Как определить приход церкви нужного населенного пункта

Справочники по населенным пунктам и приходам

В Российской империи регулярный документооборот между епархией и приходами позволял издавать статистические сборники. Поскольку единого стандарта не было, то каждая губерния или епархия выпускала справочники на свое усмотрение. По этой причине названия справочников могут отличаться.

  • “Справочник по административно-территориальному делению” за каждый год. Их легко найти в интернете, на сайтах электронных библиотек (бесплатно). В списке будет указано крупное село, в котором находилась приходская церковь. Все мелкие населенные пункты в округе относились к ней.
  • “Списки населенных мест по губернии” составлялись раз в несколько лет. Отсюда вы узнаете название населенного пункта, волость, уезд и самое главное — церковный приход.
  • «Православно-церковный календарь», с описанием приходов церквей.

Описание приходов Екатеринбургской епархии за 1902 год. Кобринский уезд.

  • Клировые ведомости.
  • «Справочная книга или книжка по губернской епархии «
  • «Описание церквей губернской (нужной вам) епархии»
  • «Адрес-календарь губернской епархии»
  • «Историко-статистическое описание церковных приходов губернии»
  • «Губернская епархия: Сборник статистических и справочных сведений»
  • «Карты приходов по губернии». На карте обозначены границы приходов, обозначены церкви.
  • «Краткие сведения о монастырях и церквях губернской епархии».

Памятная книжка за 1908 год Екатеринославской губернии. Церковных приход, Екатеринославский уезд.

Важно, что в этих справочниках вы не только найдете информацию об отношении места жительства ваших предков к определенному церковному приходу. Вы узнаете историю церкви, в которую годами ходили ваши предки, получите подробное описание прихода

В большинстве справочных книг приводится подробное описание убранства и устройства храма, какие иконы и ценности находились в приходской церкви.

Село Падерино, Покровская церковь

Категория: Православные церкви

Сводная информация о церкви (приходе)

Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24

Село Падеринское Покровская церковь Яранский уезд 4-й благочиннический округ

№14, с. 484

356. Покровская в селе Падеринском.

Построена в 1862 г., каменная, с одним престолом.

В причте церковном священник и два дьячка. Имеют свои дома. На содержание получают от прихода мерную ругу.

В приходе 21 селение, не далее 8 в. от церкви; прихожан 1029 м. п. и 1146 ж., из них Черемис, в одном селении, 49 м. п. и 45 ж. Раскольников в приходе 5 м. п. и 12 ж.

Село Падеринское от г. Вятки в 282 в. Ближайшия села: Кундыш в 12 в., Шаранга в 18 в. и Краинское в 19 в.

Показать оригинал

Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. — Вятка: тип. Маишеева: 1890.

Падеринская — Покровская, церковь приходская Яранский уезд 5-й благочиннический округ
Число прихожан — муж.п.: 1440, жен.п.: 1691. Штат — священников: 1. диаконов: 1. псаломщиков: 1. Рукописное примечание — 1860.

ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»

Падерино Покровская Яранский уезд 5-й благочиннический округ

Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912

Село Падерино Покровская церковь Яранский уезд 5-й благочиннический округ

13) Село Падерино – Покровская церковь, каменная, постр. в 1863 г.; расстоянием от гор. Вятки в 282 вер., от уездного города в 65 вер., от благоч. в 25 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 диак., 1 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 3 д., пах. 33 д., сен. 5 д., кустар. 4 д., неудоб. 880 с.; братский денежный доход – 1350 руб.; руги соб. на весь причт до 200 п. ржи и 250 п. овса; прихожан: прав. рус. 1720 м. п., 1812 ж. п., крещен. черем. 62 м. п., 76 ж. п.; приход состоит из 20 селений, раз. ½ – 9 вер.

Местоположение села низменное, при небольшой реке с небольшим количеством леса. В селе две школы: земская мужская и церк.-прих. женская. Занятие прихожан – земледелие. Мед. пунк. в селе Рудке в 18 вер. Вол. правл. в 20 вер.; парох. прист. в 120 вер.; ж. д. ст. в 190 вер. Село находитея на проселочной дороге.

Показать оригинал

с. Падерино Покровская церковь Яранский уезд 5-й благочиннический округ
Число населённых мест в приходе: 22 (Смотреть список)По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

Село Наследничье, храм Петра и Павла

После Дубровки мы отправились в село Наследничье, в котором сохранился храм Петра и Павла, построенный в 1839 г. А.П. Голицыной.

Село Наследничье, храм Петра и Павла

Существуют легенды, что в это село князь Голицын переселял ленивых мужиков из Дубровки. Название же местности связывают с тем, что имение было дано в приданое дочери Голицына. С красивым именем этой дочери связано название следующего населенного пункта, который также входил в обширные владения князей Голицыных. В 1860 г. князь основал хутор Аделино, названный в честь дочери Аделаиды. Здесь был построен винокуренный завод, в Рязанской области пытались выращивать виноград и делать вина. Однако после революции предприятие преобразовали в спиртовой завод.
Сейчас он не работает и стоит в плачевном состоянии.

Аделино

Вообще очень грустно смотреть на такие умирающие населенные пункты: вроде и железная дорога рядом, и районный центр тоже, однако дороги убитые, общественный транспорт не ходит, предприятий никаких поблизости нет, да и людей почти не осталось. Летом еще можно встретить народ, но в основном это дачники. Многие дома в Наследничьем и в Аделино покосились и того и гляди упадут.

Аделино

Святые источники

Дальше мы решили посетить святые источники, находящиеся по пути в Касимов. Один, самый известный, находится у деревни Салаур – это чудотворный источник Параскевы Пятницы.

чудотворный источник Параскевы Пятницы

Он расположен слева от проселочной дороги на небольшой лесной поляне.

чудотворный источник Параскевы Пятницы

Есть здесь и небольшая парковка, и церковная лавка. Источник этот очень популярен в округе, сюда приезжает множество паломников. Все потому, что ходят слухи о разных чудесных исцелениях людей, которые попробовали воду из этого источника или окунулись здесь в купели. По легенде давным-давно один местный крестьянин нашел в лесу икону Параскевы Пятницы, которую озарял столп света. Крестьянин перенес святыню в храм, однако ночью она исчезла. Нашли ее в лесу на прежнем месте. Тогда решили построить часовню, и возле нее чудесным образом обнаружился родник.

чудотворный источник Параскевы Пятницы

Если вернуться к шоссе и повернуть в сторону Касимова, то через несколько метров слева от дорогу появится указатель на источник в честь Николая Чудотворца. Надо только углубиться немного в лес.

источник в честь Николая Чудотворца

Другое название этого источника Барский родник, возможно потому, что он находится на территории бывшего парка помещиков Олениных. Природа здесь удивительная – некоторые стволы деревьев так покрыты листьями, что кажется, будто это лианы свисают с верхушек.

Барский родник

Если здесь это можно объяснить тем, что при Олениных на этом месте, возможно, был дендропарк, то подобные явления в других населенных пунктах Рязанской области, например, около села Терехово, объяснить трудно.

Барский родник

Барский родник

Проходим мимо деревянного креста и спускаемся к часовне. Возле нее протекает звонкий ручей, из которого можно набрать воды, настолько она прозрачная и чистая.

звонкий ручей

Самое интересное, что можно увидеть своими глазами как вода бьет из-под земли, приподнимая песчинки на дне ручья.

Староладожский Никольский мужской монастырь

По преданию, Никольский монастырь был основан князем Александром Невским «в память о гиблых ладожских сродниках», павших в Невской битве в 1240 году. В 1611 году сюда переселились монахи из разрушенного шведами Валаамского монастыря. Вскоре Никольский монастырь был разрушен войсками Якоба Делагарди (1583-1652), одного из активных участников событий Смутного времени. После Смутного времени монастырь восстанавливался. В конце XVIII века был упразднен, но в начале следующего столетия вновь открыт.

Последние годы в Никольском монастыре ведутся реставрационные работы.

Самое старое сооружение монастыря — четырехстолпный одноглавый собор Святителя Николая Чудотворца XVII века, построенного на месте собора XII века с фрагментами последнего. Церковь Иоанна Златоуста была построена в конце XIX века в форме древнеримской базилики, с элементами псевдорусского стиля.

Адрес: Ленинградская область, Волховский район, п. Старая Ладога, ул. Никольская, д.1

Подробнее: «Никольский монастырь в Старой Ладоге»

Староладожский Никольский мужской монастырь

Базы данных

На сайтах архивов существуют информационные системы, которые позволяют узнать сохранность документов по той или иной церкви. Определив принадлежность нужного вам населенного пункта к церковному приходу, вы сможете узнать шифр архивного дела и посмотреть метрические книги с информацией о ваших предках.

Например, на сайте архива Кировской области ГАКО есть такая база данных.

База данных на сайте ГАКО (Кировской области), для определения места хранения метрических книг для конкретного церковного прихода. Перечень метрических книг с указанием архивного шифра, для поиска в архиве.

Как определить приход церкви нужного населенного пункта в сельской местности

  1. Вы знаете точное название населенного пункта и нужный год события. По умолчанию нужно брать всегда самый поздний известный год. Помните: церковные приходы с годами менялись, поскольку строились новые деревни и церкви. 
  2. Определите по карте, где находится или находился нужный населенный пункт. Если сегодня такой деревни не существует, то смотрите советские карты или дореволюционные. На сайтах найдете большое количество старых карт:
    1. retromap.ru
    2. etomesto.ru
    3. davidrumsey.com
  3. Помните, что небольших населенных пунктов с одинаковыми названиями было много. Даже по соседству могли располагаться 2 деревни с одним названием в советские годы. А вот до революции они могли носить другие названия. Если вы сомневаетесь точно ли этот населенный пункт родина ваших предков, то изучите оба. 
  4. Посмотрите ближайшее к нужному вам населенному пункту крупное село по карте. Если таких деревень или сел несколько на примерно одинаковом расстоянии — выписывайте оба названия.
  5. Откройте справочник по нужной вам губернии. В списке населенных пунктов или приходов найдите название крупного села, которые вы выписали в предыдущем пункте. Просмотрите, какие населенные пункты к нему относились. Если там есть ваше искомое, то приход вы определили. Можно переходить к просмотру метрических книг.

Определить приход церкви для нужного вам населенного пункта можно с помощью справочников. Например «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Приводится оглавление сборника за 1902 год.

На сколько дней приезжать в Старую Ладогу и где разместиться

Думаю, вы убедились, что в Старой Ладоге есть на что посмотреть. Тем не менее, обычно сюда приезжают на один день. В таком случае, многие достопримечательности осматриваются на бегу, а иные и вовсе остаются «за кадром». По возможности, сюда стоит приехать на несколько дней, чтобы прочувствовать всю атмосферу этого места, съездить в Новую Ладогу, к устью Волхова, прогуляться по окрестностям.

В последние годы в окрестностях Старой Ладоги появилось несколько отелей и баз отдыха. Выбор небольшой, но он есть. Подборку гостиниц в Старой Ладоге и окрестностях можно посмотреть здесь.

Довольно интересным вариантом мне показалась уже упоминавшаяся выше «Староладожская Дача» на противоположном берегу Волхова. Еще один вариант — остановиться в гостинице «Металлург» в Волхове в 15-20 минутах езды на машине от Старой Ладоги.

Архитектура

Имени зодчего, воздвигшего величественное здание, история не сохранила. Стиль постройки специалисты определяют, как русско-византийский, прибавляя, впрочем, что в архитектуре присутствуют элементы других направлений – эклектика. Здание действительно явственно напоминает византийские базилики (особенно купол), но одновременно – древнерусские православные храмы: стены имеют полукруглые завершения, называемые у русских зодчих закомарами.

Кировская область, Лутошкино. Церковь Вознесения Господня. Фасад Автор фотографии: Анатолий Мыльников Снято: 12 февраля 2012 года

С высокой колокольней храм соединяется так называемой трапезной частью. Нередко здесь строились приделы, обычно – так называемые «теплые», то есть отапливаемые, так, чтобы можно было служить в холодное время. Однако, данных о том, что нечто подобное было в Вознесенском, нет: здесь был, по-видимому, один престол, Вознесения Господня.

Усадьба Голицыных в Дубровке

Немного побродив среди удивительных сосен, мы вернулись к машине и отправились в Дубровку, которую мы проезжали по дороге к «пьяному лесу». Интересен этот населенный пункт тем, что с конца XVIII века здесь размещалась обширная усадьба князей Голицыных. При них в Дубровке имелся большой дом, от которого в наше время остались одни руины, заросшие кустами.

Руины усадьбы Голицыных в Дубровке

Кроме того сохранились хозяйственные постройки и фрагменты кирпичной стены вокруг фруктового сада.

Дубровка

Плодовые деревья в саду выродились и сейчас он заросший и неухоженный.

Дубровка

Совсем по-другому было здесь при Голицыных. Дом украшали предметы роскоши, которые после революции частично растащили, а частично передали музеям в Рязани и Касимове. Старинный род Голицыных владел несколькими населенными пунктами поблизости.

Курганы в урочище Сопки

Большое поле между Волховским проспектом и Волховом, на котором возвышаются курганы VIII-XII веков. Наиболее известный из них — Олегова могила, где, как считается, похоронен Вещий Олег. На его вершине и склонах сохранились остатки древних грабиловок. Археологические исследования следов могилы Олега, увы, не обнаружили.

С курганами связано немало легенд: что существует целая система подземных ходов, связывающая курганы с пещерами, крепостью и монастырями Старой Ладоги. Также здесь собираются родноверы и любители старины.

Подробнее: «Курган Вещего Олега в Старой Ладоге»

Курганы

История строительства

«Деревня Федоровская Лутошкина» впервые упоминается документами 1678 г. Судя по всему, ее название происходит о первых жителей – было здесь только два двора, где проживали крестьяне Лутошкины, Иван, Степан, Матвей с семьями. О храме здесь ничего не говорится. Позже Лутошкино не раз пустело, затем возрождалось. Например, ревизии (переписи) середины XVIII в. именуют деревню «заимкой вновь называемой Обуховской», а также определяют ее, как «Успенского Трифонова монастыря вотчину», одну из множества. Жителей здесь по-прежнему не более десятка, по статусу – «монастырские крестьяне». После секуляризации церковных земель Екатерины II, забравшей монастырские земли в казну, все они становятся «черносошными», то есть принадлежат государству.

Более или менее заметное развитие деревня получает к середине XIX в. – к этому времени совсем рядом проходит важный торговый путь, Казанский тракт. Даже переписи определяют Лутошкино-Обухово как расположенную «по левую сторону проселочной дороги с Казанского тракта».

Вероятно, деревня экономически поднялась на торговле, промыслах. К 1885 г. это уже село, притом с другим именованием, Вознесенское, по имени освященной тогда же церкви, построенной, очевидно, усилиями самих прихожан. Ведь, согласно историческим документам, среди них были не только земледельцы, но также плотники, столяры, каменщики, штукатуры.

Борьба за дом Божий

Первые попытки закрыть Вознесенскую власти начали предпринимать с 1930-х, однако, верующим несколько лет удавалось отстаивать храм. Критический момент наступил, когда 23 августа 1940 г. от служения здесь отказался настоятель, священник Василий Костров – как свидетельствуют архивные документы, причиной стало не давление властей или малодушие: просто батюшка достиг более чем почтенного возраста 90 лет, так что действительно не мог более служить. Остается лишь удивляться его отваге, несгибаемой воле, ведь судя по всему, он служил все предыдущие годы гонений. Судьба этого иерея, как и других служителей, еще ждет своих исследователей.

Воспользовавшись отсутствием священника, распадом «двадцатки» (минимальное число верующих, необходимое для регистрации общины), власти закрыли Вознесенский. Но… не тут-то было! Уже в 1943 г. православные села пишут М.И.Калинину с просьбой разрешить открыть церковь. После этого – еще несколько лет раз за разом поднимают вопрос перед местными властями. Из их переписки – на обращения граждан вынуждены отвечать! – мы узнаем, что здание после закрытия использовалось под склад зерна, на 1944 г. было пригодно для богослужений.

7 августа 1945 г. верующие обращаются к Кировскому областному исполнительному комитету со следующим письмом (стиль и орфография сохранены):

«Согласно Конституции имеем право на открытие церкви в нашем селе Вознесенском (Лутошкино) и верующие находящиеся на территории нашего прихода, состоящее из трех районов, то есть Куменского Верхошижемского Сунского Кировской области крайне нуждаются в открытии церкви: так как от нашего села нет близко открытых церквей, а ежедневно для верующих по деревням требуются разные требоисправления по обрядам Православной Русской церкви; в церкви, находящейся на дальном растоянии нужно затрачивать лишнее время и средства для исполнения религиозных обрядов.

А потому на основании вышенаписанного просим Кировский Областной Исполнительный Комитет не отказать в нашей просьбе, уделить должное внимание, разрешить нашей общине верующих открыть церковь в селе Вознесенском (Лутошкино) для проведения служб и требоисправлений по обрядам православной Русской Церкви. О последующем просим поставить нас в известность

К сему своеручно расписуемся».

Подписей под обращением было не 20, как требовалось по закону, но 43. К 1946 власти сдались: храм был освобожден колхозом, здесь начались службы. Они продолжались не менее 10 лет: с 1960-х, во времена нового ужесточения антицерковной политики, Вознесенский был закрыт – теперь окончательно.

Планы на восстановление и их реализация

Формально Вознесенская относится к Кирово-Чепецкому благочинию Вятской епархии. Однако, никто не собирает средства на ее воссоздание, ибо очевидно: делать это не для кого. Даже группа села сети «В Контакте», поддерживающие связь односельчане, вспоминают «благополучные» советские годы, а не радеют о восстановлении попранной святыни. К тому же возвращаться не собираются.

Ныне от села осталась, по сути, память – о прошлом. Пока ее хранит все более разрушающийся храм. Но даже сами бывшие жители села понимают – ненадолго. Недаром в видеоролике о селе, церкви, снятом одним из местных жителей, постоянно звучит метроном, отсчитывая оставшееся ей время жизни…

Наталья Сазонова

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

  1. Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.

Приход, служители

Согласно епархиальным справочникам, к концу XIX в. к Вознесенской относились 13 деревень с количеством прихожан более 2000. А к 1907 г. приход увеличился уже до 23 населенных пунктов, от находящихся совсем рядом, до отстоящих на 6 верст. Жители прихода, большей частью занимавшиеся земледелием, разными промыслами (например, многие после окончания сельскохозяйственного сезона уходили по городам уезда «работать валяную обувь»), были, видимо, довольно зажиточны, содержали храм достойно.

Причт здесь был немного численным: священник, диакон да псаломщик. Хотя служители жили на «казенных квартирах», жалованья от государства они не получали, жили на пожертвования прихожан, кроме того, на доходы с церковной земли.

Документы сохранили имена служивших здесь, часто – семьями.

Например, в конце XIX в. епархиальные справочники приводят фамилии священника и псаломщика Катаевых. А на 1917 г. при Вознесенском несли служение священник Павел Семакин, диакон Аркадий Вифанский и псаломщик Павел Решетов. Это, однако, не последние здешние служители: от революционных событий до закрытия прошло еще не одно десятилетие.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

Основан в 1156 году на месте древнего монастыря Симеона Богоприимца. В первой половине XII века здесь был построен Успенский собор, сохранившийся до настоящего времени. Внутри собора обнаружены фрагменты фресок XII века. Остальные сооружения монастыря были построены в XIX веке в стиле позднего ампира и псевдорусском стиле. В Успенском монастыре нашла приют Анна Кашинская, были заточены Евдокия Лопухина и Евдокия Ганнибал, в XIX веке жила монахиня-поэтесса Елисавета Шахова.

Адрес: Ленинградская область, Волховский район, п. Старая Ладога, Успенский переулок.

Подробнее: «Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы»

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

Усадьба «Успенское»

Расположена рядом с Успенским монастырем. Была построена в 1780-е годы генерал-поручиком Романом Никифоровичем Томиловым. В 1816-1817 годах его сын Алексей перестроил отцовскую усадьбу. Здесь Томилов хранил свое богатейшее собрание картин, среди которых была самая большая в России коллекция рисунков и офортов Рембрандта. Гостями «Успенского» были многие русские художники, среди которых — О.А.Кипренский, И.К.Айвазовский, Н.К.Рерих.

В 1918 году более 6000 предметов живописи были переданы Русскому музею в Петрограде. Усадебный дом сгорел в 1928 году, уцелел лишь бывший служебный дом.

Усадьба «Успенское», фото из интернета

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Васильевский погост

Васильевский погост расположен на противоположном берегу реки Волхов, в деревне Чернавино. До 1764 года здесь существовал Васильевский монастырь, насельниками которого одно время были монахи, бежавшие из занятого шведами Валаамского монастыря. Сохранились церковь Василия Кессарийского, построенная в 1686 году на фундаменте разобранной за ветхостью каменной XIII века, и Спасо-Преображенская церковь, возведенная в 1871 году на месте деревянной церкви 1684 года постройки. На Васильевском погосте похоронен известный художник-передвижник Василий Максимович Максимов (1844-1911).

Подробнее:

Васильевский погост в Чернавино

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: