Сретенский храм
…Мимо плачущего молитвами Сретенского храма. Давно уж нет на нем ни крестов, ни куполов, а вместо них на худой ржавой кровле проросли хрупкие березовые деревца, да кустики румяной рябины. Дивная осенняя пора щедро коснулась и их, чему несказанно радуются суетливые птахи, не ведающие людской печали.
Село Прокопьевская Салда, Сретенский храм
Село Прокопьевская Салда, Сретенский храм
Село Прокопьевская Салда, Сретенский храм
В одном из приделов, прямо на сырой земле лежит поверженный деревянный остов с куполом — маковкой, сквозь который проросла дикая малина. Когда-то он служил для верующих своеобразным проводником к Богу, символом Бога на земле.
В каменной кладке проглядывает редкий клейменый кирпич. За год храм пострадал еще больше, – идет охота за металлом.
Клеймо
Перед православной святыней лежит поваленный на траву беломраморный могильный камень – все, что осталось от захоронений за церковной оградой. Кто-то искал червей для рыбалки. Вероятно, нашел.
Могильный камень, точнее — все, что от него осталосьНадпись на камне
Сретенский храм уже не восстановить. И что с того, что он имеет официальный статус культурного объекта регионального значения? Чем это может ему помочь? Ничем. Больно…
А между тем в нашей стране каждые три минуты возводится новая церковь. Что же делать со старыми, прослужившими сотни лет, на которых веками держалась вера России?
История строительства
Она началась три с лишним века назад. Первая деревянная церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа построена в Атарах в конце 17 века.
Интересный фактОбраз Спаса Нерукотворного — это изображение Христа, которое запечатлелось на убрусе (плате), когда Он отер свой лик после омовения. С изображением связана легенда о том, что оно помогло исцелить больного царя Эдессы. Образ считается первой иконой.
Православный храм возник на низменном берегу Вятки по инициативе Кукарского Покровского монастыря, но просуществовал чуть больше 30 лет. До конца 18 века здесь возводили еще один деревянный Спасский храм на месте разрушившегося, а позже и новый, Введенский придел к нему. В летописях отмечается, что население прихода составляло в то время 188 дворов.
История каменной церкви начинается в 1800 году, когда епископ Амвросий благословил в храмозданной грамоте ее строительство. Древнюю деревянную церковь решили разобрать, однако она еще несколько десятков лет простояла в развалинах на старом месте.
Подземелья Верхней Салды
Одна из главных тайн Верхней Салды связана с подземными ходами. О них подробно рассказывается в книге Всеволода Слукина «Тайны уральских подземелий».
Верхнесалдинский краевед Виктор Иванович Козлов сообщал В.М. Слукину, что «под Верхней Салдой, по сказам старожилов, по его личным наблюдениям и кое-каким другим свидетельствам, есть целая система галерей и коридоров. Эта система проложена под историческим центром в старой части города. Ходы соединяют старый завод, здание бывшей церковноприходской школы (там была когда-то первая, демидовских времен, церковь), дом управляющего заводом, здание волостной управы, особняки священников. Есть как будто бы ответвление в другую часть города, проходящее под рекой туда, где находится салдинская школа № 6».
Схема подземных ходов Верхней Салды из книги В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий»
Нашлось немало очевидцев, которые видели таинственные подземелья. Например, на кирпичную кладку наткнулись при строительстве гаража во дворе бывшего особняка отца Михаила (сейчас в нем автостанция). Строители расширили образовавшийся пролом и попали в подземный ход.
Подобную кирпичную кладку находили во время земельных работ и около бывшей усадьбы управляющего заводом. Также там периодически случались провалы грунта.
В прошлом можно было попасть в подземный тоннель и из здания школы, что находилась в здании церковноприходской. По рассказу А.Ф. Оносова, он с одноклассниками проходил по тоннелю более ста метров. К сожалению, позже здание сгорело. В мае 1979 года В.И. Козлов с группой энтузиастов обследовал подвал сгоревшей постройки. Была обнаружена комната размером 5 на 6 метров, высотой в рост человека. В противоположной стене находился узкий проход шириной полметра. Это был потайной ход в подвал. В левой части подвала открылось большое помещение с гладкими стенами и вбитыми на уровне вешаемых икон и лампад коваными гвоздями. Под полом был обнаружен глухой бункер размером 3 на 4 метра. Слева был еще такой же бункер, а в центре находился лаз в подземный ход, но дальнейший путь преграждал лед.
Директор верхнесалдинской школы N 9 Н.В. Сорокин рассказывал исследователям, что ходил по подземному ходу из здания школы (оно тоже было старинное) к церковноприходской школе и дальше — в сторону, где стоял когда-то главный собор Иоанна Богослова. В ходе был найден пулемет времен гражданской войны.
По рассказам верхнесалдинцев, еще один ход шел от старого здания на другом берегу реки, которое в прошлом занимала школа № 6 (до революции оно входило в ансамбль заводских административных построек), к старому центру Верхней Салды.
В 1982 году была проведена разведка с помощью инженерно-геофизических методов. Приборы подтвердили наличие пустот…
В ноябре 2022 года в Верхней Салде побывали и мы, участники проекта «Ураловед». Со времен написания В.М. Слукиным книги про подземелья здесь мало что изменилось. Разве что на месте снесенного храма построили новый. Жаль, что подземные ходы при этом найти и исследовать строители не попытались.
Прогулявшись по историческому центру города и посмотрев здания, которые соединялись подземными ходами, мы направились к бывшему зданию волостного правления.
Здание оказалось заброшенным, и нам выдалась возможность побывать внутри. Увы, дореволюционная постройка находится в аварийном состоянии и постепенно разрушается. Пол в одной из комнат оказался выломан. Там был виден старинный арочный свод из старого кирпича. Неужели он вел в те самые легендарные подземные ходы Верхней Салды?!
Спускаемся и заглядываем под своды, так и манящие своей тайной. Загадочная пустота уходила вдаль… Пробравшись по ходу, увы, дальше оказался тупик. Всё засыпано огромной массой шлака….
А как здорово было бы раскопать и восстановить старинные подземные ходы! Приток любопытных туристов Верхней Салде был бы гарантирован. Пока же подземные ходы Верхней Салды продолжают хранить свои тайны…
История города
Фотография из фондов Верхнесалдинского краеведческого музея Итак, совместную с человеком историю салдинские земли начинают еще в эпоху раннего неолита, что доказывает найденный здесь памятник культуры данной эпохи – Кокшаровский курган. Вообще, на территории Верхней Салды было найдено около 70 памятников древности, в частности писаниц – береговые утесы и скалы с красочными рисунками, нанесенными первобытным человеком.
Сам населенный пункт был основан в 1778 году, одновременно с Салдинским железоделательным комбинатом благодаря Н.А. Демидову. На первых порах город был построен из дерева, в том числе и административные здания. В начале XIX века в заводском поселке появился первый район, получивший название Хохлы – населяли его поселенцы прибывшие из Чернигова. Спустя пол века появляется еще два района – Салдинские улицы и Зарека, он же Миллион.
Фотография из фондов Верхнесалдинского краеведческого музея
Постепенно населенный пункт растет и развивается, появляются большие каменные здания – большая часть из них спроектирована архитекторами А.З. Комаровым и А.П. Чеботаревым. Некоторые из них до сих пор можно увидеть в историческом центре города. В 1938 году населенный пункт получает статус города.
Более подробно историю города можно изучить в отдельной статье.
Базы данных
На сайтах архивов существуют информационные системы, которые позволяют узнать сохранность документов по той или иной церкви. Определив принадлежность нужного вам населенного пункта к церковному приходу, вы сможете узнать шифр архивного дела и посмотреть метрические книги с информацией о ваших предках.
Например, на сайте архива Кировской области ГАКО есть такая база данных.
База данных на сайте ГАКО (Кировской области), для определения места хранения метрических книг для конкретного церковного прихода. Перечень метрических книг с указанием архивного шифра, для поиска в архиве.
Архитектура
Каменный Спасский храм в стиле классицизма построили уже на возвышении, поскольку низину часто затапливало. Он был возведен в 1809 году и включал 3 престола. Они были освящены с 1817 по 1838 годы:
- в честь Нерукотворного образа Спасителя,
- Введения в храм Пресвятой Богородицы,
- святого князя Владимира
Настенные росписи появились здесь лишь к концу 19 века.
Направление классицизма в светской и храмовой архитектуре стало доминирующим в период правления Екатерины II. Императрица с усердием вытесняла барочные мотивы из уже существующих церквей, а новые воздвигались с учетом вкусовых пристрастий царствующей особы. Так она пыталась «стереть» в архитектуре елизаветинский след, предпочитавшей барокко.
Над центральным входом одного из приделов церкви взметнулась ввысь колокольня. По сохранившимся письменным источникам, звонницу храма когда-то украшали 8 медных колоколов, самый большой из них весил почти полтонны.
Современное состояние
Храм в Лебяжском районе Кировской области сегодня место паломничества для туристов. Но это не конечная точка их маршрута. Как правило, они стремятся дальше, к еще одному уникальному месту — Атарской луке с «поющими» песками.
Добраться до пустующей церкви можно только на внедорожнике, но часть дороги все равно придется идти пешком: здание скрывает густой лес. Крыльцо с колоннами, что располагалось на месте центрального входа, разрушено временем или людьми. В зияющих проемах гуляет ветер, на крыше растут деревья, а кирпичная кладка покрывается щербинами от времени. А может это любопытные туристы кирпичик за кирпичиком разбирают историю на память.
Спасская церковь в Атарах
Лепнина, украшавшая когда-то стены, полностью утрачена. Исчезло и изображение ангелов в алтарной части, что многие десятилетия напоминало о том, что здесь когда-то звучали молитвы, а по воскресеньям колокольный звон раздавался на всю округу, собирая прихожан на праздничную службу. Взгляд упирается в старую кирпичную кладку, которая проглядывает сквозь обрамление давно пустующего иконостаса. А когда — то проникал в сокровенные евангельские истории, настраивая на молитвенное настроение.
Спасская церковь в Атарах. Остатки росписей в холодном храме. Фото Дмитрия Лоптева. 11 июня 2018 года
Примечания
- ↑ Численность и размещение населения Свердловской области. Всероссийская перепись населения 2010 года. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Дата обращения: 16 апреля 2021. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года.
- ↑ Рундквист Н., Задорина О. Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: Квист, 2009. — С. 456. — ISBN 978-5-85383-392-0. Архивная копия от 11 сентября 2017 на Wayback Machine
- ↑ Салдинское село // Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Братство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902.
- ↑ Кривощеков И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии. — Пермь: Электро-Типография Губернского земства, 1910. — С. 694—696. — 822 с.
- Населённые пункты Уральской области. Том XI-й Тагильский округ. — Свердловск, 1928.
- Церковь Сретения Господня в Прокопьевской Салде. Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано 7 ноября 2016 года.
- Коды ОКАТО ОКТМО — Прокопьевская Салда село Верхотурский район (недоступная ссылка — история).
- Коряков Ю. Б. Этно-языковой состав населённых пунктов России : : база данных. — 2016.
Комплекс Соборное дворище
Центральное храмовое ядро города — Соборное дворище, расположенное на месте древнего детинца на левом берегу Сухоны. В его комплекс входят:
- собор Успения Пресвятой Богородицы 1639–1658 годов с колокольней;
- собор святого Прокопия Праведного 1668 года;
- собор святого Иоанна Устюжского XVII — нач. ХХ века;
- церковь Богоявления Господня (Власия Севастийского, XVII век);
- церковь Алексия, митрополита Московского XVIII века.;
- Архиерейское подворье XVII — XIX веков.
О каждом храме можно долго и много рассказывать.
Соборное дворище зимой. Фото И. Н. Хорошавиной
Например, Успенский собор, история которого насчитывает более семи столетий, успел семь раз сгореть, еще будучи деревянным. И всякий раз его вновь отстраивали, и вновь он сгорал, пока в XVII веке не появился, наконец, каменный собор по образцу главного храма Московской Руси — Успенского собора Московского Кремля. Освятили главный устюжский храм в 1658 году. А позже и его опять много раз перестраивали. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине XIX века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце XVII — XVIII веке высокая соборная колокольня. Резной барочный иконостас собора относится к 1780 году.
Прокопьевский собор (собор Прокопия Праведного) с папертью и колокольней возведен в 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над могилой святого праведного Прокопия — блаженного чудотворца и небесного покровителя Великого Устюга. Известно имя мастера, создавшего собор: устюжанин Петр Дмитриев Котельников. Собор известен мироточащей иконой Благовещения и великолепным резным золоченым пятиярусным иконостасом первой половины XVIII века. Иконостас этот называют собранием устюжской живописи XVII–XVIII веков.
Небольшой, но монументальный собор Иоанна Праведного (соборный храм во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста) тоже возведен над гробом месточтимого святого Иоанна Праведного. Каменный собор построен на месте деревянного на средства одного из богатейших устюжских купцов Н. Ф. Ревякина в 1656–1663 годах.
Вид на храмы Соборного дворища открывается не только с набережной, но и со стороны Советского проспекта, Красноармейской улицы. А еще лучше смотреть на комплекс с противоположного берега Сухоны — со стороны Дымковской слободы.
2
История села
Поселение было основано в 1619 году. В переписи 1624 года упоминается как погост с церковью Прокопия Устюжского. Населённый пункт являлся важным транспортным центром на Сибирском тракте.
В более поздних источниках село носит двойное название Салдинско-Рублёвское. Это связано с тем, что в состав древнего Салдинского погоста, где преобладала фамилия Старцевых, вошло село Рублёво, появившееся после 1680 года. Жители Рублёва переселились в Салдинское, и таким образом образовался объединённый населённый пункт. Память о Рублёве до сих пор сохраняет одна из сельских улиц.
К началу XX века село Салдинско-Рублёвское являлось административным центром Красногорской волости Верхотурского уезда Пермской губернии. Имелось волостное правление, двуклассное училище, четыре торговых лавки и казённая винная. В селе были пряничное и крендельное заведения, сапожная мастерская и кузница. Действовали фельдшерские медицинский и ветеринарный пункты.
В 1920-х годах село Прокопьевская Салда было в составе Верхотурского района Тагильского округа. Позднее село вошло в состав Верхотурского района Свердловской области.
В отличие от Пийского безмолвия, здесь всюду жизнь, а ее главный источник – средняя образовательная школа со старшеклассниками (!) жизнерадостными, современными, доступными для общения. Это живая визитная карточка прокопсалдинской молодости. И у многих – свой собственный мотоцикл, на котором они лихо рассекают свежий деревенский воздух…
Эх, юность, молодость, детство!!!
Справочники по населенным пунктам и приходам
В Российской империи регулярный документооборот между епархией и приходами позволял издавать статистические сборники. Поскольку единого стандарта не было, то каждая губерния или епархия выпускала справочники на свое усмотрение. По этой причине названия справочников могут отличаться.
- “Справочник по административно-территориальному делению” за каждый год. Их легко найти в интернете, на сайтах электронных библиотек (бесплатно). В списке будет указано крупное село, в котором находилась приходская церковь. Все мелкие населенные пункты в округе относились к ней.
- “Списки населенных мест по губернии” составлялись раз в несколько лет. Отсюда вы узнаете название населенного пункта, волость, уезд и самое главное — церковный приход.
- «Православно-церковный календарь», с описанием приходов церквей.
Описание приходов Екатеринбургской епархии за 1902 год. Кобринский уезд.
- Клировые ведомости.
- «Справочная книга или книжка по губернской епархии «
- «Описание церквей губернской (нужной вам) епархии»
- «Адрес-календарь губернской епархии»
- «Историко-статистическое описание церковных приходов губернии»
- «Губернская епархия: Сборник статистических и справочных сведений»
- «Карты приходов по губернии». На карте обозначены границы приходов, обозначены церкви.
- «Краткие сведения о монастырях и церквях губернской епархии».
Памятная книжка за 1908 год Екатеринославской губернии. Церковных приход, Екатеринославский уезд.
Важно, что в этих справочниках вы не только найдете информацию об отношении места жительства ваших предков к определенному церковному приходу. Вы узнаете историю церкви, в которую годами ходили ваши предки, получите подробное описание прихода
В большинстве справочных книг приводится подробное описание убранства и устройства храма, какие иконы и ценности находились в приходской церкви.
История Верхней Салды
Первый чугун на Верхнесалдинском заводе был выплавлен 6 декабря 1778 года. Этот день считается официальной датой рождения Верхней Салды. Верхнесалдинский завод был расположен в Верхотурском уезде Пермской губернии, в Нижнетагильском горнозаводском округе. Возник на реке Салде, правом притоке Тагила.
Название реки, по мнению лингвиста А.К. Матвеева, произошло от мансийского слова «салт», «сальт» — «лыко», «мочало». Северо-восточная граница распространения липы проходит как раз по этим местам.
Краевед Н.К. Чупин в «Географическом и статистическом словаре Пермской губернии» (1873 г.) так описывал это предприятие:
До постройки железной дороги металл отправляли в центральную часть страны водным путем по реке Чусовой.
В 1836 году на Верхнесалдинском заводе была построена православная деревянная церковь во имя Иоанна Богослова. В 1896 году ее заменила каменная церковь.
В 1895 году была пущена железная дорога Нижний Тагил – Верхняя Салда. После революции завод был национализирован. В 1930 году в Верхней Салде началось строительство еще одного предприятия – завода стальных мостов.
4 декабря 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР рабочий поселок Верхняя Салда был преобразован в город. В 1942 году он стал городом областного подчинения.
С началом Великой Отечественной войны в Верхнюю Салду были эвакуированы заводы №95 и №519, занимавшиеся производством алюминиевых изделий для боевых самолетов.
В 1950-е годы начался новый этап в истории Верхней Салды, она стала стремительно развиваться. Здесь освоили производство титана для военной техники. Пробное производство началось на заводе №519, затем опытный цех по производству титановых изделий открылся и на заводе №95. Первый опытный слиток титана сплава ВТ1-1 был весом 4 кг, диаметром 100 мм. Титан для прокатки поставлялся с Подольского химико-металлургического завода. В 1957 году заводы № 95 и 519 были объединены. 24 января 1976 года впервые в мире на заводе был выплавлен слиток диаметром 1200 мм и массой 15 тонн.
В 1990-е годы предприятие начало сотрудничество с зарубежными компаниями. Позже завод стал поставлять титановые детали для Боинга, компания глубоко интегрировалась в мировую авиакосмическую индустрию.
Корпорация ВСМПО-АВИСМА в наши дни – крупнейшее в мире предприятие, выпускающее изделия из титана и его сплавов. Это единственная компания, осуществляющая полный цикл производства титана – от переработки сырья до выпуска конечной продукции. В составе Корпорации две промышленные площадки — «ВСМПО» в Верхней Салде и «АВИСМА» в городе Березники Пермского края, которые связаны между собой единой технологической цепочкой.
Верхнесалдинский титан можно увидеть в Москве. Из полированного титана выполнен один из самых впечатляющих памятников российской столицы – монумент «Покорителям космоса» на проспекте Мира. Он был открыт 4 ноября 1964 года. Изображает взлетающую ракету, за которой тянется серебристый шлейф. Высота памятника достигает 100 метров, вес – 250 тонн. Поверхность покрыта титановыми панелями толщиной 1,5 мм, общий вес которых 25 тонн.
В 2010-е годы в Верхней Салде появилась особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина», в создание которой вложили большие деньги. Территория «Титановой долины» расположена слева от дороги перед въездом в город.
Куда меньше повезло предприятию, давшему жизнь городу. Верхнесалдинский металлургический завод в 2015 году был признан банкротом и прекратил существование. К настоящему времени почти все постройки на территории одного из старейших заводов Урала снесены, теперь здесь всего лишь огороженный забором пустырь.
Интересно, что в 1960-е годы был разработан генеральный план объединения городов Верхняя и Нижняя Салда. Так уж повелось исторически, что с самого основания они были связаны друг с другом. Застройка городов должна была двигаться навстречу друг другу. Население Верхней Салды в наши дни составляет 42 тысячи человек.
История села
Поселение было основано в 1619 году. В переписи 1624 года упоминается как погост с церковью Прокопия Устюжского. По данным переписи Верхотурского уезда 1680 года, Салдинский погост значился в составе Подгородней волости. Там была церковь, двор попа Александра Яковлева, дьячка Якима Старцева и пономаря Ивана Жихина. Крестьянских дворов не было, кроме четырёх ямских. На тот момент в приходе Салдинского погоста числилось 13 деревень. Населённый пункт являлся важным транспортным центром на Сибирском тракте.
В 1727 году был освящён сельский храм Сретения Господня. Согласно легенде, на его постройку пошло имущество казнённого в 1721 году князя М. П. Гагарина. По данным ревизии 1916 года, село Салдинское являлось центром Салдинской волости с 15 деревнями. В Салдинском на тот момент было 7 крестьянских дворов и 47 жителей. В более поздних источниках село носит двойное название Салдинско-Рублёвское. Это связано с тем, что в состав древнего Салдинского погоста, где преобладала фамилия Старцевых, вошло село Рублёво, появившееся после 1680 года. Жители Рублёва переселились в Салдинское, и таким образом образовался объединённый населённый пункт. Память о Рублёве до сих пор сохраняет одна из сельских улиц.
К началу XX века село Салдинско-Рублёвское являлось административным центром Красногорской волости Верхотурского уезда Пермской губернии. Имелось волостное правление, двуклассное училище, четыре торговых лавки и казённая винная. Ярмарки в селе проходили 2 февраля, в 9 пятницу по Пасхе и 6 ноября. Население было занято преимущественно земледелием и скотоводством, выжиганием и доставкой угля на Нижне-Салдинский завод, выделкой берестяных бураков и мелкой торговлей. В селе были пряничное и крендельное заведения, сапожная мастерская и кузница. Действовали фельдшерские медицинский и ветеринарный пункты. По сведениям 1909 года, было 63 двора и 347 жителей.
В 1920-х годах село Прокопьевская Салда было в составе Верхотурского района Тагильского округа. Являлось центром Прокопьевского сельсовета, включавшего 25 населённых пунктов. По данным переписи 1926 года, в селе насчитывалось 106 хозяйств, проживало 376 человек (162 мужчины и 214 женщины). Преобладающая национальность — русские. Имелась школа 1-й ступени, фельдшерский пункт, телефон, кооператив. Позднее село вошло в состав Верхотурского района Свердловской области.
Комплекс Михайло-Архангельского монастыря
Комплекс Михайло-Архангельского монастыря. Фото vologda-mitropolia.ru
Это второй по древности устюжский монастырь после Троице-Гледенского. Предание гласит, что мужской монастырь во имя Архангела Михаила в Великом Устюге основал преподобный Киприан Устюжский в XIII веке. Каменное строительство началось здесь в XVII веке. По благословенным грамотам Ростовских и Ярославских митрополитов Варлаама II и Ионы (Сысоевича) на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653 году в обители построили и освятили теплую церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1653–1656 годах тот же купец Ревякин организовал и оплатил строительство каменного пятиглавого холодного (то есть неотапливаемого) храма во имя Собора Архангела Михаила. До него на этом месте стояла деревянная церковь с тринадцатью главками. Одновременно с собором поставили каменную восьмигранную шатровую колокольню. До нынешнего времени в соборе и на его паперти сохранились росписи разных веков, древнейшая из которых датируется рубежом XVII–XVIII веков. В конце 1680-х годов над монастырскими святыми вратами появилась церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. На протяжении нескольких веков в ней находился Владимирский образ, который устюжский иконописец Афанасий Соколов скопировал с московской святыни. В 1711 году над могилой преподобного Киприана встала церковь Преполовения Пятидесятницы.
На территории монастыря располагалось Великоустюжское духовное училище, а с 1737 по 1786 годы — Великоустюжская духовная семинария.
В 1918 году монастырь закрыли, до 1941 года здесь были концлагерь, исправительно-трудовой дом, следственное отделение, тюрьма. Затем сменилось несколько учреждений — от пехотного училища до автотранспортного техникума. Сейчас Михайло-Архангельский монастырь — часть Великоустюгского государственного музея-заповедника, памятник истории и культуры федерального значения.
3
Как добраться до Верхней Салды?
Город Верхняя Салда расположен в Свердловской области, в 43 км к северо-востоку от Нижнего Тагила или в 170 км к северу от Екатеринбурга. Из Екатеринбурга нужно ехать по Серовскому тракту, заехать в Нижний Тагил. Свердловское шоссе плавно переходит в улицу Фестивальную, по которой нужно ехать до конца, далее повернув направо – на Восточное шоссе, переходящее в трассу на Верхнюю Салду.
Можно доехать и на общественном транспорте. Сюда ходят автобусы из Екатеринбурга и Нижнего Тагила, а также электрички из Тагила и Алапаевска.
В 10 км от Верхней Салды расположен город Нижняя Салда, однозначно тоже заслуживающий посещения.
Павел Распопов
Использованная литература: Верхняя Салда — ВикипедияКоролев Егор. Монумент «Покорителям космоса» создан из салдинского титанаКоролев Егор. Салдинские «подземные этажи»Королев Егор. Сокровища старого городаСайт «Салдинская история»Слукин В.М. Тайны уральских подземелий. – Екатеринбург, 2005.
Ансамбль Николо-Гостинской церкви и колокольни
На берегу реки Сухоны, на территории бывшей торговой площади, расположен Никольский храм с колокольней — памятник архитектуры ХVII–ХIХ веков. Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви.
Ансамбль Николо-Гостинской церкви и колокольни
Церковь Николы стоит на берегу Сухоны на территории старого торга. Основали его «гости», приезжие торговцы в 80-х годах XVII века. Строили долго — строительство завершилось лишь в 20-х годах XVIII века.
Как получилось, что Никольская церковь — двухэтажная? Подклет храма сначала служил хозяйственным целям, а потом его расширили и переделали для зимнего храма. Летний храм расположили на верхнем этаже.
Рядом с храмом стоит ярусная колокольня. Встроенные пристройки сделаны с уступом, так как над алтарными частями храмов нижнего этажа не должно быть помещений иного назначения, кроме алтаря.
В 1986 году после реставрации в здании Никольской церкви открыли выставочный зал музея. Сегодня здесь развернуты экспозиции Музея этнографии.
* * *
Мы рассказали лишь о нескольких ансамблях, но в Великом Устюге множество и одиночных церквей, и часовен. До революции в городе с населением около 12 тысяч человек насчитывалось 40 церквей и пять монастырей. Сегодня на балансе Великоустюгского музея — 28 храмов. Правда, службы проводятся не везде: есть заброшенные, полуразрушенные здания церквей, есть и такие, в которых располагаются музеи и учреждения.
История села
Поселение было основано в 1619 году. В переписи 1624 года упоминается как погост с церковью Прокопия Устюжского. По данным переписи Верхотурского уезда 1680 года, Салдинский погост значился в составе Подгородней волости. Там была церковь, двор попа Александра Яковлева, дьячка Якима Старцева и пономаря Ивана Жихина. Крестьянских дворов не было, кроме четырёх ямских. На тот момент в приходе Салдинского погоста числилось 13 деревень. Населённый пункт являлся важным транспортным центром на Сибирском тракте.
В 1727 году был освящён сельский храм Сретения Господня. Согласно легенде, на его постройку пошло имущество казнённого в 1721 году князя М. П. Гагарина. По данным ревизии 1916 года, село Салдинское являлось центром Салдинской волости с 15 деревнями. В Салдинском на тот момент было 7 крестьянских дворов и 47 жителей. В более поздних источниках село носит двойное название Салдинско-Рублёвское. Это связано с тем, что в состав древнего Салдинского погоста, где преобладала фамилия Старцевых, вошло село Рублёво, появившееся после 1680 года. Жители Рублёва переселились в Салдинское, и таким образом образовался объединённый населённый пункт. Память о Рублёве до сих пор сохраняет одна из сельских улиц.
К началу XX века село Салдинско-Рублёвское являлось административным центром Красногорской волости Верхотурского уезда Пермской губернии. Имелось волостное правление, двуклассное училище, четыре торговых лавки и казённая винная. Ярмарки в селе проходили 2 февраля, в 9 пятницу по Пасхе и 6 ноября. Население было занято преимущественно земледелием и скотоводством, выжиганием и доставкой угля на Нижне-Салдинский завод, выделкой берестяных бураков и мелкой торговлей. В селе были пряничное и крендельное заведения, сапожная мастерская и кузница. Действовали фельдшерские медицинский и ветеринарный пункты. По сведениям 1909 года, было 63 двора и 347 жителей.
В 1920-х годах село Прокопьевская Салда было в составе Верхотурского района Тагильского округа. Являлось центром Прокопьевского сельсовета, включавшего 25 населённых пунктов. По данным переписи 1926 года, в селе насчитывалось 106 хозяйств, проживало 376 человек (162 мужчины и 214 женщины). Преобладающая национальность — русские. Имелась школа 1-й ступени, фельдшерский пункт, телефон, кооператив. Позднее село вошло в состав Верхотурского района Свердловской области.
Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей
Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей. Фото Александра Смирнова
На нынешней Комсомольской площади Великого Устюга когда-то стоял Спасо-Преображенский женский монастырь. Основан он был в 1422 году, а в 1764-м закрыт. Остались два каменных храма — Преображения (1689–1696 годы) и Сретения (1725–1740 годы).
Деревянные церкви — теплая Преображенская и холодная Сретенская — стояли на этом месте еще до XV века, когда игуменья Анисья решила основать здесь обитель. В конце XVII века оба деревянных храма и колокольня сгорели. Успела сгореть и заново отстроенная деревянная Сретенская церковь. Два каменных храма встали рядом лишь в первой половине XVIII века, а во второй половине монастырь уже закрылся, и церкви стали приходскими. В 1928 году закрыли и их. Сейчас здания обеих церквей отданы Великоустюгскому центральному архиву.
Каменный пятиглавый Спасо-Преображенский храм очень напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря. Отличие лишь в более скромных размерах и внешнем убранстве — в Спасо-Преображенском храме использовано много изразцов местного производства. Сени и своды в алтаре Спасо-Преображенского собора в 1756 году украсили живописными изображениями. По западной стене церкви под сводами выстроили деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей.
Сретенско-Преображенская церковь интересна тем, что в ее верхних ярусах предусматривался ярус колокольного звона — такие церкви назывались «под колокол».
5