Твидовые кепки и «Острые козырьки»
В сериале «Острые козырьки» (Peaky Blinders), который был поставлен по мотивам истории одноимённой бирмингемской банды конца XIX – начала XX века, можно увидеть множество кепок. Говорят, что такое название эта банда получила из-за того, что её участники вшивали в козырьки своих кепок бритвенные лезвия и порой использовали их в качестве оружия. Впрочем, это предположение некоторые историки подвергают сомнению, но отрицать любовь членов банды к твидовым кепкам невозможно – её доказательством служат фотографии, которые можно увидеть в музее полиции West Midlands.
Сериал по мотивам преступлений «Острых козырьков» начал выходить в 2013 году на телеканале BBC. Временем действия там являются 1920-е годы, а главного героя и главаря банды зовут Том Шелби – и, разумеется, он тоже носит твидовые кепки. Модели, которые можно увидеть в этом сериале, окрашены в синие, серые, зеленоватые и коричневые тона; в основном это восьмиклинки, хотя бывают и исключения. Остальные предметы гардероба членов банды тоже выглядят довольно элегантно: это твидовые и фланелевые костюмы-тройки, городские пальто, строгие рубашки (иногда с контрастными воротниками), классические галстуки и галстуки-бабочки, а также карманные часы.
1 of 3
В целом, как можно видеть на фотографиях и в самом сериале, одежда, которую носят участники Peaky Blinders, неброская и местами даже невзрачная; её тона в большинстве случае приглушённые и сдержанные. Однако интересно выглядеть ей удаётся благодаря оригинальной фактуре, а также важным деталям – например, покрою пальто или дизайну воротников рубашек. Кроме того, иногда эффектный акцент вносит орнамент на галстуке. Кепки при этом всегда очень простые и классические по дизайну, неброские, сдержанные – и в то же время они являются неотъемлемой частью образов как самого Тома Шелби, так и его подчинённых. Если убрать кепки, образы героев станут совсем другими, да и их лица тоже будут выглядеть по-другому.
Особо стоит отметить, что многие образы, которые вы можете увидеть в сериале «Острые козырьки», хорошо смотрятся и сегодня. Фланель и твид, сдержанные оттенки, мелкие классические орнаменты и в меру приталенный крой – всё это по-прежнему актуально. Правда, имейте в виду, что карманные часы придадут вашему ансамблю явную театральность, поэтому надёжнее обойтись без них, если только вы не собираетесь воспроизводить тот или иной образ в точности. Кроме того, лучше выбрать рубашки с чуть более современными воротниками. А вот твидовые кепки могут быть точно такими же – классические их модели с 1920-1930-х годов едва ли изменились.
Как сшить мужскую кепку шестиклинку?
Для начала следует подготовить ткань и необходимые приспособления. Чтобы получить идеальную по размерам кепку необходимо снять замеры головы и построить чертеж. Сшить мужскую кепку своими руками намного проще, чем может показаться на первый взгляд.
Материалы и инструменты
В качестве ткани можно использовать натуральную и искусственную кожу, хлопчатобумажные и шерстяные материалы, вельвет и даже мех. Также заранее приготовьте:
- швейную машинку;
- ножницы;
- дублирующую ткань;
- нитки в цвет основного материала;
- булавки;
- сантиметровую ленту;
- лист картона;
- простой карандаш;
- кусочек мыла.
Выкройка мужской кепки 6-клинки с козырьком
Одним из популярных видов мужских кепок является шестиклинка. Чтобы изготовить лекало соблюдайте следующую последовательность действий:
- Измерьте обхват и длину головы. Затем также ширину лба от затылочной стороны до лба.
- В качестве нижнего сегмента возьмите отрезок, равный одной шестой обхвата головы.
- Найдите серединку отрезка и опустите перпендикуляр, равный половине длины от затылка до лба.
- Затем проведите округлую касательную по 3-м точкам.
- Получившийся уголок должен быть равен 60 градусам.
За основу лекала моно взять и старенький невостребованный аксессуар. Его распарывают на составные части, которые обводят на ватмане или картонке. Это наиболее простой вариант на скорую руку. Если ненужного изделия в наличии нет, то выкройку строят.
Выкраиваем козырек
Чтобы выкроить козырек, начертите отрезок, равный ширине лба. Полученная деталь должна быть плавной и напоминать полумесяц. За основу планки можно взять прямоугольник, равный по длине обхвату головы, а по ширине примерно 2-3 см.
Раскрой на ткани
Выкройку чертят на листе бумаги или старых обоях, а потом делают расклад на материале, обводят и выстригают. Для пошива изделия необходимо иметь в распоряжении два козырька, шесть клиньев и околышек. Аналогичные элементы следует вырезать из дублирующей и подкладки. Если изделие шьется из клетчатого текстиля или ткани с другим геометрическим узором, то выкройка должна быть расположена так, чтобы изображения на клиньях были одинаковыми или сочетались друг с другом.
Сшиваем детали
Когда все составляющие и инструменты готовы можно приступить к пошиву в следующей последовательности:
- Чтобы вещь идеально сидела и держала форму с внешней стороны элементы проклеиваем флизелином.
- Затем соединяем клинья донышка сначала вручную, а далее на машинке.
- По лицу прокладываем отделочную строчку.
- Стачиваем детали подклада. Если изделие предназначено для холодного времени года, то подклад простегивают синтепоном или другим утеплителем.
- Твердость козырьку придает специальная вставка из картона и флизелина.
- Элементы козырька прострачиваются вместе и на них ставят надсечки.
- Элементы выворачиваются на лицо и прокладывается декоративная строчка.
- Далее к тулье пристрачиваем козырек и околыш.
- Подклад удобно притачать ручным способом, используя потайной шов.
- Изнутри к околышу можно пришить небольшие прямоугольники («ушки»), которые будут защищать уши от сильных порывов ветра и холода.
Особенности и характерные черты
В грузинском национальном костюме отражается характер, сословная принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда была разной в зависимости от климата, социального статуса, особенностей быта. Различались также повседневные и праздничные наряды, детские, женские и мужские.
Основные черты национального костюма грузин появились еще в IX веке. Тогда его отличала скромность и строгость. Он подчеркивал особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость духа. Изначально такие особенности в одежде проявились на Южном Кавказе. Там стали носить особый наряд, который назвали «чоха». Это универсальный предмет гардероба мужчин и женщин, который надевали везде. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно становилась более строгой, закрытой. Удлинялись рукава, использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя делали костюмы удобными. Только на свадьбу старались надевать более нарядную одежду.
Для богатых костюмы шили из дорогих материалов – шелка, атласа, бархата, меха. В качестве отделки использовали золотую нить и жемчуг. Украшениями на одежде служили вышивка, галуны, пуговицы, перевитые шнуры, нашивки, накладные карманы. Обязательным для мужчин и женщин был пояс. Одежда простых людей была из более дешевых материалов – сукна, сатина, льна или холста.
Черный и белый – это традиционные цвета грузинских костюмов. Они использовались в любом сословии, для праздников, в обычной жизни. Для отделки применялся бордовый или серый. Для богатых людей делали одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в праздничные дни могли использовать более яркие расцветки.
Мужской
Мужской грузинский костюм был многослойным. Особенно делался акцент на широких плечах мужчины. Состояла одежда из нескольких элементов:
- Нижняя рубаха перанга обычно была белого цвета.
- Надевались двое штанов. Нижние – шендиши, а верхние – шарвали. Они были свободными.
- Обязательным элементом костюма была чоха (черкеска). Традиционно она была черного, серого или бурого цвета. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Подпоясывались они кожаным ремнем, на котором крепился кинжал. Длина чохи – ниже колен.
- Дворяне на праздники носили куладжу. Это подобие короткого платья из бархата, которое надевают поверх одежды.
- К традиционной одежде относились короткие архалуки – это сорочка со стоячим воротником.
- Особенностью кабы был разрезной рукав. Он открывал руку от плеча до локтя, а у запястья сужался, закрывая пальцы.
- Зимой теплая одежда делалась из меха. Мужчины носили шубу, куртку или плащ без рукавов из сукна падиби.
Женский
Женский национальный костюм отличается нежностью и красочностью. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с облегающим лифом и четко выраженной талией. Обязательным элементом был длинный широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.
Традиционный грузинский костюм для женщин имел несколько обязательных элементов:
- Верхняя одежда называлась катиби. Она шилась из бархата или шерсти, имела меховую подкладку или простегивалась ватой. Рукава были разрезными, а на талии была элегантная застежка.
- Длинные платья назывались картули, их носили все женщины. С помощью шнуровки их делали сильно облегающими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, расшивали бисером или золотой нитью.
- Под платье обязательно надевалась нательная одежда: сорочка перанги и штаны.
- Голову и лицо женщины прикрывали косынкой багдади или тюлевой вуалью лечаки.
Отличался немного от традиционного аджарский костюм. Женщины этой народности носили шаровары и длинную рубаху красного или синего цвета. Поверх надевали яркое платье простого кроя и шерстяной передник. Лицо обязательно прикрывала чадра.
Детский
Традиционно народные костюмы для детей были похожи на взрослые, но делали их более простыми, без обилия украшений и декоративных элементов. Дети более подвижные, активные, поэтому одежда у них была короче и не такой многослойной. Кроме того, допускались более яркие расцветки.
Девочки ходили в традиционных платьях, но без роскоши. Вышивка и украшения делались своими руками, уже с 5 лет они занимались рукоделием. До 13 лет юбки могли быть короткими, до середины голени, а рукава открывали запястья. У мальчиков одежда повторяла мужской костюм, но тоже без обилия украшений. Чоху для удобства делали выше колен.
С чем носить кепку-восьмиклинку мужчине
Подбор одежды и аксессуаров зависит от времени года и общей стилистики образа.
Мужская демисезонная кепка восьмиклинка гармонично смотрится с классическими пиджаками, пальто «честерфилд», двубортными пальто, куртками из различных материалов. В качестве обуви можно подобрать строгие туфли или кроссовки, кеды в стиле кэжуал.
Зимние модели сочетаются с дубленками, шубами, утепленными пальто и даже пуховиками. Образ дополнит шарф контрастного по отношению к кепке цвета.
Летом мужские восьмиклинки сочетаются с льняными брюками, джинсовыми бриджами, котоновыми шортами, легкими джинсами. Футболка поло составит с кепкой-хулиганкой гармоничное эффектное сочетание.
С чем можно носить мужскую кепку-хулиганку, показано на фото ниже.
Описание характерных черт
Цветовая гамма
Для национальной одежды грузин характерными являются 6 цветов чохи.
Черный цвет в одежде являлся прерогативой знатных людей. Состоятельные люди носили одежду черного цвета не только в повседневной жизни, но также предпочитали ее и для торжественных мероприятий.
Особенности кроя и декора
Вне зависимости от пола и социальной принадлежности грузинский костюм выглядит довольно строго, но в то же время шикарно. Ткани выбирались довольно прочные и долговечные. Состоятельные люди могли позволить себе шелковые и бархатные костюмы. Украшением для таких роскошных нарядов для теплого времени года могло стать кружево, в холодные месяцы – благородные меха.
Особой роскошью отличался во все времена свадебный наряд невесты. Хотя внешне он был схож с повседневным женским костюмом, свадебный наряд всегда шился только из белой ткани. Важным компонентом был драгоценный декор одежды для невесты.
Свадебные наряды расшивали золотой или серебряной нитью, а также украшали различными аппликациями. Вне зависимости от финансового положения семьи, наряд невесты должен был выглядеть богато.
На голову невесты надевали национальный бархатный головной убор с легким платком, которым невеста прикрывала лицо.
Возвращение папахи
После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.
Источник
Все дело в шляпе
18:50, 09 июня 2012
Мужские головные уборы на Северном Кавказе, как я уже писала раньше, очень красноречивы – они не только показатели социального статуса и материального достатка, но и послание людям о самих себе. Почти что зашифрованный в материальном предмете текст. В период социальных изменений – войн и революций – мода на мужские головные уборы изменяется по своим собственным законам; с одной стороны, стиль «милитари», и так характерный для облика кавказских мужчин, получает свое дальнейшее развитие, с другой стороны, появляются новые «гибридные» формы традиционных вещей.
В период Отечественной войны и пребывания балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев в Средней Азии в связи с депортациями на Северном Кавказе распространяется гибридная форма меховой шапки. С одной стороны – похожа на папаху, с другой – шапка-ушанка. Такая меховая шапка, действительно, была похожа на папаху, расширялась сверху, но при «виде сверху» обнаруживались уши, как у шапки-ушанки, которые никогда ни при каких условиях не опускали вниз.
Шапки – ушанки в Карачае и Балкарии были известны и ранее, в конце ХIХ в. Для этого типа шапок (для верха) использовали тщательно отделанную и окрашенную кожу. Проникали они в Карачай и Балкарию через дагестанцев и отчасти жителей казачьих станиц. Кстати, дагестанские мастера скоро стали монополистами шапочного ремесла. Перед Октябрьской революцией в Карачае и Балкарии начали носить ушанки фабричного изготовления, которые по престижности ценились ниже, а выше всех ценились изделия дагестанских мастеров. Понятие «дагестанская шапка-ушанка» стало синонимом изделия класса люкс. В Дагестане лучшими мастерами- шапочниками считались лакцы и даргинцы, которые являлись и основными поставщиками среднеазиатского каракуля в Дагестан и в другие районы Кавказа, в том числе в Карачай и Балкарию.
Шапки-ушанки в 1970-1980-е гг. стали шить из меха норки, и это считалось особым шиком, на взрослых людях такие шапки выглядели солидно, а на молодых – немного смешно.
Традиционная для Кавказа войлочная шляпа сохранила свои позиции в 1920-х гг. и в селах, и в городах. Войлочная шапка оказалась консервативной как по форме, так и по технике изготовления и употребляемому сырью на протяжении длительного времени.
Балкарцы, голодающие на Манежной площади в 2011 году.. Фото с сайта http://infox.ru
Нарядные белые войлочные шляпы в предвоенные годы носили вместе с городским костюмом европейского типа. В период расцвета СССР шляпы такого типа носили на курортах, но обычно такие шляпы предпочитали старики.
Особенным спросом пользовались карачаевские и балкарские войлочные шляпы, они изготовлялись широко и на рынок.
Войлочные шляпы с широкими полями в Карачае и Балкарии могли надевать и женщины во время сельскохозяйственных работ, чтобы уберечься от солнечных лучей. Но специально для женщин войлочных шляп не делали, они просто временно пользовались мужскими, их в каждой семье было предостаточно, поскольку для каждого мужчины в семье каждый год готовили по нескольку шляп.
Что касается головных уборов «некавказского типа», то они проникали в быт медленно и с трудом. Горцы сразу признали фуражки военного типа. К кепкам, появившимся в конце 1930-х гг., отношение было настороженным и не лишено иронии – они назывались «блинчик». Однако советская и партийная номенклатура быстро адаптировала кепки, которые назывались «ленинки» — это кепки со сдвинутой назад тульей, как носил Ленин. Позже кепку стали носить обычным способом – с тульей, сдвинутой на козырек. Однако кепка считалась простым и дешевым головным убором.
Кепка-аэродром стала частью образа кавказца в 1950-1980-е гг.
Есть версия, что мода на кепки на Кавказе испытала влияние сицилийской моды и темы «крутых сицилийских парней».
В 1950-60-е гг. наступает период шляп. Фетровые, капроновые, соломенные шляпы быстро стали атрибутом мужского костюма, а фетровые шляпы удерживают свои позиции у старшего поколения до сих пор. Во многих учреждениях на Кавказе мужчины обязательно держат на работе шляпу на случай, если внезапно нужно поехать на похороны.
Фетровая шляпа товарища Саахова из «Кавказской пленницы» не выдумка режиссера, а реальность времени..
В 1950-1950-е гг. уже шьют громадные кепки, намного шире головы. Шутник-кавказец в кепке-аэродроме, щедрый, любвеобильный, веселый стал расхожим символом, шагнувшим из грузинского кинематографа в анекдоты и реальную жизнь.
Мужская кавказская шапка из овчины
Речь пойдёт о папахе.
Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:
- долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
- в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
- с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
- с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
- во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.
Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы. Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.
Трухменки подразделяются на следующие виды:
- Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, меха не родившихся ягнят, и каракуля, меха новорождённых барашков. Это самый желанный подарок для любого кавказца. Он обозначает статусность и уважение окружающих.
- Чабанские – распространённый кавказский головной убор, называемый иногда «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки её могут спускаться на лоб и скрывать глаза. Удобен на выпасе (не холодно и не жарко) и в случае необходимости справится с ролью подушки.
- Казачьи – донышко имеет тканевую основу, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Популярны среди кубанских и терских казаков.
Предназначение
Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:
- на каждый день — тёмная или бурая;
- для свадебного торжества и праздников — белая;
- для похоронного обряда — чёрная.
Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.
- Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
- Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
- Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
- Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
- Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Немного истории
Со временем грузинский костюм становился более закрытым. Рукава рубашек становились длиннее, а декор нарядов – более сдержанным. Мужской костюм стал более строгим по сравнению с женским.
В начале двадцатого столетия все меньше жителей Грузии носили национальный костюм. Поэтому многие местные дизайнеры старались внедрить элементы традиционного костюма в более современную повседневную и торжественную одежду. Сейчас национальный грузинский костюм используется на различных торжественных мероприятиях.
Описание традиционных особенностей
Традиционный грузинский костюм выделяется особым франтовством, не присущим другим национальным нарядам.
Цвета и оттенки
Традиционными цветами грузинского костюма являются черный и белый. Сдержанные наряды в классических оттенках имеют свой скрытый смысл.
Так, черный цвет в Грузии предназначался для знати. Именно богатые грузинцы носили одеяния черного цвета. При этом темные наряды доминировали не только в повседневном стиле, но и на официальных мероприятиях и религиозных церемониях.
Наравне с базовыми оттенками, в традиционном грузинском костюме присутствовали и такие цвета, как серый, бордовый и темно-синий.
Ткани и крой
Костюмы представителей знати и бедняков в Грузии объединяла строгость кроя и использование носких тканей. Более дорогие костюмы шили из качественных ярких тканей, в то время, как дешевые модели значительно уступали им, как в качестве, так и во внешнем виде. Для дам и господ из богатого сословия создавали наряды из шелка или бархата, украшая их кружевом или мехом, в зависимости от сезона.
Составные части бейсболки
Сетка. В модифицированном варианте бейсболки — кепке тракер, распространенном головном уборе фермеров и водителей грузовиков, — задние «лепестки» кепки заменяются на сетку. |
||
Логотип. На первых бейсболках над козырьком мог красоваться значок команды, сегодня его место чаще занимают логотипы компании-производителя. Козырьки могут быть двухцветными, т. н. «сэндвич», где верх и низ контрастно отличаются друг от друга. Место за логотипом внутри бейсболки называется «короной». Под логотипом иногда находится рант — веревочка, отделяющая кепку от козырька. |
||
Козырек. Важная часть бейсболки, защищающая спортсмена от солнца. В зависимости от того, как выглядит козырек, можно понять, кто перед тобой находится — идеально прямые козырьки чаще всего относятся к хип-хоперским модификациям бейсболок. |
||
Люверсы. Небольшие отверстия на каждой панели кепки, которые служат для вентиляции головы, могут иметь металлическую канву. |
||
Шов. Шесть «лепестков» или панелей кепки сшиваются изнутри. Внутри кепки швы часто пропечатывают названием бренда или команды. |
||
Застежки. Бейсболки могут быть безразмерными или с разными типами застежек — пластиковых или тканевых, которые фиксируются аналогичным образом, к примеру, на рюкзаках. |
Как появилась в Грузии?
Одним из них был Сальваторе Кокуцца — сицилийский тенор. Потеряв работу, он вспомнил о деле своего отца, который вел бизнес по изготовлению кепи Коппола. В юношестве музыкант перенял эти навыки, а теперь решил попробовать проявить их самостоятельно, открыв собственную мастерскую. На нынешней улице Агмашенебели, где начал свое дело театрал, жило много немцев. Кокуцца рассчитывал именно на них, но покупательская аудитория оказалась намного шире, чем ожидалось.
Кадр из фильма “Крестный отец”
Так традиционные сицилийские Копполы появились на улицах грузинской столицы. Видя, что кепки пользуются успехом, итальянец открыл еще одну мастерскую в Кутаиси. Она оказалась даже более популярной чем столичная. Оттуда головные уборы начали расходиться по всей стране, а интерес к ним передался и в другие уголки Кавказа.
Но настоящую массовость и общественную любовь фуражки приобрели в XX веке. Мода на них распространилась на все крупные страны. А в Грузии эти популярные головные уборы только укрепились в своих позициях. Появлялись новые вариации, одни продавались лучше других, но переплюнуть в спросе вариант, прозванный аэродромом, не удалось ни одной из них.
Мастерские по изготовлению этих элегантных головных уборов существуют в грузинских городах и сегодня — спрос, может и поутих, но никуда не делся. Приобрести кепи можно в специальных лавках, в которых найдется фасон и расцветка на любой вкус.