Советское время
Трагические события настали для монастыря уже в 1918 году. 25 августа 1918 года большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря.
24 февраля 1919 года белые войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, освободили в том числе Белую гору от большевиков. К этому времени большевики разгромили и разграбили монастырь. Через несколько месяцев, 1 июля 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край, через четыре года в марте 1923 года монастырь был окончательно закрыт.
С 1930 года на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже открыт дом инвалидов. В 1941—1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны . С 1946 по 1986 годы на Белой горе находился дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. В 1980 году в Белогорском соборе вспыхнул огонь, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.
История[править]
Фото от 1 января 1904 г. В 1891 году в память «чудесного избавления Цесаревича Николая от опасности в Японии» на Белой горе был установлен семисаженный крест, прозванный в народе Царским (высота 10 м 65 см).
Место для закладки храма на Белой горе было освящено 18 июня 1893 года. Строительство первого деревянного храма было закончено в феврале 1894 года. В том же 1894 году начата постройка настоятельского и братского корпусов, в них позже в том числе находились столярная и слесарная мастерская. Была открыта школа для обучения мальчиков-сирот, до 1917 года на Белой горе получили воспитание 25 сирот. В монастырской школе детей обучали грамоте, церковному пению, и различным ремёслам.
16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл первый крестный ход, из Москвы и Петербурга на Белою гору были доставлены пять святых икон:
подобие Казанской иконы Божией Матери
образ преподобного Сергия Радонежского
образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря
образ святого благоверного князя Александра Невского
образ Божией Матери «Послушницы»
Но уже через три года после постройки, 16 ноября 1897 года деревянный храм полностью сгорел. В этом же 1897 году начинается строительство каменного двухэтажного корпуса для старшей братии.
Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства храм вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.
Во время аудиенции у императора Николая II 8 декабря 1910 года белогорский архимандрит Варлаам передал ему книгу об истории монастыря и фотоснимки обители. В 1912 году Белогорский монастырь издавал журнал «Голос Долга» православно-патриотической направленности.
Во время Первой мировой войны Белогорский монастырь пожертвовал (19.03.1916) 500 рублей золотыми монетами на нужды российской армии.
Крестовоздвиженский собор
Крестовоздвиженский собор до революции
Крестовоздвиженский собор выстроен в неовизантийском стиле по образцу Владимирского собора в Киеве. С самого начала храм был оборудован вентиляцией и паровым отоплением.
Монументальный собор, самый грандиозный в Пермской епархии, строился как на пожертвования частных лиц так и за счёт самого монастыря, по отчётам монастыря за 1909 год, монастырь занимался хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством и рыболовством, монастырь владел 580 десятинами земли, имел 40 коров и 9 прудов.
Советское время
Трагические события настали для монастыря уже в 1918 году. 25 августа 1918 года большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря.
24 февраля 1919 года белые войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, освободили в том числе Белую гору от большевиков. К этому времени большевики разгромили и разграбили монастырь. Через несколько месяцев, 1 июля 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край, через четыре года в марте 1923 года монастырь был окончательно закрыт.
С 1930 года на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже открыт дом инвалидов. В 1941—1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны . С 1946 по 1986 годы на Белой горе находился дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. В 1980 году в Белогорском соборе вспыхнул огонь, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.
История Белогорского монастыря
История воздвижения обители прошла долгий и сложный путь – с 1891 по 1917 год, начиная с установления на Белой горе семисаженного Царского креста и до самого открытия.
Закладка монастыря началась в 1893 году. Первый храм был построен в 1894. Тогда же было возобновлено строительство других корпусов и открыта школа для сирот, где обучалось 25 мальчиков.
В 1897 году в своё место в храме обрели пять икон святых, которые в дальнейшем стали его главным достоянием и гордостью:
Подобие Казанской иконы Божией Матери;Преподобный Сергий Радонежский;Казанская Божия Матерь, писанная иконописцами Валаамского монастыря;Святой благоверный князь Александр Невский;Божия Матерь «Послушница».
Но по прошествии трёх лет после воздвижения деревянная постройка сгорела до тла. После этого началось строительство каменного корпуса в два этажа, который в последствии был назван Крестовоздвиженским собором. Сооружение длилось целых пятнадцать лет. По окончании всех работ собор мог вмещать до восьми тысяч человек.
Храм был открыт в 1917 году: его освящение проходило в три дня, а на самой длительной церемонии присутствовало более тридцати тысяч человек. До этого ни одно православное строение не могло гордиться таким признанием.
Полезные статьи:
Секреты успешного брака 1. Похвала Ни один брак не может быть успешным, если супруги не ценят друг друга. Каждый человек, время от времени нуждается в поощрении, и ничто не убивает любовь быстрее, чем непрестанные упреки.2. Прощение Без прощения не может быть счастливого брака. Когда семейные п�… Читайте далее
«ГРЕХИ ДЛЯ ИСПОВЕДИ» Грехи истязуемые на мытарствах. 1. СЛОВО: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстны�… Читайте далее
ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и – не смогли расстрелять!!!В 1995 году — первая чеченская война. Я был командиром штурмовой группы, а со… Читайте далее
Просто крещеный Просто крещеный — это когда в твоей машине висят иконы, но ты куришь в этом же автомобиле и произносишь мат (молитву дьяволу) и хулу на Господа!Просто крещеный — это когда ты посещаешь Храм Божий только на Пасху и Рождество.Просто крещеный — это когда суть Пасхи заключа�… Читайте далее
Не менее сложной и трагичной была история становления Белогорского монастыря Пермского края. Драматические события настигли его уже в 1918 году, когда большевики довели до смерти архимандрита Варлаама, а потом расправились ещё с 34 монахами.
Обязательно к прочтению: Иверский монастырь на Валдае
В 1919 году был полностью разгромлен и разграблен большевиками, которые к тому времени уже захватили весь Пермский край, а в 1923 году был закрыт окончательно.
С 1930 года на той же Белой горе открыли специализированный лагерь для политических репрессированных и дом инвалидов для ветеранов Великой Отечественной войны. Но уже в 1980 году в соборе произошло воспламенение, которое достаточно сильно повредило строение: полностью сгорели почти все его величественные купола.
Начало возрождения обители приходится на 1988-1989 года, когда во всём мире праздновалось 1000-летие со дня Крещения Руси. С 1993 по 2007 года храм находился в процессе реставрации. Сегодня же он свободно функционирует, и его могут посетить все желающие и почитающие православие люди, прихожане, паломники.
История возникновения обители
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь имеет большую значимость и важность для христиан по всему миру. В честь чудесного избавления цесаревича Николая от серьезной опасности в Японии на Белой горе установили высокий крест (10 метров). Произошло это в 1891 году, и вскоре крест прозвали царским
Произошло это в 1891 году, и вскоре крест прозвали царским.
Уже через два года (1893 г.) в июне произошло освящение места будущей закладки храма здесь же. Начали воздвигать храм из дерева, строительство которого закончили в 1894 году. Тут же при храме было решено организовать мужскую обитель и в этом же году начали строительства первых корпусов: настоятельского и братского. Причем строили сразу с хозяйственными блоками — в корпусах отвели место для столярных и слесарных мастерских.
Вскоре открылась здесь местная приходская школа, которая работала вплоть до 1917 года. Около 25 сирот получили свое образование на Белой горе, где их научили читать, писать, петь и прививали различные ремесла, чтобы дети смогли в будущем себя прокормить.
В сентябре 1897 года из Москвы и Петербурга прибыл сюда первый крестный ход, с которым были доставлены первые святыни — иконы:
- Казанской Богородицы, которая была написана монахами из Валаамской обители;
- преподобного Сергия Радонежского;
- святого князя Александра Невского;
- Богородицы «Послушница».
Однако вскоре случилось несчастье — в ноябре 1897 года первый храм из дерева дотла сгорел. В этом же году заложили основание для нового, каменного храма и корпуса для братьев в два этажа.
Начало строительство новой церкви вместо сгоревшей началось лишь в июне 1902 года и продолжалось 15 лет. Этот храм был назван Крестовоздвиженским, и он был огромных размеров — вмещалось в него 8000 человек! Собор был построен наподобие Владимирского собора (Киев) и стал первым храмом в той местности с паровым отоплением и вентиляцией.
Белогорский монастырь называют Уральским Афоном
Монастырь имел тесные отношения с царской семьей: в обители издавался журнал «Голос долга» подробно освещавший все патриотично-православные вопросы. Более того, в 1910 году состоялась встреча императора Николая (Второго) и архимандрита Варлаама, который управлял в то время подворьем. Во время встречи императору были презентованы фотографии монастыря и книга его истории.
Читайте о других монастырях:
- Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь в Пермском крае
- Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
- Женский монастырь святого Иоанна Рыльского на р.Карповке в Санкт-Петербурге
Когда началась Первая мировая война, обитель внесла в государственную казну добровольное пожертвование в размере 500 рублей золотом. Этот вклад должен был пойти на военные нужды. Наличие денег у обители обусловлено активной его работой: пчеловодство, пахотные и полевые работы, скотоводство, рыболовство и прочие. Во владении у обители было около 580 участков земли (по 10 акров), стадо из сорока коров и 9 прудов с рыбой.
Однако с приходом советской власти начались испытания и тяготы всех монахов и самой обители. Архимандрит Варлаам был замучен и утоплен в августе 1918 года, а прочие 34 монаха из монастыря были замучены и расстреляны. Монастырь был разграблен полностью и закрыт в 1923 году.
Тут был открыт Дом Инвалидов, лагерь для беженцев и переселенцев, реабилитационный центр для военных. В 1980 году во время страшного пожара сгорели купола на храме. Только в 1988 году была начата программа по восстановлению монастыря.
Важно! В 1991 году Священный Синод одобрил открытие Свято-Николаевского монастыря и возобновил монашескую жизнь обители. 26 мая 1991 года было совершено первое богослужение в этом восстанавливающем храме
День второй, 27 июля
Утром на Литургии в Бахаревском монастыре нас причастили, накормили завтраком и мы двинулись в дальнейший путь, который проходил через пос. Лобаново, где мы останавливались в храме св. блгв. князя Александра Невского. Здесь нас накормили обедом. К вечеру прибыли в п. Юг. в храм святого пророка Божия Илии. Настоятелем этого храма является митрофорный протоиерей Пётр, который был предводителем крестного хода, нашим добрым пастырем, за которым идут овцы. Всю дорогу он с любовью наставлял нас, говорил проникновенные слова проповеди. Господь даровал ему особый талант к слову Божию. Мы слушали его, боясь пропустить хоть одно слово. Часто говорил он прикровенно и в шутку, чтобы никого не обидеть словом, тем самым превращая, казалось бы, большую проблему в такую разрешимую мелочь, что все улыбались и понимали, что в Боге всё возможно, что нужно слабым помогать, и не нужно спешить и суетиться в крестном ходе, не нужно обижаться ни на попутчиков, ни на батюшек, а лучше всего молиться за всех. В 20.30 — вечернее богослужение и ночлег. Я ночевала в больнице, в которой шёл ремонт.
Читать также
4 лучших маршрута выходного дня по Уралу зимой
Урал, несомненно – кладезь удивительной природы и уникальных достопримечательностей. Путешествовать по нашему региону можно и летом, и зимой, и осенью, …Узнать больше
Безмолвие Белой горы
Грандиозные планы эпичных путешествий в новогодние каникулы пошли насмарку — домочадцы (включая меня) проявили слабость иммунитета и слегли с соплями …Узнать больше
Куда поехать на длинные выходные 8 марта?
Конечно, эти выходные уж не такие и длинные, если их сравнить с Новогодними праздниками… Но все же, на мой взгляд, …Узнать больше
Зимний маршрут по Пермскому краю на выходные
Я горжусь, что этот зимний маршрут по Пермскому краю на выходные Наталия Сафонова составляла с порталом «Наш Урал». Маршрут занял четыре …Узнать больше
Топловский женский монастырь и его история
Незадолго до присоединения Крыма к Российской империи, у источника, где сейчас расположена обитель, был найден образ Святой Параскевы. В конце XVIII века его перевезли в Мариуполь, по легенде, он уберег город от эпидемии холеры – подробности этого неизвестны, как и местонахождение чудодейственной иконы. Но уже в начале 50-х гг. XIX столетия жительница из близлежащего села Кишлав, простая болгарская девушка по имени Константина, прожившая в уединении 7 лет в пещере Кизилташа, основала у источника нечто вроде киновии. Однако мечтой ее стала постройка тут женской обители –
ради этой цели она и несколько ее последовательниц занималась сбором средств, где только могли. В результате в 1863 г. все же был заложен около купели Тополевский монастырь в Крыму, бывший в то время лишь небольшой часовней.
В последовавшем вскоре масштабном строительстве Тополевского Троице-Параскевиевского монастырского сооружения принял активное участие основатель Кизилташского монастыря – игумен Парфений. Строители нашли всестороннюю поддержку в лице архиепископа Таврического и Симферопольского преподобного Алексия, ходатайствовавшего перед Святейшим Синодом об учреждении новой обители и всячески помогавшего Константине и Парфению.
Храм, названный в честь Святой Параскевы, освятил в 1864 г. сам архиепископ, назначивший игумена первым настоятелем. Новый виток строительства сакральных строений начался в 1872 г. – когда стараниями управительницы Аполлинарии обитель значительно расширилась за счет различных хозяйственных построек. Но настоящий взлет произошел в 1890 г., когда тутошней игуменьей назначили Параскеву (в миру Ольга Родимцева). Благодаря ее неусыпным трудам Свято-Параскевиевский монастырь в Крыму превратился в настоящую жемчужину.
Чем интересна Свято-Параскевиевская обитель?
Описывать достопримечательности монастыря довольно тяжело – их много и они весьма разнообразны. Прежде всего, это восстановленные и отреставрированные храмы:
небольшой, одноэтажный Святой преподобномученицы Параскевы, и несколько больший – Всех Скорбящих Радость.
Здесь и отстроенная одной из первых маленькая часовенка и купель на могиле первой игуменьи Параскевы, умершей в год закрытия монастырского подразделения в 1928 г. И ковчег с мощами Киево-Печерских Святых, переданный епископом Лазарем, и останки Пантелеймона и Параскевы, возвращенные сюда спустя почти 100 лет, и икона Казанской Божьей Матери.Однако строительство продолжается и сейчас — тут возводят новый собор.
Но более всего известен Топловский монастырь своими купелями и чудодейственными источниками. Кроме ключа Святой Параскевы, на небольшом расстоянии от комплекса, в лесу находятся источники Георгия Победоносца и Трех Святителей. Паломников и туристов привлекает пещерка инокини Константины, ставшей таким же тутошним символом, как и женщины с именем Параскева.
Белогорский монастырь – место спасения и молитвы
Белая гора издавна считалась местом спасения и молитвы. С XVIII века здесь, в кельях и скитах, скрывались беглые с заводов и старообрядцы, преследуемые властью. В 1891 году на горе поставили крест в память о чудесном спасении цесаревича Николая, будущего российского императора, от покушения в Японии. Крест высотой более 10 метров в народе назвали Царским.
У православной церкви возник проект – создать на возвышенном месте монастырь, который заложили в июне 1893 года. К концу зимы 1894 года построили первый деревянный храм, настоятельские и братские корпуса и открыли школу для мальчиков-сирот. С этих пор братия Белогорского монастыря с почтением относилась к царской семье.
Монашеская жизнь
Обитель быстро росла. Первый настоятель монастыря, отец Варлаам, был незаурядным человеком. Выходец из семьи староверов, он принял православие и стал ревностно трудиться на ниве Господней.
Монахи занимались хлебопашеством, имели 9 коров, в 9 прудах выращивали рыбу, держали пчел, владея 580 десятинами земли. При монастыре организовали пекарню, иконописные и ремесленные мастерские.
16 сентября 1897 года крестным ходом из столицы принесли 5 святых икон, но монастырь настигла беда. Через 3 года после постройки деревянный храм сгорел.
Миссионерское призвание монастыря
Обитель, возглавляемая отцом Варлаамом, сияла святостью: с первых дней здесь соблюдался столь строгий устав, что монастырь прозвали уральским Афоном, поручив и особую миссию – быть просветителем среди раскольников. Следуя миссионерскому призванию, монахи вели неустанные беседы с раскольниками и сумели обратить многих. За первое десятилетие число насельников выросло с 12 до 400 человек.
Строгая подвижническая жизнь принесла плоды: юная Белогорская обитель прославилась старчеством. За духовным окормлением сюда спешили тысячи паломников.
В апреле 1901 года на Белой горе бушевала страшная буря, ветер повредил монастырские строения и повалил Царский крест. Поэтому в июне 1902 года на вершине Белой горы заложили Крестовоздвиженский собор. Крест на горе восстановили, купец Павел Степанович Жирнов пожертвовал деньги, и в сентябре 1901 года новый крест сиял, как прежде.
Крестовоздвиженский собор – вершина духовного расцвета обители
Храм, построенный в византийском стиле, возводили 15 лет всем миром, он вмещал одновременно 8 тысяч человек. Стройматериал производили сами монахи на монастырском кирпичном заводе.
Грандиозный семиглавый 7-й по величине в России Крестовоздвиженский храм стоит на вершине горы Белой на высоте 446 метров. Собор, видимый издалека за много километров, словно парит в небе.
Торжественная церемония освящения величественного храма, состоявшаяся в июле 1917 года, продолжалась три дня: собор не мог одновременно вместить всех желающих побывать на богослужении.
Храм оборудовали паровым отоплением и вентиляцией. Между братским корпусом и собором проложили подземный ход.
Пол выложили метлахской плиткой, на предсоборной площади положили асфальт. В иконостас поместили дорогие иконы – 3000 рублей каждая – немыслимая сумма по тем временам. Кунгурский купец Шиншин пожертвовал для собора золоченые кресты.
Во время Первой мировой войны Белогорский монастырь пожертвовал 6 марта 1916 года 500 рублей золотыми монетами на нужды российской армии.
Откуда начинается Крестный ход на Белую гору
26 июля в 10.00 стартует Крестный ход в Белогорский монастырь от Митрофаниевского храма города Перми сразу по окончании Божественной литургии, которая начнется в 08.00.
Внимание!
Разница во времени между Пермью и Москвой + 2 часа
Колонна православных туристов отправится в Николаевский Белогорский монастырь, расположенный в деревне Белая Гора Кунгурского района. За шесть дней крестоходовцы преодолеют расстояние в 120 км – от 20 до 30 км в день. Шествие посвящено празднику Обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Как добраться до Митрофаниевского храма
Крестовый храм во имя святителя Митрофана Воронежского находится в центре Перми: по адресу Комсомольский проспект, 6 — рядом с Художественной галереей, недалеко от Театра оперы и балета.
Удобно доехать от «Станции Пермь-1» до остановки «Художественная галерея» можно на троллейбусе №1 или автобусе № 3.
Пермь. Так выглядит Крестово-Митрофаниевский храм Архиерейских покоев. Фотограф Константин Байгузин
День седьмой, 1 августа
День обретения мощей прп Серафима Саровского. Сегодня на праздник мы пойдём к нему в скит. В 6 часов утра крестный ход выходит в Свято-Серафимовский Алексеевский скит, который расположен в пяти километрах от обители. Имя своё скит получил в честь прп. Серафима Саровского, мощи которого были торжественно открыты как раз в день основания скита, и в честь небесного покровителя цесаревича Алексея. Строился скит усердием уже другого иеромонаха Серафима, пещерную келию которого в 1914 г. посетила Великая Княгиня Елизавета Федоровна и долго беседовала с ним. Как раз этому отцу Серафиму было уготовлено Господом сопровождать тело преподобномученицы Елисаветы на Святую Землю. Женщин в скит пускают только три раза в году.
Густой туман, переходящий в мелкий моросящий дождь, сумерки. Идём по лесу, после дождей — грязь. Дорога — липучая, прелипучая и скользкая глина, то подъём, то спуск, глубокие колеи, наполненные водой. Я уже мысленно рассталась со своей обувкой, так как при каждом шаге приходилось её с усилием отрывать от земли. У меня не было ни резиновых сапог, ни кроссовок. Весь путь прошла в лёгких шлёпанцах и фирменных спортивных сандалиях, с тракторной подошвой, чтобы не скользить. Помогло, но я пожалела, что не взяла кроссовки, так как по утрам и в дождь было холодно. Поскользнувшись, упала женщина, повредила ногу — возможно перелом. Вызвали сопровождающего нас врача.
В скиту на Литургии стояли на улице около трёх часов, замёрзли. Слава Богу причастились. Кто-то умудрился ещё искупаться в святом источнике. Молодцы! Я тоже набрала святой водицы. После благословения о. Петра: «Бегите, овцы, бегите в монастырь, никто вас не повезёт обратно», все побежали в монастырь. По дороге согрелись. Было уже не так скользко как утром, но грязь прилипала по-прежнему. Пришли обратно в монастырь, отслужили благодарственный молебен. В связи с военными действиями на Украине и, вследствие этого, напряжённой обстановкой в нашей стране нас благословили поститься ещё и 1, 2 и 3 августа и молиться усердно батюшке Серафиму. Пообедали. В 15 часов отправление автобусов с паломниками обратно в Пермь. Проезд бесплатный.
Вот и закончился крестный ход и началось «переваривание» всего увиденного, услышанного и прочувствованного. Одна неделя прошла как целый месяц — столько событий! Кстати, кто постоянно чувствует нехватку времени, суету, мой вам совет — сходите в крестный ход, помолитесь от души, оторвитесь от земли и вы окажетесь вне времени, как бы в вечности. Отдохнёте и душой и телом, а физические нагрузки в пути пойдут только на пользу. Это не только мои наблюдения. Недаром после крестного хода происходят исцеления. В первый раз в 2010 году, когда меня пригласили в Великорецкий крестный ход, я сначала ужаснулась — как же я пройду 150 км, когда у меня от часовой ходьбы уже начинает ломить суставы ног? Положилась на волю Божию, пошла и дошла. Были страшные боли, суставы горели огнём, но я терпела и шла вперёд. Зато потом эти боли прошли совершенно и вот в Великорецкое хожу каждый год, а нынче пошла ещё и на Белую Гору. Слава Господу Богу и Его святым Угодникам!
Особая благодарность священноначалию Пермской епархии во главе с митрополитом Мефодием, отцу Владимиру из Ижовки, организаторам, волонтёрам и всем тем, кто кормил, поил и устраивал нас на ночлег. Дай Бог всем здоровья!
P.S.: В этом крестном ходе вещи везут на машинах, кормят. Постимся всю дорогу. Во время шествия не благословляется читать акафисты, каноны, молитвы, правило к причастию. Всё это можно читать на привалах или вечером. Все идут, соборно молятся — поют Иисусову молитву, не разговаривают. Весь путь равен примерно 120 км.
Святыни
- Икона Пресвятой Богородицы «Мария обрете благодать у Бога»
- Ковчежец с частицей мощей блгв. кн. Александра Невского — передана в пещерный храм в октябре 2005 года
- Ковчежец с частицами мощей вмч. Пантелеимона, мчч. монастыря Герасима Иорданского, мчч. Вифлеемских младенцев, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, свт. Димитрия Ростовского, свт. Питирима Тамбовского, свт. Мелетия Рязанского, прмч. Гавриила Афонского, прп. Амвросия Оптинского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского-младшего, прп. Иова Почаевского, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Ефросинии Полоцкой, прп. Иринарха Соловецкого, прп. Илариона Троекуровского, прп. Феодора Зверинецкого, прп. Киево-Печерских: Исаии чудотворца, Иоанна многострадального, Меркурия, Агапита врача безмездного, Павла послушливого, Григория чудотворца, Николы Святоши, Никона, Саввы чудотворца, прп. Кукши Одесского, прп. Феофила Киевского, прп. Ионы Киевского, прп. Шио Мгвимского, прп. Феодора Санаксарского, прмч. Александра Санаксарского, св. прав. воина Феодора Ушакова