История
Главный фасад Кунсткамеры 1740 года
Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вид с Дворцового моста.
Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной. Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…
». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа. К этому времени у Себа возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры
». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошел пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.
В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
Дубровная, деревня Саламатовской волости Курганского уезда
Деревня Дубровная Саламатовской волости при
одноименном озере, на проселочном тракте, в 8 верстах от села Спорновского.
Ежегодно 9 мая в селении установлен съездной
праздник в день перенесения мощей Святителя Николая. Входила в приход
Иоанно-Богословской церкви села Спорновского.
Часовня, старообрядческая
По сведениям 1889 г., в деревне Дубровной в доме
старообрядческого попа Андрея Константинова имелась часовня. Этот дом делился
на две части. В одной половине обитал настоятель старообрядческой общины с
семьей, а другой устроен молитвенный дом с иконостасом и древними иконами,
перед которыми стояли подсвечники собственного изготовления. «В середине
иконостаса вделана верхняя доска от Евангелия, осыпанная дорогими камнями и
имеющая на себе отливные изображения четырех евангелистов. Перед ней висела
лампада, и горел огонь. На столе лежала груда старопечатных и рукописных книг».
Борьба против польских интервентов
Ненавидело население края и завоевателей из-за рубежа. Оно принимало активное участие в народном ополчении Минина и Пожарского, освобождало вместе со всем русским народом Москву. В 1613 г., когда польский гетман Заруцкий разрушил со своим войском Лебедянь, многие данковчане, лебедянцы и ельчане встали в ряды народного ополчения.
После разгрома польских интервентов на Верхнем Дону русские люди отстраивали разрушенные города и села и продолжали охранять южную окраину государства. В 1623 г. в «дикое поле» Ливны выставляли 17 сторож. Данков — 10 и Елец — 8. Большинство из них размещалось на Дону и Быстрой Сосне. Пространство же от Дона до Кшени оставалось незащищенным. Через эти «ворота» татары врывались в русские земли. Только за 12 лет (с 1622 по 1634) они совершили 25 набегов на Ливенский и Елецкий уезды.
Набеги татар оказывали влияние на размещение населения в крае. Раньше других заселялись земли по рекам: Вязовенке, Красивой Мече. Рясе, Лебедянке и Воронежу. Сюда шло население из Ряженого и Рязанского уездов. Особенно быстро шло заселение Усманского стана Воронежского уезда. В 1629 г. здесь насчитывалось 538 крестьянских дворов, 89 бобыльских и 25 помещичьих.
Благие дела отца Сергия
И вот, величественная светлая обитель украшает поселок. Комплекс удивительно органично вписался в ландшафт поселка, став его достопримечательностью.
За белокаменной оградой и кружевной вязью парадных ворот расположились: часовня Святой блаженной Матроны Московской; крестильный храм Святого праведного Богоприимца Симеона; надколодезная часовня Божией Матери «Неупиваемая Чаша», а в центре – белокаменный семи купольный храм Казанской иконы Божией Матери. Для служителей прихода построен келейно-административный корпус. На территории храма — березки, ухоженные клумбы, скамейки для отдыха.
Стройка – невероятно трудное и хлопотное дело, которое отнимает много времени, сил и здоровья настоятеля, но батюшку это не смущает: он продолжает вносить свою лепту в строительство православных храмов на территории Прокопьевского муниципального округа.
В его глазах светится неугасимый огонёк — это его желание, стремление быть полезным, совершать благие дела. Имея мягкий, добрый голос, приятные черты лица, светлые пепельно-серебристые волосы и голубые-голубые глаза батюшка располагает к себе. Он всегда окружен людьми, которые приезжают из дальних уголков Кузбасса. Батюшка с любовью принимает каждого, дает человеку советы и подпитывает всех, томимых духовной жаждой. Каждое свое чадо он берет за руку и ведет узким спасительным путем к Христу.
Он источает какую-то необыкновенную любовь и заботу к нам грешным, совершая Таинства крещения, соборования, исповеди и Причастия. Его пастырская душепопечительность особенно проявляется во время исповеди: пастырь считает своим долгом поговорить с каждым, и выслушать проблему, нежели «отпустить грехи» в общей исповеди. Бывает, идешь к нему на исповедь духовно разбитой, подавленной, а уходишь окрыленной, радостной! К каждому у него свой подход, для каждого – своя, необходимая духовная пища. Не удивительно, что односельчане и иногородние прихожане глубоко уважают своего наставника.
Глава III. НАШ КРАЙ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Сторожевая станичная служба
После свержения монголо-татарского ига южные окраины Русского государства постепенно осваивались. К середине XVI в. русская колонизация распространилась на районы верховьев рек Оскола, Дона, Воронежа. Освоению «дикого поля препятствовали опустошительные набеги татар. В первой половине XVI в. крымские татары совершили 43 похода на русские земли. Свои вторжения они осуществляли по Муравской и Кальмиусской дорогам. Кальмиусская дорога шла от Азовского моря по рекам Кальмиус, Северский Донец, далее между реками Осколом и Доном и выходила к реке Большой Сосне, где у устья речки Чернавы, на полпути от Ливен к Ельцу, был брод. Далее к северо-западу от Быстрой Сосны дорога соединялась с Муравской.
К концу 50-х гг. XVI в. на южных окраинах Русского государства была построена укрепленная линия, состоявшая из городков-крепостей, откуда посылались в степь разъездные дозоры. В 1563 г. пограничный город Данков был перенесен на правый берег у впадения в Дон реки Вязовенки и назывался он Новый Данков. Город имел четыре проезжие и две глухие башни. В 1571 г. из 73 сторож окраины 18 находились на речках: Ливенка, Чернава, Воргол. Скверна, Вязовенка, Меча, Ряса, у бродов Выстрой Сосны и Красивой Мечи, на Галичьей горе и на дорогах, хорошо известных татарам. На этих сторожах несли службу более 100 детей боярских и казаков из Данкова, Рязани и других городов.
Хотя пограничники бдительно несли службу, однако они не могли охватить своим контролем огромное пространство «дикого поля», и татары проникали в русские земли. В 1571 г., после нападения крымского хана Давлет-Гирея на Москву, по приказу царя был разработан устав о сторожевой и станичной службе. На юге началось строительство новых крепостей. В 1585 г. были построены города- крепости Воронеж и Ливны, в 1592 г. Елец и Талицкий острог. Западнее Ельца располагался Чернавск. Крепости охраняли участок от Дона до реки Тим, причем часть их была выдвинута до рек Олымчика и Голой Сновы. Таким образом, к концу XVI в. большая часть территории Липецкого края охранялась русскими караулами.
Население южных городов помимо сторожевой службы обязано было в качестве трудовой повинности обрабатывать «государеву десятинную пашню». Повинность отягощала служилых людей и крестьян, вызывала у них недовольство.
Восстание в Ельце
Расширение Русского государства на юг привело к росту на территории нашего края феодальной собственности на землю, что сопровождалось закрепощением ранее свободных людей и усилением классовой борьбы. Первые крестьянские выступления в нашем крае имели место в конце XVI в. В 1591 г. крепостные крестьяне елецкого помещика Бахтеева восстали против своего притеснителя, отобрали у него имущество и вместе с семьями покинули родное село Ксизово.
В XVII в. население нашего края приняло активное участие в крестьянской войне под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. Важную роль играл Елец. Правительство, Шуйского посылало ельчанам грамоты, требуя прекратить восстание. Но крестьяне не подчинялись царским увещеваниям и ждали прихода крестьянской армии Болотникова. Разгневанный царь направил против ельчан военные силы под командованием князя Воротынского. Началась осада города, но ельчане держались стойко. Подоспевшие на помощь ельчанам отряды восставших крестьян наголову разбили царские войска. Ельчане радостно встретили восставших, передали им значительные запасы продовольствия и оружие и вместе с ними приняли участие в последующих боях с царскими войсками.
Возрождение православных традиций
Идея строительства православного комплекса в поселке Школьный принадлежит протоирею Сергию Анатольевичу Плаксину – поистине удивительному, доброму и отзывчивому человеку, который за период своего пастырского служения, а это ни много ни мало 40 лет! Построил и открыл несколько храмов, часовен и молебных комнат в селах и деревеньках Прокопьевского района. Отца Сергия ни на минуту не покидает мысль о возрождении православной культуры и духовном просвещении и воспитании нас, грешных.
Вот и в нашем поселке батюшка задумал возвести храм – место, где жители могли бы приблизиться к Богу. Ведь только в церкви наша душа таинственно соприкасается с вечностью и получает все необходимое для спасения, а сердца наполняются благодатью Святого Духа. А цель человеческой жизни — и есть приобретение и единение со Святым Духом. А без храма, без богослужений стяжать Духа Святого невозможно…
Георгиевский собор
Георгиевский собор.
Георгиевский собор – визитная карточка Юрьева-Польского, древнейший храм города, возведенный еще до монголо-татарского нашествия. История собора началась 800 лет назад, когда Юрий Долгорукий сразу после основания города выстроил церковь в честь святого Георгия.
Спустя столетие церковь сильно обветшала, и внук князя возвел новый белокаменный собор, прославившийся на весь мир искусным резным декором по всему фасаду. Но и эта постройка не устояла под гнетом времени, в середине 15 века храм обрушился. Для его восстановления были привлечены лучшие зодчие, и собор, по сути, собрали заново из старых обломков камней.
К сожалению, при отсутствии чертежей и описаний изначального здания не обошлось без погрешностей – фрагменты узоров перепутались, были нарушены изображения православных святых и библейских сюжетов. Само здание стало ниже и меньше размерами, некоторые барельефы были безвозвратно утеряны.
Несмотря на почтенный возраст и неоднократные строительно-восстановительные вмешательства, собор неплохо сохранился до наших дней. Также удивляют испещренные рисунками стены и массивный купол, увенчанный затейливым, ажурной резьбы крестом.
Внутри оборудован своеобразный исторический музей, экспозиции которого представлены камнями, оказавшимися «лишними» при восстановлении храма. Здесь же хранится главная святыня – каменный Святославов крест. При этом в соборе иногда проводят богослужения.
Адрес: Георгиевский собор, улица 1-го Мая, Юрьев-Польский, Владимирская область, Россия.
Дубровское, село Дубровской/Сычевской волости Курганского уезда
Село ДубровскоеДубровской/Сычевской волости на берегу озера Пимшина, на проселочной
дороге.
Церковь во имя Вознесения Господня
В 1857
г. жители деревень Дубровной, Копайской, прихода
Димитриевской церкви села Сычева, и Дубровиной, Ераниной, Медвежьей, прихода
??? церкви села Моревского, ходатайствуют о строительстве новой церкви с
образованием самостоятельного прихода. 6 мая 1858 г. Тобольской духовной
консисторией выдана храмозданная грамота на строительство деревянной церкви во
имя Вознесения Господня в деревне Дубровной. 21 сентября этого же года при
большом стечении народа благочинным Курганских уездных церквей, священником
Никитой Розановым совершена закладка нового храма. Договор на строительство
заключен с помещичьим крестьянином Нижегородской губернии Василием Малышевым. В
1863 г.
состоялось освящение Вознесенской церкви села Дубровского.
В началу ХХ в. деревянный храм обветшал. В 1904 г. губернским
архитектором Богоданом Цинке составлен проект каменной церкви в селе Дубровном.
В августе 1906 г.
выдана храмозданная грамота на постройку нового храма. Подрядчиком на
строительство выбран екатеринбургский мещанин Константин Трапезников, который
решил изготовить цоколь и крыльцо здания из гранита. Этот материал доставлен по
железной дороге из Екатеринбурга до станции Варгаши. Иконстас заказан
московскому товариществу «П.И. Оловянишникова сыновья». 21 сентября 1912 г. благочинным 2-го
благочиния Курганского уезда, священником Иоанном Редькиным в сослужении со
священниками Спорновской, Сычевской, Саламатовской и Дубровской церквей
состоялось освящение Вознесенской церкви села Дубровского.
В 1913
г. приход Вознесенской церкви села Дубровского состоял
из деревень: Еранина, Гагарья, Медвежья, Корнилова, участок Морковский.
В 1916
г. старая деревянная церковь продана жителям деревень
1-й и 2-й Марковых.
Регион в составе губерний
16 сентября 1779 года по указу Екатерины II слобода Липские Заводы официально получает статус уездного города Тамбовского наместничества (с 1796 года — Тамбовской губернии) с названием Липецк. Липецкий, Лебедянский и Усманский уезды вошли в состав Тамбовской губернии, Елецкий уезд — в состав Орловской губернии, Задонский уезд — в состав Воронежской губернии, а Данковский и Раненбургский уезды — в составе Рязанской губернии.
В XVIII веке продолжился рост крупного помещичьего землевладения. Липецкий край, богатый чернозёмами, стал житницей государства. Впоследствии он приобрёл широкую известность и как курорт минеральных вод. C 1769 года здесь располагается резиденция епископа Тихона Задонского (1783+). В 1871 году была открыта Елецкая классическая мужская гимназия. В 1873 году на липецкой земле в купеческой семье родился русский писатель Пришвин.
Во время Февральской революции, Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны погибли многие культурные ценности. В августе 1919 года города Лебедянь и Елец были захвачены казаками генерала Мамантова в ходе похода Деникина на Москву.
После установления советской власти на липецкой земле трагические формы приняла коллективизация. В 1930 году от рук кулаков погиб учитель Скороходов.
В декабре 1941 года на территории края развернулась Елецкая операция. В целом немцам не удалось закрепиться на липецкой земле, которая оказалась в тылу Красной Армии.
Торговые ряды
Торговые ряды.
Торговые ряды – атмосферная площадь в центре Юрьева-Польского. Активная торговая жизнь зародилась в городе несколько столетий назад, когда поселение было центром Владимиро-Суздальского княжества. Во времена Екатерины Великой для торговли построили масштабный Гостиный двор.
Деревянные постройки погибли во время пожара, и в середине 19-го века на этом месте возвели каменную галерею, в которой размещались, помимо магазинов и лавок, склады, трактиры, постоялый двор. Изначально площадь носила соответствующее «профилю» название Торговая, уже после октябрьских событий ее переименовали в Советскую.
До сегодняшних дней Торговые ряды в точности сохранили свой исторический облик. В ходе реставрационных работ мастера ориентировались на старые фотографии прошлых лет. Как и в позапрошлом веке нынешние Торговые ряды – оживленная, шумная площадь, «место встречи» продавцов и покупателей.
Адрес: Торговые ряды, Юрьев-Польский, Владимирская область, Россия.
Экспозиция музея
Началом экспозиции Кунсткамеры стали покупки, сделанные Петром Первым во время Великого посольства, и покупки в 1717 году коллекций редкостей Ф. Рюйша и А. Себы.
Начало собственной коллекции
В 1718 году император издал такой приказ: собирать анатомические и иного вида редкости со всех губерний России. Его особенно интересовало «все, что зело старо и необычно»: оружие, одежда, инструменты. В северную столицу привозили минералы, драгоценные камни, петроглифы, раковины, чучела необычных зверей, коллекции бабочек и прочее. Все это оформлялось и представлялось публике.
Кстати, согласно этому указу, за любые находки полагалось вознаграждение, а за сознательную утайку «редкостей» вводились штрафы.
В 1720 году в распоряжение музея была передана коллекция Д. Г. Мессершмидта, путешественника и этнографа, изучавшего народы Сибири. В 30-ых годах в Кунсткамеру передали собрание инструментов и механизмов Я. Брюса и коллекции, собранные во время Камчатской экспедиции 1733-1743 годов.
Коллекция в XIX веке
Коллекция Кунсткамеры очень быстро росла, а в 1830 году она была разделена на отдельные музеи.
Экспозиции этих музеев рассказывали о биологических особенностях развития и материальной культуре народов, проживавших на территориях от Японии до Африки, от Америки, Северной и Южной, до Китая. Экспонаты привозились из экспедиций, покупались на средства, выделенные из государственной казны. Особенно значительно коллекция Кунсткамеры пополнилась во время царствования Екатерины II, хотя и другие Романовы внесли весомый вклад в расширение экспозиции: великая княгиня Елена Павловна передала музею знаменитую астролябию фламандца Г. Арсениуса, а Николай II привез много уникальных предметов из своего заграничного и дальневосточного путешествия.
В настоящее время раннюю историю музея освещают несколько экспозиций. В них представлены инструменты, собранные Петром I и его преемниками. Глобус-планетарий был приобретен императором ещё в 1713 году и весил более трех с половиной тонн. В 1747 году он сгорел, но его удалось реставрировать по старым чертежам. Остальные инструменты и приборы, в том числе ньютоновская труба, труба Доллона, зрительная труба Ломоносова, с помощью которой он наблюдал за Венерой, астрономические часы, идеально сохранились до нашего времени. Также до нашего времени дошла уникальная китайская механическая игрушка из янтаря и слоновой кости, купленная русским посланником Л. В. Измайловым в Китае в 1720 году – «ладья небесная».
Земляные валы древнего Мстиславля
Земляные валы древнего Мстиславля.
Древний Мстиславль – исчезнувший древнерусский город, некогда стоявший на месте села Городище близ Юрьева-Польского, одно из немногих старых поселений с хорошо сохранившимися оборонительными сооружениями. О городе сохранилось очень мало достоверной информации, больше догадок и предположений.
Датой его основания считают 11-й век, с именем основателя ученые не могут прийти к единому мнению. Одни полагают, что «именной» город заложил Владимир Мономах, давший новому городу имя своего сына. Другие считают, что основателем «именного» города был новгородский князь Мстислав, сын Мономаха, владевший в то время местными землями.
В 12-ом веке для обороны от неприятелей вокруг города возвели земляные валы до 5 м высотой, предваренные глубокими рвами. К сожалению, эти укрепления ни спасли Мстиславль, город в один из набегов разрушили татаро-монголы, уничтожение остатков продолжило время. Сейчас от некогда мощного города-крепости остались лишь руины. Но все также высятся земляные валы, кое-где пообсыпавшиеся, сохранились некоторые рвы. В кольце валов лежат развалины древней церкви и одиноко возвышается старенькая, ветхая колокольня.
Адрес: Село Городище, Юрьев-Польский район, Владимирская область, Россия.
Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова.
Церковь Рождества Христова – архитектурный и исторический памятник Юрьева-Польского. Точно не известно, когда был возведен храм, предполагают, что во второй половине 18-го века старую деревянную церковь сменила каменная. Так же из области предположений версия, что изначально новый храм освятили во имя братьев-чудотворцев Космы и Дамиана, и лишь после возведения колокольни произошло переосвящение в честь Рождества Христова. В пользу этой версии говорят записи в исторических документах, в которых церковь обозначена и Космодемьянской, и Христорождественской.
Рождественский храм был последним, действовавшим в городе при советской власти. Но и его в конце 30-х годов закрыли, растащили убранство и церковную утварь, разобрали массивную колокольню со встроенными часами. Несколько десятилетий в церковном здании располагались типография и молочный завод. Уже в нынешнем веке белокаменный, шестикупольный храм, после восстановления, вернули прихожанам.
Адрес: Храм Рождества Христова, Авангардский переулок, Юрьев-Польский, Владимирская область, Россия.
Пожарное депо
Пожарное депо.
Пожарное депо – одно из старинных зданий Юрьева-Польского, сохранившее прежние колорит и очарование. Депо построили на излете позапрошлого века в популярном для того времени в хозяйственных постройках стиле русской неоготики, фасад выложили из красного кирпича. Чуть позже архитектурный ансамбль гармонично дополнили пристроенные по бокам конюшня и служебный флигель. Здание получилось нарядным и просторным, нередко его помещения использовались для театральных постановок и танцевальных вечеров.
Несмотря на вековой возраст, депо отлично сохранилось и по сей день используется по своему прямому назначению – здесь расположилась пожарная часть. Правда, некогда красные стены приобрели светло-серый оттенок. Часто ворота бывают распахнуты, и можно взглянуть на трудовые будни современных брандмейстеров.
Адрес: Пожарная часть, улица Владимирская, Юрьев-Польский, Владимирская область, Россия.
История храма от строительства до наших дней
Покрова на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была возведена за один год (единым летом), и архитектура.
История возникновения церкви и чудо перед постройкой
В 1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на месте, где была выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась Богородица, которая и указала место для строительства города.
Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.
Начало строительства церкви
Как уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.
Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.
Наречение храма
Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский.
Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял.
Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово.
Археологические раскопки и находки
Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.
Немало интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров.
Дворцы, деревня Шатровской волости Ялуторовского уезда
Деревня Дворцы (Пахорукова, Верхне-Мостовская)Шатровской волости при речках Северной и
Мостовке, на земском тракте. Православное население принадлежало к приходу
Модестовской церкви села Шатровского, отстоящей от деревни в 5 верстах, а
единоверческое -к приходу
Богородице-Казанской единоверческой церкви села Кодского, находящегося в 27
верстах. Значительную часть жителей составляли старообрядцы.
Молитвенный дом, старообрядческий
Во второй половине XIX в. в селении действовала
моленная старообрядцев-беспоповцев. Ежегодно 5 января в этом молитвенном доме
при многолюдном стечении народа, приезжавшего даже из соседней Пермской
губернии, совершались моления, во время которых происходило освящение
Богоявленской воды, которой и причащались богомольцы. Наставником
старообрядческой общины деревни Дворцы в 1880-е гг. являлся крестьянин Козьма
Тарасович.
РИ: с. Пезмог (Прокопьевский погост), Небдинская / Пезмогская вол., Усть-Сысольский у., Вологодская губ.
Церкви
Прокопиевская церковь построена в 1777 г. тщанием прихожан, освящена 1 июля 1778 г. во имя св. Праведного Прокопия, Устюжского Чудотворца. Деревянная, одноэтажная, теплая, с деревянной особой колокольней.
В 1843 г. построена новая каменная церковь, с тёплой церковью и колокольней в одной связи. Престолы: в теплом храме справа — во имя прав. Прокопия и Иоанна Устюжских, освящён вторично после ремонта 2 сентября 1897 г.; слева — во имя Власия Севастийского, освящён вторично после ремонта 27 августа 1898 г.; в холодном — во имя Богоявления Господня, освящён 26 июня 1851 г.
Часовни
В верхнем конце села (в 1 1/4 версты от церкви), во имя свт. Стефана Пермского; на берегу Вычегды (в 1 версте от церкви), во имя сщмч. Власия Севастийского. Стефановская часовня построена на основании указа Вологодской духовной консистории от 20 июня 1863 года за №3625 на месте часовни, выстроенной жителями в один день во время страшного морового поветрия. Это поветрие, как было сказано в летописи, случилось в 1831 году и прекратилось на следующий день после того, как часовня была построена. Молебны в ней совершались в день памяти свт. Стефана Пермского, после литургии и крестного хода к часовне. Власиевская часовня, по преданию, была построена близ выгона в связи с частыми случаями травежа скота дикими зверями. По обету крестьян ежегодно 11 сентября совершался крестный ход в эту часовню, и в ней служились молебны.
Крестные ходы
Кроме описанных крестных ходов, в приходе проходили ещё два: 4 июля после литургии вокруг пастбищ на 15 вёрст и 20 июля после литургии вокруг села и полей.
Источники
НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 437-439.
Список населенных мест Вологодской губернии: составленный в 1881 г. Ч. 10. – Вологда : Тип. Губерн. Правл., 1881. — С 125.
Список населенных мест по сведениям 1859 года. — 7: Вологодская губерния. — Санкт-Петербург, 1866. — С. 356.
1779 | (1801) | Бронников Петр Иоаннович | |
1803 | 1819 | Попов Феодор Иоаннович | |
1821 | 1855 | Попов Никифор Ионович | |
1855 | 1880 | Щетинин Александр Алексеевич | |
1880 | 1887 | Красов Василий Иоаннович | |
1887 | 1893 | Волков Андрей Дмитриевич | |
1893 | 1897 | Покровский Иоанн Стефанович | |
1898 | 1910 | Покровский Димитрий Александрович | |
1911 | 1915 | Попов Стефан Михайлович | |
1916 | (1916) | Попов Петр Васильевич | |
(1935) | 1935 | Шумков Николай Николаевич | |
1821 | 1827 | Попов Илия Евфимиевич | |
1827 | 1842 | Клочков Георгий Никитич | |
1841 | 1843 | Тарабукин Василий Саввиевич | |
1843 | (1854) | Никифоровский Николай Иоаннович | |
1873 | 1893 | Трубачев Алексий Михайлович | |
1893 | 1897 | Шумков Аполлон Викторович | |
1897 | 1909 | Мысов Михаил Григорьевич | |
1909 | 1910 | Носков Николай Арсениевич | |
1910 | (1913) | Трубачев Михаил Алексеевич | |
? | ? | Распутин Сидор Стефанович | |
1793 | 1808 | Бронников Пётр Карпович | |
1809 | 1814 | Попов Иоанн Васильевич (4) | |
1816 | 1821 | Попов Илия Евфимиевич | |
1821 | 1827 | Клочков Георгий Никитич | |
1827 | 1851 | Бронников Иоанн Петрович | |
1848 | (1853) | Бронников Василий Иоаннович | |
(1854) | 1866 | Никифоровский Николай Иоаннович | |
1866 | 1866 | Сумароков Арсений Максимович | |
1867 | 1873 | Трубачев Алексий Михайлович | |
1793 | 1809 | Попов Евфимий Андреевич | |
1810 | 1821 | Попов Никифор Ионович | |
1827 | 1832 | Попов Василий Никифорович | |
1833 | 1867 | Попов Андрей Михайлович | |
1867 | 1867 | Попов Василий Симеонович | |
1867 | 1874 | Попов Феодор Васильевич |
Послужные списки
Статьи сайта Фома
Крещение (Богоявление) Господне. Коротко о праздникеКрещение Господне или Богоявление — это названия праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 19 января. День накануне, 18 января, называется Крещенским сочельником или Навечерием Богоявления. Крещение — двунадесятый (т.е. один из двенадцати важнейших после Пасхи) православный праздник.
«Явление Христа народу», — какие важные христианские смыслы вложил художник в картину«Если бы в сию минуту Богу было угодно лишить меня здешней жизни, то я поблагодарил бы Его за то, что Он прославил меня отысканием первого сюжета в свете», — писал Александр Иванов, начиная главную картину своей жизни — «Явление Христа народу». Но после двадцати лет колоссального труда художник говорит о «Явлении»: «Картина не есть последняя станция, за которую надобно драться». Что произошло с мастером? Почему он …
Наступает конец света? Священник Александр СатомскийЧто мы знаем о конце света? Что мы можем сделать? На вопросы читателя журнала «Фома» в новом выпуске проекта «Райсовет тет-а-тет» отвечает протоиерей Александр Сатомский, настоятель храма Богоявления г. Ярославля. Подпишитесь на подкаст: «Райсовет тет-а-тет» — видеопроект журнала «Фома». Тут мы остро и интересно говорим со священником на актуальные темы. Вместе отвечаем на вопросы читателей. …
Популярное
15.01.2023
Более 1300 зрителей посетили Рождественский концерт на Приморской сцене Мариинского театра, организованный Владивостокской епархией
11 января 2022 года на Приморской сцене Мариинского театра состоялся Большой Рождественский концерт сводного хора Владивостокской епархии, солистов, женского хора и струнного оркестра театра.
06.01.2023
В навечерие Рождества Христова митрополит Владимир совершил богослужение в Покровском соборе
Владивосток . 6 января 2023 года, в канун Светлого Христова Рождества, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил богослужение в Покровском соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: ключарь собора иерей Владимир Плотников, игумен …