Подпишись, поделись, поддержи сайт!
Читайте еще Почему Новую Зеландию считают самым безопасным местом на Земле?
Любопытно Что такое стендап. И как его пишут
Читайте дальше Если Грузия считает Россию врагом, то зачем она строит дорогущую дорогу прямиком в Россию?
К вашему вниманию Пятёрка школьных заблуждений о Византии
Только для вас 10 фактов, почему наша Земля оказалась идеальной для появления жизни
Будет интересно Консервы из болота. Как в древности люди хранили продукты когда не было холодильников
Читайте еще Раньше слова «жарить» не было! Какое слово говорили вместо него во времена Руси
Дома лучше — Привычные вещи середины XX века, которые сейчас выглядят абсурдными
Смотрите наш канал на ютубе — https://www.youtube.com/channel/UCi9ynnWGrHL5T19xnXUgi7g?
Интересная дыра в которую хочется заглянуть — провалы в Гватемале
В Гватемале трагедия с появлением огромной воронки уже не первая, аналогичный случай, тогда унесший 5 жизней уже был 23го февраля 2007 года. Глубина воронки достигала 100 м.
Глубина: 100 м. Когда образовалась: 2007 год. Google Maps
Дыра в Гватемале 2007. Фото: National Geogrphic
Единственное положительное что есть в этой трагедии, что кому-то удалось сделать вот так:
Фото: National Geogrphic
Неужели ни у кого не появилось желание заглянуть в эту яму самому лично?
30 мая 2010 года случилось аналогичное происшествие на этот раз унесшее 15 жизней. Глубина воронки на этот раз составила 30 метров.
Глубина: 30 м. Когда образовалась: 2010 год. Google Maps
Обе воронки появились вследствие естественных причин размыва грунта.
Описание этого явления смотрите в видеоролике.
https://vk.com/video_ext.php
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Нужно отметить, что расстояния между этими двумя провалами составляет 1,8 километров, и они, фактически, произошли вдоль дороги Carretera 9.
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Чарт дезинформации
В процессе подготовки статьи было переработано более 100 источников, обнаружилось, что в российском сегменте сети большое количество дезинформации. Даже посвящу этому маленький чарт.
- Если заинтересовала тема, да и даже если не заинтересовала — ни при каких условиях не смотрите передачу “Необъяснимо но факт”, я бы даже её переименовал в антинаучный видео-журнал “Необъяснимо и не факт”, при том, что факты собирают относительно достоверные, но снабжают их такими пояснительными текстами и интервью, что в чертей поверишь через минуту.
- Новости mail.ru назвали провалы в Гватемале таинственными, причины которых сокрыты от геологов.
- Некоторые авторы до сих пор всерьез воспринимают новость о “советских учёных добурившихся до ада”.
- lifeglobe.net заведомо увеличил глубину провала в Гватемале до 150 метров.
- Часто встречались блоги, где люди элементарно путали фотоснимки провалов 2007 и 2010 годов.
- Во многих обзорах плотина Монтичелло упоминается как дыра в земле, по сути таковой не являясь. Также огромное количество мракобесных статей с иллюстрациями этой плотины.
Будьте внимательны при самостоятельном изучении материала.
p.s. Помню, как мы с товарищем в 2007-м стояли на 20-м этаже в здании молодой гвардии и смотрели в трубу котельной, а мой товарищ говорил о том, что исполнилась его мечта заглянуть в трубу. Думаю, что в теме труб можно также найти много чего интересного, чему и обещаю посвятить один из своих последующих постов.
История техногенных разломов в поселке Магнитка
Рудник «Магнитка»
О богатстве здешних земель люди узнали давно: с 1801 года было открыто Кусинское месторождение титаномагнетитов. Идеи по его разработки канули в лету, и все из-за тугоплавкости руд.
Систематически изучать земли вблизи поселка начали с 1928 года. В 1930 году около поселка начал вести работы рудник с одноименным названием – «Магнитка».
О пользе титаномагнетита
Высокая удельная прочность титана (а главное – способность сохранять ее при умеренно повышенных температурах) позволяли применять руду в авиастроении, космонавтике, строении морских судов и даже производстве современных видов вооружения.
Титан – один из основных материалов, который использовался при создании космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил первый полет в космос!
Забил заряд я в пушку туго…
Добыча титаномагнетита успешно велась более 30 лет. Работало три шахты: «Северная», «Центральная» и «Южная». В 1960-х годах рентабельность руды резко сократилась. Было принято взорвать рудник и превратить его в карьер, чтобы отработать остатки ископаемых.
После взрыва две горы разломились, словно буханка хлеба. В 1973 году рудник прекратил свою работу. Постепенно выработки стала затапливать вода, а разрушения продолжаются по сей день.
Автор уральского блога «Записки поседевшего брюнета» иронично отнесся к подобному повороту истории и прокомментировал его отрывком стихотворения Михаила Лермонтова:
Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!Постой-ка, брат мусью!Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною…За родину свою!
Высота некоторых рудниковых камер достигает более 60 метров! Гигантские разломы в земле тянутся на многие километры, и их отчетливо видно даже со спутника.
Как добраться к провалам Магнитки?
- GPS-координаты (поселок Пушкинский, Златоуст): 55.215735, 59.730810
- GPS-координаты (Магнитские провалы): 55.335017, 59.705617
На автомобиле
Поселок Магнитка расположен в Кусинском районе Челябинской области. Дорога на автомобиле лежит по трассе М5 на участке Челябинск – Уфа. Нужно повернуть на Златоуст, проехать город, затем двигаться через поселок Пушкинский мимо входа в национальный парк «Таганай». Отсюда до Магнитки ведет грунтовая дорога длиной около 17 км.
Расстояние до поселка Пушкинского из Екатеринбурга около 270 км (4 часа в пути), из Челябинска – 150 км (2 часа в дороге).
В Магнитке поверните направо на перекрестке у предприятия, затем двигайтесь через железнодорожный участок вперед до Старой Магнитки. Пешая дорога до провалов ведет вверх на гору.
Совет самостоятельным путешественникам: надевайте удобную обувь с твердой подошвой: так передвигаться по пересеченной местности будет удобнее и безопаснее. Отдать предпочтение длинным удобным брюкам.
На общественном транспорте
Добраться до Златоуста из Екатеринбурга можно на автобусе с Южного автовокзала за 4,5 часа. Из Челябинска в город также ходят автобусы (стоимость билета на сервисе «Яндекс Путешествия» – 410-440 рублей)
Из Златоуста до Магнитки можно добраться на автобусе №431 до автостанции «Куса», затем пересесть на автобус №432 до Магнитки.
Как возникли «Ворота в ад» и что они успели «утащить»?
Происходящее стало результатом деятельности человека. «Адская достопримечательность» обязана своим появлением советским геологам.
Языки пламени лижут стены кратера и вырываются наружу, подогревая песок
Ровно 50 лет назад, в 1971 году, на этом месте было обнаружено скопление газа. Разведочная экспедиция принялась за дело. Установив оборудование, люди стали бурить скважину. В какой-то момент произошел неловкий инцидент: геологи неожиданно вскрыли большую подземную полость, которая поглотила в себе всё их оборудование, включая буровую вышку и транспорт. Совсем по другому дело обстояло с гигантской карстовой воронкой, которая самостоятельно образовалась на полях Мексики и поглотила целое ранчо, оставив людей без жилья.
Из подземного отверстия вырвалась волна природного газа. К счастью, люди не пострадали. А чтобы не нанести вред жителям находившегося рядом села, распространением газа в атмосфере, было принято решение его поджечь. Люди надеялись, что содержимое природного резервуара выгорит за несколько часов или дней, а оставшееся без подпитки пламя, потухнет самостоятельно.
Так сейчас выглядит деревня Дарваза, оставленная жителями из-за ошибки геологов
Но, вопреки утверждениям геологов, огонь не прекращал гореть спустя дни, недели, а затем месяцы и годы. В 2004 году, Туркменбаши распорядился отселить людей из аномальной зоны. А кратер все горит, и по сей день. Спустя 50 лет, пламя не стало слабее.
Никто не может дать прогнозов, сколько еще это продлится. Так получается, что ценный ресурс тут расходуется без пользы. До сих пор не принято решение остановить этот процесс, засыпав кратер. В 2010 году Туркменбаши посетил это место и распорядился закрыть скважину. Но и по ныне, никакой реакции от исполнителей не последовало. Единственной мерой безопасности за все пятьдесят лет было – огородить яму заборчиком. Это было сделано в начале этого года.
Перевыполнение нормы стало нормой
Примечателен настрой людей в тяжёлых трудовых условиях. Это и воодушевление, и подъём, и ощущение огромной личной ответственность за судьбу отчизны.
Магнитогорцами с самого начала войны массово подхватывалось движение двухсотников. Двухсотники – это те рабочие, которые выполняли норму на 200%. И лозунг стахановцев “Всё для фронта, всё для Победы” впервые объявлен рабочими Магнитки и подхвачен всей страной. Поддержали работники комбината и социалистическое соревнование в производстве, предложенное кузнецкими металлургами.
В 1942-м году комсомольцы и молодёжь, работавшие на мартеновских печах, за второе полугодие дали столько сверхпланового металла, из которого можно изготовить 106 тяжёлых танков, 146 орудий, 60 миномётов и так далее.
Когда вступил в строй стан “2350”, смонтированный из оборудования эвакуированного завода “Запорожсталь”, сталевар Андрей Каминский сварил за 20 дней 372 тонны сверхпланового металла. В письме брату-артиллеристу он написал:
Собирали по крупицам
Чтобы Магнитогорск официально признали “Городом трудовой доблести”, нужно было собрать документальные подтверждения того, что Магнитку и её рабочих поощряли высокими наградами, объяснил Александр Иванов. Дело, на самом деле, не такое уж и простое, учитывая объём работы, сжатые сроки и давность лет. Но увлекательное.
Проще всего было с наградами, которые вручили предприятиям. Они бережно хранятся по сей день – две награды у комбината, по одной у Треста “Магнитострой”, калибровочного завода и ремесленного училища.
Другим доказательством является вручение предприятиям переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны. Здесь задача усложнялась – Знамя вручали без подтверждающих документов. Нужно было разыскать фотографии награждения. Помогли и выпуски газет того времени. В городской библиотеке сохранились номера “Магнитогорского рабочего” 1941-1945 годов. Некоторых номеров не хватало, остальные были в ветхом состоянии. Потребовалась плотная работа, которая заняла не один день, чтобы отыскать все имеющие факты награждений и сфотографировать их.
Занимавшиеся сбором материала люди отметили, что дело оказалось по-настоящему интересным: читая статьи и лозунги “Дадим больше металла”, “Разгромим фашистского зверя” на страницах газет, они как бы погружались в то время, проникались его духом.
Третьим основанием для присуждения почётного звания являлись награждения отдельных тружеников. И здесь фактический материал пришлось собирать по крупицам. Награждали не только работников комбината и Треста, но и калибровщиков, работников железной дороги, учителей, работников здравоохранения, Гипромеза. Указы о награждениях нашлись в местных газетах того времени, музей Треста “Магнитострой” сберёг очень ценный материал о вручении наград работникам Треста и комбината – “Ведомости Верховного Совета СССР” 1945 года.
Объём собранного материала оказался большим, хотя может и не совсем полным. Многие пришли на помощь в этом деле. Например, депутаты горсобрания направили обращение в архивы и музеи ММК, Треста “Магнитострой”, Гипромеза, обувной фабрики, калибровочного и метизного заводов. Материалы стекались в краеведческий музей, которому предстояло всё пересмотреть, посчитать, систематизировать и изложить, подкрепить фотографиями. Также нужно было сделать копии и заверить их. Как ответственный за подлинность копии ставил свою подпись директор Магнитогорского историко-краеведческого музея заслуженный работник культуры Российской Федерации Александр Иванов.
Для начала немного скучной теории
Строение земной коры
Земная кора — по сути является скорлупой Земли и всем тем, с чем мы могли быть знакомы из фотографий — граниты и базальты — всё это относится к земной коре, человеку за всю историю не удавалось пройти её насквозь. Толщина земной коры под материками составляет от 20 до 80 км (в среднем 35 км). Затем идёт условная Граница Мохоровичича, которая иногда может не совпадать с границами земной коры и верхней мантии, температура которой составляет в среднем 800 °K, т.е. порядка 530 °C, что согласитесь не мало, если учесть как близко она находится к земной поверхности.
Карст — совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород, и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами — гипсом, известняком, мрамором, доломитом и каменной солью. Другими словами, это появляющиеся ямы и дыры в земной поверхности в результате естественных причин размывания водой породы.
Кимберлитовая трубка — вертикальное или близкое к вертикальному геологическое тело, образовавшееся при прорыве газов сквозь земную кору.
С теорией покончено, опущенные детали вы всегда сможете найти по оставленным ссылкам.
Естественные дыры в земле
Пещера Ласточек Мексика, штат Сан-Луис-Потоси
Глубина: 376 м. Когда образовалась: достоверно не известно. Google Maps
Пещера Ласточек является пещерой карстового происхождения, в последние годы она стала излюбленным местом бейсджамперов. А в 2010 году в пещере происходила часть съёмок фильма «Санктум».
Пещера Ласточек
Пещера Ласточек
Эпическое видео прыжка в пещеру.
Было бы неправильно не упомянуть и другие провалы схожей природы, рекомендую посмотреть и в английской версии и в русской, поскольку в русской версии присутствует больше провалов расположенных на территории России.
Дарваза Туркменистан
Глубина: 20 м. Когда образовалась: 1971 не без помощи советских геологов. Google Maps
В отличие от карстовых воронок, Дарваза образовалась в результате того, что в процессе бурения разведочной скважины геологи наткнулись на подземную пустоту со скопившемся природным газом. Геологи подожгли газ в кратере, ожидая, что он будет гореть несколько дней, но совершили ошибку — газ горит и до настоящего времени (2014).
Этот газовый кратер местные жители и путешественники называют «Врата ада».
Дарваза. Фото: Google plus
Дарваза. Фото: Google plus
Строения под землей
Развивая идею фантастов город под куполом в 2010 году мексиканским дизайнерам BNKR Arquitectura удалось разработать проект подземного небоскреба (землескрёба) в 70 этажей.
Идея проста: во время цивилизации ацтеков в Мехико, на центральной площади города находилась пирамида. Архитекторы компании BNKR Arquitectura предложили восстановить былую форму исторической постройки , только строить её не вверх, а вниз. В Мехико в данный момент времени наблюдается острая нехватка площади под офисные помещения и торговые центры. Таким образом, подземная пирамида будет являться не только уникальным украшением города, но и выгодным вложением денег в экономику страны.
из проекта BNKR Arquitectura
из проекта BNKR Arquitectura
из проекта BNKR Arquitectura
из проекта BNKR Arquitectura
из проекта BNKR Arquitectura
Посмотрим что из этого получится, мне кажется это и есть косвенное воплощение моей идеи о строительстве подземного музея.
История — загадочные шахты острова Оук
Глубина: 55 м. Когда выкопана: ранее 1780 года. Google Maps
Трудно точно оценить когда была начата история “Денежной шахты” острова Оук, но даже по самым скромным подсчётам шахта глубиной более 180 футов (55м) была построена более 250 лет назад, за 100 лет до того, как была пробурена первая нефтяная скважина.
Рисунок: Вокруг Света
В 1795 г. трое подростков Дэниел Мак-Гиннес, Джон Смит и Энтони Во-ган, играя в пиратов на необитаемом острове Оук, наткнулись на углубление в почве у подножия большого дуба. Естественно, они решили, что нашли старинный клад.
Мечтая о сокровищах, мальчики тут же стали раскапывать землю. Оказалось, что они нашли засыпанную шахту шириной около 4 м. Вскоре юные кладоискатели наткнулись на слой камней, а затем, на глубине 3 м, на перекрытие из толстых дубовых бревен. Копать дальше, не имея специальной техники, было бессмысленно.
Став взрослыми, Дэниел Мак-Гиннес и его друзья вернулись на остров Оук, чтобы продолжить раскопки. Вслед за ними потянулись и другие искатели сокровищ. Они прозвали шахту Денежной, вероятно, потому, что потратили уйму средств на проведение раскопок. Однако добраться до дна шахты пока еще никому не удалось, и потому раскопки продолжаются.
Очень рекомендую к прочтению историю целиком!
Немного общей информации об острове Wikipedia. Отзывы о месте на карте google.
В заключение, отмечу, что в апреле 2006 года остров был куплен Мичиганской группой специалистов по глубинному бурению.
Остров Оук. Фото: Google plus
До того как остров перешел в частные руки из него хотели сделать музей — на острове можно было найти несколько занимательных памятников копателям.
Фото: Google plus
Историческая копия камня. Фото: Google plus
Земля разверзлась под поездом
В 2010 году очередной товарный состав двигался в районе железнодорожного вокзала. Когда поезд проходил над одной из шахт, почва провалилась. Оторвался один из вагонов в середине состава и ушёл в котлован. Машинист экстренно остановил поезд и поблагодарил высшие силы за то, что он управлял не пассажирским составом. Оторванный вагон до сих пор лежит на дне провала, вытащить его не представляется возможным. Поезда стали ходить рядом с затопленным котлованом, который напоминает почти круглое озеро диаметром 150 метров.
Из-за опасности появления новых провалов в 2014 железнодорожный вокзал официально закрыли, теперь сообщение с Березняками осуществляется только автотранспортом. На вокзале остались брошенные вагоны, которые медленно ржавеют, а пути зарастают травой: эту территорию отвоевала у человека природа.
После этого в первый рудник провалилось ещё несколько частей почвы, и в городе началась настоящая паника. Люди не знали, чему верить, расползались слухи. На главном форуме Березняков активно обсуждались перспективы и возможная миграция.
Власти города снова начали уверять жителей, что теперь точно провалов больше не будет. Всё исследовано вдоль и поперёк. Правда, большая часть жителей была уверена в том, что новый провал уже спрогнозирован и даже известно его точное месторасположение — посёлок Зырянка, из которого начали активно эвакуировать людей.
Город-призрак
Все Березняки сейчас условно разделены на несколько районов:
- опасный;
- условно опасный;
- ограниченно пригодный для застройки (ограничения по высотности зданий);
- безопасный (разрешается строить дома любой высотности).
Множество семей продолжают жить в аварийном жилье в сотнях метров от провалов в опасных и условно опасных районах. В стенах их домов регулярно появляются трещины, которые на зиму заделываются монтажной пеной. Но это не помогает, из щелей всё равно дует. А ночами слышно, как доски, которыми устлан пол в частных домах, трутся друг об друга.
Дети играют рядом с провалами. Сторожи, которые следят за тем, чтобы никто не подходил к котлованам, ругают их. Правда, только до тех пор, пока не узнают, что дети просто здесь живут. После этого ребят отпускают с миром и только для острастки грозят им в след.
Заброшенные дома и школы становятся опасной территорией, местные не советуют там появляться. В лучшем случае там можно встретить юных руферов, которые взбираются на крыши брошенных домов, а в худшем — наркозависимых и прочих граждан с большими жизненными трудностями.
Часть Березняков, которую покинули или почти покинули люди, стала настоящим городом-призраком. Бывшая школа № 26, рядом с которой появился один из провалов, прозванный в народе «Гимназист», стоит без одной из стен, поэтому видно, как в классах на полу лежат брошенные книги, которыми шелестит ветер. На крыше здания колосится бурьян.
Памятник провалу
Власти города решили подбодрить жителей и предложили им взглянуть на проблему новым позитивным взглядом и посмеяться над ней. Поэтому в 2017 году было запланировано поставить памятник провалу с Кисой Воробьяниновым и Остапом Бендером. Народ эту идею не поддержал. Ему не до смеха.
Арку с героями Ильфа и Птерова, на которую планировалось потратить 2,7 миллиона рублей из бюджета, так и не поставили. А сами Березняки всё реже становятся инфоповодом — до следующего провала.
- 13 жертв Воланда: мистика вокруг постановок романа «Мастер и Маргарита»
- Что на Руси означало «пить в меру»
- Ростовский мост — «родственник» Эйфелевой башни
- Последний вор в законе Владимир Бабушкин
- Екатерина II первой решилась на опасный эксперимент
Что находят в пылающих недрах кратера туристы и что в них удалось найти ученым?
«Ворота в ад» остаются одной из самых загадочных, необычных и чарующих достопримечательностей Туркменистана. А особо продвинутые гиды в поисках хайпа, предлагают путешественникам расположиться тут на ночевку, обрисовав им перспективу любоваться «преисподней» ночь напролёт. Стоит отметить, весьма сомнительное удовольствие, но находятся желающие и на эту авантюру.
Некоторые отчаянные держат путь к «Вратам ада» на мотоциклах или легковых авто, но самым надежным для перемещения по песку, является внедорожник
При посещении газового кратера Дарваза, туристы отмечают, что их радует, что тут нет платных стоянок, никто не продает билеты на посещение достопримечательности, нет магазинов и ларьков, предлагающих купить сувениры. Это – основное отличие этого места от других достопримечательностей по всему миру. Вокруг лишь пустыня. Чтобы попасть в ближайшее кафе, нужно проехать пару-тройку километров. До магазина и вовсе 90 км. Решившись на путешествие сюда, стоит учесть, что вокруг пески и добраться до кратера без приключений можно только на внедорожнике.
В 2013 году, это место посетил канадский исследователь Джордж Коронис. Облачившись в специальную экипировку, он опустился вглубь пылающей бездны, для сбора образцов. После их изучения последовали малоприятные выводы: в этом месте обитают бактерии, которые не встречаются больше нигде на Земле. Последствия распространения этих жаростойких организмов, заведомо неизвестны.
Так осуществлялось погружение Джорджа Корониса в «преисподнюю», где он обнаружил неизвестные науке бактерии
А как Вы считаете, нужно ли остановить это горение, и какие от этого наступят последствия?
Переселяться из аварийных домов не хотят
Конечно, часть людей была расселена в новые панельные дома в специально построенный район Усолье. Правда, с двухэтажными бело-синими и жёлтыми аккуратными домиками вышел скандал. Они были изготовлены из опасного для здоровья материала — полистирола, который постоянно выделяет бесцветный и опасный газ формальдегид. Его уровень в сэндвич-панельных домах был превышен в 50 раз. Газ повышает вероятность возникновения онкологических заболеваний. Также из-за него у людей появляются головные боли и проблемы со сном.
Почти все жители из этих двухэтажных домиков были переселены. Не согласилась переезжать только одна семья, её глава до сих пор судится с администрацией города. Он хочет, чтобы его жилье официально признали непригодным для жизни и выплатили компенсацию.
Кроме формальдегидных домов в Усолье построены обычные панельные девятиэтажки на правом берегу Камы. Туда тоже люди переезжают неохотно: на автобусе из Усолья до центра нужно ехать полчаса. Удобной инфраструктурой микрорайон тоже похвастаться не может.
Почти сразу нашлись люди, которые придумали, как можно заработать на вынужденном переселении граждан. В подъездах аварийных домов стали появляться объявления. Предлагают купить квартиры в этих домах в любом состоянии. Выгода очевидна — аварийная квартира стоит около 1 миллиона рублей. А когда её признают непригодной для жизни, то государство выдаст новую квартиру в Усолье, которая стоит около 1,3 миллиона рублей. Нужно немного подождать и на ровном месте заработать несколько сот тысяч рублей.
Местоположение и как добраться
Сначала лучше будет поискать на карте Ставропольский край и город Пятигорск, но вот точный адрес Провала в интернете не найти. Обычно туристы доезжают сюда на такси или машине. Лучшим вариантом будет сесть на автобус №1 на железнодорожном вокзале и приехать к площади у входа. Многие люди идут туда пешком через бульвар Гагарина. Часы работы — каждый день с 9:00 до 18:00, кроме понедельника.
Озеро Провал — это чудо, созданное природой. Оно входит в список 25 чудес России и ежегодно привлекают сотни новых туристов с разных стран мира. Его невероятная красота и таинственная атмосфера возвращают посетителей во времена Лермонтова и позволяют им представить, как известный писатель прогуливался по пещере и искать вдохновение к написанию новых шедевров. Советуем обязательно посетить Вам это место и наполниться энергией прошлых дней!
Где произошло открытие таинственной воронки
Кто знает, сколько ещё времени человечество не подозревало бы о существовании этого громадного каплевидного отверстия (в длину оно простирается метров на 300), если бы китайский исследователь-энтузиаст не разглядел его на спутниковых снимках. Провал чернеет на склоне одного из многочисленных холмов на юге Китая, недалеко от границы с Вьетнамом.
Этот регион вообще очень интересен геологам, потому что здесь на самом деле уже нашли порядка тридцати подобных отверстий. Это карстовые воронки. Их в мире насчитали уже сотни. Они образуются из-за движения подземных вод, которые проходят сквозь известняковые отложения и со временем промывают там себе целые ходы. В какой-то момент тоннель становится настолько обширным, что порода над ним обрушивается.
Источник
Коллекция самых невероятных ям прилагается
Однажды мне пришла в голову идея: что если сделать глубокую шахту в земле, пройдя хотя бы несколько километров земной коры? Каким бы чудесным музеем геологии это могло бы стать? Сделать лифт, стеклянные стенки шахты, чтобы, спускаясь на скоростном лифте, можно было видеть как изменяется порода. Основная тонкость — найти наиболее “интересное” место, где наслоено много пород и при этом где бурение было бы возможным, а породы не ползли бы и не пропускали воду.
Трудно сказать как такое может придти в голову, возможно основа этой идеи лежит своими корнями в детском любопытстве — “а что будет если глубоко копать?” Мы с троюродным братом Алексеем часто копали ямы, порой у нас получалось выкопать яму глубиной около полутора метров и диаметром порядка полуметра, но всё время мы упирались либо в глиняный грунт, либо сталкивались с оползанием ямы. Или, будучи уже взрослым и путешествуя по европейским замкам, всегда было интересно в первую очередь заглянуть в их глубокие колодцы.
Niedzica Castle, Google Maps
колодец замка Niedzica
Речь не об этом и даже не об идее, а о том, к чему она подтолкнула — к ознакомлению с основами геологии, интересными случаями и проектами, о которых я хочу вам рассказать.
Самые большие карьеры
Кимберлитовая трубка “Мир” Россия, Якутия
Таблички недалеко от карьера
Глубина: 525 м. Когда выкопана: 1957 — 2001 год. Google Maps
Была открыта 13 июня 1955 года, в настоящее время ведется разработка закрытым способом, т.е. все работы ведутся в шахтах под землей.
Кимберлитовая трубка “Мир”
Кимберлитовая трубка “Мир”
Бингем-Каньон штат Юта, США
Глубина: более 1200 м. Когда выкопана: 1863 — наши дни (2014). Google Maps
Карьер является одним из крупнейших в мире, который был получен в результате действий человека.
Бингем-Каньон
Бингем-Каньон
Кимберлитовая трубка “Большая дыра” ЮАР
Глубина: 240 м. Когда выкопана: 1866 — 1914 год. Google Maps
“Большая дыра” считается самым большим в мире карьером, разработанным без применения техники.
Кимберлитовая трубка “Большая дыра”
“Большая дыра” на фоне города Кимберли
Карьер “Дьявик” Канада
Глубина: более 250 м (2008). Когда выкопана: 2003 — наши дни (2014). Google Maps
Карьер отличает трудная транспортная доступность. Разработчикам месторождения пришлось построить взлётно-посадочную полосу специально для организации транспортной доступности.
Карьер “Дьявик”
Карьер “Дьявик”
В процессе подготовки материалов мне несколько раз пришлось пожалеть о том, что выбрал IT, а не в геологию, и больше всего об этом пожалел при изучении материалов о Кольской сверхглубокой скважине.
Второй провал
Вопреки словам мэра, 28 июля 2007 года вода подмыла опоры закрытого рудника. В пяти метрах от здания «Уралкалия» и в нескольких сотнях метров от ближайшего жилого дома образовался новый крупный провал. Его глубина составила 15 метров, ширина — 50 метров, а длина — 70. На следующий день случился мощнейший выброс сероводорода, который на десятки метров раскидал вокруг куски земли.
После выброса провал продолжил расти, так как вода растворяла соль. Сползать стало белое здание фабрики, а затем — шестиэтажка, стоящая рядом. Котлован перестал увеличиваться, когда его размер достиг 146 квадратных метров. Плотность воды из-за соли стала очень высокой, и жидкость сама начала поддерживать опоры шахты.