Святые грузинской православной церкви
Грузинская церковь за века своей истории обзавелась целым сонмом угодников Божиих – святых. Первой своей заступницей и любящей матерью грузины называют Пресвятую Богородицу: не зря Грузия считается ее уделом. Первым иерархом Грузинская церковная традиция называет апостола Андрея, в связи с чем иерархи ГПЦ с древности называются «сидящими на престоле апостола Андрея Первозванного». А среди всех грузинских святых отдельно стоят самые любимые – святая Нина, просветительница Грузии, и Великомученик Георгий Победоносец, которого предание называет двоюродным братом (в других источниках – племянником) святой Нины. Народная традиция даже объясняет латинское название Грузии — Георгия (Georgia) именем Георгия Победоносца. Однако это не так: название произошло от персидского названия грузин — «гург».
Близкий архиерей
Мы были в городе Ахалкалаки в гостях у тамошнего митрополита Николая. В Ахалкалаки доля грузин всего 5%, остальные 95% составляют армяне-монофизиты, так что прихожан у митрополита Николая совсем немного. Но он открыт для всех жителей города: дверь его дома не закрывается, она открыта для тех, кто ходит в храм, и кто не ходит, и для грузин, и для армян, и для их детишек.
Митрополит Николай. Фото Юлии Маковейчук
Выйдя из автобуса, мы увидели в его окошках чучела каких-то экзотических тропических рыб. Оказалось, это музей митрополита — он приглашает детей, чтобы им было интересно. А дальше он им и о вере говорит, и мультфильмы показывает, и разговаривает с ними на разные темы.
Удивительно, что его дом всегда открыт, удивительно его гостеприимство, удивительна и широта его души.
В Грузии есть богатые епархии, у владыки Николая — совсем бедная. Но он совершенно не унывает, бодрый, энергичный, пишет кандидатскую диссертацию по богословию в Свято-Тихоновском университете, регулярно бывает в Москве. Он полон идей и постоянно обращен к людям — дай Бог так приходскому священнику! Это замечательный пример и веры, и служения Богу, Церкви и людям.
***
Я надеюсь, что разделившая нас современная историческая нелепица скоро исчезнет. Сейчас появились средства передвижения, которых не было раньше, есть возможность знакомиться со святынями древней и прекрасной Грузии. Бог даст, восстановится такое единство, которого раньше не было.
Хочется выразить уверенность, что так оно и будет.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Что общего у Грузинской и Русской церквей?
Как мы видим из вышеизложенной истории, было время, когда Грузинская церковь была частью Русской православной церкви. Было это, когда Грузия находилась «за гранью дружеских штыков», начиная с 1801 года до 1917-го. Тогда Грузинская церковь вновь стала автокефальной поместной православной церковью. Из этого можно заключить, что наши церкви не имеют догматических разногласий и различий в вероучении.
В настоящий момент Русская и Грузинская православные церкви являются «сестрами» и стоят рядом в диптихе (списке) 15 поместных церквей наряду с Константинопольской, Иерусалимской, Американской и другими. Все они имеют апостольское преемство. Что это значит? Первых епископов Вселенской православной церкви рукополагали для служения апостолы, ученики Иисуса Христа. Затем эти епископы рукополагали священников, так происходит и в наше время. Получается, что если взять любого действующего священника, то можно проследить цепочку рукоположения в глубь веков до одного из 12 апостолов. Это и называется апостольским преемством, которое всегда было главным иерархическим принципом единства Вселенской церкви. Получается, что и Русская, и Грузинская церковь, как и остальные 13 поместных церквей, не отличаются в главном – в вероучении и апостольском преемстве, и разъединены только организационно
Причем, что важно, порядковый номер в диптихе не имеет никакого значения: все поместные церкви равны. Лишь Константинопольская исторически считается «первой среди равных»
Где еще были церкви, посвященные грузинской иконе Богородицы
В Тверской области с 1714 года действовала Горбасьевская (село Горбасьево) церковь, построенная во имя описываемой нами иконы. Говорят, что храм был построен богатым купцом из Грузии, заблудившимся в окрестных лесах. Молитвы к Божьей Матери помогли ему выбраться к селу, благодаря этому чуду и появилась церковь. В 1860 году ее старое деревянное здание было решено заменить каменным. Перестал действовать храм в 30-х годах прошлого века.
Старинная церковь иконы Грузинской Божьей Матери есть в селе Васильевское Шуйского района. Правда, сейчас храмовый комплекс, в который входит церковь, находится в запущенном состоянии, а древние иконы, составлявшие иконостас, хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
Лучшие места для посещения
Для интеллектуального и духовного обогащения стоит съездить в следующие места:
- Бодбийский монастырь (2 километра от Сигнахи). Как раз здесь хранятся мощи равноапостольной Нино, которая привнесла неоценимый вклад в развитие православия в Грузии. Это место очень живописно в летний период времени, красивое оформление и богатое духовное наследие – атмосфера тут невероятная;
- Патриарший собор Светицховели (город Мцхета). Его считают одним из самых важных духовных центров страны. Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сооружен был еще в IV столетии. Имеется информация, что под собором хранится хитон Иисуса;
- Монастырь Самтавро (территория города Мцхета). В монастыре находятся уникальные орнаменты, которые нельзя встретить больше ни в одном из храмов Грузии. К тому же, Самтавро является местом расположения целого ряда святынь, начиная от особых икон, заканчивая могилой царицы Наны;
- Собор Сиони (Тбилиси). Один из двух главных соборов православия в стране. Построили его в VI столетии, но уже много раз реставрировали из-за разрушений. Самый важный атрибут – крест святой Нино. В писаниях указано, что его ей вручила сама Богородица. Собор достаточно большой и красиво оформлен, так что туристам будет на что глянуть;
- Монастырь Джвари (недалеко от Мцхеты). Он также находится в списке ЮНЕСКО, а ко всему прочему, архитектура здания одна из самых необычных во всей стране. Старинные залы и сам монастырь дадут возможность прочувствовать всю атмосферность этого величественного места;
- Церковь Эртацминда (находится недалеко от одноименной деревни). На стенах постройки повсеместно изображены сюжеты из жизни святых, в формате фресок. Церковь многократно разрушалась, но, тем не менее, её восстановили и сохранили до наших времен.
Помимо этих мест, обязательно стоит съездить в:
- Женский монастырь Ахали Шуамта;
- Бодбе;
- Бетания;
- Вардзия;
- Икалто;
- Сапара;
- Гелатский монастырь;
- Храм Метехи;
- Собор Влахернской иконы Божьей Матери и другие.
Для тех, кому эта тема интересна, Грузия может стать настоящей находкой, поскольку очень старых монастырей и церквей здесь невероятное количество. А самое главное, что на данный момент государство стремится к абсолютной толерантности к любым вероисповеданиям, ведь народов на территории страны живет очень много и принуждать кого-либо к чему-то конкретному никто не планирует насильно.
Бодбийский монастырь
Бодбийский женский монастырь находится в паре километрах от Сигнаги, города на востоке Грузии в регионе Кахетия. Это место является последним пристанищем крестительницы Грузии святой равноапостольной Нино (280 г – 347 г). 14 января отмечается день памяти святой и территорию монастыря наполняет большое количество паломников, желающий поклониться святым мощам.
На месте захоронения святой построили храм, но здание не сохранилось. В 850 году на месте храма построили собор Святого Георгия, покровителя Грузии, в южной части собора находится захоронение святой. Позже рядом с собором был возведен монастырь, который переживал периоды расцвета и упадка, в разные годы здесь был мужской монастырь, духовная семинария, женский монастырь, больница. С 1991 года обитель вновь стала женским монастырем и почитаемым местом, в которое приезжают поклониться мощам святой Нино и чудотворной мироточащей Иверской иконе Божией Матери.
Когда и кем была пленена икона
Аббас Мирза, более известный в мировой истории как Шах Аббас, вступил на иранский престол в конце 16 века. Существует предание, что в день, когда родился великий деспот, в Грузии вследствие сильного землетрясения разрушилась обитель Святого Георгия, что символизировало огромные потери, которые в будущем страна понесла от действий владыки Персии.
Аббас, видя в упрочении связей Грузии и России угрозу персидскому царству, организовал в 1622 году разрушительный поход на горную страну. Он подверг ее разграблению и захватил множество ценностей и святынь для дальнейшей продажи их иностранным купцам. Попала к нему и икона грузинской Божьей Матери.
Спустя три года ее на персидском базаре увидел приказчик русского ярославского купца Стефан Лазарев. Конечно, истинный христианин не смог пройти мимо чудесного образа и приобрел икону, несмотря на ее высокую цену. Святыня сразу же проявила себя, когда хозяину приказчика Егору (в некоторых источниках – Георгию, Григорию) Лыткину во сне явилось божественное указание о передаче иконы в один из монастырей Архангельской губернии. Не зная об иконе, купец не придал сну значения и вспомнил о нем лишь в 1629 году, когда вернулся приказчик и показал Егору купленный у персов образ.
Какими бывают иконы Божьей Матери
Все образы Богородицы, написанные за время шествия христианства по планете, можно по композициям разделить на несколько типов. Одной из любимых икон всех православных является икона грузинской Божьей Матери.
Одигитрия (Путеводительница)
Рассматриваемая нами икона относится именно к этому типу. Особым образом построенное изображение, в котором Богородица одной рукой указывает на Сына, говорит о пути, который суждено пройти человечеству для очищения своей души. Здесь Дева Мария предстает перед нами как проводник к Богу. Считается, что первая икона была написана апостолом Лукой именно в этом стиле.
Елеуса (Умиление)
Образы Богородицы, обнимающей Богомладенца и принимающей его объятия, представляют вид икон, известный как «умиление». Бесконечную любовь, отраженную в таких изображениях, можно увидеть, например, на Владимирской иконе.
Агиосоритисса (Заступница)
Икона грузинской Божьей матери очень отличается от тех, которые относятся к виду «Заступница». На таких образах Богородица предстает в одиночестве. Она изображается во весь рост, чуть развернутой вправо. В руке может быть изображен свиток.
Оранта (Знамение)
Четвертым типом икон, изображающих Деву Марию, является «Знамение». Здесь Небесная Царица, держа в сердце Божественного Младенца (изображается в круге в середине груди Матери) и воздевая руки к небесам, символизирует молитву за все человечество.
Пантанасса (Всецарица)
На иконах данного вида престол, на котором восседает Богородица, держа на руках маленького Иисуса, обозначает славу Божьей Матери, распространившуюся как на земле, так и на небесах.
Встреча со старыми богами
Нино остановилась сначала в городе Урбнисе, чтобы изучить нравы и обычаи жителей. До того времени, когда Грузия приняла христианство, в стране существовало идолопоклонство. Спустя месяц Нино узнала, что в Мцхету направляются желающие поклониться языческим богам, статуи которых располагались на горе возле города. Девушка последовала за жителями и по дороге встретила направляющихся к капищу царя Мириана и царицу Нану, окруженных свитой и толпой народа. Жрецы готовились к проведению обряда и принесения жертвы языческому богу Армазу.
Когда ритуал начался, Нино не выдержала и вознесла молитву Спасителю о прекращении темного времени и наступлении эры истинной веры. Она была услышана: на капище обрушился ливень, затушивший костер, затем налетел ураган, уничтоживший идолов, сбросив их в реку. Нино успела укрыться в пещере.
Когда все закончилось, люди начали говорить о том, что бога Армаза одолел более сильный бог. Некоторые предполагали, что этим новым богом может быть тот, который заставил царя Армении принять его веру, однако никто не знал Его имени… И невдомек было жителям, что до принятия христианства в Грузии осталось около семи лет.
Храм Метехи. Пятьсот лет скорби
Вскоре, после кончины царицы Тамары, рассвет Грузинского царства сменили скорбные времена. Сначала набеги монголов, потом ордынцев, а за ними и турки-османы. Завоеватели стремились насильственно обратить народ в мусульманство. Незадолго, вторжения со стороны персов, которые сотни лет хотели уничтожить православие.
Но не только мусульманский народ вторгался в судьбу Православной церкви. Сломать веру грузин хотели и католики. Многократно Папы Римские направляли своих представителей к царям, с желанием переманить их на сторону Католической церкви.
Долгие столетия гонений привело к расколу Грузинской церкви и страны. Сформировалось два Католикосата: Старый – с центром в Мцхете и Новый – в Бичвинте, а потом в Кутаиси.
Храм Метехи – это свидетель набегов монгол и персов. Церковь была построена вновь в 1278-1284 гг. при правлении царя Димитрия II. Изначально, это была придворная церковь. Потом, она стала частью крепости, которая уже при Царской России оказалась тюрьмой. Не один раз разрушали храм и вновь отстраивали. В ХХ в. тюрьму снесли русские власти, но церковь удалось спасти.
Самый первый список иконы
Прихожане, хорошо знающие историю христианства и православных святынь, всегда знают, к какой иконе следует обращаться с той или иной просьбой, какой посетить храм. Иконы грузинской Божьей матери сегодня в виде списков хранятся в различных церквях нашей страны. Многие из них, как и оригинал, являются чудотворными.
Впервые копия образа Богородицы из Грузии была написана в 1654 году в Москве по заказу ремесленника Гавриила Евдокимова, проявившего так свою благодарность за исцеление тяжелобольного сына. Этот список был передан в церковь на Глинищах, которая ныне известна как церковь Святой Троицы (Никитников переулок). Икона оказалась чудодейственной и помогала жителям столицы избежать страшной болезни, когда Москву накрыла эпидемия чумы.
Кафедральный собор Светицховели
В нескольких километрах от Тбилиси в древнем городе Мцхете расположен главный собор и кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви. Храм является самым большим историческим сооружением, которое сохранилось до наших дней на территории Грузии. Здание было построено здесь ещё в XI веке.Красивые фасады, декоративные арки с искусной резьбой и большие купола, всё это было построено здесь в честь 12-ти апостолов христианской церкви. Для постройки храма было выбрано место, где по преданиям была похоронена Святая Сидония и основана первая христианская церковь на территории Грузии, названная в честь неё. Вскоре церковь была разрушена и периодически ее пытались восстановить, но постоянно что-то мешало.В начале XI века первый столп нового сооружения был выстроган из дерева и лишь спустя несколько десятков лет, церковь была построена окончательно. По легенде это дерево выросло над могилой Святой Сидонии, и отсюда пошло название «Столп животворящий» или по-грузински «Светицховели».По приказу царя Ираклия II вокруг храма была воздвигнута крепостная стена.Собор является действующим по сей день.
Монастырь Джвари (Мцхета)
Монастырь Джвари расположен на горе, которая возвышается над древней столицей Грузии, городом Мцхетой. Царь Мариан III в 326 году провозгласил христианство государственной религией. По преданию, Святая равноапостольная Нина после того воздвигла Крест на краю горы. Слово «Джвари» означает «Крест».
Храм Джвари был построен на самом краю скалы на том месте, где Святая Нина установила в 326 году деревянный крест
Алтарь в храме Джвари находится в центре и на нем установлен крест, в память о том Кресте, который установила Святая Нина
Главный храм монастыря Джвари был построен непосредственно на краю горы в период с 590 по 605 года. Храм построен в виде тетраконха. Такая конструкция присуща византийским храмам раннего периода. Для Джвари такая конструкция логична, так как у тетраконхов алтарь находится в центре. В Джвари алтарь храма находится на том месте, где стоял Крестя Святой Нины.
Читать подробнее о Монастыре Джвари
Собор Христа Спасителя в Цаленджихе
Собор Христа Спасителя, расположенный на берегу реки Цхенисцкали, в грузинском городе Цаленджиха, относится к старинным средневековым постройкам страны. Собор с крестово-купольной архитектурой и тремя аркадными галереями, две из которых были впоследствии превращены в семейную часовню, был построен в XII –XIV веках по заказу рода Дадиани, правивших в Мегрели, на западе Грузии. В северо-западной части стены, которая окружает церковь, находится двухэтажная колокольня. Руины дворца Дадиани находятся во дворе храма. Прежде всего, Собор Христа Спасителя в Цаленджихе известен своими уникальными фресками в стиле Ренессанса, которые были выполнены нанятым из Константинополя художником Мануелом Евгеникосом, о чем свидетельствует надпись на одном из столбов храма. Программа настенной живописи очень сложна и интересна и представляет темы, нехарактерные для грузинской живописи Средневековья. В XIX веке в храме выстлали новый пол, в 1960-1980 годы он был частично реконструирован. На сегодняшний день уникальные фрески нуждаются в охране и реставрации.
Апостольская проповедь
Священное предание гласит, что Грузия (Иверия) была апостольским жребием Богородицы. После событий, сопровождавших Вознесение Господне, все апостолы пришли в Сионскую горницу и бросили жребий, кому в каких землях проповедовать, Божия Матерь тоже захотела поучаствовать в проповеди христианства. Ей был определен жребий идти в Иверскую землю, но голосом с неба Христос велел Богородице пока оставаться в Иерусалиме, а на север отправиться святому апостолу Андрею Первозванному.
В путь святой Андрей отправился с нерукотворным образом Пресвятой Девы Марии. В Грузии апостол Андрей обошел много городов и селений, проповедуя Христово Евангелие в сопровождении чудес. Жители города Ацкури, увидев чудо воскрешения сына вдовы, попросили крестить их. Святой Андрей выбрал для новых христиан епископа, священников и дьяконов и, уезжая, подарил жителям Ацкури нерукотворный образ Девы Марии.
Святой Андрей Первозванный — не единственный апостол, который проповедовал в Грузии. Осталось предание, что в Грузии также бывали ученики Христа Матфей и Симон Кананит. Апостол Симон проповедовал христианство местным жителям, но те не хотели менять свои верования и побили его камнями. Паломникам показывают место мученической кончины святого апостола у лесного ручья близ поселка Новый Афон, а также место его захоронения, над которым сейчас возвышается храм Симона Кананита.
Также из древних источников известно о том, что в Восточной Грузии проповедовали святые апостолы Варфоломей и Фаддей. То, что святые апостолы были в Грузии, подтверждают и грузинские хроники, и греческие и латинские авторы, а также археологические факты. Из них можно сделать однозначный вывод, что в первых трех веках нашей эры на территории Грузии были христианские церкви. Ириней Лионский в ряду христианских народов упоминает также и иберов, то есть грузин.
В первые века существования христианства оно подвергалось жестоким гонениям. Так уже в начале II века произошла мученическая кончина святого Сухия и его дружины. Положение спасла проповедь святой Нины, за что Грузинская православная церковь почитает ее как равноапостольную. Благодаря ей христианство в Грузии стало государственной религией.
Сионский собор (Тбилиси)
Сионский собор является одним из главных православных храмов Тбилиси и всей Грузии. До строительства монументального храма Цминда Самеба в Тбилиси он являлся кафедральных собором. Главным собором Грузинской Православной Церкви остается Свети Цховели в Мцхете. Сионский собор расположен в центре Старого города Тбилиси около набережной реки Куры.
Сионский собор бл основан в 6 веке, но во время нашествий врагов он часто разрушался
В Сионском соборе в Тбилиси хранится Крест Святой Нины — главная святыня Грузинской Православной церкви
Сионский собор был основан одним из первых, после переноса столицы Грузии в Тбилиси. Его строительство в 6 веке начал Гурам I, наследник царя Вахтанга I Горгасала. Вокруг Сионского собора начали обустраиваться и развиваться жилые кварталы старого города.
Читать подробнее о Сионском соборе