Описание
На этом старинном шедевре православного иконописного искусства, который относится к иконографическому типу XIX века, праведный изображён в синем кафтане и с молитвенным свитком в левой руке на фоне красивой природы его родной тайги.
- Неподалёку виднеется церковная маленькая часовня, как напоминание о скромности святого. Вверху – изображение Христа, который благословляет Симеона на духовные подвиги.
- Его изображение на иконе поражает своей простотой, чистотой и искренностью: на нём он вечной молодой, добрый, излучающий радость и любовь к ближнему. Созерцание святого в таком обличии очень располагает к себе, несёт покой, умиротворение и веру в лучшее.
- На свитке, находящемся в руке Симеона, можно прочесть надпись: “Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную”. Этими словами он зовёт каждого встать на праведный путь, который приведёт к вечному Небесному покою и счастью.
Икона, как и сам святой праведный Симеон Верхотурский, пережила интересную и долгую историю. Примечательно и то, что, имея возраст более 100 лет, она совсем не потеряла своей красочности и прочности. Также существует удивительный факт о том, что две иконы святого Симеона Верхотурского находились среди икон, которые сопровождали семью императора Николая II в её скитаниях.
#18 Христорождественская церковь в селе Дерябино
Русское слово «деряба» имело смысл забияка, хулиган; а в 1680 году семья Дерябиных и стала основателями населенного пункта на пути от Верхотурья к Алапаевску. До сих пор фамилия «Дерябины» — самая частая у жителей села.
Храм был заложен еще в 1794 году, фактов о его истории мало, поэтому отвлекусь на лирику и на снимки, на которых я постаралась поймать духа этого места, духа очень трогательного корабля-храма, памятника Вере, лишь отчасти церковной, а по большей части вере в свои силы тех самых драчунов и забияк, которые в XVII веке осваивали пути в Сибирию.
Для фанатов храмовой архитектуры будут интересны церкви в селе Красногорское, в Прокопьевской Салде (здешний храм связан с легендами о губернаторе Гагарине), в Усть-Салде и селе Пия. О них вы можете почитать в других публикациях, в рамках же нашего путешествия и отчета о нем дополнительные храмы уже будут серьезной передозировкой.
Сретенская церковь, с. Прокопьевская Салда. По легенде, построена потомками первого сибирского губернатора Гагарина.Петропавловская церковь, с. Усть-Салда
Вообще с момента приезда в Верхотурье накрывает ощущение фарса – стоя на центральной площади городка, можно увидеть громадину Крестовоздвиженского собора (самого молодого и модного в православных кругах храма города), кружевную вязь Троицкого собора (самой старой церкви), и руины нескольких храмов XVIII века, которые с каждым годом разрушаются все больше. Контраст нескольких объектов, в которые последние 20 лет вкладывались огромные деньги, и сотен (я не ошиблась) зданий, которые и создали исторический колорит провинциального городка, поражает воображение. Добавьте сюда крайне неразвитую инфраструктуру – и поездка в Верхотурье и район уже не будет казаться такой привлекательной… Тем не менее, ехать сюда стоит, хотя бы ради музея.
Дом подрядчика А. М. Балашова
Стоит немного поговорить о жилых домах, построенных в городе. Так же как и общественные здания, они представляют собой уникальные памятники архитектуры. Дом подрядчика А. М. Балашова, руководившего строительством Крестовоздвиженского собора, – также дом, построенный в начале XX века из кирпича. Однако он по своему архитектурному стилю больше отвечает эклектике – он богато украшен необычными узорами, окна украшены орденами.
Внешне здание выглядит очень помпезно, массивно, сильно выделяется из городского пространства. Сегодня в этом здании располагается филиал Екатеринбургского экономико-технологического колледжа. Дом располагается по адресу ул. Ленина, д. 31.
Подробности маршрута: расходы
- Екатеринбург – Верхотурье, 330 км. Около 4 часов пути.
- Удобства: заправки у Невьянска (около 80 км от Екатеринбурга), «город общепита» у М. Лаи (за Тагилом, 167 км от Екатеринбурга). Мы останавливаемся в Милано, чек на двоих 566 р.
- Экскурсия в музей-заповедник, фотосьемка, подъем на колокольню – 300 р. с чел, 600 за двоих.
- Театрализованная встреча – 1000 р. с группы. При расчете на взрослых в нашей компании – примерно 220 р. с чел., 440 за двоих.
- Перекус в пельменной «Флинстоун»: 217 р. за двоих.
- База Актай: 600 р. с человека за ночь, по 140 р. ужин и завтрак. Итого с человека 880 р., за двоих 1760 р.
- Кофе и пироги в Меркушино: 340 р. на двоих
- Сувениры в Меркушино: на усмотрение, я потратила 800 р. на фитосбор и 2 бутылочки сбитня.
- Термос (чай), печеньки – около 250 р. на два дня.
- Счетчик километров: 817.
- Наш расход бензина: 1840 р.
- Итого минимальный бюджет двухдневной поездки на двоих: 6 813 р. (без учета вечернего застолья и перекуса на обратной дороге)
Авторы текста и фотографий:
Надежда Бурлакова и Дмитрий Елизаров
Сокращенная версия опубликована на сайте 66.ru
Дом подрядчика А. М. Балашова
Стоит немного поговорить о жилых домах, построенных в городе. Так же как и общественные здания, они представляют собой уникальные памятники архитектуры. Дом подрядчика А. М. Балашова, руководившего строительством Крестовоздвиженского собора, – также дом, построенный в начале XX века из кирпича. Однако он по своему архитектурному стилю больше отвечает эклектике – он богато украшен необычными узорами, окна украшены орденами.
Внешне здание выглядит очень помпезно, массивно, сильно выделяется из городского пространства. Сегодня в этом здании располагается филиал Екатеринбургского экономико-технологического колледжа. Дом располагается по адресу ул. Ленина, д. 31.
Свято-Николаевский мужской монастырь
Один из самых старейших монастырей на Урале стал строиться в городе в 1604 году. Монастырь представляет собой уникальный ансамбль, который создавался в течение нескольких веков. Главная церковь – Крестовоздвиженский собор, появилась здесь к 1915 году.
Поскольку это довольно поздняя постройка, то собор выполнен в стиле эклектика и обладает огромным объемом, что делает ее третьей по размеру церковью в России. Строительство церкви было приурочено к 300-летию дома Романовых. Выполнен храм в праздном русско-византийском стиле. Внутри собора сохранилось три богатых иконостаса, в нем находятся останки св. Симеона Верхотурского.
Также интересной является Симеоно-Аннинская надвратная церковь (1856), выполненная в стиле древней Руси, из белого камня с резными голубыми украшениями, праздно выделяющаяся на фоне остальных построек монастыря.
Преображенская церковь (восстановлена в 1998) выполнена в стиле классицизм, с колоннами при входе и интересной формой купола. В 1999 году на месте бывшего главного храма, исчезнувшего в советское время, была построена небольшая одноглавая церковь из кирпича, получившая имя святого Николая Чудотворца.
Свято-Николаевский мужской монастырь располагается по адресу улица Воинская, 1. На его территорию можно попасть самостоятельно и в составе экскурсии.
Описание иконы
Первые иконы святого Симеона появились примерно через столетие после его кончины. В их основу легло видение Никифора Амвросиева, ведь о том, как выглядел праведник, можно только догадываться. Быть может, поэтому многие иконописцы придают образу уральского святого узнаваемые черты лика Иисуса Христа.
Особенности Симеона Верхотурского на иконе сводятся к тому, что его изображают в образе молодого человека (помним, что на момент кончины ему было 35 лет) в скромном (обычно темно-синем) одеянии, с темными волосами и окладистой бородой.
Наиболее известны композиционные ростовые образы Симеона Верхотурского. Он стоит на берегу величавой Туры, одна его рука прижата к груди, в знак смирения и преданности Богу, а во второй он сжимает свиток с религиозным поучением.
На композиционных образах Симеона часто изображают дважды: на переднем плане – в полный рост, на заднем – сидящим с удочкой на берегу реки. В верхнем левом углу часто можно увидеть поясную фигуру Иисуса Христа или его благословляющую руку.
Известны и другие образы праведника: поясные, с клеймами и с другими святыми. Особенно часто Симеона изображают вместе с Николаем Чудотворцем. Хотя хронологически их разделяет более тысячелетия, они оба продолжают творить чудеса и после окончания земного пути.
Где находится заезок на иконе
Как уже было сказано выше, в теплое время года святой промышлял ловлей рыбы – с того и кормился. Поэтому заезок на иконе Симеона Верхотурского – вполне уместная деталь.
Дело в том, что заезок – это аутентичное название рыболовной запруды, представляющей собой плетень с вершами. Этот элемент можно увидеть внизу композиции на многих иконах святого.
В чем помогает образ?
Искренняя молитва праведному Симеону помогает в:
- исцелении от многих недугов (болезней глаз, паралича, онкологии и так далее);
- преодолении пагубных пороков (особенно алкоголизма);
- избавлении от мужского и женского бесплодия;
- спасении от стихийных бедствий
- утешении в скорбях и укреплении веры.
Помолиться Симеону Верхотурскому можно не только у его мощей в Верхотурье, но и в других храмах. Особенно много их ожидаемо на Урале, но и в Москве был недавно открыта церквушка, освященная в честь этого святого (Патриаршее подворье, Марьино).
При желании можно приобрести образ уральского праведника для семейного иконостаса и молиться дома. Главное – не забывать о том, что только искренняя вера и горячая молитва способны творить чудеса!
15.09.22
Свято-Николаевский мужской монастырь
Один из самых старейших монастырей на Урале стал строиться в городе в 1604 году. Монастырь представляет собой уникальный ансамбль, который создавался в течение нескольких веков. Главная церковь – Крестовоздвиженский собор, появилась здесь к 1915 году.
Поскольку это довольно поздняя постройка, то собор выполнен в стиле эклектика и обладает огромным объемом, что делает ее третьей по размеру церковью в России. Строительство церкви было приурочено к 300-летию дома Романовых. Выполнен храм в праздном русско-византийском стиле. Внутри собора сохранилось три богатых иконостаса, в нем находятся останки св. Симеона Верхотурского.
Также интересной является Симеоно-Аннинская надвратная церковь (1856), выполненная в стиле древней Руси, из белого камня с резными голубыми украшениями, праздно выделяющаяся на фоне остальных построек монастыря.
Преображенская церковь (восстановлена в 1998) выполнена в стиле классицизм, с колоннами при входе и интересной формой купола. В 1999 году на месте бывшего главного храма, исчезнувшего в советское время, была построена небольшая одноглавая церковь из кирпича, получившая имя святого Николая Чудотворца.
Свято-Николаевский мужской монастырь располагается по адресу улица Воинская, 1. На его территорию можно попасть самостоятельно и в составе экскурсии.
Рогожская слобода
Где находится? Москва.
В чем святость? Рогожская слобода является историческим духовных центром русского старообрядчества. В 1771 году у Рогожской заставы было основано старообрядческое Рогожское кладбище, здесь же был построен карантин, больница и небольшая часовня.
Затем, на рубеже XVIII–XIX веков при кладбище были построены два собора – Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и множество частных и купеческих домов.
Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до 7000 верующих.
К началу ХХ века численность проживающих в окрестностях Рогожского старообрядцев достигала 30 000 человек.опубликовано econet.ru
Также интересно: Паисий Святогорец: Богу больно за те скорби, которые испытывают люди
биография
Симеон Верхотурский с житием
Факты из жизни святого Симеона очень краткие и известны только через агиография составленный столичный Игнатий (Римский-Корсаков) из Тобольск и Сибирь в конце 17 века по рассказам современников, после того, как священник осмотрел перевод мощей праведный святой. Название рассказа было «Известная и очевидная история явления священных реликвий и в некоторой степени легенда о святом и праведном Симеоне, новосибирском чудотворце».
Согласно агиографии, Симеон родился в семье знатного человека. боярин семья в европейской части России. После смерти родителей во время Смутное время, Симеон переехал в Уральские горы и поселился в городе Верхотурье. В 1620 году он переехал в деревню Меркушино (около 53 километров (33 миль) от Верхотурья), в котором он провел большую часть своей жизни, скрывая свое происхождение и жить просто.(русский: социальное опрощение).
В Меркушино он посетил местный деревянный Архангел Михаил церковь. Летом Симеон уединился для молитв на берегу реки. Река Тура десять верста (около 10,66 км, или 6,21 мили) от Меркушино, зарабатывая себе на жизнь рыбной ловлей. Зимой шил шубы деревенским крестьянам Верхотурский уезд. Он был известен своим бескорыстием; например, чтобы гарантировать, что ему не заплатят за его швейную работу, он оставлял одежду, над которой работал, незавершенной, а затем покидал деревню. Симеон проповедовал смирение и даже при жизни проявил аскетизм и честность праведника.
Симеон проповедовал христианство Вогулс. Умер в Меркушино в 1642 году, похоронен на кладбище у церкви Архангела Михаила.
Житие
Дворянин по происхождению, он отрекся от мирской суетной жизни и пришел в глухую местность в районе села Меркушино. Окрестная природа, дикие места привлекали отшельника своей первозданной красотой. Он часто уединялся где-нибудь на берегу реки Туры, проводя время в молитвах и ловле рыбы.
Симеон ВерхотурскийШкола или худ. центр: НевьянскВторая четверть XIX в.Дерево, шпонки торцовые (нижние и боковые поля спилены). Паволока, левкас, темпера, золочение.27.3 × 21.5 × 2.8 смМузей «Невьянская икона», Екатеринбург, РоссияРеставрация: 1997 — Пузанков Ю. А.
И сейчас известен камень, на котором сидел праведный Симеон, неподалеку стоит Крест с памятной надписью. Кроме рыбалки святой зарабатывал себе пропитание шитьем зимой шуб для селян. В те времена, было принято так, что портные жили в домах, которые они обшивали. Хозяева кормили труженика, пока он работал. Но обычный портной мог заработать за сезон достаточно денег, чтобы позаботиться о себе.
Смиренный же праведник зная, что ему предстоит получение оплаты за труд, тайно уходил из дома, бросая работу чуть не доделанной. За это его обычно ругали, а где-то и били. Но вскоре селяне поняли, что он это делает, чтобы не брать денег за работу.
Подвижник с радостью переносил неудобства и лишения страннической жизни. Его доброе слово, растворенное любовью к Богу, укрепляло людей в вере Христовой. Но еще более святой проповедовал своим примером целомудрия, воздержания, чистоты душевной и телесной. Он часто посещал храм во имя Архистратига Михаила в селе Меркушино. И был погребен неподалеку от этого храма около 1642 года. Из-за крайнего воздержания и скудной жизни подвижник умер, не дожив до старости.
Симеон Верхотурский в моленииШкола или худ. центр: Екатеринбург1830-е годыДерево (доска паркетирована). Левкас, темпера.35.8 × 19.3 × 2.3 смСвердловский областной краеведческий музей,Екатеринбург, РоссияИнв. И-414
Немного истории
Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.
История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.
Расцвету города поспособствовали два государственных указа:
Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.
Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.
В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.
В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.
Свято-Покровский женский монастырь
Второй по старшинству монастырь был основан в 1621 году и является первым монастырем для женщин, основанным на Урале. Сначала монастырь был деревянным, но многочисленные пожары привели к его перестройке в каменном стиле.
Монастырь закрылся в 1756 году, поэтому старые его постройки сохранились плохо – церковь Рождества Иоанна Предтечи, старые хозяйственные постройки. В последнее десятилетие XIX века монастырь был открыт вновь, на его территории была построена Покровская церковь, которая в постсоветский период была восстановлена.
Сейчас монастырь вновь открыт, и его жизнь протекает около Покровской церкви, старая же часть монастыря заброшена, но гости могут совершить к ней прогулку вместе с монахинями. Посетить монастырь можно с 6.30 до 19.00 ежедневно, он располагается по улице Сенянского, 3.
Православный музей
В одной из хозяйственных построек Свято-Николаевского монастыря сегодня располагается музей, который рассказывает об истории распространения христианства на Урале. Это единственный в своем роде музей в Свердловской области.
Неудивительно, что он расположился в таком наполненном духе православия городе. В фонде музея находятся различные христианские реликвии, привезенные из монастырей и церквей Верхотурья: иконы, одежды монахов, фотографии, предметы быта и культа, архивные документы. Православный музей располагается на территории игуменского корпуса и открыт для посетителей ежедневно с 9 до 17 часов.
#10 Руины Старопокровской церкви
Руины Старопокровской церкви, на территории, в прошлом бывшей частью женского монастыря. Каркас здания в неплохой сохранности, в куполе сохранились росписи, доступ внутрь не ограничен.
В принципе, можно сделать пару снимков и идти дальше, но именно тут я расскажу о человеке, который не просто был донатором этого и нескольких других храмов в Верхотурье и нашей области, но по сути открыл для промышленной России северную часть Свердловской области.
Максим Михайлович Походяшин, человек-легенда, имя которого пока не вышло в масс-культуру, но более чем достойно этого. Старопокровская церковь построена в 1744 году, это первый храм, построенный на деньги богатеющего тогда купца и винного откупщика Походяшина. И так растроган был Максим Михайлович благодарностью монашек и жителей города, что пообещал прилюдно построить еще церкви. Что и выполнил – создав в нашей истории явление «походяшинские храмы», и наш
Свято-Косьминская пустынь
В нескольких километрах от Верхотурья находится еще одна православная святыня – Свято-Косминская мужская пустынь, основанная в 1704 году. Внутри находится небольшая церковь блаженного Косьмы Верхотурского, хозяйственные постройки, обнесенные белыми стенами. Во времена советской власти пустынь использовалась в административных целях, после передачи православной церкве была полностью восстановлена, и с 2007 года вновь является действующей.
Посетить пустынь стоит ради старинной церкви
Важно отметить, что строгие порядки пустыни не позволяют женщинам посещать ее, так что пройтись по ее территории могут только мужчины. Свято-Косминская пустынь располагается в деревне Костылева, по адресу ул. Центральная, 16
Центральная, 16.
#17 Меркушино
Паломники приезжают в Меркушино к храму Архистратига Михаила и небольшому храму Симеона. Именно тут был погребен праведник до переноса его мощей в Верхотурье.
Храм Архистратига Михаила
Нынешние храмы – восстановленные в последние десятилетия, оригиналы были разрушены в советское время. Интересно соединение двух храмов стеклянной галереей, выглядит она очень необычно – в оба храма можно войти как через обычные двери, так и через галерею.
Симеоновская церковь
А еще эта галерея – замечательный образец тематического торгового центра. Есть свободные деньги? – вам сюда! От крохотных иконок и сувениров, сделанных сестрами монастыря, до огромного ассортимента крымской косметики, травяных сборов и православной литературы. Я честно потратилась на сбитень и фитосиропы. Коллеги, которые не озадачились сувенирами в Верхотурском музее, оптом закупились в Меркушино. И да, безнал – есть. В отличие от туалетов и общепита для обычных гостей.
На этом официально наша программа закончилась, и большая часть участников отправилась домой. А мы поехали в деревню хулиганов и драчунов Дерябино, смотреть на еще один храм.
ДЕНЬ ПАМЯТИ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО
Поскольку неизвестна дата кончины святого, Церковь празднует память праведного Симеона Верхотурского несколько раз в год:
12 мая – второе обретение мощей (1992 год),
12 сентября – первое обретение мощей (1704 год),
18 мая – прославление (1694 год).
В эти дни на во всех храмах Урала, а также в церквях, где особо почитают преподобного и, конечно, в Верхотурье и Меркушино, накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святому Симеону: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти.
Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:
Мирской суеты избегая, все желания твои обратил ты к Богу, чтобы видеть восход Солнца Христа, потому избегал обманов страстей и пороков сердца, но очистил душу и тело и принял даже благодать подавать исцеления верующим и неверующим людям, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому по данному тебе дару, попроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными и телесными недугами и молись Ему, да спасет души наши.Жизни мирской отвергал ты радости, чтобы наследовать блага вечной жизни, возлюбил незлобие и чистоту души и тела. Что искал ты, то и получил, о том свидетельствуют гроб твой и нетление мощей твоих, и благодать чудотворений особенно. Ты подаешь исцеления всем, приходящим к тебе и даже непросвещенным светом веры Христовой, о Симеон блаженный, чудотворец предивный.
Свято-Косьминская пустынь
В нескольких километрах от Верхотурья находится еще одна православная святыня – Свято-Косминская мужская пустынь, основанная в 1704 году. Внутри находится небольшая церковь блаженного Косьмы Верхотурского, хозяйственные постройки, обнесенные белыми стенами. Во времена советской власти пустынь использовалась в административных целях, после передачи православной церкве была полностью восстановлена, и с 2007 года вновь является действующей.
Посетить пустынь стоит ради старинной церкви
Важно отметить, что строгие порядки пустыни не позволяют женщинам посещать ее, так что пройтись по ее территории могут только мужчины. Свято-Косминская пустынь располагается в деревне Костылева, по адресу ул
Центральная, 16.
Благословенное Меркушино
Дорога вдоль реки Туры величественно-прекрасна: зеленые луга, холмы, ширь долин и темная зелень непроходимых лесов… Но вот, после очередного изгиба голубой ленты, взору предстает зрелище, от которого захватывает дух: ярче солнца горят на фоне лазурного осеннего неба золоченые кресты на куполах меркушинских храмов. На том месте, где были обретены нетленные мощи, возвышается Свято-Симеоновский храм, а рядом, соединенный с ним светлой галереей, храм в честь Архистратига Михаила. В середине прошлого столетия этот исторический храмовый комплекс был разрушен, но в 90-х годах его восстановили во всем его былом величии.
Самый большой храм – в честь Архистратига Михаила – столь просторный, и своды его так высоки, что кажется, будто он соткан из света. Купол уходит далеко ввысь, так что, когда смотришь вверх, даже кружится голова. Но самое удивительное впечатление производят бывающие в этих стенах Богослужения: необычайная акустика храма придает голосам певчих особое звучание. Сложно понять, где рождается звук, потому что он заполняет все пространство, долетает до самого купола и льется откуда-то с небес.
В цокольном этаже храма Архангела Михаила находится храм-баптистерий – необычайной красоты! Дневной свет туда не проникает, поэтому там всегда царит полумрак. В отблеске лампад таинственно мерцает позолоченный иконостас. Внушительных размеров купель для крещения выложена мозаичным орнаментом в византийском стиле.
Престол этого храма освящен в честь священномученика Константина, расстрелянного в Меркушино во времена богоборческой власти. Удивительно, что мощи этого новомученика пролежали все в той же топкой сибирской земле даже дольше, чем мощи праведного Симеона – восемьдесят лет, – но при обретении их также оказались нетленны. Нетронутой временем была даже одежда убитого священника, тело его не закоченело и сгибалось. Поистине благословенна меркушинская земля, во все времена являющая миру святых угодников Божиих!
мощи священномученика Константина Богоявленского
Сколько бываю здесь, никогда не могу налюбоваться на эти места, глаза желают, но никогда не могут удержать в первозданной красоте величие храмового комплекса, сердце щемит при взгляде на трогательно-прекрасную природу здешних мест.
Первым делом иду поклониться гробнице святого праведного Симеона, испить воды из целебного источника, бьющего в том месте, где явился на поверхность земли его гроб. Симеоновский храм построен прямо над источником. Есть места, из которых не хочется уходить, одно из них – гробница святого праведного Симеона Верхотурского: под ласковым взглядом святого, взирающего на тебя с иконы, чувствуешь себя хорошо и уютно, как дома. Сейчас гробница праведного Симеона – это выложенная мраморными плитами маленькая комнатка с источником посередине, расположена она прямо под алтарем Симеоновского храма. Время здесь движется совсем незаметно, а иногда кажется, будто оно вовсе останавливается, замирает и превращается в вечность.
Самих мощей в гробнице нет. Они в Верхотурье, в Свято-Николаевском мужском монастыре, куда их торжественно перенесли почти сразу же после обретения – в 1704 году. Налюбовавшись милыми сердцу местами, я попрощалась с Меркушино и отправилась в дальнейший путь, поклониться мощам праведника. Ведь если не увидел хозяина, то как можно считать, что побывал в гостях.
По дороге мне предстояло сделать несколько остановок. Первая – в месте уединенных молитв праведного Симеона, это совсем близко, километров десять от Меркушино. Здесь сохранился камень, сидя на котором святой молился и удил рыбу. В XIX веке на этом пустынном берегу стояла часовня в честь святого, которую в советские годы разобрали, теперь на ее месте поклонный крест, а рядом – деревянный храм в честь Всех Сибирских Святых, в котором регулярно совершаются Богослужения. Когда бываю в этом месте, то всегда почему-то кажется, будто святой и теперь пребывает незримо здесь. Хочется, как он, сесть на камень близ реки и долго-долго сидеть неподвижно, размышляя о вечности и благодаря Творца за непостижимую Его милость к нам, людям. В душе возникает живая вера, что по молитвам Своего угодника Бог слышит тебя и все тебе прощает.
Следующая моя остановка связана с именем другого святого – блаженного Косьмы Верхотурского.