Труженики поволжья

Колорит в картинах художника

    Проблемам колорита мастер всегда придавал первостепенное значение. К сожалению, он не вел дневника, но в его отрывочных записях есть замечания о дополнительных цветах, соответствующих теоретическим положениям цветоведения, сформировавшегося в конце 19-го века.

Владея мастерством акварелиста, Суриков по-разному использует богатейшие возможности этой техники в зависимости от решаемых задач. В одних работах, исполненных заливками, художник упивается светоносностью воздушной среды, в других насыщенными цветовыми пятнами создает экспрессивную гамму, приближающуюся по плотности к живописным вещам.

   “Суриковское масло и акварель, — писал видный историк искусства А.В.Бакушинский, — связывает единство темперамента, единство преобладающей холодной суриковской тональности, широты и силы приема. Но между ними лежит глубокое, существенное различие. Живопись Сурикова — густа, пастозна, лежит на поверхности картины как драгоценная мозаичная смальта. Она подобна многотембровому оркестру Вагнера, Римского — Корсакова в своих звучаниях, то спокойных, то торжественно — эпических или лирических… Его акварель легка и прозрачна… Суриков удивительно глубоко, тонко чувствует ее природу. Пользуясь только ее средствами, не переступая ее границ, никогда не сближая ее манеру, ее эффекты с манерой и средствами масляной живописи”.

В.Суриков.Неаполь.1900

    Не приходится сомневаться, что между произведениями, исполненными в разных техниках, существует внутренняя связь. Работая акварелью и маслом, живописец сопоставлял возможности этих материалов, стремился расширить их пластические, образные возможности. Вероятно, поэтому в акварельных этюдах так часто цвет звучен, материален, а в масляной живописи, напротив, большое значение приобретает свето- воздушная среда.

“Нет колорита — нет художника”, — говорил Суриков. В его произведениях цвет и форма выступают на равных, как два солирующих инструмента, рождая неповторимое звучание. Сгущения цветовых пятен строят объем. Полутона, оттенки воссоздают едва уловимую изменчивость живописного пространства. И конечно, для великого художника цвет был не только материалом для лепки предметной формы, но и мощным средством эмоционально — психологического воздействия. Материализуя в красках исторические распри, раскрывая внутренние переживания героев, Суриков стремился к тому, чтобы колорит стал многозадачным, полнокровным, радостным или драматичным, как сама стихия народной жизни.

Творчество Лежнёва

Основные работы А.П. Лежнева: «Портрет Юлии» (1918), «Девушка в платке» (1918), «Портрет матери» (1918), «Интерьер» (1919), «Дубки» (1918), «Старая крепость» (1919), «Синие тени» (1921), эскизы к картине «Степан Разин» (1919), «Штурм Уфы пугачевцами» (1928), «Поимка Салавата» (1930), «Казнь Чики Зарубина» (1930), «Бой Салавата с авангардом Михельсона» (1941), эскиз к картине «Допрос Салавата» (1946), «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачёва» (1949).

Как художник исторической темы Лежнев не сразу нашёл себя. Он был мастером пейзажа, и образы Башкирии – степи и горы, улицы, взбирающиеся на холмы, деревья, цветы – оставались до конца лейтмотивом его творчества.

Хороши, самобытны пейзажи – «Дубки», «Синие тени». Небольшие по размеру, они монументальны, насыщены энергией бытия. Художник творит радостно, упоённо, вызывая к новой жизни и молодую зелёную рощу под ветром и солнцем, и синий снег в час перелома зимы на весну. Мастер свободно и уверенно кладёт мазки, и сама фактура полотна, упругая, плотная, хранящее движение кисти, передает восторг труда.

Касим Салиаскарович Девлеткильдеев

Касим Салиаскарович Девлеткильдеев родился в селе Кугуль Уфимской губернии (ныне Марьино Благоварского района) в обедневшей дворянской семье. С детства эстетические вкусы Касима развивались в обстановке декоративно-прикладного искусства башкир, дома которых были богато украшены изделиями ткачества, вышивки. Занавески-шаршау, ковры и коврики, расписные домотканые и вышитые полотенца, резная посуда, яркие краски национальной одежды, замысловатые украшения женских головных уборов были первыми уроками красоты, полученными молодым Касимом. Отец Касима умер рано, когда ему исполнилось 7 лет.

Касим много и увлеченно рисует, копирует с модных журналов женские головки в профиль, балерин, очень любит рисовать цветы. Особым очарованием детства для Касима был цирк с его праздничным настроением и потрясающими трюками. В его рисунках появляются наездницы, акробаты, клоуны. Но, кроме дяди, в семье никто не поощряет его занятий, искоса смотрит родня, как маленький Касим попирает устои ислама своим увлечением. И все-таки однажды он умудрился покорить всех. Башкирская изба отапливалась печью, печь была большая, вот ее и расписал юный Касим. Да как расписал – это было панно из цветов и листьев, выполненное акварельными красками. Цветы издревле были одним из мотивов прикладного искусства башкир, и старательно выполненные рисунки покорили всех.

После смерти отца до 15-16 лет Касим живет в Уфе «на иждивении одного из братьев, служившего тогда народным учителем, он тоже не поощрял моих увлечений рисованием», – вспоминает Девлеткильдеев. Первое общее образование Касим получил у брата, а затем в Уфимской гимназии, где учился шесть лет.

3 стр., 1182 слов

Подготовка к сочинению-описанию «А.С. Пушкин на портретах …

… («Кипренскому» 1827 г.) Свое мнение обоснуйте. 11. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «А.С.Пушкин на портретах О.Кипренского и В.Тропинина», используя материалы листа – опоры. 12. Рефлексия. Закончи … художники В.А. Тропинин и О.А.Кипренский. Сообщения учащихся о творческой судьбе О.Кипренского и В.Тропинина и истории создания портрета А.С.Пушкина. 7. Работа в группах — описание портрета …

По настоянию семьи и против собственного желания по окончании гимназии Касим держит экзамен в Казанской учительской школе на звание народного учителя. Нужно было поддерживать семью, где кроме матери было еще две сестры – Котлазаман и Бахрамхаят. Касим начинает давать частные уроки. «Мысль о специальном, художественном образовании волновала и пугала, но не покидала меня», – вспоминал он.

В 1907 году, практически без денег, не имея должной подготовки, он приезжает в Санкт-Петербург, где поступает сначала в рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Преподавание здесь велось в старом духе. Много внимания уделялось разным упражнениям в виде штрихования тростниковыми перьями для развития гибкости и твердости руки, работали также карандашом, пером, кистью. Объекты изображения усложнялись от орнамента до натурщика. За один год Девлеткильдеев сдал программу 4-х отделений. И в 1908 году поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (ныне Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной).

Открытое на средства барона Александра Людвиговича Штиглица, оно было крупным художественным центром России по подготовке рисовальщиков, живописцев и скульпторов для художественной промышленности, а также готовило учителей рисования и черчения для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Выдержавшим вступительный экзамен предстояло учиться 5 лет.

В 1916 году наступает долгожданный момент, когда по конкурсному испытанию его зачисляют вольнослушателем в Академию художеств.

Учеба Девлеткильдеева в Академии художеств оказалась недолгой, уже через полгода Касим Салиаскарович был вынужден покинуть Петербург. Как он пишет, «слабое здоровье и семейные обстоятельства» заставили его вернуться в Уфу.

Касим Салиаскарович был чуток и внимателен ко всему прекрасному. Влюбленный в простую жизнь башкирской деревни, он видит поэзию в самых незатейливых мотивах, гармонию цвета в обыденных вещах и предметах. Поэтичностью и тонким лиризмом веет от его работы «Крыльцо башкирской избы». Легкий ветерок покачивает на веревке расписные полотенца, неподвижно висят коврики и одеяльца, блестит на солнце металлическая посуда. В воздухе разлита неподвижность жаркого дня. Простой сельский вид, но сколько любви и тепла внес художник в работу. Творческая воля мастера преображает обыденность жизни в поэтический образ, овеянный любовью к родному краю.

Первые работы

Страстное увлечение цветом проявилось еще в детстве. А первые акварельные листы созданы во время занятий в красноярском училище. Одна из ранних работ “Татарская Тесь” выполнена прозрачными заливками по тщательно разработанному карандашному рисунку. Юношеские работы довольно сдержанны и скромны. Вероятно, это связано с неброскими красками сибирской природы.

В первые годы занятий в Академии художеств Суриков создает несколько акварельных композиций, где изображены традиции бытового жанра: “На Невском проспекте”, “Боярская прогулка”.

На формирование его творческой личности большое воздействие оказал П.П. Чистяков, у которого художник начал учиться в 1873 году. Очевидно, под влиянием чистяковской системы созданы листы со звучными цветовыми аккардами. Это “Красный коврик”, “Кресло”

В то время когда академия акцентировала внимание учеников на рисунке, молодой живописец отдавал предпочтение краскам, их эмоциональной выразительности

Творческая деятельность

Вторая половина 1930-х годов явилась как бы поворотом в творчестве художника. Зрелый мастер обращается к технике масляной живописи. В 1937 году он создает портреты своих современников, ставших классиками башкирской культуры. Техника масляной живописи, предполагающая поэтапную работу над раскрытием образов, выявила новую грань в даровании Девлеткильдеева. Он отказывается от привычного лирического, созерцательного восприятия человека и обращается к психологическому портрету.

19 стр., 9207 слов

Башҡорт әҙәбиәтендә сала уат юлаев образы – образ салавата юлаева …

… Петербурга в Москву». Салават давал показания на башкирском языке, а переводил его крещеный башкир Иван Гульчихин. Протокол велся на русском языке. «Допрос Салавата». Художник А. А. Кузнецов, 1955 год. Салават отрицал убийство …

Портрет Мажита Гафури, классика башкирской и татарской литературы, Девлеткильдеев пишет в традициях реалистической школы. Художник создает образ поэта, изображая портретируемого на нейтральном фоне. Гафури как бы вспоминает о прошлом, размышляет о будущем. Портрет выполнен в монохромном колорите, создающем настроение вдохновенного покоя и задумчивости.

Совсем иначе подходит Девлеткильдеев к решению портрета другого своего современника Гималетдина Мингажева, впоследствии народного артиста БАССР и РСФСР, создавшего на сцене колоритные образы представителей башкирского народа. Касим Салиаскарович запечатлел Мингажева в роли старосты из пьесы М.Бурангулова «Башкирская свадьба», подчеркнув сценические черты героя (суровый взгляд старосты таит угрозу).

С особой тщательностью художник пишет лицо, лишь в общих чертах обозначив фигуру. Современники отмечали, что в жизни Мингажев по характеру был совсем иным. Вероятно, портрет был создан под впечатлением, оставленным игрой актера в захватывающей пьесе из прошлого башкирского народа. История знает немало примеров, когда художники, вдохновленные талантливой игрой актеров, создавали их портреты в сценических образах, например, таких портретов было немало у Ф.И.Шаляпина.

В 1937 году исполнилось 100 лет со дня смерти А.С.Пушкина, юбилей широко отмечался по всей стране, этой дате многие писатели, поэты, художники посвятили свои произведения. Девлеткильдеев, обратившись к образу поэта, начинает работать над полотном «Пушкин среди башкир», решая его в виде жанровой сценки. Центр картины слегка смещен вправо, Пушкин за столом, в окружении группы башкир, ведет оживленную беседу. Удачно скомпонованы группы фигур, выразительны позы и жесты персонажей, намечена мимика. Задний фон, вероятно, художник предполагал решить в виде юрты. К сожалению, Девлеткильдеев не успел завершить полотно, которое обещало стать одним из удачных произведений художника. Среди рисунков Девлеткильдеева имеется работа, напоминающая по сюжету иллюстрацию к произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Известно, что в 1937 году в Башкирском книжном издательстве была издана эта книга, возможно, Девлеткильдеев работал над иллюстрациями.

В предвоенные годы Девлеткильдеев создает такие полотна, как «Женское собрание в колхозе» (1936), «Танец среди бойцов» (1940).

Пишет ряд пейзажей с характерными видами Урала, проникнутыми покоем и величием царственной природы, запечатлевая мысли и чувства языком линий и красок. Его пейзажам свойственен яркий, насыщенный колорит.

В годы войны Девлеткильдееву жилось очень тяжело, его не раз видели на толкучке, продающим свою коллекцию фарфора, которую он любовно собирал долгие годы. Но и будучи уже совсем больным, почти прикованным к постели, Касим Салиаскарович не мог обходиться без любимого дела и не выпускал карандаш из рук. К нему частенько заходил Саша Пантелеев, смотрел, как он рисует, пробовал рисовать сам, чуткий глаз художника и педагога определил в мальчике дарование. Именно у Девлеткильдеева получил первые уроки мастерства в будущем заслуженный художник РСФСР А.В Пантелеев. Он вспоминал, что в комнате, где замерзала вода в стакане, полусидя на кровати, художник закоченевшими пальцами водил по бумаге карандашом, создавая рисунок за рисунком.

Анатолий Петрович Лежнёв

В число основоположников искусства Башкирии входит и Анатолий Петрович Лежнев, живописец и педагог. А.П. Лежнев родился в 1888 г. в селе Сукманке Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Воронежская область).

В 1911-1913 гг. обучался в частной художественной школе В.Н. Мешкова в городе Москве. Самостоятельно творчески начал работать с 1913 г. после приезда в город Уфу. Активный член «Общества любителей живописи» (1913-1918 гг.) организованного в это время в городе Уфе. Руководил изостудией при клубе железнодорожников (с 1919 по 1926 г.).

Со времени организации в Уфе техникума искусств (1926 г.) преподавал там на художественном отделении до 1947 года. Был членом АХРРа (1926-1932 гг.).

Был избран первым председателем правления Башкирского союза художников (1937 г.).

С 1941 по 1943 г. вновь был избран председателем правления. Живописец. Член Союза художников с 1937 г. Заслуженный деятель искусства БАССР, 1940 г. Умер в 1956 году.

Творческий путь А.П. Лежнева определила встреча с В.И. Суриковым, который, посмотрев работы юного художника, рекомендовал продолжать занятия в школе В.И. Мешкова. Советы Сурикова, общение с ним не могли пройти бесследно. Художника захватила история родного края в те высшие подъёмы народного духа, которые ознаменованы восстаниями, мятежами, взрывами народного гнева. «Мой взор был обращён в глубь веков, где я искал прообразы свершившихся событий», – говорил Лежнев.

21 стр., 10448 слов

Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

… курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах. В работе поставлены следующие задачи : изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, … событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа … в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: