Традиции сибирских татар

Великий тракт в жизни людей

В результате двухлетних переговоров (1725-1727 годов) были подписаны Кяхтинский и Буринский договора об определении границ, что укрепило торговые и политические отношения между Россией и Китаем. И только через три года началось обустройство Сибирского тракта.Великий тракт был весьма значимым для всей России в почтовом, торговом и административном аспектах. Бесперебойная работа маршрута была очень важна для усиленного развития Урала и Сибири в культурном и хозяйственном плане. Ежегодно по этому пути проходило более двадцати тысяч странников, восемнадцать тысяч арестантов и больше чем пятьдесят тысяч тонн груза. Закончен он был в середине девятнадцатого века.

Вдоль всей дороги возникли разные поселения, обитатели которого занимались скотоводством, землепашеством и, конечно же, извозом. Невзирая на это, тракт для крестьян был довольно обременительным. Они были обязаны вносить плату за содержание и обустройство пути, принуждались к перевозке разных грузов, к расчистке дорог и были обязаны по требованию накормить проезжающих.

По дороге провозили заключенных, и при побеге хоть одного из них конвоиры могли схватить любого местного мужика, который попадется под руку и увезти вместе с заключенными. Поэтому жители очень боялись ездить по Сибирскому тракту.

В конце девятнадцатого века этот маршрут был настолько перегружен, что стал уже не в состоянии удовлетворять потребности России в грузоперевозке и транспортной развязке. Что и послужило основанием для создания железнодорожной Транссибирской магистрали.

Идол села Змеево

В отличие от Промежицкого идола, бронзовая скульптура, найденная при раскопках в татарстанском селе Змеево не вызывает сомнений в своей подлинности. Она была изготовлена в Волжской Булгарии, предположительно, в XII веке. Среди других похожих булгарских изделий (которых известно 8 штук), идол из Змеевского городища выделяется крупными размерами – 18,2 см в высоту и 9,5 см в ширину. Уникальна фигурка и своей «двуполостью» – других аналогичных изображений нет.

«С одной её стороны изображен мужчина, с другой – женщина, легко определяемые по выраженным признакам пола», – описывает скульптуру казанский археолог Константин Руденко.

Однако главная загадка заключается в том, что непонятно, кого именно изобразил древний мастер. Предполагается, что это мог быть мифологический предок-прародитель или существо демонического мира. Руденко установил сходство Змеевского идола с идолами духов-покровителей, «охранявших» вещи, запертые на замок (такие изображения использовались в целях «охранительной» магии).

« «Это невозможно!»: почему чукчи удивлялись анекдотам о самих себе

День поминовения у татар

Не менее важным для сибирских татар остаётся и праздник Цым. Он приходился на пятницу за неделю до посева яровых (этот день назначали на совете старейшин). В день Цым хозяйки красили яйца с помощью луковой кожуры, раздавали их как угощение детям. Этот праздник считался временем памяти об умерших. Люди отправлялись на кладбище, проводили уборку на могилах, после чего устраивали совместную трапезу.

И в наше время в Цым жители деревень, расположенных неподалёку от могил святых, непременно посещают эти места. Они называются астана, и с ними связано немало необычных явлений. Во время обрядов неподалёку от подобных мест участники нередко устраивали ритуалы с крашеными яйцами. 

Например, один из обрядов заключался в соприкасании яиц. Счастливчиком считался тот, у кого яйцо не разобьётся. Такой человек, согласно поверьям, получал удачу на весь год. Подобный обряд существует и в России, и в странах Европы в праздник Пасхи.

Татары Сибири – уникальный народ

Традиции сибирских татар – это сочетание доисламских и мусульманских обычаев, в которые вплетаются и веяния христианства. Татарский народ ассимилировался лишь частично, а большая его часть сохраняет свою старинную культуру, обычаи предков. Я уверена, что слияние верований и культур будет и в дальнейшем обогащать обычаи татар Сибири

Очень важно не бояться уверенно направляться к будущему, не забывать о прошлом

Праздничные традиции сибирских татар

Оценить татарскую кухню можно во время их народных праздников. Многие из них связаны с календарным циклом сельскохозяйственных работ. Например, начало нового года сибирские татары отмечают в день Эмэл, 22 марта. 

В праздник весеннего равноденствия в татарских селениях молодёжь собирается в шумные компании и отправляется к каждому дому. Подойдя ко двору, народ кричит: “Сатака!”. 

Ответом на призыв становится выход хозяйки, что с крыльца разбрасывает угощения, а гости стараются поймать их. Для этого обряда накануне праздника специально расчищали от снега площадку перед домом.

Во многих селениях после обряда Сатака устраиваются скачки на лошадях. Владельцы коней стараются украсить лентами и прочими декоративными деталями своих любимцев – в праздник лошадь должна быть особенно красивой. 

В день Эмэл детей начинали приучать к верховой езде. На мой взгляд, это вполне логично – начало нового года должно знаменовать и получение новых знаний и умений.

Жизнь сибирских татар неразрывно связана с природой, что можно заметить и сегодня. Особыми торжествами отмечали прилёт грачей (карга туй) или скворцов (пакчар боткасы). Как вы догадались, эти события также возвещали о наступлении весны, приближении тёплых дней. В день прилёта весенних птиц принято готовить угощение из каши. Хозяйки раздают блюда соседским детям, а остаток раскладывают на столбы у ворот – для грачей.

Сибирские татары, живущие у берегов рек, ежегодно празднуют День ледохода. В этот праздник дети делают бумажных кукол, которых бросают в воду. Знакомые, соседи и друзья при встрече желают друг другу, чтобы лёд унёс с собой все хвори и печали. Мужчины и мальчики в День ледохода бросают в реку серебряные монеты (на удачу). 

Лесные идолы и духи

Сегодня большинство сибирских татар исповедуют ислам, хотя среди них есть и христиане. Несмотря на это, древние верования по-прежнему живы в памяти народа, они стали местным фольклором. 

Некогда верховными божествами татарского народа были кудая и тангри. Татары Сибири верили, что зло в мире творит дух айн, что поселился под землёй. Он приносил бедствия и болезни, считался виновником смерти людей.

Также в традициях сибирских татар было изготовление особых идолов, посвящённых добрым духам. Найдя в лесу берёзу, люди срезали небольшой кусочек её коры и делали фигурку духа. После этого идола нужно было спрятать в специальном месте. Чаще всего берёзовые изделия клали в дупла деревьев. 

В народе верили, что такие обереги сумеют защитить определённый участок, например, деревню, окружённую лесом с идолами. Для защиты от злых духов своих домов люди делали деревянных идолов, которых приколачивали к крышам или дверям.

Сибирские татары в своих преданиях рассказывали, что умершие могут восстать из могил и прийти к живым с целью отомстить. Чтобы не допустить такого сценария, народ оставлял плетёные корзины под деревьями неподалёку от мест захоронений. В короб складывали кукол-курчаков, что служили оберегами.

Традиционная татарская кухня – ещё один повод для гордости этого народа. Сегодня она становится всё более популярной в России, ведь блюда можно приготовить из привычных ингредиентов, но с особым колоритом. 

У татар ценятся мясные и молочные продукты, они любят готовить всевозможные супы. Среди последних стоит выделить мучной суп, что изготавливается по особенной старинной технологии.

Сибирские татары готовят перемячи, традиционное блюдо

Усть-Тасеевский идол

Каменное изваяние, расположенное в Мотыгинском районе Красноярского края, интересно тем, что ему в разные времена поклонялись самые разные народы. Речь идёт о полутораметровой каменной голове, высеченной на вершине 100-метровой сопки. Предполагается, что идол – дело рук европеоидов-индоевропейцев Тагарской культуры, живших в центральной Сибири в IV веке до нашей эры. Изваянию приносили кровавые жертвы ради удачи в охоте. Некогда у головы были четко прорисованные борода и усы, а также европейский разрез глаз. Однако пришедшие на смену тагарцам народы монголоидной расы обтесали бороду идола и сделали глаза более миндалевидными. Удивляет мастерство древних скульпторов – они высекли черты лица так, что с утра Усть-Тасеевский идол кажется «благодушным», а когда солнце поднимается высоко, становится «суровым».

Шигирский идол

Деревянные идолы народов Приуралья и Сибири, как правило, не отличаются древностью – древесина быстро сгнивает. Но есть уникальное исключение – Шигирский идол. Он был найден в 1880 году на Шигирском торфянике (ныне Свердловская область). Изделие древних мастеров сохранилось благодаря дубильным свойствам кислой анаэробной среды. Шигирский идол сделан из сибирской лиственницы. Как полагают реконструкторы, его общая высота была не меньше пяти метров. Голова, по мнению профессора Михаила Жилина, высечена инструментом из нижней челюсти бобра. Возраст культового памятника оценивается в 9,5 или даже 11,5 тысяч лет. Старейшей в мире деревянной скульптуре поклонялись мезолитические племена охотников и собирателей, чей антропологический облик, согласно реконструкции Михаила Герасимова, был близок к современному коренному населению Зауралья. Остаётся загадкой, как Шигирский идол попал в торфяник. По одной из версий, древние люди могли захоронить его там, когда он перестал выполнять свои функции.

Вишну из Старой Майны

Много шума наделала фигурка индийского бога Вишну, обнаруженная около 1999 года в районе посёлка Старая Майна Ульяновской области. Индуистских идолов и прежде находили за пределами Индии – достаточно вспомнить скульптуру богини Лакшми, найденную при раскопках римских Помпей. Однако для Восточной Европы это единственный в своём роде артефакт.

Идола нашёл исследователь Александр Кожевин из Ульяновского государственного университета. Первоначально он думал, что металлическая скульптура изображает Будду, однако сотрудники Государственного музея народов Востока подсказали ему, что это Вишну и датировали изделие VIII-X веками.

«Найденное Кожевиным изображение Вишну попало на нашу землю не посредством торговли. Эта вещь связана с религиозным культом, более того, с храмовым комплексом», – утверждалось в 2001 году в публикации газеты Ульяновского госуниверситета «Вестник».

Впоследствии на основании этой и других находок Кожевин выдвинул гипотезу, что «Средне-Волжская область была прародиной Древней Руси». Скептики, однако, указывают, что Кожевин – не историк и не археолог, а кандидат физико-математических наук. Сегодня о «Вишну из Старой Майны» говорят преимущественно поклонники фолк-хистори, увлечённые «ведическими корнями» славянской культуры.

Промежицкий идол

Большинство известных древнерусских языческих идолов были найдены на Украине и в Белоруссии. Тем больше было удивление учёных, когда они увидели так называемый Промежицкий идол из Пскова. Он был найден в 1897 году в ручье Промежица близ завода Викенгейзера и передан в Псковский музей. Во время Великой Отечественной войны идол пропал, поэтому судить о его внешнем облике можно лишь на основании документов и двух фотографий, сделанных в 1928-29 годах.

Предполагается, что именно об этом идоле мог в 1590 году упоминать немецкий путешественник Иоганн Давид Вундерер. Согласно его свидетельству, близ Пскова стояли два каменных болвана – «Услад» и «Корс». Таким образом, даже спустя 600 лет после Крещения Руси на Псковщине сохранялось язычество. Идолов снесли только при царе Фёдоре Иоанновиче.

Внешне Промежицкий идол выглядел внушительно, напоминая идолы западных славян, найденные близ немецкого Бамберга. Однако современный псковский исследователь Анатолий Александров считает данную находку фальсификатом. По его мнению, нос идола слишком непропорционален для славянского изделия. Кроме того, задняя часть камня не обработана – для древнерусского резчика это было бы знаком неуважения к божеству.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: