Красногорье. церковь спаса преображения

Планы на восстановление и их реализация

Храм в Атарах начала 19 столетия находится  в ведении Уржумской епархии РПЦ. Планов по восстановлению и консервации объекта в данный момент нет. Информация в публичном информационном пространстве о сборе пожертвований на восстановление церкви также отсутствует.

При обращении в 2016 году к руководству ООО «Чепецкнефтепродукт» с просьбой о помощи  в восстановлении церкви был получен отказ: восстанавливать храм в лесу сочли нецелесообразным. Последний молебен там отслужили в 2017 году. 

По информации, опубликованной на сайте правительства Кировской области, в реестре объектов культурного наследия регионального и федерального значения храм также не числится. Нет его и в перечне вновь выявленных объектов культурного наследия. 

Наше культурное прошлое лес обступил плотным кольцом. Не каждый найдет дорогу. Ведь церковь, как указано в многочисленных указателях, ныне не существует. И вряд ли эта формулировка сменится на существует и поныне. А ведь когда-то здесь было село, кипела жизнь, которая постепенно угасла вместе с уничтожением храма. Просто совпадение?

   Евгения Пономарева   

Как доехать до храмов в городе Верхотурье и поселке Меркушино:

Из г. Екатеринбург — выезжаем в сторону Нижнего Тагила, проезжаем Н.Тагил по объездной, и продолжаем путь до Верхотурья. До Меркушино – проезжаем через Верхотурье по главной дороге, переезжаем мост через реку Тура, и едем до Меркушино. Заблудиться там негде, дорога одна, идет вдоль реки. Расстояние ок. 360 км. (300 км. до Верхотурья, еще 60 до Меркушино).

Из г. Пермь — г. Чусовой — Н.Тура (стороной) — Верхотурье, расстояние 385 км.

Из г. Челябинск — г. Екатеринбург — Н.Тагил (по объездной) — Верхотурье, расстояние ок. 510 км.

Из г. Курган — г. Екатеринбург — Н.Тагил — Верхотурье, расстояние ок. 660 км.

Из г. Тюмень — г. Ирбит — Н.Тагил — Верхотурье, расстояние ок. 600 км.

Из г. Уфа — г. Красноуфимск — Билимбай — Новоуральск — Н.Тагил — Верхотурье, расстояние ок. 820 км.

Из г. Киров — г. Пермь — Чусовой — Н.Тура — Верхотурье, расстояние около 870 км.

Из г. Казань — г. Ижевск — Пермь — Чусовой — Н.Тура (стороной) — Верхотурье, расстояние около 1100 км.

Из г. Ижевск — г. Пермь — Чусовой — Н.Тура (стороной) — Верхотурье, расстояние около 690 км.

#9 Руины Воскресенской церкви

Храм не самый старый, его строительство началось в 1786 году, но любимый архитекторами и историками. Все потому, что это один из немногих храмов – «пограничников», начинали его строить в стиле барокко, а заканчивали в связи с переменой моды – уже в стиле классицизма.


Поэтому первый и второй этаж очень сильно отличаются. Несмотря на очень сильные разрушения, все еще можно увидеть декор и даже росписи внутри храма. Увы, состояние фундаментов такое, что никакая реставрация этому объекту не грозит. На фоне соседних восстановленных храмов эта церковь почти скушна, но посмотрите на фото Прокудина-Горского, который фотографировал только то, что казалось ему важным. А его вкусу мы можем доверять.


Доступ в руины открыт, мы спокойно попали внутрь. Особенно интересно было детям. При минимальной внимательности никаких угроз нет.

Свято-Никольский мужской монастырь

Верхотурье славится Свято-Никольским мужским монастырём – крупнейшим православным монастырём на Среднем Урале.

Образование монастыря

Основание первого православного монастыря в Зауралье связано с именем инока Ионы Пошехонца, который отправил царю Борису Годунову челобитную с просьбой устроить в новом городе монашескую обитель.

Из Москвы последовало разрешение, но средств не хватало. В 1604 году поставили небольшой деревянный храм, освящённый во имя святителя Николая Мирликийского, и несколько келий.

Обитель росла вместе с городом. Материалы и деньги для благоустройства монастыря Иона брал у воеводы Плещеева, только отдавать долг было нечем. Неизвестно, пожаловался ли воевода царю на незадачливого Иону, но Годунов приказал долги простить и впредь обители помогать.

Расцвет обители

Монастырь, ограждённый от нужд и притеснений, превратился в православный центр Урала. Известность обитель получила в 1704 году, когда сюда 12 сентября из деревни Меркушино перенесли мощи праведного святого Симеона Верхотурского, небесного покровителя уральской земли. В 1864 году изготовили серебряную раку.

Царская семья передала во владение иконы и книги для проведения богослужений, необходимую утварь. Императрица Александра Фёдоровна посылала монастырю подарки: вышитые лично царицей облачения, покров и сень над мощами Симеона Верхотурского.

В месте слияния двух притоков реки Туры, на возвышенности, вырос храмовый комплекс, окружённый живописными каменными стенами с угловыми башнями, охватившими площадь в 11 га. Одну из башен использовали для водоснабжения: в ней устроили бак на 600 вёдер.

На территории возвели каменные храмы:

  • Храм святителя Николая Чудотворца;
  • Преображенский собор;
  • Симеоно-Анненскую надвратную церковь.

Святые мощи Симеона Верхотурского привлекали 100 тысяч паломников в год. Оказался здесь и Григорий Распутин, который излечился по молитвам от мучившей его бессонницы.

Для хранения мощей святого Симеона по приказу сибирского губернатора Матвея Гагарина построили каменный храм Николая Чудотворца. В Преображенском соборе, выстроенном в строгом архитектурном облике, совершается постоянное служение.

Встречает паломников Симеоно-Аннинская надвратная церковь с мозаичными иконами над вратами, ажурным каменным убранством и звоном с трёхъярусной колокольни.

На территории монастыря – братские корпуса, каменная гостиница и училищное здание, книжно-иконная лавка и общежитие двуклассной школы. К 1917 году в монастыре обитали 118 человек: в том числе – 32 монаха и 18 послушников.

Крестовоздвиженский храм

Главное украшение монастыря – величественный Крестовоздвиженский собор, открытый в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых. На храм, построенный по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича, затратили 300 000 рублей.

Названный «сибирским Иерусалимом» храм – третья по объёму церковь России – возведён на холме и вмещает 4000 человек. Громадный Крестовоздвиженский собор, поражающий величием, удивительным образом не давит, а создаёт ощущение легкости.

Массивная постройка кажется воздушной, благодаря многочисленным оконным проёмам, узорчатым фронтонам и карнизам устремлённого вверх сооружения.

Внутри храма – три фаянсовых иконостаса. Главные святыни – мощи святого праведного чудотворца Симеона Верхотурского и икона Феофана Затворника с частицами мощей.

Дом для почётных гостей

В июле 1914 года в монастыре побывала старшая сестра императрицы Елизавета Фёдоровна. Посетить верхотурскую обитель собирался и Николай II c семьёй.

Под руководством Григория Распутина для них построили Дом для почётных гостей. Деревянный дом в стиле зодчества XVII века возвели на берегу пруда Калачик в окружении кедровых и лиственных лесов.

Построенный без гвоздей и скоб, с тремя высокими резными крыльцами, окружённый верандой с резными балясинами, дом напоминает древнерусский терем. Русские печи украшены изразцами.

Храмы

Праведный Симеон особо чтится на Урале и Сибири, как покровитель этих мест. Храмы в честь святого:

  • В селе Меркушино. Был построен в 1886 году над местом, где обрелись его мощи. В настоящее время этот храм восстановлен после разрушения в советское время;
  • Кафедральный Собор в Челябинске, возрожденный храм в Златоусте, в Снежинске;
  • Симеоно-Верхотурский храм г. Уфы;
  • В Перми и Соликамске;
  • Свято-Симеоновская школа в Екатеринбурге, в селе Колюткино, пос. Обухово;
  • Нвый храм в Приобье;
  • Строящийся храм в Москве (Патриаршее подворье в Марьино).

В других местах есть приделы и часовни, освященные в честь святого праведника. Уже больше трех столетий Верхотурье славится своим праведником. Три раза в год Симеон праведный собирает к себе паломников:

31/18 декабря – обретение мощей (1694г.) 25/12 мая – второе обретение мощей (1989г.) 25/12 сентября – перенесение мощей (1704г.)

Праведный Симеон для Урала и Сибири такой же значимый святой, как Сергий Радонежский в Москве или Серафим Саровский в Дивеево. Хотя подвиги преподобных стоят несравненно выше скромной жизни простого праведника, но для русской души каждый святой по-своему значителен и любим не меньше других.

Немного истории

Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.

История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.

Расцвету города поспособствовали два государственных указа:

Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.

Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.

В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.

В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.

Архитектура

Каменный Спасский храм в стиле классицизма построили уже на возвышении, поскольку  низину часто затапливало. Он был возведен  в 1809 году и включал 3 престола. Они были освящены с 1817 по 1838 годы: 

  •  в честь Нерукотворного образа Спасителя, 
  •  Введения в храм Пресвятой Богородицы, 
  •  святого князя Владимира

Настенные росписи появились здесь лишь к концу 19 века.

 Направление классицизма в светской и храмовой архитектуре стало доминирующим в период правления Екатерины II. Императрица с усердием вытесняла барочные мотивы из уже существующих церквей, а новые воздвигались с учетом  вкусовых пристрастий царствующей особы. Так она пыталась  «стереть» в архитектуре елизаветинский след, предпочитавшей барокко.  

Над центральным входом одного из приделов церкви взметнулась ввысь  колокольня. По сохранившимся письменным источникам, звонницу храма когда-то украшали 8 медных колоколов, самый большой из них весил почти полтонны. 

Современное состояние

Храм в Лебяжском районе Кировской области сегодня место паломничества для туристов. Но это не конечная точка их маршрута. Как правило, они стремятся дальше, к еще одному  уникальному месту — Атарской луке с «поющими» песками. 

Добраться до пустующей церкви можно только на внедорожнике, но часть дороги все равно придется идти пешком: здание скрывает густой лес. Крыльцо с колоннами, что располагалось на месте центрального входа, разрушено временем или людьми. В зияющих проемах гуляет ветер, на крыше растут деревья, а кирпичная кладка покрывается щербинами от времени. А может это любопытные туристы кирпичик за кирпичиком разбирают историю на память.

Спасская церковь в Атарах

Лепнина, украшавшая когда-то стены, полностью утрачена. Исчезло и изображение ангелов в алтарной части, что многие десятилетия напоминало о том, что  здесь когда-то звучали молитвы, а по воскресеньям колокольный звон раздавался на всю округу, собирая прихожан на праздничную службу. Взгляд упирается в старую кирпичную кладку, которая проглядывает сквозь обрамление давно пустующего иконостаса. А когда — то проникал в сокровенные евангельские истории, настраивая на молитвенное настроение. 

Спасская церковь в Атарах. Остатки росписей в холодном храме. Фото Дмитрия Лоптева. 11 июня 2018 года

Очень много чудес происходило от мощей святого праведного Симеона Верхотурского

Немного было известий о его жизни. Но стоит сказать о его благочестивой жизни. После смерти от его мощей обильной струей стекают исцеления. В 1692 году стали замечать, что гроб его стал подниматься все выше из земли.

Через расщелины в досках, люди увидели нетленные мощи. Именно так Господь решил прославить этого святого, о котором вскоре совсем забыли. Вскоре мощи святого Симеона стали почитать. От них  стали происходить различные чудотворения.

В то время один воевода должен был ехать в Нерчинск. Но впал в тяжелый недуг, его тело было расслаблено. Он ничего не мог делать сам. По дороге ему становилось все хуже, и они решили остановиться в Верхотурье.

Там они узнали о мощах святого Симеона, и поспешили к его гробу. На могилке он попросил отслужить молебен, а затем взял немного земли с гроба, и обтер ею свое тело, после чего почувствовал себя намного лучше. Когда он стал совершенно здоровым, то стал рассказывать всем окружающим о том, как ему помог Господь и сила Святого Симеона Верхотурского.

По молитвам святого Симеона происходило множество чудес

Вскоре слухи о чудесах, происходивших у мощей святого Симеона, распространились повсюду. Тогда Верхотурье принадлежало Сибирской епархии. Иерархи наблюдали за тем, с каким рвением люди молятся. Они часто объезжали города и села, чтобы убедиться в том, что нет людей, которые уклоняются от православия.

Однажды они послали своих помощников в это место. Помощник Матвей лично удостоверился в мощах, которые выходили прямо из земли. Об этом он сообщил в свою епархию. На месте же он сказал священникам сделать сруб. Так и было сделано.

Первое освидетельствование его мощей было совершено 18 декабря 1694 года. На следующий день в это место приехал сам митрополит Игнатий. Он слушал донесение Исаака, о том, что тело святого нетленно, от него исходит благовонный запах. Но митрополит отнесся к этому скептически.

18 декабря 1694
было совершено освидетельствование мощей Симеона 

Также говорится затем о том, что у митрополита заболел глаз, и он понял, что это кара за его сомнение. После чего он сам лично освидетельствовал мощи. Ночью он получил откровение о том, кто это за новоявленный угодник Божий, так как тогда еще не знали кто он.

В 1694 года Игнатий снова посетил Меркушино, чтобы вторично освидетельствовать мощи святого Симеона. Он приказал, чтобы собрали сведения об этом святом. Именно на основе этих данных и было написано житие святого праведного Симеона.

#2 Троицкий собор

Троицкий собор, на колокольню которого мы поднялись в завершение экскурсии по музею, знаменит как первый каменный храм на территории нашей области. Строили его с 1703 по 1709 годы соликамские каменщики под руководством московских мастеров, по указу Петра I было дозволено строить храм из камня. Напомню, что в те времена каменное строительство в России было запрещено, так как каменных дел мастера с городов и весей отправлялись на стройку новой столицы. Для Верхотурья было сделано исключение.


Троицкий собор прекрасно сохранился, с 1960 года он включен в список исторических памятников, подлежащих охране как памятник государственного значения. И именно этот храм с точки зрения истории является центром Верхотурья – и как первый каменный, и как включенный в структуру Кремля, и просто как очень красивое здание.

За небольшое пожертвование гостей пускают на колокольню, и виды с нее просто сказочные! Из кремля буквально два шага до следующего пункта нашего плана.

Гражданская застройка

В городе в силу его истории много старинных деревянных и каменных зданий конца 19-начала 20 веков

Многие здания жилых домов получили статус архитектурных памятников.
Обращают на себя внимание:. бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения

бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения.

Сохранилось много интересных объектов жилой застройки как деревянные с резными наличниками, так и каменные. Особый интерес представляет каменный мост 19 столетия над речкой Дернейка, тоже памятник архитектуры.

Архив блога

  • ► 

    2022

    (1)

    ► 

    01/30 — 02/06

    (1)

  • ► 

    2021

    (18)

    ► 

    03/07 — 03/14

    (2)

    ► 

    02/14 — 02/21

    (12)

    ► 

    01/31 — 02/07

    (1)

    ► 

    01/03 — 01/10

    (3)

  • ► 

    2020

    (1)

    ► 

    09/27 — 10/04

    (1)

  • ► 

    2019

    (14)

    ► 

    12/15 — 12/22

    (1)

    ► 

    12/01 — 12/08

    (3)

    ► 

    11/10 — 11/17

    (2)

    ► 

    10/13 — 10/20

    (2)

    ► 

    04/07 — 04/14

    (1)

    ► 

    03/10 — 03/17

    (1)

    ► 

    03/03 — 03/10

    (1)

    ► 

    02/03 — 02/10

    (2)

    ► 

    01/06 — 01/13

    (1)

  • ► 

    2018

    (26)

    ► 

    12/02 — 12/09

    (3)

    ► 

    10/07 — 10/14

    (2)

    ► 

    09/09 — 09/16

    (1)

    ► 

    09/02 — 09/09

    (2)

    ► 

    07/08 — 07/15

    (1)

    ► 

    06/03 — 06/10

    (1)

    ► 

    05/13 — 05/20

    (1)

    ► 

    05/06 — 05/13

    (1)

    ► 

    04/15 — 04/22

    (2)

    ► 

    04/01 — 04/08

    (1)

    ► 

    03/25 — 04/01

    (1)

    ► 

    02/18 — 02/25

    (2)

    ► 

    02/11 — 02/18

    (3)

    ► 

    02/04 — 02/11

    (1)

    ► 

    01/21 — 01/28

    (1)

    ► 

    01/07 — 01/14

    (3)

  • ▼ 

    2017

    (66)

    ► 

    12/31 — 01/07

    (1)

    ► 

    12/24 — 12/31

    (2)

    ► 

    12/10 — 12/17

    (1)

    ► 

    11/26 — 12/03

    (1)

    ► 

    11/19 — 11/26

    (8)

    ► 

    11/12 — 11/19

    (4)

    ► 

    11/05 — 11/12

    (2)

    ► 

    10/22 — 10/29

    (4)

    ► 

    10/15 — 10/22

    (1)

    ► 

    10/08 — 10/15

    (2)

    ► 

    10/01 — 10/08

    (2)

    ► 

    09/24 — 10/01

    (6)

    ► 

    09/17 — 09/24

    (1)

    ► 

    09/10 — 09/17

    (1)

    ► 

    08/27 — 09/03

    (2)

    ► 

    08/20 — 08/27

    (1)

    ► 

    07/09 — 07/16

    (1)

    ► 

    06/25 — 07/02

    (5)

    ► 

    06/18 — 06/25

    (4)

    • ▼ 

      05/28 — 06/04

      (1)

      ВЕРХОТУРЬЕ, СВЯТЫЕ МЕСТА УРАЛА

    ► 

    05/21 — 05/28

    (1)

    ► 

    04/02 — 04/09

    (1)

    ► 

    03/26 — 04/02

    (1)

    ► 

    03/19 — 03/26

    (1)

    ► 

    03/12 — 03/19

    (1)

    ► 

    03/05 — 03/12

    (3)

    ► 

    02/05 — 02/12

    (1)

    ► 

    01/29 — 02/05

    (2)

    ► 

    01/22 — 01/29

    (1)

    ► 

    01/15 — 01/22

    (3)

    ► 

    01/08 — 01/15

    (1)

  • ► 

    2016

    (62)

    ► 

    12/25 — 01/01

    (1)

    ► 

    12/18 — 12/25

    (1)

    ► 

    12/11 — 12/18

    (1)

    ► 

    12/04 — 12/11

    (2)

    ► 

    11/20 — 11/27

    (1)

    ► 

    11/13 — 11/20

    (2)

    ► 

    10/30 — 11/06

    (5)

    ► 

    10/09 — 10/16

    (2)

    ► 

    09/25 — 10/02

    (1)

    ► 

    09/18 — 09/25

    (1)

    ► 

    07/31 — 08/07

    (1)

    ► 

    07/10 — 07/17

    (5)

    ► 

    07/03 — 07/10

    (1)

    ► 

    06/26 — 07/03

    (1)

    ► 

    06/19 — 06/26

    (2)

    ► 

    06/12 — 06/19

    (2)

    ► 

    05/29 — 06/05

    (4)

    ► 

    05/15 — 05/22

    (1)

    ► 

    05/01 — 05/08

    (3)

    ► 

    04/24 — 05/01

    (1)

    ► 

    04/17 — 04/24

    (3)

    ► 

    04/10 — 04/17

    (1)

    ► 

    04/03 — 04/10

    (2)

    ► 

    03/27 — 04/03

    (2)

    ► 

    03/20 — 03/27

    (2)

    ► 

    03/06 — 03/13

    (1)

    ► 

    02/28 — 03/06

    (2)

    ► 

    02/21 — 02/28

    (2)

    ► 

    02/14 — 02/21

    (1)

    ► 

    02/07 — 02/14

    (2)

    ► 

    01/31 — 02/07

    (2)

    ► 

    01/24 — 01/31

    (1)

    ► 

    01/17 — 01/24

    (1)

    ► 

    01/10 — 01/17

    (1)

    ► 

    01/03 — 01/10

    (1)

  • ► 

    2015

    (54)

    ► 

    12/13 — 12/20

    (9)

    ► 

    11/29 — 12/06

    (1)

    ► 

    11/22 — 11/29

    (2)

    ► 

    11/15 — 11/22

    (2)

    ► 

    11/01 — 11/08

    (1)

    ► 

    10/25 — 11/01

    (1)

    ► 

    10/18 — 10/25

    (4)

    ► 

    10/11 — 10/18

    (1)

    ► 

    09/27 — 10/04

    (1)

    ► 

    09/20 — 09/27

    (1)

    ► 

    09/13 — 09/20

    (1)

    ► 

    08/30 — 09/06

    (5)

    ► 

    08/23 — 08/30

    (1)

    ► 

    08/16 — 08/23

    (2)

    ► 

    08/09 — 08/16

    (3)

    ► 

    06/21 — 06/28

    (1)

    ► 

    04/26 — 05/03

    (1)

    ► 

    04/05 — 04/12

    (2)

    ► 

    03/01 — 03/08

    (3)

    ► 

    02/08 — 02/15

    (2)

    ► 

    02/01 — 02/08

    (1)

    ► 

    01/25 — 02/01

    (5)

    ► 

    01/18 — 01/25

    (4)

  • ► 

    2014

    (67)

    ► 

    11/30 — 12/07

    (4)

    ► 

    11/23 — 11/30

    (4)

    ► 

    11/02 — 11/09

    (1)

    ► 

    10/26 — 11/02

    (2)

    ► 

    10/19 — 10/26

    (2)

    ► 

    10/12 — 10/19

    (1)

    ► 

    10/05 — 10/12

    (1)

    ► 

    09/21 — 09/28

    (13)

    ► 

    06/29 — 07/06

    (3)

    ► 

    06/22 — 06/29

    (2)

    ► 

    05/18 — 05/25

    (1)

    ► 

    04/27 — 05/04

    (3)

    ► 

    04/13 — 04/20

    (3)

    ► 

    04/06 — 04/13

    (1)

    ► 

    03/30 — 04/06

    (1)

    ► 

    03/02 — 03/09

    (1)

    ► 

    02/23 — 03/02

    (3)

    ► 

    02/16 — 02/23

    (5)

    ► 

    02/09 — 02/16

    (1)

    ► 

    02/02 — 02/09

    (3)

    ► 

    01/26 — 02/02

    (7)

    ► 

    01/12 — 01/19

    (2)

    ► 

    01/05 — 01/12

    (3)

  • ► 

    2013

    (49)

    ► 

    12/29 — 01/05

    (3)

    ► 

    11/10 — 11/17

    (1)

    ► 

    10/13 — 10/20

    (4)

    ► 

    07/28 — 08/04

    (1)

    ► 

    07/21 — 07/28

    (2)

    ► 

    06/30 — 07/07

    (6)

    ► 

    06/16 — 06/23

    (1)

    ► 

    05/26 — 06/02

    (1)

    ► 

    05/19 — 05/26

    (2)

    ► 

    04/21 — 04/28

    (1)

    ► 

    04/14 — 04/21

    (5)

    ► 

    04/07 — 04/14

    (1)

    ► 

    03/31 — 04/07

    (5)

    ► 

    03/17 — 03/24

    (1)

    ► 

    03/03 — 03/10

    (2)

    ► 

    02/17 — 02/24

    (8)

    ► 

    02/10 — 02/17

    (5)

  • ► 

    2012

    (6)

    ► 

    06/03 — 06/10

    (2)

    ► 

    05/27 — 06/03

    (2)

    ► 

    04/01 — 04/08

    (2)

Описание иконы

Первые иконы святого Симеона появились примерно через столетие после его кончины. В их основу легло видение Никифора Амвросиева, ведь о том, как выглядел праведник, можно только догадываться. Быть может, поэтому многие иконописцы придают образу уральского святого узнаваемые черты лика Иисуса Христа. 

Особенности Симеона Верхотурского на иконе сводятся к тому, что его изображают в образе молодого человека (помним, что на момент кончины ему было 35 лет) в скромном (обычно темно-синем) одеянии, с темными волосами и окладистой бородой. 

Наиболее известны композиционные ростовые образы Симеона Верхотурского. Он стоит на берегу величавой Туры, одна его рука прижата к груди, в знак смирения и преданности Богу, а во второй он сжимает свиток с религиозным поучением. 

На композиционных образах Симеона часто изображают дважды: на переднем плане – в полный рост, на заднем – сидящим с удочкой на берегу реки. В верхнем левом углу часто можно увидеть поясную фигуру Иисуса Христа или его благословляющую руку. 

Известны и другие образы праведника: поясные, с клеймами и с другими святыми. Особенно часто Симеона изображают вместе с Николаем Чудотворцем. Хотя хронологически их разделяет более тысячелетия, они оба продолжают творить чудеса и после окончания земного пути. 

Где находится заезок на иконе 

Как уже было сказано выше, в теплое время года святой промышлял ловлей рыбы – с того и кормился. Поэтому заезок на иконе Симеона Верхотурского – вполне уместная деталь. 

Дело в том, что заезок – это аутентичное название рыболовной запруды, представляющей собой плетень с вершами. Этот элемент можно увидеть внизу композиции на многих иконах святого. 

Святой источник Симеона Верхотурского село Меркушино

Свердловская область » Верхотурский » село Меркушино

Святой источник, открытый по молитвеСуществуют источники, открытые по молитвам святых. Один из таких источников находится в селе Меркушино Верхотурского района Свердловской области – там, где в трудах и молитве проходили земные дни святого Симеона Верхотурского. Когда-то земли, на которых жил праведный Симеон, входили в состав Пермской епархии. Лишь немногим более 120 лет назад Екатеринбургская епархия была выделена из состава Пермской и стала самостоятельной. Поэтому святой Симеон почитается нашим небесным покровителем. В сентябре 2003 года, когда праздновалось 400-летие Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летие перенесения мощей святого Симеона Верхотурского из Меркушино в Верхотурье, мне с группой паломников довелось побывать в Верхотурье и Меркушино. Верхотурье Мы приехали в Верхотурье 25 сентября около пяти часов утра, преодолев на «Газели» за ночь почти 500 километров. Монастырь не спал. Нам предложили отдохнуть в Крестовоздвиженском соборе. Мы шли по территории монастыря – всюду люди, некоторые молятся, прямо у стен собора два человека читают акафист праведному Симеону Верхотурскому. Утром несколько тысяч человек заполнили собор, люди прибывали и прибывали, постоянно подходили автобусы с паломниками и просто туристами. Монастырь жил своей привычной жизнью, принимая приезжающих, и в то же время это был праздник. Из истории История города Верхотурья, отметившего в 1998 г. 400-летие, неразрывно связана с историей монастыря. А история монастыря – с именем святого праведного Симеона, одного из самых известных на Руси святых. Дворянин по происхождению, пришедший на строительство города Верхотурья в числе других «выкликанцев», то есть оповещенных через «клич», выходцев различных губерний, Симеон часто посещал храмы Божии: Троицкий собор и монастырь. Когда в Меркушино около 1620 г. был построен храм, он, «бегая мирского мятежа», удалился туда. Жизнь вел подвижническую, святую: много молился в храмах, избегал почестей, славы и богатства. Пил и ел от труда рук своих, снискивая себе пропитание шитьем одежд и ужением рыбы. Был кроток, ласков, почтителен и добр со всеми. Умер праведный Симеон в 1642 г., около 45 лет от роду, и похоронен был у Меркушинской Михайло-Архангельской церкви. А через 50 лет на могиле его забил источник, который и поднял гроб на поверхность. Любопытные меркушинцы прильнули к щелям его – и обнаружили, что тело нетленно. Место захоронения святого ознаменовалось многими исцелениями и чудесами. Недолго святые мощи находились в Меркушино, 12/25 сентября 1704 г. они были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь, где и почивали до революции. В советское время после закрытия монастыря святые мощи были переданы в музей. Когда началось возрождение монастыря, в 1992 г. мощи угодника Божия вернулись в монастырский храм. Меркушино В селе Меркушино над могилой святого Симеона сначала была устроена деревянная часовня, а с 1808 года – каменная. В1886 году был построен и освящен Симеоновский храм. После переноса мощей святого в Верхотурье Меркушино притягивало паломников источником чистой воды, истекающей из могилы праведника. Богомольцы посещают могилу святого Симеона в Меркушино, берут с собой земли, а также воды из источника, ибо и земля и вода чудотворны. Поклонение святыне Из Верхотурья наш путь лежал в Меркушино, находящееся в 50 км. Все были уставшие. Но, попав туда после суетного Верхотурья, вдруг ощутили покой – недаром, видно, праведный Симеон избрал это место. Величественная река Тура, на высоком берегу которой расположены храмы архистратига Михаила и праведного Симеона, красота осенней уральской природы – все действовало благодатно. Мы остались здесь до утра, заночевав в гостинице на подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. Утром мы были вознаграждены хорошей погодой: выглянуло солнце. Побывали мы и на источнике, расположенном под алтарем храма праведного Симеона – том самом, который забил когда-то на могиле святого. К источнику ведут мраморные ступени – спустившись по ним, мы оказались небольшом помещении. Место, где ранее была гробница, выложено мрамором, сверху – деревянная крышка, через небольшое отверстие в которой монахиня зачерпнула для нас воды специальным ковшом. Воду можно выпить в храме, можно увезти с собой… В радостном состоянии возвращались мы домой: недаром, видно, наши предки совершали паломничество к святым местам…

Свято Троицкий собор

В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе.

С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором.

Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус.

Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны.

Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко — светлый, воздушный, пятиярусным освещением.

В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. Но вследствие того, что Троицкий собор был объявлен ЮНЕСКО памятником архитектуры мирового значения, полностью он уничтожен не был.

В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Сейчас это центральный и единственный действующий городской собор, где совершаются крещения, венчания и отпевания.

История строительства

Она началась три с лишним века назад. Первая деревянная церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа построена в Атарах в конце 17 века.  

Интересный фактОбраз Спаса Нерукотворного — это изображение Христа, которое запечатлелось на  убрусе (плате), когда Он отер свой лик после омовения. С изображением связана легенда о том, что оно помогло исцелить больного царя Эдессы. Образ считается первой иконой.

Православный храм возник на низменном  берегу Вятки по инициативе Кукарского Покровского монастыря, но просуществовал чуть больше 30 лет. До конца 18 века здесь возводили еще один деревянный Спасский храм на месте разрушившегося, а позже и новый, Введенский придел к нему. В летописях отмечается, что население прихода составляло в то время 188 дворов.  

История каменной церкви начинается в 1800 году, когда епископ Амвросий благословил в храмозданной грамоте ее строительство.  Древнюю деревянную церковь решили разобрать, однако она еще несколько десятков лет простояла в развалинах на старом месте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: