Долгая дорога к зрителю
Сначала чиновники были намерены не пускать киноэпопею на большие экраны. Говорят, цензорам очень не понравился один их главных героев саги — Яков Алейников. Анатолию Иванову пришлось обращаться напрямую в Политбюро. В итоге, глава Советов министров А. Косыгин, посмотрев ленту, пришел от нее в полный восторг. Благодаря его директиве, фильм был выпущен немедленно. Киноэпопея вышла на экран в 1976-м. Но — в укороченном варианте. Команда «Вечного зова» предложила 12 отснятых серий, но зрителями показали лишь шесть. Комиссия забраковала образ чиновника Полипова, который в фильме развалил колхоз, и хотела вообще убрать его из всей саги. Но Краснопольский и Усков проявили твердость и отказались от этой затеи. Вот поэтому 6 серий не показывали по телевизору. Но тогда же руководитель КГБ Ю. Андропов предложил режиссерам подкорректировать «опальные» серии. И после этого подправленная картина вышла-таки на экраны.
Актеры фильма «Вечный зов»: тогда и сейчас
Кастинг актеров продолжался довольно долго. Но, пожалуй, результат того стоил. Благодаря картине малоизвестные артисты обрели настоящую популярность.
Старшего брата Антона Савельева играл Валерий Хлевинский. Он окончил школу МХАТа и всего лишь через четыре года уже получил роль в телесаге.
Вадим Спиридонов блистательно сыграл противоречивого Федора Савельева. Его героя никак не назовешь положительным, но вот у большинства телезрителей эта роль вызвала только добрые чувства. Актера не стало в 1989 году.
Роль младшего брата Савельевых — Ивана — получил актер Николай Иванов. Он начал свою кинокарьеру с конца 60-х, а киносага принесла ему долгожданную известность.
Петр Вельяминов воплотил образ справедливого Поликарпа Кружилина. Сам актер был коренным москвичом с дворянской родословной. На протяжении многих лет кочевал по провинциальным театрам. Дело в том, что он являлся «врагом народа», и в столице ему жить запрещалось. Он в свое время получил девятилетний срок лагерей и в ГУЛАГе обучался актерскому мастерству. Краснопольский и Усков увидели его в Свердловске, когда он уже работал в городском театре. Великолепный актер умер несколько лет назад.
А Владлен Бирюков, который играл Якова Алейникова, буквально разрывался. Он жил и работал в Новосибирске. На съемки летал из города во время отпусков и 2-3- дневных «окон» в театральных репетициях. Ему роль принесла поистине всенародную славу. Образ влюбленного чекиста отметили даже в органах. Ему дали спецпремию КГБ Советского Союза. Бирюков после показа фильма получал интересные предложения, но принял решение остаться все-таки в Новосибирске. Актер скончался в 2005-м.
Ада Роговцева, сыгравшая Анну, категорически отказывалась от роли. Она занималась только воспитанием своей годовалой дочки. Но режиссёры убедили ее сниматься, пообещав предоставить малютке сиделку. Няню не нашли, но вся съемочная бригада всячески помогала Роговцевой. К слову, ей в чем-то пришлось повторить нелегкую судьбу своей героини. Она потеряла супруга, а позднее скончался и сын. На сегодняшний день Роговцева продолжает служить Мельпомене, иногда принимает участие в съемках, а свободное время посвящает исключительно внукам.
Тамара Дегтярева получила роль Агаты Савельевой. В фильме Агата встречает мужа Ивана Савельева, который отбывал срок в лагере. Актриса сама предложила этот эпизод авторам. Она помнила, как ее бабушка ждала своего супруга. Он был ранен и возвращался из самого пекла — Сталинграда. Дегтярева до последнего мастерски исполняла роли второго плана. Но несколько лет назад перенесла операцию ампутацию ноги.
Именитый актер Ефим Копелян воплотил очередной отрицательный образ – Кафтанова. Он играл так тонко, что актера еще долго называли «главным кулаком государства». Увы, данная роль на поверку оказалась последней. В 1975-м Копеляна не стало.
Архитектурные и исторические достопримечательности
Архитектурный облик города туристы и местные жители описывают как не особо примечательный, однако здесь всё же есть несколько любопытных объектов.
Водонапорная башня
Адрес: ул. П. Точисского, 9А.
Инфраструктурный объект с более чем вековой историей стал одной из самых заметных архитектурных доминант. Башню возводили в 1916 году на выделенные заводом средства, восемнадцатиметровое сооружение стало на тот момент самым высоким в городе. Использовалась по прямому назначению вплоть до 1950-х годов. Пребывающую в статусе памятника башню отреставрировали в 2012 году.
Пешеходный деревянный мост
Адрес: Белорецкое водохранилище.
Для города на реке мост – жизненно-важный элемент инфраструктуры. Материальная культура Белорецка сохранила объект, ставший уникальным историческим памятником. Здесь соорудили самый длинный в России пешеходный мост.
Он перекинут через Белорецкий пруд, или Белорецкое водохранилище – искусственно-созданный разлив реки. Длина его – 500 метров. Возводилось строение в 1930-х годах. По этому мосту в 1941 г. к железнодорожной станции шли белоречане, отправляющиеся на фронты Великой Отечественной войны.
Художественный фильм «Вечный зов» 1973 года снимался в Белорецке, узнаваемая городская переправа появилась в кадре. Ныне мост находится в полуразрушенном состоянии, ведутся споры вокруг его судьбы, решено законсервировать сохранившиеся конструкции.
Дом Кузнецова
Адрес: пер. Пуховский, 9.
Историческое здание в форме буквы Г имеет два этажа, сооруженных из разных материалов – первый из камня, второй из дерева. Архитектурный памятник на улице Пухова возводился в XIX веке как жилой дом городского купца Кузнецова.
После революции здание повидало в своих стенах большевиков, в 1918 году здесь базировался их штаб, а позже строение стало городским клубом, который носил имя Якова Свердлова.
В поисках натуры
Команда «Вечного зова» долго не могла определиться, где будут снимать. Было несколько вариантов. В результате была выбрана Башкирия.
«Вечный зов» снимали в деревне Елабуга, которая находилась на берегу р. Юрюзань. Вернее, первые 4 серии. Была выстроена околица. К сожалению, этой деревни, как таковой, уже не существует. Не осталось даже развалин и заборов. Сейчас на месте, где снимали «Вечный зов», находится частная пасека.
Другие серии снимались в нескольких деревнях. В основном, в Калмаше. Дом «главного кулака» Кафтанова нашли в Тастубе. В этом здании в свое время располагалось правление хозяйства под названием «Искра». А вот колхозная контора в фильме была найдена в Ярославке.
Еще где снимали «Вечный зов»? В Бурцовке. Сейчас там лишь несколько десятков домов, в которых, преимущественно, живут жители преклонного возраста.
Кроме того, в картине операторы часто показывали пейзажи с живописными горами и обширными лугами. Это район Белорецка. Так, в одном из эпизодов Федор Савельев стремглав бежит через реку на фоне скалы. В ленте это Звенигора, на самом деле место, где снимали «Вечный зов» – утес Сабакай.
В поисках натуры
Команда «Вечного зова» долго не могла определиться, где будут снимать. Было несколько вариантов. В результате была выбрана Башкирия. «Вечный зов» снимали в деревне Елабуга, которая находилась на берегу р. Юрюзань. Вернее, первые 4 серии. Была выстроена околица. К сожалению, этой деревни, как таковой, уже не существует. Не осталось даже развалин и заборов. Сейчас на месте, где снимали «Вечный зов», находится частная пасека. Другие серии снимались в нескольких деревнях. В основном, в Калмаше. Дом «главного кулака» Кафтанова нашли в Тастубе. В этом здании в свое время располагалось правление хозяйства под названием «Искра». А вот колхозная контора в фильме была найдена в Ярославке. Еще где снимали «Вечный зов»? В Бурцовке. Сейчас там лишь несколько десятков домов, в которых, преимущественно, живут жители преклонного возраста. Кроме того, в картине операторы часто показывали пейзажи с живописными горами и обширными лугами. Это район Белорецка. Так, в одном из эпизодов Федор Савельев стремглав бежит через реку на фоне скалы. В ленте это Звенигора, на самом деле место, где снимали «Вечный зов» – утес Сабакай.
Археологические памятники
Необычную скалу приметили и наши предки. В 1930 году А.Э. Линд обнаружил в одной из пещер предметы быта древнего человека эпохи неолита и кости вымерших животных со следами обработки.
Согласно книги «Археологическая карта Башкирии» здесь было открыто несколько археологических памятников:
- Сарапуловское селище. Обнаружено на первой террасе правого берега Юрюзань, у северного подножья горы Сабакай, в 400 м юго-восточнее урочища Сарапуловка. Найдены обломки керамики. Относится к эпохе железа.
- Сабакайская стоянка и селище. Одна из пещер горы Сабакай была раскопана в течение 1969-70 годах. В результате археологических раскопок в пещере найдены изделия из камня, кости и керамики. Находки разновременные: эпохи неолита, бронзы и железа.
- Ташауловское селище. Расположено на террасе правого берега, под горой Сабакай. Южная сторона памятника ограничена пересыхающим руслом ручья, дальше в 30 м начинается крутой склон горы Сабакай. На селище заложен шурф, найдено несколько фрагментов керамики с примесью песка и один отщеп. Относится эпохе железа.
Где-то здесь есть и Сабакайская писаница, но мы не смогли её найти.
А в ноябре 2019 года разлетелась новость с сенсационным заголовком о находке здесь, в деревне Ташаулово, могилы 6-метрового великана. Опубликовало эту новость и государственное ГТРК «Башкортостан». Где правда, а где вымысел я разбирался в отдельной статье.
Скала Сабакай и её пещеры
Недавно нам удалось побывать в этом живописном месте. Доехав до небольшой деревушки Ташаулово, оставили машину на её окраине и отправились пешком по грунтовой дороге вдоль реки. Через 3,5 км на правом берегу Юрюзани показалась знакомая по фильму скала Сабакай (иногда её называют Сабакайташ). Дорога проходит прямо у подножия. По большой воде её подтапливает.
По одним данным, высота скалы Сабакай около 70 м, по другим – 90 м. Внешний вид скалы часто сравнивают с неприступным замком, в котором чернеют отверстия пещер-бойниц. В средней части скала совершенно отвесна, в других у подножия спускаются каменистые осыпи. Скала сложена известняками артинского яруса нижней перми, находится на юго‑восточной окраине Уфимского плато.
В скале есть несколько пещер. Это пещеры Сабакаевские 1‑я, 2‑я и 3‑я длиной соответственно 146 м, 28 м и 17 м. Пещеры скалы Сабакай с 1965 года имеют статус памятника природы регионального значения, о чём напоминает установленный тут информационный щит.
Одна из пещер, развитая по трещине, расположена прямо у дороги. За ней, тоже у дороги, – небольшой грот. Другая пещера и грот – чуть ниже по течению, на высоте около 40 м над уровнем реки. Есть тут и другие пещеры.
По тропинке можно подняться на вершину скалы и полюбоваться красотами Юрюзани с высоты. Вокруг растут сосновые и берёзовые леса. Встречаются редкие виды растений, включённые в Красную книгу Башкирии: венерин башмачок настоящий, дремлик тёмно‑красный, пыльцеголовник красный и другие. В этих местах гнездится редкий сокол-сапсан.
В прошлом ниже скалы стояла деревня Сарапуловка. Сейчас от неё осталась лишь полянка. Раньше с этих мест, от Урмантау, на реке Юрюзань начинался лесосплавный участок. По реке сплавляли древесину. В некоторых местах русло было перегорожено запанями. Вот уже где было невесело сплавщикам – приходилось делить реку с плывшим лесом и обносить препятствия.
Вода в реке Юрюзань чистая и прозрачная, летом хорошо прогревается и купаться тут – одно удовольствие. Кстати, туристов-сплавщиков тут куда меньше, чем на популярном участке от Усть-Катава до Малояза.
Как добраться до скалы Сабакай?
Скала Сабакай находится на правом берегу реки Юрюзань в Дуванском районе Республики Башкортостан (на самой границе с Салаватским районом).
Из Екатеринбурга нужно ехать на машине по Пермской трассе, свернуть на Нижние Серги, далее ехать до посёлка Арти, около которого повернуть на село Свердловское. Ехать через ряд деревень до Большой Тавры, а оттуда – по трассе на Кропачёво, в сторону М5. После Месягутово, немного не доезжая до Мечетлино, повернуть направо – на Аркаулово. Проехав насквозь Аркаулово, ехать дальше по основной дороге. Перед Устьатавкой повернуть направо – на Ташаулово. Дорога пыльная, грунтовая, без асфальтового покрытия, но проехать можно на любой машине. В конце Ташаулово можно оставить машину или попробовать проехать дальше (но далее местами на дороге есть места, где можно застрять). Скала расположена всего в 3,5 км от окраины деревни Ташаулово, ниже по течению Юрюзани.
Из Челябинска нужно ехать на автомобиле по трассе М5 в сторону Уфы, повернуть в Сатку, далее ехать через Межевой, Лаклы, Малояз, Чулпан, Мечетлино, после которого повернуть на Аркаулово. Далее по описанному выше маршруту.
Из Уфы ехать по трассе М5 на Челябинск, повернуть на Кропачёво, ехать через Малояз, Чулпан, Мечетлино, после которого повернуть на Аркаулово. Далее по описанному выше маршруту. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.
Расстояние от Екатеринбурга – 350 км, от Челябинска – 320 км, от Уфы – 230 км.
GPS-координаты скалы Сабакай: N 55° 31.321´; E 57° 41.103´ (или 55.522017°, 57.68505°).
Поблизости есть и другие живописные скалы. Также по пути к этому место стоит посетить Куселяровские сернистые источники, «горящую» гору Янган-Тау и источник Кургазак.
Литература:
Археологическая карта Башкирии. – Москва, 1976.Википедия Кино в Белоречье: библиографические очерки // МБУК Централизованная библиотечная система МР Белорецкий район РБ. – Белорецк, 2016. Смольникова Ксения. Кинофильм «Вечный зов» в с. Тастуба: места съёмок и очевидцы. – МОУ СОШ с. Тастуба, 2014. Башкирская энциклопедия
Павел Распопов
UraloVed.ru
- «Горящая» гора Янган-Тау и целебный источник Кургазак
- Действительно ли в Башкирии на реке Юрюзань нашли могилу 6-метрового великана?
- Куселяровские сернистые источники
- Пещера Лаклинская
Долгая дорога к зрителю
Сначала чиновники были намерены не пускать киноэпопею на большие экраны. Говорят, цензорам очень не понравился один их главных героев саги — Яков Алейников. Анатолию Иванову пришлось обращаться напрямую в Политбюро. В итоге, глава Советов министров А. Косыгин, посмотрев ленту, пришел от нее в полный восторг. Благодаря его директиве, фильм был выпущен немедленно.
Киноэпопея вышла на экран в 1976-м. Но — в укороченном варианте. Команда «Вечного зова» предложила 12 отснятых серий, но зрителями показали лишь шесть. Комиссия забраковала образ чиновника Полипова, который в фильме развалил колхоз, и хотела вообще убрать его из всей саги. Но Краснопольский и Усков проявили твердость и отказались от этой затеи. Вот поэтому 6 серий не показывали по телевизору.
Но тогда же руководитель КГБ Ю. Андропов предложил режиссерам подкорректировать «опальные» серии. И после этого подправленная картина вышла-таки на экраны.
Продолжение истории
Сериал «Вечный зов» имел колоссальный успех. Его теперь одобрили и чиновники (за фильм вручили Госпремию), и непосредственные зрители. Авторам ленты и актерам шел бесконечный поток писем, где поклонники кино не только выражали слова благодарности за картину, но и делились своими откровениями и размышлениями.
Одним словом, после несомненного ажиотажа создатели приняли решение снять продолжение. В результате, появились еще семь серий. Правда, чтобы цензоры их пропустили, пришлось идти снова на серьезные уступки. К примеру, штрафбат переименовали в ударный. На экране это выглядело довольно странно. Ибо эти «ударники» были сплошь в татуировках.
Ну а в 2000 году на экранах появилась и перемонтированный 27-серийный сериал «Вечный зов». В этой версии содержал материал, который не входил в советский вариант. Эти пленки бережно хранил один из режиссеров.
Продолжение истории
Сериал «Вечный зов» имел колоссальный успех. Его теперь одобрили и чиновники (за фильм вручили Госпремию), и непосредственные зрители. Авторам ленты и актерам шел бесконечный поток писем, где поклонники кино не только выражали слова благодарности за картину, но и делились своими откровениями и размышлениями. Одним словом, после несомненного ажиотажа создатели приняли решение снять продолжение. В результате, появились еще семь серий. Правда, чтобы цензоры их пропустили, пришлось идти снова на серьезные уступки. К примеру, штрафбат переименовали в ударный. На экране это выглядело довольно странно. Ибо эти «ударники» были сплошь в татуировках. Ну а в 2000 году на экранах появилась и перемонтированный 27-серийный сериал «Вечный зов». В этой версии содержал материал, который не входил в советский вариант. Эти пленки бережно хранил один из режиссеров.
Фильм «Вечный зов» и места его съёмок
Многосерийный фильм «Вечный зов» снимали на «Мосфильме» режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков по роману Анатолия Иванова. За своё творение они получили Государственную премию СССР. Создание фильма заняло 10 лет: с 1973 по 1983 год.
В фильме показана жизнь нескольких поколений семьи Савельевых – с 1906 по 1961 год. Времена были сложные: война с Японией, Первая мировая война, революция, Гражданская война, коллективизация, сталинские репрессии, Великая Отечественная война… Через судьбы героев показана жизнь целой страны. Если не смотрели, однозначно рекомендую!
Съёмки проходили во многих населённых пунктах Башкирии: сёлах Тастуба, Ярославка, Узян, деревнях Елабуга, Калмаш, Бурцовка, городе Белорецк и других местах. Многие местные жители снимались в эпизодических ролях, о чём до сих пор с гордостью вспоминают.
Несколько запоминающихся сцен фильма снимали на фоне скалы Сабакай на реке Юрюзань в Дуванском районе Башкирии. В фильме её называют Звенигорой.
Самая эмоциональная снимавшаяся здесь сцена – погоня за Фёдором Савельевым в 3 серии, который нёс еду своему брату-большевику Антону (тот скрывался здесь в пещере после побега с каторги). А в 4 серии здесь же с одного берега реки на другой переправлялись партизаны.
Кадры из фильма «Вечный зов», снятые около скалы Сабакай на реке Юрюзань
Лошадей для съёмок около скалы Сабакай выделил колхоз из Тастубы. Чтобы снять сцену с переправой красных партизан был нужен целый табун. Ксения Смольникова в работе «Кинофильм «Вечный зов» в с. Тастуба: места съёмок и очевидцы» приводит воспоминания местных жителей. Коневод колхоза «Искра» Григорий Иванович Шадрин рассказывал:
Участвовать в съёмках фильма было тяжело. Каждая сцена снималась несколько раз, по команде режиссёра повторяли одно и то же.
Слаженный тандем
Кроме того что постановщики были родственниками, они появились на свет в одном и том же году – 1933-м. Жили в Свердловске. На месте их дома, где братья росли, возвели павильон областной киностудии. Видимо, это был знак судьбы. Ибо они перебрались в столицу, учились во ВГИКе и, став дипломированными специалистами, вернулись на родину. Через некоторое время их заметил маститый режиссер Иван Пырьев, пригласив на работу на Мосфильме.
В начале 1970-х Усков и Краснопольский решили экранизировать книгу А. Иванова «Вечный зов». Заметим, они тесно дружили с автором и неоднократно приходили друг к другу в гости.
Работа тандема братьев оказалась более чем слаженной. Динамичность В. Краснопольского смягчалась сдержанностью и рассудительностью В. Ускова. В итоге получалась та самая золотая середина, которую можно именовать гармонией.