеанскому побережью. Основная часть месторождений облицовочного камня карбонатного состава в этом регионе приурочена к толщам метаморфических пород докембрия или к пирокластоосадочным комплексам верхнепермского возраста, залегающих в виде пластов и линз.

К числу наиболее декоративных здесь можно отнести пестроцветный мраморный конгломерат месторождения Кноррингское в Приморском крае.

В Еврейской АО эксплуатируется Корейское (Курортное) месторождение кальцифиров с широким диапазоном зеленых оттенков камня: от светло-зеленого и желтовато-зеленого до ярко-зеленого, оливкового и темно-зеленого. В этой же автономной области периодическая добыча блоков ведется на месторождении Бираканское (участок «Розовая Скала»), мрамор которого характеризуется редкой розовато-сиреневой окраской.

В Хабаровском крае детально разведано месторождение белого мрамора — Кафэ.

Из других разведанных месторождений рассматриваемой группы облицовочного камня, следует отметить Налучинское в Магаданской области: строматолитовые известняки этого месторождения, с характерным коричневато-красным и розовато-желтым цветом, близки по декоративным качествам аналогичным породам Уральского региона.

История появления парка «Рускеала»

Екатерина II занялась обустройством столицы, поэтому развернула кампанию по поиску месторождений природного камня. В 1765 году Самуил Алопеус, изучавший окрестности Северной столицы и Карельского уезда, обнаружил вблизи деревни Рускеалы богатые залежи мрамора. Через год началась его опытная добыча. А еще через год был составлен отчет об успешном освоении месторождения.

В начале 1768 г. началась официальная разработка местных каменоломен. В те места съехались каменотесы со своими семьями. Был отстроен рабочий поселок, названный так же, как близлежащая деревня, — Рускеала.

Каменное месторождение разрабатывалось до конца XX века. Добытый материал использовался для строительства дворцов, храмов; изготовления декоративных ваз и других предметов искусства; в производстве извести для строительства (началась активная переработка мрамора). В конце 1980-х годов рускеальские карьеры были почти заброшены. Отдельные операции по добыче полезных материалов продолжались до начала 2000-х гг. А когда разработки практически сошли на нет, возникла идея создать здесь туристическую зону.

Самый масштабный и старый карьер забросили еще в 40-е годы. Его быстро затопила вода – на свет появилось знаменитое озеро.

История туристического объекта началась в 1999 г. — с формирования концепции. В 2001 г. мраморный каньон Карелии начали благоустраивать: очистили от мусора землю, озеро, установили ограждения, лестницы, проложили туристические тропы. Через год был открыт комплекс для приема туристов. Но работа над инфраструктурой продолжалась.

В мраморном каньоне «Рускеала» появились информационные щиты, увеличилось число туристических маршрутов, начали проводить концерты, световые и огненные шоу, различные игровые программы для детей. Продолжались работы по ландшафтному дизайну. Вскоре объект приобрел статус национального заповедника.

Как добраться до Коелги?

Село Коелга расположено в Еткульском районе Челябинской области. На автомобиле нужно ехать по Троицкому тракту, в районе Еманжелинска повернуть на Коелгу, проехать Зауральский, Таянды, Погорелку. Расстояние от трассы – 40 км, дорога асфальтированная, но встречается много ямок.

На общественном транспорте добраться непросто. От Челябинска нужно доехать на автобусе сначала до Еткуля или Еманжелинска, откуда ходят рейсовые автобусы до Коелги. Актуальное расписание можно найти в интернете. 

GPS-координаты смотровой площадки Коелгинского карьера: N 54° 38.974´; E 60° 54.632´ (или 54.649567° 60.910533°). Расстояние от Челябинска – 75 км, от Екатеринбурга – 290 км.

По пути можно посмотреть и Коркинский угольный карьер.

Павел Распопов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: