Бабиновская дорога

История

История Александровска, как и многих других городов этого района, неразрывно связана с развитием местного машиностроительного завода.

Случайно открытое здесь месторождение каменного угля (Луньевские копи) и земли, богатые рудой (Кизеловское месторождение), позволили купцу первой гильдии Всеволоду Андреевичу Всеволожскому, владельцу этих обширных территорий, в 1783 году приступить к возведению чугуноплавильного предприятия.

Разрешение на строительство было подписано членами Уральской Берг-коллегии только в 1802 году, а уже в 1808 году Александровским заводом была выпущена первая партия чугуна. Именно эту дату и принято считать датой основания поселка.

Силами местных крепостных начинается постепенная застройка округа: появляются заводские здания, жилые дома, возводятся храмы. Идет активная вырубка лесов для получения древесного угля, который являлся основным видом топлива.

Активная добыча каменного угля началась только в 1820-х годах. Это способствовало открытию металлообрабатывающего цеха по производству шахтного инвентаря и паровых машин.

С 1845 по 1850 год проводятся попытки усовершенствования производства: внедрение пудлинговых печей для получения железа, применение каменного угля в виде топлива.

Максимальных оборотов мощности завода достигают в 1861 году, именно в это время было выпущено рекордное количество железа и чугуна.

В последующие годы намечается заметный спад объемов выпускаемой продукции. После неоднократной смены владельцев, предприятие попадает в собственность опытного промышленника Павла Павловича Демидова, который модернизирует производственные мощности и добивается восстановления прежних оборотов.

В советские годы пгт Александровский становится рабочим поселком. В 1930 году было произведено полное переоборудование завода и налажен выпуск техники для горнодобывающей отрасли.

Нельзя не отметить огромный вклад рабочих в Великую Победу во время Второй Мировой Войны. Каждый день труженики тыла перевыполняли план по обеспечению оружием Красной Армии.

Городом Александровск стал в 1951 году. В 1993 для жителей началась новая эпоха, связанная с появлением ОАО “Александровский машиностроительный завод”, которое успешно функционирует и по сей день, обеспечивая рабочими местами большинство здешних жителей.

В наши дни в городе с населением около 12000 человек для горожан открыты: дом культуры, стадион, больница, профильные учебные заведения, среди которых старейшее в области ПТУ.

Полезная информация: телефонный код города +7 34274, почтовый индекс — 618320, 618323.

Бабиновская дорога и ее значение для России.

Бабиновская дорога не была первой и единственной из ценральной России в Сибирь, но она исполнила важную историческую роль в судьбе России. По ней доставлялись царские указы, казна, проезжали почтовые кареты, разного рода делегации и экспедиции, по ней же гнали и каторжан. Собственно по ней происходило освоение Сибири и Дальнего Востока и отчасти «Русской Америки» – Аляски. Предоставленное ей властью право быть монополистом на торговом пути между западной Россией и Сибирью Бабиновская дорога, выражаясь современным языком, стала примером рационального использования функции управления людскими и товарными потоками на протяжении более 170 лет.

Строительство дороги

Строительство дороги началось в 1595 году и велось на протяжении двух лет. По царскому указу, в подчинение Артемию Бабинову было предоставлено два целовальника и сорок крестьян, в обязанности которых входила расчистка и обустройство дороги, прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки. Протяженность дороги составила около 260 верст, что было гораздо короче прежнего Вишеро-Лозьвинского пути. В 1597 году дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры. Годом позже на этом месте началось строительство города Верхотурье. В этом же году были отправлены первые ссыльные в Сибирь — 50 угличан, обвинённых в убийстве царевича Дмитрия. Они были посланы на строительство и поселение в новый город Пелым.

Для защиты дороги были построены Растесский караул (в настоящее время не существует), Павдинский караул (посёлок Павда Ново-Лялинского городского округа), Лялинский караул (село Караульское Ново-Лялинского городского округа) от лялинских вогул, Кошайский караул (село Кошай Сосьвинского городского округа) от сосьвинских вогул и крепость с таможней Верхотурье.

Значение Бабиновской дороги

Будучи гораздо короче использовавшейся ранее дороги, проходившей через Чердынь, она сыграла важную роль в освоении Сибири. В течение двух столетий Бабиновская дорога была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель.

21 апреля (2 мая)  года от Москвы до Тобольска была учреждена почта. В 1736 году В. Н. Татищев подал Сенату доношение о качестве работы сибирской почты, где среди прочего предложил проложить почтовый тракт по иному маршруту: Москва — Казань — Сарапул — Кунгур — Екатеринбург — Тобольск (Сибирско-Московский тракт), мотивируя тем, что предлагаемый путь более короткий и равнинный. Фактически идея Татищева реализовалась только в 1754 году, когда по предложению Берг-коллегии Сенат указал Ямской канцелярии учредить почтовый тракт от Москвы до Тобольска через Казань, Кунгур и Екатеринбург, при этом отправлять посылки и курьеров предписывалось по прежней дороге через Верхотурье. Но в дальнейшем Бабиновская дорога утратила своё значение, в 1763 году Верхотурская таможня была закрыта и тракт официально упразднён.

К читателям

В столь приятной и давно полюбившейся серии книг »Дороги к прекрасному» нам представилась возможность рассказать об интереснейшем уголке Урала — пермской земле. Речь пойдет о городах Соликамске, Чердыни и их округе, где много прекрасного и для заинтересованных историей, архитектурой, искусством и для любителей природы. Места эти до сих пор овеяны преданиями и легендами.

Учитывая богатство памятников этой земли и своеобразие ее историко-культурного развития, мы не только раскроем читателю уникальные и известные страницы прошлого, но и расскажем об открытых нами сельских постройках, о прикладном народном творчестве, вспомним забытые имена мастеров. Но прежде чем отправиться в путь, совершим небольшой экскурс в историю.

Продолжение Бабиновской дороги до Тюмени.

Дальше Верхотурья на восток дорога заканчивалась. Торговые люди прибывали в Верхотурье по весне, ожидали ледохода, строили барки и спускались по реке Туре до Тюмени и Тобольска. Из Сибири возвращались глубокой осенью тоже по Туре. В Верхотурье с барок перегружали товар в амбары, дожидались санного пути и на санях везли сибирские богатства по всей России.

Естественно, такой режим торговли не устраивал купцов и в начале 1600 годов Артемий Бабинов берется за продление своей дороги до Тюмени по суше. В 1620-е годы дорога проложена от Верхотурья через р.Тагил к нынешнему Махнёво. Дальше вдоль Тагила и Туры на Туринскую слободу и далее до Тюмени.

История

Через Камень из Европейской Руси-Московии в Азиатскую Югру-Сибирь с ХII по ХVI в.в. пролегало несколько «чрезкаменных» путей. По волокам и рекам новгородцы ходили тремя вариантами Печерского (Новгородского) пути: Елецким, Щугорским, Илычским. В Мангазею морским путём добирались поморы. Южнее шли транс-уральские пути: старинная Казанская конная дорога и степная Яицкая. В 1581 г и 1591 г. появились: «сибирский волок» Ермака и Лозьвинский путь как продолжение средневековой Чердынской (Вишерской) дороги. Все они были сопряжены с большими затратами сил и времени.

В 1595 году царь Федор, сын Ивана IV, издает указ «о розыске» прямого пути из Европейской Руси в Зауралье. Его исполняет Артемий Бабинов с ватагой крестьян, обустраивая полностью сухопутный «чрезкаменный» путь, названный народом «Бабиновской» дорогой, хотя в документах он значится как «Государев Соликамско-Верхотурский тракт».

11 января 1598 г. в Верхотурье прибывает передовой обоз, прошедший от Соликамска через реки Яйву, Косьву, Кырью, Лобву, мимо Косьвинского и Павдинского камня к Туре. Вскоре на новом тракте появляются деревни: Сурмог, Верх-Яйва, Чикман, Молчан, Верх-Косьва, Растес, Павда, Караул. Не позднее 1600 года в Лялинском Карауле, Павде и Растесе выставляются заставы-караулы, подчинённые Верхотурской таможне. «Городок невелик, да славен» – такая идёт молва в те времена о городе-форпосте, «нервном узле» государства российского на границе Европы и Азии – Верхотурье.

Благодаря Бабиновской дороге, Святая Русь «устремляется» на Восток. В народе «возжигаются» мощнейшие силы «проведывания новых землиц». Рождается движение первопроходцев ХVI-ХVII веков «Встречь Солнца» в Сибирь, Арктику, Дальний Восток, Китай, Индию и Америку. Вскоре народная инициатива получает государственную поддержку, преобразуется в геополитический проект, обеспечивающий суверенитет и развитие одной из самых могущественных мировых держав того времени – многонациональной и поликонфессиональной Российской Империи.

Легендарная дорога исправно функционировала до 1763 г. – даты закрытия Верхотурской таможни, в связи с учреждением нового пути Кунгур-Екатеринбург-Тюмень. Ямская же «гоньба», по Бабиновской дороге, продлилась еще на полвека, увеличив период её активного служения до двухсот лет. Трудилась она после падения Империи во времена Гражданской войны и в Отечественную. На её территории располагались структуры ГУЛАГа и УФСИНа. В 60-х годах прошлого века жизнь в большинстве поселений прервалась.

Состояние

Современная Бабиновская дорога от Верхотурья до Павды и от Соликамска до Молчана доступна легковому автотранспорту. В центральной части, от Павды до Молчана, посильна только для полноприводных автомобилей с лебедками.

Бабиновская дорога, обладая статусом первородства среди отечественных исторических дорог, как-то: Московско-Сибирского тракта, Старой Смоленской дороги, Чуйского тракта, внесенная в «Стратегию достопримечательных мест и историко-культурных заповедников РФ», ныне пребывает в упадке. Деревни-караулы, превратившиеся в урочища. Обветшалая Церковь в деревне Верх-Усолка, родине Артемия Бабинова. Часовенка на кладбище и раскопанная могила детей А. Сибирякова в Растесе. Израненные колёсами лесовозов, заболоченные участки исторической дороги с «вкраплениями» небольшого количества сохранившихся – вот ныне реальная картина легендарной дороги, Укоризной и щемящей болью отзывается в сердцах такого рода картина,

Памятный (обетный) крест был воздвигнутом в урочище Растёс на Государевой дороге («Бабиновской») в канун Рождества Пресвятой Богородицы в 2016 году.

Впечатления

В 100 км от Верхотурья, расположен старинный посёлок Павда, побывавший за свои четыре века и «стражем» при Государевой дороге, и золотодобывающим, и горнозаводским, и лесозаготовительным посёлком. В 2023 году ему грядёт уже 425-летний юбилей. Грандиозная картина Уральских гор потрясает всякого сюда приехавшего. Павдинский Камень, в 15 км от Павды, Алешин, Лялинский и Колпак Камень, Знак Европа-Азия – на них можно побывать, договорившись с местным проводником или обратившись с этой же просьбой на базу активного отдыха «Таежная Рось». В доме культуры открыт Музей истории Павды, а в церковном доме организован Визит-центр с обширным материалом по исследованию Бабиновской дороги, путей её воссоздания и современного использования. Пытливые путешественники могут добраться до Растёса, «серединной» точки на Бабиновской дороге, условной границы Руси и Сибири.

Строительство Бабиновской дороги.

В 1595 году царь Федор Иоаннович издал указ по которому предписывалось всем желающим прокладывать дорогу в Сибирь. По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги и мансийскую тропу расширил до величины дороги.

В подчинение Артемию Бабинову выделялось 40 крестьян и два целовальника, в обязанность которых входили расчистка и обустройство дороги, строительство мостов через имевшиеся на пути реки.

В 1595 году началось строительство. Официально Бабиновский тракт начинался от Соборной колокольни города Соликамск, где тогда находилась городская управа. В 1597 году Бабиновская дорога была готова до мансийского селения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры, где годом позже началось строительство города Верхотурье.

Это редчайший в истории России случай, когда всего за пару лет 40 человек построили целую дорогу, соорудив 9 мостов через реки и проложив несколько десятков гатей и настилов. Общая протяженность дороги составляла около 270 верст (300 км), но это было гораздо короче любого другого пути в Сибирь.

Для охраны дороги выстроены: Растеский караул, Павдинский, Лялинский, Кошайский караулы и таможня в крепости Верхотурье.

В 1598 году Бабиновская дорога приобрела статус правительственного тракта как «Новая Сибирская-Верхотурская дорога». В следующие годы дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска.

Изначально Бабиновская дорога из Соликамска была только до Верхотурья, использовалась зимой после промерзания болот и рек. Чуть позже ее более благоустроили.

Происхождение названия

Завод и окружающие его земли князь В.А.Всеволожский назвал в честь своего старшего сына — Александра. Именно Александр Всеволодович занимался впоследствии освоением Луньевских копей и строительством местной железной дороги. Жил в Пермском крае с 1849 года.

Портрет Александра попал и на герб города. Он изображен в виде молодого юноши, держащего чугунное ядро в одной руке, а в другой — молот кузнеца — символы чугунолитейного промысла.

Дополнительная информация: род Всеволожских внес огромный вклад в развитие России, потомки основателя Александровска были видными политическими деятелями, промышленниками и благотворителями.

В честь сына Александра Всеволодовича — Павла назван район Ленинградской области и его центр — город Всеволожск.

Александровский район

Александровский муниципальный округ, площадью 5530 км2 выделился из Кизеловского района в 1942 году. Помимо города с одноименным названием в его состав входят 38 различных населенных пунктов. Совершим путешествие в самые интересные из них.

Всеволодо-Вильва

Поселок Всеволодо-Вильва появился на карте пермского края в 1811 году, когда Всеволод Всеволожский начал строительство нового железоделательного завода. Место было выбрано неслучайно: готовую продукцию было удобно сплавлять вниз по реке Вильве.

Название поселка образовано слиянием двух имен собственных: имени владельца, князя Всеволожского, и названия протекающей здесь реки.

Но местные жители до сих пор помнят удивительную историю о молодом работнике Шабуре, который бежал с копий с влюбленной в него дочкой начальника, и называют поселок “Шабурное”.

Удивительно, но это небольшое село, расположенное в 150 км от Перми, так или иначе было связано с известнейшими людьми своего времени.

До князей Всеволожских этими землями владели Строгановы, а впоследствии П.П.Демидов, который потом продал их С.Т.Морозову. Последним владельцем завода был В.М.Леви.

Гостил здесь известный журналист и брат великого режиссера Владимира Немировича-Данченко — Василий. По приглашению Морозова бывал тут и А.П.Чехов. Во Всеволодо-Вильве установлен бюст писателя.

На здешнем заводе начинал свою научную карьеру известный химик, первооткрыватель наркозного хлороформа Б.Збарский. Годы спустя, он — один из немногих — был допущен к процедуре бальзамирования тела В.И.Ленина.

Двадцатишестилетний Борис Пастернак в течение 6-ти месяцев жил и работал в этом городе в 1915 году. Здешняя природа, суровый климат и открытые сибирские люди повлияли на становление Пастернака как писателя и поэта.

Именно в этих краях он обрел свой неповторимый авторский стиль. Много стихов посвящено здешним красотам, угадываются они и в его прозе.

Дополнительная информация: в городе Всеволодо-Вильва на ул. Свободы, дом 49 открыт дом-музей Б.Пастернака, где регулярно проводятся литературные вечера, посвященные писателю.

Многие улицы города носят имена известных личностей: Мичурина, Тимирязева, Карла Маркса, Пушкина, Гоголя, Урицкого и др.

Урочище Ивака

Недалеко от Всеволодо-Вильвы есть удивительное и таинственное место, до которого мало кто из туристов доезжает, — Ивакинск или урочище Ивака.

Раньше здесь процветал Ивакинский деревообрабатывающий завод, принадлежавший Савве Морозову. Предприятие поставляло древесину для соседнего химического производства. Вокруг завода образовался поселок, который развивался вплоть до 1980 года, когда последние жители покинули эти места.

Сейчас здесь пустырь, покрытый травой, и руины завода, которые притягивают своей таинственностью, да Ивакинский пруд с оборудованным для купания пляжем.

Яйва

Поселок Яйва и одноименная станция на ж/д ветке Чусовская-Соликамск появились в 1930-х годах как место жительства спецпоселенцев (раскулаченных крестьян).

Известность поселку принесла построенная в 1965 году на реке Яйве тепловая электростанция — Яйвинская ГРЭС.

Дальнейшая судьба Бабиновской дороги.

В 1735 году по распоряжению управляющего Уральскими заводами В.Н.Татищева началось строительство тракта Екатеринбург — Тюмень — уральского участка Сибирско-Московского тракта. Бабиновская дорога стала утрачивать свою значимость. В 1763 году закрылась Верхотурская таможня, Бабиновский тракт был официально упразднён.

В последующем участки Бабиновской дороги частично использовались как дороги местного значения. Частично она сохранилась и сейчас. Часто — это проселочная дорога, или небольшая тропинка среди леса. Некоторые отрезки полностью заросли лесом и отсутствуют в принципе.

Участок Бабиновского тракта Ирбит — Тюмень и сейчас называется Ирбитским трактом, а на участке Тюмень — Тобольск проложена современная автострада.

Литература

  • Бабиновская дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 2А.
  • Бабиновская дорога // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Баал — Вашингтон. — Стб. 1445.
  • Бабиновская дорога / Копылов А. Н. // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — С. 501. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
  • Бординских Г. А., Шилов В. В. Бабиновская дорога — путь длиною в 400 лет. Березники, 1998.
  • Грачёв А. Д. и др. Слободы и Слободчики Урала. — Екатеринбург, 2014. — С. 22-24. — 81 с. — ISBN 978-5-91256-186-3.
  • Чагин Г. Н. Бабиновская дорога и её роль в экономическом и культурном развитии Урала и Западной Сибири в конце XVI — первой половине XVIII века //Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. (г. Тобольск, 25-27 ноября 1997 г.). Тобольск, 1997. С. 115—116.
  • Чирков Ю. Позвала Бабиновская дорога: Путевой очерк. Соликамск, 1997. 98 с.

Кусье-Александровский

Если вы направляетесь в Усть-Койву, то вам никак не миновать поселок Кусье-Александровский. Как и многие поселения на Урале — Кусье-Александровский порождение промышленной революции. В 1751 году, на месте слияния маленькой речки Кусьи в реку Койву, для переработки открытых на Чусовой мелких месторождений бурого железняка, Строгановы основали здесь Кусье-Александровский чугунолитейный завод. К концу XIX века завод начал приходить в упадок и был полностью остановлен в 1919 году.

В середине XX века, с открытием на Урале первых россыпных алмазов, поселок ненадолго оживился — в 1947 году здесь была основана Уральская алмазная экспедиция: в течение несколько лет огромная драга перепахала все русло Койвы. Уже в 1954 году, после открытия в Якутии месторождений коренных алмазов, производство в Кусье-Александровском было свернуто, а Уралалмаз ушел на более богатые алмазные россыпи реки Вишеры.

В туристических целях сейчас здесь можно посмотреть водопад на месте старой плотины в устье реки Кусья, подвесной мост через Койву, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и руины обогатительной фабрики Уралалмаз. Мы остановились в нашей программе на первых двух объектах.

Подвесной мост через КойвуТрадиционное развлечение — встать на середину моста и раскачать его.

Водопад в зимнее время практически скрыт под слоем снега и льда — его нахождение выдают перила самой плотины и проталина с видами на долину реки Койва.

Монохром. 90х140. Холст. Масло.

Впереди нас ждут 16 километров по грейдеру до поселка Усть-Койва и Кусье-Александровский — это последний населенный пункт в маршруте с сотовой связью. Учтите это и запаситесь заранее оффлайн картами для навигации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: