Монастыри сербии: где стоит побывать

Что еще стоит посмотреть?

Если вы решили остаться в Мцхете на несколько дней, можете посетить и другие достопримечательности, находящиеся в окрестностях города.

Шиомгвиме

Шиомгвиме – это средневековый монастырь, находящийся в узком ущелье в 12 км от Мцхеты.

На территории монастыря находится множество древних пещерных келий и разных построек, самые известные из которых – это храм Иоанна крестителя, построенный ещё при жизни Шио, и храм Богородицы. Шиомгвиме имеет необычное строение – все его помещения располагаются в виде ступеней большой лестницы.

Монастырь был основан в V веке н.э., и некоторое время считался одним из самых крупных в Грузии. Это место носит имя своего основателя – монаха из Ассирии по имени Шио. Много лет монах провёл в одной из подземных келий Шиомгвиме, где и был похоронен.

Горный монастырь находится приблизительно в 9 км от Мцхеты. Добраться до него можно на такси. Поездка обойдётся приблизительно в 30 лари (около 12 долларов).Также можно заказать экскурсию в монастырь, что будет гораздо интересней.

Армазисцихе

Армазцихе – это руины древнего города-крепости, основанного в III веке до н.э.

Город является памятником античной и позднеантичной культуры. В руинах сохранились фрагменты древних строений: саркофага, храма, винного погреба и двух бань.

В 2012 году была проведена небольшая реконструкция, и Армазцихе стал более привлекательным для туристов. Теперь это не просто развалины, а исторический объект со специальными информационными стендами для посетителей.Кроме этого, с холма открывается прекрасный вид на Мцхету и Джвари.

Прийти и осмотреть Армазцихе можно в любое время. Это совершенно бесплатно.

Координаты города-крепости: 41.837968, 44.721714

Бебрисцихе

Бебрисцихе – это руины древней крепости, которые стали историческим культурным объектом Мцхеты. Некоторые историки считают, что на этом месте уже в I веке до н.э. был построен форпост. Нынешние руины датируются IX веком н.э.

Бебрисцихе расположены на северной окраине Мцхеты, а именно на утёсе правого берега реки Арагви, примерно в 1.5 километрах от её впадения в реку Куру, и недалеко от монастыря Самтавро.Сохранились только часть башни крепости, западная стена и отдельные части других строений Бебрисцихе. Внутри крепости ничего нет.

Объект не охраняемый, поэтому попасть туда можно в любое время суток, но идти лучше днём, так как руины находятся в аварийном состоянии, и ходить в темноте может быть опасно.

Координаты Бебрисцихе: 41.855436, 44.722907

Чем закончится сериал «Монастырь»

Священнослужители недаром предупреждают, насколько опасны, непредсказуемы греховные развлечения. Азартные игры. Злоупотребление алкоголем. Использование запрещенных веществ. Но, «наши люди» редко прислушиваются к голосу разума.

Особенно в ОАЭ, где все благоволит к развлечению богатых туристов. Чтобы они получили максимум удовольствия. Рассказали о поездке другим. Сделали рекламу отелю, стране в целом. Привлекли еще больше клиентов.

Однако зачастую в этом «раю» есть и свои «пираньи». Те, кто хочет хоть немного урвать от богатых клиентов. Как полу, так и не совсем законными способами. Героиня сериала, Мария, вовсе не собиралась нарушать закон. Просто открыла для себя мир развлечений.

И решила получить от жизни «по полной». Даже не догадываясь о последствиях. Абсолютно неожиданно Маша оказывается в центре скандала. Кроме того, вовлекает туда жену влиятельной особы. И теперь ей предстоит расплатиться. Либо заключение, либо общение с «опасными людьми».

В отчаянии героиня бежит в Россию. Но и здесь она не чувствует себя в безопасности. Выход один: монастырь.

Чем закончится сериал. По воле Варсонофия Мария отправляется в женский монастырь. Спасет ли ее это от мира? Одновременно послушник по имени Юрий пытается раскрыть тайну собственного происхождения. И отыскать мать.

Монастырь Иоанна Зедазнийского

Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в VII-VIII вв. вблизи обветшавшей крепости.

Соборный храм – трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря – 13х13 метров, высота – 10,7 метра. Северная стена монастыря – глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг.

Колокольня монастыря сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 – 531 г. Иоанн Зедазнийский, в центре храма – Гиви Заалович Гурамишвили – дядя жены Ильи Чавчавадзе – Ольги.

На северной стене храма до наших дней сохранилась фреска неизвестного иконописца VII века – «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах была установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазнийская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен ученик Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542).

У Зедазнийской церкви бьет источник, воды которого собираются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, — пишет царевич Вахушти, — струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги».

В 1705 г. верхняя Зедазнийская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазнийского, расположенный в средней части горного склона.

С 1479 года Зедазнийский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе-Гурамишвили. В последующие годы Зедазнийский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен.

Долгое время Зедазнийский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазнскую обитель, по повелению экзарха Грузии Палладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр (Окропиридзе). Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазнийского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов – грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазнийского монастыря».

В 1889 г. епископ Александр (Окропиридзе) полностью отреставрировал монастырь Иоанна Зедазнийского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а также Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, монахи вскоре покинули обитель.

С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазнийского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.

История возникновения Оптиной Пустыни

От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь, была уже обитаема. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвещенные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году). Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 году он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7-ми недель. Все жители были перебиты. По преданию, 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом». В начале 15-го века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.

Время основания Оптиной Пустыни неизвестно. По преданию, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. Но вероятнее всего, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Сергий. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братий, и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор. Вскоре наступило время реяорм Петра 1-го. В 1704 году отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбные ловли, а в 1724 году обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 году по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась.

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него о. Авраамий

Произошло это так: митрополит Платон решил устроить в Оптиной общежительный монастырь наподобие Песношского монастыря и просил его настоятеля о. Макария выбрать из своей братии для этой цели способного человека. О. Макарий ответил: «Да у меня нет таких, владыко, — а вот разве дать тебе огородника Авраамия?» Авраамий был представлен митрополиту. Болезненный и смиренный, он пробовал отказаться, но старцы Самуил Голутвенский и Иоанн Песношский сказали, что это зов Божий, и о. Авраамий отправился в Оптину.

Обитель он нашел в крайнем запустении: «Не было полотенца руки обтереть служащему». Братий было 3 престарелых монаха. В скорби своей о. строитель отправился к своему старцу в Песношь. О. Макарий повез его с собой по окрестным помещикам — благотворителям, и о. Авраамий привез в Оптину 2 воза различных вещей. Кроме того, с благословения о. Макария, из его монастыря в Оптину перешло 12 братий. Число монашествующих стало быстро возрастать. Отец Макарий все время одобрял и руководил о. Авраамием. Вскоре о. Авраамий привел в порядок хозяйство, огородил обитель, закончил судебные дела в пользу обители, построил колокольню, Казанскую больничную церковь, братские кельи, развел сад. В 1812 году он в ожидании неприятеля скрыл церковное имущество в земле под церковью и приискал для братии в дремучем лесу недоступный овраг с пещерой. Но враг не дошел до Оптиной. Скончался о. Авраамий в 1817 году. После него настоятелем был Маркелл, а затем Даниил.

Но расцветом своим и славой Оптина Пустынь обязана следующему своему настоятелю архимандриту Моисею. При нем были перестроены и увеличены храмы, построены и новые. Старые братские корпуса надстроены, прибавлено семь новых корпусов, каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (8 корпусов с тремя флигелями), два конных двора, скотный двор, заводы черепичный и кирпичный; мельница близ монастыря выстроена вновь. Братское кладбище, весь скит с его церковью, келлиями и службами — все это возникло при о. Моисее. Кроме того, разведены огромные огороды; фруктовые сады и земельные владения Оптиной увеличены вдвое, причем лес занимал 188 десятин. Приток средств шел со стороны богомольцев, которых привлекала Оптина Пустынь с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.

Треккинг Гелати-Ткибульское водохранилище

Карта маршрута и подробное описание висят около монастыря Гелати

Маршрут: Моцамета-Гелати-пещера Цуцхвати-Ткибульское водохранилищеПродолжительность: 9 часов, 25 км. Лучше разбить на два дня и переночевать в пещере Цуцхвати

От Гелатского монастыря можно уйти в поход.

Одна пешеходная тропа (короткая) ведет к трем церквям с неизвестными гробницами, вырубленными в скале. Эти церкви посвящены пророку Илие, святому Савве и святой Нино. По монашеской тропе можно пройти до руин крепости Берисцихе.

Другая предлагает отправиться в Цуцхвати. Там есть пещера, где нашли следы неандертальцев, руины крепости, и монастырь Чаластави. Рядом — удобные площадки для палатки.

Пещера редко посещается туристами. Единственное видео, которое мне удалось найти:

https://youtube.com/watch?v=86cBCBkP2xc

Можно продолжить маршрут до Ахалсопели, где есть малоизвестная пещера Tskaldasayali и водохранилище Ткибули. Рядом с водой обустроен кемпинг. Полный маршрут Гелати — Ахалсопели займет 9 часов и 25 км.

Тропа, судя по всему, нехоженая. Я не нашла ни одного описания полного похода, или фотографий. Самое подробное описание есть в документе министерства туризма 2018 года. Его можно скачать тут.

Как добраться?

Церковь на карте:

Новая асфальтированная дорога

«Как сумеете». Из Тбилиси в Степанцминду маршрутки ходят от метро Дидубе начиная с восьми утра ежечасно. Проезд по 15 лари, ехать 3-3,5 часа. Расписание и стоимость проезда, конечно, лучше уточнить на месте. Назад в Тбилиси последняя маршрутка уходит в пять вечера (летом в шесть вечера).

От Степанцминды – либо на маршрутном горном такси (те самые «делики»), либо бюджетно и богоугодно – пешком через Гергети по серпантину через лес, либо коротким, но более трудным путем готично через кладбище.

Для авто-мото-туристов в 2018 году достроили асфальтовую дорогу к храму – можно добраться на собственном транспорте.

Жилье в Степанцминде лучше выбрать и забронировать заранее.

Почему храм построен на горе

Храм построили на высокой горе, поэтому его видно из города Мцхета, расположенного неподалеку. Такой выбор места для храма необычен для Грузии. Существует предположение, что храм поставили на месте одного из крестов, которые установила святая Нина Каппадокийская.

По одной из легенд, иберийский царь Миран III видел видение – четыре падающие звезды. И святая равноапостольная Нина отправилась к местам падения звезд, чтобы установить там кресты из виноградной лозы, связанные ее волосами. На месте одного из крестов и построили монастырь Джвари.

Крест внутри храма

Существует традиция, по которой человек должен «послужить Богу», преодолеть трудности на пути к храму. Возможно, эта традиция появилась после строительства монастыря Джвари.

Церковь Иоанна Богослова

Рекомендовать место

12

Русская православная Церковь Иоанна Богослова расположена в тбилисском районе Вера, на улице Киачели, рядом с монастырем Андрея Первозванного, известного также как Синий монастырь. Как и весь этот район грузинской столицы, церковь была построена в конце девятнадцатого — начале двадцатого века по заказу тогдашнего кавказского наместника князя Григория Сергеевича Голицына. По некоторым данным на том месте, где сейчас стоит церковь, в седьмом веке располагался главный храм монастыря имени святого Иоанна.

Это традиционная русская церковь, выстроенная в суздальском стиле — белое кирпичное строение увенчано серебряными куполами — луковицами. С западной и восточной сторон в храм ведут по две двери. Интерьер церкви святого Иоанна Богослова решен в неброских бело-голубых тонах. На фоне белых стен и лазурной росписи сводов и купола особенно нарядно выглядит золотой иконостас.

Богослужения в храме ведутся как на грузинском, так и на русском языке.

Возрождённый монастырь

Монастырский комплекс, в котором живут 60 насельников, сегодня – чистая ухоженная территория. У центрального входа – памятник Сергею Радонежскому, которого считают предвестником православия в Поволжье.

Украшение территории

Территорию украшают скульптуры: монах Филарет с котомкой за плечами идет в Раифу, Богородица прижимает к себе Младенца, Ангел раскрывает крылья навстречу прихожанам. В окружении нежных белоснежных лилий высится женская скульптура – кому принадлежит образ, осталось загадкой.

Ландшафтный дизайн продуман до мелочей. В центре комплекса – монастырская площадь, на которой установлены солнечные часы. Всюду – цветочные клумбы, за ними ухаживают сами монахи. Декоративные растения прибывают в дар из разных стран.

Среди брызг водопада вдруг открываются кусты свежих благоухающих роз. Рядом – в небольшом искусственном прудике плавает утка с утятами. Искусственное гипсовое семейство издали похоже на настоящее.

Среди цветов перед взором гостей предстают деревянные и гипсовые фигурки зайчиков и медведей, лягушек и кошек, вырезанные руками послушников. На территории Раифы много живых кошек, ласковых, умных, спокойных.

Территория уникальных жаб

Когда в здешних местах впервые поселились монахи, рядом оказалось несметное число громко квакающих лягушек, от которых отшельникам не было покоя ни днем, ни ночью. Шум отвлекал от молитв и богослужений, не давал уснуть по ночам.

Измученные бессонницей и несмолкаемым ором, монахи обратились к Всевышнему с прошением о том, чтобы обитатели водоема перестали квакать навсегда.

Кваканье, действительно, прекратилось, хотя лягушки не исчезли, им нравится укромный уголок. Необычная новость распространилась по округе, ведь привезенные сюда из других болот жабы тоже замолкали. Однажды парочку молчаливых жаб похитили, но за территорией монастыря они снова начали издавать свои традиционные звуки. С тех пор молчащие лягушки – внешняя достопримечательность Раифского монастыря.

Социальная жизнь монастыря

При монастыре действует приют для мальчиков. Здесь выпускают газету с приложение «Светлячок» для детей. У Раифской обители – свой сайт, концерты вокального ансамбля «Притча» проходят не только в России, но и за рубежом.

При входе на территорию монастыря – несколько музеев. Сюда приезжают паломники и туристы. На территории монастыря обустроен Дом паломника с 25 гостиничными скромными номерами.

Полезные советы

Проанализировав впечатления многих паломников и туристов, можно выделить некоторые полезные советы:

  1. В монастыре существуют установленные правила, которые обязательно нужно соблюдать. Прежде всего, это касается фото- и видеосъемки. В храме размещены таблички о запрете съемки.
  2. Не забывайте о том, что женщина в церковь должна заходить с покрытой головой и в юбке. Возьмите с собой две шали, одну на голову, а второй прикройте бедра. Возле входа в храм, находятся общие платки для пользования.
  3. На территории святыни, есть сувенирный магазин, где можно приобрести магниты, святую воду и другие церковные принадлежности.
  4. Поесть можно в самом городе Мцхета. Здесь очень вкусно и не дорого возможно попробовать знаменитые грузинские яства.

Монастырь Джвари – духовное место древней Джорджии. Церковь Креста покорит любого своею таинственностью, архитектурной красотой, а бурлящие у подножия реки, предают неповторимого впечатления от святыни. Это неотъемлемая часть Грузии, которую обязательно нужно посетить.

История Джвари

Дословно название Джвари с грузинского переводится как «крест», и естественно, что такое название дано храму не просто так. Именно здесь, согласно историческим записям, в начале IV века святая равноапостольная Нино Каппадокийская и первый царь-христианин Мириан воздвигли большой деревянный крест, когда крестили Грузию. Надо сказать, что крестов было три. Первый на горе Тхоти, второй в Уджарме, а третий — здесь, на горе рядом с Мцхетой. Удивительно, но восьмиугольный постамент того самого креста до сих пор можно увидеть своими глазами, а вот крест — совсем новый, он был установлен лишь в 2009 году и по своим размерам в несколько раз превосходит оригинал, установленный Нино.

Древний постамент и крест в храме Джвари

Крест в храме Джвари

Первый храм на крестовой горе, так называемый Малый Джвари, был построен еще в середине VI века, сейчас эта церковь в руинах. А вот тот Джвари, который мы можем лицезреть в наши дни появился в Мцхете на полвека позже (приблизительно в 586-604 годах, здесь ученые спорят о точной дате строительства). Армянские историки пытаются оспорить эту дату, так как искренне считают, что Джвари строили по образцу армянских храмов. Более того, Джвари нередко называют братом близнецом храма Святой Рипсиме.

На наш взгляд, что-то общее безусловно есть (как у всех христианских церквей Кавказа независимо от даты их строительства), но назвать их близнецами будет преувеличением. Ну и вдаваться в споры, кто кого и когда скопировал, мы тоже, с вашего разрешения, не станем.

Слева храм Джвари, справа храм Святой Рипсиме

Через 50 лет после строительства храма в Мцхету пришли арабы и появился Тбилисский эмират. В теории на этот период Джвари должен был стать мечетью, но никаких доказательств этому найти пока не удалось. Возможно храм был просто заброшен или продолжал быть христианским. В 960 году во время одного из набегов мусульмане вывезли из Джвари крест, а сам храм сожгли. Удивительно, за почти полторы тысячи лет на храме появилось множество надписей, но ни одной на арабском языке.

Над окнами надписи, сделанные при строительстве храма

А потом в Мцхете ничего не происходило. Это тот редкий случай в истории, когда почти 1000 лет ничего примечательного в этих краях не было. Только в 1989 году в храме были возобновлены молебны, а еще спустя три года территорию вокруг (она принадлежала пионерскому лагерю) передали церкви.

Вокруг Джвари

На территории монастыря Джвари

В 1994 году во время 18-й сессии ассамблеи ЮНЕСКО храм Джвари вместе с другими историческими памятниками Мцхеты был внесен в список Всемирного наследия. И всего 10 лет спустя, в 2004 году, он попал в список Международного фонда монументов, как один из ста, которым грозит гибель. К счастью реставрация 2007 года позволила вернуть храм в нормальное состояние и сейчас гибель ему не угрожает.

Храм на крестовой горе в Мцхете

Вход в храм Джвари

Вход в храм

Храм Джвари

Полуразрушенные башни монастыря

В своей поэме «Мцыри» Лермонтов писал: «Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…». Многие источники считают, что писал он это о Джвари, и если принять эту версию, то с тех времен мало, что изменилось. В наши дни монастырь Джвари это два храма (большой и малый), полуразрушенные стены и башни. Рядом нет ни келий монахов, ни других типичных атрибутов обители. Монахи живут чуть в стороне за лесом, в ту сторону туристы добираются редко, обычно их интерес ограничивается храмом и смотровой площадкой.

Туристов на смотровой площадке в разы больше, чем в храме

Слияние Куры и Арагви

В ясный день хорошо видно, как смешивается вода двух рек

Слияние рек на закате

Конечно же, в Джвари приезжают и свадебные фотосессии, на закате их особенно много

Логичным продолжением статьи было бы описание уникальности архитектуры храма Джвари, его необычные и редкие тромпы и прочие нюансы, которые будут понятны лишь специалистам и любителям архитектуры. Мы к таковым не относимся, поэтому лишь покажем несколько фотографий, сделанных внутри храма.

Тромпы храма Джвари

Внутри храма Джвари

Иконы Джвари

Храм внутри довольно компактный, но просматривая многочисленные фотографии, сделанные внутри, этого не скажешь.

Храм действующий

Джвари

О монастырской жизни

Прежде чем говорить о Мцыри, следует вспомнить немного историю христианства, историю возникновения монастырского быта. Первые монастыри объединяли добровольных последователей Христа, которые стремились защититься от недружелюбного мира язычников и идолопоклонников. Огражденные стенами, христианские монахи отказывались от светских удовольствий, жили по уставу, трудились, молились, защищались.

До некоторых пор монашество было добровольным, пока церковь не объединилась с государством. В средневековье было в порядке вещей ссылать в монастыри неугодных властям. В монастырь могли сослать мужья своих поднадоевших жен (как, например, Петр 1 сослал свою первую жену Екатерину Лопухину), неугодных политиков. В средние века на Руси имели место случаи замены казни монастырем. Хотя в основе монастырского устава считался добровольный постриг, этот пункт нередко нарушался. Мало кому удавалось доказать насильный постриг и покинуть монастырь. Может быть, именно тогда, в средние века монастыри стали символизировать собой неволю. Отсюда нельзя было уйти. Решение принималось окончательно и навсегда.

Церковь Давида

Церковь расположена на обрыве авлабарской скалы в историческом центре столицы Грузии. Действующий храм на горе Мтацминда часто называют Церковь Давида Предсказателя или Давида Псалмопевца. Храм был построен в период с 1859 по 1871 год, туристов привлекает выход на галерею с шикарными видами на исторический район города и его достопримечательности, а паломники со всего мира съезжаются, чтобы посетить пещеру святого Давида и попробовать целебные воды святых источников. Считается, что источник в пещере святого Давида способен избавить от бесплодия как женщин, так и мужчин. В церковной лавке можно увидеть и приобрести уникальные ювелирные изделия, которых не встретить ни в одной лавке Грузии.

Яндекс картинки

Особенности архитектуры и интерьера Раифского монастыря

В целом архитектурный облик Раифского мужского монастыря сохранился до наших дней. Здания монастырского комплекса выдержаны в стиле нарышкинского барокко, сформированного ещё в XVII веке. Два храма были ядром всего ансамбля — собор святой Троицы и церковь, освящённая в честь Раифских и Синайских святых и убиенных отцов. Она была выстроена из камня ещё в 1708 году.

Позже монастырь обзавёлся ещё одной церковью, Софийской, которая стала одной из самых крошечных в России: она вмещает лишь десять человек. Сейчас закрыта для посещения, так как нуждается в реконструкции. В 1842 году был построен собор иконы Божьей Матери, освящённый в честь главной святыни обители. Его архитектором был М. Коринфский, которому принадлежит проект в стиле классицизма.

Самым высоким строением монастыря являлась надвратная колокольня. Она была построена в 1903 году и насчитывала 60 метров — своеобразная высотная доминанта всего комплекса. Традиционная для того времени планировка включала в себя каменную крепостную стену. Ограждение монастырей такими сооружениями было характерной чертой по причине близости иноземцев.

Архитектура комплекса Раифского монастыря вместила в себя целую эпоху: от Средневековья до новейшего периода. Последним построенным в этих стенах зданием стала новая колокольня, включавшая храм, который был освящён во имя архистратига Михаила. Эти сооружения были возведены на средства купца М. Атлашкина в 1903 году, в архитектурном стиле неоклассицизма.

Монастырь выпускал собственную газету «Раифский вестник» с 2001 года, а в 2011 году стал выходить «Раифский альманах». Была в нём страница и для детей. Кроме того, облик монастыря запечатлён на памятной монете из серебра, отчеканенной Банком России в 2005 году. В более позднее время, в 2019 году, получено разрешение митрополита казанского на возведение Никольского скита. Тогда же монастырский комплекс обзавёлся музеем истории своей обители.

Архитектурная композиция Раифского мужского монастыря была восстановлена и вызывает живой интерес своей самобытностью. Ещё большую выразительность она приобретает благодаря природным объектам, окутывающим место духовной жизни: вокруг растёт заповедный лес, рядом — Раифское озеро — то самое, на берегу которого когда-то появилась келья отшельника Филарета. Четыре действующих храма — место притяжения для верующих.

Цминда Самеба, Свято-Троицкий собор

Невозможно посетить Тбилиси, не заглянув в Кафедральный собор Святой Троицы (Цминда Самеба). Храм поражает своими масштабами и является самым высоким храмом не только Тбилиси, но и Грузии, его высота более ста метров, а площадь превышает пять тысяч квадратных метров. На территории собора расположены колокольня, резиденция патриарха, часовни, парк, кафе и гостиница. Первое богослужение состоялось в 2002 году, а окончание строительства датируется 2004 годом. Стены храма украшают великолепные фрески, пол выложен мрамором. В храме хранится ценнейшая икона «Надежда Грузии» изготовленная из золота и драгоценных камней, которые жертвовали жители всей Грузии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: